Технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Декина Е. В. Технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4186–4190. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55102.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения качества профессионального образования путем развития неформального образования, проектирования программ неформального образования применительно к студенческому периоду жизни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Декина Елена Викторовна,кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой молодежной политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаkmppedagogika@yandex.ru

Технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения качества профессионального образования путем развитиянеформального образования, проектированияпрограмм неформального образованияприменительно к студенческому периоду жизни.

Ключевые слова: неформальное образование, принципы построения программ неформального образования, интерактивные методы обучения, профессиональное и личностное самоопределение в студенческом возрасте.

В проекте Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года неформальноеобразование определяется как получение знаний, умений и навыков для формирования мировоззрения и развития компетенций личности, которое происходит вне официальной системы образования. Одним из приоритетных направлений выделяется повышение качества профессионального образования путем развития неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования. Черезучастие в программахнеформального образования студент получает возможность экспериментировать, брать на себя ответственность, реализовать себя,развивать креативное мышление,самоопределиться, личностно и профессионально. Отличительными особенностями неформального образования являются связь с практикой, актуальность тематики, использование инновационных технологий, учет особенностей личности и индивидуальности и др. Индивидуализированный характер неформального образования позволяет учитывать возможности, интересы, потребности молодого человека, что, в свою очередь,способствуетвыстраиванию индивидуальной траектории профессионального образования и самообразования.К принципам построения программ неформального образования можно отнести следующие: добровольность участия, личностный смысл образования, ответственность студентаза результаты образовательной деятельности, практикоориентированность, развитие индивидуальности, инициативности, лидерских качествикоммуникативных способностей.

Важным принципом является гибкость в организации и примененииразличных методов и технологий обучения. Активность обучающихся при персонифицированном изложении достигается за счет того, что студент ждет ответа на свои вопросы, и, следовательно, предельно внимателен к материалу. Целевое назначение проблемногоизложения связанос подготовкой специалиста, способного проблемно мыслить, увидеть исформулировать проблему, определитьпути еерешения. Метод диалогического изложения способствует тому, чтостудентыактивно включаютсяв процессобсуждения проблемы, задают и отвечают навопросы,присоединяяськ определенной точке зрения. При использовании исследовательского метода студенты сами формулируют проблему, выдвигают предположения и стремятся разрешить их. Во многом отвечает логике развития студенческого периода жизнипроектный метод. Участие в проектной деятельности способствует тому, что молодой человекучится действовать в соответствии с поставленной целью и задачами, находит способы реализации собственного проекта, анализирует полученные результаты, выделяет перспективы развития проекта. В процессе освоения проектной формы работы студент размышляетнад своими результатами, изменяетцелеполагание и способы работы, выстраиваетпрограммупрофессионального саморазвития и самообразования.Участие студента в проекте не только предполагает новую и полезную для него информацию, но и позволяет применить ее на практике.Отдельного внимания заслуживают деятельностные технологии, направленные на подготовку специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. К данным технологиям можно отнести анализ конкретных ситуаций, деловуюигру, «погружение» в профессиональную деятельность, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение, организациюпрофессиональноориентированной учебноисследовательской работы и др. Данные методы способствуют активному формированию познавательных способностей, профессионального интереса, опыта творческой, проектной, исследовательской деятельности, успешнойпрофессионализациии социализации молодежи.

Неформальное образование основано на постижении знаний через научнопрактическиедействия. Проектирование и создание педагогами ситуаций, форм и средств, позволяющих студентам осознать и оформить собственные позиции в учебновоспитательном процессе вуза, будущей профессии расширяет возможности для проектирования своей индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.Для студента важно получить опыт участия на паритетных началах с преподавателем и сверстниками в научноисследовательских, проектных, творческих, организационных видах деятельности по решению социально, общественно и личностно значимых проблем. Примерами такого сотрудничества может стать участие в работе творческих групп по разработке социально значимых проектов, участие в научных исследованиях,конференциях, конкурсах и т.д.Для студента важно раскрыть многообразие практикоориентированных форм образовательной деятельности, имеющих личное,профессиональноеи общественное значение. Логика реализации программ неформального образования предполагает процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Важным становится введение, поддержка, сопровождение студента.

Преподавательв таком типе образования сам должен быть интересным носителем определенной научной темы,проекта.Тьюторское сопровождение программ неформального образования может включать организацию групповых обсуждений проблемы, работу с субъективным опытом студентов, рефлексивные сессии и др. Преподаватель разрабатывает специальные упражнения, задания, продумывает способы мотивации, определяет направления проектной, научной, социально значимой деятельности, обеспечивает возможность использования различных форм контакта со студентом(электронная почта, электронная конференция, личная консультация и др.).Таким образом, программа неформального образования может включать образовательный блок, тьюторское и медиасопровождение и др.Программы неформального образования позволят удовлетворить потребностии интересы различных категорий молодежи.Программы неформального образования студенческой молодежи могут быть направлены на приобретение компетенций эффективного взаимодействия, сотрудничества, создания команды, партнерских отношений; развитие мобильности; креативного мышления;опыта проектной деятельности; формирование активной жизненной позиции;выстраиваниестратегий личностного и профессионального роста;развитие карьерного потенциала молодежи и др.Анализ результатов анкетирования студентов показал, что интерес вызывают программы, направленные на профессиональное и личностное самосовершенствование, развитие лидерских качеств, карьерного потенциала,умения работать в команде,формирование проектной компетенции, эффективной жизненной позиции, вопросы академической мобильности в многоуровневом университетском образовании, международного опыта молодежной политики и др.Программы неформального образования могут оказать помощь вразрешении различных проблем студенческого периода жизни. Имеетместо внутренняя потребность студентов к обсуждению проблем человеческого бытия, собственной жизни, вопросов профессионального и личностного самоопределения.Студенческому периоду жизни обычно присущи следующие социальнопсихологические противоречия: между индивидуальнопсихологическими свойствами студента и складывающимися в группемежличностными отношениями; между новыми для него требованиями, условиями и сложившимися до поступления в вуз стереотипами поведения; между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способов их приобретения, творческой активностью и недостаточно гибкими формами подготовки специалиста; между тем, что потребность в индивидуальном, творческом отношении к действительности должна реализовываться одинаковыми для всех способами; между желанием и стремлением проявить свою индивидуальность и незнанием средств как это сделать; между тем, что с приобретением статуса взрослого, у молодого человека еще отсутствует опыт взрослой жизни; между позицией студента учащегося и позицией студента –будущего профессионала. В этот период начинается уточнение своих профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала. Многие молодые люди ощущают потребность раскрыть свою индивидуальность, инновационно мыслить, творить и т.д. Они ищут поддержку со стороны преподавателей и сверстников, интересы которых могут найти точки соприкосновения, быть полезными друг другу. Важной составляющей неформального образования является то, что разработка и планирование программ неформального образования проходитс участием самих молодых людей. В рамках программ неформального образования осуществляется реализация самоопределения как определение себя в мире –в обществе, в профессии, в отношениях с другими и самим собой;обеспечение возможности выбора образовательной траектории, условий для самообразования, повышения профессиональных компетенций; стимулирование образовательной активности молодыхлюдей.Актуальным является анализ существующих возможностей участия молодежи в неформальном образовании и создание условий для более широкогововлечениямолодежи в неформальное образование. Примером таких инициатив могут бытьпроектные и учебные сессии, лидерские программы, социально значимые и творческие проекты, цикл мастерклассов,социальные практики,конкурс молодежныхпроектов в области неформального образованияи др.

Например, программа неформального образования «Управление проектами» направлена на формирование проектной компетенции. В результате обучения студенты получают возможность изучить теоретические основы и технологию проектной деятельности, а также в ходе обучения самостоятельно или в группе разработать, реализовать, представить на конкурс проект. Показали свою эффективность проектные сессии, в рамках которых студенты с большей эффективностью усваиваютданнуютехнологию. На кафедремолодежной политики ТГПУ им. Л.Н. Толстого разработаны программы: «Организация досуговой деятельности детей и молодежи», «Основы начальной туристической подготовки», «Организация летнего отдыха детей и молодежи», «Основы волонтерской деятельности», «Организация ученического самоуправления», «Лидерство в молодежной среде», «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе», «Молодежные субкультуры», «Организация деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений»,«Профилактика девиантного поведения детей и молодежи» и др.В данныхпрограммах осуществляется соединение теоретического материала с вопросами практической работы с детьми и молодежью. Учебные сессии могут включать школу волонтера, лидера, молодого исследователя, карьеры, вожатого и др. В ходе«Школы вожатого»решаются следующие задачи:

совершенствование и углубление теоретических знаний по структуре лагерной смены, практической деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря;

создание условийдля развития способностей, самореализации студента, формирования индивидуального стиля деятельности;

развитие навыков профессиональной рефлексии;

освоение современных психологопедагогических технологий коллективной работы с различными категориями детей и молодежи;

формирование творческого, исследовательского, проектного подходов к профессиональной деятельности;

формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций в детском и педагогическом коллективах;

подготовка вожатых к проведению профильных смен по актуальным направлениям молодежной политики.Слушатель:

анализируетопыт и практику работы специалистов в области организации летнего отдыха детей;

подбирает диагностический инструментарий для изученияпроблем детей и молодежи, детского коллектива;

проектируетсоциальнопедагогические программы поддержки ребенка;

учится организовыватьсоциально значимую деятельность детейи молодежи.Содержание программы включает знакомство студентов с технологией проектной деятельности; технологией лагерного сбора; технологией погружения и др. Особое внимание уделяется знакомству с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников,подростков,старшеклассников;психологопедагогическому обеспечению развития их личности и индивидуальности.Студентам предлагается принять участие в различных формах групповой работы: мастеркласс народныхремесел; мастеркласс по организации и проведению народных игр; мастеркласс информационнооформительской работы; мастеркласс по организации и проведению КТД и массовых мероприятий; мастеркласс по организации туристскокраеведческой работы и др. Программа включает следующие темы:1.Организация летнего отдыха и оздоровления детей:основные функции организованного летнего отдыха детей, должностные обязанности вожатого (воспитателя) в детском оздоровительном лагере, первая медицинская (доврачебная) помощь.2.Возрастные особенности детей и молодежи:психологопедагогическое обеспечение развития личности и индивидуальности младшего школьника, подростка, старшеклассника,специфика разрешения конфликтов в детском коллективе; особенности развития временногодетского коллектива; самоуправление в лагере; развитие лидерской позиции и др.3.Социальное проектирование программ смен детских оздоровительных и профильных лагерей:основные периоды лагерной смены, режим дня, спортивные состязания, спартакиады, туристические походы в лагере; туристические маршруты Тульского края; деятельность профильных лагерей Тульской области. 4.Информационнооформительское обеспечение лагерной смены:виды стенной печати, оформление отрядного уголка, составление плансетки, экранов настроения, выпуск газеты в детском оздоровительном лагере. 5.Организация культурнодосуговой деятельности с детьми и молодежью в детском оздоровительном лагере:особенности проведения массовых мероприятий в лагере, технологии проведения КТД, тематические дни в лагере, методика проведения «огоньков» в детском лагере, методика разучивания песен и речевок, знакомство скультурнымитрадициямиродного края, традиционные ремесла Тульской области; проведение мастерклассов различной направленности.6.Проектирование программы профильной смены в детском оздоровительном лагере: разработка плансетки, презентация программ профильныхсмен в детскихоздоровительныхлагерях.Полученные знания слушатели применяют на практике, осуществляяработу в детских оздоровительных лагерях. Приведем выдержки из дневника участника программы С.Т.В.: «работала в детскомпалаточном лагере для детейинвалидов. Программу выстроила таким образом, чтобы дети поняли, что многого могут добиться сами, и что многое зависит от них самих. Чтобы ребята смогли реализовать себя, большое внимание уделила различным«школамтворчества»и таким направлениям, как самоуправление, творчество, здоровый образ жизни, спорт, журналистика и др.Многие обнаружили у себя таланты,о которых даже и не подозревали. В лагере я реализовала социально значимый проект «Услышь меня»с цельюинтеграциидетейинвалидов в сообществообычных сверстников. Участие в программе способствовало развитию профессиональных компетенций». Данные программы могут стать эффективным дополнением к существующей образовательной системе. Программы неформального образования способствуют выстраиванию студентом индивидуальной траектории обучения, повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда путем овладения дополнительными компетенциями. Результатом участия в программах неформального образования являются:формирование активной жизненной позиции, инициативности, повышение личной эффективности, командного взаимодействия, расширение спектра интересов.Программы неформального образования могут служить площадкой для взаимодействия, обмена опытом, точкой пересечения взглядов и интересов, направлений научной, творческойработы и др.

DekinaElenaViktorovna,Candidateof psychological sciences, associate professor, the head of the department of youth policy FGBOU VPO "Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy", TulaTechnologies of support and development of informal education of student's youthAbstract. In the article are considered questions of improvement of quality of professional education by the development of informal education, design of programs of informal education in connection with the student's period of life. Keywords:informal education, the principles of creation of programs of informal education, interactive methods of training, professional and personal selfdetermination at student's age.