Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семеновских Т. В., Маслякова В. А. Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3486–3490. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54961.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению феномена эмоционального интеллекта и способности к самопрезентации у студентов направления подготовки “Психология”. Авторы проанализировали различные подходы к определению эмоционального интеллекта, раскрыли влияние компонентов эмоционального интеллекта на тактики самопрезентации у студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семеновских Татьяна Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО “Тюменский государственный университет”, г. Тюменьstv_psiheya@rambler.ru

Маслякова Валентина Александровна,аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии, Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО “Тюменский государственный университет”, г. Тюменьvalentinabgrv@mail.ru

Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направления подготовки «Психология»

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена эмоционального интеллекта и способности к самопрезентации у студентов направления подготовки “Психология”.Авторы проанализировали различные подходы к определению эмоционального интеллекта, раскрыли влияние компонентов эмоционального интеллекта на тактики самопрезентации у студентов. Ключевые слова: интеллект,эмоциональный интеллект, структура эмоционального интеллекта, тактики самопрезентации.

На современном этапе развития общества возрастают требования к образовательной системе, качеству подготовки бакалавров и уровню сформированности у них компетенций, которые в большей степени закладываются на этапе профессионального становления. В российском обществе увеличился спрос на компетентных выпускников в области психологии, способных решать актуальные проблемы, обладающих такими личностнопрофессиональными качествами, как эмоциональный интеллект (ЭИ) и самопрезентация. Ряд отечественных и зарубежных теорий рассматриваютэмоцию как особый вид знания, что является основанием для выделения категорииэмоционального интеллекта в качестве нового подхода к оценке успешностиличности. Данная концепция нашла свое отражение в работах Д.Карузо, Дж. Мэйера, П.Сэловея[9]. Они впервые ввелив научный обиходпонятие “эмоциональный интеллект” и определили его как, группу ментальных способностей, способствующихосознанию и пониманию человеком собственных эмоций и эмоций окружающих. Профессиональная успешность личности связана с уровнем развития общего интеллекта. Однако, иногда индивиды с высоким уровнем общего интеллекта, по мнению Х. Гарднера [13], оказываются не конкурентоспособными и испытывают ряд сложностей при построении карьеры. Возможно, это связано с затруднениямив различении и назывании чувств, в не умениипереводить их в символические коды и применять в качестве средств для понимания и управления собственным поведением. Идея возникновенияфеномена “эмоциональный интеллект” явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном (Дж.Гилфорд[6],Г.Олпорт [7], А.И.Савенков [8] и др.). В настоящее время, эмоциональный интеллект рассматриваетсякак самостоятельная способность или черта. Причиной данных изменений, послужило несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой (Р. БарОн[12], Д.Гоулмен [3]). В отечественной психологии ЭИрассматривается, как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоции, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуальногоанализаи синтеза (Г.Г.Горскова [2]); как способность человека понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими (И.Н.Андреева [1], Д.В.Люсин [4]); субъективная характеристика личности, содержащая в себя: регуляцию внешней и внутреннейпсихической деятельности человека; способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели; регулирование внутреннего состояния (потребности и желания), связанного с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций (М.А. Манойлова [5]).Необходимым условием ЭИ, является понимание эмоций субъектом. Конечный продукт эмоционального интеллекта —принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Эмоциональный интеллект в широком понимании объединяет в себе способность личности к эффективному общению за счет осознания собственных эмоций и эмоций окружающих, умения подстраиваться под их эмоциональное состояние, управление своими эмоциональными проявлениями. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является ключевым в работе психолога. Не менее важно, и то, как профессионал умеет подавать себя в различных ситуациях, какой индивидуальный стиль общения и образ, для себя устанавливает, все это определяет способность субъекта к самопрезентации.Если общий интеллект —это фактор академической успеваемости, то развитый эмоциональный интеллект и самопрезентация позволяют достичь, в первую очередь, профессиональной и жизненной успешности. Проблема исследованиязаключается в том, что в современной образовательной парадигме определяется ряд общих и специальных компетенций, воплощающихся в конкретных требованиях к специалистампсихологам, но в их число не входит формирование у студентов ЭИ и способности к самопрезентации, которые, на наш взгляд, необходимы, будущим конкурентоспособным профессионалам.Задачи исследования:1.Изучить теоретические и эмпирические исследования в данной области.2.Диагностировать cтруктурные компонентыэмоционального интеллекта, а также выбортактик самопрезентации студентами. 3.Провести сравнительный анализ эмпирических данных и сформулировать выводы.Фактологическая база исследования:Институт Психологии и Педагогики, г.Тюмень. В исследовании задействовано 47 студентов юношеского возраста от18 до 22 лет (IIV курсы), обучающихся по направлению подготовки “Психология”.Ключевым аспектом в теоретической части исследования стало рассмотрение понятия “эмоциональный интеллект” и определение его структуры. Структура ЭИбазируется на представлениях о том, что эмоции обладают информацией о связях человека с другими людьми или предметами. Изменение этих связей влечет за собой, в свою очередь, изменение эмоций —контроль и управление ими (надстройка). В то же время одним изаспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Рисунок 1Структура эмоционального интеллекта

Анализ различных зарубежных и отечественных точек зрения на предмет исследования,позволил нам определить эмоциональныйинтеллект, как сочетание когнитивных и некогнитивных способностей, учитывая личностные характеристики индивида. Придерживаясь такого мнения, можно выделить следующие структурные компоненты: идентификация и выражение эмоций, регуляцияэмоций,использование эмоций в мышлении и деятельности. Данные составляющие эмоционального интеллекта оказывают влияние на оптимизацию профессиональной подготовки будущих психологов в современном вузе и предполагают формирование у студентов профессиональных ключевых компетенций, позволяющих им быть конкурентоспособными в своей профессиональной деятельности. Обозначив, структурные компоненты эмоционального интеллекта мы заинтересовались тем, каким образом они влияют на выбор тактик самопрезентации у студентов.Самопрезентация включаетв себя три составляющие: 1) субъект, который самопрезентуется; 2)субъект, которомусамопрезентуются; 3) объект, что самопрезентуется. Данные составляющие объединяются желаемой целью, которую субъект самопрезентации пытается достичь.Второй участник во взаимодействии часто воспринимается как объект, на которого оказывается воздействие. Дополнительным фактором выступает окружающая среда, которая задает правила коммуникации.Одной из ключевыхзадач исследования самопрезентации является выявление стратегийсамопрезентации, которые определяются каксовокупность поведенческих актов личности, распределённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих. Стратегия самопрезентации представляет собойнабор различных тактик. Под тактикой самопрезентации, понимается приём создания желаемого образа. Одну из первых классификаций стратегий самопрезентации разработали Е. Джонс и Т. Питтман [14].Они выделили пять основных стратегий: самопродвижение (демонстрация компетентности);запугивание (демонстрация силы); инграциация (цель –казаться привлекательным);

примерность (цель –казаться морально безупречным); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи).Эмоциональныйинтеллект•собственные эмоции;•эмоции окружающих.Идентификация и выражение эмоций•собственные эмоции;•эмоции окруающих.Регуляция эмоций•гибкое мышление;•творческое мышление;•переключение внимания;•мотивация.Использование эмоций в мышлении и деятельностиМы остановились на вариантеклассификации, предложенномC.Ли, Б.Куигли[11]. Их классификация включает двенадцать самопрезентационных тактик, семь из которых относятся к ассертивному типу: “желание понравиться”; “преувеличение своих достижений”;“приписывание себе достижений”;“негативная оценка других”; “запугивание”; “пример для подражания”; “просьба”, а пять –к защитному типу: “оправдание с принятием ответственности”; “отречение”; “извинение”;“оправдание с отрицанием ответственности”;“препятствование самому себе”. Наш выбор был обусловлен тем, что данная классификация включает в себя набор стратегий, в состав которых входят тактики защитного и ассертивногоплана, что позволяет более детально представить спектр типичных поведенческих реакций, которые студенты направления “Психология” используют в своем поведении.Экспериментальная часть исследования осуществлялась поэтапно и была направлена на выявление уровня развития структурных компонентов эмоционального интеллекта и их взаимосвязи с тактиками самопрезентации у студентов.

На первом этапеу студентов выявлялись уровни развития структурных компонентов эмоционального интеллекта, с помощью теста Н.Холла [10]и опросника “ЭМИН” Д.В.Люсина [4]. По результатам исследования наиболее развитым компонентом на всех курсах оказалась —“эмоциональная осведомленность”, связанная со способностью устанавливать сам факт наличия эмоционального переживания у себя и у другого. На среднем уровне развития находятся такие компоненты как самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций окружающих. Наименее развит компонент —“управление эмоциями”.Для установления статистических различий в показателях применялся Uкритерий МаннаУитни. Значимые различия были получены по компоненту “эмоциональная осведомленность” (р=0.049), у обучающихся IIIкурса он более выражен по сравнению с испытуемыми Iкурса. Это объясняется тем, что первокурсники имеют менее практикоориентированные занятия на данном этапе обучения. По остальным компонентам эмоционального интеллекта значимых различий установлено не было.Второй этап экспериментальной работы предполагал установление тактик самопрезентации, используемых студентами в образовательном пространстве вуза. Для осуществления поставленной цели нами использовалась шкала измерения тактик самопрезентации С.Ли, Б.Куигли. По завершении данного этапа было выявлено следующее: чаще всего студенты прибегают к тактике “желание понравиться”, что обусловлено выбором профессии, поскольку, она предполагает создание благоприятного впечатления о себе, например, при установлении контакта с окружающими. Остальные выявленные тактики используются студентами в равной мере в контексте ситуации.Третий этаппредполагал оценивание степени влияния компонентов эмоционального интеллекта на тактики самопрезентации, путем применения НКритерий КрускалаУоллиса.Устудентов Iкурса были обнаружены различия при исследовании компонента “эмоциональная осведомленность” и тактик самопрезентации: “запугивание” (р=0.047), “пример для подражания” (р=0.038). Данные различия являются не случайными и отличаются в уровне значения, т.е. испытуемые с развитым компонентом ЭИ —“эмоциональная осведомленность” значительно чаще используют в своем поведении тактику самопрезентации “пример для подражания”, в то время как испытуемые с низким уровнем развития данного компонента применяют тактику “запугивание”. Полученныйрезультат объясняется следующим: студенты способные осознавать свои эмоции, их причины возникновения и следствия, к которым приводят те или иные эмоциональные проявления, без труда предъявляют свое поведение как моральное и привлекательное, вызывающее уважение, даже если ситуация сложилась не в их пользу. Испытуемые же затрудняющиеся анализировать собственные эмоции и не умеющие прогнозировать следствия, к которым они приводят, попадая в сложную для них ситуацию, прибегают к угрозам сцелью возбуждения страха у объекта самопрезентации.При обработке данных у студентов IIкурса, значимые различия были обнаружены между компонентами ЭИ: “управление эмоциями”, “эмпатия” и тактикой самопрезентации “отречение”, уровень значимости в первом случае составил (р=0.048), во втором (р=0.03). Полученные различия являются не случайными и свидетельствуют о том, что обучающиеся не способныеконтролировать свои эмоциональные состояния, а так же студенты, которые имеют низкий уровень развития эмпатии, значительно чаще прибегают к использованию такой тактики самопрезентации как “отречение”, которая заключается объяснении субъектом причин своего поведения прежде, чем затруднительная ситуация возникнет. Таким образом, он как бы заранеепытается предотвратить все обвинения в свою сторону.При обработке данных Нкритерием КрускалаУоллиса у студентов IIIи IVкурсов статистически значимых результатов выявлено не было.Завершающим шагом исследования стала оценка результатов при помощи однофакторного анализа между компонентами эмоционального интеллекта и тактиками самопрезентации.Таблица 1Влияние компонентов эмоционального интеллекта на тактики самопрезентации у студентов направления “Психология”

Компонент ЭИТактики самопрезентации123456789101112Эмоцная осведомтьр= 0.4р=0.34р=0.31Р=0.09р=0.1р= 0.5р= 0.01р= 0.3р=0.47р= 0.35р=0.28р=0.12Управние эмоциямир=0.19р=0.08р=0.32р=0.08р=0.53р=0.98р=0.07р= 0.52р= 0.02р=0.1р=0.03р=0.98Самомотцияр=0.86р=0.86р=0.68р=0.89р=0.26р= 0.12р=0.21р=0.63р=0.92р=0.98р=0.5р=0.01Эмпатияр=0.27р=0.25р=0.42р=0.42р=0.93р=0.18р= 0.88р= 0.63р= 0.69р= 0.57р=0.19р=0.49Распозниеэмоций другихр=0.03р=0.11р=0.34р=0.31р=0.28р=0.86р=0.1р=0.27р= 0.04р=0.03р=0.17р=0.34

По результатам однофакторного анализа значимые различия были обнаружены между компонентами эмоционального интеллекта и тактиками самопрезентации:“эмоциональная осведомленность” и ассертивная тактика самопрезентации7 –“запугивание” (р=0.01), данный показатель свидетельствует о том, что для студентов с низким и высоким уровнями развития компонента “эмоциональная осведомленность” характерно использование в своем поведении тактики “запугивание”;“управление эмоциями” и ассертивные тактики самопрезентации: 9 –“приписывание себе достижений” (р=0.02), 11 –“негативная оценка других” (р=0.03) .Студенты с развитой способностью управлять своими эмоциями чаще, чем остальные испытуемые, заявляют о своих достоинствах и прошлых достижениях. Для испытуемых и с низкой, и с высокой способностью к контролю своих эмоциональных состояний характерны негативные и критические оценки в адрес окружающих. Возможно, данные оценки по своему характеру различны, так например: студенты умеющие управлять своими эмоциональными состояниями, критикуют других людей за не умение контролировать свои эмоции, а у испытуемых с отсутствием этой способности тактика “запугивание” будет проявляться как реакция, при возникновении любой ситуации, которую субъект расценит как негативную; “самомотивация” и ассертивная тактика самопрезентации 12 –“пример для подражания” (р=0.01). Полученный результат свидетельствует о том, что субъекты с развитой способностью к самомотивации, способны на предъявление своего поведение как более привлекательного и одобряемого, даже если это не является для них значимым;“распознавание эмоций других людей”и ассертивные тактики самопрезентации: 9 –“приписывание себе достижений” (р=0.049), 10 –“преувеличение своих достижений” (р=0.03). Испытуемые, которые могут определитьэмоциональное состояние, причины его возникновения у другого субъекта, его настроение, без труда могут использовать полученную информацию для достижения собственных целей. Так, например: с целью вызвать симпатию и одобрение у объекта самопрезентации, испытуемый при нужном моменте (хорошее настроение другого) сообщает о своих достоинствах ипрошлых достижениях, либо же пытается убедить его в том, что результаты его деятельности являются более позитивными;“распознавание эмоций других людей” и защитная тактика самопрезентации 1 –“оправдание с отрицанием ответственности” (р=0.03). Полученный результат, свидетельствует о том, что для студентов с высоким и низким уровнем развития данного компонента ЭИ, свойственно использовать в своем поведении тактику самопрезентации “оправдание с отрицанием ответственности”. Возможно, мотивы этих студентов приприменении данной тактики различны, так, например, испытуемые с развитой способностью распознавать эмоции других людей, опираясь на полученный анализ, определив эмоциональное состояние объекта самопрезентации,применяютданную тактику, там, где это целесообразно, для того чтобы избежать ответственности за совершенные им негативные действия. Во втором же случае, возможно, данная тактика является стилем поведения при возникновении любой негативной ситуации, где необходимо брать ответственность за свои поступки.Применив однофакторныйанализ к выборочной совокупности, нами была обнаружена закономерность: студенты с высокими и низкими показателями в области развития структурных составляющих эмоционального интеллекта используют одни и те же тактики самопрезентации. Полученные статистические результаты, позволяют сделать вывод о том, что тактики самопрезентации защитного типа связаны с низким уровнем развития компонента эмоционального интеллекта —“управление эмоциями”, в то время, как ассертивные тактики используются студентами с высокимуровнем развития компонента —“эмоциональная осведомленность”.

Коннотируявышеизложенное, отмечаем, что эмоциональный интеллект —это сложное образование, требующее специальной направленности на развитие; структурные компоненты эмоционального интеллекта оказывают влияние на тактики самопрезентации; изученные феномены взаимосвязаныдруг с другом и являются важными профессиональнозначимымихарактеристиками студентовпсихологов.

Ссылки на источники1.Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. –2008. –№1. –С. 3943.2.Горскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.практ. конф. «Ананьевские чтения». –СПб. : Издво СПб. унта, 1999. –С. 2526.3.Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект на работе. Пер. с англ. А.П.Исаевой.–М.: АСТ –Владимир: ВКТ, 2010. –476 с.4.Люсин Д.В.Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями –эмпирический анализ. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. –М.: Издво «Институт психологии РАН», 2004. –С. 129140. 5.Манойлова М.А. Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога: от планирования к действию // Школьные технологии. –2007. –№2. –С. 126137.6.Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. –URL: http://www.trainingcity.ru/interest/articles/model_strukturyi_intellekta_dzh._gilforda.html.–[Дата обращения 15.02.2014].7.ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А.Леонтьева]. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. –М.: Смысл, 2002.8.Савенков А.И.Можно ли прогнозировать жизненный успех? // Школьный психолог. –2006. –№9. –URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600905. –[Дата обращения 20.03.2014].9.Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. –М.: Институт психологии РАН, 2010. –176 с.10.Тест эмоционального интеллекта Н. Холла. // PSYLAB: энциклопедия психодиагностики. –URL: http://psylab.info/Тест_эмоционального_интеллекта_Холла. –[Дата обращения 25.10.2013].11.Шкала измерения тактик самопрезентации С. Ли, Б. Куигли и др. / 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. / Под ред. В.А. Чикер. –СПб.: Речь, 2011. –С. 299302.12.BarOn R. The BarOn model of emotionalsocial intelligence (ESI). // Psicothema. 2006. Vol. 18, supl., pp. 1325. Oviedo(Spain). –URL: http://www.psicothema.com/pdf/3271.pdf. –[Датаобращения15.02.2014].13.GardnerH.E. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Basic book, 1983.14.Jones E.E., Pittman T. S.Toward a general theory of strategic selfpresentation // Psycological perspectives on the self, Hillsdale, NJ: Erlbaun, 1982. –354 р.

Tatiana Semenovskikh,Candidate of Psychological Sciences, associate professor at the chair of age and pedagogical psychology of institute of psychology and pedagogic of the Tyumen state university, TyumenValentina Masliakova,

Ph.D candidate at the chair of age and pedagogical psychology of institute of psychology and pedagogic of the Tyumen state university, TyumenEmotional intelligence and tactics of selfpresentation at students of the ”Psychology” direction.Abstract.The article is devoted to the study of the phenomenon of emotional intelligence and the ability to selfpresentation students directions of training "Psychology".The authors examined the various approaches to the definition of emotional intelligence, revealed the influence of components of emotional intelligence on the tactics of selfpresentation among students.Keywords: intelligence, emotional intelligence, emotional intelligence structure, tactics, selfpresentation.