Проблемы организации работы школ в Сибири в годы Великой Отечественной войны

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цирукина У. В. Проблемы организации работы школ в Сибири в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3146–3150. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54893.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа архивных материалов и историко-педагогической литературы охарактеризованы проблемы организации и работы школ в Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): недостаток школьных помещений, учебников и канцелярских принадлежностей; нехватка учительских кадров; проблемы всеобуча. Проанализированы направления воспитательной (идеологическая, патриотическая) работы школы. Показано, как в сибирском регионе решалась задача обучения коренных народов Севера в сложных условиях военного времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цирукина Ульяна Владимировна,студентфакультета педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскulya_tsira@mail.ru

Проблемыорганизации работы школвСибири

в годы Великой Отечественной войны

Аннотация.В статье на основе анализа архивных материалов и историкопедагогической литературы охарактеризованыпроблемы организации и работы школ в Сибири в годы Великой Отечественной войны (19411945): недостаток школьных помещений, учебников и канцелярских принадлежностей; нехватка учительских кадров; проблемы всеобуча. Проанализированы направления воспитательной (идеологическая, патриотическая) работышколы. Показано как в сибирском регионе решалась задача обучения коренных народов Севера в сложных условиях военного времени.

Ключевые слова:Великая Отечественная война, Сибирь, школа, воспитательная работа,учительские кадры, проблема всеобуча.

Великая Отечественная война 1941 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Самыми трудными были первые годы войны, когда шла массовая эвакуация детей и детских учреждений из прифронтовых районов в разные регионы страны, в том числе и в Сибирь.Архивныедокументы свидетельствуют о том, что «…дети из прифронтовой полосы в большинстве своем прибывают раздетыми и долг каждого сознательного гражданинанашей области, помочь создать им нормальные условия для жизни…». В связи с большим поступлением эвакуированных детских учреждений в Сибирь (детдомов, детсадов) вставал вопрос об изыскании дополнительных ресурсов по обеспечению детским бельем, одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Поэтомупартийное руководство в Сибири, руководители отделов образованияпризывали «…организовать сбор вещей для детей, привлекая к этой работе в первую очередь женский актив, комсомол». Собранные вещи направлялись на склады РайОНО [2]. Отметим, что при школах практически повсеместно организовывались мастерские поремонту обуви и пошиву одежды: «…в пришкольной мастерской родители из ткани, полученной от шефов со швейфабрики, сшили для детей 53 вещи, получили в подарок от шефов 55 пар обуви и 80 метров платьевой ткани»[2].Особое внимание обращали на детей, чьи родителивоевали на фронтах Отечественной войны, семью фронтовиков и отцов отечественной войны: «…необходимо обследовать их бытовые условия и оказать необходимую помощь. Доставку и распиловку топлива, ремонт квартир, приобретение одежды, и обуви или оказать материальную помощь…» [ 2].Проблема, связанная с нехваткойканцелярских товаров и учебниковсказывалось на успеваемости учащихся, «…создалось исключительно тяжелое положение с тетрадями, перьями и карандашами…нет листочка бумаги, перьями ученики пишут по очереди…» [5]. На учебную четверть не приходилось и по одной тетради на учащихся, поэтому приходилось писать на книгах, газетах, оберточной бумаге.Получение и использование канцелярии обязательно фиксировалась документально. Вархивныхматериалах читаемследующее: «…Крывошинский РОНО сообщает, что тетрадей по разноряде округа имелось 235000:

на первое полугодие 19411945учебного года было разноряжено 84460 штук;

на второе полугодие сделанапо школам разнорядка на тетради в количестве 74048 штук. В отношении расходования и использовании тетрадей по прямому назначению было разослано на местауказания на основе приказа Наркома просвещения товарища Тюркина от 24 сентября 1941 г. № 11422. Проведенная проверка ряда школ показала, что грубых нарушений приказа нет, за исключением НовоИвановской школы, где полученные тетради были полностью розданы учащимся, бесконтрольно расходовались в результате чего тетрадей на первое полугодие хватило только на одну четверть» [1]. Многие школы были плохо оснащены электрическим освещением, в классах было очень холодно, что сказывалось на быстрой утомляемости учащихся. В школьных библиотеках не хватало книг«…на 40 учеников приходилось по 56 учебников, да и те были наполовину непригодны изза большой изношенности», во многих классах отсутствовали наглядные пособия для более успешного усвоения материала, «школьная библиотека …мала, что ни в коей мере не обеспечивает потребности читателей» [1].

Помимо этого, серьезной проблемой была нехватка помещений для учебы. Ремонт школ производился крайне медленно и не совсем качественно. Часто для школ выделяли иные помещения.Например, вдокладной записки Кисилева Г.И. одного из председателей райцентров Томской области указывалось, что «…школа не имеет типового здания, это помещение, в котором она помещается ни в какой степени не отвечает элементарным требованиям, помещение ‬бывший комендатурский клуб и сейчас в нем школа…»[3].Многие здания школ освобождались в крайне короткие сроки для эвакогоспиталей, вследствие чего занятия в школах проводились в 2 ‬3, нередко и в 4 смены. Некоторые «мелкие» школы размещали в районы с целью смещения с ближайшими школами. Строительство новых школ приостанавливалось, заготовленные материалы и оборудования, оставшиеся на складах или строительных участках, подлежали в кратчайшие сроки взятию на учет и реализации по нарядам Облплана, а полученные деньги от реализации материалов перечислялись на текущие счета областных бюджетов[1].Анализархивныхматериалов свидетельствует, что большое количестводетей от 7 до 14 лет небыли охвачены учебным процессом, причинами чего являлись дальние расстояниядо соседних школ, «а дети в возрасте 89 лет 12 классов жить отдельно от родителей не хотят, что связано частично с питанием, отсутствии теплой обуви, одежды, возить же колхоз не имеет возможности; не отпускают родители в школу в виду того, что отцы призваны в армию. Эти дети помогают в домашних работах, остаются с младшими детьми, таккак мать на работе» и частые болезни [1].Помимо этого, во многих школах, как указывалось в отчетах, организация питания детей оставляла желать лучшего. В целях создания дополнительного питания учащихся предписывалось «организовать в каждой школе, детсаде, интернате специальные группы школьников под руководством учителей по заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов, шиповника» [1]. На пришкольных участках и подсобных хозяйствах детских учреждений детдомов необходимо «произвести посев витаминизированных овощей (лука, салата, шпината)». Была организована и рыбная ловля для пополнения запасов школьных столовых [2].Сложнее было с питанием в городских школах, так наодного ученика приходилось по 50 граммов черного хлеба и по10 грамм сахара [4]. Такое скудное питание, конечноже, сказывалось на работоспособности учащихся.В годы войны обозначиласьпроблемаохвата всеобучем детей народов Севера (хантов, алеутов, ненцев, эвенков и др.).Для решения этой проблемы организовывался переучет детей школьного возраста, особо ‬детей семилетнего возраста. В целях охвата детей остяков и эвенков «…вводится учитель, который будет переезжать вместе с охотникамиостяками…»[3].

Еще однойтрудностьювоенного временибылнедостаток педагогических кадров. Для решенияэтойпроблемыпроводилась подготовка учителей «через курсовые мероприятия». Проводились «месячные курсы воспитателей детских домов, четырехмесячные курсы для учителей начальных школ и учителей ‬предметников» [3]. Однакотакая подготовка не гарантировала будущему преподавателю соответствующего образованияи до конца не решала кадровой проблемы:«…350 учителей начальных школ не имеют педагогического образования и не все из них оформились на заочное обучение да и оформившиеся заочники участвовали на сессии не все…» [3].В некоторых школах качество обучения школьников находилось на низком уровне. В отчетах по сибирским отделам образования отмечалось, что «причиной такого неудовлетворительного состояния успеваемости школ являлось безответственное отношение части учителей к своему делу, плохая подготовка учителя к уроку, низкий общеобразовательный уровень педагогического состава, отсутствие должного контроля за работой учителя со стороны руководства школ и отделов Народного образования» [3]. В военное время школа и учителя прибывали в тяжелых условиях, особенно это касалось финансирования школ. В связи с этим принимались решения «…организовать сбор средствдля оказания помощи путем премий, воскресников и проведения платных вечеров» [2].Имело место задержка выдачи заработной платы учителям:«заочников отправляли на сессию в Колпашево, Новосибирск, Томск, не выдав им зарплаты». Предоставления отпусков в некоторых школах учителямбыли запрещены.В специальных магазинах ассортимент продуктов и промышленнобытовой продукций был очень мал[2].Сложное военное время требовало поиска новых форм организации учебной работы. Так, произошли следующие изменения в структуре и продолжительности года:

«…зимние каникулы 14 классов всех школ проводятся 11 по 18 января включительно,

в 510 классах всех школ зимние каникулы отменяются,

вторая четверть 14 классов заканчиваются 10 января,

вторая четвертьдля 510 классов заканчиваются17 января,

третья четверть начинается с 19 января и кончается 23 марта для всех классов,

весенние каникулы устанавливаются решением исполкома райсовета,

срок занятий 510 классов продлить до 10 июня» [1]. Кроме того, в 710 классах вводилосьобучение сельскохозяйственным работам, где учащиеся 7х классов должны практически владеть простыми с/хозяйственными машинами, а учащиеся 810 классов сложными сельскохозяйственными машинами [1]. В период зимних каникул рекомендовалось проводить однодневныедвухдневные межкурсовые совещания учителей начальных классов с повесткой дня об итогах первой четверти, планирование учебного материала на третью и четвертую четверть (по классным секциям). Проводились консультации, делался упор на организацию самостоятельнойработыучащихся VIIX классов, организовалось индивидуально ‬групповыезанятия, дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы (срокзанятий 510 классов продлить до 10 июня). Трудности были и в организации учебного дела. В учебный процесс в годы войны были внесены значительные новшества: дети начинали учиться не с 8, а с 7 лет. В некоторых школах вводили эксперимент по внедрению раздельного обучения мальчиков и девочек; была восстановлена пятибалльная система оценки знаний, были введены экзамены почти во всех классах,начинаяс четвертых классов;длявыпускниковотличников 10классабыли учрежденызолотые исеребряные медали;вводились «Правила для учащихся».В школах былапрекращена практика соцсоревнований в учебной работе.Включениевучебныйпланвоеннофизкультурнойподготовкидлястаршеклассников было на особомконтроле.В школеизучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились сстрелковыморужием, проходили техникурукопашного боя и военно ‬санитарного дела.Из архивных материалов: «Проверкой хода военной подготовки учащихся и граждан учебных заведений города и района Колпашева выявлено слабое знание основных частей программы военной подготовки, отсутствие или бессистемное проведения физзарядок, систематические срывы занятий по военнофизической подготовки. В целях устранения недочетов предложено следующее: изучить в кружках программы военнофизической подготовки учащихся и сдать зачеты; Срывы и замены военных занятий считать чрезвычайной ситуацией ‬немедленно производить расследование с привлечением виновных к судебной ответственности;Произвести занятия а свежем воздухе. Физзарядку ввести в систему» [3].Школы были ориентированы на пропаганду здорового образа жизни.Большое внимание уделялось укреплению здоровья и выносливости детей «… Обяжите все школы проводить в зимние каникулы 14 классы организовать лыжный спорт, проводить отдых на свежем воздухе, походов, экскурсий…» [1]. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе, на первый план выдвигалось идейно ‬политическое и патриотическое воспитание учащихся.От преподавателя требовалась прежде всего «работа на собой, чтобы воспитательная работа была на более высоком уровне… воспитателидолжны ходить на работу подготовленным» [2].В отчетах по областным, районным, городским отделам образования в начале войны отмечалось, что «при инспектировании проверяется, главным образом, обстановка в школе, условия работы, а не анализируется и не изучается система воспитательной работы. Ответственность учителя за лучшую постановку воспитательной работы еще не поднята в значительных слоях учительства, … встречаются учителя, которые считают, что теперь роль учителя сводится к даче урока и только, а дополнительная помощь ученику, посещение квартиры ученика, связь с его родителями, не считают своим делом. В ряде школ не обеспечено консультация занятия с учащимися, получившими испытание на осень» [3].

Благодаря архивным материаламмы можем представить как было организованоидейно ‬политическоеи патриотическое воспитание учащихся в школах«… проводились литературные концерты, монтажи, детские утренники тематика которых была героикопатриотическая и посвященная определенным датам и событиям:

‬«Да здравствуетНовый год ‬год Великих Побед»;

«День 27ой годовщины РККА»;

«Молодежь в дни отечественной войны»;

«Сталин ‬нашасила»;

«Боевые подвиги Красной армии».

Указывалось обязательность в организации«…самодеятельностидетей и взрослых, проведениебесед о боевых подвигах Красной армии…»[6].Для улучшения постановки воспитательной работывыходили следующие постановления: «разработать конкретные мероприятия, ввестив практику ежемесячныепроверки состояния отдельных разделов учебновоспитательной работы;

немедленно доукомплектовать детские дома педагогическими кадрами;

организовать внешкольную работу, особое внимание обратить на подготовительную работу военнофизического воспитания, проведение бесед и докладов научнопопулярного характера;

обеспечитьоборудованием и инвентарем (плакаты, портреты вождей и др.)[6].Следует отметить, что сложное время требовало «… мобилизовать учителей школ на воспитание в детях качества человека…»[1], а именно добиваться практических навыковучащихся, уделить особое вниманиепривлечениюучащихся в трудовую деятельность, «воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, ненависти к врагам народа» [1].Уже с первых днейвойны местные партийныеи комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию.Так, учащиеся и педагогические коллективы «…оказали большую помощь нашей доблестной Красной Армии путем сбора лекарственного сырья дикорастущих растений» [4]. Среди школьников проходили выставки «Труд учащихся в помощь фронту» и «Вседля фронта,вседляпобеды» [4].Согласно архивным данным учителяишкольники Сибири внесли в фонд обороны 86 тысяч рублей, за что получили благодарность от И.В. Сталина [7]. Большое внимание со стороны руководителей отделов народного образования уделялось наглядной агитации. На стенах классов и коридорах можно было часто увидетьлозунги и плакаты. Однако,в отчетах находим записи, свидетельствующие о том, что «…большинство школ не имеют плакатов для учебновоспитательныхработ…», что было связано с одной стороны с отсутствием бумаги и красок, с другой стороны, не всегда вовремя осуществлялась доставка типографской агитационной продукции по школам (особенно в отдаленные поселения)[3]. Вопрос организации и проведения идейно ‬политическойработыв годы войны касался не только учащихся, но и учительства. Однако в отчетах о проведении политикомассовой работы среди учительства, отмечалось, что «…она не стоит еще на должной высоте». Райкомы партии обеспечивали проведение политзанятий в районных центрах, но «в школах, расположенных дальше от центра, занятия проводятся или от случая к случаю, или совсем не проводятся. Для решения этой проблемы 23 июня 1944 г. вышло постановление «О мерах по улучшению учебновоспитательной работы в школах» [4]. Содержаниям политического образования учителей являлось «…изучение книги товарища Сталина «О великой отечественной войне» и изучение краткого курса истории ВКЦ (б)» [1]. Воспитательная работа была направлена и на устранение причин низкой успеваемости и отсева части детей из школ, что было обусловлено тяжелыми военными условиями (холод,голод,отсутствиеодеждыиобувиу многих школьников, гибель отцов на фронте, непомерная нагрузка на матерей на производстве). Отчасти для решения этой проблемы воспитательная работа организовывалась в форме дежурства учителей, которые «…проводили беседы, читки и организовывали детей на своевременное выполнения домашних заданий, оказывают индивидуальную помощь…» [1].

Патриотическому воспитанию учащихся уделялось большое внимание не только во внеклассной работе, но ив учебное время: на уроках истории, русского языка и литературы говорили о национальной гордости за Россию и русский народ (изучали произведения о былинных богатырях, о героических событиях в истории страны);

на уроках химии в разделе «газы» учили пользоваться противогазом;

на уроках музыки разучивали патриотические песни и песни, которые были написаны в годы войны.Учебный материал каждого урока должен был связанс конкретными событиями Великой Отечественной войны. Таким образом, школы Сибири в годы Великой отечественной войны оказывали гуманитарную помощь эвакуированным детям и детям, чьи родители были на фронте; вели масштабную воспитательную работу по укреплению боевого настроякаждогоучащегося. Несмотря на проблемы, с которыми столкнулась школав сложный для страны период (недостаток школьных помещений, учебников и канцелярских принадлежностей; нехватка учительских кадров; организация всеобуча),учителя активно вовлекали школьников в общественнополезную деятельность, старались поддержать детей (организация дополнительного питания, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др.) в тяжелое военное время.

Ссылки на источники1.ОГКУ «Государственный архив Томской области», Фонд 591, Опись №1, Дело 92.2.ОГКУ «Государственный архив Томской области», Фонд 588, Опись №1, Дело 749.3.ОГКУ «Государственный архив Томской области», Фонд 588, Опись №1, Дело 958.4.ОГКУ «Государственный архив Томской области», Фонд 323, Опись №1, Дело 15.5.ОГКУ «Государственный архив Томской области», Фонд 591, Опись №1, Дело 376.6.МКУ «Енисейский районный архив». Фонд 199, Опись №1, Дело 3.7.ОГКУ «Государственный архив Томской области»,Фонд 1158, Опись № 1, Дело 29.

Tsirukina Ulyana Vladimirovna,student of the faculty of pedagogy and psychology, «Lesosibirsky pedagogical Institute branch of the Siberian Federal University», LesosibirskFeatures educational work in school during the war yearsProblems of the organization of schools in Siberia during the Great Patriotic WarAbstract.Problems of organization and operation of schools in Siberia during the Great Patriotic War (19411945)are characterized on the basis of analysis of archival materials , historical and pedagogical literature: the lack of school facilities, textbooks and stationery , lack of teaching staff , the problems of universal education .The direction of educational work ( ideological , patriotic ) is analyzed . Shown solving the problem of learning Indigenous Peoples in difficult wartime conditions in the Siberian region .Keywords :Great Patriotic War , Siberia , school , educational work , teaching staff , the problem of universal education .