Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гулакова М. В., Харченко Г. И. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3746–3750. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55014.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие «проектная компетентность» в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, подчеркивается интегративная связь формирования проектной компетенции с осуществлением проектной деятельности в контексте современной образовательной парадигмы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харченко Галина Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь141056@rambler.ru

Гулакова Марина Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольode221@mail.ru

Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза

Аннотация.В статье рассматриваетсяпонятие «проектная компетентность» в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, подчеркивается интегративная связь формирования проектной компетенции с осуществлением проектной деятельности в контексте современной образовательной парадигмы.Ключевые слова:компетенция, компетентность, проектная компетентность, проектная деятельность, профессиональная компетентность

Стремительные социальноэкономические преобразования, обусловленные процессами модернизации и инновационного развития, предполагают масштабное реформирование образования. Современные приоритеты в подготовке кадров, соответствующих уровню развития общества, нашли свое выражение вразработке Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Стандарты определили соответствие планируемых результатов освоения основных образовательных программ общекультурным и профессиональным компетенциям выпускника [1].В соответствии с определением, принятым за основу в ФГОС, компетенция ‬способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Таким образом, компетенция носит преимущественно инструментальный характер.Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, содной стороны, и способного к социальной адаптации ‬с другой. По словам А.А.Вербицкого, компетентность ‬это реализованная на практике компетенция[2]. Компетентность всегда соотносима с личностью, способностью человека качественно выполнять работу. Это не только набор знаний, умений, навыков, но и усвоение способов деятельности, приобретение опыта этой деятельности. И.А. Зимняя предлагает понимать компетентность как «актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально−и личностно −обусловленную социальнопрофессиональную характеристику жизнедеятельности человека. В каждой группе компетентностей очерчен круг основных компетенций, как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3].Компетентность ‬качественная характеристика оценки результатов образования.

Приоритетные направления развития системы образования, изложенные в «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г.», акцентируют внимание на том, что «в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, … такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».Это положениезаконодательно закреплено в обосновании требований к общекультурным и профессиональным компетенциям, определенным во ФГОС ВПО. В обосновании компетенций, профессиональных видов деятельности отмечено наличие способностей к использованию на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности.Практически во все образовательные стандарты магистерской подготовки, а также в некоторые стандарты подготовки бакалавров в качестве вида профессиональной деятельности включена проектная деятельность.Проектная деятельность студентов ‬форма учебнопознавательной активности студентов,заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения ‬содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессиональнотрудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.Проектная деятельность несет в себе все свойства деятельности в целом и поэтому обладает основными признаками и структурой человеческой деятельности.Она ставит студента перед необходимостью синтезировать полученные в вузе знания в конкретном творческом проекте, реализовывающем функции предмета деятельности. Действия же, связанные с корректировкой собственной деятельности, ее осмыслением для представления другим людям, осуществляют процесс распредмечивания деятельности и обнаруживают стоящие за предметом деятельности усвоенные знания, полученные внутри различных предметных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границы.Проектная деятельность студентов осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. Но студенты являются не только объектами педагогических воздействий преподавателя, но и субъектами этого процесса: они воспринимают цели, задачи деятельности, заданные извне преподавателем как личностно и общественно значимые, активно участвуют во всем процессе деятельности, творчески овладевают его содержанием, и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и осуществляют собственную проектную деятельность, превращая ее в процесс саморазвития, самореализации. Тем самым воспитывающее и развивающее воздействие на студентов оказывает не только содержание проектной деятельности, нетолько педагогическое руководство преподавателя, но и собственная творческая самостоятельность. При этом, «если содержание обучения, педагогическое воздействие преподавателя оказывают главным образом влияние на интеллектуальное, эстетическое, этическое развитие студентов, то их активная самодеятельность в учебном процессе способствует нравственному, творческому и социальному становлению их личности» [4].Содержание проектной деятельности, представленное в стандартах, включает разработку стратегических концепций и бизнеспроектов, руководство проектной деятельностью,оценку качества и эффективности проектов. Таким образом, способность выполнять на высоком уровне проектные работы является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности выпускника вуза, который должен овладеть проектной деятельностью на профессиональном уровне. В связи с этимпроектной деятельности необходимо обучать, что делает актуальной необходимость разработки объективных средств оценки ее сформированности.

Являясь законодательной базой, ФГОС определяетосновные оценочные категории в качественном и количественном выражении(содержание общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии со спецификой профессиональной деятельности)и служит критериальной базой для разработки оценочных и диагностических средств.

Разработка диагностического инструментария требует четкого определения понятия «проектная компетентность», установления критериально обоснованных границ действия признака.Проектная компетентность ‬это интегративная личностная характеристика, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе личностноосмысленных принципов природои культуросообразности [5].Проектная компетентность проявляется в осознании смысла и значимости проектной деятельности, владении специальными знаниями, умениями и навыками(решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), обоснованном выборе и оптимизации проектных решений в случае их многовариантности, наличии способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательнопроцессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетентности в условиях учебного проектирования.Проектная компетентность имеет интегративный характер. Являясь по сути своей профессионально обусловленной(вФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она объединяет в своей структуре и общекультурные, и профессиональные компетенции.Так, к ряду общекультурных компетенций могут быть отнесены:коммуникативная компетенция (опыт межличностного взаимодействия и совместной деятельности, работы в команде, толерантногои эмпатийного восприятия партнеров по общению, навыки публичного выступления, убеждения, организация личной и совместной деятельности, способность принимать решения, разрешать конфликты и пр.);информационная компетенция (опыт работы с информационными ресурсами, в том числе с электронными: поиск, обобщение, оценка информации ‬умение работать в интерактивной среде; способность к созданию электронных ресурсов, презентаций; навыки работы с компьютерными программами);компетенции личностного самосовершенствования (тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно, поиск и использование обратной связи, адаптивность (отсутствие чувства беспомощности), внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, готовность решать сложные вопросы, исследование окружающей среды для выявления ее ограничений и ресурсов, готовность идти на умеренный риск, настойчивость, готовность использовать инновации, отношение к правилам как к указателям желательных способов поведения и пр.).Профессиональные компетенции обусловлены конкретным содержанием и функциями профессиональной деятельности.Опираясь на исследования психики человека (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), идеи о психологической структуре компетентности (О.А.Галстян, И.А.Коваленко, Н.В.Кузьмина), положения компетентностного подхода к профессиональнообразовательной подготовке в вузе (В.И.Байденко, В.А.Болотов, И.А.Зимняя), технологию конструирования компетенций (А.В.Хуторской) в структуре проектной компетентности выделяют мотивационнорегуляторный, когнитивный, операциональнопрактический и рефлексивный компоненты, определяющие успешность интеграции внутренних и внешних условий для решения задач профессионального роста и развития личности и отражающие результаты реализации ее потенциальных возможностей в системе высшего профессионального образования[5].При этомв отношении формируемых проектных умений, действий и деятельности в целом необходимо соблюдение главных психологопедагогических принципов: переход от простого к сложному, постепенное увеличение степени самостоятельности и уровней сложности ‬что предполагает взаимопроникновение, взаимосвязь и взаимодействие знаний, способностей и качеств, проявляющихся в процессе практического применения умений и навыков в главныхсферах профессиональной деятельности.Процесс формирования личности и ее определенных качеств является сложным. Он не будет успешным, если будущий специалист в этом процессе будет выполнять функции объекта. Если студент в образовательном процессе ставитсяв положение активного субъекта познавательной и практической деятельности, то процесс формирования его проектной компетентности будет наиболее эффективным. Для отслеживания результатов проектной работы важным является понимание способов достижения позитивных изменений. С этой целью в проектной компетентности выделяется рефлексивный компонент как показатель внутренней позиции субъекта, реализующего действия, направленные на решение проектной задачи. Рефлексивный компонент определяет готовность и способностьличности к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной сфере: готовность и способность обучаться самостоятельно, разрешать проблемные ситуации, исследовать окружающую среду для выявления ее ограничений и ресурсов, способность контролировать и оценивать свою поведенческую и психическую активность в процессе проектной деятельности.Обучающийся овладевает способами деятельности в соответствии с учебнопознавательными интересами и возможностями, что является побудительным мотивом к непрерывному самопознанию, саморазвитию необходимых личностных качеств, формированию психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Предъявление результатов проектной деятельности в процессе защиты проектных работ позволяет обучающимся осмыслить приобретенныезнания, умения и навыки, интегрировать их в новом виде деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что только в процессе деятельности может формироваться компетенцияИсходя из этого, можно утверждать, что специальные умения и навыки как элементы проектной компетентности формируются в процессе работы над проектом, причем одна и та же компетенция может формироваться на различных этапах проектной деятельности, усложняясь по своей структуре и приобретая взаимосвязь с другими умениями и навыками.

Ссылкина источники1.Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России.2010.№ 10.С.2629.2.Вербицкий А.А. Контекстнокомпетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России.2010.№ 5.С.3238.3.Зимняя И.А. Ключевые Компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 4.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.,1998.5.Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ.учреждений высш.проф.образования.М.: Издательский центр «Академия», 2012.160с.6.Полат Е.С. Метод проектов // http://iteach.com.ua/.7.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности).М., 2004.8.Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.,2005.

Kharchenko Galina Ivanovna, Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of vocational education FGAOU VPO "North Caucasian Federal University", Stavropol14101956@rambler.ruGulakova Marina V., Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of vocational education FGAOU VPO "North Caucasian Federal University", Stavropolode221@mail.ruThe problem of formation of design competence of university studentsAbstract.The article discusses the concept of "design competence" under the implementation of educational standards of the third generation, emphasizes integrative bond formation of design competence with the implementation of project activities in the context of modern educational paradigm.Key words:jurisdiction, competence, competency design, project activities, professional competence