Духовно-нравственное воспитание подростка средствами преподаваемого предмета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галсанова Б. Б. Духовно-нравственное воспитание подростка средствами преподаваемого предмета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4036–4040. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55072.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания подростков через средства преподаваемого предмета в условиях дополнительного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галсанова Балма Батомункуевна, педагог дополнительного образования,руководитель детского объединения «Булагай эхин» Агинского Дома Детского Творчества, п. Агинское Забайкальского краяaginskoeddt@mail.ru

Духовнонравственное воспитание подростка средствами преподаваемого предмета

Аннотация.Статья посвящена вопросам духовнонравственного воспитания подростков через средства преподаваемого предмета в условиях дополнительного образования. Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, детское объединение, народные обычаи и традиции, народные средства воспитания.

Традиции и обычаи являются основанием

и рычагом воспитания человека.К.Д.УшинскийСегодня у молодежи наблюдаетсябольшой интерес к получению знаний, способствующих росту материального благосостояния. Вместе с тем педагоги и родители задумываются и над тем, какое место в жизни подрастающего поколения занимают духовные ценности. Духовное сознание и духовность становятся ими тогда, когда народ несет в себе концентрированную духовноматериальную культуру предшествующих поколений. Она является духовнонравственной вершиной, всегда связанной с обращением к прошлому[3].Поэтому следование детского объединения «Булагай эхин»(«Истоки») Агинского Дома детского творчества бурятским национальным традициям ‬это и есть та направляющая сила духовного формирования личности, которая, как говорил академик Д.С. Лихачев, должна выявить ее индивидуальность и непохожесть каждого народа. Он веками накапливал духовный и этнопедагогический опыт.Как известно, воспитание ребенка всегда начинается с семьи, затем у него появляются друзья. Поэтому в процессе общения с природой и окружающими его людьми, он начинает формироваться как личность. А ядром личности являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Личность обязана знать свои корни, истоки, народные традиции и обычаи. Под обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся нормы и принципы общественного поведения, образа жизни и быта, передаваемые из поколения в поколение[2].

В последние годыобщественность многовнимания уделяетродному языку, истории своего народа, к обычаям и традициям,к заповедям.Внедрение в систему воспитания народной педагогикивоздействует на мысли и чувства детей, вызывая в них формирование лучших человеческих качеств, передавая жизненный опыт предыдущих поколений. Ведь целью любого народа было воспитаниеморально и физически здоровогопоколения. Обычаи и традициибурятского народа ‬уникальная кладезь народной мудрости, которая передается из поколения к поколению и воспитывает его в духе высокой нравственности и национального самосознания [1]. В передаче данных ценностей значительную роль играет родной язык. Расширение сферы функционирования бурятского языка сопровождается повышением интереса к истории, национальной культуре, обычаям и традициям бурятского народа. Помимо развития у ребенка его знаний, огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. В современных условиях народное искусство в силу своей доступности, обладает особыми возможностями, а усвоение дополнительных сведений по фольклору бурятского народа поистине обогащают, подпитывают растущую личность.В данное время в Агинском Доме детского творчества реализуется образовательная программа «Булагай эхин» («Истоки») дляуглубленного изучения бурятского языка, богатств бурятского фольклора в увлекательной форме на доступном материале.Развитие творческих способностей детей, должно возбудить у них неподдельный интерес к языку, фольклору родного народа, воспитывать на примере ценных заповедей, приобщая к народной мудрости через нравственноповеденческие навыки ‬вот основные отличительные особенности данной программы.Также в данную программувключены темы мира праздников. Праздники синтезируют в себе все сферы человеческого существования: материальный мир, опыт духовной жизни, народную педагогику, вопросы экологии. Ребенок должен стать не пассивным потребителем информации, а активным её производителем, добытчиком. В программе предусмотрено проведение практических занятий: изучение народных благопожеланий, песен, преданий, легенд, оформление альбомов по теме, разработка словарей, проведение итоговых занятий в форме праздников, встреч, устных журналов, экскурсий. Большое внимание уделяется и ролевым играм, поисковой работе,привлечениеродителей в такие виды взаимодействия как коллективные творческие дела, праздники, концерты, посещениемузеев, выставок,в оформлении и оборудовании кабинета.У автора программы естьжеланиереализовать мысль, высказанную Э.Хэллом: Национальная «культура ‬это не просто обычай, который можно одеть или сменить, как костюм… Большая часть культуры остается скрытой и находится за пределами сознательного контроля, составляя основу основ человеческого существования». Значит, можнопредставить планируемую модель формирования нравственной культурышкольников, основанную на углубленном изучении региональной истории и культуры. «Народная мудрость гласит, что народ, который забудет свои легенды, оставит свои традиции и обычаи, исчезнет с лица земли как пыль на ветру истории»[3].Поэтому внедрение данной программы по усвоению нравственноповеденческих норм и ценностей, закрепленных в обычаях и традициях бурятского народа, оправдано и является на сегодня самой актуальной темойработы с подрастающим поколением.Дети являются настоящими носителямии творческими продолжателями этнокультурных традиций, поэтому в программу включены такие разделы, которые направлены на погружение в мир бурятского фольклора. Целесообразно включение таких понятий как история происхождения хорибурят через призму семьи, знание родословной, легенды и предания, природа родного края, священные почитаемые уголки, материальная и духовная культура, символика, традиции в современном понимании, интерпретация старых обрядов, религия, игры и праздники. В Доме детского творчества детьми, обучающимися по данной программе, традиционно отмечаетсяпраздник Белого месяца(Новый год по лунному календарю). Проводятсяразличные конкурсы, например, среди девочек «Сагаа hарын дангина»(«Принцесса Белого месяца»),ежегодно проводитсятурнир по играм с использованием костяшек «Шагай наадан»(народные игры в мелкие бараньи костяшки).Участвуютв различныхконкурсах рисунков, сочинений, научнопрактических конференциях. Проводитсяпоисковая работао родословной своей семьи «Минии уг гарбал»(«Моя родословная»), о знаменитых людях своего рода «Уг гарбалайм суута зон»(«Гордость нашего рода»).Воспитанники детского объединения «Булагай эхин» знакомятся с природой родного края, знаменитыми людьми, традициямии обрядами, религией, нравственнымиценностями, бережно сохраненнымипредками. Целенаправленно ведетсяработапо воспитанию бережного отношения к родным местам,памятникам природы, животному и растительному мирукрая.Ведь, первейшей и основной целью воспитания детей у бурят являлась подготовка достойных хранителей огня в родном очаге и продолжателей имени и чести отца, матери, т.е. людей,обладающих высокими нравственными качествами: преданностью родному очагу, своему роду, бескорыстной борьбой в защиту обездоленных, созлом и насилием.Еще на заре своей истории буряты, установили, что физическое здоровье является основой нравственной полноценности [5].В целом материальная и духовнаякультура бурятского народа способствовала созданию определенной системы требованийв виде запретов, заповедей, указаний, наставлений, правил и рекомендаций по формированию у ребенка экологодуховных отношений к окружающей действительности[1]. Осознанные направления экологического образования и воспитанияребенкаосуществлялись через буддийскиезаповеди«10 сагаан буян» («10 белых добродетелей»), особенно ее первойзаповеди:«Спасение жизни любого живого существа». Методика и технология экологического образования и воспитания на национальных традициях и их интеграциях более осознанно развивают духовную культуру молодого поколения, чем утилитарнопрактическая направленность обучения с целью получения материальных выгод, игнорирующая экологическую воспитанность, включающей в себя природоохранную деятельность, сохранение природы и духовнонравственное отношение к ней[4].В заключение необходимо отметить, что «Духовная культура, являясь интеграцией проявления национального самосознания, выступает как направляющая сила по сохранению, возрождению и развитию духовности… Чтобы сохранять и развивать свои национальные особенности, традиции обычаи мы обращаемся к духовным истокам, национальной культуре и духовной жизни во всех ее проявлениях»[1].

Ссылки на источники1.Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. ‬УланУдэ, 2004.2.Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. ‬УланУдэ, 1991. 3.Бурхинов Д. М. Истоки духовности. ‬УланУдэ, 1999.4.Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. ‬М.: URSS, 2010. ‬160 с.5.РинчиноваТ.М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа // Гуманитарная наука юга России. ‬Элиста: КИГИ РАН, 2011. ‬С.266269.6.Осинский И.И., Суборова Х.М. Современная бурятская семья: подростки и родители. ‬УланУдэ: Издво БГУ, 2008. ‬188 с.7.Тумунов Ж.Т. Этнопегогика агинких бурят/ Ж.Т. Тумунов. ‬Чита: Издво Забайкальского государственного педагогического университета им.Н.Г. Чернышевского, 1998.

Galsanova Balma,additional education teacher of the Aginskoe'sHouse of Children's Creativity, head of the children's association "Sources", Aginskoe Zabaykalsky KraiSpiritual and moral education of the teenager by means of a taught subjectSummary. Article is devoted to questions of spiritual and moral education ofteenagers through means of a taught subject in the conditions of additional education.Key words:spiritual and moral education, children's association, folk customs and traditions, folk remedies of education.