О теоретико-методологической основе прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Танаева З. Р. О теоретико-методологической основе прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3661–3665. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54996.htm.
Аннотация. В статье раскрываются теоретико-методологические основы прикладного бакалавриата в системе высшего профессионального образования с позиции междисциплинарного, контекстного и модульного подходов, обосновывается необходимость рассмотрения их в единстве.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ТанаеваЗамфира Рафисовна,доктор педагогических наук,заведующая кафедрой Социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинскzamfirat@yandex.ru

О теоретикометодологической основеприкладного бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция

Аннотация. В статье раскрываются теоретикометодологическиеосновы прикладного бакалавриата в системе высшего профессионального образования с позициимеждисциплинарного, контекстногои модульного подходов, обосновывается необходимость рассмотрения их в единстве.

Ключевые слова: практикоориентированность, синтез подходов,междисциплинарность, контекст, модуль.

Одним из направлений реализации профессиональной практикоориентированнойподготовкив высших учебных заведениях в настоящее время рассматривается создание прикладного бакалавриата. Исследования, проведенные нами в этом направлении в высших учебных заведениях юридического профиля показали, что еще существует много проблем и по законодательному регулированию, и по механизмуего внедрения, и по вопросам взаимодействия с работодателями.На наш взгляд,основой анализа и изучения любой педагогической проблемы, является исследование теоретикометодологического подхода к проблеме. Важность его заключается в том, что теоретикометодологическая основа обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых упорядочение понятийнотерминологического поля науки, раскрытие его закономерностей и принципов, определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим педагогической науки в целом. Подход в современных исследованиях выполняет методологические функции, связываятеоретические вопросы различного уровня с практическими действиями по реализации поставленных задач.

Для решения вопроса о теоретикометодологической основе прикладного бакалавриата нами проанализированы существующие в настоящее время в науке подходы к реализации практикоориентированных педагогических технологий в системе профессионального образования. Одни ученые (Л.Е.Солянкина, Н.А.Коваль и др.) теоретикометодологической основой практикоориентированной образовательной средыв образовательном учреждении рассматривают акмеологический, интегративный, компетентностный, целостный и системный подходы, раскрывающие многогранность, многоуровневость, многообусловленность профессиональной компетентности специалиста. Другие исследователи (А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова, Ф.Г. Ялалов и др.) предлагают деятельностнокомпетентностный, контекстнокомпетентностный, личностный подходы к практикоориентированному обучению. Безусловно, каждый из этихподходовнаправленна разрешение проблем, возникающих при реализациипрофессиональноприкладногообразовательного процесса. Однако при определении методологических основк исследованию педагогической проблемы должны быть учтены особенности основной образовательной программы по конкретномунаправлению подготовки, объекты профессиональной деятельности, требования, предъявляемые обществом к выпускнику в соответствии с его профильной направленностью.С целью определения методологических требований к реализации прикладного бакалавриатав системе юридическогообразования нами проанализированы существующие в науке уровниметодологии, выявлены особенности их использования для разрешения существующей проблемы. Общенаучный уровеньметодологии, как известно, исследуетобщенаучные концепции, затрагивающие большую часть научных дисциплин, в связи с этим позволилисследовать проблему на междисциплинарном уровне с учетом динамики существенных внутрисистемных связей. Конкретнонаучный уровень методологии позволил уточнить цели, содержание прикладного бакалавриата, описать принципы и процедуры, характерные для конкретного направления подготовки.Методикотехнологический уровень позволил акцентировать внимание на процедуру взаимодействия субъектов, участвующих в образовательном процессе, интегрировать различные методы и формы обучения в рамках реализации прикладного бакалавриата.Необходимо отметить, что названные уровни методологии характеризуются внутренним единством, взаимосвязаны между собой ивзаимодополняют друг друга. Осмысление педагогической проблемы на трех уровнях методологии дает возможность синтезировать воедино несколько теоретикометодологических подходов, ранее известных педагогической науке, тем самым создать новую конфигурацию, позволяющую определить теоретикометодологический фундамент для оптимального решения проблемы внедрения прикладного бакалавриата в образовательный процесс высшей школы юридического профиля. Таким образом, на основе анализа научной литературы и обобщения педагогического опыта приходим к выводу о том, чтов качестве теоретикометодологической основы реализации практикоориентированного обучения в системе профессионального образования через прикладной бакалавриат должен выступить синтез междисциплинарного, контекстногои модульного подходов, определяющийся условиями реализации основных образовательных программ бакалавриата. Первое составляющее теоретикометодологической основы обеспечивает получениенеобходимых для решения профессиональных задач теоретическихи практических знаний и умений на междисциплинарном уровне, второе составляющее контекстныйподход обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций в рамках партнерского взаимодействия заинтересованных друг в друге субъектов, третье составляющее модульный подход раскрывает процессуальные аспекты учебного процесса. Более подробно раскроем выделенные нами теоретикометодологические подходы. Междисциплинарный подход выступает в качестве общенаучной основы исследования названной проблемы. О необходимости усвоения всех знаний в их объективной взаимосвязи указывал еще основоположник педагогической науки Я.А.Коменский [2]. Учеными и в настоящее время активно разрабатываются теоретические основы использования междисциплинарных связейв различных областях. Такие ученые, как П.Я. Гальперин, Е.Н.КабановаМеллер, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина и др., рассматривая междисциплинарные связи с точки зрения психологии, отмечают истоки их образования, выделяя при этом, прежде всего, связивнутрикаждогоучебного предмета. Огромное количество научных работ посвящено различным аспектам реализации междисциплинарных связей в школьном образовании (В.А. Далингер, М.А.Данилов, И.Д.Зверев, Ю.А. Кустов, В.Н.Максимова и др.). В работах этих ученыхобосновываетсяобъективная необходимость междисциплинарных связейв преподавании, их роль в развитии обучаемых, разрабатываютсяразличные подходы к скоординированному преподаваниюучебных дисциплин.Особую роль междисциплинарных связей в профессиональном образовании, а именно, в подготовке выпускников, способных эффективно решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социальнополитической обстановки, отмечают в своихработах Н.Н. Грачев, А.Г.Мордкович, А.М. Новиков, Г.И. Саранцев, С.Л.Рубинштейн и др.Междисциплинарный подход к практикоориентированному обучению означаетинтегрирование знаний, умений и приобретаемых компетенций по базовым, общепрофессиональным и специальным учебным дисциплинамв целом. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") не менее 70% от общего количество аудиторных занятий должны быть практические занятия по дисциплинам, "рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся профессиональных умений и навыков"[4].В этих условияхреализация междисциплинарных связей позволит установить,какие знания, умения и навыки будущих юристов трансформируются из других учебных дисциплин, определить источник междисциплинарной информации (одна, две или несколько учебных дисциплин), обеспечитьвзаимодействие связеобразующих элементов, когда приобретенное знание становится не только результатом, но и направлениемрешения новых междисциплинарных задач.При использовании прикладного бакалавриатавозникает необходимость пересмотра содержания материала в различных дисциплинах от узкоспециализированного подхода к междисциплинарному. Это еще связано и с тем, что на практике специалисты встречаются с проблемами не отдельно взятых дисциплин(например, криминалистики, уголовного права, криминологиии т.п.), а с проблемой комплексного применения знаний по всем изучаемым учебным дисциплинам, по которым формируются общекультурные и профессиональные компетенции. Междисциплинарный подход к реализации практикоориентированного обученияспособствует развитию диалога между преподавателями различных учебных дисциплин, формируятем самым слаженную систему организации процесса профессиональной подготовки. С этой точки зрениямеждисциплинарный подход мы рассматриваем как одно из направлений повышения квалификации педагогов, так как организация работы в рамках междисциплинарных связей побуждает педагогов к самообразованию и творчеству.Остановимся на второй составляющейизбранной нами теоретикометодологической стратегии –контекстномподходе. Выбор контекстногоподхода в качестве конкретнонаучной основы реализации прикладного бакалавриата обусловлен современным заказом общества на практикоориентированные результаты образовательных программ вузов.

Концептуальные предпосылки теории контекстного подхода исследовались многими учеными, среди которыхА.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, В.Н. Кругликов, О.Г.Ларионова, В.Ф.Тенищеваи др. В основе контекстного подхода лежит деятельностная теория усвоения знаний и социального опыта. В соответствии с этой теорией усвоение знаний и опыта осуществляется через активную учебную деятельность обучаемых академического типа, переходящую к квазипрофессиональной деятельности, в конечном счете, в учебнопрофессиональной деятельности. Центральной смыслообразующей категорией контекстного подхода является категория«контекст». Контекст, по определению А.А. Вербицкого, «это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуальнопсихологические особенности, знания и опыт человека; внешний –предметные, социокультурные, пространственновременные и иные характеристики ситуации, в которых он действует» [1, С. 40]. Вслед заА.А. Вербицким и др., под контекстным подходом к реализации прикладного (практикоориентированного) бакалавриатапонимаем организацию учебного процесса, в котором имитируетсяпредметное и социальное содержание профессиональной деятельности будущего юриста, тем самым обеспечиваются условия преобразованияучебной деятельности студента в будущую профессиональную деятельность. Таким образом, необходимо выделить в моделировании две его составляющие: предметнотехнологическая (предметный контекст) и социальная (социальный контекст). При этом моделирование профессиональной деятельности предполагает реальные профессиональные ситуации и фрагменты из практической деятельности во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.Воспроизведение предметного и социального контекстов профессиональной деятельности происходит, прежде всего, с помощью технологииимитационного обучения, включающей неигровые и игровыеметоды. К неигровым методам относятся анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных (служебных) задач, работа с документами. Игровыеметоды включают все виды обучающих игр: деловые игры (имитация процессапринятия управленческих решений) и ролевые игры (отработка ролей специалистов). Реализация контекстного подхода в рамках прикладного бакалавриата актуализирует проблему социального партнерства в профессиональном образовании. Образовательные учреждения, обучающие по программ бакалавриата, привлекают работодателей к образовательному процессу. Переход от квазипрофессиональной деятельности к учебнопрофессиональной деятельности осуществляется при прохождении производственных и учебных практик в практических органах. Качественно новым уровнем взаимодействия образовательных учреждений и работодателей является создание кафедр прикладного бакалавриата в организацияхс целью ускоренного включения выпускников в практическуюдеятельность. Кафедрыобеспечивают проведение практических занятий на базе практических органов, привлекая для проведения занятий специалистовпрактиков.Таким образом, в рамках прикладного бакалавриата обеспечивается тесное взаимодействие двух заинтересованных партнеров, направленное на подготовку выпускниковв соответствии с требованиями и запросами конкретных производств.Модульный подход выступает методическим регулятивомприкладного бакалавриата.Концептуальной основой технологии модульного подхода является общая теория фундаментальных систем, разработанная учеными П.К. Анохиным, Л.Берталанфи и др.,согласно которой мыслительная деятельностьчеловек, направленная на постановку и решение личностнозначимой проблемы, может быть разделена на «кванты». Таким образом, функциональные системы психологической деятельности человека, основываясь на принципахсистемного квантирования проблемности и модульности,выражаютсяразличными знаковыми системами (языковыми, символическими, графическими и др.). Принципысистемного квантирования и модульности лежат и в основетеории сжатия учебной информации, [3, С. 114]. Существенный вклад в формировании понимания модульного подхода к обучению внесли зарубежные ученыхе Б.Ф.Скинер, Дж. Расселл, Б. и М.Гольдшмид, К. Курх, Г. Оуенс и др. Идеи модульного подхода в их исследованияхсвязаны со стремлением к достижению разнообразных целей. Так, Б и М. Гольдшмид, Дж.Рассел, К. Курх и др. стремились предложить подходящий для конкретной личности способ учения, позволяя обучающимся самим определить свои сильные и слабые стороны, исходя из этого работать в удобном для себя темпе. В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оуенс и др.стремились интегрировать различные методы и формы обучения. Идеи, связанные с установлением междисциплинарных связей и решением проблем взаимодействия между учебными дисциплинамиврезультате использования модульного обучения (В.В. Карпов, М.Н.Катханов, М.А. Анденко и др.), а также с профессиональной практикоориентированной направленностью модульного обучения (И. Прокопенко, М.А.Чошанов, П.Юцявичене и др.), являются для исследования обозначенной проблемы актуальными и значимыми.Модуль в нашем исследовании выступает как относительно самостоятельная часть учебного процесса. Профессиональные модули характеризуются междисциплинарностьюи состоят из комплекса дисциплин учебного плана,близких по логике и целям. К характерным чертам модуля следует отнести междисциплинарность, ситуационность, самостоятельность, целостность и гибкость. Ситуационность достигается за счет структурных элементов модуля, представляющих собой ситуации профессиональной деятельности будущих бакалавров. Под гибкостью и динамичностью модуля подразумевается возможность варьирования сложностью и объемом учебного материала, системой контроля и оценки. Целостность модуля представлена наличием взаимосвязанных учебных элементов (целей, содержанием учебного материала, системой контроля)Модульная основа прикладного бакалавриата позволяет изменять содержание учебного материала с учетом социального заказа и отойти от поточного методаобучения, адаптировав учебный процесск индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.Синтезируя воедино междисциплинарный, контекстный и модульный подходы к реализации прикладного бакалавриата в юридическом вузе,приходим к выводу, что предлагаемаятеоретикометодологическая основаприкладного бакалавриата позволяет реализовать профессиональную практикоориентированную направленность учебного процесса в свете требований федеральных государственных образовательных стандартовпутем междисциплинарных связей, четкой последовательности предъявления всех элементов дидактической системы, моделированиякомплекса общекультурных и профессиональныхкомпетенций,подлежащих формированию и развитию в процессе профессионального образования, в рамках предметного и социального контектса,сформироватьмеханизмы взаимодействия образовательных учреждений с организациями работодателей.

Ссылки на источники1.Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Мат. к четвертому заседанию методологического семинара / А.А.Вербицкий. –М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. –84 с. 2.Лордкипанидзе, Д. О. Великий чешский педагог Ян Амос Каменский /Д.О.Лордкипанидзе. –М. : Знание, –1957. 3.Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы : монография / Е. Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. –Москва: МАНПО, 2006. –114 с. 4.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") : приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 (в ред. от 31.05.2011).

Zamfira Tanaeva,Doctor of Pedagogy,Head of Department of Social disciplines and management faculty training for law enforcement FGBOU VPO «SouthUral state University» (national research University), ChelyabinskOn the theoreticalmethodological Foundation of applied bachelor degree in the speciality JurisprudenceAbstract. In the article considers the theoreticalmethodological Foundations of applied bachelor in the system of higher professional education from the perspective of interdisciplinary, context and modular approaches, substantiates the necessity of considering them in unity.Keywords:practical orientation, synthesis of approaches, interdisciplinary, context, module.