Гендерный подход на уроках русского языка: проблемы, поиски, результаты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метликина Л. С. Гендерный подход на уроках русского языка: проблемы, поиски, результаты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3636–3640. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54991.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена организации обучения русскому языку с учетом гендерного подхода. В ней подробно описываются гендерные различия и учителей, и обучающихся. Автор статьи дает рекомендации по применению гендерного подхода и технологии его внедрения в учебный процесс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МетликинаЛюдмила Сергеевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социальногуманитарный институт», Коломнаmila2279@mail.ru

Гендерный подходна уроках русского языка:проблемы, поиски, результаты

Аннотация. Данная статья посвящена организации обучения русскому языку с учетом гендерного подхода. В ней подробно описываются гендерные различия и учителей, и обучающихся. Автор статьи дает рекомендации по применению гендерного подхода и технологии его внедрения в учебный процесс.Ключевые слова:гендерный тип; индивидуальные особенности; гендерный подход; дифференциация; методы и приемы работы с обучающими с учетом гендерного подхода.

Процессы модернизации в области образования связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности обучающегося. Перед педагогами стоит задача совершенствования системы форм и методов работы, способствующих продвижению учащихся в учении всоответствии с их индивидуальными способностями.Современный преподаватель русского языка должен не только дать обучающимся прочные знания, сформировать необходимые умения и навыки, но и уметь построить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть возможности каждого и удовлетворить его потребности в познании. Все это требует от педагога постоянного поиска эффективных средств воздействия, включения новых форм работы, выработки новых принципов организации учебной деятельности.По нашему мнению, первый шаг в решении данной задачи ‬использование дифференцированного подхода. Дифференцированный подход ‬это общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др. [1: 65]Дифференциация может осуществляться по объему и содержанию работы, степени самостоятельности, с учетом уровня умственного развития учащегося, его обученности и обучаемости, с учетом психофизиологических особенностей личности, с учетом мотивации и др.Но в любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их знаниям и реальным возможностям. Методика проведения занятия в целом должна гарантировать реализацию главных целей в обучении русскому языку школьников‬развитие умения пользоваться языком как средством общения, познания, воздействия; развитие коммуникативной компетенции, предполагающей успешное использование всех видов речевой деятельности.На современном этапе развития индивидуальный подход к обучающимсяпредусматривает учет гендерных различий в образовании. Наука при всей очевидности этой проблемы до недавнего времени серьезно ею не занималась, хотя на практике соответствующие попытки предпринимались и эмпирический опыт накоплен немалый.

Между тем педагоги постоянно сталкиваются с вопросами гендера и часто решают их каждый посвоему. Мы обращаемся к этой проблеме, ставшей сегодня актуальной, так как в ее рамках выявляются общие тенденции, которые сказываются прежде всего на уровне обучения и воспитанияшкольников.Актуальность гендерных исследований определяется еще и тем, что социальная стратегия государствапредполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно социальные отношения между полами являются одной из главных проблем XXIвека. Обращение к гендерномуподходу в образовании вызвано существованием ряда острейших и взаимосвязанных проблем[3: 6]:ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей (традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность);изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые становятся менее полярными;объективные изменения в брачносемейных отношениях (наблюдаются позитивные изменения в брачносемейном статусе мужчины, которые выражаются в утрате функции добытчика, прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства);повсеместная феминизация образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского).В условиях существенных изменений социокультурной жизни наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, основой которых становятся индивидуальность человека, свобода выбора путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией социального и психического благополучия[4: 3].Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих исследователей(О.А.Воронина, И.С.Кон, Д.В.Колесов,Л.В.Попова, Т.А.Репина, А.Г.Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В.Штылёва, L. Tittleи др.). Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать половые особенности обучающегося, так как это биосоциокультурные характеристики. В настоящее время, по мнению Е.Н.Каменской, современные приоритеты в образованиизаключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине; вариативности в овладении гендерным репертуаром; в искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости[5: 17].Гендерная педагогика, гендерный подход в образовании относятся к одним их наименее разработанных проблем вотечественных исследованиях. Л.В.Штылева отмечает, что гендерные подходы в педагогике воспринимаются пока как научная экзотика[8].Сейчас становится очевидным тот факт, что внедрение гендерного подхода в обучение целесообразно, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым прежде всего относится недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава [2: 80].Было проведено анкетирование 100 работников системы образования. 80,5% опрошенных знакомы с понятиями «гендер», «гендерный подход». Однако, пытаясь дать определение понятию «гендер», 41,6% педагогов посчитали гендер явлением, обусловленным различием между мужчинами и женщинами только по анатомическому полу. 48,8% респондентов посчитали осуществление гендерного подхода в обучении посредством выбора методов обучения наиболее предпочтительным; 73% не сочли применение гендерного подхода в процессе обучения необходимым. При этом 65,9% участников анкетирования отметили несоответствие современныхучебных пособий требованиям дифференцированного обучения на основе гендерного подхода. 46,3% респондентов заявили о необходимости внедрения гендерного компонента на всех ступенях образования. Проведенное нами анкетирование в целом продемонстрировало общую ознакомленность педагогов с гендерной проблематикой, однако также указало на недостаточный уровень осведомленности относительно основополагающих аспектов данной проблемы, подчеркивая при этом стремление к получению большего объема гендерных знаний (63,4%).Неоднозначное понимание самих терминов и их содержания приводит к трудностям в общении и деятельности. Именно поэтому важно понять принципиальную новизну и эффективность гендерного подхода, раскрыть его суть и провести четкую дифференциацию с полоролевым подходом в образовании.С 6070х годов прошлого века в зарубежной психологии стали появляться работы, включающие понятие «гендер». В американской историографии впервые термин «гендер» появился в трудах Джона Мани (1986 г.). Раскроем содержание данного термина более подробно.Согласно словарям, термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер»указывает на социальный статус и социальнопсихологические характеристики личности, которые связаны с полом. Таким образом, понятие «пол» акцентирует биологические основания психологических различий, а «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение этих различий [7: 9].Исходя из этого, в обучении выделяют два подхода: полоролевой и гендерный. Оба они связаны друг с другом одним и тем же объектом исследования ‬полом человека. Однако предмет изучения в них разный. Основные различия гендерного и полоролевого подходов отражены в таблице (см. табл.1).Таблица 1Характеристика гендерного и полоролевого подходов в образовании [6: 56]Гендерный подходПолоролевой подходПодчеркивание различий между поламинейтрализация и смягчениеподчеркиваниеВоспитаниесвободного выбора гендерной идентичностижесткого (предопределенного) выбора половой идентичностиОриентация на особое предназначение мужчины и женщиныотсутствуетприсутствуетПоощрение видов деятельностисоответствующих интересам личностисоответствующих полуВыбор видов поведенияисходя из конкретной ситуацииисходя из половой принадлежностиРаздельное по полу обучениенецелесообразноцелесообразноКультурно сформированные гендерные стереотипытенденция к их размываниюжестко сформированныеТрадиционные патриархальные модели устройства обществаотступление от нихосуждение отступленияТаким образом, гендерный подход в образовании ‬это индивидуальный подход к проявлению человеком своей идентичности, что в дальнейшем дает емубольшую свободу выбора и самореализации. Он ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что позволяет мужчинам и женщинам поновому оценивать свои способности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личностные ресурсыдля выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений. Ключевая идея гендерного подхода в образовании заключается в учете специфики воздействия на развитие юношей и девушек всех факторов образовательного процесса (содержание, методы и формы обучения, организация пространства, педагогическое общение и др.). В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы их образования не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей конкретнойличности.В нашем исследовании гендерный подход предполагает знание и учет гендерных особенностей всех участников образовательного процесса. В ходе анализа научных трудов Т.В.Бендас, И.В.Грошева, В.Д.Еремеевой, Е.Н.Каменской, И.С.Клециной, И.С.Кона, Т.П.Хризман, И.П.Шелухиной, Л.В.Штылевой были выделены гендерные особенности обучающихся в интеллектуальной, эмоциональноволевой, мотивационной и коммуникативной сферах(см. табл. 2). Таблица 2Гендерные особенностиобучающихсяЮношиДевушкиРазличия на психологическом уровне:более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов;

имеют преимущественно кратковременную память; обладают абстрактным мышлением; легкая адаптация к окружающей среде; с трудом переносят стресс; объективная самооценка.более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; имеют преимущественно долговременную память; развито нагляднообразное мышление; адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; легче переносят эмоциональный стресс; субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. Различия на физическом уровне:большая масса тела и физическая сила;менее развита точность и координация движений; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали.меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; быстрее развивают точность и координацию движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали.Различия на когнитивном уровне:доминирует качественный подход к изучению учебного материала; синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе; высокая скорость концентрации внимания;склонность к диалогу и дискуссионной деятельности.доминирует количественный подход к изучению учебного материала; стройность и четкость анализа;склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; скорость внимания ниже, чем у юношей; пристрастие к монологу и повествованию.Различия на поведенческом уровне:более оптимистичны, открыты; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;более четкое визуальное восприятие скрытны, послушнее, приветливее; раньше понимают, какими их хотят видеть окружающие; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; слуховой способ познания пространства.действительности.Особое значение при организации учебного процесса, как было отмечено выше, имеет выбор методов, форм и средств обучения на основании гендерного подхода. С нашей точки зрения, при обучении русскому языку преподавателюцелесообразно использовать следующие методические рекомендации (см. табл. 3).Таблица 3Методические рекомендацииЮношиДевушкиширокий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; развитие навыков самоконтроля;высокая плотность подачи учебного материала;работа на уроке в режиме поисковой активности;акцент на самостоятельность принимаемых решений;использование групповых форм работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера;подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;необходимость конструктивной оценки выполненной работы.широкий спектр эмоционально поданной информации;повторение пройденного материала с использованием вербальных средств обучения и наглядных пособий;размеренный темп подачи учебного материала; стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий;опора на предметные наглядные пособия при изучении тем, требующих определенного уровня абстрагирования;использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;работа по закреплению и обобщению полученных знаний и сформированных умений;необходимость эмоциональной и конструктивной оценки по ходу и результатам выполненной работы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что преподавателю русского языка при проектировании учебного занятия нельзя полагаться только на собственные впечатления и выработанные стереотипы. Проект эффективного занятия должен создаваться с учетом развертывания как минимум двух возможных сценариев (с двухи трехразовой сменой характера учебных заданий и педагогических приемов), учитывающих как фемининный, так и маскулинный тип обучающихся.Таким образом, дифференцированное обучение на основе гендерного подхода должно строиться с пониманием того, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий юношей и девушек. Именно поэтому оно будет иметь практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения и раскрытия личностных способностей учащихся.Несомненно, реализация гендерного подхода в образовании даст возможность скорректировать и языковую программу в целях более полноценного обучения русскому языку. Проведение гендерных исследований также будет способствовать изучению механизмов когнитивных процессов у обучающихся разного пола, изменению типа преподавателя, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику и организации образовательногопроцесса с учетом международного опыта.

Ссылки на источники1.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). ‬М. : Издательство ИКАР, 2009. 2.Баурова Ю.В. Разнополое обучение: гендерный подход // Директор школы. ‬2012. ‬№4.3.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования. ‬Ростов н/Д : Издво Рост. пед. унта, 2000. 4.Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа: плюс до и после. ‬2011. ‬№9. 5.Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : дисс. … докт. пед. наук. ‬Ростов н/Д, 2006. 6.Липатова С.Д. Использование гендерного подхода в разработке содержания учебной литературы по педагогике : дис. . канд. пед. наук. ‬Екатеринбург, 2007. 7.Словарь гендерных терминов / Под. ред. А.А.Денисовой. ‬М. : ИнформацияXXIвек, 2002. 8.Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании / http://www.ivanovo.ac.ru/winl251/jornal/ jornal3/shtil.htm.

L.S. Metlikina,PhD (Philology), Associate Professor, Russian language Department, Moscow State Regional SocioHumanitarian Institute, KolomnaThe gendersensitive approach at Russian lessons: problems, searches, resultsAbstract:The article is devoted to the organization of learning Russian language with a gender approach. It explains how gender differences and teachers, and students. The author of the article gives recommendations on the application of the gender approach and the technology of its implementation in the educational process.Key words:gender type; individual characteristics; the gender approach; differentiation; methods and techniques of work with training with a gender approach.