Полилог диалоговых смыслов как концепт коммуникативной среды освоения русской духовно-музыкальной культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барковская С. П. Полилог диалоговых смыслов как концепт коммуникативной среды освоения русской духовно-музыкальной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3301–3305. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54924.htm.
Аннотация. В статье представлены особенности полилога диалоговых смыслов, включающего совокупность диалога культур, диалога культурных текстов, диалога мировоззрений, диалога-синтеза искусств. Диалоговые смыслы выступают в органическом единстве, образуя концепт коммуникативной среды освоения русской духовно-музыкальной культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Барковская Светлана Петровна,кандидат педагогических наук, доцент по кафедре эстетики, этики и культурологии, г. Магнитогорскpoliolog@mail.ru

Полилог диалоговых смыслов как концепткоммуникативнойсреды

освоениярусскойдуховномузыкальнойкультуры

Аннотация.В статье представлены особенности полилогадиалоговых смыслов, включающегосовокупность диалога культур, диалога культурных текстов, диалога мировоззрений, диалогасинтеза искусств. Диалоговые смыслы выступают в органическом единстве, образуя концепт коммуникативнойсредыосвоениярусскойдуховномузыкальнойкультуры. Ключевые слова:полилогдиалоговых смыслов, русскаядуховномузыкальнаякультура, диалог культур, диалог культурных текстов, диалог мировоззрений, диалогсинтез искусств.

В качестве цели статьи, мы определили рассмотрение и обоснование полилога диалоговых смысловкак концепта коммуникативной среды освоения русской духовномузыкальной культуры(РДМК). Представляя подсистемноеобразование, полилог диалоговых смыслов включает следующие элементы:

«Диалог культур» –современной и древнерусской, светской и православной;

«Диалог культурных текстов» –богословских и искусствоведческих, музыковедческих;

«Диалог мировоззрений»–научного и религиозного;

«Диалогсинтез искусств» –слова, музыки и живописи.Диалоговые элементы существуют в органическом единстве, воплощая закономерные связи и зависимости, равноправные культурные смыслы, переходящие с одного уровня на другой, которые отражают не только онтологическую сторону диалога как категории бытия, некой бесконечной сущности, но и гносеологическую сторону диалога как событие, в ходе которого осуществляется освоение русской духовномузыкальной культуры. Все диалоговые элементы взаимосвязаны между собой. Ни один из них не универсален и изолированное применение каждого не дает необходимых результатов. При помощи полилога диалоговых смыслов происходит организация субъектобъектной деятельности студентов и преподавателя на основе текстуальной целостности, ценностносмысловой текстуальности и текстуального ценностносмыслового равенства субъективных позиций. Полилог диалоговых смыслов был выведен из опыта освоения русской духовномузыкальной культурыв образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО), а также из философии, теории познания, психических закономерностей юношеского возраста.Кратко остановимся на особенностях применения каждого из выделенных диалогов.«Диалог культур», понимаемый нами в идее культуры, принципиально неисчерпаем. Диалог осуществляется в виде пересечения культурных множеств (современной и древнерусской, светской и православной культур, профессиональной и национальнойи др.), когда область пересечения небольшая, а область непересекаемого огромная. Диапазонтождества здесь выступает некойпредпосылкой для вхождения в область непознанного, неизвестного для проникающей культуры. Диалог становитсяспособомразъяснения сторон того или иного культурного комплекса,приводящегоисходныеточкик некоему единству, на основании которогоивозникает возможностьпродуктивноговзаимопониманияразличныхкультур. Смысл диалога культур помогает осуществлять познание русской духовномузыкальной культурычерез «свою» –современную, светскую, национальную, молодежную и др. культуры, а своей –через древнерусскую, православную путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу, в условиях принципиального смыслового несовпадения. Он задает своего рода образец, в соответствии с которым, могут осваиваться научные и религиозные воззрения на РДМК, средства их обоснования, инструменты исследования и т.п. Развертывание диалога культур как полилога(множества, взаимодействующего как целостность) культурных смыслов не только задает контуры новой картины русской духовномузыкальной культуры, но и предполагает существенную переработку понятий философии, культурологии, религии, искусствоведения, музыкознания, хороведения, регентоведения и их связей. Кроме того, современная трактовка диалога вносит изменения в плане конкретизации, детализации, усложнения, а также в плане его значимости для современного профессионального музыкального образования. Это можно трактовать как изменение ранга диалога: если ранееинтерпретируемый нами диалог культур рассматривался как объект философского и социальногуманитарного анализа, то теперь он может быть представлен как сложная динамическая форма, имеющая музыкальнопедагогическое значение.Студентымузыканты воспринимают вещи именно таким образом, каким их научила этому культура. Предметнотелесная реальность, язык, текст, микросоциум и т.д. формируют у них определенную картину мира. В этой связи, «Диалог культурных текстов»является важным составным элементом в полилоге диалоговых смыслов.Будущие педагогимузыканты в процессе профессиональной подготовки демонстрируют разнообразие подходов, детализаций, рассудочных конструкций и картин реальности, которые, однако, объединяются в некие синтетические целостности, имеющие свое специфическое начало, свою физиономию –текстовый продукт, свое лицо. И часто случается так, что при встрече двух различных культурных физиономий –текстов (свой –чужой) возникает взаимное неприятие, отчуждение, взаимное неудовольствие от того, что случилось при этой встрече.В профессиональной подготовке педагоговмузыкантов в образовательных учреждениях СПО очевидна натуралистическая направленность –традиция рассматривать русскую духовномузыкальную культурукак некий самостоятельный организм, существующий помимо воли людей, его составляющих. Также очевидна некоторая специфичность знания, выражающаяся в метафоричности и интуитивном схватывании. Тем не менее, эта метафоричность имеет свое оправдание, прежде всего как выражение творческого воображения, необходимого для выхода за круг накопленных фактов.Подобная точка зрения гиперболизирует, усиливает, обращает большее внимание на целостность культурных единиц. Совокупность этих целостностей составляет русскую духовномузыкальную культуру. В то же время, этот вариант уникальности и неповторимости культурных образований опасен, потому что следование по этому пути закрывает возможность взаимопроникновения, толерантного взаимообогащения различных культурных комплексов –научных и религиозных. Для того чтобы преодолеть эти трудности, эти узкие места, следует спускаться на тот уровень, где возможно взаимопонимание, где есть вероятность его найти. Первоначально нужно спуститься на ту смысловую плоскость, которая позволяет допущение взаимопонимания между обоими культурными образованиями. Затем постепенно дифференцировать и уточнять те вещи, которые не дифференцированы, содержатся в целостном интегрированном виде. Если в процессе освоения русской духовномузыкальной культурымы будем действовать так, тогда возможно продуктивное и толерантное взаимодействие культурных текстов: богословских и искусствоведческих, музыковедческих и др. Тогда противостояние, антагонистическое противоречие, противоборство содержательных начал могут приобрести форму диалога, могут приобрести вид диалогового приведения противоречий к некому культурологическому единству, текстуальной целостности, в рамках которой возможно сосуществование обоих культурных комплексов: научного –культурологического, искусствоведческого, музыковедческого, хороведческого и религиозного –богословского, регентского.Начав изучать, интерпретировать любой текст русской духовномузыкальной культуры(будь то исторический, искусствоведческий, музыковедческий, богословский, музыкального произведения и др.), исследователь (преподаватель, студент) так или иначе уже имеет о нем «предварительное понимание» (предрассудок). Оно задано той традицией, той культурной средой, в которой живет исследователь, и в дальнейшем он будет только исправлять это предварительное понимание, не всилах полностью освободиться от него. То есть интерпретация всегда происходит в рамках какойлибо традиции, порвать с которой проблематично. Хотя интерпретации всегда гипотетичны, они могут быть проверены и изменены в свете новой информации. Если возникнет явное рассогласование между предложенной интерпретацией и ее объектом, то оно будет восприниматься как разрыв между предполагаемым и действительным.Проблема истолкования текстоврусской духовномузыкальной культурыв полилогедиалоговых смысловможет быть сформулирована в виде некоторого парадокса. Для человека понимать другого из «чужой» культуры означает перенестись в другое измерение. Это в свою очередь ставит нас перед вопросом: каким образом будущий педагогмузыкант может осуществить адекватную процедуру понимания «другого» –русской духовномузыкальной культуры,одновременно сохраняя собственную идентичность? Вообще можно ли говорить о «правильной» и «неправильной» интерпретации? Существует неразрывная связь процесса понимания с интерпретацией, которая в свою очередь начинается с попытки артикулировать в своем языке значения, образованные в другом дискурсе [1]. Первоначально исследователь производит интерпретацию значения текста (научного, религиозного) как целостного –продукта русской духовномузыкальной культуры. В результате дальнейшей рефлексии интерпретация может быть дополнена и развита или пересмотрена полностью. Процесс всегда заключается в понимании частей, исходя из предположительного смысла целого. Смысл целого в процессе может быть, опять же, пересмотрен в свете более адекватного знания. Единство смысла может быть достигнуто только тогда, если наше детальное знание частей может быть интегрировано без сокращения целого. Далее интерпретации могут быть проверены в диалоге между интерпретатором и интерпретируемым. Для герменевтического метода применяемого в диалоге культурных текстов не существует стандартов объективности, которые можно было бы признать независимыми от достижения интерсубъективного согласия между партнерами в процессе диалога. В научном подходе интерпретации богословских, регентоведческих, искусствоведческих, музыковедческих, хороведческих и др. текстов русской духовномузыкальной культурыдолжны основываться на понимании, общем для субъектов и их объектов. Подтверждением адекватного понимания должно быть общее удовлетворение ожиданий сторон, т.е. общее согласие как на уровне теории, так и на уровне практики. Таким образом, сама возможность межкультурного текстового диалога –политекстуальность предполагает наличие некоторых универсальных оснований в различных культурных традициях (православной, древнерусской; научной, современной). Поиск и анализ этих культурных универсалий открываетпуть взаимопонимания разных традиций русской духовномузыкальной культуры. Опираясь на данныеуниверсалии, мы можем проникать в самобытные элементы культурного текста и интерпретировать их как субъективный политекстуальный продукт, основанный на ценностносмысловой текстуальности и текстуального ценностносмыслового равенства.Любая наука самовыражается не только в свойственном ей предмете и методах изучения объектов действительности, но также в уровне культуры взаимодействия с этими объектами. Поэтому для понимания русской духовномузыкальной культуры (РДМК)важным является не только уяснение, какими научными способами в названной культуре вырабатывается знание о православных традициях, но также понять, как исследователь с ними взаимодействует. В данной связи вопрос о РДМК приобретает форму вопроса о культуре субъектобъектного и субъектсубъектного взаимодействия с музыкальной культурой религиозной традиции и ее модификациями. Самым общим ответом на поставленный вопрос послужит следующий тезис: в процессе взаимодействия с РДМК искусствоведение и музыкознание устанавливают и поддерживают с православной культурой диалог. Диалог с православием уже прочно вошел в научный обиход, стал самим собой разумеющимся как диалог мировоззрений –научного и религиозного. Смысл «Диалога мировоззрений»предполагает аналитический, аксиологический, проблемны иэвристический методы его осуществления в процессе освоения РДМК. Этот диалог является стержневым, так как проходит через всю структуру программы учебного курса «Русская духовномузыкальная культура», представляя вертикальное сечение в построении ее содержания. Он воплощает культурологический аспект, где выделяются два подхода –общечеловеческий, прежде всего художественный и богословский во взглядах на искусство с религиозным содержанием. Возникающий при этом диалог мировоззрений –научного и религиозного,созвучен современной позиции гуманистической педагогики. Данный диалог позволяетпостигатьглубинныеоснованияРДМК.

Независимо от нашего сознания русская духовномузыкальная культурапо своему содержанию двойственна, двуедина и объективно несет в своих образах как общечеловеческое–специфически художественное, так ирелигиозное идейное содержание. Поэтому одни и те же музыкальные произведения на православные тексты верующими могут восприниматься религиозноэстетически, а неверующими, несмотря на наличие в их содержании религиозной идейности, нравственноэстетически, художественно. Диалог мировоззрений строится на выявлении содержания и нравственноэстетической оценки РДМК с двух позиций.Сторонники богословской концепции, в вопросе содержания искусства православной традиции, выдвигают идею его сверхъестественного происхождения, которое является даром Всевышнего, отражением сверхъестественного, богословием в камне, красках, звуках [2, 3, 4 и др.].В научном подходе все искусство, в том числе и религиозное, имеет земное происхождение. Оно плод художественнотворческой деятельности человека, его духовного производства –сознания, воображения и материального воплощения замысла. Научный музыковедческийподход в изучении русской духовномузыкальной культурыпозволяет через средства материального мира: звук как материю музыки, лад, гармонию, ритм, фактуру и др. постигать воплощенное в них религиознохудожественное содержание. Главным в таком подходе является выделение общечеловеческих ценностей и их критериев. Содержание православной религии, как явления русской духовной культуры, образует ценности, представленные в вероучении, ритуалах, организационных структурах. Многие христианские ценности сопоставимы с ценностями гуманистического характера, и задача преподавателя состоит в их выявлении и анализе. В качестве примера возьмем христианскую идею Бога, которая является центральной в литургической музыке. В процессе ее характеристики важно назвать свойства, составляющие представление о всемогуществе Бога: творение мира и управление им. Помимо этого, всемогущество Бога включает идею всесовершенной божественной любви. Последняя осмысливается как всеобъемлющая и безграничная любовь в отношении к людям не только праведным, но и грешным. Отмечая указанное свойство, преподаватель подчеркивает, что, в соответствии с идеей всеобъемлющей и безграничной божественной любви, христианство предъявляет нравственные требования к человеку. Призыв любить не только ближнего, но и врага, христианство обосновывает следующим пояснением: врагом, собственно, является не сам человек, а то зло, которое есть в нем, поэтому бороться следует не с человеком, а со злом, бороться за человека, за его духовное преображение. Религиозные ценности, таким образом, увязываются с общечеловеческими гуманистическими ценностями.Применяемый аксиологический метод в анализе содержания богослужебных песнопений, концертных авторских произведений на православные тексты, является существенным в установлении диалога с православной религией. Если студент не уяснит ценностного содержания православной культуры и саму РДМК в качестве ценности, диалога между нею и ценностями, представленными в мировоззрении студента, не состоится. Диалог предусматривает сопоставление личного опыта, опыта культуры, которую представляет личность, с иной культурой, с которой устанавливается диалог. Установление диалога с русской духовномузыкальной культуройпозволяет сознательно осуществить ценностный отбор. При этом отношение личности к ценностям религиозных традиций может быть различным: одни из них она в состоянии полностью отвергнуть, другие интериоризовать в систему собственных ценностей. Поэтому диалог с религией предполагает критический отбор ценностей. Для преподавателя важно поставить студента в ситуацию ценностного выбора. Например,вот как это можно реализовать в сравнительном анализе основополагающих идей содержания песнопений Цветной триоди, воплощающей торжество Воскресения Христова –Пасху Новозаветную и идей Песах (Фесах) –Ветхозаветной Пасхи. Слово «Пасха» было изменено греками и с еврейского оно буквально означает «переход, перемена места» [5,с. 271]. Празднуя Пасху Новозаветную, православные христиане торжествуют через Христа, открывшего посредством страдания и крестной смерти, переход от смерти к жизни, от земли к небу. Еврейский народ, празднуя Песах, вспоминает освобождение своих предков от рабства и переход из египетской землив землю обетованную –Ханаанскую. В характеристике праздника «Песах» наиболее значимым будет служить акцентирование внимания на двух его главных символах –«отказ от дрожжей» и употребление мацы (пресных лепешек). Преподаватель дает пояснение обоим символам: «дрожжи» символизируют собой «хлеб изобилия» в богатой Нильской долине, когда евреи находились в «египетском рабстве», маца –«хлеб бедности», которым они питались в бесплодной, каменистой пустыне после того, как Моисей освободил свой народ из «египетского рабства». Согласно Священному писанию, в пустыне, испытывая голод, евреи принялись роптать на Моисея и требовать вернуть их в Египет, где они, несмотря на рабское состояние, не испытывали такого голода как в пустыне. Евреи оказались в ситуации альтернативного выбора –между «хлебом» и свободой. Преподавателю необходимо пояснить, что такая дилемма выбора нередко предстает перед человеком. Параллельно можно привести фрагмент анализа [по Э. Фромму (6)] ситуации отказа человека от своей свободы и добровольного подчинения им диктатору: не возвратится ли освободившийся из «золотой клетки» человек обратно в эту клетку, оказавшись наедине с трудностями добывания «хлеба насущного» и не пожертвует ли он ради последнего своей свободой? Оба указанные выше символы являются напоминанием иудеям о жизненных трудностях, о сделанном ими в пустыне окончательном выборе в пользу свободы. Изложив данный материал, преподаватель применяет проблемный метод, организуя перед студентами проблемную ситуацию ценностного выбора. Диалог, прежде всего, предполагает понимание своего партнера по диалогу, проникновение в мир смыслов его культуры. Исследователь в процессе изучения религиозной культуры не ограничивается лишь простой регистрацией внешнего знания о религиозных традициях, но пытается их осмыслить. Аналогичная задача выдвигается в процессе освоения русской духовномузыкальной культуры. Студент никогда не уяснит РДМК, если ее изучение будет сведено к установлению фактов православного вероучения, ритуала храмового действа, организации и истории богослужебного пения, концертной православной музыки и т.д. В таком случае студент получит только внешнее знание о музыкальной культуре религиозной традиции, однако ее не поймет, поскольку не проникнет в ее смысловое поле.

В качествепримера рассмотрим смысл эсхатологического учения, отраженного в содержании песнопений Постной триоди. Одним из его компонентов является идея загробного воздаяния, дифференцирующая эсхатологическую перспективу на два диаметрально противоположных состояниябытия –блаженство в царстве Божьем и вечные муки в аду. В приведенной дифференциации утверждается идеал справедливости, компенсирующий дефицит такого идеала в общественной жизни. При этом преподаватель обращает внимание студентов на отсутствие идеи загробного воздаяния в ранних стадиях религиозной истории, когда, по представлениям людей, человеческие души попадали в одно и то же царство мертвых. Со временем религиозное сознание выступило с протестом против уравнительности в послесмертном воздаянии, и последнее оказалось дифференцированным по принципу: высшее благо –по достоинству человека или по справедливости. Другая эсхатологическая идея –идея царства Божьего –выражает идеал абсолютносовершенного бытия. Характеризуя названную идею в содержании великопостных песнопений, преподаватель подчеркивает, что последняя рассматривается религиозным сознанием в виде оппозиции несовершенному земному бытию. Призыв стремиться к царству небесному через покаяние и умиление, смирение и милосердие во время Великого поста (в частности) означает призыв к обретению абсолютно совершенного бытия, характерными чертами которого выступают бессмертие и святость. В утверждении данного качественного состояния жизни одновременно выражена позиция отрицания несовершенного мирового бытия с присущим ему злом.Такой анализ содержания песнопений из Постной триоди позволяет студенту уяснить мировоззренческий потенциал православного учения. Студент только в том случае будет расположен к диалогу с религиозной культурой, если убедится в серьезности ее мировоззренческого содержания. В данном отношении задача преподавателя заключается в том, чтобы методом анализа религиозного мировоззрения расположить студента к диалогу с религиозными традициями.Диалог в процессе освоения русской духовномузыкальной культурыосуществляется не только на уровне научного и религиозного мировоззрения, но и на уровне межрелигиозной коммуникации. Методом такого диалога служит сравнительный религиоведческий анализ пересекающихся с православием религиозных особенностей иудаизма и католицизма. Если теологическое сравнение религий осуществляется в ключе конфессиональной апологетики, согласно которой отдельная конфессия возводится на пьедестал абсолютного совершенства и остальные религии рассматриваются как искажения религиозной истины, то в научном религиоведческом подходе мы не допускаем противопоставление одной какойлибо религии другим религиям. Сравнительный анализ производится в ключе сопоставления свойственных им ценностей с целью выявления общего и особенного в религиозных культурах. При этом в оценке мировоззренческих позиций ставится вопрос не о том какая из них верная, но вопрос о том, какая позиция соответствует ценностной ориентации отдельной личности. Важно, чтобы студентмузыкант усвоил, что неприемлемость тех или иных ценностей его собственному внутреннему миру отнюдь не означает их ложности и «несостоятельности». Отказ от абсолютизации собственной мировоззренческой позиции –важнейшее условие для достижения диалога. Последнее требование относится не только к студентумузыканту, но и к педагогумузыканту. Приглашая студентов к размышлению и рассуждению относительно русской духовномузыкальной культуры, преподаватель присущую ему мировоззренческую позицию рассматривает в качестве одной из альтернатив, допуская сосуществование с ней и других. При таком подходе признается бытие как светских ценностных ориентаций, так и религиозных; утверждается ценность и светской, и православной культур, научной и религиозных точек зрения на РДМК. Раскрывая содержание русской духовной музыки в соответствии с мировоззренческой позицией, студентам излагается богословский смысл песнопения, особенности исполнения по уставу, по регламенту, затем освещается его общечеловеческий смысл –эстетические и нравственные ценности, музыкальные выразительные средства по следующей схеме: Схема обучения на основе «Диалога мировоззрений»Первый этап1. Краткое освещение религиозного содержания песнопения через его словесные образы и особенности музыки, в синтезе с временным регламентом исполнения (как компонент церковного круга) и в комплексе с храмовым действом.2. Выделение нравственного смысла песнопения с позиций религиозного мировоззрения.3. Краткий анализ выразительных средств слова и музыки (в ее прикладном значении) с позиций религиозной эстетики.4. Краткий анализ регентских традиций в исполнении православного песнопения. Второй этап1.С точки зрения искусствоведения и музыкознания определяется художественноэстетическое содержание хорового произведения. 2. Выявляются нравственные доминанты содержания в ракурсе общечеловеческих ценностей.3. Анализируются выразительные художественные средства, воплощающие каноническое слово в музыке.4. Анализируется процесс разучивания и исполнения с точки зрения хороведения и хоровой технологии.ТретийэтапОбобщение религиозного и музыковедческого подхода на основе единых эстетических и нравственных ценностей. Четвертый этапМоделирование процесса разучивания и исполнения изучаемого произведения на основе обобщения религиозного (регентского) и музыковедческого (хормейстерского) подходов.

В этой схеме диалог выражен в эвристическом методе изложения материала, в объяснении содержания и исполнения произведения.

Итак, процесс освоения русской духовномузыкальной культурыв профессиональной подготовкепедагоговмузыкантов СПО немыслим без диалога различных мировоззрений. Применение данного диалога дает возможность студентам получать более полное представление об изучаемом объекте и его предметах, способствует развитию их творческого мышления, самовыражению, свободному изложению своей точки зрения. Интеграция противоположностей в оценке музыкальной культуры религиозной традиции помогает избежать искажения смысловой интонации в трактовке содержания песнопения. Одновременно, названный диалог выполняет функцию воспитания духовно богатой личности будущего педагогамузыканта, где в решении профессиональных задач непосредственно участвуют аксиологические системы духовных ценностей светской и религиозных культур, которые им переживаются. Органическую часть полилога диалоговых смыслов составляет «Диалогсинтез искусств». Онорганизован в соответствии с логикой современного полихудожественного мышления в субъектобъектной коммуникациии отражает позиции сторон дополняющих и развивающих друг друга. Диалогсинтез выстраивается между разными видами искусств (словом, музыкой, живописью, храмовой архитектурой), образуя единый ансамбль, полифоническую целостность в комплексе храмового действа. Русская музыка православной традиции, синтетически слившись с храмовым действом и другими видами церковных искусств, не приемлет произвола и своевольных решений. Студенты должны усвоить, что любой из компонентов религиозного действа, вырванный из структуры богослужения и привнесенный в житейскую практику, проходит процесс десакрализации. Для того чтобы произведение русской духовной музыки, переходя в состояние анабиоза в курсе «Русская духовномузыкальная культура», классе по дирижированию и хоровом классе могло существовать как полноценное художественное, его необходимо и анализировать, и исполнять с учетом принадлежности к богослужебной системе –в диалогесинтезе с храмовым действом, словесным и изобразительным религиозными искусствами. Церковное пение и икона, с древнейших времен имеют живую родственную связь: раскрывают трансцендентную сущность бытия через особое, священное искусство, посредством языковых –символических художественных средств; в них в одинаковой мере запечатлены утонченная глубина религиозного созерцания, возвышенность, проникновенность, откровение особой неземной красоты. Если икона представляет созерцательное воплощение песнопения, его музыкальных звуков и тонов в зрительной форме красок, линий и фигур, то песнопение, соответственно, –иконографическое «умозрение» в музыкальных звуках. Например, мистически созвучны «Святая Троица» Андрея Рублева и песнопение «Свете тихий» киевского распева, в которых православное церковное пение и икона представляют диалогизированное миросозерцаниеединого содержания, воплощенного в иконографии и песнотворчестве. Применение «Диалогасинтеза искусств» в процессе освоения русской духовномузыкальной культурыдает более целостное представление о предмете изучения, а не калейдоскоп знаний, о разнообразии художественных форм, подчиненных единой идее. Так, к примеру, работая над хоровым произведением П.Г. Чеснокова «Приидите ублажим Иосифа», студентам необходимо знать, что в богослужебной практике песнопение, исполняемое на этот текст, является стихирой на целование Плащаницы. Оно звучит в конце Вечерни в Великую пятницу Страстной недели, где вспоминаются события, связанные со снятием тела Иисуса Христа с креста и его погребением. Обращение студентов в аналитической работе над содержательной стороной произведения к иконографическому изображению данного сюжета («Снятие со креста. Положение во гроб» Строгановская школа. Конец XVI–начало XVIIв.), поможет им полнее и глубже выявить образноэмоциональную сферу этого хорового сочинения. В процессе освоения РДМК студенты должны также знать, что диалогсинтез искусств, к которому стремились в своем творчестве композиторыХХ века, по существу, был воплощен в средневековом искусстве, где древнерусская живопись неразрывно была связана с песнопениями, текстами молитв. Диалогсинтез создавал единую их основу. Музыка и иконопись объединялись общностью сюжетов, сюжеты песнопений изображались на иконах, и, наоборот, иконы способствовали возникновению новых песнопений. Различные искусства диалогизировали между собой,дополняли друг друга и выражали общее для всех, единое содержание, суть которого заключена в обращении к Вечному. Одновременно соединяясь, они с огромной силой воздействовали на чувства человека, перенося его в возвышенный мир через созерцание икон, фресок, слушание песнопений[7, с. 173].

Таким образом, мы можем заключить, что в центре музыкальнопедагогической деятельности –качественная сторона освоения русской духовномузыкальной культуры. Полилогдиалоговых смыслов как совокупность диалога культур, диалога культурных текстов, диалога мировоззрений, диалогасинтеза искусств, представляет подсистемное образование. Оносвязанос формированием коммуникативного опыта в условиях восприятия, интерпретации, понимания и создания политекстуального продукта –авторской деятельности личности студентамузыканта, отражающего уровень его отношений с РДМК. Полилог диалоговых смыслов выявляет такие характеристикикак: обращенность студентовк реальной поликультурной ситуации в музыкальнопедагогической деятельности; текстуальное ценностносмысловое равенство в субъектобъектном взаимодействии; авторство и адресность субъективной позиции личности; соавторство; событийность совместного проживания и переживания полилога диалоговых смыслов; текстуальную суверенность; конструктивность принятия противоречий; незавершенность полилога диалоговых смыслов. Способствуяэффективному осуществлению процесса освоения русской духовномузыкальной культурыв профессиональной подготовке педагоговмузыкантов СПО, полилог диалоговых смысловобеспечивает профессиональное и духовнонравственное становление их личности.

Ссылки на источники1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности / В.И. Андреев. –М.: Высш. шк., 1981. –240 с.2. Соловьёв, В.С. Собр. Соч. –Изд. 2е. / В.С. Соловьёв. –СПб.: Просвещение, 1912. –Т. 6. –486 с.3. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. –М., 1918. –185 с.4. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной феургии в 12ти письмах / П.А. Флоренский. –М.: Путь, 1914. –912 с.5. Краткий церковнобогослужебный словарь. Репринтное издание. –М.: Фонд «Благовест», 1997. –318 с.6. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя /Э. Фромм; Пер, с англ. Д.Н. Дудинской. –Мн.: ООО "Попурри", 2000. –672 с.7. Владышевская, Т.Ф. Музыка Древней Руси / Т.Ф. Владышевская // Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. –М.: Искусство, 1993.–246 с.

Barkovskaya Svetlana,Candidate of pedagogical Sciences, assistant Professor of aesthetics, ethics and cultural studies, MagnitogorskPolylogdialog meanings as a concept, communicative environment development of the Russian spiritual musical cultureAbstract.In the article the features of the polylog dialog meanings, including all of the dialogue of cultures, a dialogue of cultural texts, dialogues of worldviews, dialoguea synthesis of arts. Dialog meanings are in an organic unity, forming the concept of communicative environment development of the Russian spiritual musical culture.Keywords:polylogdialog meanings, Russian spiritual musical culture, the dialogue of cultures, dialogue of cultural texts, dialogue worldviews, dialoguethe synthesis of arts.