Социально-педагогические технологии сопровождения полового воспитания детей-сирот

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобкова Т. С. Социально-педагогические технологии сопровождения полового воспитания детей-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4031–4035. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55071.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности детей-сирот, особенностями их психического развития. Анализируется специфика условий жизни в детских домах, раскрываются психологические особенности воспитанников детских домов, представляются новые результаты по исследованию развития полоролевой идентичности, немаловажной проблемы, требующей своего решения в рамках объекта психологической науки, так как у детей-сирот ограничены возможности познания полоролевых ориентаций и стереотипов поведения, что впоследствии негативно сказывается на адаптации и интеграции их в социуме, в том числе создании собственной семьи, воспитании детей. Автором представлены теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобкова Татьяна Степановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления, филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызраньtsbobkova@mail.ru

Социальнопедагогические технологии сопровождения полового воспитания детейсирот

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности детейсирот, особенностями их психического развития.Анализируется специфика условий жизни в детских домах, раскрываются психологические особенности воспитанников детских домов, представляются новые результаты по исследованию развития полоролевой идентичности, немаловажной проблемы,требующей своего решения в рамках объекта психологической науки, так как у детейсирот ограничены возможности на познание полоролевых ориентаций и стереотипов поведения, что впоследствии негативно сказывается на адаптации и интеграции их в социуме, в том числе создании собственнойсемьи, воспитании детей. Автором представлены теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта. Ключевые слова:детисироты, детский дом, институциональное воспитание, материнская депривация, замещающая семья, полоролевая идентичность.

В современном мире кардинального изменения экономических, политических и социальных условий вопросы половой дифференциации становятся особенно актуальными, так как они всегда были тесно связаны с общественноэкономической и культурноисторической жизнью, и нововведения в обществе приводили к изменению взглядов на проблему гендерных отношений. Социальный прогресс с его демократизацией межполовых отношений, размыванием границ между мужскими и женскими социальными ролями, не только изменяет, нормативныепредставления о половых ролях и обостряет многие их особенности, но и влияет на подрастающую личность двояко как позитивно, так и негативно. В последнее время мы наблюдаем «интервенцию» западных взглядов, навязывание моделей нетрадиционных форм семейного уклада на наши приоритеты и традиционные ценности в отношении института семьи и брака, воспитания детей, основанные на любви, верности, взаимном уважении.Осознание своей полоролевой идентичности имеет значение для развития индивида: чувство тождественности со своим полом, стремление соответствовать своему полу в рамках этнокультуры, менталитета определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности.Процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения ребенком в соответствии с эталонами женственности и мужественности происходит в ближайшем социальном окружении.Нарушение условий формирования половой идентификации у детей в условиях институционального воспитания приводит к недифференцированности полоролевых представлений и несоответствию поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения, к искаженному эмоциональнооценочному отношению к телу[1].С каждым годом происходит увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, особенно остро встаёт проблема их социальнопсихологической адаптации, реабилитации, а затем интеграции в социум. Известно, что полноценное развитие личности ребёнка невозможно без взаимодействия со значимыми близкими взрослыми, особенно с матерью, следовательно, процесс идентификации со своим полом предстаёт как базовая предпосылка развития человека. Однако современное образование отражает в себе противоречия социальной жизни, проявляющиеся в ослабление воспитательного влияния на молодое поколение, что соответственно приводитк падению моральнонравственных принципов, искажению представлений о семейных ценностях. Эти проблемы актуализируют поиск способов предупреждения нарушений процесса половой идентификации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, через исследования её особенностей в разных социальнопедагогических ситуациях развития, разработку специальных коррекционноразвивающих программ, социальнопедагогических и психологопедагогических технологий помощи и поддержки социального сиротства. Решение данной задачи требует не только осуществлять подготовку воспитанников к самостоятельной жизни вне социального учреждения, но и формировать осознанную мотивацию к успешной профессиональной и личностной самореализации в качестве мужчины или женщины, в том числе семейной жизни.Отечественные и зарубежные ученые сходятся во мнении о негативных последствиях институционального воспитания: отставание в психическом и физическом развитии вследствие материнской депривации, недостаточная психологопедагогическая подготовленность воспитателей, обеднённость конкретно чувственного опыта детей, связанная с ограниченностью окружающей микросреды, постоянное пребывание детей в условиях коллектива и т.д.2;3. Очевидно, что многие вопросы,касающиеся полового воспитания социальных сирот, требуют переосмысления: вопервых, для современного общества характерна тенденция к феминизации мужчин и маскулинизации женщин, которая негативно отражается на взаимоотношениях родителей и детей, на воспитании, на ролевой структуре семьи, что затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком; вовторых, воспитанники детских домов имеют расплывчатое представление о будущей половой роли в семье (сказывается негативный опыт родительской семьи), характеризуются отсутствием знаний о разницах полов, зачастую безразличным отношением к своему внешнему облику, что затрудняет формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения; втретьих, мы наблюдаем низкий уровень моральнонравственных ценностей воспитанников, раннее начало половой жизни и беспорядочные кратковременные связи, которые начинаются в подростковом возрасте и обусловлены отсутствием межличностного барьера. Вопросы полового воспитания актуальны для данной категории детей, у них нет других источников получения информации, кроме школы и специалистов детского дома, а сексуальная активность наступает достаточно рано[4].По результатам эмпирического исследования, проведенного в детском доме г. Сызрани, установлены отличительныеособенности половой идентификации подростков в разных социальнопедагогических ситуациях развития (обычные и приемные семьи), которые заключаются в более феминных проявлениях составляющих у воспитанниковмальчиков детского дома и маскулинных у девочексирот по сравнению с подростками из семей; обращает на себя внимание тот факт, что при внешней агрессивности (самозащитного обвиняющего характера) мальчиков из детского дома выявлено проявление феминности личности составляющих половой идентификации подростков; возможно, это связано с тем, что воспитанники во внутреннем плане действий на эмоциональноволевом уровне остаются не способными выносить самостоятельные решения, зависимыми от мнения окружающих взрослых и сверстников. Выявлен недифференцированный психологический пол (неопределенный тип полоролевой ориентации) у воспитанников детского дома до 20% случаев, преимущественно среди мальчиков. В качестве детерминант выступают ограниченность ориентации на пол, отсутствие достаточного количества образцов полоролевого поведения, а также образцов межполового взаимодействия.Возможно, это связано с незначительным присутствием мужчин в жизнедеятельности мальчиков, большое количество женщинвоспитателей с разнообразной программой воспитания и предъявляемых требованийк поведению и дисциплине. У подростков из детского дома не сформирована полоролевая идентичность, т.е. представления о типичности для пола своего поведения, а также функций, выражающихся как обобщенные суждения о мужественности/женственности, прямо противоположны: у мальчиков феминны, у девочек –маскулинны. О сформированности полоролевой идентичности подростков, воспитывающихся в семьях, говорит традиционная направленность (маскулинная) у мальчиков из приемных семей и андрогинная с преимуществом маскулинных черт у мальчиков из обычных семей и феминных качеств у девочек из обычных и приемных семей. Полоролевые предпочтения, т.е. ценности подростков в отношении стереотипного поведения того или иного пола, у воспитанников детского дома сформированы недостаточно по сравнению со сверстниками из семей. Образ себя, как представителя определенного пола, у мальчиковвоспитанников не сложился. Возможно, это связано с кризисом идентичности, отсутствием программ мужского воспитания, значимого взрослого (мужчины), образцов мужского поведения, наличием в избытке постоянного женского окружения, без положительно окрашенного эмоционального общения, с постоянным контролем, регламентацией поведения, негативизмом. Проявление маскулинности девочек детского дома, возможно, связано с тем, что они хотят быть ближе к представителям мужского сообщества, привлекая тем самым к себе внимание, успешнее находить контакт со сверстниками противоположного пола; а также позволяет им комфортно чувствовать себя в данном учреждении, т.к. передними стоит вопрос сохранности личностного экзистенциального пространства, обусловленное отсутствием близких родственных связей и чувства защищенности (базового доверия к миру в целом). Полоролевые стереотипы, т.е. представления подростков о поведении и функциях, характеризующих мужчин и женщин, выглядят следующим образом: больше сходств обнаруживается в образе «Идеального мужчины», который представлен маскулинно, в той или иной степени. Представления подростков об «Идеальной женщине», можно сказать, более традиционны в обычных и приемных семьях, детисироты считают, что женщина должна в большей степени обладать мужскими чертами. Основной причиной является отсутствие семьи и, как следствие, невозможность наблюдать разнообразие социальных ролей. Представлениямальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях семьи, о паттернах своего поведения, демонстрируемых другим представителям своего пола, соответствуют в большинстве случаев социальным стереотипам мужчин и женщин, т.е. проявлением маскулинности мальчиками, феминности девочками в своем поведении. Возможно, этому способствует более широкий круг взаимодействия девочек из семей с мужчинами (папа, брат, дядя, отчим и т.д.), которые подчеркивают их женственность, поощряя проявления феминности в поведении, внешности, личностных качествах, значимой роли отца (мужчин) в жизни мальчиков (важной в подростковом возрасте). Совокупность субъективных представлений подростков о том, какими их видят другие мужчины и женщины, у воспитанников детского дома имеет феминный характер, а в глазах мужчин неопределенный (в реальной жизни у детей детского дома больше общения с представителями женского пола: воспитательницы, учителя, бабушки, тети, сестры, материодиночки и т.д.). Деперсонифицированное восприятие мужчин и женщин подростками из детского дома, которое характеризуется формальностью, указывает на несформированность базовых структур половой идентичности. Социокультурные представления подростков в разных социальнопедагогических ситуациях развития о семье имеют качественные отличия в супружеских образах (мужа и жены), в представлениях о матери, и аналогичны в представлениях об отце: 1) образ «Идеальной мамы» подростками, воспитывающимися в условиях приемной и обычной семьи, представлен одинаково, т.е. андрогинно с преобладанием женских черт в той или иной степени. Представления о матери у мальчиков детского дома более феминны. Образ идеального отца имеет сходства в представлениях всех подростков, которые видят его андрогинным, но преимущественно с мужскими качествами, как и идеального мужчину. Наличие схожести взглядов подростков из приемных семей и детского дома (сказывается прошлый негативный опыт проживания в кровной семье), а также совпадение мнений с детьми из обычных семей (положительное влияние семейного воспитания в приемной семье); 2) отличия наблюдаются в том, что у воспитанников детского дома негативный образ мужчин и женщин гораздо более дифференцирован, разнообразен, основан на личном опыте и наблюдении, а в положительном образе больше присутствует стереотипов, идеализаций. Отчетливо выделяются два противоположных образца маскулинности/феминности –положительный и отрицательный в социокультурных представлениях о семейных ролях у воспитанников детского дома и подростков из приемных семей, ранее проживающих в неблагополучной кровной семье и в детском доме; их содержание различно у детей из разных категорий семей и детейсирот. Воспитанники мало разграничивают роли мужа, отца, жены, матери, дают сходные характеристики (заботливые, трудолюбивые, хозяйственные, добрые), по сравнению с детьми из семей, для воспитанников первичны образы матери и отца[4].Для наблюдения за проявлениями маскулинности, феминности,андрогинности была использована карта наблюдения за подростком, которая позволяет определить превалирование маскулинных/феминных качеств, паттернов поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужских и женских ролей, направленность психосексуальной ориентации и сделать предположения о тенденции к сформированности половой идентичности, состоящаяиз четырех фрагментов, фиксированных форм полоролевого поведения, проявлений мужских и женских качеств, сексуальнополовых предпочтений: внешние признаки маскулинности/феминности(формальные символы): внешний облик, стиль одежды, тембр голоса соответствующий мужскому/ женскому образу (типу);паттерны (признаки) полоролевого поведения (соответствие социальным стереотипам мужского/ женского поведения);проявления личностных черт, относящихся к маскулинным/феминным;дифференцированность психосексуальных ориентаций (проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстникам своего пола).По мнению взрослых, наблюдаются значительные отличия признаков проявления маскулинности/феминности между воспитанниками детского дома и подростками из семей, т.е. половая идентификация подростков в разных социальнопедагогических ситуациях развития имеет отличительные особенности:

а) не зависимо от гендерных различий:

наибольшие расхождения обнаруживаются в паттернах полоролевого поведения, соответствующих социальным стереотипам мужского/женского поведения и в личностных характеристиках;

сходства в дифференцированной направленности психосексуальных ориентаций подростков, которые соответствует принятым нормам в обществе, т.е. носят адекватный характер при взаимодействии их друг с другом и противоположным полом (неоднозначность в степени проявления);б) в соответствии с гендерными различиями:

отличия среди девочек выявлены во внешних проявлениях признаков феминности;

наименьшие расхождения среди мальчиков во внешних признаках маскулинности/феминности[5].Нами была разработана диагностикопрогностическая карта, которая содержит рекомендации по формированию адекватной половой идентификации детей и подростков в условиях детского дома. В таблицепредставлена часть материалов карты.Таблица 1.Диагностикопрогностическая карта особенностей половой идентификации воспитанников детского домаПризнаки социальнопедагогической ситуации развитияНабор типологических качествРекомендации (формы работы)ПсихологВоспитатель

разрыв с семьей и поступление в детский дом в дошкольном, младшем школьном

виды деприваций: патернальная материнская социальнаяэмоциональнаякогнитивная круглосуточное пребывание в коллективеотсутствие мест для уединения жесткая регламентация режимаМаскулинный(у девочек):агрессивное отстаивание своих интересов;доминирование;проявление грубости в выражениях;общественная активность; лидерство; склонность к риску;целеустремленность,настойчивость;находчивость; проявление силы, смелости, ловкости;внешние признаки маскулинности;социокультурные представление о мужественности/женственности, полоролевые стереотипы, предпочтения, паттерны поведения соответствуют мужским.1. Необходимо стимулировать процессы рефлексии, самопознания.(индивидуальные и групповые формы работы (Что я знаю о себе? Что я люблю и ненавижу? Человек, которым я восхищаюсь и т.д.; 2. Поощрять стремление к ведению личных дневников.3.Развитие эмпатии, формированиепотребности разделять свои переживания с другим человеком,обмениваться впечатлениями.Тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации.Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и т.д.).Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учета состояния другого человека.4. Необходимо компенсировать отсутствие женских паттернов поведения, дать девочке другой «инструмент», выполняющий те же психологическиефункции, что и маскулинные.5. Помощь в оптимизации отношений с опекунами, другими родственниками, а также с родителями.6. Формирование научных представлений о межличностных отношениях между людьми противоположного пола, о личностных качествах (матери, жены), об этике семейных отношений,проигрывание сценок из семейной жизни и т.д. 1.Воспитатели выступают образцами поведения женственности. 2.Развитие у девочек исконно женских качеств: опрятность, аккуратность, умение сострадать, помочь, вежливость, ласковость, уступчивость, скромность, застенчивость, мягкость в высказываниях, не использование грубых выражений; чувствительность. 3.Изменение стереотипных установок, акцентирование внимания на женственности во всех проявлениях.4. Подготовка к роли матери и жены, учить уважать мальчиков, мужчин.5.Развитие культурногигиенических навыков: следить за своей внешностью (прической, одеждой, обувью), иметь зачатки хорошего вкуса, изящно ходить, уметь вести себя за столом. 6.Формированиенавыков ведения домашнего хозяйства;7.Метод «погружения в атмосферу семьи».8.Поощрение интереса к занятиям, соответствующим женской деятельности, в зависимости от склонностей и способностей 7.Игровые ситуации, формирующие и закрепляющие в сознании эталонымужественности и женственности.

8. Формирование ценностного отношения к ребёнку и т.д. (спортивные секции, кружки т.д.), а также гашения избыточного полового возбуждения через позитивное использование своей энергии.

В таблице указаны рекомендации относительно развития женственности у маскулинных девочек; карта включает в себя рекомендации по формированию мужественности у феминных мальчиков, и соответствующих качеств у воспитанников разного пола с недифференцированностью психологического пола.Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что нарушения процесса половой идентификации воспитанников детского дома обусловлена неправильной организацией общения взрослых с детьми, несовпадающими стилями женского воспитания с предъявляемыми требованиями к поведению и дисциплине, которые не компенсируют дефектов развития, вызванных депривацией; отсутствием мужского воспитания; недостаточностью психолого

педагогической подготовленности воспитателей по половому воспитанию в подростковом возрасте; скученностью, нарушением экзистенциального личного пространства; негативным прошлым; разрывом с семьей и помещением ребенка в детский дом; различными видами деприваций (материнской, патернальной, социальной). В связис тем, что детямсиротам в период проживания в детском доме не удается освоить весь комплекс социальных и гендерных ролей и сформировать личностные качества и компетенции, необходимые для успешной социализации и интеграции в общество в качестве мужчины или женщины, встает вопрос о внедрении альтернативных форм и методов полового воспитания, включающие не только систему планируемых средств и технологий, но и участие специалистовпедагогов, наставников с целью формирования личности мужчины (мальчика) или женщины (девочки), в результате чего формируются качества, свойства и установки личности, определяющие необходимые обществу отношения человека между полами и его психосексуальную индивидуальность; с обязательным соблюдением общепринятых этических норм и правил поведения, с учетом традиционных, религиозных, этнических и моральных ценностей, свойственных российской ментальности, способствующих психическому, нравственному и духовному здоровью ребенка.В основе системы полового воспитания детейсирот в условиях детского дома должна быть идея медикосоциальной и психологопедагогической помощи с целью формирования адекватной половой идентификации воспитанников, которая предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, и не может быть осуществлено стихийно и разрозненно, поэтому требует объединения усилий воспитателей, социальных педагогов, учителей, психологов, педагогов дополнительного образования, медицинских работников; может включать специально разработанные, психологически обоснованные программы развития половой идентичности, учитывающие возрастные особенности.Проведенное исследование показало, что у большинства воспитанников детского дома наблюдаются нарушения процесса половой идентификации, по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в условиях обычной и приемной семьи. Семейные условия воспитания дают большие возможности для усвоения социальных и половых ролей подростками, эмоциональное благополучие, близкие привязанности, здоровую нравственную атмосферу, позитивные отношения между взрослыми и детьми, наделенные вниманием, теплотой, любовью, поэтому и считаются приоритетными в отношении институционального воспитания[5].За последние годы наблюдается положительная тенденция отказа от общественного воспитания в нашей стране, заменяющаяся более совершенными формами содержания и воспитания, как приемные и патронатные семьи, опека и попечительство, усыновление. В Самарской области из 8,5 тысяч детейсирот в государственных учреждениях находится еще 1100 человек, остальные воспитываются в различных замещающих семьях.Политика нашего государства способствует увеличению числа передачи детейсирот на воспитание в замещающие семьи наших граждан. В данном направлении ведется активная работа, правительственные меры, касаются финансовой стороны дела, упрощения процедуры усыновления и устройства детей, лишенных родительского попечительства, в российские семьи и т.д. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения мероприятия, предложенные президентом для решения проблем сирот, получили беспрецедентно высокий уровень общественной поддержки. Замещающая форма семьи имеет свои плюсы и минусы: с одной стороны ребенок воспитывается в семейной обстановке; с другой стороны неподготовленность приемных родителей к воспитанию ребенка с неблагополучным прошлым, с проблемами в развитии; случаи возврата ребенка в детский дом, что является вторичным психотравмирующим фактором. Мы считаем, что наилучшей формой устройства социальных сирот признается семья в любых ее проявлениях, однако массовая деинституализация воспитания детейсирот в настоящее время пока невозможна, поэтому детские дома остаются основным институтом социализации детейсирот.За непродолжительный период активизировалась деятельность благотворительных фондов, волонтерского движения, программы которых направлены на помощь и поддержку детейсирот в детских домах и интернатах. Помимо материальной поддержки, главная ценность волонтерских организаций –это общение с детьми и подростками в качестве наставника, друга, основанное на любви и доверительных отношениях; что поможет сиротам почувствовать себя нужными, вернуть надежду на успешное будущее. Использование возможностей молодежного волонтерского движения в различных направлениях работы детского дома: социальная адаптация и интеграция детейсирот, постинтернатное сопровождение выпускников, помощь в устройстве детей на патронатное воспитание и другие формы замещающих семей. Программа содействия устройству детей из государственных сиротских учреждений в российские семьи может включать просветительскую и разъяснительную работу, популяризацию патронатных и приемных семейных форм воспитания среди населения через печатные материалы: написание статей в газеты и журналы, создание буклетов, рекламных проспектов; проведение семинаров, акций и т.п. Успешно реализуется проект добровольческого молодежного движения «От чистого сердца», основанного на базе Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета. Студентыволонтеры проводят для детей детского коррекционного дома увлекательные мастерклассы, творческие кружки и развивающие занятия, тренинги по профессиональному ориентированию, помогают решать бытовые и жизненные проблемы, организуют для воспитанников экскурсионные и каникулярные программы, становятся индивидуальными шефами; оказывают поддержку выпускникам детского дома, организуя тематические беседы, юридические консультации и т.п. Волонтеры помогают педагогам детского дома в работе с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии: умственная отсталость, ЗПР, различными психическими отклонениями; проблемами в обучении. Учитывая, что наибольшие трудности и отклонения от нормального развития сирот отмечаются в эмоциональноволевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству 2, общение с волонтерами в неформальнойобстановке будет положительно влиять на становление личности воспитанников. Незначительная разница в возрасте, активная жизненная позиция, ответственность, эмпатия помогают установить доброжелательные межличностные отношения между воспитанниками и волонтерами, выступающими в качестве наставников, положительного примера для подражания.Общение воспитанников с представителями волонтерского молодежного движения в аспекте полового воспитания будет иметь положительный результат, так как наблюдение адекватного полу поведения окружающих взрослых представляется немаловажным особенно для подростков, которые бессознательно или сознательно наблюдают за взрослыми, копируя внешнее поведение и примеряя внутренний духовный статус мужчины или женщины, при этом важны не только образцы поведения представителей каждого отдельного пола, но и образцы взаимодействий мужчин и женщин. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что возможности молодежного волонтерского движения в рамках социального и психологопедагогического сопровождения детейсирот в условиях детского дома многогранны и на сегодняшний день являются эффективным средством не только поддержки этой категории детей, способствуют успешной их социализации, но и позитивном влиянии на социальноэмоциональное развитие воспитанников, что позволяет предположить положительную роль в формировании самосознания (половая идентификация является звеном структуры самосознания) сирот.Процесс реструктуризации детских домов сложный и продолжительный по времени и содержанию, поэтому мы разработали и реализовали на практике рекомендации по формированию адекватной половой идентификации воспитанников детского дома. В организационном плане самым важным является создание условий жизнедеятельности воспитанников, которые приближены к семейным:

организация семейных групп с помещением в них кровных братьев и сестер для оптимизации межродственных отношений, воспитания более близких привязанностей, любви, внимания, заботы о близком человеке, потребности в нем, разновозрастной состав группы, проявления заботы и любви старших к младшим;

обеспечение ребёнку своего биологического пространства, возможности уединения, размещение комнат и мебели приблизить к домашнему уюту;

устройство детейсирот в гостевую семью, приглашение детей домой к сотрудникам детского дома в выходные, праздничные и каникулярные дни;

организация встреч с многодетными благополучными семьями с целью передачи положительного опыта, образцов семейной жизни;

сохранение социальных связей или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи;

организация пространства в группе для ведения домашнего хозяйства с четким распределением ролей, обязанностей;

развитие культурногигиенических навыков в процессе режимных моментов и через специально организованные мероприятия, воспитательного (эстетического) и медицинского (просветительского, профилактического) характера, в области полового и сексуального просвещения детейсирот, профилактики заболеваний, предупреждения беременностей;

контроль за играми и общением со сверстниками, с целью исключения искажения психосексуальных ориентаций, а также девиаций, связанных с половым насилием;

поощрение интереса воспитанников к занятиям по дополнительному образованию, в соответствие с гендерными различиями, учитывая склонности и способности каждоговоспитанника(мастерские, спортивные секции, кружки); специально организованная среда способствует не только формированию мужских и женских качеств, но и сублимирует половую агрессивность (сексуальная активность наступает достаточнорано у детейсирот), направляя энергию (избыточное половое возбуждение) в позитивное русло;

создание традиций, аналогичных семейным, в форме культурномассовых мероприятий;

создание игровых ситуаций, имитирующих семейные сцены, по разрешению конфликтов, что способствует формированию коммуникативных навыков умение найти компромисс, снижает тревожность, связанную с негативными воспоминаниями прошлой семейной жизни. Предложенные выше практические рекомендации в рамках полового воспитания и формирования позитивной семейной роли воспитанников в условиях детского дома будут эффективными при условии плодотворной слаженной работы всего педагогического коллектива. Зная общие закономерности контингента «социальных сирот», их отличительные особенности и типологические черты, нельзя в то же время забывать, что в любой сфере практической деятельности, связанной с проблемами детейсирот, необходимо учитывать индивидуальную неповторимость каждого конкретного ребенка.Таким образом, выбор социальнопедагогических технологий сопровождения полового воспитания детейсирот зависит от возможностей конкретного интернатного учреждения, программ сопровождения воспитательного и образовательного процесса, от желания самих педагогов, воспитателей быть не только образцом для подражания,но и наставником, другом.

Ссылки на источники1. Бобкова Т.С., Виноградова Г.А. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков // Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: НПГУ, 2010. №2 –С. 228244.2. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990.

С. 264.

3. Мухина В. С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением// Под ред. В. С. Мухиной М., 1989. С. 246. 4. Бобкова Т.С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социальнопедагогических ситуациях развития //Казанский педагогический журнал. Казань, 2013.№5.С.156163.5. Бобкова, Т.С., Виноградова Г.А. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –Вып. 2 –Самара: СНЦ РАН, 2010. Том 12. №3. –С. 386393.

BobkovaTatyana,Сandidate of Psychological Sciences, аssociated Professor of the Department of Economics and Management,аbranch of «the Samara state economic university», SyzranSociopedagogical technologies in sexual education of childrenorphansAbstract.The article touches upon problems of orphans life organization and peculiarities of their mental development. The author analyzes conditions of life in children’s home, discovers their psychological features and gives new results on important problem of research sexual identity. Orphans have limited opportunities to know their sexual orientation and how to behave in this or that situation. As a consequence it is difficult for them to adapt in society, to create their own family or to educate their own children. The author gives own decisions in solving this problem.Keywords:orphans, boardingschool education, deprivation of mothers caress, replace family, sexual identity.