Путешествие, которое ребенок ещё не совершил, или, как помочь ребенку реализовать свои потребности исследователя
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зебзеева
В.
А. Путешествие, которое ребенок ещё не совершил, или, как помочь ребенку реализовать свои потребности исследователя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3481–3485. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54960.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой активизации исследовательской деятельности дошкольника. Этому способствует использование разных видов игр. Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей. Игры проекты, игры-тренинги, игры-моделирование, игры-соревнования и игры театрализации помогают ребенку реализовать свои потребности исследователя, а воспитателю успешно решать задачи экологического образования.
Ключевые слова:
познавательная деятельность, исследование, активизация, экологическое образование, игра, дети дошкольного возраста, экспериментирование
Текст статьи
Зебзеева Валентина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», кафедра педагогики дошкольного и начального образованияVal.orin@mail.ru
Путешествие,котороеребенок ещё несовершил, иликак помочьребенку реализовать свои потребности исследователя
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы,связанные с проблемой активизации исследовательской деятельности дошкольника. Этомуспособствует использование разных видов игр. Играпутешествие –это один из способов расширения жизненного пространства детей. Игры проекты, игрытренинги, игрымоделирование, игрысоревнованияи игрытеатрализации помогают ребенку реализовать свои потребности исследователя, а воспитателю успешно решать задачиэкологического образования.
Ключевые слова:экологическое образование, игра, активизация, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, дети дошкольного возраста.
Сегодня,как никогда,актуальна проблема экологического образования. Ученые, педагогинаходятся в постоянномпоиске эффективных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста, позволяющими ребенку реализовать свои потребности исследователя.В энциклопедическом словаре метод рассматривается,как способ достижения какойлибо цели решение конкретной задачи или теоретического освоения (познания) действительности.Методнаправлен на организацию деятельности обучающегося. В отечественной педагогике выделяются несколько типов классификацийметодов, по разным основаниям. Однако в экологическом образовании предпочтение отдается игровым,наглядным, практическимметодам[7].Ф. Фребель. фактически первым,оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. По традиционной классификации выделяют группы игр:справиламии творческиеигры. Широко и практическиежедневно во всехвозрастных группах используются дидактические игры: «Найди пару», «Зоологическое лото», «Кто каккричит», «Мамы и детки», «Кто,где живет», «Летаетнелетает», «Рыбы, птицы, звери», «Чьи это детки?», «Четвертый лишний», «Чего не стало»иподвижные игры: «Котята и щенята», «Кот имыши», «Лохматый пес».Онислужат эффективнымсредствомзакреплениязнаний детей оприроде[1].Игры отличаются разнообразиемпо форме и содержанию. Однако, как показывает практика, некоторые виды игр остаются незаслуженно забытыми. Одним из видовтаких игр являются сюжетные самодеятельныеигры детей.К ним относятся игры: «Консервный завод», «Молочнаяферма», «Зоопарк». В настоящее времянаметилась тенденция сближения дидактической игры с сюжетно–ролевой. В последней, предусматривается использование сюжетных игрушек(Буратино, Карлсон, Незнайка).Дети с интересом воспринимают сюжеты: «Незнайкавыращивает комнатные растения», «Доктор Айболит осматриваетрастения», «Колобокучит детейвыпекать булочки»[8].Формирование географических представлений происходит эффективнее в играх путешествиях. В таких играх детираньше всего знакомятсяспроявлениями фундаментальных законов природы. Ходят ли люди с другой стороны Земли «вверх ногами»? Почему холодно не только на крайнем севере, но и на крайнем юге? Реки текут быстрее в горах или на равнине? Дерево плавает, потому что оно легче воды?Элементарнаягеография дает пищу для пытливого детского ума. Играпутешествие –это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем, освоения соответствующих.
Сценарии игрпутешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам сказок, рассказов на природоведческие темы: «Земной шар, атмосфера, материки, океаны»; «Разныевиды ландшафта»,«Страныинаселяющие их народы разных раси национальностей»; «Виды поселения людей»;«Климатические зоны, условия жизнина Земле». Материал не предназначается для запоминания, но в играх путешествиях дошкольники с увлечением усваивали географические понятия, условные обозначения. Дошкольники приобщаютсяк языку физической географии, элементарным навыкам чтения карт. Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учатсяотыскивать их на карте, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе. В играхпутешествиях дети углубляют представления о природе.
Например, путешествуя по Африке, дети знакомятсяс пустынями и саваннами, историческими памятниками Египта, узнаюто населении Африки, климате, условиях жизни. Путешествуя по Америке, узнаюто её освоении европейцами, знакомятся с предметами, родиной которых является Америка (томаты, какао, шоколад, кукуруза, картофель). Впутешествии по Антарктиде дети узнают о холодном климате, полярной ночи. Путешествия детисовершают и по близлежащим окрестностям.Путешествуя по ручью, дети узнают, что у реки естьисток и устье, берега, притоки. Такиепутешествия заканчиваются изготовлениеммакетареки. При этом дети быстро осваивают, что река имеет долину (углубление в рельефе), а ее русло имеет уклон. Достаточноналить воды в сделанное русло реки, чтобы убедиться, что без уклона не будет течения. Совместно с детьми полезно изготовить имакет озера. В отличие от рек в озере нет течения. Так в игрепутешествии«Мы путешественники»дети превращаютсяв настоящих путешественников.При подготовке к нему дети используютсамые разные атрибуты: игрушки для наблюдения за ветром, вертушки, мешочки для природного материала,мячи, скакалки, наборы картинок с изображениемприроды,папки для гербария,рюкзачки,садки,фотоаппарат.Каждый ребенок в этой игре –путешественник.
Воспитатель рассказывает о том, кто такие путешественники, зачем люди путешествуют. Готовит атрибуты для путешествия вместе с детьми. Вместе с детьми воспитатель продумывает направление путешествия, содержаниенаблюдений, подбирает наборы картинок о предлагаемых наблюдениях (модели, фото, альбомы) В процессе путешествийрешаетсямножество вопросов: А знаешь ли ты, как велик мир, в котором ты живешь? Что тебе известно о Земле, на которой стоит твой дом, по которой ты ходишь? Знаешь ли ты, что Земля так велика, что когда в одних странах солнце светит, в других –темная ночь. В игре дети понимают, кого можно назвать путешественниками.Понимают, что путешественники отправляются в такие места, где раньше никого не было.Ониизучают природу. И также как путешественники детистремятся побывать там, где очень жарко и где вечный лед. Первые путешествия кратковременны, однако и за этовремяребенокусваивает основные правила путешественников.
Более сложные игрыпутешествия возникают, когдадети овладевают ролями,ролевыми диалогами,сюжетосложением.Такдетимогут отправиться в путешествие на воздушном шаре.Готовясь к путешествию на воздушном шаре,дети запасают необходимое оборудование длярассматривания Земли: бинокль, воздушный шар, глобус, иллюстрации, фотографии, игрушкивертушки для определения ветра,карандаши,карта, компас, мешочки для сбора природного материала,планшет, рюкзаки.Дети наблюдают за происходящими изменениями, выбирают местодля посадки, с помощью картинок наносят увиденное на карты, прокладывают маршрут. В процессе такойигры дети осваивают роли:командиравоздушного корабля, помощникакомандира, метеоролога, наблюдающегоза погодой, штурмана, прокладывающегокурс, исследователей, изучающих природу и записывающих свои наблюдения,пассажиров, путешествующих по родномукраю.В процессе игры воспитатель с детьми делает корзинку, проводят перед путешествием наблюдениеза погодой, определяют направление ветра, продумываютмаршрут, составляют карты. Наносят на карту леса, поля, реки, озера. Выбирают штурмана. Во время путешествия на шаре воспитатель демонстрирует слайды о природе Земли. Вовремя отдыха воспитатель читаеткнигио природе, показывает фотографии. Детитакжемогутподелитьсясвоимопытом. Рассказать, гдеони отдыхаливместес родителями, показатьсвои фотоальбомы. Во времяпутешествия дети рассматривают глобус, проводят опыты с воздухом.
В таких играх велика роль воспитателя.Вместе с детьми он готовит оборудование к путешествию. Продумывает содержание рассказов о природе, о глобусе, подбирает экологические факты, слайды, иллюстрации о путешествиях, готовитатрибутык путешествию.Путешествия, которые всилу их сложности недоступны детямдошкольного возраста, оказываются очень привлекательными для детей.Так в игрепутешествиив батискафедети готовятся к погружению, надевают водолазные костюмы, берут фонарики, опускаются на дно водоема, обследуют его, в различных местах.Воспитатель организует передачу детям информациипознавательного характера, через показ диафильмов, иллюстраций, чтение.Воспитатель подбирает оборудование: водолазные костюмы, фонари, рация, диафильмы.Алодку детимогутсмастерить из коробок, стульчиков и других предметов.В этойигре дети выступают вроли исследователей дна рек, озер. Они–водолазы. В процессе игры возникают различные ситуации. Например, необходимо осуществить проверку, как подготовились к зиме обитатели рек и озер. Дети готовят лодку, костюмы, снаряжение. Водолазы спускаются под воду. Воспитатель руководит действиями детей, организует показ диафильма о том, как зимуют обитатели водоёмов, обеспечивает показ слайдов, иллюстраций, картин. Переговаривается по рации. После возвращения на лодку обсуждают увиденное, делают выводы.В игрепутешествиина Северный полюсдети отправляются в путешествие на снегоходах, на ледоколе, на лыжах. По ходу путешествия дети знакомятся с жизнью севера.В этойигре детям понадобятся атрибуты:корабль, бинокль, иллюстрации, фотоаппарат, фотографии.В процессе игры дети выполняют роли:капитанакорабля, штурмана, матросов, исследователей.Дети отправляются в путешествие. Во время путешествия воспитатель рассказывает, показывает детям иллюстрации, рассказывает об альбатросах, китах, айсбергах, о льдах, солнце, полярной ночи. Используются загадки. Дети рассматривают следы на снегу.Воспитатель подбирает познавательные рассказы о природе, животных, растениях,иллюстрации, фотографии. Перед путешествием знакомит детей с произведениями:Н.Сладкова«Во льдах»,«В тундре», Л. Почивалова «Антарктида –страна чудес».
Особоеместо в играх путешествиях занимает поисковая деятельность, котораяпредполагает высокую активность детей, совместное открытие новых знаний и способов действий[4].
Экологическим содержанием могут быть наполнены и театрализованныеигры. Колобок, которыйищет своё растение, можетстать героемтеатрализованного представления.С детьми можно организовать инсценирование сюжетов, например«Отдых нареке», «Мояпланета».С использованием природного материала связаны игрыэкспериментирования. Книмотносятсяигрысживотными,с песком, с водой. Примеромподобных игр являются игры: «Что плавает, чтотонет», «Магнитноенемагнитное».
Игры –моделирование: «Экологические кубики», «Экологические пирамидки», «Волшебныепревращения», «Солнечнаясистема», «День и ночь», помогут детям лучше понять взаимосвязи, существующиев природе. Задачи экологического образования решаются и впроцессе организации игрсоревнований. Эти игрырасширяюткругозор детей,стимулируютпознавательную деятельность,учат работатьвмикроколлективах. Так, например, в турнире–викторине по теме: «Времена года», «Народные приметы», «Организм человека» могут использоваться способы организации: цепочка (по кругу), атака веером, оборона веером, перекрестныйпоединок. «Аукцион знаний»необъятность человеческих знаний, даже о самых простых иизвестныхпредметах и явлениях. В конце годаорганизуется «Защитавремен года».Играпроект «Маленький принц» позволяет закрепить основноеправило существования на Земле: «Встал утром,приведи в порядоксвою планету[2].
К экологическимследует отнести и игрытренинги,компьютерные, досуговые игры, которые в последнее время всё шире используются в практике. Особоевнимание хочется уделить играмтренингам.Они могутпроводиться на прогулках. Их основусоставляют различные упражнения.Выбор места для тренинга осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Длительность тренинга от 20 до 30 минут, что определяется сложностью упражнений и видамидеятельности детей в них.Первая группа упражнений, например,связана с описанием природы. Художественные образы, содержащиеся в стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению своих впечатлений в рисунке. Произведения должны быть мелодичные, с четкой рифмой. Воспитатель предлагает внимательно прослушать стихотворение, представить образ природы, отраженный в нем. Особоеэпитетам, метафорам, другим выразительным средствам, которыми воспользовался автор. Детям предлагается изобразить представленный образ в рисунке, рассказать о своих ощущениях, объяснить выбор цвета.Например, «Изучаем природу». Упражнение выполняется с завязанными глазами. Дети передвигаются по участку и изучают природные объекты. Делятсясвоими ощущениями, пытаютсяотобразить их в рисунке, движениях.«Разноцветнаямозаика». Помогает увидеть характерные для их местности цвета, природной и искусственной среды. Чтобыувидеть это используютсядощечки, окрашенные вразные цвета. Сравнивая эти цвета с объектами природы, дети приходят к выводам о том,что природа –красочный мир, с которым трудно соперничать дажепредметам, созданнымчеловеком. Вторая группа упражнений направлена на развитие экологической эмпатии. Детям предлагаетсявнимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, чтопроисходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.Упражнение «Я –берёзка». Дети могут представить себя березкой,рассказать, о чем думает березка, чем живет. Упражнение повторяется с новым объектом, в который перевоплощается ребенок. Дети могут«оживить», например картину осеннего участка во время дождя.Третья группа упражнений экологопсихологического тренинга направлена на коррекцию способов взаимодействия с природой. Детям предлагаетсявыбрать какойлибо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предложить исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где может быть применен. На следующих этапах тренинга предложите детям выполнить поделку из природного материала, или использовать бросовый материал:пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, различные упаковки. Более сложное задание для детей –выпуск экологического плаката[3].Мы остановились наотдельных экологических играх, однако только их комплексное использование позволит эффективно решать задачи экологического образования. Экологические игры, как правило, сопровождаются художественнойдеятельностью детей. В процессе рисования пейзажа, растения или животногодети постигают цвета, формы, пропорции, размеры, симметрию. Конкретным растениям или животным, временам года, ландшафтам может быть посвящено литературное творчество, сочинение рассказов, сказок.«Чувства являются как бы плодородной почвой, на которую падают семена знаний», –писал В.А. Сухомлинский. Общение с природой помогает создать чувственный образ мира, ощутить единство и гармонию природы и человека. Отождествлениюсебя с какимлибо природным объектом или явлением, способствует игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Наблюдение признаетсяосновным методом, обеспечивающимприсвоение детьми экологической культуры.
Ещё Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» рекомендовал начинать изучение не со словесных толкований, а с наблюдений в природе. А К.Д. Ушинский создал систему заданий, предусмотренных для выполнения их детьми в природе, отмечая, что неторопливая прогулка,проводимая не вполне обычным образом, помогает сосредоточить внимание ребят на многих сторонах мира живой природы. В литературе выделяются различные типы наблюдений, определяемые содержанием формируемых знаний. По продолжительности кратковременныеи длительные,распознающие и воссоздающие. В формировании представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных используется длительное наблюдение (цикл).Главная цельнаблюдения: научить детей созерцать природу, видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоциональночувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой[5].В процессе наблюдения используется диалог с природой, очеловечивание природы (природа живет, меняется, огорчается, радуется, злится).
Тематика наблюдений может быть самой разнообразной. Например, наблюдения: за растениями (одуванчик, бутоны, шишки, грибы, трава, кусты, деревья); животными; птицами (домашними цыплята, курица, петух, гусь; дикими воробей, голубь, ворона); рыбой;лягушкой; насекомыми.
Наблюдения за неживой природой: погодные явления (небо, солнце, дождь, град, облака);природный материал (вода, лужи, ручьи, снег, песок).Наблюдения за трудом взрослых (дворник, шофер, строитель).В процессе наблюдения необходимо дать детям понятие (дышит, растет, питается, размножается).В календарепогодыфиксируются результаты наблюдений. Фиксируетсявсё, что дети наблюдают.Дети могут делатьзарисовки, лепитьобъекты природы, составлять рассказы о виденном, мастерить игры, игрушки.
В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы, идет накопление эмпирических знаний, развивается мышление. Чем интереснее задания предлагаются детям,тем выше эффективность наблюдения.В основе деятельности наблюдения лежит восприятие. Конфуций «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я вспомню; дай мне сделать самому, и я пойму»[10].Проблему чувственных факторов в развитииособенно серьезно исследовали и использовали в своей практической деятельности такие педагогиреформаторы, как Рудольф Штайнер, Эдуард Сеген, Мария Монтессори, Фридрих Фребель, Селестен Френе,Юлия Фаусек.В ходе прогулки детям предлагаетсявыполнять задания: идти, глядя вверх; идти и слушать, сжимая пальцы в кулак и разгибая, по одному каждый раз, когда слышат какойлибо звук; идти задом наперед, внимательно осматривая все, что спереди, сверху, по сторонам; имитировать движения, происходящие в природе, представив себя растениями или животными. Дети старшего дошкольного возраста должны научиться самостоятельно планировать содержание наблюдений; осуществлять наблюдение в соответствии с разработанным планом, интерпретировать наблюдаемые явления; оценивать результативность наблюдения, делать выводы и обобщения.Ещё однимметодом, который помогаетреализовать ребенку свои потребности исследователя–эксперимент[9].
Начинается эксперимент с постановкипроблемы. Почему говорят: «Веснойбочка воды, ложка грязи, а осенью ложка воды, а бочка грязи?», или «Где быстрее остынет теплаявода в стакане на снегу или под снегом? Далее следует выдвижение гипотез, отборспособовпроверки гипотезы,выводы и нахождение практического применения полученным результатам. Эксперимент –поисковаядеятельность детей, тесно связанная с наблюдением, направленная на материальное или мысленное преобразование объекта, в специальносозданных условиях, с целью познанияскрытых связейисвойств объектов. Особую трудность в организации эксперимента представляет постановка проблемы. И здесь важен подбор вопросов, стимулирующих поисковую деятельность детей: «Почему батареиотопленияставятсяпод окном, а не над окном?», «Почемуприпроветривании помещения мыоткрываемдверьилиокно?» Почемуна дорожке образоваласьлужа, а рядомс дорожкой нет?», «Почему снег у дороги тает быстрее, чем в поле?» Эксперимент часто сопровождается моделированием[2].Моделирование –способ исследования объектов. По способу фиксирования информации модели делят на предметные (игрушки), предметносхематичные и графические (знаковые). По характеру воспроизводимых сторон объекта различают структурные модели (имитируют структуру объекта, его внутреннюю организацию) и функциональные (моделируют протекание процессов).
Модель применяется, если объект недоступен для непосредственного познания. Скрытый образ жизни животных, протекающие в большие промежутки времени процессы изменения и развития в природе, недоступные для непосредственногомоделирование", например, сценка "Круговорот" имитирует биологический круговорот веществ в природе и делает этот процесс доступным для восприятия детьми.В последнее время в методической литературе появилось понятие "живое моделирование". Например, сценка "Круговорот" имитирует биологический круговорот веществ в природе.
Накопление детского опыта происходитв ходе экологосубкультурных практик, которые являются отражением[4].Сегодня роль воспитателя заключаетсяв умении создавать условия для экологического образования, а, следовательно, необходимо продумать,как реализовать исследовательскийпотенциал ребенка, какпомочь ребенку осуществить преобразовательнуюдеятельность, как создать тусистему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности.
Ссылки на источники1.Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности вдошкольном детстве. М.: ФОРУМ. –2009. 2.Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства как источник и факторразвития личности: монография. –Москва: ТЦ Сфера. –2009. 3.Зебзеева В.А. Экологопсихологический тренинг // Дошкольное воспитание. –Москва: 1999. –№ 7. –С.84884.Зебзеева В.А. Экологосубкультурные практики детей дошкольного возраста//Начальная школа плюс До и После.–Москва:2011. –№ 7. –С. 375.ИвановаА.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. –М.:2005
6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М.: 1997. 7.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –М.:Академия. –2002.8.Рыжова Н.А. Экологическоеобразование в дошкольном возрасте. –М.: 2006. 9.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников М.: Издво «Учебная Литература».–2010.
Zebzeeva Valentina AlekseevnaCandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, FSEI HPE «the Orenburg state pedagogical University, Department of pedagogics of preschool and primary educationVal.orin@mail.ruThe journey that a child does not have done,or how to help your child realize his needs researcher
Annotation.The article considers the questions connected with the problem of intensification of research activity preschoolers. This is facilitated by the use of different types of games.Journeygame this is one way of living space expansion children. Game projects, training games, gamessimulation games, competitions and games theatricalization help them to fulfil their needs researcher, and educator successfully solve the problems of environmental education.Key words:environmental education, game, activation, learning activities, research, experimentation, children of preschool age.
Путешествие,котороеребенок ещё несовершил, иликак помочьребенку реализовать свои потребности исследователя
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы,связанные с проблемой активизации исследовательской деятельности дошкольника. Этомуспособствует использование разных видов игр. Играпутешествие –это один из способов расширения жизненного пространства детей. Игры проекты, игрытренинги, игрымоделирование, игрысоревнованияи игрытеатрализации помогают ребенку реализовать свои потребности исследователя, а воспитателю успешно решать задачиэкологического образования.
Ключевые слова:экологическое образование, игра, активизация, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, дети дошкольного возраста.
Сегодня,как никогда,актуальна проблема экологического образования. Ученые, педагогинаходятся в постоянномпоиске эффективных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста, позволяющими ребенку реализовать свои потребности исследователя.В энциклопедическом словаре метод рассматривается,как способ достижения какойлибо цели решение конкретной задачи или теоретического освоения (познания) действительности.Методнаправлен на организацию деятельности обучающегося. В отечественной педагогике выделяются несколько типов классификацийметодов, по разным основаниям. Однако в экологическом образовании предпочтение отдается игровым,наглядным, практическимметодам[7].Ф. Фребель. фактически первым,оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. По традиционной классификации выделяют группы игр:справиламии творческиеигры. Широко и практическиежедневно во всехвозрастных группах используются дидактические игры: «Найди пару», «Зоологическое лото», «Кто каккричит», «Мамы и детки», «Кто,где живет», «Летаетнелетает», «Рыбы, птицы, звери», «Чьи это детки?», «Четвертый лишний», «Чего не стало»иподвижные игры: «Котята и щенята», «Кот имыши», «Лохматый пес».Онислужат эффективнымсредствомзакреплениязнаний детей оприроде[1].Игры отличаются разнообразиемпо форме и содержанию. Однако, как показывает практика, некоторые виды игр остаются незаслуженно забытыми. Одним из видовтаких игр являются сюжетные самодеятельныеигры детей.К ним относятся игры: «Консервный завод», «Молочнаяферма», «Зоопарк». В настоящее времянаметилась тенденция сближения дидактической игры с сюжетно–ролевой. В последней, предусматривается использование сюжетных игрушек(Буратино, Карлсон, Незнайка).Дети с интересом воспринимают сюжеты: «Незнайкавыращивает комнатные растения», «Доктор Айболит осматриваетрастения», «Колобокучит детейвыпекать булочки»[8].Формирование географических представлений происходит эффективнее в играх путешествиях. В таких играх детираньше всего знакомятсяспроявлениями фундаментальных законов природы. Ходят ли люди с другой стороны Земли «вверх ногами»? Почему холодно не только на крайнем севере, но и на крайнем юге? Реки текут быстрее в горах или на равнине? Дерево плавает, потому что оно легче воды?Элементарнаягеография дает пищу для пытливого детского ума. Играпутешествие –это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем, освоения соответствующих.
Сценарии игрпутешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам сказок, рассказов на природоведческие темы: «Земной шар, атмосфера, материки, океаны»; «Разныевиды ландшафта»,«Страныинаселяющие их народы разных раси национальностей»; «Виды поселения людей»;«Климатические зоны, условия жизнина Земле». Материал не предназначается для запоминания, но в играх путешествиях дошкольники с увлечением усваивали географические понятия, условные обозначения. Дошкольники приобщаютсяк языку физической географии, элементарным навыкам чтения карт. Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учатсяотыскивать их на карте, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе. В играхпутешествиях дети углубляют представления о природе.
Например, путешествуя по Африке, дети знакомятсяс пустынями и саваннами, историческими памятниками Египта, узнаюто населении Африки, климате, условиях жизни. Путешествуя по Америке, узнаюто её освоении европейцами, знакомятся с предметами, родиной которых является Америка (томаты, какао, шоколад, кукуруза, картофель). Впутешествии по Антарктиде дети узнают о холодном климате, полярной ночи. Путешествия детисовершают и по близлежащим окрестностям.Путешествуя по ручью, дети узнают, что у реки естьисток и устье, берега, притоки. Такиепутешествия заканчиваются изготовлениеммакетареки. При этом дети быстро осваивают, что река имеет долину (углубление в рельефе), а ее русло имеет уклон. Достаточноналить воды в сделанное русло реки, чтобы убедиться, что без уклона не будет течения. Совместно с детьми полезно изготовить имакет озера. В отличие от рек в озере нет течения. Так в игрепутешествии«Мы путешественники»дети превращаютсяв настоящих путешественников.При подготовке к нему дети используютсамые разные атрибуты: игрушки для наблюдения за ветром, вертушки, мешочки для природного материала,мячи, скакалки, наборы картинок с изображениемприроды,папки для гербария,рюкзачки,садки,фотоаппарат.Каждый ребенок в этой игре –путешественник.
Воспитатель рассказывает о том, кто такие путешественники, зачем люди путешествуют. Готовит атрибуты для путешествия вместе с детьми. Вместе с детьми воспитатель продумывает направление путешествия, содержаниенаблюдений, подбирает наборы картинок о предлагаемых наблюдениях (модели, фото, альбомы) В процессе путешествийрешаетсямножество вопросов: А знаешь ли ты, как велик мир, в котором ты живешь? Что тебе известно о Земле, на которой стоит твой дом, по которой ты ходишь? Знаешь ли ты, что Земля так велика, что когда в одних странах солнце светит, в других –темная ночь. В игре дети понимают, кого можно назвать путешественниками.Понимают, что путешественники отправляются в такие места, где раньше никого не было.Ониизучают природу. И также как путешественники детистремятся побывать там, где очень жарко и где вечный лед. Первые путешествия кратковременны, однако и за этовремяребенокусваивает основные правила путешественников.
Более сложные игрыпутешествия возникают, когдадети овладевают ролями,ролевыми диалогами,сюжетосложением.Такдетимогут отправиться в путешествие на воздушном шаре.Готовясь к путешествию на воздушном шаре,дети запасают необходимое оборудование длярассматривания Земли: бинокль, воздушный шар, глобус, иллюстрации, фотографии, игрушкивертушки для определения ветра,карандаши,карта, компас, мешочки для сбора природного материала,планшет, рюкзаки.Дети наблюдают за происходящими изменениями, выбирают местодля посадки, с помощью картинок наносят увиденное на карты, прокладывают маршрут. В процессе такойигры дети осваивают роли:командиравоздушного корабля, помощникакомандира, метеоролога, наблюдающегоза погодой, штурмана, прокладывающегокурс, исследователей, изучающих природу и записывающих свои наблюдения,пассажиров, путешествующих по родномукраю.В процессе игры воспитатель с детьми делает корзинку, проводят перед путешествием наблюдениеза погодой, определяют направление ветра, продумываютмаршрут, составляют карты. Наносят на карту леса, поля, реки, озера. Выбирают штурмана. Во время путешествия на шаре воспитатель демонстрирует слайды о природе Земли. Вовремя отдыха воспитатель читаеткнигио природе, показывает фотографии. Детитакжемогутподелитьсясвоимопытом. Рассказать, гдеони отдыхаливместес родителями, показатьсвои фотоальбомы. Во времяпутешествия дети рассматривают глобус, проводят опыты с воздухом.
В таких играх велика роль воспитателя.Вместе с детьми он готовит оборудование к путешествию. Продумывает содержание рассказов о природе, о глобусе, подбирает экологические факты, слайды, иллюстрации о путешествиях, готовитатрибутык путешествию.Путешествия, которые всилу их сложности недоступны детямдошкольного возраста, оказываются очень привлекательными для детей.Так в игрепутешествиив батискафедети готовятся к погружению, надевают водолазные костюмы, берут фонарики, опускаются на дно водоема, обследуют его, в различных местах.Воспитатель организует передачу детям информациипознавательного характера, через показ диафильмов, иллюстраций, чтение.Воспитатель подбирает оборудование: водолазные костюмы, фонари, рация, диафильмы.Алодку детимогутсмастерить из коробок, стульчиков и других предметов.В этойигре дети выступают вроли исследователей дна рек, озер. Они–водолазы. В процессе игры возникают различные ситуации. Например, необходимо осуществить проверку, как подготовились к зиме обитатели рек и озер. Дети готовят лодку, костюмы, снаряжение. Водолазы спускаются под воду. Воспитатель руководит действиями детей, организует показ диафильма о том, как зимуют обитатели водоёмов, обеспечивает показ слайдов, иллюстраций, картин. Переговаривается по рации. После возвращения на лодку обсуждают увиденное, делают выводы.В игрепутешествиина Северный полюсдети отправляются в путешествие на снегоходах, на ледоколе, на лыжах. По ходу путешествия дети знакомятся с жизнью севера.В этойигре детям понадобятся атрибуты:корабль, бинокль, иллюстрации, фотоаппарат, фотографии.В процессе игры дети выполняют роли:капитанакорабля, штурмана, матросов, исследователей.Дети отправляются в путешествие. Во время путешествия воспитатель рассказывает, показывает детям иллюстрации, рассказывает об альбатросах, китах, айсбергах, о льдах, солнце, полярной ночи. Используются загадки. Дети рассматривают следы на снегу.Воспитатель подбирает познавательные рассказы о природе, животных, растениях,иллюстрации, фотографии. Перед путешествием знакомит детей с произведениями:Н.Сладкова«Во льдах»,«В тундре», Л. Почивалова «Антарктида –страна чудес».
Особоеместо в играх путешествиях занимает поисковая деятельность, котораяпредполагает высокую активность детей, совместное открытие новых знаний и способов действий[4].
Экологическим содержанием могут быть наполнены и театрализованныеигры. Колобок, которыйищет своё растение, можетстать героемтеатрализованного представления.С детьми можно организовать инсценирование сюжетов, например«Отдых нареке», «Мояпланета».С использованием природного материала связаны игрыэкспериментирования. Книмотносятсяигрысживотными,с песком, с водой. Примеромподобных игр являются игры: «Что плавает, чтотонет», «Магнитноенемагнитное».
Игры –моделирование: «Экологические кубики», «Экологические пирамидки», «Волшебныепревращения», «Солнечнаясистема», «День и ночь», помогут детям лучше понять взаимосвязи, существующиев природе. Задачи экологического образования решаются и впроцессе организации игрсоревнований. Эти игрырасширяюткругозор детей,стимулируютпознавательную деятельность,учат работатьвмикроколлективах. Так, например, в турнире–викторине по теме: «Времена года», «Народные приметы», «Организм человека» могут использоваться способы организации: цепочка (по кругу), атака веером, оборона веером, перекрестныйпоединок. «Аукцион знаний»необъятность человеческих знаний, даже о самых простых иизвестныхпредметах и явлениях. В конце годаорганизуется «Защитавремен года».Играпроект «Маленький принц» позволяет закрепить основноеправило существования на Земле: «Встал утром,приведи в порядоксвою планету[2].
К экологическимследует отнести и игрытренинги,компьютерные, досуговые игры, которые в последнее время всё шире используются в практике. Особоевнимание хочется уделить играмтренингам.Они могутпроводиться на прогулках. Их основусоставляют различные упражнения.Выбор места для тренинга осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Длительность тренинга от 20 до 30 минут, что определяется сложностью упражнений и видамидеятельности детей в них.Первая группа упражнений, например,связана с описанием природы. Художественные образы, содержащиеся в стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению своих впечатлений в рисунке. Произведения должны быть мелодичные, с четкой рифмой. Воспитатель предлагает внимательно прослушать стихотворение, представить образ природы, отраженный в нем. Особоеэпитетам, метафорам, другим выразительным средствам, которыми воспользовался автор. Детям предлагается изобразить представленный образ в рисунке, рассказать о своих ощущениях, объяснить выбор цвета.Например, «Изучаем природу». Упражнение выполняется с завязанными глазами. Дети передвигаются по участку и изучают природные объекты. Делятсясвоими ощущениями, пытаютсяотобразить их в рисунке, движениях.«Разноцветнаямозаика». Помогает увидеть характерные для их местности цвета, природной и искусственной среды. Чтобыувидеть это используютсядощечки, окрашенные вразные цвета. Сравнивая эти цвета с объектами природы, дети приходят к выводам о том,что природа –красочный мир, с которым трудно соперничать дажепредметам, созданнымчеловеком. Вторая группа упражнений направлена на развитие экологической эмпатии. Детям предлагаетсявнимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, чтопроисходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.Упражнение «Я –берёзка». Дети могут представить себя березкой,рассказать, о чем думает березка, чем живет. Упражнение повторяется с новым объектом, в который перевоплощается ребенок. Дети могут«оживить», например картину осеннего участка во время дождя.Третья группа упражнений экологопсихологического тренинга направлена на коррекцию способов взаимодействия с природой. Детям предлагаетсявыбрать какойлибо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предложить исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где может быть применен. На следующих этапах тренинга предложите детям выполнить поделку из природного материала, или использовать бросовый материал:пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, различные упаковки. Более сложное задание для детей –выпуск экологического плаката[3].Мы остановились наотдельных экологических играх, однако только их комплексное использование позволит эффективно решать задачи экологического образования. Экологические игры, как правило, сопровождаются художественнойдеятельностью детей. В процессе рисования пейзажа, растения или животногодети постигают цвета, формы, пропорции, размеры, симметрию. Конкретным растениям или животным, временам года, ландшафтам может быть посвящено литературное творчество, сочинение рассказов, сказок.«Чувства являются как бы плодородной почвой, на которую падают семена знаний», –писал В.А. Сухомлинский. Общение с природой помогает создать чувственный образ мира, ощутить единство и гармонию природы и человека. Отождествлениюсебя с какимлибо природным объектом или явлением, способствует игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Наблюдение признаетсяосновным методом, обеспечивающимприсвоение детьми экологической культуры.
Ещё Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» рекомендовал начинать изучение не со словесных толкований, а с наблюдений в природе. А К.Д. Ушинский создал систему заданий, предусмотренных для выполнения их детьми в природе, отмечая, что неторопливая прогулка,проводимая не вполне обычным образом, помогает сосредоточить внимание ребят на многих сторонах мира живой природы. В литературе выделяются различные типы наблюдений, определяемые содержанием формируемых знаний. По продолжительности кратковременныеи длительные,распознающие и воссоздающие. В формировании представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных используется длительное наблюдение (цикл).Главная цельнаблюдения: научить детей созерцать природу, видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоциональночувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой[5].В процессе наблюдения используется диалог с природой, очеловечивание природы (природа живет, меняется, огорчается, радуется, злится).
Тематика наблюдений может быть самой разнообразной. Например, наблюдения: за растениями (одуванчик, бутоны, шишки, грибы, трава, кусты, деревья); животными; птицами (домашними цыплята, курица, петух, гусь; дикими воробей, голубь, ворона); рыбой;лягушкой; насекомыми.
Наблюдения за неживой природой: погодные явления (небо, солнце, дождь, град, облака);природный материал (вода, лужи, ручьи, снег, песок).Наблюдения за трудом взрослых (дворник, шофер, строитель).В процессе наблюдения необходимо дать детям понятие (дышит, растет, питается, размножается).В календарепогодыфиксируются результаты наблюдений. Фиксируетсявсё, что дети наблюдают.Дети могут делатьзарисовки, лепитьобъекты природы, составлять рассказы о виденном, мастерить игры, игрушки.
В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы, идет накопление эмпирических знаний, развивается мышление. Чем интереснее задания предлагаются детям,тем выше эффективность наблюдения.В основе деятельности наблюдения лежит восприятие. Конфуций «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я вспомню; дай мне сделать самому, и я пойму»[10].Проблему чувственных факторов в развитииособенно серьезно исследовали и использовали в своей практической деятельности такие педагогиреформаторы, как Рудольф Штайнер, Эдуард Сеген, Мария Монтессори, Фридрих Фребель, Селестен Френе,Юлия Фаусек.В ходе прогулки детям предлагаетсявыполнять задания: идти, глядя вверх; идти и слушать, сжимая пальцы в кулак и разгибая, по одному каждый раз, когда слышат какойлибо звук; идти задом наперед, внимательно осматривая все, что спереди, сверху, по сторонам; имитировать движения, происходящие в природе, представив себя растениями или животными. Дети старшего дошкольного возраста должны научиться самостоятельно планировать содержание наблюдений; осуществлять наблюдение в соответствии с разработанным планом, интерпретировать наблюдаемые явления; оценивать результативность наблюдения, делать выводы и обобщения.Ещё однимметодом, который помогаетреализовать ребенку свои потребности исследователя–эксперимент[9].
Начинается эксперимент с постановкипроблемы. Почему говорят: «Веснойбочка воды, ложка грязи, а осенью ложка воды, а бочка грязи?», или «Где быстрее остынет теплаявода в стакане на снегу или под снегом? Далее следует выдвижение гипотез, отборспособовпроверки гипотезы,выводы и нахождение практического применения полученным результатам. Эксперимент –поисковаядеятельность детей, тесно связанная с наблюдением, направленная на материальное или мысленное преобразование объекта, в специальносозданных условиях, с целью познанияскрытых связейисвойств объектов. Особую трудность в организации эксперимента представляет постановка проблемы. И здесь важен подбор вопросов, стимулирующих поисковую деятельность детей: «Почему батареиотопленияставятсяпод окном, а не над окном?», «Почемуприпроветривании помещения мыоткрываемдверьилиокно?» Почемуна дорожке образоваласьлужа, а рядомс дорожкой нет?», «Почему снег у дороги тает быстрее, чем в поле?» Эксперимент часто сопровождается моделированием[2].Моделирование –способ исследования объектов. По способу фиксирования информации модели делят на предметные (игрушки), предметносхематичные и графические (знаковые). По характеру воспроизводимых сторон объекта различают структурные модели (имитируют структуру объекта, его внутреннюю организацию) и функциональные (моделируют протекание процессов).
Модель применяется, если объект недоступен для непосредственного познания. Скрытый образ жизни животных, протекающие в большие промежутки времени процессы изменения и развития в природе, недоступные для непосредственногомоделирование", например, сценка "Круговорот" имитирует биологический круговорот веществ в природе и делает этот процесс доступным для восприятия детьми.В последнее время в методической литературе появилось понятие "живое моделирование". Например, сценка "Круговорот" имитирует биологический круговорот веществ в природе.
Накопление детского опыта происходитв ходе экологосубкультурных практик, которые являются отражением[4].Сегодня роль воспитателя заключаетсяв умении создавать условия для экологического образования, а, следовательно, необходимо продумать,как реализовать исследовательскийпотенциал ребенка, какпомочь ребенку осуществить преобразовательнуюдеятельность, как создать тусистему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности.
Ссылки на источники1.Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности вдошкольном детстве. М.: ФОРУМ. –2009. 2.Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства как источник и факторразвития личности: монография. –Москва: ТЦ Сфера. –2009. 3.Зебзеева В.А. Экологопсихологический тренинг // Дошкольное воспитание. –Москва: 1999. –№ 7. –С.84884.Зебзеева В.А. Экологосубкультурные практики детей дошкольного возраста//Начальная школа плюс До и После.–Москва:2011. –№ 7. –С. 375.ИвановаА.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. –М.:2005
6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М.: 1997. 7.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –М.:Академия. –2002.8.Рыжова Н.А. Экологическоеобразование в дошкольном возрасте. –М.: 2006. 9.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников М.: Издво «Учебная Литература».–2010.
Zebzeeva Valentina AlekseevnaCandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, FSEI HPE «the Orenburg state pedagogical University, Department of pedagogics of preschool and primary educationVal.orin@mail.ruThe journey that a child does not have done,or how to help your child realize his needs researcher
Annotation.The article considers the questions connected with the problem of intensification of research activity preschoolers. This is facilitated by the use of different types of games.Journeygame this is one way of living space expansion children. Game projects, training games, gamessimulation games, competitions and games theatricalization help them to fulfil their needs researcher, and educator successfully solve the problems of environmental education.Key words:environmental education, game, activation, learning activities, research, experimentation, children of preschool age.