Повышение квалификации работников народного образования в Сибири в 20-30-е гг. XX в.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мануилова А. Е. Повышение квалификации работников народного образования в Сибири в 20-30-е гг. XX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3166–3170. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54897.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа архивных материалов и историко-педагогической литературы охарактеризованы особенности организации и содержания педагогических курсов в РСФСР в 20-е и 30-е гг. ХХ в. (на примере педагогических курсов Западной и Восточной Сибири). Автор рассматривает новые виды и направления работы курсов повышения квалификации, отмечает преимущества открытия институтов повышения квалификации кадров народного образования в Сибири.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мануилова Анастасия Евгеньевна,студентка 5 курса филологического факультета Лесосибирскогопедагогическогоинститута‬филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирск.nastyamanuilova@yandex.ru

Повышениеквалификации работников народного образования в Сибири в 2030е гг. XXв.

Аннотация.В статье на основе анализа архивных материалов и историкопедагогической литературы охарактеризованы особенности организации и содержания педагогических курсов в РСФСР в 20 и 30е гг. ХХ в. (на примере педагогических курсов Западной и Восточной Сибири). Автор рассматривает новыевидыи направления работыкурсов повышении квалификации, отмечает преимущества открытия Институтов повышения квалификации кадров народного образованияв Сибири.

Ключевые слова: Сибирь, педагогические курсы, 2030е гг. ХХ в., курсы, повышение квалификации, Институт повышения квалификации кадров народного образования.

Обращение к истории системы образования нашей страны дает возможность объяснить и предугадать ход реформирования этой области на современном этапе. Огромный интерес в этом отношении представляет история школы в период зарождения советского государства.Кардинальные изменения в системеобразования в данное время предполагают достижение ощутимых практических результатов.Этот практический опытможет быть использован и в массовой школе XXIв. Яркими страницами в истории отечественного образования в нашей стране являются 2030е гг. XXв. Первые десятилетия существования советской школы, объединенные общей грандиозной для того времени задачей: «превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [1], были временем кардинальной перестройки всей системы народного образования. В рамках этого в 2030х гг. XXв. было сделано многое. Важным шагом на пути становления советской школы была разработка и внедрение в жизнь новой системы образования. За ее основу была взята концепция Единого трудового обучения, основные положения которой заключались, по мнению П.П.Блонского, в том, что «все знания должны рождаться из случаев и в работе…» и «…ученик должен изучить мир и жизнь, а не арифметику и фонетику…» [1]. Основываясь на большей обращенности такого обучения к жизни и к миру труда, была разработана следующая система народного образования: начальная (4 года обучения), неполная средняя (7 лет обучения)и средняя школа (с общим сроком обучения 10 лет) [1]. Демократизация и гуманизация школыв период становления советской системы образованиясделало возможным широкую деятельность профсоюзов учителей, развитие школьного самоуправления, внедрение в учебный процесс новых приемовобучения(иллюстративноеобучение, лабораторные работы, экскурсии и др.) [1]. Особое внимание было уделено школам в сельских местностях: на базе таких школ были открыты трехлетние школы крестьянской молодежи, дающие общеобразовательные и агрономические знания, важные для данных широт.Основными учреждениями для подготовки квалифицированных кадров в сфере образованияв исследуемый периодбылипедагогические училища и техникумы (готовили учителей начальной школы), педагогические институты и университеты (готовили учителей для средней школы). Эти два десятилетия поражаютне только величием замыслов,количеством новых идей, переменами в системе образования, но иожесточенностью дискуссий, в которых отстаивались самые разные педагогические идеалыи ценности.Одним из вопросов, широко обсуждаемым в этот период, был вопрос о профессиональной подготовке учителейшколы. Важными средствами создания нового направления в профессиональном педагогическом образовании в 2030е гг. XXв.являлись педагогическиесъезды и курсы. Учительские съезды выступали в качестве площадки для обсуждения нового образа работника образования, теоретических основ его подготовки, необходимых профессиональных качестви способов их приобретения. Также на съездах обсуждались вопросы и проблемы, связанные с системой образования в целом. Например, напроходившихв г. Новониколаевске в августе 1920 г. съездекурсах (помимо теоретической части, в программе съезда присутствовали практические занятия ‬особенностьтого времени) помимо докладов по общепедагогическим вопросам о трудовой школе, о принципах трудового воспитания, о самоуправлении в школе, широко обсуждались такие вопросы, как «Религия, школа и коммунизм», «О работе в деревне и отношение к среднему крестьянину», «Рост и роль профсоюзного движения»[2]. Учительские курсы в свою очередь были трансляторами того, как принятые теоретические положения должны реализовываться на практике, являлись важнейшим организаторомсамообразовательной работыпреподавателей школы.Важно отметить то, что в 2030 е. гг. XXв. курсы приобретают ряд особенностей, определившихдальнейший характер курсовой работыв целом.Рассмотрим эти особенностина примере архивных материалов Западной и ВосточнойСибири.Отличительной особенностьюпедагогических курсовв Сибири в 2030е гг. XXв.была организациятематических курсов. До 20х гг. XXв. курсы повышения квалификации работников образования всегда строились по принципу универсальности: старались обучить всему понемножку. Подобный подход иногда вызывал трудности, связанные с реализацией теоретических нововведений на практике. К примеру, сравним опыт внедрения ручного труда в России и в Америке.В Америке передтем, как ввести этот предмет, были организованныспециальные курсы, где учителя могли получить соответствующую подготовку и навыки по ручному труду, и только после этого данный предмет появился в школе. В отечественной системе образования подобной последовательности не было, и учитель, не получивший никакой подготовки по ручному труду, должен был сам постигатьего основы[3].Подобные примеры и обусловили необходимость появления в нашей стране тематических учительских курсов. Огромное внимание в связи с этим в отечественной педагогике уделялось иностранным языкам. Так, например, в 1920г. при «… Историкофилологическом Факультете Томского университета прошли тематические педагогические курсы «новых» языков…»[4]. Цель ихработы заключалась в подготовке преподавателей «новых» языков для средних учебных заведений. На курсах были организованы триотделения, где преподаватели, образование которых должно было быть не ниже среднего, могли повысить свою методическую подготовку, а также улучшить знания французского, немецкого илианглийского языка. Примечательно, что для лиц, совсем не знакомых с языком, устраивались дополнительные«приготовительные»курсы[Там же]. Для того чтобы не отвлекать преподавателей от работы в школе, курсовые занятия проходилипреимущественно в вечерние часы. Тематикакурсов историкофилологическогофакультетаТомского университета нашла отражение и впрограмме преподаваемых дисциплин. Если на обычных педагогических курсах читались лекции по основным школьным предметам (русский язык, литература, история, обществоведение, география, математика, физика, химия, биология, педагогика), то на тематических курсах уделялось внимание только одномупредмету. Учебная программа рассматриваемых курсов, где в качестве основного предмета был выбран иностранный язык, включала в себяследующее:

общие предметы, знание которых было необходимо для преподавания выбранного иностранного языкаи для работы в школе в целом

логика, психология, педагогика и история педагогических учений, методика преподавания языков, языковедение, общая фонетика и школьная гигиена;

специальные предметы, читаемые на выбранном иностранном языке по отделениям: география, история, история литературы и культуры страны изучаемого языка и его историческая и статорная грамматика[4]. Общие предметы читались профессорами университета, для преподавания «новых» языков. Стоит отметить, что особенностью курсов было приглашение иностранных лекторов.Кроме лекций, большое внимание уделялось и семинарским занятиям, на которых отрабатывались различные методики: устныебеседы по картинам, объяснительные чтения, пересказы, классные и домашние сочинения, диктовки. Организуядеятельность курсантов на занятиях подобным образом, разрешалисьсразу две задачи: усвоение иностранного языка(теоретическое и практическое), а также изучение различных методовего преподаванияв советской школе[Там же]. Вторая особенность курсовповышения квалификации работников образования 2030х гг. организация специальных курсов для преподавателей национальных школ. Так в Томске в 1920х гг. были проведены первые Сибирские курсы по переподготовке учителейтатар. Большинство из приглашенных курсантов являлись работниками сельских школ. Курсы впервые были направлены на тщательную проработкуобщепринятых образовательных программ и на адаптациюэтой программыкусловиямтатарской массовой школы[5]. Следует обратить внимание и на тот факт, что на основе изученных архивных данныхможно утверждать, чтов качестве курсантов могли быть не только преподаватели, но и школьники. Отрывок из письма ученицы Могочинской средней школы Пятинкиной Антониды Ивановны: «Кривошенский Районный отдел Народного образования… Настоящим довожу да Вашего сведения в том, что я учусь в 8 классе и в дальнейшем школьное образование продолжать мне не предоставляется возможности в виду того, что мои родители бедного состояния…Само обстоятельство заставляет оставить школьную учебу и устраиваться на какуюлибо работу. Для улучшения материального положения, бытовых условий, прошу отдел народного образования определить меня на курсы педагогов…»[6].Но самой яркой особенностью педагогических курсов 2030х гг. и системы повышения квалификации учителей того времени былапопытка создать специальное учреждение, которое будет способствовать планомерной организации мероприятий, направленных на улучшениеметодической подготовки преподавателей школы,как по отдельным городам, так и по всей странев целом. Так с 1928 г. на разных административных уровнях стали открываться Институты повышения квалификации кадров народного образования[7]. Архивныематериалы свидетельствуют отом, что такойинститут был открытв г.Красноярске в начале 1930 г. Институт повышения квалификации кадров народного образования(ИПККНО) являлся «специальным педагогическим учебным заведением, имеющим своей задачей реализацию директив руководящих органов по всестороннему усовершенствованию квалификации кадров народного образования»[8]. Подобная задача, обусловила и содержание работы Института:

усовершенствование квалификации кадров народного образования в области их специальности, углубление и усовершенствование педагогического и методического мастерства;

расширение, углубление и усовершенствование их политической подготовки; втретьих, организация и проведение мероприятий по поднятию общей культуры и расширению кругозора работников народного образования[Там же]. Занятия в рамках ИПККНО проводились либо в здании самого Института, либо в «лучших педагогических училищах, средних, неполных средних, начальных и дошкольных учреждениях…»[8]. Важно отметить тот факт, что при ИПККНО работал постоянный состав преподавателей(штатные работники),иногда привлекали профессорско преподавательский состав педагогических институтов и университетов.В качестве форм организации работы по повышению профессиональной подготовки преподавателей при ИПККНО использовались семинары, лекции, конференции, совещания, экскурсии, консультационная и инструктивная помощь педагогам по вопросам школьной и дошкольной работы, «слушания радиопередач из Москвы», но основной формой работы ИПККНО являлись курсовые мероприятие различной деятельности и протяженности[Там же]. Так, в плане работы ИПККНО Красноярского края заноябрьдекабрь 1933 г.значится организация восьмимесячныхкурсов переподготови учителей начальной школы и десятимесячных курсов по подготовки учителей неполной средней школы (НСШ)по специальностям [8], а в плане работы ИПККНО за 1937 и 1938 гг. фигурируют курсы подготовки заведующих и учителей начальных школ, директоров и преподавателей неполной средней школы и средней школы, дошкольных работников, воспитателей детдомов, пионервожатых, работников отдела народного образования(заведующих и инструкторов), учителей НСШ и другие[Там же]. Важно отметить еще одну особенность педагогических курсов, которая ярко проявилась в этот период. Помимокурсов различных по протяженности (недельные, месячныегодовые), по программе и по охвату учебных дисциплин (курсы общей подготовки и тематические), по целевой аудитории (директора школ, учителя НСШ И СШ, воспитатели детских домов, пионервожатые), среди курсов различались курсы переподготовки (повышения квалификации) и курсы подготовки(табл.1)[9]. Таблица 1ИПККНО по Красноярскому краю. Сводный отчет за весь 1937 г.

Типы курсовПродолжительностьПлан приема на начало учебыОкончилиI. Курсы подготовки1. Подготовка учителей начальной школы12 месяцев280 по плану*(обучалось 320)2802. Подготовка учителей неполной средней школы12 месяцев90903. Подготовка воспитателей детского сада10 месяцев70 по плану* (было 60)604. Подготовка воспитателей детских площадок10 месяцев85805. Подготовка воспитателей детских домов1 месяц30306. Подготовка физкультурников и учителей школ глухонемых для детского дома2 месяца557. Подготовка библиотекарей5 месяцев40

40

II. Курсы повышения квалификации1. Повышение квалификации учителей начальной школы1,5 месяцев350

350

2. Повышение квалификации учителей неполной средней школы1 месяц168

1683. Повышение квалификации пионервожатых20 дней ‬1 месяц150150

Необходимость введения подготовительных курсов была обусловлена малочисленностью преподавателей, а иногда и отсутствием какоголибо педагогического образованияу учителей.Например, из архивных документов: «Чупров Андрей Якимович ‬учитель истории и обществоведения неполной средней школы № 6. Образование ‬строительныйРаВФАК. Совершенно неграмотен. Сделал в диктанте 59 ошибок. Не умеет ясно излагать материал. Для преподавания истории не подготовлен. Методик не знает»[10]. Такой вывод сделала аттестационная комиссия во время проверки школ рассматриваемого региона в 1937 г. (22 марта11апреля)[10]. Также это комиссия сделала заключениео недостаточности педагогических кадров вКрасноярском крае‬всего 104 учителя начальнойи неполной средней школы на такой большой территории. Причем аттестацию из 104 преподавателей прошли лишь 82, среди них 55 с низким образованием, 26со средним образование и только 1 человек с высшим педагогическим образованием[Там же]. Успешное прохождение аттестации во многом было обусловленосамообразовательной деятельностью учителя: «…Прошла аттестацию, объявлена благодарность Чудбина Александра Константиновна ‬учительница неполной средней школы № 2. Методически хорошо подготовлена…Уроки интересные и содержательные. Систематически повышает свою квалификацию»[10], «Список учителей отстраненных аттестационной комиссией от учительской работы…Егорова Анна Петровна ‬учительница начальной школы № 43. Окончила 2 курса педрабфака…Слабо знает основы наук. Повышением квалификации не занимается» [Там же]. Таким образом, период 2030х гг. XXв. один из интереснейших периодов в истории отечественной школы. Он отмечен глобальными преобразованиями в сфере образования, уникальными педагогическими находками, борьбой за ликвидацию неграмотности и всеобуч, где важное место отводилось повышению квалификации кадров народного образования и их переподготовки. Именно этот период является периодом становления системы повышения квалификации учителейсоветской школы. Широкий спектр различных по протяженности (недельные, месячные годовые), по программе и по охвату учебных дисциплин (курсы общей подготовки и тематические), по целевой аудитории (директора школ, учителя НСШ И СШ, воспитатели детских домов, пионервожатые)курсов повышения квалификации, а также курсов подготовки способствовал улучшению методической подготовкиучителей сибирского региона. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проблемы, связанные с изучение региональных особенностей развития образования, не только не утратили своей значимости в настоящий период времени, но и требуют своего решения и дальнейшего научного изучения, что очень важно для воссоздания картины историкопедагогического процесса в России в целом, и в ее регионах в частности, для практического применения получаемых исследовательских выводов с целью разработки современных региональных проектов, программ развития российской провинции.

Ссылки на источники1. Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Очерки по истории Советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1948.С. 2212402. Шамахов Ф.Ф., Гиро М.Я., ЗайцеваТ.Ф. Народное образование в Томской области за сорок лет советской власти. Под общей ред. Ф.Ф. Шамахова, Томск1957 г., С. 19

3. Основныевопросы повышения квалификации/Под ред. С.М.Фридмана, Сборник 1 ‬«Работник просвещения», Москва ‬1927г., С.274. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд № Р815. Опись 1. Дело № 22. Документы о зачислении слушателей на педагогические курсы новых языков при историкофилологическом факультете (объявления, справки, списки, заявления). Фотография В.И.Лукъянчиковой; л.62 (05.09.191810.08.1921) на 128 листах.ЛЛ.15. Из истории педагогического образования в Томске (80е гг. XIX30е гг. XXвв.). Вопросы отечественной и всеобщей истории. Сборник статей. Выпуск 2./ Под ред. Проф. Л.И.Боженко Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003.С. 576. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд №Р193. Опись 1. Дело 37. Заявления учащихся о приеме на учительские десятимесячные курсы (28.03.1938 ‬20.12.1938) на 76 листах.ЛЛ.27. Крючкова О.В. К вопросу об истории переподготовки учительских кадров в 1920е годы. X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (1519 мая 2006 г.): Материалы конференции. В 6 т. Т.4. История. Томск: Издво Томского государственного педагогического университета, 2006.С. 54

8. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р № 1920. Опись 1. Дело № 1. Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. Материалы (положения, приказы, докладные записки, планы и отчеты, переписка, списки и др.) о работе института усовершенствования учителей за 19351940 гг. на 120 листах.ЛЛ.65869. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р № 1383. Красноярский краевой отдел народного образования т.1 (1932 1969). Опись 1. Дело № 209. Сводный статистический отчет Красноярского КрайОНО по подготовке и учителей за 19371941 гг. на 327 листах.ЛЛ.29810. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р № 1383. Красноярский краевой отдел народного образования т.1 (1932 1969). Опись 1. Дело № 216. Докладные записки аттестационных комиссий об итогах проведения аттестации учителей в районах края (1937 г.) на 114 листах.ЛЛ.3296

Manuilova Anastasiya EvgenevnaThe five year student of Philological Faculty of Lesosibirsk Pedagogical Institute ‬the branch of Siberian Federal University, Lesosibirsknastyamanuilova@yandex.ruImproving the skills of teachers in Siberia in the 2030ies XX century.Abstract:Based on the analysis of archival materials , historical and pedagogical literature characterized by features of the organization and content of teacher training courses in the USSR in 20 and 30ies the twentieth century (for example, teacher training courses in Western and Eastern Siberia ). The author examines new forms and directions of refresher courses, notes the advantages of opening Institutesof advanced training of public education in Siberia.Keywords:Siberia, educational courses, 20 30ies. the twentieth century, courses, training, Institute of Advanced Training of public education.