Духовно-нравственные ценности внутрисемейных отношений в бурятском обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ринчинова Т. М., Суборова Х. М., Жимбаева Ц. Ч. Духовно-нравственные ценности внутрисемейных отношений в бурятском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4101–4105. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55085.htm.
Аннотация. В статье говорится, что сегодня духовно-нравственные ценности внутрисемейных отношений в бурятском обществе претерпевают большие изменения. Сегодня в современной семье у детей возникают проблемы в становлении адекватной самооценки, навыков и умений достойного поведения, а также в становлении у них духовно-нравственных качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жимбаева Цыпылма Черниновна,кандидат культурологии, доцент Агинского филиала ФГБОУ «Бурятский государственный университет», г. УланУдэzhimbaeva@mail.ru

Суборова Хандама Мункобаировна,кандидат социологических наук, специалист Министерства образования Республики Бурятия, г. УланУдэkhandama@mail.ru

Ринчинова Татьяна Мункобаировна,библиотекарь бурятской гимназии №29, г. УланУдэrtanyam@mail.ru

Духовнонравственные ценности внутрисемейных отношений в бурятском обществе

Аннотация.В статье говорится, что сегодня духовнонравственные ценности внутрисемейных отношений в бурятском обществе претерпевают большие изменения. Сегодня в современной семье у детей возникают проблемы в становлении адекватной самооценки, навыков и умений достойного поведения, а также в становлении у них духовнонравственных качеств. Ключевые слова:духовнонравственные ценности, внутрисемейные отношения, бурятское общество, народные средства воспитания.

Тема духовнонравственных ценностей пронизывает все научные и художественные памятники общечеловеческой культуры различных эпох. Антропоцентризм или ориентированность на человека, на его судьбу, на смысл его жизни и смерти, на ценностносмысловое, духовное наполнение его бытия, является главной особенностью современной культуры. В ней имеются все основания представить нравственность или духовность как особое качество общественного сознания, приобретаемое им в стремлении к совершенствованию души, как умение найти собственную неповторимую природу и жить в согласии с самим собой. Так, Ж.Т. Тумунов раскрывает основополагающие этнические идеи, ценности и нормы, играющие важную роль в общественных и внутрисемейных отношениях бурят. Так, он выделяет два принципа воспитания у бурят:1.Воспитание человекосообразности, т.е. воспитание человека как члена общества на основе естественной системы его происхождения.2.Воспитание человека как части природной системы, а не как властелина, могущего безнаказанно пользоваться ее ресурсами, руководствуясь лозунгом «Не ждать милостей от природы, а взять их у нее –наша задача» [10, c. 10].М.С. Васильева предприняла попытку обобщить представления этноса о своем идеальном представителе, сделать анализ педагогических возможностей старой патриархальной бурятской семьи, семейных и общественных традиций, обычаев, обрядов и праздников как факторов, средств и форм передачи социокультурного опыта народа [3]. Она отмечает, что идеальный человек в понимании бурят был прежде всего коллективистской и экологизированной личностью, которой были присущи «коллективистическая система ценностей, коммуникативная и поведенческая этическая грамотность в пределах принятых в социуме правил, практические знания и умения в рамках традиционного хозяйствования, крепкое физическое здоровье и подготовка, крайне важные в суровых климатических и жизненных условиях» [3, c. 124]. Бурятские ученые А.А. Елаев, З.П. Морохоева, И.С. Урбанаева [4; 8; 12] в своих исследованиях приходят к выводу о том, что в бурятской культуре формировалась коллективистическая личность. Для нее характерны такие духовнонравственные ценности, как преданность родовым интересам; готовность защитить и помочь сородичам; ответственность за коллектив и перед коллективом; соблюдение равенства и справедливости; полное принятие социальных норм; доброжелательное отношение к людям; участие во всех видах традиционной деятельности рода; почитание родной земли, небесных светил, явлений природы; почитание духов предков; понимание себя как части общества, природы, космоса.Из работ К.Д. Басаевой, Ц.Ч. Жимбаевой, Р.Л. Лыгдыновой, Ж.Т. Тумунова [2; 5; 7; 11] и других исследователей можно судить, что подростковый возраст в традиционной культуре бурят был переходным периодом от детства к юности, и его особенности были связаны с процессом полового и социального созревания и сопутствующим изменением отношения к подростку окружающего социума. Воспитание детей и подростков, максимально соответствующих требованиям сообществаи поэтому максимально приспособленных к природноклиматическим, социальным особенностям региона и ближайшего окружения, осуществлялось, прежде всего, в семье. Кочевой быт требовал неукоснительного соблюдения строгих правил общежития, порядка, устойчивости в жизнедеятельности бурятской семьи. Вещи и предметы бытового обихода всегда должны были располагаться на «строго определенных обрядовым и ритуальным правилам местах. Такая упорядоченность незаметно приучала детей и подростков к организованности и самодисциплине. При частых кочевках в поисках пастбищ и водопоя строгое соблюдение ритуальной стороны быта облегчало жизнь» [10, c. 76]. Подготовительным этапом в освоении культуры народа для ребенка выступало наблюдение за поведением и реальными действиями взрослых и только затем выполнение наиболее простых и вспомогательных операций, хотя и самостоятельно, но в составе группового сотрудничества. Ценность детскородительских взаимоотношений у бурят заключается в организации воспитательного процесса, отличающегося стройной последовательностью и преемственностью педагогических воздействий, при которой осуществляется естественное, логическое закрепление и развитие умственных, нравственных, физических, трудовых и, самое главное, коммуникативных качеств личности в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей детей. Раннее начало воспитания предполагало и раннее взросление, становление самостоятельности. Раннее начало трудового, нравственного, физического, умственного обучения и воспитания с предельно высоким уровнем сложности содержания способствовало тому, как отмечает исследователь В.Ф. Афанасьев, что дети уже в 1214летнем возрасте, т.е. в подростковый период, становились самостоятельными охотниками, пахарями, рыболовами, скотоводами и т.д. [1, c. 48].Этническая культура бурят характеризуется уважением внутреннего мира ребенка, обусловленным пониманием эмоционального благополучия ребенка для нормального формирования личности, владеющей хорошими коммуникативными умениями. Этому положению отвечают методы, приемы и средства воздействия на чувства, сознание и поведение детей, используемые в системе народного воспитания бурят. Это – разъяснение, пожелание, просьба, намек, одобрение, благодарность, упрек, запрет, благословение, завещание. В этих методах и приемах нет мер воздействия, унижающих человеческое достоинство. Уважительное отношение к внутреннему миру ребенка воспитывало ответное чувство уважения чужого, отличного. Заботливые родители, другие члены семьи обычно находятся рядом с детьми и подростками, контролируют их деятельность, помогают, если такая помощь необходима. Ребенок постоянно ощущает психологическую поддержку, внимание. Наличие положительной оценки создавали у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности, умеющей хорошо общаться со всеми, будь то взрослый или сверстник. Устная похвала, одобрительная улыбка –приемы, которые присутствуют в каждой семье. Педагогическая культура бурят требует и здесь учитывать психологию ребенка: одни дети падки на похвалу и в следующий раз еще лучше постараются, другие, наоборот, возгордятся, у них разовьется повышенная самооценка, самомнение. Поэтому родители всегда знают, кого хвалить и в какой мере [9]. Жизнедеятельность всего семейного коллектива и каждого его члена в отдельности регулировалось именно через систему социальных связей, выраженных традиционными нормами и правилами, действующих с непреложным автоматизмом. В бурятской семье каждый член имел свое место, свои обязанности, долг перед остальными и вел себя в соответствии со своим статусом. Социальная роль определена природой человека: полом, родственными отношениями, возрастом [9]. Традиционная бурятская семья, являясь разновозрастным коллективом, основанным на кровных родственных отношениях и глубоком уважении друг другу, была естественной средой социализации подрастающего поколения. Сама организация семейного коллектива дает большой воспитательный эффект, создает более тесное взаимодействие представителей всех возрастов и является естественным условием постоянного накопления коммуникативного опыта старшими поколениями и передачи его младшим поколениям. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую хватку, приучаются уважать старших и их авторитет. Поведенческая культура бурят исходит из того, что старшие должны быть примером и образцом для детей, только тогда детскородительские взаимоотношения в семье станут хорошими. Пример родителей, самых близких ребенку людей –самый мощный ориентир в поведении детей и подростков. Народная педагогика учит, что ребенку об отце и матери следует сообщать только хорошее, на худой конец –ничего. Но ни одного плохого слова. Ребенок, поверивший, что его мать –скверная женщина, а отец –дурной человек, никогда не станет добрым. Бурятская этническая педагогика предъявляет родителям и старшим в семье очень большие требования: быть детям положительным примером, создавать положительный настрой в семейных взаимоотношениях. Все это –благоприятные условия для воспитания,они создают атмосферу гуманных взаимоотношений в семье, позволяющие старшим обрести авторитет, на основе которого они получают право давать наставления, советы, приказания.Наличие старших членов семьи способствовало передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляло в детскородительские взаимоотношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт. Старшие члены семьи обладали большим запасом традиционных поведенческих умений, были знатоками фольклора, истории, традиций и обычаев и обрядов. Ухаживая за внуками, они приобщали их к различным видам трудовой деятельности, «преподавали уроки» общения, этикета, фольклора, истории, труда, которые дети усваивали без назидания. Чувствуя свою ответственность как старшего поколения, дедушки и бабушки сами очень строго относились к своим словам, поступкам, жестко соблюдали верность проповедуемым идеалам. Старики передавали юным все лучшее, что сами приобрели за свой долгий век. Таким образом, влияние самого старшего поколения предопределяло формирование этических идеалов, развитие разных способностей и духовности внуков.Бурятские семьи, как правило, были многодетными, наряду с родителями воспитательные функции возлагаются в них на старших детей в семье. Существует ситуация непрерывного воспитания (взрослые –дети; старшие дети –младшие). Постоянной заботой старших детей в многодетных семьях, наряду с работой по дому, является уход за младшими братишками и сестренками. Они отвечали за состояние и поведение своих младших братьев и сестер. Эти обязанности были весьма сложны и не по летам ответственны. Ситуация ответственности благотворно влияет на старших детей, вынуждая их заниматься самовоспитанием. Младшие дети спокойно воспринимали требования старших, искали у них защитуи поддержку. Сдержанный, ровный стиль общения родителей положительно влиял на психическое, нравственное развитие детей и подростков. Они росли веселыми, спокойными, сдержанно проявляя эмоции и чувства. Стремление не запятнать честь семьи и рода, защита чести и достоинства родителей способствовали воспитанию у детей и подростков чувства человеческого достоинства, которому старшие придавали немаловажное значение в их воспитании.Педагогическая культура бурятского этноса считает воспитание у детей духовнонравственных ценностей очень важным и трудным делом, которое не может быть отдано «на откуп» только родителям. Оно издавна осуществлялось всем миром. «Любой взрослый человек имел право поучать, сделать замечание ребенку и даже наказывать при необходимости, если он нарушал принятые правила поведения, подсказать как вести себя в той или иной ситуации» [6, c. 70].Буряты особое значение придавали воспитанию таких ценностных качеств, как милосердие, сострадание к больным, старикам и малолетним детям. Народ понимал, что способность к состраданию –формирующее качество личности. «Детей учили помогать пожилым людям в выполнении разных дел, ухаживать за больными, немощными дедушками и бабушками и маленькими. Такие способы сострадания становились постепенно привычными для ребенка и закреплялись в дальнейшем как черта характера» [1, c. 93]. Итак, буряты особое внимание уделяют воспитанию у каждого члена своей семенородственной группы, таких духовнонравственных ценностей, как прочное чувство родства и сплоченности, ответственность друг за друга, обусловленная социальной защитой человека в сложных жизненных ситуациях. Ценным в воспитании детей является нежное и любовное отношение бурят к ребенку, подростку и своевременную положительную оценку, похвалу их положительным действиям. Доброта и внимание родителей создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие подростка. Родительская любовь является незаменимым источником духовнонравственного развития подростка, его чуткости, отзывчивости, заботливости, гуманного отношения к окружающим людям.Логика работы требует исследования современного состояния детскородительских взаимоотношений в бурятской семье. Здесь необходимо отметить важность влияния состояния современного бурятского общества на специфику детскородительских коммуникативных взаимоотношений в семье. Бурятское общество постоянно находилось в развитии, утрачивая при этом определенные черты и приобретая новые, поэтому комплекс его этнокультурных черт постоянно модифицировался. Некоторые традиции, обычаи и нормы, присущиебурятам в прошлые века, к концу двадцатого столетия утрачены безвозвратно или приобрели новые формы и качества, но другая их часть сохранилась, продолжает культивироваться в настоящее время, и будет транслироваться в будущее.За период советской власти произошли значительные изменения внутри бурятского этноса, его внутриобщинный коллективизм и самоуправление были заменены коллективизмом иного порядка, подчиненного государству, способствовавшего внутриэтнической разобщенности. Это явление привело к значительной утрате самобытности бурятской культуры. Но вместе с тем в сложные периоды жизни народа передовые представители этноса, обеспокоенные судьбой своего народа, консолидируют свои усилия для сохранения самобытности и этнической культуры и противостояния процессам аккультурации и ассимиляции.На протяжении многих десятилетий происходило разрушение большой патриархальной семьи. В результате снизился общий уровень демографической активности бурятского населения, уменьшилось количество детей в семьях. Увеличивается процент неполных семей.Существенным образом изменились ролевые отношения в семье. В современной бурятской семье мужчина не всегда является бесспорным лидером, основным добытчиком, его образовательный и культурный статус чаще бывает ниже, чем у его жены, что сказывается на укреплении лидерского положения женщины в семье. Но даже в таких случаях в большинстве бурятских семьях формально признается главенство в доме за мужчиной. Выполнение семьей своих функций осложнено изменением структуры ценностей. Наблюдается дезориентация родителей в формировании личностных качеств детей. Сегодня в некоторых семьях родители стараются воспитать в детях индивидуализм, изворотливость и т.д., не ценившиеся в традиционной бурятской культуре. Сегодня для бурятских женщин сохраняется проблема двойной занятости: профессиональной и семейной. Равного разделения домашнего труда во многих семьях не существует. Около 80 процентов всего объема работы в доме выполняется женщинами. Вследствие этого у женщин практически не остается времени для полноценного воспитания детей. Недостаток общения в семье не лучшим образом сказывается на становлении и развитии подрастающей личности. Как показывают опросы врачей и педагогов, в последние годы резко возросло число детей с нарушением речи, ограниченным словарным запасом, различными нервнопсихическими расстройствами. Это объясняется, в том числе, и эмоциональнодуховным недостатком родительской любви и внимания.Важно отметить, несмотря на то, что современное семейное воспитание, особенно городское, в ряде случаев не сохранило этнических особенностей позитивных семейных устоев и недостаточно способствует преемственности этнических традиций, но, тем не менее, продолжают сохраняться отдельные традиционные этнические ценности, такие как стремление к образованию, уважительное отношение к этническим и религиозным обрядам.В последние годы стремительно растет число малообеспеченных семей. Низкая педагогическая культура родителей, появление маргинальных семей, характеризующихся асоциальным поведением, ведут к снижению уровня воспитанности и развития нового поколения, к увеличению масштабов безнадзорности и беспризорности. Под угрозой оказалось не только физическое, но и нравственное здоровье, социокультурные умения и коммуникативные навыки молодого поколения.Для анализа детскородительских коммуникативных взаимоотношений в современной бурятской семье в нашем исследовании в течение 2011 года были изучены 423 семьи с детьми подросткового возраста. Предполагая, что семейные условия, которые зависят от социального положения, рода занятий, материального уровня и уровня образования родителей, в значительной мере предопределяют состояние детскородительских коммуникативных взаимоотношений в семье, мы исследуемые семьи разбили следующим образом.

Наше исследование показало, что каждая десятая из изучаемых семей неполная. Неполные семьи возникли в результате распада семьи: смерть одного из супругов или развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей). Необходимо отметить, что из нашего исследования видно –большая часть современных родителейбурят имеют высшее (45%) или среднее специальное (15%) образование. Большинство родителей (65%) работают в бюджетной сфере, т.е. стабильно получают заработную плату. Также достаточно много родителей (19%) занимаются коммерческой деятельностью. Мы считаем, что данные семьи не испытывают сложности в материальном плане. Вместе с тем появляются семьи, где родители нигде не работают, что плохо сказываться на материальном положении семьи и соответственно на детскородительские взаимоотношения.Из опроса подростков выявлено, что потребность в неформальном общении с родителями у всех подростков удовлетворяется намного меньше, чем им хотелось бы. Причем у подростков из неполных семей эта разница еще больше. Видимо у одинокого родителя, занятого своими личными проблемами, материальноэкономическими вопросами семьи, нет времени построить со своим ребенком близкие, теплые, доброжелательные взаимоотношения. Такая же картина наблюдается также у некоторых полных семей.В целом, конечно, в подростковом возрасте имеется тенденция к снижению удельного веса семьи в жизнедеятельности подростка, некоторой отгороженности подростков от семьи и их нежелание пытаться решать свои проблемы, используя опыт и советы своих родителей. В данном возрасте более значимыми для них становятся сверстники. Причем подростки все чаще со своими проблемами обращаются к друзьям. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Темне менее, у большинства подростков, и у девочек, и у мальчиков, имеется эмоциональнопозитивное отношение к своей семье. На вопросы «Тебе нравиться общаться с членами твоей семьи?» «Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?» выражено значительное количество положительных ответов у всех исследуемых подростков (в среднем более 80%). Необходимо отметить, что девочки по сравнению с мальчиками более доверяют родителям свои тревоги и переживания. А в целом, для всех них необходимы теплые взаимоотношения сродителями. Следует отметить, что весьма высокий процент подростков уже предпочитают не обращаться за советом ни к кому, а полагаться только на себя. Достаточно большое количество современных подростковбурят не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями. Испытывая по отношению к себе, прежде всего равнодушное отношение родителей, подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в обществе. Отмечаемая подростками непоследовательность во взаимоотношениях со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствию ощущения постоянства окружающего мира. Это приводит к формированию недостаточной ответственности у подростков, то есть привычки перекладывать ответственность за происходящее с ними на других. Присутствие враждебности со стороны родителей детерминирует проблемы в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования у них коммуникативных умений и навыков в межличностных взаимоотношениях.Конфликт или просто противоречия между подростками и их родителями и, в целом, с миром взрослых резко обостряется в условиях нестабильности в обществе. Сегодня главными причинами ссор, споров, конфликтов подростков с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание. Все это, в конечном счете, приводит к сложностям формирования у подростков жизненно важных духовнонравственных ценностей. Так, сегодня в современной семье у детей возникают проблемы в становлении адекватной самооценки, уверенности в себе, навыков и умений достойного поведения, а также в становлении у них духовнонравственных качеств. Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод об актуальности действий всех институтов социализации по развитию позитивных детскородительских взаимоотношений в современной семье с целью повышения их ценностного значения для детей.

Ссылки на источники1.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. –Якутск: Якутиздат, 1979. 2.Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. –УланУдэ: Бурятское книжн. издво, 1991. 3.Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. –УланУдэ: БГУ, 1998. 4.Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. –М., 2000. 5.Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. –М.: URSSКрасанд, 2010. 6.Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. –УланУдэ: Бурятское книжн. издво, 1972. 7.Лыгдынова Р.Л. Принцип природосообразности и его реализация в бурятскойэтнической педагогике. –Чита: Издво ЗабГПУ, 2003. 8.Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада.–Новосибирск: Наука, –1994. 9.Осинский И.И., Суборова Х.М. Современная бурятская семья: подростки и родители. –УланУдэ: Издво Бурятского госуниверситета, 2008. 10.Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят. УланУдэ: Бурятское книжное издательство, 1988. С. 76.11.Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. –Чита: Издво ЗабГПУ, 1998. 12.Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир центральной Азии. –УланУдэ: БИЦ СО РАН, 1995.

Zhimbaeva Tsypylma,candidate of cultural science, associate professor of Aginskoe branch of the Buryat state university, settlement Aginskoe Zabaykalsky Krai.zhimbaeva@mail.ru

Suborova Khandama,candidate of sociological sciences, specialist of the Ministry of Education of the Republic of Buryatia, city of UlanUdekhandama@mail.ru

Rinchinova Tatjana,librarian of the Buryat gymnasium No. 29, city of UlanUde.rtanyam@mail.ru

Spiritual and moral values of the intra family relations in the Buryat societySummary.In article it is said that today spiritual and moral values of the intra family relations in the Buryat society undergo big changes. Today in a modern family children have problems in formation of an adequate selfassessment, skills and abilities of worthy behavior, and also in formation at them spiritual and moral qualities.Key words:spiritual and moral values, intra family relations, Buryat society, folk remedies of education.