Музыка как отражение неявного знания человека о мироздании
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бахтизина
Д.
И. Музыка как отражение неявного знания человека о мироздании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3396–3400. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54943.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме неявного знания человека о мироздании, заложенного в музыке. Музыкальная интонация, являющаяся смысловой основой музыки, представляет собой концентрацию важной для человека информации. Музыка, представляющая собой хранилище движений жизни человеческого духа, несет в себе коллективное бессознательное. Архетипические образы музыки можно разделить на имеющие пространственное и временное происхождение.
Текст статьи
Бахтизина Дильбяр Исмаиловна,кандидат философских наук, доцент Сибайского института Башкирского государственного университета, г. СибайDilbar.bach@mail.ru
Музыка как отражение неявного знания человека о мироздании
Аннотация. Статья посвящена проблеменеявногознаниячеловека о мироздании,заложенного в музыке Музыкальная интонация, являющаяся смысловой основой музыки, представляет собой концентрациюважной для человека информации. Музыка, представляющая собой хранилище движений жизни человеческого духа, несет в себе коллективное бессознательное. Архетипические образы музыкиможно разделить на имеющие пространственноеи временное происхождение.Ключевые слова:музыка, неявное знание, интонация, коллективное бессознательное, архетипическое.
Музыкаотражает впечатления человека от окружающего мира вособой, звуковой проекции. Лишенная возможности прямого изображения, то есть создания визуального, объемного образа действительности, музыка восполняет это другими способами. Свойство синестезии, использующеевозможности реализации не только слуховых, но и зрительных, тактильных и двигательных ощущений в звуке, позволяет моделироватьв музыке образ во всей его полноте. Музыка воплощает сам принцип движения как способ существования материи, заключающийся в постоянном изменении данности. Хотя С. Лангер определяет ритм в качестве «косвенной поддержки вспомогательного характера», позволяющей наиболее полно отразить окружающий мир,однако это не совсем так[3, с. 226. Музыка является наиболее полным и последовательным воплощением ритма как одной из универсальныхзакономерностей бытия.Ритмичность, свойственная всем видам искусства, в музыке обретает небывалую мощь своей
уникальной роли организатора не только времени, но и пространства. В этом –один из ключей к пониманию совершенства музыки. Вероятно, поэтому У.Пейтер высказал мысль, что «все искусства стремятсяк тому, чтобы стать музыкой»[3,с.229].
Сущность музыки раскрывается не в изображении внешней картинымироздания, а в выявлении его метафизических основ, воплощаемых в таких категориях, как процессуальность, системность, иерархичность. Музыка сильна не передачей внешнего впечатления от окружающего мира, а способностью интерпретировать его с позиций человека.
Информация, хранимая в музыке и передаваемая музыкой, имеет глубокие корни, уходящиев далекое прошлое, в те времена, когда музыка еще не была искусством, доставляющим человеку наслаждение своей красотой, акомплексом практических действий, призванных помочь ему в обыденной жизни.Превратившись в начало, доставляющее эстетическое наслаждение и тем самым, освободившись от сугубо прагматичного назначения, музыка стала искусством, приносящим человеку радость. Но та информация, которая закладывалась в ней на протяжении тысячелетий ее истории, сохранилась и трансформируясь, оказывала влияние наее содержание.
Особенностью музыки как вида искусства является то, что ее информация обращена не столько к сознанию человека, сколько к его подсознанию.
Музыка несет в себе единство сознательного и подсознательного.Вся основная часть работы, связанная с созданием музыки, проходит на уровне человеческого подсознания, когда реализуются те неявные знания, которые хранятся в его тайниках и актуализируются по мере необходимости. Тайники подсознания и происходящие в них процессы являются достоянием отельной личности.Подсознательные процессы, отражающие движение музыки, представляют собой «дионисийское» начало, богатую почву, исток и условие вечного творения. В этих тайниках подсознания и рождается стихийная мощь музыки, которая несет в себе непознаваемое до конца, загадочное начало, позволившее еще с древности причислить музыку к мистической стороне жизни.
«Внутренняя» музыка, звучащая в сознании творца, еще не является музыкой как таковой. Музыка –это произведение искусства, которое раскрывает себятолько тогда, когда принимает форму, способную ее постичь. По словам А. Онеггера, искусство не существует без аудитории[2,с.51].По отношению к музыке это особенно актуально потому, что суть музыки заключается в движении«от сердца к сердцу». Глубинные смыслы музыки актуализируются только в атмосфере сопряжения между создателем и слушателем.
Музыка, как и любой вид искусства, требует выхода внутреннего во внешнее, которое невозможно без логического оформления ее открытий. Логика как часть сознания человека, представляет собой своеобразную матрицу, позволяющую накладывать на информацию определенные клише. Они и делают музыку понятной для большинства людей. Музыка становится понятнойв том случае, если являются освоенным ее базовые интонации –те звуковые комплексы, в которых заложено основное содержание. Но, логически оформленная музыка не теряет своей глубинной связи с «кипением» подсознательных процессов. Напротив, ее логическая сторона постоянно «подпитывается» нелогическим и придает ей скрытый характер тайны.Сквозь четкое, понятное, логически выверенноев музыке всегда просвечивает то загадочное, что остается непознанным человеком.
Музыка актуализирует те образы, которые в течение длительного времени могутнаходиться без движения. К. Юнготмечал такую особенность подсознания, как наличиемножества«временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на нашесознательное мышление, хотя и являются потерянными» [7,с 28].Музыка способна активизировать те образы, которые когдато потеряли для человека свою значимость. Их актуализация дает возможность вернуть человеку то, что было им утрачено. Благодаря этому музыка постоянно обновляет то содержание человеческого подсознания, которое образует глубинную сущность его личности.
Музыка, являясь альтернативной речи звуковой системой, открывает для человечества параллельный путь познания и осмысления бытия.Звуковая информация, получаемая и обрабатываемая человеком, не отличается таким объемом, как зрительная, но она обладает другими особенностями, в какойто степени, уравнивающими ее споследней. Слуховая информация, не останавливаясь на сознательном уровне, направляется вглубь, к подсознанию человека и остается там надолго, оказывая незаметное влияние на его личность. Возможно, что музыка и речь, выросшие из первоначального сгустка «протоинтонации» [5], стали двумя ветвями единого древа, назначением которого стало получениеи обработказвуковой информации.Музыке при этом была отведена роль выражения «невыразимого», той области, где вербальная речь бессильна.
Формирование и насыщение интонаций символикой является длительнымпроцессом, уходящимв прошлое человечества.Оно отражает архетипическое в структуредуховной жизни человека.
Архетипическое образует то, чтонаходится в глубине психикичеловека, то, что является областью несамогосознания, но подсознания. Символы, ставшие основой архетипического, формировались в сознании человека, но ушли в ту областьего внутренней жизни, которая непосредственно не связанасо сферой сознательной жизни. В подсознании человека сохранились символы, которые сейчас потеряли для нас первоначальный смысл, перестали быть теми знаками, которые несут актуальное содержание. Служившие когдатогарантом безопасности человекаи, поэтому много значившиедля него, они со временем перестали быть на страже его жизни и, в процессе трансформации, обрели иное значение. Но, время от времени, вторгаясь в область человеческого сознания, они напоминают о своем первоначальном содержании. В музыки они придают образам дополнительный смысл, который, чаще всего, невозможно обнаружить и словесно определить.
Уже в глубокой древности начали формироваться так называемые базисные формы музыки, которые еще не были музыкой в полном значении этого слова. Они объединили в себе те музыкальные интонации, которые были необходимы человеку в его освоении жизненного пространства. Познание и понимание жизненных процессов означало для человека не только приспособление к обыденной жизни, но движение к более высокому уровню, символизировавшему приобщение к космическому уровню, включенность в мировые процессы. Это не только придавало человеку значимостьв его глазах, возвышало до существа, приобщенного к тайне богов, но и двигало по пути познания вселенной.
Коллективное бессознательное в музыкесуществует полнее благодаря той эмоциональной насыщенности, которая характерна для нее. Символическое начало всегда в музыке предстает как некая живая сущность. Эмоциональная компонента музыки приближает древнее к настоящему, делает прошлоепринадлежностью настоящего. Благодаря этому музыка создает некий стержень, идущий от прошлого через настоящее к будущему, которое объединяет человечество во времени.Музыка являетсяискусством не тольковременным, ноинаиболее эмоциональным, способным отразить порыв чувства. Можно сказать, что музыка выступает как отражение, сгусток эмоциональной жизни человечества. В ней запечатлены два важных момента, связанных со знанием. Это, вопервых,процесс получения знания, и, вовторых,его оценка, переживание. Коллективное бессознательное, заложенное в музыке, можно разделить на две категории. Одна из них имеет ярко выраженную пространственную координату и связано со смысловой
ценностью геометрических фигур, отложившихся в подсознании человека как результат обобщения знаний о строении вселенной.
Идея рассмотрения музыки как жизни числа уходит корнями в далекое прошлое, которое нашло одно из наиболее совершенных воплощений впифагорейскойтеории«гармонии сфер». Вычисленные Пифагором соотношения расположения обертонов музыкального звука проецировались на характер расположения планет.Каждая планета определялась как воплощение определенного звука. «Хоры стройные планет», воспетые М.Ю. Лермонтовым, в древности имели много поклонников. Их движение порождало музыку, но не такую, которая воспринимается слухом. Это иная, божественная музыка, постичь которую можно только усилиями мысли и работы духа. Такая музыка, лишенная чувственности музыки земной, обращена к идеальной сфере бытия. Умопостигаемая музыка как символ гармоничности мироздания доступна не всем, в отличие от земной музыки. Ее способны услышать и понять лишь посвященные, которые ищут и находят откровение в глубинах собственного внутреннего мира.Данная идея определения музыки как жизни числа в современной философской мысли была продолжена А.Ф. Лосевым, видевшим в музыке строгую логику искусства[4].Математичность музыки имеет отношение к переживанию пространства в ней.По словам О.А. Айванхова, «геометрические фигуры –конкретное воплощение чисел»[6, с.13].Число, в качестве абстракции, наполняется конкретным смыслом в физическом воплощении. Составляя принадлежность кмиру принципов, они «становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план», утверждает он [6,с.13].Музыка с еефизической природой, хотя и идеальным содержанием, прекрасно подходит для воплощения геометрических фигур. Геометричность, а не просто математичность музыки выступает как своеобразное проявление ее пространственной характеристики.Они отражают структуру музыки, то есть,то начало, которое можно охарактеризовать как сравнительно стабильное образование.«Квадратность»музыки проявляется в строениипериода, который в музыке европейской классической традиции представляет собой наименьшую структуру, в которой излагается завершенная музыкальная мысль. Квадратность как своеобразная симметричность структуры идет от танцевальнопесенной традиции происхождения простых музыкальных форм. Классический период имеет 16 или 8 тактов, которые делятся на 2 равнодлительных предложения. Квадратным называется такой период, в котором все структуры в рамках периода кратны двум.Давнюю историю имеет и триадичность в музыке. Она формировалась в течение тысячелетий, отражая стремление к воплощению гармонии. В истории европейской музыки триадичность как один из универсальных принципов объединения материала нашел свое воплощениев нескольких позициях. Вопервых, в идее трех ключей –Фа, Соль и До (F,G,C), универсальность которых позволила охватить все звуковое пространство европейской музыкальной системы. Ввторых, она проявилась в использовании трех гармонических функций –тоники, субдоминанты и доминанты (T,S,D), на которых построена вся европейская музыка XVIIXXвеков. Втретьих, в использовании трехчастности как преобладающего принципа построения музыкальной формы.Но, гораздо большее значение среди архетипических символов в музыкеимеют круги спираль. Являясь символом единства бесконечности и конечности, круг несет в себе диалектическое единство противоположностей, придающих его образу многозначность. Линейная замкнутостькруга как геометрической фигуры раскрываетего символическое значениекак конечного явления. Он, с этой точки зрения, самодостаточен, воплощая то явление, в котором начало смыкается с концом. Но, сам факт перехода конца в начало указывает на продолжение процесса, которое может длиться и повторяться любое количество раз. В этом проявление смысла бесконечностикруга. Таким образом, в символе круга смыкаются не только пространственная, но и временная характеристика [6,с. 15].В круге заложена целостность, к которому стремится человеческое познание. Кроме того, круг очерчивает пространство познания, где ограничение является гарантом его истинности. Круг –идеальная фигура с точки зрения экономичности, в которой находит воплощение принцип «необходимо и достаточно».Символ круга вошел в подсознание человека как итог наблюдений за течением бытия. Он отражает идею круговорота, цикличности в жизни природысимволсолнца, который для многих культур является знакомсамой жизни.В идее круга находят воплощение покой и вечность,и связанная с ним идея мудрости и невозмутимости, стабильности и предсказуемости. В этом отношении он –символ истины. Но круг, одновременно,и символ бесконечностидвижения и вечного обновления. В круге заложена интонация вопросительная и утвердительная –остановка и движение.Символ круга как воплощение идеи круговорота и вечного обновления лежит в основе музыкальных форм.Один из древнейших жанров музыки –хороводные песни, −какраз и построен на реализации идеи круга. Танец, в композиции которогопрочерчивается фигура круга, сопровождается одинаковым музыкальным материалом. В этом заложен глубокий смысл музыкального мышления, одним из основополагающих моментов которого является принцип репризности, то есть периодического возвращения к основной музыкальной мысли.
Репризность в качестве повторности музыкального материала раскрывает одну из важнейших сторон бытия музыки. Музыка представляет собой становление, то есть чистую процессуальность, в которой один материал постоянно сменяется другим. Становление, определяемое как единство бытия и небытия, составляет феномен музыки, ее неуловимость. Собственно, как завершенное целое, музыка существует только в воображении человека, а ее реальное физическое звучаниесоставляет постоянно исчезающее,зыбкое бытие.Постоянная повторность музыкального материала связана со стремлением сохранить его впамятии выделить как имеющий особую ценность. Таким образом, повторность играет исключительную роль в строении музыкальной формы.
Спираль как модификация принципа круга тоже имеет место в музыкальном развитии. Он объединяет в себе идею повторности, необходимой для восприятия музыки и обновления. Повторность и неповторяемостьпредставляют собой те диалектические противоположности, единствокоторых составляет сущность музыки.На соединении этих двух принципов –сохранения прежнего иобновления –построены такие приемы развития музыкального материала, как вариационность и вариантность. Вариационность, ведущая своепроисхождениеотнародного творчества, является в классической музыке одним из наиболее часто используемых методовразвития музыкального материала.
В музыке ярко проявляется принцип диалектичности движения, в котором объединяются динамика и статика. Статические элементы в музыке образуют те ее стороны,которые позволяют произведению быть узнаваемым. Они связаны с особенностями человеческого восприятия и интуитивно угадываются творцами музыки. Подобные элементы относятся к различным уровням строения произведения, но прежде всего –к тематическому и структурному. Они способствуют сохранению той информации, которая составляет сущность, глубинное основаниемузыки. Динамические элементы в строении музыки отражаютизменения, на которых основана содержательная сторона музыки.Другая категория коллективного бессознательного в музыке связана с эмоциональными образами.
В музыкезакладывались архетипы эмоций, на основе которых позднее выработалась культура переживания чувства.С.Лангер подчеркивает, что музыка –это не причина возникновения чувств, и не средство избавления от них, а их логическое выражение [3,с. 195]. Таким образом, музыка, существовавшая изначально как хранилище эмоциональной картины жизни человека, со временем превратилась в такое совершенное выражение чувств, в котором спонтанное, не поддающееся логике содержание обрело логическую форму. То, что музыка будоражит человеческие чувства, объясняется тем, что в ней заложены архетипические прообразы эмоций человека, имевшие когдато жизненно важное значение для него.Они не только сохраняли жизнь человека, но и делали его культурным существом, то есть таким, которое отвечает заложенной в нем духовной силе. Музыка не способствует возникновению чувств, она лишь пробуждает то, что заложено в подсознании человека. Музыка, таким образом –это открытие человеком своей души.Катарсический эффект музыки также основан на преодолении тех эмоциональных состояний, которые мешают человеку в достижении внутренней гармонии.Тот факт, что музыка создает логически оправданную, обоснованную картину чувственной жизни, делает ее уникальным явлением в духовной жизни человека. Она, фактически, вносит порядок в ту область, в которой порядка быть не может. Логика и чувственность –две противоположности, которыми живет музыка. Внося логику в картину эмоциональной жизни, музыка объединяет в себе эмоциональное и рациональное начала, приводя их к гармонии.Они, представляя собой прообраз переживания, то есть состояние дления, воплощаетвременную характеристику музыки.Музыка отражает понятие времени как«априорной форме внутреннего чувства», ведущего происхождениеоткантовской философии [1, с.292].В музыке изначально присутствуют три фундаментальные эмоции, которые отражают положение человека в мироздании.Они позиционируют человекакак, с одной стороны, существо социальное, то есть похожее на других и выполняющее определенную социальную нишу, с другой –каксущество неповторимое и уникальное.
Это эмоцииутверждения, прошения и созерцания. Две первые из них отражают отношения человека к Другому, то есть носят четко выраженный социальный смысл. Третья эмоция –созерцание –раскрываетвнутренние переживания человека, его отношение с самим собой.Эмоция утверждения концентрирует в себе все те области человеческой деятельности, которые связаны с завоеваниями человеком жизненного пространства.Они отражают могущество и властность человека как способностьего превосходстванад окружающим миром. Сюда входит все, связанное с образамигероики, войныи охоты. С другой стороны, это и сфера игры, в которой человек утверждает свое превосходство, силу, ловкость, радость бытия. Эта эмоция воплощает всебе превосходство человека надДругим.Эмоция прошенияимеет противоположное значение. Это то, что отражает подчиненное, «страдательное» положение человек по отношению к Другому. Это зависимость, порождающая интонацию мольбы, страдания, печали. Исторически сложилось так, что данная эмоция приобрела гораздо большее значение и насытилась более богатыми и разнообразными смыслами. В страдании человек обретал величие, то есть преодолевал первоначальный смысл этой эмоции.В данном случае преображенная эмоция превращалась в свою противоположность, утверждая власть человека над обстоятельствами.Эмоция созерцания раскрывала те стороны внутренней жизни человека, где он не идентифицировал себя как завоевателяили побежденного. Она воплощала сферу размышления и медитации, в процессе которой происходило осмысление той информации, которая была получена в сфере борьбы и страдания. Она позволяла почувствовать свою цельность и гармоничность, внутреннюю силу, не направленную на завоевание. В ней жило и действовало рефлексирующее сознание.Сохраняя всебе тайну динамикичеловеческой личности,музыка в своеобразной, уникальной форме отразила фундаментальные потребности человека в сохранении и продлении жизни, познании окружающего мира и определениисвоегоместа в мироздании как части космоса.
Ссылки на источники1.Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. –М.: ПрогрессТрадиция, 2007. –464 с.2.Красота. Добро. Истина. Сборник изречений о духовности, творчестве,искусстве. // Составитель Д.И. Бахтизина. –Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. –158 с. 3.Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. –М.: республика, 2000. –287 с..4.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. –М.: Политиздат, 1990. –С. 196390.5.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. –М.: Композитор, 1993. –262 с.6.Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии. –М.: АСТ, 2014. 446 с.7.Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. –М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2013. –352 с
Bakhtizina Dilbar IsmailovnaPh.D., associate professor of Sibai Institute,Bashkir State University,SibaiDilbar.bach @ mail.ruMUSIC AS A REFLECTION OFHUMAN tacit knowledge about the universeAbstract.The article deals with the tacit knowledge of the universe man,inherent in the music musical intonation, which is semantic based music,is the concentration of important information for the person . Music,which is a repository of life movements of the human spirit,bears the collective unconscious . Archetypal images of music can be divided into having spatial and temporal origin.Keywords:music,tacit knowledge,intonation,the collective unconscious,archetypal .
Музыка как отражение неявного знания человека о мироздании
Аннотация. Статья посвящена проблеменеявногознаниячеловека о мироздании,заложенного в музыке Музыкальная интонация, являющаяся смысловой основой музыки, представляет собой концентрациюважной для человека информации. Музыка, представляющая собой хранилище движений жизни человеческого духа, несет в себе коллективное бессознательное. Архетипические образы музыкиможно разделить на имеющие пространственноеи временное происхождение.Ключевые слова:музыка, неявное знание, интонация, коллективное бессознательное, архетипическое.
Музыкаотражает впечатления человека от окружающего мира вособой, звуковой проекции. Лишенная возможности прямого изображения, то есть создания визуального, объемного образа действительности, музыка восполняет это другими способами. Свойство синестезии, использующеевозможности реализации не только слуховых, но и зрительных, тактильных и двигательных ощущений в звуке, позволяет моделироватьв музыке образ во всей его полноте. Музыка воплощает сам принцип движения как способ существования материи, заключающийся в постоянном изменении данности. Хотя С. Лангер определяет ритм в качестве «косвенной поддержки вспомогательного характера», позволяющей наиболее полно отразить окружающий мир,однако это не совсем так[3, с. 226. Музыка является наиболее полным и последовательным воплощением ритма как одной из универсальныхзакономерностей бытия.Ритмичность, свойственная всем видам искусства, в музыке обретает небывалую мощь своей
уникальной роли организатора не только времени, но и пространства. В этом –один из ключей к пониманию совершенства музыки. Вероятно, поэтому У.Пейтер высказал мысль, что «все искусства стремятсяк тому, чтобы стать музыкой»[3,с.229].
Сущность музыки раскрывается не в изображении внешней картинымироздания, а в выявлении его метафизических основ, воплощаемых в таких категориях, как процессуальность, системность, иерархичность. Музыка сильна не передачей внешнего впечатления от окружающего мира, а способностью интерпретировать его с позиций человека.
Информация, хранимая в музыке и передаваемая музыкой, имеет глубокие корни, уходящиев далекое прошлое, в те времена, когда музыка еще не была искусством, доставляющим человеку наслаждение своей красотой, акомплексом практических действий, призванных помочь ему в обыденной жизни.Превратившись в начало, доставляющее эстетическое наслаждение и тем самым, освободившись от сугубо прагматичного назначения, музыка стала искусством, приносящим человеку радость. Но та информация, которая закладывалась в ней на протяжении тысячелетий ее истории, сохранилась и трансформируясь, оказывала влияние наее содержание.
Особенностью музыки как вида искусства является то, что ее информация обращена не столько к сознанию человека, сколько к его подсознанию.
Музыка несет в себе единство сознательного и подсознательного.Вся основная часть работы, связанная с созданием музыки, проходит на уровне человеческого подсознания, когда реализуются те неявные знания, которые хранятся в его тайниках и актуализируются по мере необходимости. Тайники подсознания и происходящие в них процессы являются достоянием отельной личности.Подсознательные процессы, отражающие движение музыки, представляют собой «дионисийское» начало, богатую почву, исток и условие вечного творения. В этих тайниках подсознания и рождается стихийная мощь музыки, которая несет в себе непознаваемое до конца, загадочное начало, позволившее еще с древности причислить музыку к мистической стороне жизни.
«Внутренняя» музыка, звучащая в сознании творца, еще не является музыкой как таковой. Музыка –это произведение искусства, которое раскрывает себятолько тогда, когда принимает форму, способную ее постичь. По словам А. Онеггера, искусство не существует без аудитории[2,с.51].По отношению к музыке это особенно актуально потому, что суть музыки заключается в движении«от сердца к сердцу». Глубинные смыслы музыки актуализируются только в атмосфере сопряжения между создателем и слушателем.
Музыка, как и любой вид искусства, требует выхода внутреннего во внешнее, которое невозможно без логического оформления ее открытий. Логика как часть сознания человека, представляет собой своеобразную матрицу, позволяющую накладывать на информацию определенные клише. Они и делают музыку понятной для большинства людей. Музыка становится понятнойв том случае, если являются освоенным ее базовые интонации –те звуковые комплексы, в которых заложено основное содержание. Но, логически оформленная музыка не теряет своей глубинной связи с «кипением» подсознательных процессов. Напротив, ее логическая сторона постоянно «подпитывается» нелогическим и придает ей скрытый характер тайны.Сквозь четкое, понятное, логически выверенноев музыке всегда просвечивает то загадочное, что остается непознанным человеком.
Музыка актуализирует те образы, которые в течение длительного времени могутнаходиться без движения. К. Юнготмечал такую особенность подсознания, как наличиемножества«временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на нашесознательное мышление, хотя и являются потерянными» [7,с 28].Музыка способна активизировать те образы, которые когдато потеряли для человека свою значимость. Их актуализация дает возможность вернуть человеку то, что было им утрачено. Благодаря этому музыка постоянно обновляет то содержание человеческого подсознания, которое образует глубинную сущность его личности.
Музыка, являясь альтернативной речи звуковой системой, открывает для человечества параллельный путь познания и осмысления бытия.Звуковая информация, получаемая и обрабатываемая человеком, не отличается таким объемом, как зрительная, но она обладает другими особенностями, в какойто степени, уравнивающими ее споследней. Слуховая информация, не останавливаясь на сознательном уровне, направляется вглубь, к подсознанию человека и остается там надолго, оказывая незаметное влияние на его личность. Возможно, что музыка и речь, выросшие из первоначального сгустка «протоинтонации» [5], стали двумя ветвями единого древа, назначением которого стало получениеи обработказвуковой информации.Музыке при этом была отведена роль выражения «невыразимого», той области, где вербальная речь бессильна.
Формирование и насыщение интонаций символикой является длительнымпроцессом, уходящимв прошлое человечества.Оно отражает архетипическое в структуредуховной жизни человека.
Архетипическое образует то, чтонаходится в глубине психикичеловека, то, что является областью несамогосознания, но подсознания. Символы, ставшие основой архетипического, формировались в сознании человека, но ушли в ту областьего внутренней жизни, которая непосредственно не связанасо сферой сознательной жизни. В подсознании человека сохранились символы, которые сейчас потеряли для нас первоначальный смысл, перестали быть теми знаками, которые несут актуальное содержание. Служившие когдатогарантом безопасности человекаи, поэтому много значившиедля него, они со временем перестали быть на страже его жизни и, в процессе трансформации, обрели иное значение. Но, время от времени, вторгаясь в область человеческого сознания, они напоминают о своем первоначальном содержании. В музыки они придают образам дополнительный смысл, который, чаще всего, невозможно обнаружить и словесно определить.
Уже в глубокой древности начали формироваться так называемые базисные формы музыки, которые еще не были музыкой в полном значении этого слова. Они объединили в себе те музыкальные интонации, которые были необходимы человеку в его освоении жизненного пространства. Познание и понимание жизненных процессов означало для человека не только приспособление к обыденной жизни, но движение к более высокому уровню, символизировавшему приобщение к космическому уровню, включенность в мировые процессы. Это не только придавало человеку значимостьв его глазах, возвышало до существа, приобщенного к тайне богов, но и двигало по пути познания вселенной.
Коллективное бессознательное в музыкесуществует полнее благодаря той эмоциональной насыщенности, которая характерна для нее. Символическое начало всегда в музыке предстает как некая живая сущность. Эмоциональная компонента музыки приближает древнее к настоящему, делает прошлоепринадлежностью настоящего. Благодаря этому музыка создает некий стержень, идущий от прошлого через настоящее к будущему, которое объединяет человечество во времени.Музыка являетсяискусством не тольковременным, ноинаиболее эмоциональным, способным отразить порыв чувства. Можно сказать, что музыка выступает как отражение, сгусток эмоциональной жизни человечества. В ней запечатлены два важных момента, связанных со знанием. Это, вопервых,процесс получения знания, и, вовторых,его оценка, переживание. Коллективное бессознательное, заложенное в музыке, можно разделить на две категории. Одна из них имеет ярко выраженную пространственную координату и связано со смысловой
ценностью геометрических фигур, отложившихся в подсознании человека как результат обобщения знаний о строении вселенной.
Идея рассмотрения музыки как жизни числа уходит корнями в далекое прошлое, которое нашло одно из наиболее совершенных воплощений впифагорейскойтеории«гармонии сфер». Вычисленные Пифагором соотношения расположения обертонов музыкального звука проецировались на характер расположения планет.Каждая планета определялась как воплощение определенного звука. «Хоры стройные планет», воспетые М.Ю. Лермонтовым, в древности имели много поклонников. Их движение порождало музыку, но не такую, которая воспринимается слухом. Это иная, божественная музыка, постичь которую можно только усилиями мысли и работы духа. Такая музыка, лишенная чувственности музыки земной, обращена к идеальной сфере бытия. Умопостигаемая музыка как символ гармоничности мироздания доступна не всем, в отличие от земной музыки. Ее способны услышать и понять лишь посвященные, которые ищут и находят откровение в глубинах собственного внутреннего мира.Данная идея определения музыки как жизни числа в современной философской мысли была продолжена А.Ф. Лосевым, видевшим в музыке строгую логику искусства[4].Математичность музыки имеет отношение к переживанию пространства в ней.По словам О.А. Айванхова, «геометрические фигуры –конкретное воплощение чисел»[6, с.13].Число, в качестве абстракции, наполняется конкретным смыслом в физическом воплощении. Составляя принадлежность кмиру принципов, они «становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план», утверждает он [6,с.13].Музыка с еефизической природой, хотя и идеальным содержанием, прекрасно подходит для воплощения геометрических фигур. Геометричность, а не просто математичность музыки выступает как своеобразное проявление ее пространственной характеристики.Они отражают структуру музыки, то есть,то начало, которое можно охарактеризовать как сравнительно стабильное образование.«Квадратность»музыки проявляется в строениипериода, который в музыке европейской классической традиции представляет собой наименьшую структуру, в которой излагается завершенная музыкальная мысль. Квадратность как своеобразная симметричность структуры идет от танцевальнопесенной традиции происхождения простых музыкальных форм. Классический период имеет 16 или 8 тактов, которые делятся на 2 равнодлительных предложения. Квадратным называется такой период, в котором все структуры в рамках периода кратны двум.Давнюю историю имеет и триадичность в музыке. Она формировалась в течение тысячелетий, отражая стремление к воплощению гармонии. В истории европейской музыки триадичность как один из универсальных принципов объединения материала нашел свое воплощениев нескольких позициях. Вопервых, в идее трех ключей –Фа, Соль и До (F,G,C), универсальность которых позволила охватить все звуковое пространство европейской музыкальной системы. Ввторых, она проявилась в использовании трех гармонических функций –тоники, субдоминанты и доминанты (T,S,D), на которых построена вся европейская музыка XVIIXXвеков. Втретьих, в использовании трехчастности как преобладающего принципа построения музыкальной формы.Но, гораздо большее значение среди архетипических символов в музыкеимеют круги спираль. Являясь символом единства бесконечности и конечности, круг несет в себе диалектическое единство противоположностей, придающих его образу многозначность. Линейная замкнутостькруга как геометрической фигуры раскрываетего символическое значениекак конечного явления. Он, с этой точки зрения, самодостаточен, воплощая то явление, в котором начало смыкается с концом. Но, сам факт перехода конца в начало указывает на продолжение процесса, которое может длиться и повторяться любое количество раз. В этом проявление смысла бесконечностикруга. Таким образом, в символе круга смыкаются не только пространственная, но и временная характеристика [6,с. 15].В круге заложена целостность, к которому стремится человеческое познание. Кроме того, круг очерчивает пространство познания, где ограничение является гарантом его истинности. Круг –идеальная фигура с точки зрения экономичности, в которой находит воплощение принцип «необходимо и достаточно».Символ круга вошел в подсознание человека как итог наблюдений за течением бытия. Он отражает идею круговорота, цикличности в жизни природысимволсолнца, который для многих культур является знакомсамой жизни.В идее круга находят воплощение покой и вечность,и связанная с ним идея мудрости и невозмутимости, стабильности и предсказуемости. В этом отношении он –символ истины. Но круг, одновременно,и символ бесконечностидвижения и вечного обновления. В круге заложена интонация вопросительная и утвердительная –остановка и движение.Символ круга как воплощение идеи круговорота и вечного обновления лежит в основе музыкальных форм.Один из древнейших жанров музыки –хороводные песни, −какраз и построен на реализации идеи круга. Танец, в композиции которогопрочерчивается фигура круга, сопровождается одинаковым музыкальным материалом. В этом заложен глубокий смысл музыкального мышления, одним из основополагающих моментов которого является принцип репризности, то есть периодического возвращения к основной музыкальной мысли.
Репризность в качестве повторности музыкального материала раскрывает одну из важнейших сторон бытия музыки. Музыка представляет собой становление, то есть чистую процессуальность, в которой один материал постоянно сменяется другим. Становление, определяемое как единство бытия и небытия, составляет феномен музыки, ее неуловимость. Собственно, как завершенное целое, музыка существует только в воображении человека, а ее реальное физическое звучаниесоставляет постоянно исчезающее,зыбкое бытие.Постоянная повторность музыкального материала связана со стремлением сохранить его впамятии выделить как имеющий особую ценность. Таким образом, повторность играет исключительную роль в строении музыкальной формы.
Спираль как модификация принципа круга тоже имеет место в музыкальном развитии. Он объединяет в себе идею повторности, необходимой для восприятия музыки и обновления. Повторность и неповторяемостьпредставляют собой те диалектические противоположности, единствокоторых составляет сущность музыки.На соединении этих двух принципов –сохранения прежнего иобновления –построены такие приемы развития музыкального материала, как вариационность и вариантность. Вариационность, ведущая своепроисхождениеотнародного творчества, является в классической музыке одним из наиболее часто используемых методовразвития музыкального материала.
В музыке ярко проявляется принцип диалектичности движения, в котором объединяются динамика и статика. Статические элементы в музыке образуют те ее стороны,которые позволяют произведению быть узнаваемым. Они связаны с особенностями человеческого восприятия и интуитивно угадываются творцами музыки. Подобные элементы относятся к различным уровням строения произведения, но прежде всего –к тематическому и структурному. Они способствуют сохранению той информации, которая составляет сущность, глубинное основаниемузыки. Динамические элементы в строении музыки отражаютизменения, на которых основана содержательная сторона музыки.Другая категория коллективного бессознательного в музыке связана с эмоциональными образами.
В музыкезакладывались архетипы эмоций, на основе которых позднее выработалась культура переживания чувства.С.Лангер подчеркивает, что музыка –это не причина возникновения чувств, и не средство избавления от них, а их логическое выражение [3,с. 195]. Таким образом, музыка, существовавшая изначально как хранилище эмоциональной картины жизни человека, со временем превратилась в такое совершенное выражение чувств, в котором спонтанное, не поддающееся логике содержание обрело логическую форму. То, что музыка будоражит человеческие чувства, объясняется тем, что в ней заложены архетипические прообразы эмоций человека, имевшие когдато жизненно важное значение для него.Они не только сохраняли жизнь человека, но и делали его культурным существом, то есть таким, которое отвечает заложенной в нем духовной силе. Музыка не способствует возникновению чувств, она лишь пробуждает то, что заложено в подсознании человека. Музыка, таким образом –это открытие человеком своей души.Катарсический эффект музыки также основан на преодолении тех эмоциональных состояний, которые мешают человеку в достижении внутренней гармонии.Тот факт, что музыка создает логически оправданную, обоснованную картину чувственной жизни, делает ее уникальным явлением в духовной жизни человека. Она, фактически, вносит порядок в ту область, в которой порядка быть не может. Логика и чувственность –две противоположности, которыми живет музыка. Внося логику в картину эмоциональной жизни, музыка объединяет в себе эмоциональное и рациональное начала, приводя их к гармонии.Они, представляя собой прообраз переживания, то есть состояние дления, воплощаетвременную характеристику музыки.Музыка отражает понятие времени как«априорной форме внутреннего чувства», ведущего происхождениеоткантовской философии [1, с.292].В музыке изначально присутствуют три фундаментальные эмоции, которые отражают положение человека в мироздании.Они позиционируют человекакак, с одной стороны, существо социальное, то есть похожее на других и выполняющее определенную социальную нишу, с другой –каксущество неповторимое и уникальное.
Это эмоцииутверждения, прошения и созерцания. Две первые из них отражают отношения человека к Другому, то есть носят четко выраженный социальный смысл. Третья эмоция –созерцание –раскрываетвнутренние переживания человека, его отношение с самим собой.Эмоция утверждения концентрирует в себе все те области человеческой деятельности, которые связаны с завоеваниями человеком жизненного пространства.Они отражают могущество и властность человека как способностьего превосходстванад окружающим миром. Сюда входит все, связанное с образамигероики, войныи охоты. С другой стороны, это и сфера игры, в которой человек утверждает свое превосходство, силу, ловкость, радость бытия. Эта эмоция воплощает всебе превосходство человека надДругим.Эмоция прошенияимеет противоположное значение. Это то, что отражает подчиненное, «страдательное» положение человек по отношению к Другому. Это зависимость, порождающая интонацию мольбы, страдания, печали. Исторически сложилось так, что данная эмоция приобрела гораздо большее значение и насытилась более богатыми и разнообразными смыслами. В страдании человек обретал величие, то есть преодолевал первоначальный смысл этой эмоции.В данном случае преображенная эмоция превращалась в свою противоположность, утверждая власть человека над обстоятельствами.Эмоция созерцания раскрывала те стороны внутренней жизни человека, где он не идентифицировал себя как завоевателяили побежденного. Она воплощала сферу размышления и медитации, в процессе которой происходило осмысление той информации, которая была получена в сфере борьбы и страдания. Она позволяла почувствовать свою цельность и гармоничность, внутреннюю силу, не направленную на завоевание. В ней жило и действовало рефлексирующее сознание.Сохраняя всебе тайну динамикичеловеческой личности,музыка в своеобразной, уникальной форме отразила фундаментальные потребности человека в сохранении и продлении жизни, познании окружающего мира и определениисвоегоместа в мироздании как части космоса.
Ссылки на источники1.Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. –М.: ПрогрессТрадиция, 2007. –464 с.2.Красота. Добро. Истина. Сборник изречений о духовности, творчестве,искусстве. // Составитель Д.И. Бахтизина. –Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. –158 с. 3.Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. –М.: республика, 2000. –287 с..4.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. –М.: Политиздат, 1990. –С. 196390.5.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. –М.: Композитор, 1993. –262 с.6.Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии. –М.: АСТ, 2014. 446 с.7.Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. –М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2013. –352 с
Bakhtizina Dilbar IsmailovnaPh.D., associate professor of Sibai Institute,Bashkir State University,SibaiDilbar.bach @ mail.ruMUSIC AS A REFLECTION OFHUMAN tacit knowledge about the universeAbstract.The article deals with the tacit knowledge of the universe man,inherent in the music musical intonation, which is semantic based music,is the concentration of important information for the person . Music,which is a repository of life movements of the human spirit,bears the collective unconscious . Archetypal images of music can be divided into having spatial and temporal origin.Keywords:music,tacit knowledge,intonation,the collective unconscious,archetypal .