Основание для выделения критериев оценки корпоративной культуры образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серова О. Е. Основание для выделения критериев оценки корпоративной культуры образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4026–4030. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55070.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам корпоративной культуры образовательных организаций. Автор описывает оригинальный подход изучения корпоративной культуры в образовательных организациях на основе выделенных критериев и показателей функциональных и структурных компонентов корпоративной культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Серова Ольга Евгеньевна,магистр 2 курс, кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» г.Череповецolya.serova.84@mail.ru

Основание для выделения критериев оценки корпоративной культуры образовательной организации.

Аннотация.Статья посвящена вопросам корпоративной культуры образовательныхорганизаций. Автор описывает оригинальный подходизучения корпоративной культуры в образовательных организациях на основевыделенныхкритериев и показателейфункциональных и структурных компонентов корпоративной культуры. Ключевые слова:корпоративная культура, образовательная организация, компоненты корпоративной культуры.

Экономические процессы ХХIвека породили необходимость поиска новых возможностей и средств конкурентной борьбы междупредприятиями и организациямипредоставляющих населению, как товары, так и всевозможные услуги. В условиях современной рыночной экономики, образование приобрело характер услуги. Руководители образовательных организацийвынуждены постоянно искать новые эффективные способы, которые способны аккумулировать все материальные и творческие ресурсы организации,и все чаще инструментом этого целенаправленного управления выступает корпоративная культура образовательной организации.Термин «корпоративная культура» появился еще в XIX веке,нозначительно усилилосьвнимание к данному феномену в последние десятилетия. Внастоящее время понятие «корпоративна культура» носит междисциплинарный характер, рассматриваетсяв менеджменте, психологии, педагогике. Исследованием процессов становления корпоративной культуры занимались Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Организационноуправленческие аспекты рассматривали в своих работах Ч. Бернард. Дж. К. Грейсон, В. Зигерт, Л.Ланг, Э. Шейн. Среди представителей отечественной науки, занимающихся этой проблематикой, можно назвать Т.Ю. Базарова, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, А.И. Пригожина, М.М. Поташника, К.М. Ушакова.

В настоящее время не существует универсального общепризнанного понятия термина «корпоративная культура». Изучая корпоративную культуру авторыисходя из конкретных целей исследования определяют ее поразному. Проведенный анализ данных исследователями определений термина «корпоративная культура» показал, что доминирующая часть исследователей вкладывают в данное понятие систему общих установок, которая разделяется и принимается членами организации. При этом, часто отмечается, что каждая система установокимеют свою индивидуальность, что придает организации неповторимость и уникальность. Часть ученых рассматривают корпоративную культурукак способ существованияи адаптацию в социуме. Определение понятию «корпоративная культура»,данное Э. Шэйном, синтезирует эти подходы, и является, на наш взгляд,наиболее актуальным в современной действительности:«корпоративная культура это система коллективных базовых представлений, приобретаемых группой при разрешении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность и поэтому рассматриваются как ценность и передаются новым членам группы в качестве правильной системы восприятия, мышления и чувствования в отношении названных проблем».[1] Любая организация существует в социуме и в зависимости от окружения для успешной ее деятельности,необходимо вырабатыватьсвой неповторимый стиль взаимодействия с окружающим миром. В свою очередь,компоненты корпоративной культуры способствуют созданию среды жизнедеятельности в коллективе, обеспечивают возможность организации быть конкурентно способной на рынке, а членам ее коллектива жить и работать в современном мире.

Исследование корпоративной культуры как фактора успешного развития организации требует управления процессами ее формирования и развития, поиска ивыделения ее структурныхкомпонентов. В зависимости от специфики организации компоненты корпоративной культуры и способы функционирования во внешнем мире будут иметь свои особенности.Для более детального изучения корпоративной культуры организации, на наш взгляд, необходимо выделить функциональные и структурные компоненты, это сделает корпоративную культуру более наблюдаемой и измеряемой. Изучением содержания корпоративной культуры, с точки зрения функционального подхода, занимались такие исследователи, как Э. Штерн, В.А. Спивак, Багиев Г. Л.,Томилов В. В., Чернышева З.А.Кочеткова А.И., Варнеке Х.Ю. Структурные компоненты корпоративной культуры в своих работах рассматривали: Э. Штерн,Ф. Харрис, Р. Моран, Иванов М.А., Т. Дил, А. Кеннеди, Шустерман Д.М, Веретенов В.И.,А.И. Пригожин.Изучив выделенные исследователями компоненты корпоративной культуры, мы пришли к выводу, что они не могут быть в полой мере отнесены к образовательным организациям. Вотличие от корпоративной культуры фирм и предприятий, где зачастую приоритетными являются экономические задачи, специфической особенностью корпоративной культуры присущей всем образовательным организациям выступает ее комплексность, двойственность: рыночные отношения с одной стороны, и приращение этических, педагогических, научных ценностей всем участникам образовательного процесса, создание культурнонравственной среды, с другой стороны. Анализ компонентов предложенных исследователями, и учет специфики образовательных организаций позволили нам выделить следующие критерии и показатели функциональных и структурных компонентов корпоративной культуры образовательной организации. К функциональным компонентам корпоративной культуры образовательной организации будут отнесены: социальнопсихологический климат, конкурентоспособность организации, мотивация сотрудников, коммуникация внутри организации. Структурными компонентами корпоративной культуры образовательной организации являются: система ценностей сотрудников, поведение, корпоративная этика, организационное стимулирование развития сотрудников и их саморазвитие, цель, миссия, стратегия развития организации, инновационный потенциал педагогов, организационная символика и атрибутика, язык организации, ритуалы и традиции сложившиеся в организации. Рассмотрим подробнее каждый компонент корпоративной культуры образовательной организации.Социальнопсихологический климат является одной из важнейших составляющих поддержания корпоративной культуры. Являясь условием устойчивости коллектива, его жизнеспособности социальнопсихологический климат, создаетчувство общностивсех участников педагогического процесса. Дружелюбие, взаимное уважение и стабильная благоприятная психологическая атмосфера в организации, признание успехов сотрудников руководством будут взначительной степени влиять на активность всего коллектива, направленную на достижение организационных целей.Проблема конкурентоспособности,позиций на рынке образовательных услуг в настоящее время остро стоит перед всеми образовательными организациями. Конкурентоспособность, для образовательного учреждения состоит в способности обозначить и занять своеместо, преодолев силы конкуренции, привлечь потребителей предлагаемых услуг, продемонстрировав свою уникальность, преимущество впредоставлении качественного образования, по сравнению с другими образовательными учреждениями. Для обеспечения конкурентного преимущества, формирования потребительского спроса в новых социальноэкономических условиях образовательной организации необходимо осуществлять маркетинговую деятельность.

Мотивация сотрудников организации это, преждевсегостимулирование их к трудовой деятельности для реализации организационных целей.Часто одним их главных факторов успешности организации является желание персонала работать продуктивно.В этой связи, руководителю важно понимать первостепенную сущностьмотивов и потребностей людей, работающих в организации, и уже исходя из выявленных тенденций профессиональной группы, выстраивать систему мотивации образовательного учреждения.Важно, чтобы комплекс мер предпринятых для стимулирования деятельности сотрудников имел четкую согласованность деятельности сотрудника с целью деятельности организации в целом. Обмен информацией необходим при реализации любой из задач организации. Организационные коммуникации –этомногоуровневыесистемы, включающие каквнутренние элементы организации, так и её внешнее окружение. Грамотное построение коммуникационных сетей будет служить средствомуспешного создания организационных отношений, регулироватьинформационные потоки, что заметно повлияет наповышения результатовдеятельности организации. Такова краткая характеристика функциональных компонентов корпоративной культуры образовательной организации. Далее перейдем к описанию структурных компонентов.Структура ценностей, как структурный компонент корпоративной культуры организации,определяет, что для каждого члена коллектива и для персонала в целом действительно значимо. Важна степень совпадения личных интересов со служебными интересами, так как степень удовлетворения потребностей сотрудников будет иметь первостепенное значение для формирования у них лояльности к организации, улучшения социальнопсихологического климата в образовательной организации.Поведение сотрудников в организации, в ракурсе организованности его членов коллектива будет характеризоваться их ответственностью друг перед другом и ответственностью за организацию перед внешней средой.Сработанностью членов коллектива и участие их в процессах управления организацией.Этика в образовательной организации повышаетэффективность деятельности сотрудников и самой организации, так как сотрудники сферы образования должны служить образцом нравственности иморали для окружающих.

Стимулирование развития педагогов, как и саморазвитие важный профессионально значимый процесс.Профессиональное совершенствованиеспособствует формированию индивидуального стиля деятельности педагога, помогает переосмыслению передовогоопыта. Инновационный потенциал педагогического коллектива характеризуется способностьювоспринимать и реализовать инновационные идеив сфере образования, умением своевременно отказаться от устаревших и педагогически нецелесообразныхустановок. Корпоративные ценности, являются связующим звеном между организационной культурой и духовным миром личности сотрудников. Стратегия образовательной организациислужит вектором, задающимглавную траекториюразвития организации. Миссияпомогает окружающим составить общее представление об организации, отражает ее философию, тоесть те нормы, ценности, убеждения, которые выражены в лозунгах иопределениях. Наличие символики и атрибутики, отражающей деятельность образовательной организации, создание собственного визуального образца, немедленно узнаваемого людьми, является важным аспектом формирования благоприятного мнения об образовательном учреждении. Такой образ создается при помощи логотипа учреждения.

Язык организации рождается в пределах организации, используя его сотрудники, демонстрируют свою принадлежность к данной группе. Корпоративный язык это то, чтообъединяет членов коллектива как носителей внутренней организационной культуры.

Особое место среди компонентов корпоративной культуры образовательной организации занимают традиции и ритуалы. Под традициями обычно понимают систему повторяющихся символических мероприятий, призванных удовлетворить потребность в признаниии закрепить ценности в организации. Традиции и ритуалы обеспечивают преемственность между поколениями персонала учреждения и позволяют передавать их через символы в неформальной, отличной от будничных дней, обстановке.Все вышеперечисленные компоненты будут служить критериями оценки корпоративной культуры образовательной организации, выявление ее особенностей и дальнейшее изучениеможет быть произведено по показателям, представленным в таблице 1.

Критерии и показатели корпоративной культурыобразовательной организации.Таблица 1КритерииПоказатели



Социально психологический климат



Профессиональная адаптациявыполнение, соблюдение норм профессиональной деятельностиположительное отношение к профессиизаинтересованность в повышении квалификацииКультурнобытоваяучастие в жизни коллектива вне рабочее времяСоциальнопсихологическая атмосфераудовлетворенность отношениями с коллегамиудовлетворенность своим положением (статусом)Сплоченностьединство ориентациисовместимость стабильность\



Конкуренто способность

Осведомленность о потребителяхизучение потребительских нуждизучение социальнопсихологических характеристик покупателейналичие системы получения обратной связи от потребителейОсведомленность о макросреде организацииизучение конкурентной средывзаимодействие со средой (наличие планов) Видовое разнообразие конкуренцииСтабильность

Мотивация Разработанность критериев материальной мотивацииИспользование методов морального стимулированиясотрудниковВысокая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью организацииВысокая степень удовлетворенностью работой

КоммуникацияНаличие разнообразных средств передачи информации внутри организации (стенды, громкая связь, печатная информация, оперативные совя, собрания, электронная почта и т.д.) Наличие алгоритма передачи информациимежду различными уровнями организации и подразделениямиСистема ценностейИерархия системы ценностейПоведение сотрудниковОрганизованность коллектива

ответственностьсработанность

включенность членов коллектива в управлениеЭтикаЭтика корпоративного поведенииКодекс педагогической этикиВнешний вид сотрудниковСтимулирование развития и саморазвитие

Стремление сотрудниковк совершенствованию педагогических навыков

Инновационный потенциал

Уровень инновационного потенциала педагогического коллективаЦель, мисси, стратегияОтражение в концепции, документахФормальность существованияСимволика, атрибутика Наличие символики, атрибутики

разработанностьэлементов

смысловая нагрузкаЯзык организацииОсобенности Ритуалы, традицииПрисутствие ритуалов, традиций организации, стабильность их осуществления

Подводяитог,можносказать,что вопрос становления и развитиякорпоративнойкультуры в современных условиях модернизации образования актуалендля всех видовобразовательных организаций. Отличительной особенностью корпоративной культуры образовательных учреждений от фирм и предприятий будет ее комплексность, двойственность: рыночные отношения с одной стороны, и приращение этических, педагогических, научных ценностей всем участникам образовательного процесса,создание культурнонравственной среды, с другой стороны. Следовательно,компоненты корпоративной культуры образовательных организаций будут иметь свои специфические особенности. Для наблюдения и измерения корпоративной культуры образовательной организации, следует рассматривать ее функциональные и структурные компоненты.

Ссылки на источники1.Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. —2е изд., перераб. и доп. —М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.2.Богдан, Н. Н. Взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова // Университетское образовании:практика и анализ.–2010. –№ 4. –С. 18–273.Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Конкурентоспособный имидж дошкольного образовательного учреждения// Детский сад: теория и практика.2011.№5. С. 1826.

Serova Olga,

Master of 2 course, Department of elementary education Cherepovets state University, Cherepovetsolya.serova.84@mail.ruThe basis for selection of evaluation criteria of corporate culture educational organization.Annotation.The article is devoted to corporate educational organizations. The author describes an original approach to the study of corporate culture in educational institutions on the basis of allocations of criteria and indicators of the functional and structural components of corporate culture. Keywords:corporate culture, education organization, components of corporate culture.