Приносящая доход деятельность учебных заведений в России конца XIX начала XX века

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крюкова А. А. Приносящая доход деятельность учебных заведений в России конца XIX начала XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4181–4185. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55101.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей формирования и принципов исторического развития обществ просвещения и попечения. Особое внимание уделено роли жертвователей, проявлявших личную инициативу и заинтересованность в благородном деле развития народного образования в Кавказском учебном округе дореволюционной России. На основе анализа данных Государственного архива Ставропольского края приведены примеры присуждения стипендий, материальной поддержки сирот и малообеспеченных учащихся, поддержки учителей и образовательных учреждений, обеспеченных личными капиталами граждан того времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Крюкова Алиса Анатольевна,

cоискатель ученой степени кандидата педагогических наук,специальность 13.00.01 Общая педагогика

история педагогики и образования,преподаватель кафедры обществоведения и филологии Филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновскеkaalisa85@mail.ru

Приносящая доходдеятельность учебных заведений в России конца XIXначала XXвека и наши дни

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей формирования и принципов исторического развития Обществ Просвещения и попечения. Особое внимание уделено роли жертвователей, проявлявших личную инициативу и заинтересованность в благородном деле развития народного образования в Кавказском учебном округе дореволюционной России.На основе анализа данных Государственного архива Ставропольского края приведены примеры присуждения стипендий, материальной поддержки сирот и малообеспеченных учащихся, поддержки учителей и образовательных учреждений, обеспеченных личными капиталами граждан того времени.Ключевые слова:общества, предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, учебные заведения, историческое наследие.

Финансирование образования в России является одной из актуальных проблем государства. С целью повысить качество образования, обеспечить его доступность для всех слоёв населения и обеспечить необходимыми ресурсами образовательные учреждения необходимо усовершенствовать систему финансирования образования, сделав её более эффективной. Источниками финансирования образования в России могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства.Многие современные исследователи считают, что одно из необходимых условий для усовершенствования сферы образования это расширениепривлечения внебюджетных средств. В связи с тем, что в дореволюционной России был накоплен большой опыт предпринимательской и иной приносящей доход школе деятельности мы считаем актуальным рассмотреть более подробно все статьи доходов. Многие школы в дореволюционной России содержались не только за счёт государства, но и за счёт Обществ, которые могли открывать школы, или создавались специально для оказания помощи уже существующим. Вбольшинстве школони несли ответственность заматериальное состояниеучебного заведения. Средства Обществ могли образовываться: 1.из членских взносов;2.из единовременных пожертвованийчленов Обществ;3.из общих пожертвований;4.пожертвований специального назначения;5.от продажи вещей на благотворительных базарах;6.из процентовс капиталов;7.из средств от проведения праздников, концертов, спектаклей и т.д.8.от доходов от эксплуатации движимого и недвижимого имущества;9.от продажи книг и учебных пособий;10.от продажи изготовлений ремесленных классов и изготовлений классов рукоделия;11.от операции со вкладами.Членские взносы поступали ежегодно за право числиться членом Общества и вести деятельность на благо образования в его составе. В случае неуплаты взноса в течение года, лицо исключалось из состава Общества. Единовременные пожертвования вносились на счёт Обществ за приобретение права войти в его состав. Именно членские взносы и единовременные пожертвования были для большинства Обществ основной статьёй дохода и чуть ли не единственным средством существования. Однако, многие Общества вели активную деятельностьи их бюджет составляли весьма весомые суммы.Пожертвования на нужды образования делались не только денежными суммами, но и различными вещами. Общество для содействия распространению народного образования в городе Ставрополе устраивало благотворительные базары, на которых вещи ненужные для школы продавались, а средства, вырученные с их продажи, шли на обеспечение благосостояния школ. Как мы уже отмечали,пожертвования играли в бюджетах многих просветительных Обществ одну из центральных ролей. Для привлечения большего числа пожертвований, Общества делили их на несколько статей, в бюджете у Томского Общества встречаются следующие: сборы по подписным листам; сборы на тёплую одежду беднейшим ученикам городских школ; сбор пожертвований на расширение библиотечного зала; сбор по подписке в пользу народных чтений; сбор на устройство ёлок для учащихся в начальных школах; карточный сбор в общественном собрании, который состоял в том, что каждый получивший выигрыш при игре, опускал в копилку Общества сумму на своё усмотрение. Комитет Ставропольского Общества для распространения народного образования отмечал, чтопроведённый иманализ, показал: в случаях, когда поводы для пожертвований были разнообразны, суммы, получаемыеОбществами значительно больше, нежеликогда сбор шёллишь по одной общей статье

[2].Средства всех Обществ, попечительств и попечительских советов хранились в капиталах, которых было несколько. Количество капиталов зависело от самого Общества или попечительства. Часть капиталов, чаще всего это был неприкосновенный капитал,хранилась в процентных бумагах, проценты с которых у многих Обществ составляли вполне приличные суммы. Так например у Ставропольского Общества для распространения народного образования весь годовой доход в 18941895году составил 2369 рублей, а доход с процентов капиталов –873рубля

[3].

Очень популярны среди Обществ, действующих на благо образованию в России конца 19 начала 20 векабыли стипендиальные капиталы. На проценты с нихобучались лучшие или беднейшие ученики школ. Капиталы могли образовываться из целевых благотворительных пожертвований и использоваться в соответствии с волей жертвователя.У Ставропольского женского благотворительного Общества Св. Александры в 18871888 учебном году в на счету находилось 12стипендиальныхкапиталов, которые использовались в интересах воспитанниц гимназии.На средства от одного капитала могли содержаться от одной до десяти гимназисток, это зависело от величины пожертвования. Княгиня Е.К. Воронцова пожертвовала в 1861 году в пользу общества 30000 р., хранившиеся в 5% билетах государственного банкаи приносившиеежегодно 1500 рублей. При этом княгиня указала условия использования капитала:вопервых, с процентов капитала должны содержаться 6 пансионерок,вовторых, ни одна из них не может оставаться в заведении более того числа лет, какое было определено для полного курса.Втретьих, по окончании курса и при выпуске из заведения каждой пансионерке Её Светлости необходимо было выдавать пособие в 200 р. и вчетвёртых, попечительный совет назначает пансионерками преимущественно несостоятельных сирот[1].Волей жертвователя в аттестатах воспитанниц, обучаемых на средства с процентовстипендиального капиталамогло указываться кто именно оплачивал их образование[8]. Капиталы могли образовываться из собранных по подписке средств, например в честь заслуг генералаграфа Николая Ивановича Евдокимова, штаб и оберофицерамибыли внесены в государственный банк 3700 р. на содержание и воспитание в ставропольском учебном заведении Св. Александры одной стипендиантки имени графа Евдокимова. Стипендиантка избиралась из круглых сирот, или лишившихся одного из родителей детей беднейших генералов, штаб и оберофицеров русских подданных, служащих и служивших в войсках Кавказской армии; за неимением таких сирот, стипендию могли получать и не сироты, но преимущественно дети беднейших родителей[1].Ежегодно с целью сбора средств чаще всего в пользу своих отдельных учреждений, Общества устраивали различные мероприятия: спектакли, концерты, лекции, гуляния на пароходах, открывали катки и т.д. Это была стабильная статья доходов, поэтому Общества устраивали в течение года многие десятки мероприятийразного характера. Томское Общество для содействия распространению народного образования ежегодно проводило более30различных мероприятий.В школах женского С.Петербургского патриотического Общества были организованы ремесленные классы, на занятиях в которых ученицами изготавливаласьпродукция, впоследствии реализуемая на благотворительных базарах. Материальные средства использовались на нужды школы[5].У многих Обществ имелись доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества. Например, при некоторых училищах имелиськвартиры, которые сдавались в аренду. Средства, получаемые от сдачи квартир шли на улучшение школьных условий.Так Общество для содействия распространению народного образования в городе Ставрополе за 18991900 год получило доход от сдачи квартир в размере 252 рублей, в то время как например пособие от городской управы составляло всего 300р. [4].Другой статьёй дохода этого же общества была продажа книг и учебных пособий учащимися школ. Проанализировав отчёты Общества за десять лет, пришли к выводу, что ежегодно от продажи книг и пособий на счёт Общества поступало от 89 до 210 рублей. Всероссийское Филаретовское Общество в соответствии со своим уставом имело право издавать печатную продукцию в виде книг, учебных пособий, картин.Для активного и повсеместного их распространения Общество устанавливалокиоски, а также снабжалоими школы, больницы и дажетюрьмы[7].

В результате обмена одного из билетов Ставропольского общественного банка вразмере 5000 рублей с процентами на облигации Восточного займа, Ставропольское женское благотворительное Общество получило 1000 рублей чистой прибыли. В результате чего мы делаем вывод о том, что Совет общества делал выгодные коммерческие операции со вкладами, в следствиечего получал дополнительную прибыль [6]. Таким образом, используя большую часть описанных нами статейдоходов, Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе, полностью финансировало Софийское училище, Варваринское училище, 1ю мужскую воскресную школу (1879г открытие), 2ю мужскую воскресную школу в Ставрополе и на Кавказе, 1ю женскую воскресную школу, 2ю женскую воскресную школу, а также библиотеку имени В.Г. Белинского. А например похожее Харьковское Общество содержало два училища с шестью параллельными классами в городе Харькове, одно двухклассное училище в окрестностях Харькова, женское и мужское ремесленные училища, 4 огромных народных библиотеки и около 250 небольших в сёлах Харьковской губернии, имело ряд аудиторий для народных чтений, две воскресные школы в Харькове и т.д.Таким образом можно сделать вывод, что в царской России сообщества, создаваемые инициативными гражданами, успешно содержали учебные заведения без привлечения государственных средств. Это безусловно является бесценным опытом в период реформирования образования.Мы безусловно должны прислушаться к словам нашего президента: «Главный ресурс нашей страны это ресурс нашей исторической памяти».

Список литературы1.Отчёт за 1887 год о состоянии Ставропольской женской Св. Александры гимназии, содержимой благотворительным обществом Св. Александры, состоящим под покровительством Её Величества Государыни Императрицы.Ставрополь.: Типогр.Ставр.Губ.Правл., 1888. –35с.2.Отчёт Комитета, состоящего под Августейшим покровительством его императорского высочества великого князя Михаила Николаевича, Общества для содействия распространению народного образования в г. г. Ставрополь за 18981899 год. –Ставрополь.: Типография «Северн. Кавк.» В.В. Берк., 1900. –61с.3.Отчёт Общества для содействия распространению народного образования в гор. Ставрополь за 18941895 год. –СтавропольКавказский.: Типография «Северного Кавказа», 1896. –С.2.4.Отчёт Общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе за 18991900 год. –Ставрополь.: 1901. –44с.)5. Отчёты попечительств школ С.Петербургского женского патриотического общества за 1886/7 год. –С.Петербург.: Типография Я.И. Либермана, 1888. –64с.6. Отчёт Совета Ставропольского Женского Благотворительного Общества по Училищу Св. Александры, за 1877/8 год.: 31с.7. Устав Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. СПб.: Электропечатня К.А. Четверикова, 1914. С. 6.8. Устав женского благотворительного общества Св. Александры.: Типогр. Ставр. Губ. Правл., 1892. –С.910.

KryukovaAlisaAnatolievnaRevenueproducing activities of educational institutionsThe article deals with analysis of the characteristics of the formation and principles of historical development of the Education Societies and CustodySocieties. Particular attention is paid to the role of donors who showed private initiative and interest in the noble cause of the development of public education in the Caucasus school district of prerevolutionary Russia.In termsof analysis of data from the State Archives of the Stavropol Territory are given examples of awarding scholarships, financial supporting for orphans and needy students, supporting for teachers and educational institutions, secured on personal capital of citizens of the time.Society, business activities, incomegenerating activities, schools, historical heritage.