Добровольчество как ресурс социально-педагогического образования будущих субъектов системы профилактики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дронова Е. Н. Добровольчество как ресурс социально-педагогического образования будущих субъектов системы профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3426–3430. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54949.htm.
Аннотация. В работе актуализируется вопрос профессионального социально-педагогического образования в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Автором обосновывается внедрение ресурса добровольчества в процесс профессиональной подготовки будущих субъектов системы профилактики, показана значимость внедрения метода проектов в профессиональное социально-педагогическое образование.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дронова Елена Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работыФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаулelen.dronowa@yandex.ru

Добровольчество как ресурс социальнопедагогического образованиябудущих субъектов системы профилактики

Аннотация.В работе актуализируется вопрос профессионального социальнопедагогического образования в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Автором обосновывается внедрение ресурса добровольчества в процесс профессиональной подготовки будущих субъектов системы профилактики, показана значимость внедрения метода проектов в профессиональноесоциальнопедагогическоеобразование.Ключевые слова: добровольчество, профессиональное образование, социальнопедагогическая деятельность, система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, метод проектов.

Переход на федеральные государственныеобразовательные стандарты нового поколения в системе высшего профессионального образования актуализировал, особенно на ступени бакалавриата, реализацию практикоориентированного обучения в направлении усиления связи с работодателями и производственным сектором. Не исключением является и система профессионального социальнопедагогического образования, осуществляющая подготовку будущих социальных педагогов, педагоговпсихологов, специалистов по социальной работе для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.В качестве одного из базовых ресурсов, который позволяет устанавливать и развивать связи обучения с практикой, социальное партнерство и межведомственное взаимодействие, по нашему мнению,выступает добровольчество, которое, как отмечают Г.П. Бодренкова и С.Е. Караваешников, является стратегиейпозитивного развития молодежи, обеспечивающейличностный рост и способствующейсамосовершенствованию субъектов, улучшению жизни общества [1].Известно, что добровольчество как идея социального служения имеет глубокие корни, в социуме всегда были люди, которым для самореализации необходим был труд на благо других. Как всеобщий общественный феномен добровольчество стало развиваться в XXвеке. Первый волонтерский проект с участием молодежи был реализован во Франции в 1920 году, он был направлен на восстановление зданий разрушенных войной. В настоящее время добровольческая деятельность в Росси является одним из видов благотворительной деятельности, осуществляется на основании Федерального закона от 7 июля 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [2]. В соответствии с данным законом (статья 5) добровольцы –«физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг».Добровольческая деятельность может осуществляться в форме индивидуальной волонтерской деятельности, в составе незарегистрированного объединения, через добровольческую организацию.Добровольцы, как показывают наблюдения, оказывают помощьлицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, иным лицам, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке; участвуют в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий, в деятельности по сохранению культурного наследия, в развитии образованияи инноваций, науки, пропаганде здорового образа жизни и иных социальнозначимых мероприятиях.Реализация добровольческого ресурса в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регламентированаФедеральным законом №120ФЗ от 24 июня 1999 г. [3].Цель нашего исследования: раскрыть образовательный потенциал ресурса добровольчества для будущих специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Для достижения поставленной цели нами использованметод проектов. В данной работе мы остановимся на одном из добровольческих проектов–«СОБР», реализованном в Алтайском государственном университете на факультете социологии, добровольцами которого выступили будущие специалисты по социальной работе.«СОБР» –студенческий отряд быстрого реагирования –это добровольное объединение учащейся молодежи, ориентированное на участие в организации социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики.«СОБР» создан в рамках межведомственного социального проекта «Организация реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в контексте поддержки и развития студенческих социальноправовых инициатив», в котором субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края (функция координатора, оказание помощи в решении организационных вопросов); учреждения социального обслуживания (площадки для реализации социальных инициатив); Краевая женская общественная организация «Отклик» (инициатор разработки и реализации проекта, привлечение населения к оказанию помощине только несовершеннолетних, но и их семьям).Цель студенческого отряда быстрого реагирования «СОБР» заключается в активизации и развитии волонтерского движениясреди студентов, осваивающих профессиональные социальнопедагогические функции, направленногона оказание помощи и поддержки несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, формирование у детей и подростков смысложизненной позиции, ценностей здорового образа жизни и социальнозначимой деятельности. Деятельность отряда ориентирована на решение следующих задач:1) включение студенческого сообщества как ресурса помощи и поддержки в индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними;2) проведение социальных акций для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, пропагандирующих здоровый образ жизни;3) оказание консультативной помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в вопросах личностного, профессионального и социального самоопределения;4) организация для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, социальнокультурной реабилитации с посещением учреждений культуры и спортапо месту жительства;5) разработка и тиражирование буклетов, иллюстрирующих успешные формы работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.Целевая группа студенческого отряда быстрого реагирования –60 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.В основу деятельности отряда положены принципы законности, добровольности, гуманизма, системности, гласности, самоуправления. Уставом отряда закреплены права и обязанности волонтеров. Участники отряда имеют права: осуществлять свою деятельность, исходя из своих устремлений и потребностей, если она не противоречит законодательству РФ; вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности; на создание необходимых условий труда, обеспечение безопасности;защиту своих законных прав и интересов во время работы; объединяться в малые группы для проведенияузконаправленной деятельности; добровольно вступать и выходить из отряда. К обязанностям относятся: знание и соблюдение устава; четкое и добросовестное выполнение порученной деятельности; уважительное отношение к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, специалистами партнерам системы профилактики.В процессе деятельности «СОБРа» реализованы две инициативные социальнопедагогические практики –«виртуальный консультант» и «старший брат».«Виртуальный консультант» социальнопедагогическая практика, направленнаяна организацию виртуальной консультативной помощи, адресованной несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом. Для реализации этой технологии в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, зарегистрировано доменное имя в сети Интернет и создан Интернетфорум. Основная идея форума заключается в организации информационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с участием специалистов, студентов из числа участников студенческого отряда быстрого реагирования и общественности. Для работы на форуме закреплены определенные правила: в рамках обсуждаемой темы –обсуждается сама тема, все сообщения которые не относятся к ней –удаляются. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять некорректные сообщения. Интернетфорум включает в себя два раздела «Обсуждаем вместе» и «Вы спрашивали мы отвечаем». Работа форума заключается в создании пользователями тем внутри этих разделов и в последующем обсуждением этих тем. За один год на форуме было зарегистрировано 153 пользователя, 207 сообщений. В процессе реализации проекта на форуме обсуждались следующие темы: «чем заняться в свободное время», «здоровый образ жизни», «планы на лето», «как избежать конфликтов с родителями», «как познать себя», «если трудно, что делать», «что посоветуете?», «моя будущая профессия», «можно ли совмещать работу и учебу?», «взаимоотношения со сверстниками», «права, обязанность и ответственность несовершеннолетних». Все советы, представленные в сети социально ориентированы, нацеливают на правомерное поведение. Так, например, при обсуждении проблемы «Как избежать конфликтов с родителями» участники форума предлагаютследующие конструктивные варианты решений: «…стараться быть взрослее, понимать причины действий родителей», «простонеобходимо правильно себя вести в ситуации конфликта: не кричать, не ругаться…Быть вежливым, спокойным, относиться к родителям с уважением…», «…прислушиваться к тому, что нам говорят родители, ведь это самые близкие для нас и плохого нам никогда не посоветуют…, ну и конечно любить родителей так же, как и они нас, никогда не обижать!».Кроме организации Интернетобщения в рамках реализации технологии «виртуальный консультант» в этот период получилось привлечь 17 подростков к индивидуальному общению с волонтерами. По отзывам волонтеров, «…наши подопечные являются нашими друзьями в социальных сетях «одноклассники», «мой мир»…», «мы теперь общаемсяс подростками через агент, а также перезваниваемся…». Содержательно такое общение связано с обменом впечатлениями о проведенных совместных мероприятиях, планами в учебной и профессиональной деятельности, а также возможностями продолжения общения после реализации проекта.Для оценки работы технологии «виртуальный консультант» была использована методика «недописанный тезис», участвуя в которой волонтеры отмечают: «Виртуальный консультант полезен, потому что создается среда, в которой можно беспрепятственно говорить на волнующие тебя темы, делиться опытом, советовать чтото комуто, что несомненно важно и полезно для многих подростков», «это лучший способ анонимно получить ответы на волнующие вопросы, а также это один из способов общения…». «Виртуальный консультант» позволяет не только подросткам общаться со сверстниками на форуме, задавать интересующиеих вопросы, консультироваться со специалистами и волонтерами, но и волонтеры имеют возможность реализовать определенные знания, навыки, полученные в ходе обучения. Это возможность в реализации себя как специалиста по социальной работесистемы профилактики.«Старший брат» социальнопедагогическая практика сопровождения несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом, волонтером и специалистом учреждения системы профилактики в процессе социальнокультурной реабилитации.Она направлена на создание таких условий для подростков, когда будучи погруженными в социальнополезный досуг, ребята опосредованно осваивают нормы и правила поведения в различных общественных местах, развивают свой кругозор, приобретают опыт неформального общения позитивной направленности, а также социальные знания и умения. Реализация практики осуществляется поэтапно.1 этап –составление социальнодемографического портретанесовершеннолетнего. Это этап заочного знакомства волонтера с несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом. В этот период времени волонтеры посещают пилотные площадки, проводятинтервьюирование специалистов, На данном этапе студенты апробируют методы сбора информации: беседа со специалистами, изучение документов, косвенное наблюдение, беседа с подростком.2 этап –организация социальномотивационной акции. Это этап установления волонтерами контакта с подростками, находящимися в конфликте с законом,и стимулирование их на совместную деятельность через организацию и проведение акции «Отличное здоровье –хороший шаг в будущее». Цель акции заключается в привлечении внимания подростков к здоровому образу жизни, создание условий для знакомства и сплоченияподростков с волонтерами. Программы социальных акций разрабатываютсясовместно –волонтерами, специалистами, руководителем и координатором проекта. Значимость здоровьесбережения ведущие акций

волонтерыдоносятдо подростков через серию социальнопедагогических упражнений на сплоченность, коррекцию самооценки, агрессивности и тревожности личности, социальнополезную занятость, развитие коммуникативной компетенции. В результате проведения социальных акций разрабатываютсяволонтерами маршруты социальнокультурной реабилитации подростков.3 этап –реализация маршрута социальнокультурной реабилитации. Этот этап проектирования и реализацииплана посещений социальнокультурных мероприятий в открытом социуме.До начала освоения маршрута волонтеры проводят инструктивнуюбеседу«10 правил поведения в общественных местах». После инструктажа организуются социокультурные мероприятия. Так, в процессе реализации проекта волонтеры вместе с несовершеннолетними посетили 11 спектаклей («Свои люди», «Беда от нежного сердца»,«Ромео и Джульетта» и др.), 4 концертные программы («Ария», «Кабриолет»и др.), 3 кинопрограммы («Тот еще Карлсон», «Лоракс», «Белоснежка: месть гномов»), а также проведены обзорные экскурсии в г. Барнаул, спортивные соревнования в арбалетнолучном тире «Шервудский лес» и соревнования по боулингу, профориентационные мероприятия.4 этап –заключительный –проведение вечерних гостиных для несовершеннолетних. Он ориентирован на обратную связь подростков, находящихся в конфликте с законом, и волонтеров, проектирование перспектив реализации маршрута самореабилитации. Вечерние гостиные проведены в форме свободного общения волонтеров и подростков, где каждому подросткупредоставляетсявозможность провести рефлексию своего участия в проекте, а также рефлексию взаимодействия со сверстниками, волонтерами и специалистами. На вечерней гостиной используются методики, мотивирующее общение и обмен мнениями, «Конверт дружеских вопросов», «Волшебный стул», «Хочу и надо» и др.Волонтеры–будущие субъекты системы профилактики–довольны полученными результатами, несмотря на небольшие коммуникативные и организационные трудности, которые испытали на начальном этапе реализации проекта: «…Конечно, в начале проекта было трудно и нам,и специалистам,и особенно детям, так как для них мы были чужими людьми, с которыми трудно идти на контакт, но в процессе мы нашли общий язык, трудностей сталонамного меньше. Мы делаем благое дело, у нас все получится…»; «...Ожидаю, что наша работа принесет свои плоды, что мы сможем показать детям, что есть и другая жизнь, другие интересы и способы времяпрепровождения, чем бесцельное шатание по улицам, распитие спиртных напитков и т.д.», «особенно полезны инновационные для нас социальнопедагогические практики, так как они способствуют тому, что у целевой аудитории формируется больше доверия к тебе, ведь разница в возрасте не так велика, также легче выстраиваются коммуникации,…перед подростком открываются новые возможности и горизонты, а рядом есть пример для подражания, друг и помощник –волонтер проекта СОБР».В процессе реализации метода проектов мы пришли к следующим заключениям.1. Привлечение к добровольческой деятельности будущих субъектов системы профилактики имеет свою специфику: расширяется спектр мотивов участия студентов в добровольческой деятельности. Вместе с мотивами признания (желанием высокой оценки проявленных способностей), достижения (желанием реализовывать важные цели и задачи), роста (желанием развиваться, обогащать свои знания и опыт), общения (желанием быть признанным, сопричастным), развлечения (желанием сменить обстановку) актуализируется мотив профессионального самоопределения (желание развивать свои профессиональные компетенции и поиска работы по окончанию обучения по специальности). Делая выбор в пользу занятия добровольчеством в этой сфере, студенты отмечают его значимость («…чаще всего общество предпочитает рассуждать о проблемах в отношениях с подростками, а не о проблемах, которые способствуют или тормозят становление самого подростка, чтобы помочь подростку избежать жизненных ошибок и неверных решений… »), описывают причины неправомерного поведения несовершеннолетних («…педагогическая запущенность, невнимание со стороны окружающих, желание утвердиться…», «…многие, зная, что до 18 лет существуют поблажки, не задумываются о последствиях…», «…всё начинается с сигарет и алкоголя, а заканчивается воровством, драками с летальным исходом…»), делают акценты на правовом просвещении подростков («…подросток чувствует себя свободным и вольным делать то, что он хочет. Вот тутто и возникает останавливающая его сила –закон…»), обращаются к вопросам организации социальнополезной занятости несовершеннолетних, их нравственного развития («…социальная работа призвана помочь встать на путь исправления, осознать детям свою ошибку, включить их в полезные дела…»; «…быть человеком значит чувствовать свою ответственность за себя и за свои поступки…»), выделяют семейное неблагополучие как фактор риска совершения подростком антиобщественных действий («…к категории риска наиболее всего относятся дети из неблагополучных семей, члены которых ведут аморальный образ жизни…»). Личностная позиция добровольцев представлена в категориях этических основ социальнопедагогической деятельности: «…важно проявлять толерантность…», «…необходимо понимание трудной жизненной ситуации клиента…», «…каждый человек имеет права на второй шанс…», «…дети нуждаются в сопереживании и нашем участии…». Анализируя мотивационную готовность добровольцев важно заметить, что побуждение к социальным инициативам продиктовано изначально именно необходимостью реализации помощи и поддержки несовершеннолетним, соучастия в индивидуальной профилактической работе. Такая личностная готовность в процессе добровольческой деятельности трансформируется, интегрируется с профессиональными социальнопедагогическими функциями. Через организацию участию будущих специалистов системы профилактики в добровольческих акциях для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, создаются стимульные ситуации по овладению профессиональными компетенциями в рамках учебных дисциплин таких, как «Содержание и методика социальнопедагогической деятельности», «Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений», «Технологии социальной работы с детьми девиантного поведения», «Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения», «Ювенальные технологии». Кроме того, добровольцы в сравнении с другими обучающимися не исключают, а наоборот, рассматривают трудоустройство в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как сферу приложения своих профессиональных компетенций, профессионального развития. Мотивы детерминируют достижение в профессиональном социальнопедагогическом образовании целей воспитания (социальная ответственность, безвозмездная помощь нуждающимся и формирование гражданской позиции, взаимопомощь и милосердие), развития (самоорганизация, толерантность) и обучения (освоение подходов к социальнопедагогической деятельности с несовершеннолетними).2. Ресурс добровольчества в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуемый по принципам безвозмездности и равноправия, свободы выбора форм и методов добровольческой деятельности, гласности, гуманности, солидарности и сотрудничества, безопасности, обеспечивает в естественных условиях реализацию дидактических принципов: связи теории с практикой, наглядности, активности обучаемых. Связь теории с практикой проявляется через внедрение теоретикотехнологических знаний в индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними на этапе установления контакта, включения воспитанника в социальнополезную занятость, дистанционного сопровождения «подросток волонтер», с другой стороны сама социальнопедагогическая практика вскрывает пробелы в теоретикотехнологической подготовке и направляет обучающегося на их устранение. Принцип наглядности позволяет выстраивать социальнопедагогическое образование «от чувственного восприятия к абстрактному мышлению, а от него к практике». Принцип активности обучаемых осуществляется непрерывно, каждый доброволец самостоятелен в принятии решений, в их реализации, субъектная позиция проявляется не только на учебных занятиях в системе «студент преподаватель», но и в системе «доброволец несовершеннолетний».3. Добровольчество будущих субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –вариативно, спектр инициатив возможен в силу индивидуальности социально опасного положения несовершеннолетнего и его семьи. Доказательством данного тезиса находим в нормативном закреплении категорий «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» [3].Их анализ показывает, что:1) если ребенок находится в социально опасном положении не зависимо от причин его порождающих(безнадзорность, беспризорность, совершение правонарушений, антиобщественных действий), то и в целом семья будет находиться в социально опасном положении, даже, несмотря на то, что родители или законные представители несовершеннолетних добросовестно выполняют установленные обязанности, но при условии, что у ребенка есть семья (кровная или замещающая);2) если у ребенка нет семьи, он «живет на улице», или находится в учреждении системы профилактики (социально реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют, детский дом и др.), в котором не созданы должные условия для его воспитания и содержания или он совершает правонарушения, антиобщественные действия, то у ребенка будет правовой статус –«несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»; 3) если ребенок отличается правомерным поведением, находится в учреждении системы профилактики, в котором созданы должные условия для его воспитания, содержания и нет опасности для его жизни и здоровья, то в категорию «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» он не попадает; вместе с тем, если у него есть семья, то в социально опасном положении может находиться семья, где его родители или иные законные представители не исполняют своих обязанностей, выступают субъектами жестокого обращения с ребенком. В этой связи, учитывая правовой статус нуждающегося, добровольчество в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлено может быть мерами первичной, вторичной и третичной профилактики, адресованными не только несовершеннолетнему, но и его семье.

Ссылки на источники1.Бодренкова Г.П., Караваешников С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. –Москва, 2011. –88 с.2.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. –1995. №33. –Ст. 3340.3.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. –1999. №26. –Ст. 3177.

Dronova Elena Nikolaevnacandidate of pedagogical science, Аssistant Professor of the Department of social work, Altai state University, BarnaulVolunteering as a resource of the sociopedagogical educationof future specialists the system of preventionAbstract.In this paper actualized problem socialpedagogical education in conditions of action of the federal state educational standards for a new generation. The author substantiates the introductionof the volunteer a resource in training to professionals the system of prevention.Is shown here the importance of implementing method of projects in professional of sociopedagogical education.Keywords:volunteering, vocational training, sociopedagogical activity, the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, project method.