Влияние современных мультфильмов на сознание ребенка

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чинченко В. Н. Влияние современных мультфильмов на сознание ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3581–3585. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54980.htm.
Аннотация. Статья акцентирует свое внимание на проблемах формирования сознания посредством влияния на него современных мультфильмов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чинченко Виолетта Николаевна,студентка 3 курса, факультета психологии и социальной работы, специальность «Психология», АНОО ВПО Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, г. КраснодарVioletta.Chinchenk@rambler.ru

Влияние современных мультфильмов на сознание ребенка

Аннотация. Статьяакцентирует свое внимание на проблемах формирования сознания посредством влияния на него современных мультфильмов.Ключевые слова:детское сознание, влияние, мультфильмы.

Первый шаг человека во взрослую жизнь начинается с детства. Именно в этот периодстроиться модель того, что может ждать ребенка в будущем и к чему он должен себя подготовить. В таком нелегком деле главными помощниками малышу служат детская литература, которую ему читают родители и мультфильмы.К сожалению, изза суматошного ритма жизни, в результате которого у родителей не остается времени на то, чтобы почитать ребенку сказку, все предпочтение отдается просмотру мультфильмов по телевизору. Доверяя воспитание детей широким экранам современных технологий, мы зачастуюрискуем ине осознаем того, что именно транслируетвеще неустойчивоесознаниеребенка та или иная программа.Многие скажут, что мультик –это просто яркое представление, которое может на время отвлечь ребенка от капризов,занять его внимание интересной историей,иными словами –развлечь,темсамым предоставляявозможность родителю немного отдохнуть или решить неотложные дела. С однойстороны, в этой мысли присутствует доля правды, так как без мультфильма невозможно представить детство, а родители не роботы итакже нуждаются в свободном времени, но с другой стороны,мультик может нанести ребенку психологическую травму, которая быстро отразится на его поведении.Дело в том, что большинство современных мультфильмов, особенно зарубежного производства, создаются психологически и педагогически неправильно, что, безусловно, влияет на психическое состояние ребенка.

Чрезмерная агрессия, присутствующая в них, сцены убийства, яркие краски вызывают у ребенка эмоциональное возбуждение, чувство жестокости, безжалостности ко всему, что его окружает.Поэтому в детских коллективахнаблюдается негативное отношениедруг к другу. Склонность в этом возрасте к копированию и подражанию наиболее активна, поэтому очень важно, чтобы герой мультфильма был добрый, воспитанный и дружелюбный, чтобы именно эти качества послужили ребенку стартовой ступенькой к созданию своего собственного идеала.Те герои, которые окружают детское сознание в настоящее время, далеки от совершенства, даже, напротив, имеют негативное начало, бессердечную середину и хладнокровный конец. Наблюдая за такими «героями», дети делают для себя вывод, что можно совершать любые действие и при этом оставаться безнаказанным, потому что «пример для подражания» после совершения убийства или демонстрации отклоняющегося поведения в конце мультфильма получает общее признание и славу, что уже является недопустимым в реальном обществе.Ребенок получает информацию в виде образов, и из них в дальнейшем строит модель собственного мира, в котором самым главным являетсяженский образ. Глядя на героиньмультфильмадевочки,формируют у себя характер поведенияв будущем, амальчики бессознательно создают модель идеала, на который будут опираться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. В данном случае, речь идет о качествах, отражением которых являются внешность и образ действия героиньмультфильмов[1].

При просмотре невероятного количества американских мультфильмов, было выявлено, что большинство героинь созданы таким образом, что систематический просмотр лент с их участием детьми ведет к угасанию функций продолжения рода. Отсутствие таких качеств как романтичность, целомудрие, скромность,застенчивостьсоздает в детском подсознанииэлементы вульгарности, а ярко выраженная физиологичность героев, воспитывает ранний интерес к противоположному полу.Омужествление женщины в американских мультфильмах приводитк смешению роли полов в жизни, что приводит к дезориентации в будущем.Но не все мультфильмы зарубежного производства открыто показывают свою опасность. Например, всем известный мультик «Красавица и чудовище» на первый взгляд носит безобидный характер, ноприсутствие в нем 25 кадра, который особенно сильно внедряется в бессознательное человека, резко ухудшает доверие и становится опасным для просмотра[2].Это связано с тем, что в данном мультике присутствует короткий эпизод сравнения страшной и уставшей женщины с детьми и бездетной, веселой красавицей. Мораль, которую диктует этот эпизод в детское сознание можно охарактеризовать как отказ от материнства в будущем, потому что оно пагубно влияет как на саму внешность, так и на эмоциональное состояние в целом.Мы не знаем, показывают ли американцы данные мультфильмы своим детям или же они направленытолько на русского телезрителя, наша задача заключается в том, чтобы максимально обеспечить ребенку правильное и спокойное детство.

В советское время было созданонемало хороших и добрых мультфильмов. «Золушка», «Аленький цветочек», «Спящая красавица», «Виннипух» и многие другие увлекательные истории и герои, которые действительно олицетворяют настоящее добро, а также действуют на ребенка расслабляющее, тем самым позволяя психике ребенка развиваться в нужном направлении.Отсутствие ярких красок дает возможность ребенку переключать свое внимание на другие столь же интересные детали, тем самым конструируя целость истории и лучше усваивая поучительный конец.В таких мультфильмах нет сцен насилия, все герои выполняют четко установленные для них полоролевые стандарты, которые не ломают детское сознание и не дезориентируют его. Уважительное и трепетное отношение к представительницам прекрасного пола,показывает мальчикамих правильное дальнейшее поведение в обществе, где будут присутствовать девочки. А девочкам предоставляется правильная модель поведения в обществе мальчиков, где они должны проявлять скромность и поистине все те качества, которые может себе позволить эстетически воспитанная принцесса из добрых сказок.

Если сопоставить ребенка, детство которого проходило в СССР, и ребенка, живущего в настоящее время, то мы не найдем схожести между ними. Причиной этого можно назвать жесткие рамки того времени, ведь прежде чем пустить фильм или мультфильм в прокат на широкомасштабные экраны кинотеатров или просто в дома своих граждан, правительство производило серьезнейший контроль и соблюдение наличия цензуры. Обнаружение чеголибо неуместного в рамках нормы, в дальнейшем влекло за собойнемедленное наложение запрета на просмотр. Не наблюдая явного насилия и жестокости, дети того времени спокойно развивались и положенное время находились в детском возрасте. Аналогично нельзя говорить о современных детях. Знакомство с взрослым миром за счет мультфильмов, делает их непогодам развитыми. Такая «взрослость» слишком рано начинает вступать в свои права, тем самым лишая их безоблачного детства, что может негативно сказаться во взрослой жизни. Неврозы, истерии, психопатии преследуют человечество на протяжении многих столетий и набирают свою силу в настоящее время. Детские неврозы занимают лидирующие позиции и постепенно разрушают еще неустойчивую психику ребенка. Как известно, основой любого невроза является травма, которая активизируется за счет неготовности психики воспринимать ту или иную информацию. Акцентируя свое внимание на неготовности психики, общество должно постепенно, своевременно и желательно осторожно насыщать информацией подрастающее поколение, как это было раньше.Но прошлое поколение людей не имело одного большого плюса, которым владеют современные люди сейчас, речь идет о знаниях. В Советском союзе были запреты на разговоры о многих вещах, и в свою очередь общество развилось монотонно, и было идентично сложенным. Теперь же с доступными нам знаниями можноусовершенствоватьсоциум, если каждый в нем начнет реабилитацию с себя. Но, к сожалению, не все люди хотят впитывать благородную информацию, и, не задумываясь о последствиях, принимают глупую и, ни к чему не приводящую суть. Каждый рано или поздно станет родителем и страшно подумать, что может привить он своему ребенку, кроме пошлости и деструктивных передач с экрана телевизора. Очень сложно изменить мир, если он того не хочет, но можно создать благополучную атмосферу в своей семье, тем самым начать с малого, чтобы потом пожинать с гордостью плоды своего труда. Прежде всего,должна быть готовность самих родителей к рождению ребенка, а также к войне с ленью, которая мешает получению необходимой информации о психологических «хорошо» и «плохо» для формирования здоровой психики ребенка. Имея высокоорганизованные технологии, мы можем с легкостью подбирать правильные мультфильмы для своего малыша, а имея психологические знания, мы можем быть готовы к разным периодам его развития, тем самым помогая ребенку с легкостью их пройти, а не растеряться или хуже того пустить все на самоход.

В рамках данной проблемыбыло проведено исследование, в котором выборочно принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся в первых и вторых классах общеобразовательного учреждения. Участникам исследования в игровой форме был задан ряд вопросов, на основе которых были получены следующие данные:Таблица 1

Результаты опроса младших школьников

вопрос

Ответы респондентов

Твой любимый мультфильм?

«Супермен» 5,5%«Черепашки –ниндзя» 2,7%«Университет монстров» 2,7%«Лунтик» 2,7%«Спанч Боб» 30,5%«Человек –паук» 2,7%«Винкс» 22,2%«Том и Джери» 2,7%«Шрек» 5,5%«Скуби –Ду» 16,6%«Лига справедливости» 2,7%«Трансформеры» 2,7%

В этом мультике у тебя есть любимый герой?

Почему именно он?Да –100%Потому что:Добрый–13,8%Смелый–33,3%























В связи с полученными результатамиможно сделать следующий вывод: «Из общего количества человек равного 36, ассоциируют себя с героем любимого мультфильма –50%,лидирующими качествами героя среди детей является смелость –33,3%,присутствие в мультфильме злого персонажа насчитываетсяв 94,4% случаях, при этом внешний вид которого в 66,6% имеет отрицательный и неприятный для детского взора характер; межличностные отношения среди противоположных сторон в большинстве случаев складывается на основе агрессивного воздействия друг на друга, что порождает конфликтные ситуации в виде воин и сражений –38,8%»Таким образом, мы получаем нежелательнуюкартину поведения ребенка, в первую очередь это связано с таким качеством как смелость, копируя своего героя, ребенок может не осознавать границ смелости, что может повлечь за собой трагические ситуации. Вовторых ассоциируя некрасивых людей со злом, ребенок в будущем имеет риск оценивать людей не по поступкам, а по внешним характеристикам, что в большинстве случаяхможет закончиться разочарованием и изоляцией от социума.ИСильный–16,6%Справедливый–13,8%Всегда побеждает–22,2%Ты ассоциируешь себя с ним?Да –50%Нет –30,5%Не знаю –19,4%Есть ли в мультике злые персонажи?Да –94,4%Нет –5,5%Как ты их определяешь?некрасивые66,6%противный голос –8,3%всегда в темных одеждах –25%Как себя ведутзлые персонажи?Стараются уничтожить Землю –11,1%Обманывают –16,6%Обижают –33,3%Разрушают –27,7%Подставляют ловушки 11,1%Как хороший персонаж обращается с плохим?Сражается с ним–38,8%Пытается подружиться–11,1%Герой боится –16,6%Герой убегает–2,7%наконец, при решении конфликтных ситуацийза правильную модель поведения будут взяты агрессия и драки, которые могут нестихарактер борьбы за справедливость, но в итоге останутся неоценимыми и даже повлекут за собой новые проблемы. Очевидное копирование детьми тех или иных форм поведения также подтверждает эксперимент Альберта Бандуры «Кукла Бобо». Респондентами выступили несколькомальчиков и девочек, воспитанники детского сада, средний возраст которых–5 лет.В рамках экспериментавзрослые участники, играющие роль педагогов демонстрировали модель поведения с куклой.Детейподелили нагруппыпо 6 человек в каждой и контрольную группу из 24 человек.Одной половине испытуемых демонстрировали агрессивнуюмодель, а другой половине –дружелюбную.Детииз агрессивной группы воспроизводилибольшое число разрушительных действий, идентичной модели взрослых, и это существенно отличалосьотдействийиз дружелюбных условий и из контрольной группы, которыене проявляли даже признаков агрессии. Результаты эксперимента в очередной разпредставляют доказательства того, что визуальное демонстрирование поведения является средством для извлечения определенных форм реакций,не зародившихся самостоятельно[3].Данный видпроблемыне остается без внимания для таких исследователейв области психологии и социологиикакЕ.О. Смирнова, Н.Е. Маркова, Д.В. Андрющенкои многих других.

Получить идеального ребенка может каждый родитель, если будет проявлять внимание тому, чем он занимается и что смотрит.Всем детям нравится смотреть мультфильмы, но не все мультфильмы могут быть полезными для них. Осознавая это, мы не только обеспечиваем детям счастливое детство, но и оберегаем их психическое состояние от нежелательных последствий. Мы то, что мы смотрим, поэтому наше будущее и будущее детей зависитот того, какой фундамент мы закладываем в подсознание, отдавая предпочтение тому или иному мультипликационному фильму.







Ссылки на источники1.Сайт для родителей и учителей «Родительский комитет»URL: http://rodkom.org.ua/index.php/detiismi/164201102071754122.Влияние американских мультфильмов на сознание детей. –URL: http://www.foru.ru/slovo.17705.1.html3.Трансляция агрессии через имитацию моделиагрессивного поведения. –URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/translyaciya_agressii_cherez_imitaciyu_modeli_agressivnogo_povedeniya/

Chinchenko Violetta Nikolaevna,3rd year student , faculty of psychology and social work , specialty "Psychology" , ANOO Institution Institute of Economics and Management in medicine and the social sphere , KrasnodarVioletta.Chinchenk @ rambler.ruThe impact of modern cartoons on the child's mind.Abstract.Article focuses on the problems of the formation of consciousness through the impact thatmodern cartoons.Keywords:children's consciousness , influence, cartoons.