Информатизация процесса изучения математики в экономическом вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пустобаева
О.
Н. Информатизация процесса изучения математики в экономическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4176–4180. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55100.htm.
Аннотация. В статье рассматривается методика применения электронного образовательного ресурса при изучении курса математики. Определяются основные направления внедрения структурных элементов ресурса в учебный процесс. Формулируются педагогические цели их эффективного применения для обеспечения интеграции математических и экономических знаний в учебной деятельности.
Ключевые слова:
информационные технологии, процесс обучения, математическое образование, образовательный ресурс
Текст статьи
Пустобаева Ольга Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызраньpon_73@mail.ru
Информатизация процесса изученияматематики в экономическом вузе
Аннотация. В статье рассматривается методикаприменения электронногообразовательного ресурса при изучении курса математики.Определяются основные направления внедрения структурных элементов ресурса в учебный процесс. Формулируются педагогические цели их эффективного применения для обеспечения интеграции математических и экономических знаний в учебной деятельности.Ключевые слова: процессобучения, информационные технологии, математическое образование, образовательный ресурс
Динамика развития политических событий, экономических процессов, социальных и межличностных отношений сопровождаются постоянным ростом информации,отражающей не только содержание происходящего, их оценку, но и оказывающей влияние на становление новых форм взаимосвязей.Перед обществом всталапроблемакачестваусложняющихся и количественно разрастающихся отношений. Качество форм взаимодействия определяется компетентностью специалистов, деятельность которых направлена как на воспроизводство опыта общественной практики, сложившегося на данный момент, так и на формирование нового, способствующего дальнейшему развитию социума.Для воспроизводства знаний о природе, сформировавшихся в обществе структурах, ценностях и идеалах, о современном уровне производства, техники и видах деятельности необходимоу подрастающего поколения в процессе обучения сформировать знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, отражающих историческисложившийся культурный опыт. С этой задачей достаточно успешно справлялась система образования, основанная на использовании традиционных методов и форм обучения. Однако на данном этапе развития цивилизации уженедостаточновооружить будущего специалиста знаниями для того, чтобы влиять на становлениеи формирование качественно новых социальноэкономических отношений.Обществу необходимы специалисты, которыеимеютопыт применения полученных знаний в практической деятельности, владеютсовременными технологиями работы с информацией, обладаютнавыками самообразования и желанием дальнейшего саморазвития.Изменение социального запроса ккачеству подготовки подрастающего поколения, происходящее в условиях компьютеризированного общества,привело к информатизации образования.В педагогической практике для поддержки традиционныхформ и методов обучения активно используются средства информационных технологий, которые помогаютв организации поиска, извлечения и обработкиинформации.Заметим, что применение средств информационных технологийвозможнои в качестве инструмента познанияи самопознания. Вцеляхразвития и реализации интеллектуального потенциала обучающихсяразрабатываютсяи внедряютсявариативныеобразовательныеметодики,связанные с применением информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом.Учебное применение,основанное наиспользованиикомпьютера в качестве средства обучения,рассмотрим на примере изучения математических дисциплин.Целью изучения курса математики в экономическом вузе являетсяформирование профессиональных математических компетенций, реализуемых в готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления.В процессе изучения учебного курса решаются следующие задачи:формирование системы математических знаний, необходимых для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;приобретение умений и навыков решения профессиональноориентированных математических задач;развитие навыков использования компьютерной техники при решении профессиональных задач математическими методами.Для реализации предметных задач курс математики разбивается на три этапа:1)адаптационно –мотивационный, целью которого является активное вовлечение бывших школьников в новую учебную среду и поддержание/возбуждение интереса к изучаемой дисциплине.На данном этапе рассматривается раздел «Введение» и охватывается 12 лекционных и 23 практических занятий. Во время лекций преподаватель через беседы, дискуссии расширяет у первокурсников рамки школьного представления значимости математики в реальной жизни. На практических занятиях в основе организации всех видов деятельности лежит творчество студентов, проявление активности всячески стимулируется. Итогом является творческая работа.2)предметноориентированныйнаправлен на формированиесистемы математических знаний, необходимых для дальнейшего обучения, а также развитие умений и навыков решения математических задач с экономическим содержанием.В основе организации изучения дисциплин «Математический анализ», «Линейная алгебра» и «Математика», охватывающих первый год обучения, взят принцип модульности. Модульная система организации предметноориентированного этапа позволяет содержание учебных дисциплин представить в виде блоковмодулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде цикла обучения: цель –мотив –знание –навык –контроль –коррекция –деятельность. Из блоковмодулей конструируется учебный курс по предмету. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.3)практикоориентированныйпредполагает формирование навыков применения современного математического инструментария для решения экономических задач, овладение методикой построения анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических процессов и явлений.Изучение дисциплин «Методы оптимальных решений», «Экономикоматематические методы и модели», «ЭММ в финансовом менеджменте» осуществляется на основе компетентностного подхода, предусматривающего широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Содержание образовательных модулей для студентов второго курса обеспечивает освоение компетенций ожидаемого результата образования в объеме, необходимом и достаточном для требуемого уровня компетентности, уровня и профиля образования.Основным средством «движения» студента от творчества к знаниям, а от знаний к практикепри изучении курса математики в экономическом вузе является электронный образовательный ресурс (ЭОР),представляющий собой обучающую программную систему комплексного назначения. Он обеспечивает непрерывность и полноту образовательной деятельности. Структурные элементыЭОРпредставлены по разделам и соответствуют дидактическим целям и задачам процесса обучения [1].Теория по разделу и краткая теоретическая справкасозданы на основе качественного учебникаи представляютсобой электронный учебник (ЭУ). Заметим, что они не заменяют чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждают студента взяться за книгу.Не являясь полным аналогом печатного издания, электронный учебник ориентирован на формирование определенных знаний путем включения обучающихся в необходимые виды деятельности, способствующие овладению умениями и навыками как воспроизводящего (репродуктивного), так и творческого характера.Он обладает принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединяя в себе компьютерные и педагогические технологии. Применение ЭУ в процессе обучения бакалавров основных экономических направлений способствует повышению эффективности дидактического процесса на мотивационном этапе, этапах функционирования и управления учебнопознавательной деятельностью в силу основных и дополнительных особенностей ЭУ. Непосредственное взаимодействие с электронным учебником формирует умения и навыки работы с компьютерными технологиями, развивая информационную культуру.Примеры решения задач по разделу и практикум для самостоятельного решения с методической поддержкой способствуют решению определенных педагогических задач: закрепления знаний, приобретенных в ходе работы с ЭУ, и отработке приемов решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с практическимипроблемами.Электронный практикум ориентирован на самостоятельную работу студентов.Взависимости от охватываемой тематики учебного материала и применяемых методов решения задачи группируются в разделы и подразделы, которые включают в себя:краткое изложение используемого метода и основных теоретических положений, на которых он базируется;примерыдемонстрации решения типовых задач;задачи для самостоятельного решения, приведенные в порядке возрастания их сложности;рубежный контроль.Заметим, что примерыдемонстрации решения типовых задач иллюстрируют основные этапы решения: анализ задачи, ее переформулирование и проверка корректности; построение модели задачи и корректировка; выдвижение гипотез; формирование на основе модели задачи вариантов ее решения и их оценивание; выбор и проверка результатов.Система контроля в ЭОР, состоящая из теоретического и практическогоблоков, представляет собой эффективное средство как контроля, так и, соответственно, оптимальное средство регуляции учебнопознавательной деятельности студентов, способствует повышению качества знаний. Она предназначена для определения уровня знаний студента по изучаемойдисциплине, курсу, разделу, теме и его оценивания с учетом установленных Федеральным государственным образовательным стандартомтребований. Кроме этого система предполагает создание тестовых заданий в различных формах, что позволяет преподавателю организовывать контроль на различных этапах цикла обучения.Обучающийсяпри использовании системы контроля освобождается от громоздких ирутинных вычислений, получая возможность сосредоточиться на сути решаемых задач и продемонстрировать преподавателю уровень и качество овладения фундаментальными понятиями, методами и алгоритмами.«Глоссарий» является вспомогательным средством, обеспечивающим информационную поддержку учебного процесса. Он содержит справочную информационную базу по теме и обеспечивает студенту возможностьв любое время оперативно получать необходимую справочную или дополнительную информацию в компактной форме и использовать ее в процессе обучения.Методические разработки предназначены для углубленного самостоятельного изучения отдельных разделов курса математики. Они содержат подробные сведения по теории, методические рекомендации, примеры решения задач и набор индивидуальныхзаданий. Прикладной характер теоретического материала содержит постановку специальных учебнопознавательных проблемных экономических задач, в которых отображается практический смысл изучения данной темы.Применение элементов ЭОР в учебном процессе дает возможность реализовать требования современного общества к бакалаврам основных экономических направлений и достичь следующихпедагогическихцелей:1)развитие личности выпускника экономического вуза, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая в себя:развитие конструктивного, алгоритмического мышления, формирующееся при общении с компьютером,развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности,формирование умений принимать оптимальные решения в сложных ситуациях,развитие навыков исследовательской деятельности при работе с моделями,формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;2)реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:подготовка экономистов владеющих умениями и навыками работы с информационными технологиями,подготовка студентов средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;3)интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса:повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий,выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности,углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей.Управление учебным процессомпредставляет собой систему отслеживания, коррекции учебно–познавательной деятельности студентов и контроля с целью поддержания достаточной стабильности в выполнении учебных задач и достижения заданных целей обучения. Оно осуществляется либо непосредственно преподавателем, либо опосредованно с использованием информационных технологий, либо самим обучающимся.В роли организатора учебного процесса в ЭОР выступает поисковая система «Навигатор», которая позволяет отойти от широко распространенной традиционной (классической) системы управления и организовать управление с использованием информационных технологийи самоуправление.На этапе знакомства с учебным курсом ЭОР, как источник знаний и инструмент работы с информацией, помогаетпреподавателю активно включить обучающихся в образовательную деятельностьи поддержать интерес к изучаемой дисциплине.Во время лекции сочетание преподавателем традиционного подхода к обучению и информационных технологий (электронные учебные пособия, презентации, практикум, глоссарий, тесты) смещаетакцент с вопроса «как» сделать на вопросы «что» и «зачем» делать, развивая умение добывать информацию и применять ее на практике. У студента во время решения учебных задачпоявляется возможность получать ответы на свои вопросы здесь и сейчас, проявлять больше активности в образовательнойдеятельности: ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть предполагаемые последствия собственных решений и действий. При этом обучающийся можетделать ошибки, исправлять и получать поощрение за их исправление, то есть учиться применять знания и приобретать опыт.Постепенно роль преподавателя сводитсяк управлению процессом обучениячерез консультирование на всех этапах образовательной программы и контроль качества знаний обучающихся.Системы контроля и коррекции знаний (электронный практикум, методики, тесты) ЭОР способствуют повышению эффективности обратной связи между преподавателем и обучающимся. Онипомогаютконтролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебный процесс.Кроме этого, использование преподавателем электронного образовательного ресурса, обладающего большим развивающим эффектом, способствует формированию процессов самообучения. Через систему упражнений и задач, через образцыих выполнения обучающийся получаетвозможностьпроверять, корректировать свои действия по выполнению упражнений, решению задач, проведению расчетов и т.д. Благодаря образцу осуществляется самоконтроль и самокоррекция как сделанных ошибок, так и прочности усвоенных знаний, т.е. самоуправление учебнопознавательной деятельностью.Оптимальное сочетание традиционных методов и форм обучения с информационными технологиями в образовательном процессе оказывает существенное влияние на качество взаимодействия основных участников процесса обучения и повышает эффективность,как учебного процесса, так и процесса управления.
Ссылки на источники1.Пустобаева О.Н. Электронный образовательный ресурс как средство управления качеством математического образования в экономическом вузе // Бюллетень лаборатории математического и естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Том III.–М.:Издво «Научная книга», 2012.
С. 332336.
Olga Pustobaeva,Candidate of Pedagogic Sciences, Associated Professor of Mathematical and Natural Sciences at Samara State University of Economics, SyzranInformation System Development for Study of Mathematics at an Economical Higher Education InstitutionAbstract. The article presents techniques using electronic educational resource for teaching a course in mathematics, deals with main directions for implementing of resource structural elements to the teaching process, formulates pedagogical objectives of their efficient use to provide integrating of mathematical and economical knowledge in the educational activities.Keywords: learning, information Technology, teaching process, information technology, mathematical education, educational resource
Информатизация процесса изученияматематики в экономическом вузе
Аннотация. В статье рассматривается методикаприменения электронногообразовательного ресурса при изучении курса математики.Определяются основные направления внедрения структурных элементов ресурса в учебный процесс. Формулируются педагогические цели их эффективного применения для обеспечения интеграции математических и экономических знаний в учебной деятельности.Ключевые слова: процессобучения, информационные технологии, математическое образование, образовательный ресурс
Динамика развития политических событий, экономических процессов, социальных и межличностных отношений сопровождаются постоянным ростом информации,отражающей не только содержание происходящего, их оценку, но и оказывающей влияние на становление новых форм взаимосвязей.Перед обществом всталапроблемакачестваусложняющихся и количественно разрастающихся отношений. Качество форм взаимодействия определяется компетентностью специалистов, деятельность которых направлена как на воспроизводство опыта общественной практики, сложившегося на данный момент, так и на формирование нового, способствующего дальнейшему развитию социума.Для воспроизводства знаний о природе, сформировавшихся в обществе структурах, ценностях и идеалах, о современном уровне производства, техники и видах деятельности необходимоу подрастающего поколения в процессе обучения сформировать знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, отражающих историческисложившийся культурный опыт. С этой задачей достаточно успешно справлялась система образования, основанная на использовании традиционных методов и форм обучения. Однако на данном этапе развития цивилизации уженедостаточновооружить будущего специалиста знаниями для того, чтобы влиять на становлениеи формирование качественно новых социальноэкономических отношений.Обществу необходимы специалисты, которыеимеютопыт применения полученных знаний в практической деятельности, владеютсовременными технологиями работы с информацией, обладаютнавыками самообразования и желанием дальнейшего саморазвития.Изменение социального запроса ккачеству подготовки подрастающего поколения, происходящее в условиях компьютеризированного общества,привело к информатизации образования.В педагогической практике для поддержки традиционныхформ и методов обучения активно используются средства информационных технологий, которые помогаютв организации поиска, извлечения и обработкиинформации.Заметим, что применение средств информационных технологийвозможнои в качестве инструмента познанияи самопознания. Вцеляхразвития и реализации интеллектуального потенциала обучающихсяразрабатываютсяи внедряютсявариативныеобразовательныеметодики,связанные с применением информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом.Учебное применение,основанное наиспользованиикомпьютера в качестве средства обучения,рассмотрим на примере изучения математических дисциплин.Целью изучения курса математики в экономическом вузе являетсяформирование профессиональных математических компетенций, реализуемых в готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления.В процессе изучения учебного курса решаются следующие задачи:формирование системы математических знаний, необходимых для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;приобретение умений и навыков решения профессиональноориентированных математических задач;развитие навыков использования компьютерной техники при решении профессиональных задач математическими методами.Для реализации предметных задач курс математики разбивается на три этапа:1)адаптационно –мотивационный, целью которого является активное вовлечение бывших школьников в новую учебную среду и поддержание/возбуждение интереса к изучаемой дисциплине.На данном этапе рассматривается раздел «Введение» и охватывается 12 лекционных и 23 практических занятий. Во время лекций преподаватель через беседы, дискуссии расширяет у первокурсников рамки школьного представления значимости математики в реальной жизни. На практических занятиях в основе организации всех видов деятельности лежит творчество студентов, проявление активности всячески стимулируется. Итогом является творческая работа.2)предметноориентированныйнаправлен на формированиесистемы математических знаний, необходимых для дальнейшего обучения, а также развитие умений и навыков решения математических задач с экономическим содержанием.В основе организации изучения дисциплин «Математический анализ», «Линейная алгебра» и «Математика», охватывающих первый год обучения, взят принцип модульности. Модульная система организации предметноориентированного этапа позволяет содержание учебных дисциплин представить в виде блоковмодулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде цикла обучения: цель –мотив –знание –навык –контроль –коррекция –деятельность. Из блоковмодулей конструируется учебный курс по предмету. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.3)практикоориентированныйпредполагает формирование навыков применения современного математического инструментария для решения экономических задач, овладение методикой построения анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических процессов и явлений.Изучение дисциплин «Методы оптимальных решений», «Экономикоматематические методы и модели», «ЭММ в финансовом менеджменте» осуществляется на основе компетентностного подхода, предусматривающего широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Содержание образовательных модулей для студентов второго курса обеспечивает освоение компетенций ожидаемого результата образования в объеме, необходимом и достаточном для требуемого уровня компетентности, уровня и профиля образования.Основным средством «движения» студента от творчества к знаниям, а от знаний к практикепри изучении курса математики в экономическом вузе является электронный образовательный ресурс (ЭОР),представляющий собой обучающую программную систему комплексного назначения. Он обеспечивает непрерывность и полноту образовательной деятельности. Структурные элементыЭОРпредставлены по разделам и соответствуют дидактическим целям и задачам процесса обучения [1].Теория по разделу и краткая теоретическая справкасозданы на основе качественного учебникаи представляютсобой электронный учебник (ЭУ). Заметим, что они не заменяют чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждают студента взяться за книгу.Не являясь полным аналогом печатного издания, электронный учебник ориентирован на формирование определенных знаний путем включения обучающихся в необходимые виды деятельности, способствующие овладению умениями и навыками как воспроизводящего (репродуктивного), так и творческого характера.Он обладает принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединяя в себе компьютерные и педагогические технологии. Применение ЭУ в процессе обучения бакалавров основных экономических направлений способствует повышению эффективности дидактического процесса на мотивационном этапе, этапах функционирования и управления учебнопознавательной деятельностью в силу основных и дополнительных особенностей ЭУ. Непосредственное взаимодействие с электронным учебником формирует умения и навыки работы с компьютерными технологиями, развивая информационную культуру.Примеры решения задач по разделу и практикум для самостоятельного решения с методической поддержкой способствуют решению определенных педагогических задач: закрепления знаний, приобретенных в ходе работы с ЭУ, и отработке приемов решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с практическимипроблемами.Электронный практикум ориентирован на самостоятельную работу студентов.Взависимости от охватываемой тематики учебного материала и применяемых методов решения задачи группируются в разделы и подразделы, которые включают в себя:краткое изложение используемого метода и основных теоретических положений, на которых он базируется;примерыдемонстрации решения типовых задач;задачи для самостоятельного решения, приведенные в порядке возрастания их сложности;рубежный контроль.Заметим, что примерыдемонстрации решения типовых задач иллюстрируют основные этапы решения: анализ задачи, ее переформулирование и проверка корректности; построение модели задачи и корректировка; выдвижение гипотез; формирование на основе модели задачи вариантов ее решения и их оценивание; выбор и проверка результатов.Система контроля в ЭОР, состоящая из теоретического и практическогоблоков, представляет собой эффективное средство как контроля, так и, соответственно, оптимальное средство регуляции учебнопознавательной деятельности студентов, способствует повышению качества знаний. Она предназначена для определения уровня знаний студента по изучаемойдисциплине, курсу, разделу, теме и его оценивания с учетом установленных Федеральным государственным образовательным стандартомтребований. Кроме этого система предполагает создание тестовых заданий в различных формах, что позволяет преподавателю организовывать контроль на различных этапах цикла обучения.Обучающийсяпри использовании системы контроля освобождается от громоздких ирутинных вычислений, получая возможность сосредоточиться на сути решаемых задач и продемонстрировать преподавателю уровень и качество овладения фундаментальными понятиями, методами и алгоритмами.«Глоссарий» является вспомогательным средством, обеспечивающим информационную поддержку учебного процесса. Он содержит справочную информационную базу по теме и обеспечивает студенту возможностьв любое время оперативно получать необходимую справочную или дополнительную информацию в компактной форме и использовать ее в процессе обучения.Методические разработки предназначены для углубленного самостоятельного изучения отдельных разделов курса математики. Они содержат подробные сведения по теории, методические рекомендации, примеры решения задач и набор индивидуальныхзаданий. Прикладной характер теоретического материала содержит постановку специальных учебнопознавательных проблемных экономических задач, в которых отображается практический смысл изучения данной темы.Применение элементов ЭОР в учебном процессе дает возможность реализовать требования современного общества к бакалаврам основных экономических направлений и достичь следующихпедагогическихцелей:1)развитие личности выпускника экономического вуза, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая в себя:развитие конструктивного, алгоритмического мышления, формирующееся при общении с компьютером,развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности,формирование умений принимать оптимальные решения в сложных ситуациях,развитие навыков исследовательской деятельности при работе с моделями,формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;2)реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:подготовка экономистов владеющих умениями и навыками работы с информационными технологиями,подготовка студентов средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;3)интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса:повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий,выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности,углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей.Управление учебным процессомпредставляет собой систему отслеживания, коррекции учебно–познавательной деятельности студентов и контроля с целью поддержания достаточной стабильности в выполнении учебных задач и достижения заданных целей обучения. Оно осуществляется либо непосредственно преподавателем, либо опосредованно с использованием информационных технологий, либо самим обучающимся.В роли организатора учебного процесса в ЭОР выступает поисковая система «Навигатор», которая позволяет отойти от широко распространенной традиционной (классической) системы управления и организовать управление с использованием информационных технологийи самоуправление.На этапе знакомства с учебным курсом ЭОР, как источник знаний и инструмент работы с информацией, помогаетпреподавателю активно включить обучающихся в образовательную деятельностьи поддержать интерес к изучаемой дисциплине.Во время лекции сочетание преподавателем традиционного подхода к обучению и информационных технологий (электронные учебные пособия, презентации, практикум, глоссарий, тесты) смещаетакцент с вопроса «как» сделать на вопросы «что» и «зачем» делать, развивая умение добывать информацию и применять ее на практике. У студента во время решения учебных задачпоявляется возможность получать ответы на свои вопросы здесь и сейчас, проявлять больше активности в образовательнойдеятельности: ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть предполагаемые последствия собственных решений и действий. При этом обучающийся можетделать ошибки, исправлять и получать поощрение за их исправление, то есть учиться применять знания и приобретать опыт.Постепенно роль преподавателя сводитсяк управлению процессом обучениячерез консультирование на всех этапах образовательной программы и контроль качества знаний обучающихся.Системы контроля и коррекции знаний (электронный практикум, методики, тесты) ЭОР способствуют повышению эффективности обратной связи между преподавателем и обучающимся. Онипомогаютконтролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебный процесс.Кроме этого, использование преподавателем электронного образовательного ресурса, обладающего большим развивающим эффектом, способствует формированию процессов самообучения. Через систему упражнений и задач, через образцыих выполнения обучающийся получаетвозможностьпроверять, корректировать свои действия по выполнению упражнений, решению задач, проведению расчетов и т.д. Благодаря образцу осуществляется самоконтроль и самокоррекция как сделанных ошибок, так и прочности усвоенных знаний, т.е. самоуправление учебнопознавательной деятельностью.Оптимальное сочетание традиционных методов и форм обучения с информационными технологиями в образовательном процессе оказывает существенное влияние на качество взаимодействия основных участников процесса обучения и повышает эффективность,как учебного процесса, так и процесса управления.
Ссылки на источники1.Пустобаева О.Н. Электронный образовательный ресурс как средство управления качеством математического образования в экономическом вузе // Бюллетень лаборатории математического и естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Том III.–М.:Издво «Научная книга», 2012.
С. 332336.
Olga Pustobaeva,Candidate of Pedagogic Sciences, Associated Professor of Mathematical and Natural Sciences at Samara State University of Economics, SyzranInformation System Development for Study of Mathematics at an Economical Higher Education InstitutionAbstract. The article presents techniques using electronic educational resource for teaching a course in mathematics, deals with main directions for implementing of resource structural elements to the teaching process, formulates pedagogical objectives of their efficient use to provide integrating of mathematical and economical knowledge in the educational activities.Keywords: learning, information Technology, teaching process, information technology, mathematical education, educational resource