Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов профессионального обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старовойтова
Ж.
А. Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3896–3900. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55044.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации интерактивных технологий обучения педагогов профессионального обучения на курсах повышения квалификации. В статье предложена методическая разработка деловой игры, которая апробирована на курсах повышения квалификации. Данную деловую игру можно рекомендовать для развития психологической компетенции педагогов к мотивации успеха обучающихся в процессе обучения.
Текст статьи
Старовойтова Жанна Александровна,кандидат педагогический наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омскzhannastarovojtova@yandex.ru
Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов профессионального обучения
Аннотация.Статья посвящена проблеме реализации интерактивных технологий обучения педагогов профессионального обучения на курсах повышения квалификации. В статье предложена методическая разработка деловой игры, которая апробирована на курсах повышения квалификации. Данную деловую игруможно рекомендовать для развития психологической компетенции педагогов к мотивации успеха обучающихся в процессе обучения.Ключевые слова:деловая игра, успех, мотивация успеха.
Успех в профессиональной деятельности любого специалиста обеспечивают собственно желание и разнообразие путей образования и самообразования «через всю жизнь». Курсы повышения квалификации, которые реализуются преподавательским составом университетов, в результате которых обучающиеся получают сертификаты и удостоверения, носят формальный характер. Особое внимание в практике реализации обучения педагогов на курсах повышения квалификации занимают так называемые дидактикометодологические проблемы. К ним относят методы, формы, педагогические технологии, которые бы имели ценностносмысловое и профессиональноориентированное содержание. Обширная практика курсов повышения квалификации показывает преимущество лекционносеминарских методов обучения, к которым, как не странно сами педагоги более расположены. Меньший процент педагогов профессионального обучения ориентированы на участие в активных и интерактивных формах обучения. Парадокс заключается в том, что ФГОС СПО требует перехода на практикоорентированные и интерактивные методы и формы обучения, однако сами преподаватели СПО демонстрируют психологическую и игротехническую некомпетентность.Непосредственно мой опыт проведения курсов повышения квалификации показывает на не однородность мотивов обучения у педагогов, их неготовность и даже страх к интреактивным методам обучения. Результаты интервьюирования и непосредственных неформальных бесед с педагогами, вскрывают проблемы, на которые указывает в своих работах Панфилова Н.А.:Коммуникативная некомпетентность педагогов, в частности проявляющаяся в отсутствии готовности ксамопрезентации, роль «родителя» и «родительские» нотки в высказываниях, слабое владение техникой постановки вопросов и ответов на них и установления обратной связи для диагностики понимания информации слушателями «здесь и сейчас».Интерактивная некомпетентностьпроявляется в отсутствии готовности управлятьгрупповым взаимодействием, межличностными и деловыми конфликтами, слабые навыки руководства дискуссией, полемикой.Наиболее выражена перцептивная некомпетентность слабое знание коммуникативных типов обучаемых и технологий их диагностики, отсутствие навыков психолингвистического анализа речи участников взаимодействия, невладение сенсорными каналами и «ключами доступа» к ним (вербальными и невербальными) и неумение их использовать в учебном процессе,низкий уровень эмоциональной культуры и слабая «психологическая защищенность» в напряженных ситуациях, неумение эффективно использовать приемы аттракции.Игротехническая некомпетентность связана в основном: с отсутствием профессиональных знаний по интерактивным технологиям, их предназначению, специфике и принципам разработки и проведения; незнанием способов психологической поддержки играющих; неумением спроецировать «коммуникативное поле», невладением креативными приемами и слабыми навыками созданияна игровой «поляне» творческой атмосферы, недопониманием значимости образовательной результативности игровых технологий [1].Я проводила курсы повышения квалификации по проблемам реализации современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС СПО. Результаты бесед с педагогами так же показал потребительское отношение к самому процессу обучения, в буквальном смысле «дайте нам готовые проекты, примеры, образцы, и мы сделаем по аналогии тогда, когда от нас потребуют официально». На каждом занятии требовалось приложить немало усилий для активизации обучающихся, мотивации успеха и неуспеха, приемов педагогической поддержки, психотехнологий общения, учитывающих особенности репрезентативной системы обучающихся. Это давало свои положительные результаты, в частности,сами педагоги высказывали интерес к психологическим аспектам общения в процессе обучения, что стало основанием для методической разработки проекта деловой игры для педагогов профессионального обучения «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся». Далее представим содержание данной игры, которая была апробирована на базе ФПК ППРО ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» в 20132014 годах.В апробации игры приняли участие 60 педагогов колледжей (из них 95% женщины) г. Омскасо стажем педагогической деятельности от 5 до 15 лет.Деловаяиградля педагоговпрофессионального обучения«Психологопедагогические приемымотивации успехаобучающихся»Педагогическая аннотация деловой игры.Цель:сформировать у педагогов профессионального обучения представление о психологопедагогических приемах и методах мотивации успехаобучающихся.Задачи:1. Сформировать готовность педагогов применять в профессиональной деятельности приемы и методы мотивацииуспеха обучающихся: выбирать, обосновывать выбор приемов и методов на научной основе, прогнозировать их результативность в учебновоспитательном процессе.2. Способствовать развитию психологической и игротехнической компетентности педагоговпрофессионального обучения.3. Сформировать представлениепедагогов о деловой игре: теоретикометодологические основания, требования к организации и педагогическому описанию технологии.Психологопедагогические принципы игры:1)принцип имитационного моделирования ситуации;2)принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;3)принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;4)принцип диалогического общения;5)принцип двуплановости игровой учебной деятельности.Вид деловой игры: обучающая (дидактическая, учебная).Регламент игры:4астрономических часа.Методы обучения:проблемные ситуациии вопросы, баскетметод, методы развития критическогомышления, метод разыгрывания ролей.Формы организации учебного взаимодействия:групповая, фронтальная, индивидуальная.Методы оценивания учебных результатов:самооценка, взаимооценка, рейтинг.Средства обучения:
методические: Памятка «Банк ситуаций успеха», Памятка «Технологии создания ситуации успеха и ситуации неуспеха», Памятка «Психолингвистический анализ»; видеосюжеты из кинофильма «Доброта», режиссера Эдуарда Гаврилова, 1977 г.
информационнокоммуникативные: компьютер, проектор, интерактивная доска, медиапрезентация «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся», флипчат.Сценарий игры.Добрый день, уважаемые коллеги!Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.Для нашей дальнейшей работы, я прошу вас выбратьпонравившуюся фигуру: круг, квадрат, зигзагилитреугольник. Участники выбирают заготовленные заранее вырезанные фигуры. Они послужат основанием для формирования команд.Любая игра требует правил. Основные правила нашей игры:1.Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.2.Откровенность и доброжелательность в общении.3.«Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.4.Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.5.Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа –за каждого.6.Ведущий всегда прав и для него нет правил.1 этап –мотивационноцелевой.Цель–создать благоприятную психологическую атмосферу для совместной работы, способствовать актуализации знания по теме и принятию цели игры.Организация пространственной среды: участники сидят в кругу.1.1. Упражнение «Комплимент».Участники по очереди раздают комплименты себе и соседу справапо принципу: имя –положительное качество личности на первую букву имени (например, Людмила ласковая).Далее идет обсуждение: что далосьлегче, хвалить себя или других и почему.1.2. Формулирование проблем и цели деловой игры.Проблематика нашей встречи: «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся».Когда вы получали комплимент, что вы чувствовали, чего хотелось, чего не получили и хотели бы дополучить?Каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал,когда ему искусственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. А что происходит с обучающимся, если мы с вами –педагоги создаем эту ситуацию успеха у них?
Какие проблемные вопросы могут возникнуть еще:1. Что такое успех и каковы его признаки?2. Этичноли искусственно создать ситуацию успеха? 3. Нужно ли ее создавать искусственно?4. Как мотивировать науспех?5. Может ли человек не мотивированный на успех мотивировать другого на успех?2этап–Организационнодеятельностный.2.1. Работа в подгруппах«Успешный и неуспешный ученик: какой он?».Участники делятся на группы по принципу: «зигзаги» и «круги» 1 группа, треугольники и квадраты –2 группа.Задание группе 1: Выделить признаки (характеристики) неуспешного обучающегося. Представить результаты своим способом –разыграть, зачитать, нарисовать и т.д.Задание группе 2: Выделить признаки (характеристики) успешного обучающегося. Оформить список и расположить на флипчате.Представить результаты своим способом –разыграть, зачитать, нарисовать и т.д.По результатам работы в группах организуется обсуждение «Что такое успех?». Теоретический блок (фрагмент).Исследователи в области проблемы мотивации успеха, успеха в целом, по разному рассматривают данный вопрос относительно принаков, способов достижения успеха. Рассмотрим идеи некоторых из них.Г.Мюррей и определил мотивацию следующим образом: «Мотивация–намерение справляться с чемто сложным. Справляться с физическими объектами, людьми либо идеями, манипулировать ими либо организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это вполне вероятно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [2]. Данный автор ориентирован на представление о мотивации успеха как мотивации достижения.Белкин А.С. рассматривает успех как переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их[3]. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что успех это потребность в достижении и «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства»[4].Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение трудиться в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности),
2) мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных результатам. А высокие результаты не постоянно есть следствие актуализированного мотива достижения,
3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях невысокого либо умеренного риска, и если успех не зависит от случайности,
4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий,
5) стремятся к поиску намного более эффективных, новых методов решения задач, то есть склонны к новаторству.Согласно взглядамнемецкого психолога Х. Хекхаузенамотивация успеха—«попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче»[5].Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения догадывается две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха,
2) мотивация достижения проявляется в случае, если деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности,3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен беспрерывный пересмотр целей»,
4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.Т. О. Гордееваотмечает, что достиженческая деятельность —деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать чтото наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении,росте и самосовершенствовании».Итак, выделим общие признаки успешного человека:1. Человек четко представляет цель деятельности и ожидаемые результаты (знает,в чем выражен этот результат).2. Человек с позитивным мышлением (любой результат –это основание для саморазвития).3. Человек, который имеет представление о своих личностных качествах, потенциале, компетенциях.4. Человек склонен к риску,новаторству, воле к победе.5. Человек умеет работать в команде и нести как индивидуальную, так и групповую ответственность.Критерии оценивания работы в подгруппах(самооценка, индивидуальная оценка)–по каждому пункту оценить свою работу от 1 до 3 баллов(1 –недостаточно проявленпризнак, 2 –можно было сделать лучше, 3 –все нравится):Активное участие в групповой работе (предлагают варианты, задают вопросы противоположной группе, объективно критикуют варианты),Обоснованность выделенных признаков,Рефлексия (объективная самооценка, самокоррекция, выводы).Баллы подсчитываются и вносятся в таблицу «Подсчет баллов».максимальное количество баллов –9.По завершению работы групп, результаты обсуждаются, выделяются общие и полярные качествауспешного и неуспешного обучающегося. Проблемный вопрос: что делать с успешным, что делать с неуспешным?2.2. Теоретический блок –«Психолингвистический анализ».Участникам игры раздаем Памятку «Психолингвистический анализ» для обсуждения проблемы учета в процессе обучения потребностей и мотивов обучающихся. Выходим на обсуждение вопросов о способах мотивирования обучающихся. Методический материал памятки содержит психологически характеристики людей ориентированных на удовлетворение полярных потребностей: стремление —избегание, тип референции, процесс—результат, процедуры —возможности, содержание —окружение [6].Предлагаем участникам пройти проективный тест психолингвистического анализа. Инструкция: испытуемым предлагаем посмотреть на картинку (выбор картинки произвольный) и описать ее. Далее интерпретируются использованные прилагательные и глаголы, позволяющие выявить мотивацию аффилиации, успеха, избегания неудач, власти, контрдоминантности.Обсуждение результатов позволяет выйти на рефлексию проблемныхвопросов: «Слушаем и слышим ли мы окружающих, чтобы распознать какие они и выявить возможности мотивации? В чем их потребности? О чем они просят нас?
2.3. Работа в подгруппах «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха».Участникам группы выдается проблемная ситуация и памятка «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха» (материалы для памятки взяты из работ Белкина А.С.) [3]. Задание участникам: составить модель беседы с обучающимся в соответствие с предложенной ситуацией, выбрав одну из технологий А.С. Белкина. Защиту модели беседы провести в форме ролевой игры.Проблемная ситуация для группы 1:Студентка М. учится на 2 курсе экономического колледжа, отличается высоким уровнем дисциплины, успеваемостью, активно участвует в жизни колледжа, в различных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства в родном городе. Куратор предложил М., как одной из лучших обучающихся, участвовать в студенческой Всероссийской конференции в другом городе. Участие в данной конференции представляет собой перспективный шанс зарекомендовать себя среди потенциальных работодателей в сфере экономики и бизнеса, которые будут присутствовать на конференции как эксперты. Студентка М. стала активно готовиться к конференции, написала содержательный доклад по изучаемой экономической проблеме, но за неделю до отъезда отказалась участвовать. Аргументировала М отказ тем, что ей не хватает уровня теоретической подготовки, профессионального опыта, чтобы успешно выступить на конференции.Проблемная ситуация для группы 2:Студентка 3 курса колледжа Мария И. считается одной из успешных и перспективных на факультете. Мария много читает основной и дополнительной литературы по профилирующим предметам. Имея высокие познания в области экономических дисциплин, она открыто заявляет и однокурсникам, и преподавателям педагогических дисциплин, что «…уж нет ничего сложного в том, чтобы подготовиться к лекции или практическому занятию, а тем более провести их…для этого вовсе не нужно так рьяно изучать педагогические и воспитательные технологии…интуиция и пример преподавания знакомых мне педагогов –вот мои методики и технологии». В процессе педагогической практики Мария провела несколько занятий по экономике и одно воспитательное мероприятие. На занятиях присутствовал научный руководитель практики Елена Васильевна –к.п.н., доцент, педагог с большим стажем работы. В результате анализа проведенной работы Маши, Елена Васильевна порекомендовала студентке обратить внимание на ошибки и провести самоанализ педагогической деятельности. На это Мария ответила, что ошибок не наблюдает…да и вообще, сами преподаватели ВУЗа не все способны на таком уровне проводить занятия…и вообще по педагогической специальности работать не собирается.Критерии оценивания работы в подгруппах (взаимооценка, общегрупповая оценка). Участники противоположной группы должны оценить решенную ситуацию по предложенным критериям, при этом каждому участнику присваивается общегрупповой балл.Критерииоценивания:Обоснованность выбора технологии создания успехаили неуспеха,Оригинальность,Обоснованность речевых парадигм,Соблюдение алгоритма речевых парадигмПо каждому пункту оценить работу противоположной группы от 1 до 3 баллов (1 –недостаточно проявлен признак, 2 –можно было сделать лучше, 3 –все нравится).2.4.Работа в подгруппах «Приемы создания ситуации успеха».Вступительное слово к работе(фрагмент). В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « ЯКонцепцию». Для этого необходимо:
видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все людиталантливы»);создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила радость;понимать причины незнания и неправильного поведенияобучающегося, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Человекхорош, плох его поступок»);
помогать обучающимсяреализовать себя в деятельности («В каждом студенте
чудо, ожидай его»). Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех обучающемуся создает учитель, который сам переживает радость успеха». Выделяют несколько основных группситуаций успехаи приемов их создания:1.Неожианная радость.2.Общая радость. 3.Радость познания[3].Участники работают в подгруппах. Задание: привести пример проблемной педагогической ситуации из реальной практики, в которой есть скрытый или открытый конфликт. Предложить эту ситуацию для решения противоположной группе. Решение должно быть обосновано выбором приемов создания ситуации успеха: неожиданная, общая радость иди радость познания.Каждая команда должна выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты коллективной работы.Раздается методическийматериал Памятка «Приемы создания ситуаций успеха» для коллективной работы.Результаты работы подгрупп оценивает ведущий игры по критериям (каждый критерий оценивается по одному баллу):Организованность –распределили функции,Выбрали лидера, одобрили выбор,Согласованность в принятии решения,Внутригрупповая поддержка выступающего спикера,Вопросы противоположной группе.Все участники могут получить общегрупповой балл. Максимальное количество баллов 5.2.5. Индивидуальная работа–«Психологопедагогические приемы и методы мотивации успеха».Задание: участникам предлагается просмотреть видеосюжет из кинофильма «Доброта» (отрывок –открытое занятие по литературе), проанализировать его и выделить приемы и методы мотивации успеха, которые использует педагог.Оценка результатов работы совпадение ответов с эталоном. Максимальное количество баллов –5.3 этап –Результативнооценочный. 3.1. Подсчет баллов(таблица 1).
Таблица 1Подсчет балловРабота в подгруппах «Успешный и неуспешный ученик: какой он?».Работа в подгруппах «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха».Работа в подгруппах «Приемы создания ситуации успеха».Индивидуальная работа –«Психологопедагогические приемы и методы мотивации успеха».
Обсуждение количества и качества работы в подгруппах и индивидуальной работы (где получился больший балл, почему, какие выводы можно сделать для саморазвития).3.2. Заполнение рефлексивнойкарты(переконструирование индивидуального опыта).Рефлексивная картаУважаемый коллега! Выскажите свое отношение и мнение по результатам участия в деловой игре.
Сегодня я узнал_______________________________________________________Было интересно_______________________________________________________Было трудно__________________________________________________________Теперь я могу_________________________________________________________Я приобрел___________________________________________________________Я научился___________________________________________________________Я попробую___________________________________________________________Мне захотелось________________________________________________________
Для выражения своего отношения к мероприятию используйте следующие условные обозначения:
очень понравилось, полезно и ново
обычно, традиционно
не понравилоськомментарии________________________________________________________Спасибо!4 этап –Психологическое выгружение из игры.4.1. Притча о пяти мудрецах.Притча о пяти мудрецахповествует о том, как пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: «Я пойду влево –так подсказывает моя интуиция».Второй сказал: «Я пойду вправо –недаром считается, что «право» от слова «прав».Третий сказал: «Я пойду назад –мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу».Четвёртый сказал: «Я пойду вперёд –надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется чтото новое».Пятый сказал: «Вы все неправы. Есть лучшийспособ. Подождите меня». Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись –каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие –нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!Но это не всё –потому что…он ошибался…Всепоступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли –человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы–даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.Притча о пяти мудрецах говорит:Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.Умей разрешить другим идти собственным путём.Умей признать Мудрецами всех –каждый путь важен и достоин уважения[7].4.2. Упражнение: «Ресурсный мешочек».Участникам предлагается на выбранный вначале игры бумажных фигурах записать себе пожелание успеха в чемлибо по алгоритму: «хочумогуделаюполучаю», поставить желаемую дату выполнения. Это пожелание запечатать в конверт (их раздает ведущий). Рекомендация:сохранить конверт до той даты, которую указали.Обычно участники просят дать им психологическую характеристику относительно выборагеометрической фигуры. Ведущий может воспользоваться интерпретацией психогеометрического теста С. Деллингера (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) [8].
Ссылки на источники1. Панфилова А. П.Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. —М. : Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.2. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. —М.: Гардарики, 2001. —384 с.3. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создавать.М, 19914. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.672 с.5. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. —2е изд. —СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. —860 с6. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? /С.В. Иванова. –5е изд. –М.: Альпина Паблишера, 2009. –288 с.7. Притча о пяти мудрецах–URL: http://subscribe.ru/group/luchshiepritchivsehvremeninarodov/4786184/8. Психогеометрический тест С. Деллингера (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) –URL: http://testoteka.narod.ru/pm/1/16.html
Zhanna Starovoytova Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor ofprofessionalpedagogy, psychologyand management OmskState Pedagogical University, OmskInteractive learning technologies in the training of teachers of vocational trainingAbstract. Paper is devoted tothe realization of interactivelearning technologiesteachers of vocational trainingrefresher courses. The paper proposes amethodical development ofa business game, which was tested onrefresher courses.Thisbusiness gamecan be recommended forthe development of psychologicalcompetenceof teachers tomotivatestudentssucceedin learning.Keywords: game business, success, motivation, success.
Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов профессионального обучения
Аннотация.Статья посвящена проблеме реализации интерактивных технологий обучения педагогов профессионального обучения на курсах повышения квалификации. В статье предложена методическая разработка деловой игры, которая апробирована на курсах повышения квалификации. Данную деловую игруможно рекомендовать для развития психологической компетенции педагогов к мотивации успеха обучающихся в процессе обучения.Ключевые слова:деловая игра, успех, мотивация успеха.
Успех в профессиональной деятельности любого специалиста обеспечивают собственно желание и разнообразие путей образования и самообразования «через всю жизнь». Курсы повышения квалификации, которые реализуются преподавательским составом университетов, в результате которых обучающиеся получают сертификаты и удостоверения, носят формальный характер. Особое внимание в практике реализации обучения педагогов на курсах повышения квалификации занимают так называемые дидактикометодологические проблемы. К ним относят методы, формы, педагогические технологии, которые бы имели ценностносмысловое и профессиональноориентированное содержание. Обширная практика курсов повышения квалификации показывает преимущество лекционносеминарских методов обучения, к которым, как не странно сами педагоги более расположены. Меньший процент педагогов профессионального обучения ориентированы на участие в активных и интерактивных формах обучения. Парадокс заключается в том, что ФГОС СПО требует перехода на практикоорентированные и интерактивные методы и формы обучения, однако сами преподаватели СПО демонстрируют психологическую и игротехническую некомпетентность.Непосредственно мой опыт проведения курсов повышения квалификации показывает на не однородность мотивов обучения у педагогов, их неготовность и даже страх к интреактивным методам обучения. Результаты интервьюирования и непосредственных неформальных бесед с педагогами, вскрывают проблемы, на которые указывает в своих работах Панфилова Н.А.:Коммуникативная некомпетентность педагогов, в частности проявляющаяся в отсутствии готовности ксамопрезентации, роль «родителя» и «родительские» нотки в высказываниях, слабое владение техникой постановки вопросов и ответов на них и установления обратной связи для диагностики понимания информации слушателями «здесь и сейчас».Интерактивная некомпетентностьпроявляется в отсутствии готовности управлятьгрупповым взаимодействием, межличностными и деловыми конфликтами, слабые навыки руководства дискуссией, полемикой.Наиболее выражена перцептивная некомпетентность слабое знание коммуникативных типов обучаемых и технологий их диагностики, отсутствие навыков психолингвистического анализа речи участников взаимодействия, невладение сенсорными каналами и «ключами доступа» к ним (вербальными и невербальными) и неумение их использовать в учебном процессе,низкий уровень эмоциональной культуры и слабая «психологическая защищенность» в напряженных ситуациях, неумение эффективно использовать приемы аттракции.Игротехническая некомпетентность связана в основном: с отсутствием профессиональных знаний по интерактивным технологиям, их предназначению, специфике и принципам разработки и проведения; незнанием способов психологической поддержки играющих; неумением спроецировать «коммуникативное поле», невладением креативными приемами и слабыми навыками созданияна игровой «поляне» творческой атмосферы, недопониманием значимости образовательной результативности игровых технологий [1].Я проводила курсы повышения квалификации по проблемам реализации современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС СПО. Результаты бесед с педагогами так же показал потребительское отношение к самому процессу обучения, в буквальном смысле «дайте нам готовые проекты, примеры, образцы, и мы сделаем по аналогии тогда, когда от нас потребуют официально». На каждом занятии требовалось приложить немало усилий для активизации обучающихся, мотивации успеха и неуспеха, приемов педагогической поддержки, психотехнологий общения, учитывающих особенности репрезентативной системы обучающихся. Это давало свои положительные результаты, в частности,сами педагоги высказывали интерес к психологическим аспектам общения в процессе обучения, что стало основанием для методической разработки проекта деловой игры для педагогов профессионального обучения «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся». Далее представим содержание данной игры, которая была апробирована на базе ФПК ППРО ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» в 20132014 годах.В апробации игры приняли участие 60 педагогов колледжей (из них 95% женщины) г. Омскасо стажем педагогической деятельности от 5 до 15 лет.Деловаяиградля педагоговпрофессионального обучения«Психологопедагогические приемымотивации успехаобучающихся»Педагогическая аннотация деловой игры.Цель:сформировать у педагогов профессионального обучения представление о психологопедагогических приемах и методах мотивации успехаобучающихся.Задачи:1. Сформировать готовность педагогов применять в профессиональной деятельности приемы и методы мотивацииуспеха обучающихся: выбирать, обосновывать выбор приемов и методов на научной основе, прогнозировать их результативность в учебновоспитательном процессе.2. Способствовать развитию психологической и игротехнической компетентности педагоговпрофессионального обучения.3. Сформировать представлениепедагогов о деловой игре: теоретикометодологические основания, требования к организации и педагогическому описанию технологии.Психологопедагогические принципы игры:1)принцип имитационного моделирования ситуации;2)принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;3)принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;4)принцип диалогического общения;5)принцип двуплановости игровой учебной деятельности.Вид деловой игры: обучающая (дидактическая, учебная).Регламент игры:4астрономических часа.Методы обучения:проблемные ситуациии вопросы, баскетметод, методы развития критическогомышления, метод разыгрывания ролей.Формы организации учебного взаимодействия:групповая, фронтальная, индивидуальная.Методы оценивания учебных результатов:самооценка, взаимооценка, рейтинг.Средства обучения:
методические: Памятка «Банк ситуаций успеха», Памятка «Технологии создания ситуации успеха и ситуации неуспеха», Памятка «Психолингвистический анализ»; видеосюжеты из кинофильма «Доброта», режиссера Эдуарда Гаврилова, 1977 г.
информационнокоммуникативные: компьютер, проектор, интерактивная доска, медиапрезентация «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся», флипчат.Сценарий игры.Добрый день, уважаемые коллеги!Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.Для нашей дальнейшей работы, я прошу вас выбратьпонравившуюся фигуру: круг, квадрат, зигзагилитреугольник. Участники выбирают заготовленные заранее вырезанные фигуры. Они послужат основанием для формирования команд.Любая игра требует правил. Основные правила нашей игры:1.Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.2.Откровенность и доброжелательность в общении.3.«Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.4.Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.5.Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа –за каждого.6.Ведущий всегда прав и для него нет правил.1 этап –мотивационноцелевой.Цель–создать благоприятную психологическую атмосферу для совместной работы, способствовать актуализации знания по теме и принятию цели игры.Организация пространственной среды: участники сидят в кругу.1.1. Упражнение «Комплимент».Участники по очереди раздают комплименты себе и соседу справапо принципу: имя –положительное качество личности на первую букву имени (например, Людмила ласковая).Далее идет обсуждение: что далосьлегче, хвалить себя или других и почему.1.2. Формулирование проблем и цели деловой игры.Проблематика нашей встречи: «Психологопедагогические приемы мотивации успеха обучающихся».Когда вы получали комплимент, что вы чувствовали, чего хотелось, чего не получили и хотели бы дополучить?Каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал,когда ему искусственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. А что происходит с обучающимся, если мы с вами –педагоги создаем эту ситуацию успеха у них?
Какие проблемные вопросы могут возникнуть еще:1. Что такое успех и каковы его признаки?2. Этичноли искусственно создать ситуацию успеха? 3. Нужно ли ее создавать искусственно?4. Как мотивировать науспех?5. Может ли человек не мотивированный на успех мотивировать другого на успех?2этап–Организационнодеятельностный.2.1. Работа в подгруппах«Успешный и неуспешный ученик: какой он?».Участники делятся на группы по принципу: «зигзаги» и «круги» 1 группа, треугольники и квадраты –2 группа.Задание группе 1: Выделить признаки (характеристики) неуспешного обучающегося. Представить результаты своим способом –разыграть, зачитать, нарисовать и т.д.Задание группе 2: Выделить признаки (характеристики) успешного обучающегося. Оформить список и расположить на флипчате.Представить результаты своим способом –разыграть, зачитать, нарисовать и т.д.По результатам работы в группах организуется обсуждение «Что такое успех?». Теоретический блок (фрагмент).Исследователи в области проблемы мотивации успеха, успеха в целом, по разному рассматривают данный вопрос относительно принаков, способов достижения успеха. Рассмотрим идеи некоторых из них.Г.Мюррей и определил мотивацию следующим образом: «Мотивация–намерение справляться с чемто сложным. Справляться с физическими объектами, людьми либо идеями, манипулировать ими либо организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это вполне вероятно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [2]. Данный автор ориентирован на представление о мотивации успеха как мотивации достижения.Белкин А.С. рассматривает успех как переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их[3]. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что успех это потребность в достижении и «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства»[4].Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение трудиться в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности),
2) мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных результатам. А высокие результаты не постоянно есть следствие актуализированного мотива достижения,
3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях невысокого либо умеренного риска, и если успех не зависит от случайности,
4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий,
5) стремятся к поиску намного более эффективных, новых методов решения задач, то есть склонны к новаторству.Согласно взглядамнемецкого психолога Х. Хекхаузенамотивация успеха—«попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче»[5].Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения догадывается две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха,
2) мотивация достижения проявляется в случае, если деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности,3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен беспрерывный пересмотр целей»,
4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.Т. О. Гордееваотмечает, что достиженческая деятельность —деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать чтото наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении,росте и самосовершенствовании».Итак, выделим общие признаки успешного человека:1. Человек четко представляет цель деятельности и ожидаемые результаты (знает,в чем выражен этот результат).2. Человек с позитивным мышлением (любой результат –это основание для саморазвития).3. Человек, который имеет представление о своих личностных качествах, потенциале, компетенциях.4. Человек склонен к риску,новаторству, воле к победе.5. Человек умеет работать в команде и нести как индивидуальную, так и групповую ответственность.Критерии оценивания работы в подгруппах(самооценка, индивидуальная оценка)–по каждому пункту оценить свою работу от 1 до 3 баллов(1 –недостаточно проявленпризнак, 2 –можно было сделать лучше, 3 –все нравится):Активное участие в групповой работе (предлагают варианты, задают вопросы противоположной группе, объективно критикуют варианты),Обоснованность выделенных признаков,Рефлексия (объективная самооценка, самокоррекция, выводы).Баллы подсчитываются и вносятся в таблицу «Подсчет баллов».максимальное количество баллов –9.По завершению работы групп, результаты обсуждаются, выделяются общие и полярные качествауспешного и неуспешного обучающегося. Проблемный вопрос: что делать с успешным, что делать с неуспешным?2.2. Теоретический блок –«Психолингвистический анализ».Участникам игры раздаем Памятку «Психолингвистический анализ» для обсуждения проблемы учета в процессе обучения потребностей и мотивов обучающихся. Выходим на обсуждение вопросов о способах мотивирования обучающихся. Методический материал памятки содержит психологически характеристики людей ориентированных на удовлетворение полярных потребностей: стремление —избегание, тип референции, процесс—результат, процедуры —возможности, содержание —окружение [6].Предлагаем участникам пройти проективный тест психолингвистического анализа. Инструкция: испытуемым предлагаем посмотреть на картинку (выбор картинки произвольный) и описать ее. Далее интерпретируются использованные прилагательные и глаголы, позволяющие выявить мотивацию аффилиации, успеха, избегания неудач, власти, контрдоминантности.Обсуждение результатов позволяет выйти на рефлексию проблемныхвопросов: «Слушаем и слышим ли мы окружающих, чтобы распознать какие они и выявить возможности мотивации? В чем их потребности? О чем они просят нас?
2.3. Работа в подгруппах «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха».Участникам группы выдается проблемная ситуация и памятка «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха» (материалы для памятки взяты из работ Белкина А.С.) [3]. Задание участникам: составить модель беседы с обучающимся в соответствие с предложенной ситуацией, выбрав одну из технологий А.С. Белкина. Защиту модели беседы провести в форме ролевой игры.Проблемная ситуация для группы 1:Студентка М. учится на 2 курсе экономического колледжа, отличается высоким уровнем дисциплины, успеваемостью, активно участвует в жизни колледжа, в различных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства в родном городе. Куратор предложил М., как одной из лучших обучающихся, участвовать в студенческой Всероссийской конференции в другом городе. Участие в данной конференции представляет собой перспективный шанс зарекомендовать себя среди потенциальных работодателей в сфере экономики и бизнеса, которые будут присутствовать на конференции как эксперты. Студентка М. стала активно готовиться к конференции, написала содержательный доклад по изучаемой экономической проблеме, но за неделю до отъезда отказалась участвовать. Аргументировала М отказ тем, что ей не хватает уровня теоретической подготовки, профессионального опыта, чтобы успешно выступить на конференции.Проблемная ситуация для группы 2:Студентка 3 курса колледжа Мария И. считается одной из успешных и перспективных на факультете. Мария много читает основной и дополнительной литературы по профилирующим предметам. Имея высокие познания в области экономических дисциплин, она открыто заявляет и однокурсникам, и преподавателям педагогических дисциплин, что «…уж нет ничего сложного в том, чтобы подготовиться к лекции или практическому занятию, а тем более провести их…для этого вовсе не нужно так рьяно изучать педагогические и воспитательные технологии…интуиция и пример преподавания знакомых мне педагогов –вот мои методики и технологии». В процессе педагогической практики Мария провела несколько занятий по экономике и одно воспитательное мероприятие. На занятиях присутствовал научный руководитель практики Елена Васильевна –к.п.н., доцент, педагог с большим стажем работы. В результате анализа проведенной работы Маши, Елена Васильевна порекомендовала студентке обратить внимание на ошибки и провести самоанализ педагогической деятельности. На это Мария ответила, что ошибок не наблюдает…да и вообще, сами преподаватели ВУЗа не все способны на таком уровне проводить занятия…и вообще по педагогической специальности работать не собирается.Критерии оценивания работы в подгруппах (взаимооценка, общегрупповая оценка). Участники противоположной группы должны оценить решенную ситуацию по предложенным критериям, при этом каждому участнику присваивается общегрупповой балл.Критерииоценивания:Обоснованность выбора технологии создания успехаили неуспеха,Оригинальность,Обоснованность речевых парадигм,Соблюдение алгоритма речевых парадигмПо каждому пункту оценить работу противоположной группы от 1 до 3 баллов (1 –недостаточно проявлен признак, 2 –можно было сделать лучше, 3 –все нравится).2.4.Работа в подгруппах «Приемы создания ситуации успеха».Вступительное слово к работе(фрагмент). В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « ЯКонцепцию». Для этого необходимо:
видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все людиталантливы»);создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила радость;понимать причины незнания и неправильного поведенияобучающегося, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Человекхорош, плох его поступок»);
помогать обучающимсяреализовать себя в деятельности («В каждом студенте
чудо, ожидай его»). Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех обучающемуся создает учитель, который сам переживает радость успеха». Выделяют несколько основных группситуаций успехаи приемов их создания:1.Неожианная радость.2.Общая радость. 3.Радость познания[3].Участники работают в подгруппах. Задание: привести пример проблемной педагогической ситуации из реальной практики, в которой есть скрытый или открытый конфликт. Предложить эту ситуацию для решения противоположной группе. Решение должно быть обосновано выбором приемов создания ситуации успеха: неожиданная, общая радость иди радость познания.Каждая команда должна выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты коллективной работы.Раздается методическийматериал Памятка «Приемы создания ситуаций успеха» для коллективной работы.Результаты работы подгрупп оценивает ведущий игры по критериям (каждый критерий оценивается по одному баллу):Организованность –распределили функции,Выбрали лидера, одобрили выбор,Согласованность в принятии решения,Внутригрупповая поддержка выступающего спикера,Вопросы противоположной группе.Все участники могут получить общегрупповой балл. Максимальное количество баллов 5.2.5. Индивидуальная работа–«Психологопедагогические приемы и методы мотивации успеха».Задание: участникам предлагается просмотреть видеосюжет из кинофильма «Доброта» (отрывок –открытое занятие по литературе), проанализировать его и выделить приемы и методы мотивации успеха, которые использует педагог.Оценка результатов работы совпадение ответов с эталоном. Максимальное количество баллов –5.3 этап –Результативнооценочный. 3.1. Подсчет баллов(таблица 1).
Таблица 1Подсчет балловРабота в подгруппах «Успешный и неуспешный ученик: какой он?».Работа в подгруппах «Технология создания ситуации успеха и ситуации неуспеха».Работа в подгруппах «Приемы создания ситуации успеха».Индивидуальная работа –«Психологопедагогические приемы и методы мотивации успеха».
Обсуждение количества и качества работы в подгруппах и индивидуальной работы (где получился больший балл, почему, какие выводы можно сделать для саморазвития).3.2. Заполнение рефлексивнойкарты(переконструирование индивидуального опыта).Рефлексивная картаУважаемый коллега! Выскажите свое отношение и мнение по результатам участия в деловой игре.
Сегодня я узнал_______________________________________________________Было интересно_______________________________________________________Было трудно__________________________________________________________Теперь я могу_________________________________________________________Я приобрел___________________________________________________________Я научился___________________________________________________________Я попробую___________________________________________________________Мне захотелось________________________________________________________
Для выражения своего отношения к мероприятию используйте следующие условные обозначения:
очень понравилось, полезно и ново
обычно, традиционно
не понравилоськомментарии________________________________________________________Спасибо!4 этап –Психологическое выгружение из игры.4.1. Притча о пяти мудрецах.Притча о пяти мудрецахповествует о том, как пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: «Я пойду влево –так подсказывает моя интуиция».Второй сказал: «Я пойду вправо –недаром считается, что «право» от слова «прав».Третий сказал: «Я пойду назад –мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу».Четвёртый сказал: «Я пойду вперёд –надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется чтото новое».Пятый сказал: «Вы все неправы. Есть лучшийспособ. Подождите меня». Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись –каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие –нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!Но это не всё –потому что…он ошибался…Всепоступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли –человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы–даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.Притча о пяти мудрецах говорит:Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.Умей разрешить другим идти собственным путём.Умей признать Мудрецами всех –каждый путь важен и достоин уважения[7].4.2. Упражнение: «Ресурсный мешочек».Участникам предлагается на выбранный вначале игры бумажных фигурах записать себе пожелание успеха в чемлибо по алгоритму: «хочумогуделаюполучаю», поставить желаемую дату выполнения. Это пожелание запечатать в конверт (их раздает ведущий). Рекомендация:сохранить конверт до той даты, которую указали.Обычно участники просят дать им психологическую характеристику относительно выборагеометрической фигуры. Ведущий может воспользоваться интерпретацией психогеометрического теста С. Деллингера (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) [8].
Ссылки на источники1. Панфилова А. П.Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. —М. : Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.2. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. —М.: Гардарики, 2001. —384 с.3. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создавать.М, 19914. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.672 с.5. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. —2е изд. —СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. —860 с6. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? /С.В. Иванова. –5е изд. –М.: Альпина Паблишера, 2009. –288 с.7. Притча о пяти мудрецах–URL: http://subscribe.ru/group/luchshiepritchivsehvremeninarodov/4786184/8. Психогеометрический тест С. Деллингера (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) –URL: http://testoteka.narod.ru/pm/1/16.html
Zhanna Starovoytova Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor ofprofessionalpedagogy, psychologyand management OmskState Pedagogical University, OmskInteractive learning technologies in the training of teachers of vocational trainingAbstract. Paper is devoted tothe realization of interactivelearning technologiesteachers of vocational trainingrefresher courses. The paper proposes amethodical development ofa business game, which was tested onrefresher courses.Thisbusiness gamecan be recommended forthe development of psychologicalcompetenceof teachers tomotivatestudentssucceedin learning.Keywords: game business, success, motivation, success.