«От сенсорной комнаты до группы». Основные этапы комплексной реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барсукова Н. В., Рябова Е. Н., Турок Г. А., Федорова Т. Н. «От сенсорной комнаты до группы». Основные этапы комплексной реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3791–3795. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55023.htm.
Аннотация. Статья посвящена методам работы, применяемым при комплексной медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ранний детский аутизм.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Турок Галина Анатольевна,заведующая отделением медикосоциальной реабилитации ГБУ АО “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Коррекция и развитие” г.Астраханьavturok@mail.ru

Барсукова Нина Васильевна,врачпсихиатр ГБУ АО “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Коррекция и развитие” г.АстраханьNina60@mail.ru

Федорова Татьяна Николаевна,врачпедиатрГБУ АО “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Коррекция и развитие” г.АстраханьIrishaingos@yandex.ru

Рябова Елена Николаевна,врачневролог ГБУ АО “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Коррекция и развитие” г.Астраханьryabova_en@mail.ru

«От сенсорной комнаты до группы». Основные этапы комплексной реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом

Аннотация.Статья посвящена методам работы, применяемым при комплексной медикосоциальной и психологопедагогической реабилитации детей, имеющих ранний детский аутизм.Ключевые слова:ранний детский аутизм, нарушения коммуникативных функций, медикосоциальная реабилитация, психологопедагогическая реабилитация.

Уже который год специалисты ГБУ АО “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Коррекция и развитие” занимаются вопросами комплексной медикосоциальной и психологопедагогической реабилитации детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. В настоящее время мы бы хотели затронутьпроблему, касающуюся пациентов, имеющих расстройства аутистического спектра, в частности ранний детский аутизм (РДА). Наблюдая у наших детей клинические синдромы позволяющие предполагать таковые нарушения, мы решили остановиться на изучении возможностей развития их высших корковыхфункций. Хотим отметить, что данная статья посвящена не классификации различных явлений и понятий, касающихся расстройств аутистического спектра, а вопросам расширения психических возможностей у детей с тяжелыми нарушениями коммуникативных функций. В связи с этим рассмотрим историю развития одного ребенка, страдающего аутизмом.

Гоша Н.2008г.р. поступил в Центр по поводу задержки речевого развития, возбудимости и нарушения контактов с окружающими. Из перинатального анамнезаизвестно, что беременностьу материпротекала на фоне острого гестоза, хронической гипоксии плода. Родыпроизошлина 36 неделе с преждевременным излитием околоплодных вод. В младенчестве мальчик былто чрезмерноспокойным,то многоплакал, не реагировал на дискомфорт, вызванный мокрым бельем.До года наблюдался у невролога по поводу гипоксической энцефалопатии. Получал лечение нейрометаболитами. Раннее развитие отличалось специфическими особенностями: не играл с игрушками, речью не пользовался, боялся детей, не выходил из дома, был бездеятелен, расторможен, иногда бил руками по столу, тряс ими, кусал и грыз игрушки, на вопросы не реагировал, навыками самообслуживания владел слабо, периодически возбуждался, громко кричал, кусал собственные руки. Аппетит был избирательным, ел только определенную пищу. Неврологический статуспри поступлении. При осмотре: отмечалисьстигмы дизэмбриогенеза (запавшая переносица, выступающие лобные бугры, своеобразная форма ушей, прогнатия, неправильный рост зубов). Головагидроцефальной формы. Глазные щели равны. Движения глазных яблок в полном объёме. Конвергенция ослаблена. Носогубные складки симметричны. Язык по средней линии. Мягкое небо подвижно. Функции глотания, фонация не нарушены. Мышечный тонус дистоничен. Мышечная сила снижена. Наблюдалсягипергидроз кистей рук. Сухожильные рефлексы верхних конечностей, а также коленные, ахилловы, брюшные и подошвенные живые. Определяется двусторонний патологический рефлекс ЯкобсонаЛаске. Позу Ромберга и другие точные пробы не воспроизводит. Походка специфичная, зависит от эмоционального состояния ребёнка. Развитие речи неравномерно, нарядусо спонтанным лепетом и своеобразными голосовыми реакциями наблюдаются речевые штампы. Психическая деятельность однообразна, монотонна, сопровождается периодически возникающими двигательными стереотипиями: потряхиванием кистей рук, подпрыгиванием, гримасничанием. На Мэхо ЭГ –легкое расширение боковых желудочков, слегка повышенное внутричерепное давление. На ЭЭГ альфаритм не выражен,что свидетельствует о незрелости нейронов головного мозга. Пароксизмальная активность отсутствует. На РЭГ –нарушения венозного оттока.Нейрокартирование головного мозга ребенка выявило сдвиг состояния кислотнощелочного равновесия в сторону ацидоза

Рис. 1. Результаты нейрокартирования при поступленииНа момент первичного обследованияпсихическоесостояниеребенка характеризовалось специфическим диссоциированным расстройством психоречевого и эмоционального развития в сочетании симпульсивностьюивозбуждением. Речь представляла собой механическое повторение штампов, произношение звуков было резко изменено: лепетречь чередовалсяс отчетливым произношением звуков. Моторная сфера отличаласьбедностью, склонностью к стереотипиям: игра пальцами рук, потряхивание кистями, подпрыгивание. Эмоции были слабо дифференцированы, монотонны.Манипулятивная деятельность

отличаласьсвоеобразностью. Наряду с достаточно хорошими когнитивными возможностями, при манипуляциях игрушкой ребенок использовал вкусовые ощущения, обоняние, осязание (обнюхивал, облизывал и грыз игрушки). Также наблюдались определенные симптомы, подобные кататоническим: импульсивность, активный негативизм, амбивалентность и амбитендентность (парадоксальность поведенияи эмоций). При обследовании у генетикапризнаковмоногенногосиндромане выявлено.Всё вышеперечисленное позволилопредполагать наличие у ребенка раннего детского аутизма. В связи с этим мальчик был консультирован в психоневрологическом диспансере, где диагноз был подтвержден. Поскольку поведение ребенка на момент поступления было неудовлетворительным, перед нами встал вопрос о крайне осторожном и пошаговом введенииего в реабилитационный процесс. Главной задачей специалистов на тот момент являлось снятие импульсивности и возбудимости у ребенка. Вследствиеэтого было назначено лечение специфическимкорректоромповедения(сонапаксом)в сочетании с нейрометаболитами, сосудистыми, седативными и общеукрепляющими препаратами. Лишь через две недели после начала лечениямы смогли подготовить мальчикак первому этапуреабилитации, проходящему в условиях сенсорной комнаты. Данная комната представляет собой специальное помещение, оснащенное полифункциональным оборудованием: профессиональным генератором запахов со звуками природы и ароматами, сухим душем, дидактической пирамидой, дидактической черепахой, интерактивной звуковой панелью, сенсорной тропой, тактильным панно “Ежик”, проектором динамической заливки света.Регулярные занятия с психологомв данной средесразужеоказали на Гошублаготворный психологический и психотерапевтический эффект. Такие упражнения как “Здравствуй, шарик”, “Игра с тенью”,“Позови ласково”, “Вместе дружно соберем”, “Разложи по цвету”, “Внимательный музыкант”, “Помоги ежику”, “Поиграй с тенью” способствовали установлению эмоциональнопозитивного контакта, развитию коммуникативных способностей, включению в работуегозрительнослухового анализатора, тактильных ощущений, знакомству с частями тела и их назначением, а также развитию слухового внимания.

На фоне данных занятий у мальчика практически сразу

исчезла импульсивность, сгладились проявления активного негативизма. Появилась возможность элементарного эмоционального, мануального и зрительного контакта.Уже на втором занятии мальчик стал сосредотачивать внимание на предложенных ему игрушках, рассматривал их, сопровождая свои действия эмоциональным оживлением.Причем, психологу во время занятий удавалось на время сглаживать спонтанные двигательные стереотипии, возникавшие у ребенка. Гоша нуждался в постоянном пошаговом контроле и частом изменении положения тела во время занятия: лежал на мягких формах, прятался в специальном“шелестящем домике”, сидя на корточках,смотрел на яркий светящийся шарик. Во время занятий происходило осторожное расширение полевого поведения ребенка. Для общения с ним использовалась тихая речь с элементами шепота. По прошествии шестимесяцевположительная динамика закрепилась. Немаловажную роль сыграли и психотерапевтические беседы с матерью ребенка. Во время занятий она зачастую оказывалась в роли кондуктора между психологом и ребенком, что было очень важным в процессе адаптации ребенка к новой окружающей обстановке.

Второй этапреабилитации заключался в помещении мальчика в условия развивающей комнаты –так называемой “Библиотеки игрушек” или лекотеки. Перед нами стояла следующая задача: пробудить у Гоши интерес к игрушкам и развить у него начальные элементы игровых действий. Для этого были подобраны специальные игровые тренажеры и применялись следующие формы работы с ребенком и его родителями:

консультация –встреча и реализация конструктивного сотрудничества специалиста лекотеки с родителями;

диагностический игровой сеанс (ДИС)–совместная игра специалиста с ребенком в условиях лекотеки.

терапевтический игровой сеанс (ТИС) –взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии родителей, но без их участия.

групповой родительский тренинг (ГРТ) –тренинг по общению, игре, ассертивности, артметодам, техникам по изготовлению игрушек;В начале этапа при любой эмоциональной и умственной нагрузке мальчик становился раздражительным, капризным,нуждался в частой смене заданий, перерывах в занятии, и лишь правильно подобранная схема медикаментозного лечения в сочетании с умелым педагогическим подходом помогла специалистам преодолеть эти трудности. Прошел почти год, прежде чем мы достигли одного из наиболее значимых результатов данного этапа реабилитации: возможности нахождения ребенка за столом и удержания при этом правильной позы. Постепенно мальчикстал проявлять заинтересованность к выполнению простых действий с игрушкамии сопровождать их отдельными адресованными словами.

В основном преобладали такие операции как нанизывание колец на ось пирамидок, вкладывание геометрических форм в аналогичные углубления, нанизывание бусинок на нить. При этом педагогдефектолог приложилвсе усилия для того чтобы мальчик смог усвоитьфункциональное назначение некоторых игрушек, а такжепространственные и цветовые признаки предметов. Когда Гоше исполнилось 4 года,мы решили перейти к третьему этапу его реабилитации:

переводув отделение диагностики и консультативной помощи, предоставляющемувозможность расширить коммуникативные возможности ребенка. Предполагалось участие в индивидуальных и групповых занятиях, выполнение определенныхконструктивных заданий, восприятиепредметных и сюжетных изображений, а также попыткивключенияв вербальнуюдеятельность, поскольку связная речь попрежнему отсутствовала. На данном этапе мальчик посещал отделение 2 раза в неделю, удерживался на занятии в течение 2030 минут, проявлял некоторую психическую активность и заинтересованность не только в игровых действиях, но и в простых конструктивных заданияхс опорой на зрительный образец.Научился строитьиз кубиков простые конструкции: башня, мостик. Иногда выкладывал кубики в ряд или складывал их в коробку.Кроме того, ребенок стал более адекватно реагировать на интонацию голосаокружающих, хотя содержание инструкций и вопросов попрежнему воспринимал крайне избирательно.Игрушки не называл, но в тоже время мог отчетливо произнести ранее услышанную фразу, фрагмент из стихотворения. О себе высказывался в третьемлице. Попытка заинтересовать ребенка предметными изображениями была недостаточно успешной: сличал аналогичные картинки, но тут же терял к ним интерес и разбрасывал их. Больше реагировал на мануальный и тактильный контакт. Испытывал эмоциональное удовлетворение от пребывания в сухом бассейне. Иногда прижимался к педагогу, слыша в её голосе одобрение.

Был приобщен к групповым занятиям, проводящимся с музыкальным сопровождением. Чутко реагировал на звуки, иногда закрывал уши руками или, наоборот, эмоционально оживлялся. Мог наблюдать за действиями других детей, но близко не подходил, оставаясь в своем полевом пространстве. Со слов мамы дома иногда обнимал её, целовал, заглядывал в глаза, но мог тут же убежать. Стереотипные действия возникали по мере утомленияи истощения, особенно к вечеру.В это же время состояние ребенка позволило нам начать канистерапию (занятия с собакой), которая психологически раскрепостиламальчика, сформировала у негоэлементарные положительные эмоции, улучшилавизуальныйи мануальный контакт, а такженесколько расширила круг представлений об окружающем. Мы считаем, что время, проведенное Гошейв условиях отделения диагностики и консультативной помощи, было ценным и продуктивным, поскольку затрагивались все стороны психической сферы ребенка. И те положительные результаты, которые мы получили, было необходимо закрепить и повысить в условиях группы дневного пребывания. Проводя реабилитационные психологопедагогические мероприятия, мы не забывали и о поддерживающем лечении.Особенно эффективным оказался препарат глиатилин, который, оказывая мягкое стимулирующее воздействие на работу головного мозга, в тоже время смягчал психопатологические проявления, наблюдавшиеся унашегопациента. Особенно удачнойбыла комбинация глиатилина, циннаризина и персена на фоне длительного приема сонапакса.

Следующий, четвертый этапнашей работыявлялся самым длительным и насыщенным. Специалисты центра разработали индивидуальную программу развития ребенкав условиях группыс учетом его сенсорных, эмоциональных, коммуникативных и физических возможностей. Помимо развития основных навыков опрятности, самообслуживания и формирования некоторых когнитивных и коммуникативных функций, мы предполагаем развитие у Гошиэлементов социального поведения с целью приобщения его к окружающему миру. На данном этапе наряду с традиционными мы применялии инновационные виды лечения, а именно гипокситерапию

(дыхание воздухом с уменьшенным содержанием кислорода, но при обычном атмосферном давлении), ДЭНСтерапию (динамическуюэлектронейростимуляцию), лазерную акупунктуру,

которые позволилинам улучшить метаболические процессы головного мозгаи выровнять психоэмоциональное состояние нашего пациента.Несмотря на наши опасения, мальчик спокойно вошел в группу, где в начале этапа находился до дневного сна, а затем, по мере стабилизации психического состояния, и в течение целого дня. Поведение его оставалось полевым, но достаточно спокойным. Контакты с окружающими были избирательными,но довольно скоро появились привязанности к педагогам и некоторым детям.Ребёнок во время занятий мог сидеть за столом, чутко реагировал на обстановку в группе, проявляя особый интерес к рисованию мелом на доске. Причем изображения носили символический своеобразный характер: вероятно,это были персонажиего любимыхмультфильмов.

Рис.2. Рисунок ребенка на доскеВ то же время мальчик научился держать ложку, чашку, у него сформировались вкусовые ощущения,и расширился ассортиментупотребляемыхпродуктов,

Кроме того, мальчик стал контролировать физиологические отправления, не боясь заходить в туалетную комнату. Но главным достижением является то, что мальчик смог взойти на первую ступень игровой деятельности, на которой игровые действия спредметом и игрушкой трансформировались в элементы подражательнойигрыспростейшимсюжетным компонентом. Особенное внимание уделялось играм, развивающим мелкую моторику, поскольку именно она является основой развития всех психическихфункций. В целях повышения речевой активности и эмоциональной откликаемости использовались следующие упражнения: Рис.3. Упражнения на развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного восприятия, а также формирование адекватных положительных эмоций

Прикрепление прищепокИгры с бумагой Игры с бусамиИгры с пазлами

Шнуровка

Игры с мозаикойДанные упражненияи игрыпозволили сформировать элементы когнитивной сферы ребенка, включающей в себя понятия о различных пространственных и других свойствах предметов и игрушек, уменьшить двигательные стереотипии, сгладить проявления динамической и кинестетической диспраксии и развить мелкую моторику ребенка, улучшить функции артикуляционного аппарата, повысить уровень речевой активности, обогатить эмоциональные проявленияи мимический комплекс, скорригировать реакции активного и пассивного негативизма, а самое главное –улучшитьконтакты мальчика с окружающим миром.Врезультате занятий вречи появились новые слова, которые он употреблялна пике эмоциональной заинтересованности той или иной игрушкой или тем или иным действием.Появились проявления эмпатии и заинтересованность режимными и обучающими моментами, сопровождающими ребенка в процессе нахождения в группе.

Также наблюдалась положительная динамика в неврологическом статусе. Улучшилась конвергенция. Исчезли патологические рефлексы. Уменьшились проявления гипергидроза. Походка стала более устойчивой и равномерной.При повторном обследовании головного мозга было определено снижение внутричерепного давления и объема боковых желудочков, улучшение венозного оттока.Стабилизировался альфаритм. Повторное нейрокартирование выявилоположительную симптоматику:уравновешивание кислотно

щелочного баланса.













Рис.4.Результаты нейрокартирования на фоне комплексной реабилитацииТаким образом, в процессе многоэтапной медикосоциальной и психологопедагогической реабилитации у ребенка стала прослеживаться некоторая положительная динамика в психическом, речевом, эмоциональном, двигательномразвитии, что позволило нам надеяться на наиболее благоприятный прогноз состояния, имеющегося у ребенка.Внастоящее время Гоша успешно продолжает реабилитацию в группе.Следует подчеркнуть, что одним из важнейших результатовнашейработы явилосьулучшение эмоционального состояния родителей ребенка. Нами было проведено множество психотерапевтических бесед с матерью, отцом, бабушкой идедушкойГоши.В каждом случае мы старалисьвнушить им веру в их малыша, пробудить надежду в его будущее. И здесь был важен каждый успокаивающий жест, каждая тёплая улыбка, каждое ободряющее слово! Ведь только положительный эмоциональный настрой родителей и психологическое благополучие ребенка способныобеспечить эффективную и правильную реабилитацию.

Turok Galina Anatol’yevnaHead of the medical and social rehabilitation department. State budgetary institution of Astrakhan oblast’ “Rehabilitation center for disabled children and teenagers “Korrektsiya I razvitie”. Astrakhanavturok@mail.ruBarsukova Nina Vasil’yevnaPsychiatrist.State budgetary institution of Astrakhan oblast’ “Rehabilitation center for disabled children and teenagers “Korrektsiya I razvitie”. AstrakhanNina60@mail.ruRyabova Elena NikolayevnaNeurologist.State budgetary institution of Astrakhan oblast’ “Rehabilitation center for disabled children and teenagers “Korrektsiya I razvitie”. Astrakhanryabova_e.n.@mail.ruFyodorova Tat’yana NikolayevnaPediatrician. State budgetary institution of Astrakhan oblast’ “Rehabilitation center for disabled children and teenagers “Korrektsiya I razvitie”. AstrakhanIrishaingos@yandex.ru“From sensory room to the ingroup rehabilitation”. Main stages of complex rehabilitation of a child with early infantile autismThe article is devoted to the methods of complex medical social and psychological pedagogical rehabilitation of children with early infantile autism.Keywords:early infantile autism, communication functions disorders, medical social rehabilitation, psychological pedagogical rehabilitation.