Поддержка предпринимательства: анализ, критерии, решения
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корнева
Ж.
В.,
Исмайлова
Т.
Ю. Поддержка предпринимательства: анализ, критерии, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3806–3810. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55026.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на всех уровнях управления государством. Предложены критерии оценки уровня поддержки предпринимательства. Рассмотрены преимущества и недостатки использования модели открытых инноваций в развитии предпринимательства.
Похожие статьи
Текст статьи
Корнева Жанна Владимировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г.Липецкj_korneva@mail.ru
ИсмайловаТатьяна Юрьевна,кандидат экономических наук, ст. преп. кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинга», Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецкismailovaty@mail.ru
Поддержкапредпринимательства: анализ, критерии, решения
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на всех уровнях управления государством. Предложены критерии оценки уровня поддержки предпринимательства. Рассмотрены преимущества и недостатки использования модели открытых инноваций в развитии предпринимательства.Ключевые слова: предпринимательство, критерии, инновации, талант, лидерство
В настоящее время национальная экономика находится в стадии понижательной волны кондратьевских циклов. С одной стороны –это время экономических и социальных потрясений, но с другой –этап формирования фундаментальных условий перехода на новый технологический уклад.Ив этом процессе весома роль развития инновационной инфраструктуры, способствующей появлению эффективных предприятий, которые обеспечатподъём экономической системы. Инновационная и предпринимательская деятельность неотделимы друг от друга. Ещё раз можно вспомнить труды Й. Шумпетера и его слова о том, что именно инновации, воплощённые в предпринимательской деятельности, являются источником экономического развития.
Обоснование необходимости развития малого и среднего бизнеса зафиксировано на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Разработана достаточная нормативноправовая основа, включающая как федеральный закон, так и региональные программы. Создана инфраструктура, задачами которой является поддержка предпринимательства, в том числе инновационного.Однакодля оценки эффективности реализации программ целесообразно провести анализ статистических данных. На рис.1представлена динамика коэффициента рождаемостии ликвидацийорганизаций.Рисунок показывает, что тренды стремятся к формированию «креста», то есть позиции, при которой количество ликвидированных предприятий превысит количество вновь созданных. Индекс производства на конец 2013 года составил 100,4% , констатировав минимальное значение за последние три года. Можно выделить ряд объективных причин, обуславливающих сложившуюся ситуацию: изменение налогооблажения, снижение инвестиционной активности вследствие снижения рентабельности инвестиций, административные барьеры, уход в «теневую» экономику, ужесточение требований, введение ограничений в сфере розничной торговли алкоголем и табачной продукцией и т.д. Однако смягчение ранее введённых мер вряд ли будет способствовать изменению ситуации.
Рисунок1. Динамика коэффициента рождаемости организаций (20052013), ед.Для разработки мероприятий, позволяющих стимулировать предпринимательскую активность, был проведён анализ мирового опыта по данному направлению. Основными задачами, которые принимает к решению развитое мировое экономическое сообщество, являются:
формирование устойчивой системы создания новых рабочих мест, особенно для молодёжи;
достижение стабильной положительной тенденции запуска startup;
создание системы интеграции startup΄ов, как «точекроста» инновационного производства,в крупные компании;
запуск и поддержка бизнесакселератов, которые определяют технологические тренды и являются «поставщиками» резидентов для бизнесинкубаторов;
развитие обучения предпринимательству на самых ранних стадиях образования;
формирование системы непрерывного бизнесобразования в развивающихся странах (для всех возрастных групп населения);
развитие системы отбора и поддержки талантов;
поддержка программ международной мобильности талантов;
создание плотной сети компонентов, оказывающих содействие развитию предпринимательства.
Анализ программ развития малого и среднего бизнесав регионах нашей страны показывает, что решение представленных задач не всегда находит отражение в соответствующих нормативноправовых актах. С целью оценки уровня развития среды поддержки предпринимательства нами была сформирована таблица(таблица 1), включающая оценку уровня развития среды по следующим критериям:
лидерство;
специализированные посредники;
плотность сети;101,0123,8122,4115,288,793,694,795,894,420,965,366,636,042,046,381,389,087,30,020,040,060,080,0100,0120,0140,0200520062007200820092010201120122013Коэффициент рождаемости организаций (на 1000 организаций)Коэффициент ликвидации организаций (на 1000 организаций)Таблица 1Критерии оценки уровня развития среды поддержки предпринимательства
Уровень развития среды поддержки предпринимательстваКритерий
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийЛидерствоОтсутствуют предприниматели, готовые к ведению деятельности в экосистеме. У предпринимателей отсутствует взаимодействие между собой. Отдельные предприниматели не подключены к сети или она отсутствуетОтсутствует канонический или образцовый образ предпринимателя –лидера. Некоторые предприниматели в отдельных секторах заинтересованы во взаимодействии с другимисекторами, однако отсутствует возможность связи с ними. У предпринимателей не достаточно потенциала для следования за лидером. Предпринимательская сеть заинтересована в дополнительных подключениях к нейзаинтересованных лиц. Выделяется ряд предпринимателей, являющихся лидерами, которые заинтересованы в развитии бизнессреды. Такие предприниматели поддерживаются властью.Крупные предприниматели доступны для общения. Они имеют сильныесвязи и влияние на бизнессообщество.В бизнессреде выделяется много предпринимателейлидеров. Лидеры имеют высокий уровень признания, уважения не только самих предпринимателей, но и региональных и муниципальных властей, инвесторов, учёных ит.д.Специализированные посредникиНизкий уровень или вовсе отсутствует связь с наставниками, советниками. В инфраструктуре развития малого и среднего бизнес отсутствуют бизнесинкубаторы и акселераторы.Выделяется небольшое число наставников, советников из числа экспертов. Существует некоторое количество бизнесинкубаторов и акселераторов. Однако результаты их деятельности не измеряются или вовсе не видимы.В динамике увеличивается число наставников, советников из числа экспертов. Но ими охвачены не все сектора экономики и территории. Отдельные инкубаторы и акселераторы имеют ограниченную доступность.Хорошо сформированная сеть из наставников, советников, экспертов. Ими охвачены все сектора экономики, территории, возрастные группы. Результаты деятельности бизнесинкубаторов и акселераторов видимы и значимы.Увеличивающееся число авторитетных наставников, советников, экспертов, охвативших все сектора экономики и территорию, осуществляющих помощь на всех этапах развитияstartup΄ов. Бизнесинкубаторы и акселераторы интегрированы в бизнессреду. Startup΄ыполучают не только помощь, но и ресурсное обеспечение.Плотность сетиПредприниматели изолированыдруг от друга и от организаций.Startup΄ыи предприниматели слабо видимы друг другу. К сообществу предпринимателей слабо подключены инвесторы, советники, Растущее сообщество Startupи предпринимателей. Поддерживающая предпринимательство инфраструктура охватывает всё большее число участников и сегментов Сформированное сильное сообщество из startup΄ови предпринимателей. Налажено хорошее Сформированное с хорошим налаженным взаимодействием бизнессообщество из успешных startupи серийных предпринимателей. Хорошо наставники. Не охвачены поддерживающей инфраструктурой возрастные группы, отдельные территории.территории.взаимодействие между инвесторами, наставниками, органами исполнительной власти. Но указанные признаки характерны не для всех секторов и территорий.развито международное сотрудничество. Тесное взаимодействие предпринимателей с инвесторами, авторитетными наставниками, экспертами и т.п.Администрирование, управлениеСуществуют административные барьеры для развития предпринимательства. Лишь некоторые представители органов муниципального и регионального управления, а также представители законодательной власти фокусируют внимание на поддержку молодых компаний.Деятельность по поддержке молодых компаний видима, однако разработанные программы поддержки и развития предпринимательства непонятны, непрозрачны и малополезны. Высокий уровень бюрократии.Уровень поддержки предпринимательства можно оценить как средний. Муниципальное и региональное управление понимает значение развития предпринимательства для экономического роста. Видимы инициативы по формированию и реализации эффективных программ развития предпринимательства.Хорошая поддержка и понимание значения развития молодых компаний для экономического развития территорий. Программы и инициативы признаются предпринимателями как «драйверы» экономического роста.Сильная поддержка предпринимательства всеми уровнями управления. Области поддержки включают в себя: налоговую, инвестиционную, транспортную и другие сферы. Предпринимательство чувствует свою ценность и значимость в экономическом развитии территории.
ТалантыТерритория не может сохранять таланты. Университеты не интегрированы в бизнессреду. Отсутствуют компании, которыемогут работать с талантами. Территория имеет ограниченное число талантливых человеческих ресурсов. Университеты и иные учреждения профессионального образования обеспечивают ограниченный доступ к талантам. Sturtup΄ыборются за таланты.Уровень обеспечения талантливыми человеческими ресурсами, имеющими специфичные знания и опыт можно оценить как средний. Startup΄ыконкурируют за талантливых сотрудников, имеющих опыт.Имеется возможность для их привлечения. Университеты и другие образовательные учреждения профессионального образования имеют налаженное взаимодействие с бизнессредой. Большие компании оказывают поддержку талантам.
Есть возможность привлечения талантливых сотрудников на все уровни деятельности компании. Университеты и другие образовательные учреждения профессионального образования тесно взаимодействуют с бизнессредой и профессионально развивают таланты. Большие компании являются как поставщиками, так и потребителями «опытного», «зрелого» таланта.
администрирование;
таланты.В качестве исходной базы были использованы результаты проекта «1776», который является акселератом экономического развития, платформой для запускаstartup΄ов, решающих глобальные проблемы образования, экологии, здравоохранения. Использование методики оценки позволяет определить направления поддержки и активизации предпринимательской деятельности.
Как было сказано выше, в основе создания нового бизнеса должны лежать инновации. Поиск, отбор и внедрение инноваций –процесс сложный и дорогостоящий. Экономически инновационную активность малых и средних предприятий можетподдержать использование модели открытых инноваций. HenryW. ChesbroughandAndrewR. Garmanв своей статье «HowOpenInnovationCanHelpYouCopeinLeanTimes» отмечают, что открытые инновации помогают компаниям выжить в сложные экономические времена. Ломая традиционные корпоративные границы, открытые инновации помогают интеллектуальной собственности, идеям перетекать из одной организации в другую. Ещё большую пользу открытые инновации приносят малым и средним предприятиям.Ниже представлены преимущества, которые получают именно малые и средние предприятияпри использовании открытых инноваций:1.Размер, позволяющий занимать новые рынки быстрее, чем это делают крупные компании.2.Узкая специализация, позволяющая выступать в роли эксперта на особом потребительском рынке.3.Концентрирование внимания на одном уникальном продукте позволяет охватить всех клиентов, имеющих на него спрос.4.Малые и средние предприятия, как правило, больше привлекают R&Dсотрудников.5.Высокая скорость в принятии решений.К недостаткам модели открытых инноваций для малых и средних предприятий относятся следующие:1.Малые и средние предприятия могут не иметь достаточных трудовых и иных ресурсов (к сравнению, таких как у Procter&Gamble, Nokia) позволяющих эффективно «адсорбировать» внешние идеи. 2.Дажеесли полученное знание определено и формализовано предприятие может не обеспечить его доведение до коммерческого образца в силу отсутствия технической консультации, которую могут обеспечить сотрудники университетов, научноисследовательских лабораторий и т.п.3.Малые предприятия, как правило, непривлекательны в качестве партнёров. Прогрессивные учёные предпочитают работать с крупными компаниями, способными обеспечить финансирование научноисследовательских проектов.4.Защита интеллектуальной собственности –процесс, требующий высоких затрат, в том числе юридической компетентности. Малые предприятия финансируют этот процесс только в случае уверенности в возврате инвестиционных средств.Таким образом, оценка уровня развития предпринимательской среды и разработка мероприятий по её повышениюпозволит устранить все вышеперечисленные недостатки и в конечном итоге сформировать условия устойчивого экономического развития.
Ссылки на источники1.Официальный сайт проекта «1776» URL: http://1776dc.com.2.Федеральная служба государственной статистики –URL: gks.ru.3.ChesbroughH. OpenBusinessModels.Cambridge,Massachusetts: Harvard Business Press, 2006. –256 pp.4.How Open Innovation Can Help You Cope in Lean Times. URL: http://hbr.org/2009/12/howopeninnovationcanhelpyoucopeinleantimes/ar/1Korneva Janna VladimirovnaPhD in Economics, assistant professor, Department of «Economics, management and marketing», Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch)j_korneva@mail.ruIsmailova Tatiana YurievnaPhD in Economics, Senior Lecturer, Department of «Economics, management and marketing», Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch)ismailovaty@mail.ruEntrepreneurship Support: analysis criteria solutionsAbstract. This article analyzes the problems of small and medium business in Russia at all levels of the state. The criteria of assessment of the level of the medium to support entrepreneurship. The advantages and disadvantages of using the model of open innovation in the development of entrepreneurship.Keywords: Entrepreneurship, the criteria of innovation, talent, leadership
ИсмайловаТатьяна Юрьевна,кандидат экономических наук, ст. преп. кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинга», Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецкismailovaty@mail.ru
Поддержкапредпринимательства: анализ, критерии, решения
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на всех уровнях управления государством. Предложены критерии оценки уровня поддержки предпринимательства. Рассмотрены преимущества и недостатки использования модели открытых инноваций в развитии предпринимательства.Ключевые слова: предпринимательство, критерии, инновации, талант, лидерство
В настоящее время национальная экономика находится в стадии понижательной волны кондратьевских циклов. С одной стороны –это время экономических и социальных потрясений, но с другой –этап формирования фундаментальных условий перехода на новый технологический уклад.Ив этом процессе весома роль развития инновационной инфраструктуры, способствующей появлению эффективных предприятий, которые обеспечатподъём экономической системы. Инновационная и предпринимательская деятельность неотделимы друг от друга. Ещё раз можно вспомнить труды Й. Шумпетера и его слова о том, что именно инновации, воплощённые в предпринимательской деятельности, являются источником экономического развития.
Обоснование необходимости развития малого и среднего бизнеса зафиксировано на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Разработана достаточная нормативноправовая основа, включающая как федеральный закон, так и региональные программы. Создана инфраструктура, задачами которой является поддержка предпринимательства, в том числе инновационного.Однакодля оценки эффективности реализации программ целесообразно провести анализ статистических данных. На рис.1представлена динамика коэффициента рождаемостии ликвидацийорганизаций.Рисунок показывает, что тренды стремятся к формированию «креста», то есть позиции, при которой количество ликвидированных предприятий превысит количество вновь созданных. Индекс производства на конец 2013 года составил 100,4% , констатировав минимальное значение за последние три года. Можно выделить ряд объективных причин, обуславливающих сложившуюся ситуацию: изменение налогооблажения, снижение инвестиционной активности вследствие снижения рентабельности инвестиций, административные барьеры, уход в «теневую» экономику, ужесточение требований, введение ограничений в сфере розничной торговли алкоголем и табачной продукцией и т.д. Однако смягчение ранее введённых мер вряд ли будет способствовать изменению ситуации.
Рисунок1. Динамика коэффициента рождаемости организаций (20052013), ед.Для разработки мероприятий, позволяющих стимулировать предпринимательскую активность, был проведён анализ мирового опыта по данному направлению. Основными задачами, которые принимает к решению развитое мировое экономическое сообщество, являются:
формирование устойчивой системы создания новых рабочих мест, особенно для молодёжи;
достижение стабильной положительной тенденции запуска startup;
создание системы интеграции startup΄ов, как «точекроста» инновационного производства,в крупные компании;
запуск и поддержка бизнесакселератов, которые определяют технологические тренды и являются «поставщиками» резидентов для бизнесинкубаторов;
развитие обучения предпринимательству на самых ранних стадиях образования;
формирование системы непрерывного бизнесобразования в развивающихся странах (для всех возрастных групп населения);
развитие системы отбора и поддержки талантов;
поддержка программ международной мобильности талантов;
создание плотной сети компонентов, оказывающих содействие развитию предпринимательства.
Анализ программ развития малого и среднего бизнесав регионах нашей страны показывает, что решение представленных задач не всегда находит отражение в соответствующих нормативноправовых актах. С целью оценки уровня развития среды поддержки предпринимательства нами была сформирована таблица(таблица 1), включающая оценку уровня развития среды по следующим критериям:
лидерство;
специализированные посредники;
плотность сети;101,0123,8122,4115,288,793,694,795,894,420,965,366,636,042,046,381,389,087,30,020,040,060,080,0100,0120,0140,0200520062007200820092010201120122013Коэффициент рождаемости организаций (на 1000 организаций)Коэффициент ликвидации организаций (на 1000 организаций)Таблица 1Критерии оценки уровня развития среды поддержки предпринимательства
Уровень развития среды поддержки предпринимательстваКритерий
НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийЛидерствоОтсутствуют предприниматели, готовые к ведению деятельности в экосистеме. У предпринимателей отсутствует взаимодействие между собой. Отдельные предприниматели не подключены к сети или она отсутствуетОтсутствует канонический или образцовый образ предпринимателя –лидера. Некоторые предприниматели в отдельных секторах заинтересованы во взаимодействии с другимисекторами, однако отсутствует возможность связи с ними. У предпринимателей не достаточно потенциала для следования за лидером. Предпринимательская сеть заинтересована в дополнительных подключениях к нейзаинтересованных лиц. Выделяется ряд предпринимателей, являющихся лидерами, которые заинтересованы в развитии бизнессреды. Такие предприниматели поддерживаются властью.Крупные предприниматели доступны для общения. Они имеют сильныесвязи и влияние на бизнессообщество.В бизнессреде выделяется много предпринимателейлидеров. Лидеры имеют высокий уровень признания, уважения не только самих предпринимателей, но и региональных и муниципальных властей, инвесторов, учёных ит.д.Специализированные посредникиНизкий уровень или вовсе отсутствует связь с наставниками, советниками. В инфраструктуре развития малого и среднего бизнес отсутствуют бизнесинкубаторы и акселераторы.Выделяется небольшое число наставников, советников из числа экспертов. Существует некоторое количество бизнесинкубаторов и акселераторов. Однако результаты их деятельности не измеряются или вовсе не видимы.В динамике увеличивается число наставников, советников из числа экспертов. Но ими охвачены не все сектора экономики и территории. Отдельные инкубаторы и акселераторы имеют ограниченную доступность.Хорошо сформированная сеть из наставников, советников, экспертов. Ими охвачены все сектора экономики, территории, возрастные группы. Результаты деятельности бизнесинкубаторов и акселераторов видимы и значимы.Увеличивающееся число авторитетных наставников, советников, экспертов, охвативших все сектора экономики и территорию, осуществляющих помощь на всех этапах развитияstartup΄ов. Бизнесинкубаторы и акселераторы интегрированы в бизнессреду. Startup΄ыполучают не только помощь, но и ресурсное обеспечение.Плотность сетиПредприниматели изолированыдруг от друга и от организаций.Startup΄ыи предприниматели слабо видимы друг другу. К сообществу предпринимателей слабо подключены инвесторы, советники, Растущее сообщество Startupи предпринимателей. Поддерживающая предпринимательство инфраструктура охватывает всё большее число участников и сегментов Сформированное сильное сообщество из startup΄ови предпринимателей. Налажено хорошее Сформированное с хорошим налаженным взаимодействием бизнессообщество из успешных startupи серийных предпринимателей. Хорошо наставники. Не охвачены поддерживающей инфраструктурой возрастные группы, отдельные территории.территории.взаимодействие между инвесторами, наставниками, органами исполнительной власти. Но указанные признаки характерны не для всех секторов и территорий.развито международное сотрудничество. Тесное взаимодействие предпринимателей с инвесторами, авторитетными наставниками, экспертами и т.п.Администрирование, управлениеСуществуют административные барьеры для развития предпринимательства. Лишь некоторые представители органов муниципального и регионального управления, а также представители законодательной власти фокусируют внимание на поддержку молодых компаний.Деятельность по поддержке молодых компаний видима, однако разработанные программы поддержки и развития предпринимательства непонятны, непрозрачны и малополезны. Высокий уровень бюрократии.Уровень поддержки предпринимательства можно оценить как средний. Муниципальное и региональное управление понимает значение развития предпринимательства для экономического роста. Видимы инициативы по формированию и реализации эффективных программ развития предпринимательства.Хорошая поддержка и понимание значения развития молодых компаний для экономического развития территорий. Программы и инициативы признаются предпринимателями как «драйверы» экономического роста.Сильная поддержка предпринимательства всеми уровнями управления. Области поддержки включают в себя: налоговую, инвестиционную, транспортную и другие сферы. Предпринимательство чувствует свою ценность и значимость в экономическом развитии территории.
ТалантыТерритория не может сохранять таланты. Университеты не интегрированы в бизнессреду. Отсутствуют компании, которыемогут работать с талантами. Территория имеет ограниченное число талантливых человеческих ресурсов. Университеты и иные учреждения профессионального образования обеспечивают ограниченный доступ к талантам. Sturtup΄ыборются за таланты.Уровень обеспечения талантливыми человеческими ресурсами, имеющими специфичные знания и опыт можно оценить как средний. Startup΄ыконкурируют за талантливых сотрудников, имеющих опыт.Имеется возможность для их привлечения. Университеты и другие образовательные учреждения профессионального образования имеют налаженное взаимодействие с бизнессредой. Большие компании оказывают поддержку талантам.
Есть возможность привлечения талантливых сотрудников на все уровни деятельности компании. Университеты и другие образовательные учреждения профессионального образования тесно взаимодействуют с бизнессредой и профессионально развивают таланты. Большие компании являются как поставщиками, так и потребителями «опытного», «зрелого» таланта.
администрирование;
таланты.В качестве исходной базы были использованы результаты проекта «1776», который является акселератом экономического развития, платформой для запускаstartup΄ов, решающих глобальные проблемы образования, экологии, здравоохранения. Использование методики оценки позволяет определить направления поддержки и активизации предпринимательской деятельности.
Как было сказано выше, в основе создания нового бизнеса должны лежать инновации. Поиск, отбор и внедрение инноваций –процесс сложный и дорогостоящий. Экономически инновационную активность малых и средних предприятий можетподдержать использование модели открытых инноваций. HenryW. ChesbroughandAndrewR. Garmanв своей статье «HowOpenInnovationCanHelpYouCopeinLeanTimes» отмечают, что открытые инновации помогают компаниям выжить в сложные экономические времена. Ломая традиционные корпоративные границы, открытые инновации помогают интеллектуальной собственности, идеям перетекать из одной организации в другую. Ещё большую пользу открытые инновации приносят малым и средним предприятиям.Ниже представлены преимущества, которые получают именно малые и средние предприятияпри использовании открытых инноваций:1.Размер, позволяющий занимать новые рынки быстрее, чем это делают крупные компании.2.Узкая специализация, позволяющая выступать в роли эксперта на особом потребительском рынке.3.Концентрирование внимания на одном уникальном продукте позволяет охватить всех клиентов, имеющих на него спрос.4.Малые и средние предприятия, как правило, больше привлекают R&Dсотрудников.5.Высокая скорость в принятии решений.К недостаткам модели открытых инноваций для малых и средних предприятий относятся следующие:1.Малые и средние предприятия могут не иметь достаточных трудовых и иных ресурсов (к сравнению, таких как у Procter&Gamble, Nokia) позволяющих эффективно «адсорбировать» внешние идеи. 2.Дажеесли полученное знание определено и формализовано предприятие может не обеспечить его доведение до коммерческого образца в силу отсутствия технической консультации, которую могут обеспечить сотрудники университетов, научноисследовательских лабораторий и т.п.3.Малые предприятия, как правило, непривлекательны в качестве партнёров. Прогрессивные учёные предпочитают работать с крупными компаниями, способными обеспечить финансирование научноисследовательских проектов.4.Защита интеллектуальной собственности –процесс, требующий высоких затрат, в том числе юридической компетентности. Малые предприятия финансируют этот процесс только в случае уверенности в возврате инвестиционных средств.Таким образом, оценка уровня развития предпринимательской среды и разработка мероприятий по её повышениюпозволит устранить все вышеперечисленные недостатки и в конечном итоге сформировать условия устойчивого экономического развития.
Ссылки на источники1.Официальный сайт проекта «1776» URL: http://1776dc.com.2.Федеральная служба государственной статистики –URL: gks.ru.3.ChesbroughH. OpenBusinessModels.Cambridge,Massachusetts: Harvard Business Press, 2006. –256 pp.4.How Open Innovation Can Help You Cope in Lean Times. URL: http://hbr.org/2009/12/howopeninnovationcanhelpyoucopeinleantimes/ar/1Korneva Janna VladimirovnaPhD in Economics, assistant professor, Department of «Economics, management and marketing», Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch)j_korneva@mail.ruIsmailova Tatiana YurievnaPhD in Economics, Senior Lecturer, Department of «Economics, management and marketing», Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch)ismailovaty@mail.ruEntrepreneurship Support: analysis criteria solutionsAbstract. This article analyzes the problems of small and medium business in Russia at all levels of the state. The criteria of assessment of the level of the medium to support entrepreneurship. The advantages and disadvantages of using the model of open innovation in the development of entrepreneurship.Keywords: Entrepreneurship, the criteria of innovation, talent, leadership