Организация и методика проведения занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций с работающим населением в Республике Татарстан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Головко М. В. Организация и методика проведения занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций с работающим населением в Республике Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3751–3755. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55015.htm.
Аннотация. Выросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, обучением и готовностью его к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Головко Марина Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент, АФ КНИТУКАИ им. А.Н. Туполева, г. Альметьевск, начальник Альметьевского филиала Учебнометодического центра по ГО и ЧС Республики Татарстанgolovko_mv@mail.ru

Организация и методика проведения занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций с работающим населением

в Республике Татарстан

Аннотация. Выросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, обучением и готовностью его к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова:методы обучения, защита от опасностей, действия в чрезвычайных ситуациях, учебноматериальная база, безопасность жизнедеятельности.

Обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) природного и техногенногохарактера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение гражданской обороны (далее ГО) является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности страны. Решение данной задачи без подготовки работающегонаселения в области ГО и защиты от ЧС не представляется возможным.Основная цель обучения –повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС, ведении военных действий или вследствие этих действий.Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителей организаций. Руководителям организаций при разработке рабочих программ обучения предоставляется право с учетом местных условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых корректировать содержание и уточнять формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов.Непосредственно обучение проводится руководителями занятий по ГО и защите от ЧС, которые назначаются приказом руководителя ГО организации и проходят подготовку ежегодно в Учебнометодическом центре ГО ЧС РТ и его филиалах.Программа подготовки руководителей занятий по ГО и защите от ЧС организаций в филиалах Учебнометодического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГОи защиты отЧСприродного и техногенного характера.Основная цель обучения –подготовка руководителей занятий по ГО изащите от ЧСк проведению занятий с обучаемыми по повышению у них готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.Немаловажное значение имеет овладение работающим населением умениями и навыками безопасного поведения. Навыки и умения представляют собой различные операции учебных действий. Умение –этоосвоенный человеком способ выполнения деятельности,при повторении упражнений (тренировке) умение совершенствуется, таким образом формируется навык.Навык –это способность совершать действие автоматизированно, без участия сознания. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для других действий. При длительном отсутствии упражнения навык постепенно разрушается.В результате прохождения курса обучения работники организаций должны:знать:

опасности для населения,присущие ЧС, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них работников организации;

сигналыоповещения об опасностях и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты отЧСмирного и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, атакже ответственность за их невыполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) и порядок их получения;

места расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту.Уметь:

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий иливследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.Правовой основой обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности в настоящее время являются федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации.Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных законов № 28 ФЗ «О гражданской обороне»,№ 68ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации № 547 «Оподготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан №693 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан»,№ 551«Об организации обучения населения РТ в области гражданской обороны», организационнометодических указаний по подготовке населения РТ в области ГО, защиты от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и ежегодного приказа руководителя ГО РТ об итогах обучения населения в прошедшем году и задачах на новый учебный год, а также ежегодных приказов руководителей ГО городских округов и муниципальных районов, организаций об итогах и задачах обучения.С принятием указанных и ряда других законодательных и нормативноправовых актов в РФ сформирована достаточно стройная единая система подготовки населения в области ГО и защита в ЧС мирного и военного времени.Федеральный закон «О гражданской обороне»к числу основных задач относит обучение населения в области ГО.Согласно закону, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют обучение своих работников в области ГО.Обучение в области гражданской обороны–целенаправленный и специально организованный процесс формированияу населения знаний, умений и навыков,необходимых при защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий.Основной задачей обучения работающего населения в области гражданской обороны являетсяизучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;В федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». № 68ФЗв части подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС говорится о том, что одной из обязанностей граждан Российской Федерации является изучение основных способов защиты населения и территорий от ЧС, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, а также постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в указанной области.В законе констатируется, что порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации; подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется ворганизациях а также по месту жительства. Решение указанных задач обучения работающего населения в области ГОи защиты от ЧС осуществляется путем:самостоятельной подготовки;индивидуального изучения способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;чтение памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограммпо тематике ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;посещения мероприятий, проводимыхпо тематике ГОи защиты от ЧС (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.).В постановлении Правительства Российской Федерации № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что подготовке в области защиты от ЧС подлежит:население, занятое в сфере производства и обслуживания.Задачи и организация подготовки населения Республики Татарстан в области ГО и защиты от ЧС с учётом местных условий определенытакже постановлением Кабинета Министров РТ № 693"О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Кабинета Министров РТ № 551«Об организации обучения населения Республики Татарстан в области ГО».При планировании подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в организации разрабатываются:Приказ руководителя организации об итогах подготовки в области ГО и защиты от ЧС за минувший год и задачах на новый учебный год.План подготовки должностных лиц и специалистов, нештатных аварийноспасательных формирований, рабочих и служащих в области ГО и защиты от ЧС на учебный год.Приказ руководителя об итогах подготовки в области ГО и защиты от ЧС за минувший год и задачах на новый учебный год является основным документом, на основании которого разрабатываются остальные документы по вопросам подготовки на учебный год.В приказе определяется перечень учебных групп и руководителей занятий по ГО и ЧС в организации на учебный год.Приложением к Плану подготовки являются расписания занятий, которые составляются для каждой учебной группы рабочих и служащих.В организации постоянно ведётся учёт подготовки и обучения в области ГО и защиты от ЧС. С этой целью ведется журнал учёта занятий по ГО и подготовке к действиям в ЧС.Журнал учёта занятий ведётся в каждой учебной группе и является основным учётным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий, результаты итогового занятия и сдачи нормативов.В конце журнала в специальном разделе отмечаются замечания и предложения должностных лиц, проводивших проверку занятий.Работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области ГО и защите от ЧС,осуществляет проверку хода учебного процесса.В конце учебного года доклад об итогахподготовки рабочих и служащих организации представляется по установленной форме по подчиненности. Высшей формой обучения всех категорий слушателейявляются учения и тренировки.Проверка знаний, умений и навыков обучающихся –процесс выявления и сравненияна том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами. Контроль обучения выражается в форме оценки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения преподавателя.Функция контроля обучения слушателей заключается в том, чтобы:

выявлять знания, умения и навыки обучающихся, усвоенные на каждом этапе обучения для определения готовности их к дальнейшему обучению (деятельности);

способствовать осмыслению слушателем ответов товарищей, коррекции их и собственных знаний и пр.;

повышать ответственность обучаемых за выполняемую работу, приучать их самостоятельно решать поставленные задачи и т.д.Элементами контроля качества усвоения материалов на учебных занятиях слушателями являются проведение устного опроса, выполнение контрольных работ в виде письменных ответов на вопросы или решенияситуационных задач и контрольных заданий, практическая проверка выполнения упражнений, приемов и нормативов.Проверка знаний может быть индивидуальной (каждого слушателя вотдельности), фронтальной (одновременно всех обучающихся) и комбинированной (например, один или два обучающихся отвечают устно, остальные –письменно).Одним из наиболее гибких методов контроля является устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего подразделения и каждого обучаемого, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ.Основными формами письменного контроля являются письменные ответы на вопросы или проведение тестов (стандартизованныхзаданий, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях или навыках испытуемого).Контроль знаний может быть, в зависимости от времени его проведения, текущим (проводится на одном из этапов занятий) и итоговым (проводится после завершения цикла или программы занятий в целом).Руководителизанятий с рабочими и служащими по ГО и защите от ЧС должны владеть методикой подготовки и проведения занятийв целях реализации требований учебных программ. Целью обучения работающего населения является повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС, ведении военных действий или вследствие этих действий.Основными методами обучения являются:1.Словесные методы (лекция, рассказ, беседа, диспут)Лекция –это продолжительное (3040 мин) устное изложение учебного материала, котороеоказывает развивающее и воспитывающее влияние на слушателей. Эффективным является проблемное построение лекции.

Подготовка лекции включает в себя:

составление плана проведения лекции;

подбор информации, интересных фактов, цифрового материала;

подбор необходимого наглядного материала (видео, мультимедийные средства);

формулировка выводов и обобщений по пунктам плана лекции.Рассказ –это последовательное изложение информации. Применяется в том случае, когдаматериал обучающимся неизвестен, это может быть описание реальных событий, чрезвычайных ситуаций и т.д.К рассказу предъявляются определенные требования, он должен быть:

доступным для обучающихся;

тщательно подготовленным;

ярким и эмоциональным;

сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.Излагать материал следует от простого к сложному.Беседа –это метод обучения, представляющий собой диалог руководителя занятий и слушателей. В результате беседы обучающиеся должны сделать выводы, обобщения. Беседа применяется при наличии у слушателей определенных знаний, полученных из других источников: книг, газет, телепередач. Беседы бывают вводные, которые проводятся в начале обучения, и обобщающие, которые направлены на составление правил, алгоритмов поведения в условиях ЧС, и т.д .Диспут –упорядоченный, целенаправленный обмен мнениями по конкретной проблеме. Цель его –принятие единого мнения, объясняющего данное явление. Тема определяется заранее, называются несколько спорных положений, уточняются учебные задачи.Необходимо выполнять несколькоправил:

выступающий критикует идеи, а не людей;

каждый выслушивает мнение другого участника, даже если он с ним не согласен;

цель состоит не в том, чтобы победить в споре, ав том, чтобы прийти к оптимальному решению проблемы.Можно предложить следующие темы: «Экологическая безопасность моего района», «Терроризм –проблема современности» и т.д.2.Методы работы с печатным текстом (с литературой, ПЭВМ)Работа с книгой –важнейший метод обучения, обеспечивающий самостоятельную обработку учебной информации. Цель самостоятельной работы с печатным текстом –изучение материала, поиск ответов на вопросы.3.Наглядные методы обучениябазируются на использовании разнообразных средств обучения. Это могут быть приборы, модели, макеты, видеоматериалы и пр.Поприроде используемых пособий различают демонстрационные и иллюстративные методы. Демонстрационные обеспечивают восприятие натуральных объектов, действий людей, приборов, механизмов в динамике. При проведении занятий с персоналом предприятий руководителем занятий должен применяться показ действий, приемов, работы приборов, моделирование поведения, ситуационные задачи. Иллюстративные методы –это карты, макеты, муляжи, слайды, медиасредства. Особое значение иллюстративный метод с применением видеоматериалов имеет при ознакомлении с объектами, которые невозможно наблюдать непосредственно (ЧСприродного и техногенного характера, стихийные бедствия, катастрофы и т.д.).Наглядные методы тесно связаны с другими группами методов. В процессе проведения занятий руководителю следует использовать разнообразные методы комплексно, в сочетании друг с другом.Так, например, при изучении индивидуальных средств защиты руководитель занятия направляет слушателей и руководит их восприятием с помощью вопросов, задаваемых в ходе беседы, а затем полученная информации закрепляется в ходе проведения практической работы. При этом используются схемы, таблицы макеты, слайды и видеофильмы. Показ видеоматериалов эффективен при отработке алгоритмов безопасного поведения, на тренировочных занятиях.Совершенствование системы подготовки населенияпо вопросам ГО и защиты от ЧСприродного и техногенного характера невозможно без создания и совершенствования учебноматериальной базы.Тематическое оформление учебных кабинетов ГОЧС выполняется с использованием плакатов, стендов и других наглядных пособий, видеоаппаратуры, проекционной аппаратурой (мультимедиапроекторы, диапроекторы), персональныхкомпьютеров, макетов и образцов аварийноспасательных инструментов и оборудования, средств индивидуальной зашиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи, а также макетов местности, зданий, сооружений и.т.п., муляжей (пораженных людей), многофункциональных тренажеров для обучения навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.Уголок ГОЧС

часть помещения с учебнометодической литературой, учебным имуществом и оборудованием для проведения занятий по программам обучения в области ГО и защиты от ЧС. Уголок ГОЧС может создаваться в кабинетах техники безопасности, безопасности жизнедеятельности и в других учебных и служебных помещениях.

Оформление уголков ГОЧС целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:

информация о вероятных ЧС природного и техногенного характера применительно к условиям конкретной местности, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающих факторов;

способы защиты от поражающих факторов, характеристика средств индивидуальной и коллективной защиты;

сигналы ГО, порядок действия населения по сигналам ГО,маршруты движения к конкретнымзащитным сооружениям ГО, порядок подготовки и проведения эвакуации, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему и т.п.На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности.Выполнения требований безопасности при использовании учебноматериальной базы достигается правильной эксплуатацией учебных объектов, учебного имущества и оборудования, точным выполнением слушателями требований руководящих документов по организации процесса обучения, инструкций и наставлений по применениюи использованию учебного имущества и оборудования.

Golovko Marina Viktorovna,Candidate of pedagogic sciences, associate professor, Almetyevsk Branch of Kazan National Research Technical University –KAI named after A.N.Tupolev, city of Almetyevsk,Headof Almetyevsk Branch of Academic Center for Civil Defense and Emergency Situations of the Republic of Tatarstangolovko_mv@mail.ruOrganization and methods of Civil Defense and Disaster Protection lessons for working population of the Republic of TatarstanAnnotation. Increased range of anthropogenic activity of the society, increased frequency of natural disasters, accidents, and catastrophes have intensified the problems related to safety assurance for population, instruction and readiness for actions in emergency situations.Key words: methods of instruction, defense against dangers, actions in emergency situations, academic and material facilities, life safety.