Новые аспекты адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимошина
Е.
И.,
Палева
Е.
Н. Новые аспекты адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3956–3960. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55056.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают также понятие вторичной адаптации, ранее не употреблявшееся в научной литературе.
Ключевые слова:
процесс адаптации, параметры адаптации, дети младшего дошкольного возраста, вторичная адаптация
Текст статьи
Палева Екатерина Николаевна,магистрант кафедры дошкольного образования «Череповецкого государственного университета» г. Череповецekaterinapaleva@mail.ru
Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования «Череповецкого государственного университета» г. Череповецtimoshina1965@yandex.ru
Новые аспекты адаптациидетей младшего дошкольного возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
Аннотация.Статья посвящена вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают так же понятие вторичной адаптации, ранее не употреблявшееся в научнойлитературе.Ключевые слова:процесс адаптации,параметры адаптации,дети младшего дошкольного возраста, вторичная адаптация.
Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания: философия, социология, общая и медицинская психология, психология личности, детская психология, психология развития. Концептуальные основы проблемы адаптации разработаны в трудах отечественных ученых А.Н. Леонтьева (1979), Л.С. Выготского (1983), А.В. Петровского (1987), С.Л. Рубинштейна (1998), К.А. АбульхановойСлавской (1998), В.Ф. Березина (1998), А.А. Налчаджян (2002), А.А. Реана (2005); проблема адаптации детей дошкольного возраста раскрыта в исследованиях Н.М. Аксариной (1977), Л.Н. Павловой (1986),В.А. Алямовской (1999), К.Л. Печоры (2001), Г.В. Пантюхиной (2002), Л.В. Белкиной (2004), Д.Н. Исаева (2004), Н.П. Бадьиной (2007) и других.В научной литературесуществует множество определений понятия «адаптация», характеризующих данный феномен достаточно разносторонне.Впервые термин «адаптация» стал употребляться к концу XIX века в биологических науках для характеристики изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [1].Таким образом, первоначальное понимание адаптации раскрывается как приспособление строения и функций организма к условиям среды, направленного на сохранение привычного состояния организма.Позднее же термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. С понятием «адаптация» тесно связаны такие понятия, как «адаптированность», рассматриваемая учеными как положительныйрезультат процесса адаптации, а также«дезадаптация», которая, по мнению Р.В. Овчаровой (2000), представляет собой образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к дошкольному образовательному учреждению в форме конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии и так далее [2].Рассмотрим более подробно виды адаптации, выделенные в научной литературе.В своих исследованиях Н.В. Кирюхина (2007) рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделяла следующие виды адаптации:биологическая адаптация –процесс активного взаимодействия организма со средой;социальная адаптация –способность приспосабливаться к социальным условиям;физиологическая адаптация –реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.Согласно точке зрения автора, данные виды адаптации тесно взаимосвязаны, что указывает на специфику самого феномена адаптации и определяет его как трехгранный процесс, затрагивающий все стороны развития личности.Е.Е. Данилова (2003) в исследованиях выделяет два вида адаптации –физиологическую и социальнопсихологическую, указывая на особенности физиологической адаптации ребенка дошкольного возраста, и отмечает, что физиологическая адаптация проходит в несколько этапов:первый –когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом поступления в детский сад, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма;второй –это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия;третий –это период характеризуется относительно устойчивым приспособлением, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения в определенных видах деятельности. Социальнопсихологическая адаптация, по мнению автора, связана с привыканием к новой социальной среде (нормам, требованиям среды, коллективу сверстников).В.А. Сластенин, В.П. Каширин (2001) дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация», которая представляет собой процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социальнопсихическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека, это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды [1].Проблема адаптации широко представлена и в зарубежной психологии. Можно выделить четыре основных направления, в рамках которых разрабатывались концепции адаптации личности:психофизиологическое направление (Г. Селье);психодинамическое направление (З. Фрейд и др.);бихевиоральное направление (Л. Фестингер, Дж. Рибсон и др.); гуманистическое направление (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.).В целом, по мнению А.А. Реана (2005), механизм адаптации –явление сложное и включает в себя два аспекта: процессуальный и результативный.Процессуальный аспект отражает протяженность и стадии самой адаптации, результативный аспект указывает на оценку успешности адаптивных процессов в целом. Специфика данных аспектов в каждом возрастном периоде уникальна, поэтому для понимания сущности процесса адаптации детей дошкольного возраста, необходимо более детальное рассмотрение данных аспектов и параметров адаптационного процесса.Опираясь на исследования Н.М. Аксариной (1977), К.Л. Печоры (1986)
можно сделать вывод, что адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению определяется несколькими параметрами: показателями адаптации; уровнями адаптации; этапами и длительностью прохождения адаптации; факторами и условиями, определяющими процесс адаптации.Исследователи Института педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации:Нарушение сна. В период адаптации у детей нарушается сон (это касается и засыпания, и пробуждения). Недостаток сна оказывает сильное негативное влияние на нервнуюсистему, поскольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма;Нарушение питания. Процесс адаптации ребенка сопровождается снижением аппетита либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной вследствие адаптационного стресса нервной возбудимостью. У некоторых детей могут наблюдаться кратковременные желудочнокишечные расстройства, что может стать причиной снижения веса;Нарушения настроения. Нарушение настроения выражается прежде всего в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость;Понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей младшего дошкольного возраста страдает иммунитет, они начинают часто болеть ОРВИ, остро реагируют на сквозняки и перегревание гораздо чаще,чем в обычном состоянии. Кроме этого, на младший дошкольный возраст приходится критический период в развитии иммунной системы, характеризующийся началом формирования собственного долговременного иммунитета [3].Второй параметр адаптационного процесса –уровни адаптации. Процесс адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, согласно исследованиям Л.В. Белкиной (2004); Н.В. Кирюхиной (2006); Н.П. Бадьиной (2007)и др., может проходить на двух уровнях:физиологическом –как приспособительной деятельности физиологических процессов, происходящих на клеточном и организменном уровнях, достижение определенно устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность всего организма;социальнопсихологическом –как приспособлении к социальной среде, к ее нормам и требованиям, режиму дня, коллективу сверстников [1].Третий параметр адаптационного процесса –этапы и длительность прохождения процесса адаптации. В зависимости от тяжести симптоматических проявлений у ребенка в адаптационный период исследователи (Р.В. ТонковаЯмпольская, Е. ШмидтКольмер (1980); О.И. Давыдова, А.А. Майер (2005) и др.).Выделяют три этапа адаптационного процесса:острый (дезадаптация). Характеризуется разнообразными колебаниями в соматическом состоянии организма. Это приводит к снижению веса, аппетита, частым вирусным заболеваниям, нарушению сна, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);подострый (адаптация). Ключевым на этом этапе адаптации являются активное освоение новой среды и выработка соответствующих ей форм поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем –нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), развиваются речевая активность и игровая деятельность (в пределах 40–0 дней). Неблагоприятные сдвиги в поведении ребенка уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития (длится 3–5 месяцев);компенсации(адаптированность к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка [4].По характеру и особенностям первых двух периодовможно определить степень тяжести адаптации. Исследователи Института педиатрии РАМН и ученые, занимающиеся проблемой адаптации детей младшего дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, 1972; Л.В. Белкина, 2004; Н.В. Соколовская, 2008) выделили и описали степени тяжести адаптации.Легкая степень адаптации. Характерными являются следующие особенности: к двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется аппетит и сон; настроение становиться бодрым, заинтересованным; отношения с близкими взрослыми остаются положительными. Ребенок спокойнее начинает относиться ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые; отношение к детям становиться более заинтересованным.Втечение двух недель при участии взрослогоинтерес к окружающему восстанавливается, а к концу первого месяца пребывания в ДОУ восстанавливается активная речьмалыша. Число заболеваний уменьшается до раза, сроком не более десяти дней ибез осложнений. Нервные процессы приходят в норму. Ребенок легче реагирует на конфликтные ситуации сосверстниками.Средняя степень адаптации. Характерными признаками являются: допустимые положительные нарушения в общем состоянии; через 20–40 дней сон и аппетит восстанавливаются, но еще нарушено качество аппетита и сон тревожный и поверхностный; еще в течение месяца настроение неустойчивое, ребенок может плакать периодами в течении всего дня; поведенческие реакции восстанавливаются лишь к 30 дню пребывания в ДОУ; отношение к близким –эмоциональное и возбужденное, при расставании с родителями может проявлять сильный эмоциональный всплеск; отношение к детям, в большей степени, безразличное, но может быть и заинтересованным; отношение к взрослым, в основном, избирательное. Речевая активностьу ребенка либо замедляется, либо вообще отсутствует; в игре ребенок не использует приобретенные ранее навыки и речь, играостаетсяситуативной. Ребенок может болеть до двух разв месяц, но не более десяти дней,как правило,без осложнений. Вес, в основном,не изменяется или несколько снижается; начинают появляться признаки невротических реакций.Можно также зафиксировать изменения вегетативной нервной системы: потливость, диатез, бледность и другие. При этом данные сдвиги нормализуются в течение месяца, может наступить заболевание длительностью до 5–7 дней, есть признаки психического стресса.Тяжелая степень адаптации. Характерными признаками тяжелой адаптации являются: трудное засыпание непродолжительный сон, вскрикивания и плач во сне, либо вообще отказ от дневного сна; сильно и надолго снижается аппетит, так же может возникнуть отказ от еды, в редких случаях невротическая рвота; настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в ДОУ; отношение к близким –эмоциональновозбужденное, лишенное практического взаимодействия; отношение к детям избегающее или агрессивное. На всем протяжении адаптации проявляется отказ от участия в деятельности. Речью дети в основном не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2–3 периода; игра ситуативная, кратковременная [3].Таким образом, мы видим, что степень разработанности теоретических основ проблемы адаптации в отечественной и зарубежной психологии представляется весьма солидной.Однако в психологопедагогической литературе не упоминается такое понятие как вторичная адаптация дошкольников, хотя в практике дошкольного образования данное явление встречается. Вторичная адаптация рассматривается нами как процесс повторного приспособления к изменившимся условиям социальной среды в связи с переходом ребенка младшего дошкольного возраста в новое дошкольное образовательное учреждение.Мы предполагаем, что процесс вторичной адаптации у детей дошкольного возраста проходит при переходе ребенка по какимлибо причинам в другое дошкольное учреждение и напрямую зависит от первичной адаптации. Если первичная адаптация прошла успешно, то и вторичная адаптация пройдет быстрей и легче. Так же на процесс вторичной адаптации влияют следующие факторы возраст ребенка, индивидуальные особенности, опыт посещения детского сада, степень привязанности ребенка к родителям, опыт общения и взаимодействия со сверстниками, т.е. те факторы, которые во многом определяют процесс первичной адаптации.На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 15» г. Череповца нами было проведено исследование, в котором принимали участие 26 детей младшего дошкольного возраста. Все дети проходят процесс вторичной адаптации к условиям ДОУ.Целью исследования явилось –выявить уровень вторичной адаптации детей младшего дошкольного возраста.В ходе исследования выявилось, чтоу 35% детей –высокая степень адаптации;у 53% детей –средняя степень адаптации;у 3% детей низкая степень адаптации.По результатам опросародителей было выявлено, что процесс вторичной адаптации к условиям ДОУ проходит у данной группы детей легче, чем в первом случае. Родители объясняют это тем, что дети уже успели привыкнуть к режиму дня, к определенным правилам детского сада, и к разлуке с родителями.В ходе исследования был выявлен еще очень интересный факт. Дети, которые перешли вместе из одной группы (7 человек) вторично адаптировались наиболее легче и быстрее, чем дети, которые пришли по одному из разных детских садов. Среди них у шести детей –высокая степень вторичной адаптации, и у одного ребенка –средняя степень адаптации. Дети данной подгруппы, вместе играют, общение между ними проявляется ярче, чем у других детей, конфликтных ситуаций меньше чем при взаимодействии с новыми и незнакомыми сверстниками.Так же стоит отметить, что у одного ребенка с низкой степенью адаптации, первичная адаптация была очень тяжелой, и ребенок так и не смог полностью адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. При вторичной адаптации все симптомы начали вновь проявляться, но родители и педагоги отмечают, что этот период был намного короче и ребенок быстрее адаптировался и начал вступать в общение со сверстниками.Таким образом, проанализировав психологопедагогическую литературу можно сделать вывод о том, что процесс адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения изучен глубоко и полно, но процесс вторичной адаптации практически не исследуется, но имеет большое значение для развития личностималыша.Результаты исследования подтверждают наши предположения, что процесс вторичной адаптации напрямую зависит от результатов первичной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и от тех жефакторов, что и процесс первичной адаптации.
Ссылки на источники1. Сидоркина Т.Ю. Психологопедагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психологопедагогическое образование / Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2013. –С. 92.2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера, 2001. –С. 448.3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.сост. Н.В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. –С. 188.4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. –С. 128.
EkaterinaPaleva,Undergraduate Chair of Preschool Education "Cherepovets State University" CherepovetsElenaTimoshina,candidate of pedagogical sciences assistant professor of preschool education "Cherepovets State University" CherepovetsNew aspects of adaptation of children of preschool age to conditions of preschool educational institutionAbstract.The article deals with the adaptation of children of preschool age to conditions of preschool educational institution. The authors reveal the same notion of secondary adaptation, not previously used in the scientific literature. Keywords:process of adaptation, adaptation parameters, children of preschool age, secondary adaptation.annotation
Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования «Череповецкого государственного университета» г. Череповецtimoshina1965@yandex.ru
Новые аспекты адаптациидетей младшего дошкольного возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
Аннотация.Статья посвящена вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают так же понятие вторичной адаптации, ранее не употреблявшееся в научнойлитературе.Ключевые слова:процесс адаптации,параметры адаптации,дети младшего дошкольного возраста, вторичная адаптация.
Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания: философия, социология, общая и медицинская психология, психология личности, детская психология, психология развития. Концептуальные основы проблемы адаптации разработаны в трудах отечественных ученых А.Н. Леонтьева (1979), Л.С. Выготского (1983), А.В. Петровского (1987), С.Л. Рубинштейна (1998), К.А. АбульхановойСлавской (1998), В.Ф. Березина (1998), А.А. Налчаджян (2002), А.А. Реана (2005); проблема адаптации детей дошкольного возраста раскрыта в исследованиях Н.М. Аксариной (1977), Л.Н. Павловой (1986),В.А. Алямовской (1999), К.Л. Печоры (2001), Г.В. Пантюхиной (2002), Л.В. Белкиной (2004), Д.Н. Исаева (2004), Н.П. Бадьиной (2007) и других.В научной литературесуществует множество определений понятия «адаптация», характеризующих данный феномен достаточно разносторонне.Впервые термин «адаптация» стал употребляться к концу XIX века в биологических науках для характеристики изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [1].Таким образом, первоначальное понимание адаптации раскрывается как приспособление строения и функций организма к условиям среды, направленного на сохранение привычного состояния организма.Позднее же термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. С понятием «адаптация» тесно связаны такие понятия, как «адаптированность», рассматриваемая учеными как положительныйрезультат процесса адаптации, а также«дезадаптация», которая, по мнению Р.В. Овчаровой (2000), представляет собой образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к дошкольному образовательному учреждению в форме конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии и так далее [2].Рассмотрим более подробно виды адаптации, выделенные в научной литературе.В своих исследованиях Н.В. Кирюхина (2007) рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделяла следующие виды адаптации:биологическая адаптация –процесс активного взаимодействия организма со средой;социальная адаптация –способность приспосабливаться к социальным условиям;физиологическая адаптация –реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.Согласно точке зрения автора, данные виды адаптации тесно взаимосвязаны, что указывает на специфику самого феномена адаптации и определяет его как трехгранный процесс, затрагивающий все стороны развития личности.Е.Е. Данилова (2003) в исследованиях выделяет два вида адаптации –физиологическую и социальнопсихологическую, указывая на особенности физиологической адаптации ребенка дошкольного возраста, и отмечает, что физиологическая адаптация проходит в несколько этапов:первый –когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом поступления в детский сад, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма;второй –это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия;третий –это период характеризуется относительно устойчивым приспособлением, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения в определенных видах деятельности. Социальнопсихологическая адаптация, по мнению автора, связана с привыканием к новой социальной среде (нормам, требованиям среды, коллективу сверстников).В.А. Сластенин, В.П. Каширин (2001) дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация», которая представляет собой процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социальнопсихическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека, это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды [1].Проблема адаптации широко представлена и в зарубежной психологии. Можно выделить четыре основных направления, в рамках которых разрабатывались концепции адаптации личности:психофизиологическое направление (Г. Селье);психодинамическое направление (З. Фрейд и др.);бихевиоральное направление (Л. Фестингер, Дж. Рибсон и др.); гуманистическое направление (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.).В целом, по мнению А.А. Реана (2005), механизм адаптации –явление сложное и включает в себя два аспекта: процессуальный и результативный.Процессуальный аспект отражает протяженность и стадии самой адаптации, результативный аспект указывает на оценку успешности адаптивных процессов в целом. Специфика данных аспектов в каждом возрастном периоде уникальна, поэтому для понимания сущности процесса адаптации детей дошкольного возраста, необходимо более детальное рассмотрение данных аспектов и параметров адаптационного процесса.Опираясь на исследования Н.М. Аксариной (1977), К.Л. Печоры (1986)
можно сделать вывод, что адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению определяется несколькими параметрами: показателями адаптации; уровнями адаптации; этапами и длительностью прохождения адаптации; факторами и условиями, определяющими процесс адаптации.Исследователи Института педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации:Нарушение сна. В период адаптации у детей нарушается сон (это касается и засыпания, и пробуждения). Недостаток сна оказывает сильное негативное влияние на нервнуюсистему, поскольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма;Нарушение питания. Процесс адаптации ребенка сопровождается снижением аппетита либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной вследствие адаптационного стресса нервной возбудимостью. У некоторых детей могут наблюдаться кратковременные желудочнокишечные расстройства, что может стать причиной снижения веса;Нарушения настроения. Нарушение настроения выражается прежде всего в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость;Понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей младшего дошкольного возраста страдает иммунитет, они начинают часто болеть ОРВИ, остро реагируют на сквозняки и перегревание гораздо чаще,чем в обычном состоянии. Кроме этого, на младший дошкольный возраст приходится критический период в развитии иммунной системы, характеризующийся началом формирования собственного долговременного иммунитета [3].Второй параметр адаптационного процесса –уровни адаптации. Процесс адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, согласно исследованиям Л.В. Белкиной (2004); Н.В. Кирюхиной (2006); Н.П. Бадьиной (2007)и др., может проходить на двух уровнях:физиологическом –как приспособительной деятельности физиологических процессов, происходящих на клеточном и организменном уровнях, достижение определенно устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность всего организма;социальнопсихологическом –как приспособлении к социальной среде, к ее нормам и требованиям, режиму дня, коллективу сверстников [1].Третий параметр адаптационного процесса –этапы и длительность прохождения процесса адаптации. В зависимости от тяжести симптоматических проявлений у ребенка в адаптационный период исследователи (Р.В. ТонковаЯмпольская, Е. ШмидтКольмер (1980); О.И. Давыдова, А.А. Майер (2005) и др.).Выделяют три этапа адаптационного процесса:острый (дезадаптация). Характеризуется разнообразными колебаниями в соматическом состоянии организма. Это приводит к снижению веса, аппетита, частым вирусным заболеваниям, нарушению сна, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);подострый (адаптация). Ключевым на этом этапе адаптации являются активное освоение новой среды и выработка соответствующих ей форм поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем –нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), развиваются речевая активность и игровая деятельность (в пределах 40–0 дней). Неблагоприятные сдвиги в поведении ребенка уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития (длится 3–5 месяцев);компенсации(адаптированность к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка [4].По характеру и особенностям первых двух периодовможно определить степень тяжести адаптации. Исследователи Института педиатрии РАМН и ученые, занимающиеся проблемой адаптации детей младшего дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, 1972; Л.В. Белкина, 2004; Н.В. Соколовская, 2008) выделили и описали степени тяжести адаптации.Легкая степень адаптации. Характерными являются следующие особенности: к двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется аппетит и сон; настроение становиться бодрым, заинтересованным; отношения с близкими взрослыми остаются положительными. Ребенок спокойнее начинает относиться ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые; отношение к детям становиться более заинтересованным.Втечение двух недель при участии взрослогоинтерес к окружающему восстанавливается, а к концу первого месяца пребывания в ДОУ восстанавливается активная речьмалыша. Число заболеваний уменьшается до раза, сроком не более десяти дней ибез осложнений. Нервные процессы приходят в норму. Ребенок легче реагирует на конфликтные ситуации сосверстниками.Средняя степень адаптации. Характерными признаками являются: допустимые положительные нарушения в общем состоянии; через 20–40 дней сон и аппетит восстанавливаются, но еще нарушено качество аппетита и сон тревожный и поверхностный; еще в течение месяца настроение неустойчивое, ребенок может плакать периодами в течении всего дня; поведенческие реакции восстанавливаются лишь к 30 дню пребывания в ДОУ; отношение к близким –эмоциональное и возбужденное, при расставании с родителями может проявлять сильный эмоциональный всплеск; отношение к детям, в большей степени, безразличное, но может быть и заинтересованным; отношение к взрослым, в основном, избирательное. Речевая активностьу ребенка либо замедляется, либо вообще отсутствует; в игре ребенок не использует приобретенные ранее навыки и речь, играостаетсяситуативной. Ребенок может болеть до двух разв месяц, но не более десяти дней,как правило,без осложнений. Вес, в основном,не изменяется или несколько снижается; начинают появляться признаки невротических реакций.Можно также зафиксировать изменения вегетативной нервной системы: потливость, диатез, бледность и другие. При этом данные сдвиги нормализуются в течение месяца, может наступить заболевание длительностью до 5–7 дней, есть признаки психического стресса.Тяжелая степень адаптации. Характерными признаками тяжелой адаптации являются: трудное засыпание непродолжительный сон, вскрикивания и плач во сне, либо вообще отказ от дневного сна; сильно и надолго снижается аппетит, так же может возникнуть отказ от еды, в редких случаях невротическая рвота; настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в ДОУ; отношение к близким –эмоциональновозбужденное, лишенное практического взаимодействия; отношение к детям избегающее или агрессивное. На всем протяжении адаптации проявляется отказ от участия в деятельности. Речью дети в основном не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2–3 периода; игра ситуативная, кратковременная [3].Таким образом, мы видим, что степень разработанности теоретических основ проблемы адаптации в отечественной и зарубежной психологии представляется весьма солидной.Однако в психологопедагогической литературе не упоминается такое понятие как вторичная адаптация дошкольников, хотя в практике дошкольного образования данное явление встречается. Вторичная адаптация рассматривается нами как процесс повторного приспособления к изменившимся условиям социальной среды в связи с переходом ребенка младшего дошкольного возраста в новое дошкольное образовательное учреждение.Мы предполагаем, что процесс вторичной адаптации у детей дошкольного возраста проходит при переходе ребенка по какимлибо причинам в другое дошкольное учреждение и напрямую зависит от первичной адаптации. Если первичная адаптация прошла успешно, то и вторичная адаптация пройдет быстрей и легче. Так же на процесс вторичной адаптации влияют следующие факторы возраст ребенка, индивидуальные особенности, опыт посещения детского сада, степень привязанности ребенка к родителям, опыт общения и взаимодействия со сверстниками, т.е. те факторы, которые во многом определяют процесс первичной адаптации.На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 15» г. Череповца нами было проведено исследование, в котором принимали участие 26 детей младшего дошкольного возраста. Все дети проходят процесс вторичной адаптации к условиям ДОУ.Целью исследования явилось –выявить уровень вторичной адаптации детей младшего дошкольного возраста.В ходе исследования выявилось, чтоу 35% детей –высокая степень адаптации;у 53% детей –средняя степень адаптации;у 3% детей низкая степень адаптации.По результатам опросародителей было выявлено, что процесс вторичной адаптации к условиям ДОУ проходит у данной группы детей легче, чем в первом случае. Родители объясняют это тем, что дети уже успели привыкнуть к режиму дня, к определенным правилам детского сада, и к разлуке с родителями.В ходе исследования был выявлен еще очень интересный факт. Дети, которые перешли вместе из одной группы (7 человек) вторично адаптировались наиболее легче и быстрее, чем дети, которые пришли по одному из разных детских садов. Среди них у шести детей –высокая степень вторичной адаптации, и у одного ребенка –средняя степень адаптации. Дети данной подгруппы, вместе играют, общение между ними проявляется ярче, чем у других детей, конфликтных ситуаций меньше чем при взаимодействии с новыми и незнакомыми сверстниками.Так же стоит отметить, что у одного ребенка с низкой степенью адаптации, первичная адаптация была очень тяжелой, и ребенок так и не смог полностью адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. При вторичной адаптации все симптомы начали вновь проявляться, но родители и педагоги отмечают, что этот период был намного короче и ребенок быстрее адаптировался и начал вступать в общение со сверстниками.Таким образом, проанализировав психологопедагогическую литературу можно сделать вывод о том, что процесс адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения изучен глубоко и полно, но процесс вторичной адаптации практически не исследуется, но имеет большое значение для развития личностималыша.Результаты исследования подтверждают наши предположения, что процесс вторичной адаптации напрямую зависит от результатов первичной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и от тех жефакторов, что и процесс первичной адаптации.
Ссылки на источники1. Сидоркина Т.Ю. Психологопедагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психологопедагогическое образование / Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2013. –С. 92.2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера, 2001. –С. 448.3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.сост. Н.В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. –С. 188.4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. –С. 128.
EkaterinaPaleva,Undergraduate Chair of Preschool Education "Cherepovets State University" CherepovetsElenaTimoshina,candidate of pedagogical sciences assistant professor of preschool education "Cherepovets State University" CherepovetsNew aspects of adaptation of children of preschool age to conditions of preschool educational institutionAbstract.The article deals with the adaptation of children of preschool age to conditions of preschool educational institution. The authors reveal the same notion of secondary adaptation, not previously used in the scientific literature. Keywords:process of adaptation, adaptation parameters, children of preschool age, secondary adaptation.annotation