Управление конкурентоспособностью рынка меда Республики Татарстан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сахапова А. Р., Моисеева Л. А., Шарыгина Е. В., Вазызов И. И. Управление конкурентоспособностью рынка меда Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3391–3395. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54942.htm.
Аннотация. В статье рассматривается конкурентоспособность рынка меда России. Были проведены маркетинговые исследования, на основе которых были сделаны соответствующие выводы. Также в статье рассмотрены основные крупные производители меда, их характеристики, плюсы и минусы их компаний.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сахапова Альбина Ринатовна, студент, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Моисеева Людмила Анатольевна, студент, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Шарыгина Екатерина Владимировна, студент, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Вазыхов Ильнар Ильдарович,студент, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе,г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Управление конкурентоспособностью рынка меда Республики Татарстан

Аннотация.В статье рассматривается конкурентоспособность рынка меда России. Были проведены маркетинговые исследования, на основе которых были сделаны соответствующиевыводы.Также в статье рассмотрены основные крупные производители меда, их характеристики, плюсы и минусы их компаний.Ключевые слова:конкурентоспособностьмеда, производители меда, потребители, маркетинговые исследования.

В нашей стране пчеловодство —древнейший промысел и излюбленное занятие людей, доходное и увлекательное дело. Пчеловодство как отрасль необходима в сельском хозяйстве, так как она производит важные для человека мёд, прополис, воск, мумие, пчелиный яд, маточное молочко. В нашем обществе ценится мед как натуральный чистый продукт и является ценным продуктом питания.Мед составляет до 90% общего объема пчеловодческой продукции. Мёд ценен тем, что в нем содержится минеральные вещества в форме органических соединений, легко усваиваемых организмов, ферменты и витамины. Входящие всостав мёда эфирные масла придают ему тонкий аромат. Особый вкус мёда, заставляет многих людей предпочитать именно мёд всем другим подсластителям.Конкурентоспособность —способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.Конкурентоспособность —также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.Для Республики Татарстан повышение конкурентоспособностипчеловодства –одна из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит возможность эффективного встраивания экономики Республики в мирохозяйственную систему производства и обмена, быстроизменяющуюся в условиях экономической глобализации. Министерство экономики совместно с Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан ежегодно проводит оценку конкурентоспособности экономики производства продукции пчеловодства Республики в сравнении с регионами Российской Федерации. Результатами данного исследования стала система практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции пчеловодства в разрезе эффективности использования труда и капитала, а также укрепления ценовых преимуществ по элементам формирования затрат. В качестве повышения конкурентоспособности производства меда Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан разработана программа«Развитие пчеловодства в Республике Татарстан на 2011 2020 годы». На основании данной таблицы1, можно сделать вывод о том, что показателем, отражающим уровень решения тактических и стратегических задач, является увеличение численности пчелиных семей. Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции пчеловодства, создаст условия и предпосылки для устойчивого развития пчеловодства и производства продукции.При определении натуральности и качества меда специалисты используют органолептические и лабораторные методы. Рассмотрим основные показатели меда, исследуемые органолептическим методом в таблице 1.Таблица 1

Показатели качества меда [1]ПоказателиОрганолептический метод12Цвет

1.Бесцветный (прозрачный, белый)) —белоакациевый, кипрейный, хлопковый, малиновый, белоклеверный, белодонниковый;2.Светлоянтарный (светложелтый)) —липовый, красноклеверный,желтодонниковый,шалфейный, эспарцетовый, полевой, степной;3.Янтарный (желтый) —горчичный, подсолнечниковый, тыквенный, огуречный, кориандровый, люцерновый, луговой;4.Темноянтарный(темножелтый)) —гречишный, вересковый, каштановый, табачный, лесной;5.Темный (с различными оттенками)) —некоторые падевые меды, цитрусовый, вишневый;Аромат вкуса1. слабый;2. сильный;3. нежный;4. тонкий;5. с приятным запахом;6. с неприятным запахом;Вкус1. сладкий;2. слабогорький;3. горький;4. кисловатый;5. кислый;Консистенция меда1.Жидкий—на шпателе остается небольшое количество меда, который стекает мелкими частыми каплями (белоакациевый, клеверный, кипрейный, а также мед, содержащий более 20% воды);2.Вязкий—на шпателе остается значительное количество меда, который стекает крупными, редкими, вытянутыми каплями (большинство сортов цветочного меда);3. Очень вязкий—на шпателе остается значительное количество меда, который при стекании образует длинные тяжи (падевый мед и цветочный в период кристаллизации);4. Плотная консистенция—шпатель погружается в мед под давлением.

Цена на продукцию пчеловодства значительно зависит от насыщенности рынка. Таким образом, именно цена зачастую оказывает решающее воздействие на конечный результат. Для решения этой проблемы необходимо наладить многоканальную систему сбыта продукции, позволяющую преодолеть ценовые скачки на рынке. Этому также будет способствовать разработка сбытовой стратегии, обеспечивающей частичную реализацию меда непосредственно после перекачки и организацию хранения оставшегося объема с целью дальнейшей продажи по более выгодным ценам.В процессе рассмотрения конкурентоспособности продукции пчеловодства в Республике Татарстан было проведено маркетинговое исследование. В процессе исследования был проведен опрос на территории Республики Татарстан: Чистопольского муниципального района, Алексеевского, Аксубаевского, Болгарского, Нижнекамского, Тукаевского районов в период с 1 марта по 1 апреля.Было опрошено 90 человек, опрашивались люди разных возрастов: студенты, служащие, рабочие, безработные, пенсионеры. По данным исследованиям рынка меда, можно сделать вывод о том, что большинство опрашиваемых респондентовпотребляют продукциюпчеловодства, в основном мед –75%, прополис –12%, воск –4%.

Рисунок 1

Маркетинговые исследования потребления продукции пчеловодства в Республике Татарстан

Рисунок 2

Маркетинговые исследования сортовых предпочтений меда потребителями в Республике Татарстан

В ходе исследования выяснилось, что потребители предпочитают различные сорта меда, такие как липовый 24%, цветочный 51%, луговой 13%.По мнению респондентов, количество меда на прилавках магазинов должно быть больше, а проведение специализированных ярмарок продуктов пчеловодства должно стать чаще, 71% опрашиваемых считают, что качество не зависит от цены. В результате исследования, было выявлено, что 43% респондентов не умеют определять качество меда.К сожалению многие считают, что мед, поставляемый на прилавки магазина не качественный, а именно искусственный, поэтому он не пользуется должной популярностью у потребителей. Респонденты, которые отвечали на наши вопросы,стараются приобрести мед у пчеловодов –любителей, а если нет такой возможности, то покупают на специализированной ярмарке.

Рисунок3

Маркетинговые исследования рынка меда в Республике Татарстан

По результату опроса выяснилось, что потребители употребляют мед 1 раз в неделю 30%, 1 раз в день 35%, иногда 25%, редко 10%. О полезности меда знают 92% респондентов, но позволить себе покупку меда могут только 85%.На основе данных, полученных в результате социологического опроса, можно сделать вывод, о том, что спрос намедесть, а значит, производство меда будет рентабельно. Наши опрашиваемые респонденты, изъявляли желание, увидеть в продаже качественный и экологически чистый мед.Также на основании опроса респондентов выяснилось, что вРеспублике Татарстан преобладает огромное количество разнообразных компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством меда и продукции пчеловодства в целом, поэтому в процессе маркетингового исследования рассмотрим одних из основных конкурентов по производству меда на территории Республики Татарстан. В таблице 14 представлены основные конкуренты по производству и цене реализации меда на территории Республики Татарстан на сегодняшний день[1.с 86].Таблица 2Цена реализации меда по Республике Татарстан 2010г.ПоказателиООО«Витта»РТ, г.КазаньПчелкаРТ, г.КазаньИПХалиулинРТ, г.КазаньИПАхметзянова РТ,Рыбно –СлободскийрайонЦенареализации,руб. за 1 кг



цветочный170120300350

подсолнечный110120150150

липовый245350300450

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день производство меда и продуктов пчеловодства является востребованным производством. Основным доказательством этому является то, что на территории Республики Татарстан начиная с 2009 года, возросло количество индивидуальных предпринимателей, которые на основании гранта получают деньги и разрешение от Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства по Республике Татарстан, на развитие отрасли пчеловодства и производства меда, а также основных продуктов пчеловодства. Именно в таблице 14 представлены основные конкуренты по производству меда по Республике Татарстан, а также их цены реализации. Исходя из данных, мы можем отметить, что наиболее высокая цена реализации за один кг меда установлена компанией ИП Ахметзянова 450 рублей на липовый мед. Самая низкая цена установлена организацией ООО «Витта» в размере 110 рублей за один кг на мед подсолнечный.Кроме того, в процессе рассмотрения конкурентоспособности продукции пчеловодства в Республике Татарстан было проведено маркетинговое исследование по качеству меда приведенных выше конкурентов ООО «Витта», Пчелка, ИП Халиулин, и ИП Ахметзянова, производящих мед разных сортов на территории Республики Татарстан. В ходе опроса респондентов Республики Татарстан была составлена таблица 3по показателям конкурентоспособности меда в Республике Татарстан, где конкурентов оценили наши респонденты по пятибалльной шкале [1.с 87].

Таблица 3Показатели конкурентоспособности меда в РТПоказателиООО«Витта»РТ, г.КазаньПчелкаРТ, г.КазаньИПХалиулинРТ, г.КазаньИПАхметзянова РТ,Рыбно –СлободскийрайонЦвет4535Аромат вкуса4254Вкус3325Консистенция меда5435

На основании приведенных выше таблиц 2и 3можно сделать вывод о том, что по ценовым показателя выиграла компания ООО «Витта» РТ, г. Казань, которая, по мнению респондентов, имеет наиболее приемлемые цены на представленные сорта меда, также имеет хорошее качество меда, которое получило16 баллов, по мнению респондентов. Если говорить про качество меда, то по приведенной пятибалльной системе выиграла компанияИП Ахметзянова РТ, Рыбно –Слободский район, г. Казань, мед которой, по мнению респондентов, получил наибольшее количество баллов –19.Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день для усиления конкурентной устойчивости Татарстана в производстве пчеловодческой продукции необходима активная позиция в повышении качества продукции, снижении себестоимости, повышение инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, а также повышение эффективности функционирования, перерабатывающего сектора экономики региона [1.с 88].

Ссылки на источники1.Субаева А.К. Повышение экономической эффективности производства продукции пчеловодства: монография / А. К. Субаева. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина», 2012.180 с.2.

Субаева А.К.Экономика и организация технического сервиса. Ульяновск, 2001.Том Часть II.3.Салахова А. К. Повышение конкурентоспособности мясопродуктовогоподкомплекса (на материалах Республики Татарстан), Казань: Казанский финансовоэкономический институт, 2009

Sahapova Rinatovna Albina,Mosaic Lyudmila,Sharygina Ekaterina,Vazyhov Ilnar Ildarovich,Management of competitiveness honey market Republic ofTatarstanAbstract. The article examines the competitiveness of Russian honey market . Has conducted marketing research,on which were appropriate conclusions . The article also describes the main large producers of honey,their characteristics, advantages and disadvantages of their companies.Key words: competitiveness of honey, honey producers,consumers,marketing research