Исследование вовлеченности пензенской молодежи в региональный электронный рынок сети Интернет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киндаев А. Ю., Пименова Д. В. Исследование вовлеченности пензенской молодежи в региональный электронный рынок сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3991–3995. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55063.htm.
Аннотация. Все большее проникновение информационных технологий, а в частности сети Интернет, в нашу жизнь приводит к формированию и активному функционированию электронного рынка товаров и услуг. Степень проникновения Всемирной сети и потребительские предпочтения её российских пользователей явились основой анализа основного сегмента регионального электронного рынка Пензенской области. В результате проведённого исследования молодежной аудитории области посредством опроса в социальной сети «ВКонтакте» были выявлены основные причины использования Всемирной Паутины, частота совершения покупок и наиболее популярные группы товаров. Полученные данные помогают выявить региональные особенности использования электронной коммерции в регионе и тенденции её развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пименова Дина Владимировна,кандидат социологическихнаук, доцент кафедры прикладной экономики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пензаaurora97@ya.ru

Киндаев Александр Юрьевич,студент ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пензаalekindaev@yandex.ru

Исследование вовлеченностипензенскоймолодёжи в региональныйэлектронный рыноксети Интернет

Аннотация.Все большее проникновение информационных технологий, а в частностисети Интернет,в нашу жизнь, приводит к формированию и активному функционированию электронного рынка товаров и услуг. Степень проникновения всемирной Сетии потребительские предпочтенияеё российских пользователей явились основой анализа основного сегмента регионального электронного рынка Пензенской области. В результате проведённого исследования молодежной аудитории области,по средством опроса в социальной сети «ВКонтакте»,были выявлены основные причины использования Всемирной Паутины, частота совершения покупок и наиболее популярные группы товаров. Полученные данные помогают выявитьрегиональные особенности использование электронной коммерции в регионе и тенденции её развития.Ключевые слова:интернетпользователи,проникновение сети Интернет, частота покупок, покупки в сети интернет, исследование, социальная сеть, электронная коммерция.

В настоящее времясотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являютсясамыми распространенными средствами обмена идеями, данными, информацией.Сегодня сотовые телефоны и Интернет не только не прекратили своего стремительного роста, но и продолжают удерживать пальму первенства популярности. Динамика развития Интернета настолько велика, что потрясает воображение.Арешающую рольв столь стремительном развитиисыграло частное предпринимательство, а именно граждане, ане правительства. Это создало стимулы для новаторства,возможности

для изменений, как в самой сети, так и в еепрограммном обеспечении, используемом при работе в Сети, и приложениях. И эта свобода очень важна для прогресса. Свободный информационный поток позволяет людям мыслить самостоятельно и развивать новые идеи. Свободный поток информации и идей через Интернетимеет ключевое значение для экономического роста, в научных процессах, для построения стабильного, развивающегося общества.Информационная свобода, мировоззрение и возможности людей и в буквальном смысле преобразует общества. Вопросы, на которые не обращалось прежде внимание, могут начать свободно обсуждаться, и люди могут общаться анонимно. Философская мысль развивается в рамках духовной культуры, принимая порой чудовищные формы. Тем не менее, сростом информации, распространением общих приоритетов в экономике, политике, культурной жизни значительно расширилась предметное поле исследованийданного явления в различных направлениях.Во многих развивающихся странах, интернет может обеспечить бизнесменов безопасной телекоммуникационной системой. Коммерческие пользователи общаются по средству интернет с их покупателями и могут делать это очень дешево. Когда они отправляют электронные сообщения, им нужно заплатить за звонки своим провайдерам, а не другим странам по всему миру.Россия –страна с самым большим числом пользователей Интернета в Европе, и, по различным прогнозам, это число будет только увеличиваться, так как до сих пор доля интернетпользователей в общей численности населения остается относительно низкой (в 2012 году еженедельно пользовались Интернетом38% населения в возрасте старше 18 лет), хотя и быстрорастущей (в 2010 году эта доля составляла 23%). В крупных городах она уже достигла уровня развитых рынков.Постоянный мониторинг распространения интернета в рамках исследования, проводимых ФОМ «Интернет в России», замеры по которому ведутся с 2002 года, позволил построить прогноз проникновения интернета на период 2011–2014 гг. для России, Москвы и СанктПетербурга (см. Рисунок 1) [1]. По данным на зиму 2010–2011 года в Москве к интернетпользователям можно отнести две трети жителей (65%), в СанктПетербурге –несколько больше, чем две трети (70%), а в этом году ожидается, что в Москве интернетом будут пользоваться примерно восемь из каждых десяти человек (месячная аудитория составит 78%). При сохранениитекущих трендов развития в СанктПетербурге к концу 2014 года показатели распространения интернета довольно значительно превысят московские: месячная интернетаудитория составит примерно 89%. [2]

Рисунок 1 –прогноз проникновения интернета на период 2011–2014 гг. для России, Москвы и СанктПетербурга

Наибольший удельный вес среди пользователей сети Интернет составляетмолодежь от 18 до 24 лет (около 70%), люди с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%), и почти половина (47%)опрашиваемых пользователей интернета заявляют, что выходят в сеть для того чтобы следить за новостями, событиями в мире и стране, а также поиска необходимой информации и расширения кругозора (о чем свидетельствуют данные Таблицы 1). Всё меньшее количествоинтернетпользователей видят в сети Интернет помощника в работе и учебе, так в 2006 году 77% опрашиваемых использовали Сеть с данной целью, а в 2012 показатель снизился до 51%. [2]



Таблица 1 –Направления использования сети Интернет россиянами

Для чего Вам необходим доступ ксети Интернет?(закрытый вопрос, любое число ответов,% от тех, кто пользуется интернетом)

Варианты ответов

2006

2008

2010

2012

Для того, чтобы следить за новостями, событиями в мире и стране

44

39

48

47

Для работы/учебы

77

62

58

51

Для пользования электронной почтой, веденияпереписки

44

42

51

45

Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы, читать книгии пр.

20

28

38

39

Чтобы играть

11

14

21

17

Для просмотра сайтов эротического содержания

3

6

5

3

Для общения с другими пользователями в чатах, нафорумах и т.д.

20

29

39

37

Для поиска друзей, людей близких по интересам

9

16

28

24

Для совершения покупок онлайн*





12

12

Для получения необходимой информации, расширениякругозора*





49

46

Другое

1

4

1

0

Затрудняюсь ответить

2

2

0

1

Также можно отметить, что в период с 2010 по 2012 годы произошло снижение всех анализируемых показателей, незначительно(на 1%) увеличив использование Интернет для прослушивания музыки, просмотра фильмов и чтения книг, и оставив неизменными (на уровне 12%) использование Сети для совершения онлайн покупок.В рейтинге товаров, которые российские пользователи не готовы приобретать в интернетмагазинах, лидируют продукты питания (24%).Также опрошенные скептически относятся к покупке в Сети домашних питомцев (21%), валюты, одежды и обуви (по 17%). Продолжают этот список крупная бытовая техника (14%),косметика (13%), цветы и комнатные растения, а также мебель (по 12%). По 10% опрошенных с опаской относятся к приобретению в интернете мелкой бытовой техники и электроники, 9% украшений и аксессуаров, 7% купонов на скидки, 6% товаров для дома.Несмотря на радужные перспективы развития электронной коммерции в России, рисуемые исследователями компанией PwC, пока включенность населенияв онлайншопинг довольно низок 32% опрошенных российских респондента никогда не совершали покупок в Сети, что является самым высоким показателем среди анализируемых стран (см. Рисунок 2)[3].

Рисунок 2 –Частота покупок в Сети в сравнении с другими странами

Безусловно, для больших городов электронная торговля является более актуальной, чем для регионов. Так, например, в Москве люди покупают в Сети чаще, чем в других городах страны, при этом в 2012 году интернетпокупки сделали 50% опрошенных. Данные, полученные в ходе периодических исследований ВЦОМ, показывают положительную динамику использования сети Интернетдля совершения покупок по опросам россиян в период с 2006 по 2013 год (представлены в Таблице 2). Количество респондентов никогда не совершавших покупок в Сети снизилось с 76%(2006г.) до 39%.(2013г.) [4].

Таблица 2 –Количество пользователей сети Интернет и частота использования «всемирной паутины»

Пользуетесь ли Вы интернетом, и если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ)

Варианты ответа2006200820092010Сентябрь 2011Сентябрь 2012Август2013Практически ежедневно5111523304038Несколько раз в неделю89811111317Несколько раз в месяц6764554Эпизодически, но не менее 1 раза вполгода4331322Непользуюсь76696960504039Затрудняюсь ответить1001000

По данным ВЦОМ в настоящий момент пользователями Сети являются уже 61% россиян, причем 38%выходят в Сеть ежедневно (3 годаназад этот показатель составлял 23%, а в сравнении с 2006 годом он увеличился в восемь раз). Динамика роста пользования интернетомкак один из способов покупки различных товаров возросла с 1992 года с 25% до 44%. Это показывает, что интернет является одним из перспективных способов реализации продукции. Именно поэтому мы считаем, что данная проблема нуждается в подробном изучении. Так на интернетпокупки среднестатистический пользователь за месяц тратит 3.402 руб. Больше остальных на онлайншоппинг тратят 1824летние интернетчики (3.712 руб), которые, как отмечалось ранее, и составляют наибольший процент пользователей Всемирной Сети[5].Исходя из выявленных тенденций, нами было дважды проведено исследование молодёжной аудитории Пензенской области в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» –в мае 2012 года и в марте 2014 года. Социальная сеть была выбрана не случайно, так как по последним исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) социальные сети, на ряду с интернетэнциклопедиями,вызывают наибольшее доверие у населения при получении информации, об этом заявили 62% респондентов проведенного в мае 2012 года всероссийского исследования. Именно социальные сети являются наиболее востребованными ресурсами сети Интернет в мобильном телефоне (54%), особенно у молодежи (73% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет). Популярность сети «Вконтакте» подтверждаются данными статистики сайта liveInternet.ru(Рисунок 3).

Рисунок 3 –Статистические данные посещаемости социальных сетей

В ходе наших исследований было опрошено 450 человек в 2012 году и 250 человек в текущем году, в возрасте от 17 до 30 лет, живущих как в Пензе, так и в районах Пензенской области. Результаты опросов представлены в Таблице 3.

Таблица 3 –Частота совершения покупок в сети ИнтернетВарианты ответов20122014В % к предыдущему годуОчень часто, почти каждый день

0,4

Часто, несколько раз в месяц86,617Не очень часто, раз в месяц202315Редко, несколько раз в год284146Не совершаю покупок в сети Интернет442934Исследование молодежной среды показывает, что 72% опрошенных уже активно пользуются Интернетом для покупки различных товаров, получения услуг.

По результатам наших исследований,большая часть пользователей Сети являются постоянными посетителями социальных сетей и других развлекательных порталов. По сравнению с 2012 годом, сократилось число людей, которые никогда не использовали сеть Интернет для покупок с 44% в 2012 году до 29% в 2014, это показывает, что пензенские пользователи рассматриваютИнтернет в качестве альтернативы обычным магазинам. Можно выделить следующие причины предпочтений совершения покупок в сети Интернет стационарным магазинам:1.приобретение товаров по цене на 2030% ниже, чем в стационарных магазинах, более выгодные условия;2.удобство (быстрое оформление заказов, круглосуточная работа без выходных и т.д.);3.простота и экономия времени на поиск и совершение покупок;4.возможность сравнения различных товаров и магазинов;5.доставка на дом;6.более широкий ассортимент продукции;7.наличие отзывов покупателей об имеющихся товарах;8.в Интернете легче найти любимые бренды;9.больше информации о товарах.Список товаров, наиболее предпочтительных для пользователей глобальной сети, на данный момент довольно ограничен. В него входят в основном различные виды услуг, бронирование билетов, покупка косметических средств и различных приложений для портативных компьютеров. Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время большой популярностью пользуются различные иностранные интернетмагазины, такие как Ozon, ebay, kupiVIP, TopShop, amazonи т.д. «Ozon» –самый популярный в России магазин из числа занимающихся исключительно интернетпродажами. Свыше 80% респондентов указали, что они делали покупки в этом интернетмагазине за последние 12 месяцев. Однако другие международные компании, такие как eBayи Amazon, также заняли верхние строчки в рейтинге: компания eBay заняла второе место, а Amazon –пятое. Эти компании популярнее в российских регионах, чем в Москве. Возможно, это связано с тем, что в Москве уровень конкуренции намного выше и, соответственно, выбор тоже намного шире. Наиболее популярными магазинами на российском рынке многоканальной розничной торговли являются магазины электроники (24% респондентов выразило свое предпочтение магазину МВидео, 18% –Связной, 14% –Эльдорадо и т.д.) и санитарногигиенических и косметических товаров (ИвРоше –14%, Летуаль –9%). При этом доминирующее положение занимают, как правило, отечественные компании.Но, не смотря на перспективность использования мировой паутины в Пензенской области наблюдается незначительный прирост интернетпользователей. (Рисунок 4) [6].График на Рисунке 4 показывает, что количество интернетпользователей в Пензенской области существенно отличается от показателей других регионов страны и свидетельствует о низкой динамики развития сети Интернет в области. Полученные данные, являются следствием высокой стоимостью оплаты услуг провайдеров,а также низкой мотивацией использования всемирной паутины.

Рисунок 4 –Количество посетителейсети Интернет в отдельных регионах ПФО

Наиболее популярными товарами, приобретаемыми через Сеть, среди пензенской молодежи, являются бронирование билетов, покупка одежды и обуви, купоны на скидки, их доля в общем объёме покупок составляет более 50%. Результаты опроса 2014 года представлены в круговой диаграмме на Рисунке 5.

Рисунок 5 –Популярные товары, заказываемые через сеть Интернет

Заметим, что результаты существенно отличаются от результатов 2012 года, где самые популярные ответы на вопрос «Какой товар Вы приобретаете в сети Интернет чаще всего» были книги (20%) и косметика (20%), а варианты Одежда и Бронирование билетов выбрали 10% и 5% респондентов, соответственно. Существенное увеличение доли бронирования билетов может являться свидетельством активного участия в Сети местных организаций досуга, транспортныхперевозчиков и туристических фирм. Высокая доля пользователей приобретающих купоны на скидку, получаемую при совершении покупок товаров и услуг в традиционной торговле, так же показатель постепенного внедрения информационных технологий в повседневную жизнь жителей нашей области, и всё большее освоение электронного рынка предприятиями и организациями Пензенской области. Частота совершения покупок,пока,является существенным тормозом в развитии электронной торговлирегиона.Это лишний раз показывает, что, не смотря на все плюсы использования глобальной сети вкоммерческих целях, Пензенская аудитория еще не совсем готова к полномасштабному коммерческому захвату, так, как это произошло на западе.Анализ полученных данных показал, что низкую заинтересованность пользователей в совершении покупок в онлайнмагазинах. Бронирование билетов и покупка купонов на скидку дают возможность посещения стационарных магазинов с получением дополнительной полезности покупателями, но возвращает их именно к традиционной коммерции. Тоже подтверждают и ответы респондентов в рамках всероссийских исследований,выбирающих, в большинстве своём, многоканальные популярные в традиционной экономике, магазины. Останавливающим фактором в развитии онлайнторговли являются слабая степень доверия покупателей интернетмагазинам и крайне низкая скорость доставки товаров по России. Но, тем не менее, благоприятная почва для реализации продукции всетаки существует и перспективы для развития электронного рынка все более отчетливо вырисовываются на просторах пензенского, да и российского Интернета.

Ссылки на источники1.«Интернет в России». Методика и основные результаты исследования. –URL: http://bd.fom.ru/pdf/Internet%20v%20Rossii%20Vol32.%20Zima%2020102011_short.pdf2.База данным Фонда «Общественное мнение». –URL: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_1306113.«Развенчание мифов об интернет покупателях: 10 мифов о многоканальной розничной торговле»–URL: http://www.pwc.ru/ru/retailconsumer/publications/10mythsofmultichannelretailing.jhtml4.База данных Всероссийского центра изучения общественного мнения. –URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=923&q_id=63751&date=18.08.20135.Итоги интернетторговли в России за 2012 и 2011 годы. –URL: http://www.bizhit.ru/index/e_commerce_oborot/01596.Статистические данные. URL: http://www.liveinternet.ru/stat/ru/socials.html?period=month&id=877&id=1652&id=39113&id=39131&id=39074&show=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA&per_page=507.Игнатов В.С., Пименова Д.В.Информационное неравенство в современном российском обществе: социальнотерриториальный аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Пензенский государственный университет. Пенза, 2007.8.Пименова Д.В. «Информационное пространство. Структура и функции»// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. №3. С. 310

Pimenova Dina Vladimirovna,candidate of sociological sciences, associate professor of applied economy FGBOU VPO "The Penza state technological university", Penzaaurora97@ya.ru Kindayev Alexander Yuryevich,student FGBOU VPO "The Penza state technological university", Penzaalekindaev@yandex.ruResearch of an involvement of the Penza youth in the regional electronic market of the InternetSummary:The increasing penetration of information technologies, and in particular the Internet, in our life, leads to formation and active functioning of an electronic commodity market and services. Extent of penetration of worldwide network and consumer preferences of her Russian users were a basis of the analysis of the main segment of the regional electronic market of the Penza region. As a result of the conducted research of youth audience of area, on means of poll on a social network of "VKontakte", the main reasons for use of the World wide Web, frequency of shopping and the most popular groups of goods were established. The obtained data help to reveal regional features use of electronic commerce in the region and a tendency of its development.Keywords:Internet users, Internet penetration, frequency of purchases, purchases in the Internet, research, a social network, electronic commerce.