Влияние наличия потомства на когнитивные функции женской особи лабораторной мыши CBA в условиях проявления общего адаптационного синдрома в экстремальных условиях и сравнение с влиянием на когнитивные функции психологической модели перфекционизма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Атапин С. В. Влияние наличия потомства на когнитивные функции женской особи лабораторной мыши CBA в условиях проявления общего адаптационного синдрома в экстремальных условиях и сравнение с влиянием на когнитивные функции психологической модели перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4191–4195. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55103.htm.
Аннотация. В данной статье описываются научное исследование и методы исследования. Выявлено, что фактор наличия потомства у женской особи положительно влияет на её когнитивные функции в условиях стресса. Проведена сравнительная характеристика кратковременной и долговременной памяти среди особей мужского и женского пола, в том числе в лактационном периоде. Сделана попытка сравнить материнство с психологической моделью перфекционизма как факторы, схоже влияющие на когнитивные функции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Атапин Сергей Вячеславович,ученик 10Б класса МАОУСОШ №153 г. ЧелябинскYasuperserg@yandex.ru

Влияние наличия потомства на когнитивные функции женской особи лабораторной мышиCBAв условиях проявления общего адаптационного синдрома в экстремальных условиях и сравнение с влиянием на когнитивные функции психологической модели перфекционизма

Аннотация.Вданной статье описывается научное исследование и методы исследования. Выявлено,что фактор наличия потомства у женской особи положительно влияет на её когнитивные функции в условиях стресса. Проведена сравнительная характеристика кратковременной и долговременной памяти среди особей мужского пола и женского полав том числе в лактационном периоде. Сделана попытка сравнить материнство с психологической моделью перфекционизма как факторы, схоже влияющиена когнитивные функции. Ключевые слова:экспериментальные животные, стресс, экстремальные условия, поведенческие реакции, когнитивная этология, мышление.

Чувствительность организмов к экстремальным условиям внешней среды и способность к адаптации отличается у особей одного вида и зависит от возраста, пола и других физиологических особенностей особи.Наличие потомства у женской особи влияет на её когнитивные функции, в том числе в экстремальных условиях, что подтверждают результаты данного исследования. Скорей всего улучшения происходят под действием гормонов, характеризуется это нарастанием надежности регуляции гомеостаза и тем самым происходит улучшение адаптивности.Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью развития когнитивной этологии как науки, связанной с не изученностьюопределенного когнитивного состояния.В настоящее время в когнитивной этологии существует большое количество исследований, но посвященных таким аспектам как влияние наличия потомства на когнитивные функции женской особи лабораторной мыши в условиях стресса нет, и тема является актуальной. Целью исследования является выявление особенностей поведенческих реакций у женской особи лабораторной мыши в лактационном периоде.С возрастом происходящие изменения центральной нервной системы (основной фактор) и других систем в целом в совокупности оказывают большое влияние на когнитивные функции и являются факторами, замедляющими гомеостаз, а значит и адаптацию в экстремальных условиях[10, 11]. Поэтому в эксперименте участвуют молодые морфофизиологический зрелые особи.Адаптация к окружающей среде является важным фактором, а длительные нарушения адаптациив результате перенесенного стресса, сопровождаются нарушениями физического функционирования, изменениями в психологической и социальной сферах, что способствует снижению качества и продолжительности жизни [1]. Женская особь с потомством лучше других адаптируется в экстремальной ситуации для обеспечения безопасности и создания необходимых условий потомству, особенно в первые недели жизни потомства, доказательством чему является материнский инстинкт, который можно наблюдать у большинства особей, в частности у млекопитающих. Материнский инстинкт является аналогичным факторомпо влиянию на ЦНС и когнитивные функции с чувством ответственности у человека. В психологии существует модель, характеризующая убеждение человека о том, что любое дело должно быть выполнено идеально и другой результат неприемлем(перфекционизм)[12]. Это может быть, как нормальная характеристика личности, так и невротическое психическое отклонение. Второе сопровождается большими энергетическими затратами и со временем приводит к истощению.Как раз этот вариант модели наиболее удачно сопоставляется с темой работы, а результат показывает действие фатального чувства ответственности на когнитивные реакции, то есть на мышление. Люди, которых можно охарактеризовать данной психологическоймоделью чаще всего имеютастенический тип телосложения. Явление было зафиксировано в учебном коллективе, где результат истощающей деятельности как ни странно был наилучшим. Возможно,в обоих случаях происходит аналогичноевлияние на ЦНС, сопровождающееся выбросом большинства аналогичнодействующих гормоноввнутренней секреции.Рядом экспериментальных работ было доказано отрицательное влияниедлительного действия стрессаи психических расстройств, в том числе перфекционизма, мотивирующих соматоформные заболевания, связанные с определённой личностной характеристикой[3, 4, 5, 6, 7, 8].В частности чувство ответственностисопровождается самокритичностью и безграничным недовольством собой, а также в постановке недостижимых целей, что с самокритичностью образует замкнутый цикл и в процессе саморазрушения и истощения стоит на первом месте,асо временем приводит кпоявлениютревожности, панических атак, психосоматических (соматоформным) заболеванийсердечнососудистой, центральной нервной и других систем, при этом возрастает суицидальный риск [9].Экстремальная ситуация характеризуется двумя состояниями, происходящими в организме: биологическим и эмоциональным. Биологическое состояние включает в себя:изменение давления, учащение сердечнососудистых сокращений и дыхания, перенапряжение плечевых и шейныхмышц. Эмоциональное состояние включает в себя: нервозность, перепады настроения, быструюутомляемость [2].

Материнствоизучается в том числес позиции оценки количества ресурсных, в частности –энергетических, затрат родительской особи [13], ключевой стимуляцией для реализации адаптивного поведения которых, являются инстинкты родительской особи, в частности –материнский инстинкт.Возможно, психологическая модель перфекционизма и материнское чувство ответственности, истощающие организм, имеют не только одинаковоепроисхождение, то есть само чувство ответственности, но и аналогичноевлияние на когнитивные процессы, на мышление.Деятельность человека, может быть обусловлена эмоциональнопсихическими процессами и иметь субъективную значимость, не являющеюся физиологической потребностью[14]. Поэтому эксперимент,проведённый на животных,не искажает действительностьпод действием дополнительных факторовсовременного обществаи высшей сознательной деятельности человека, оказывающихспецифическое влияние на биологические системы.Материалы и методы исследования. В эксперименте оценивали когнитивную функцию у самок и самцов лабораторных мышей линии CBAс использованием водноголабиринта. Всего было сформировано три экспериментальные группы по2особей в каждой. Возраст всех животных 3 месяца. Оценка когнитивной функции особей разных групп проводилась в водном лабиринте (описывается ниже), в котором учитывалось время его прохождения. Через 20 минутпосле первого прохождениямышью лабиринта, эксперимент проводился вторично для той же особи, результаты которого характеризовали кратковременную память животного.Описанию водного лабиринта. Лабиринт представляет собой структуру, собранную из оргстекла. Параметры лабиринта: 500 мм х 500 мм х 150 мм. Высота стенки 90 мм, ширина одного прохода 90 мм. В лабиринте имеются два бассейна, глубина каждого из двух бассейнов 50 мм. Лабиринт заполнялся водой по высоте 4 мм (во всех коридорах)и по высоте 54мм во всехбассейнах. Температура воды составляла 22±3,°С. Бассейны расположены так, что прохождение их мышами становится обязательным. Безусловно, погружение в воду усиливаетстресс, что является необходимым условием эксперимента.Наблюдение за животными были проведены с помощью видеокамеры,закреплённой над лабиринтом. Результаты были подвергнуты статистической обработке с вычислением среднего арифметическогозначения. Таблица 1

Дизайн исследованияIгруппаIIгруппаIIIгруппа♂♀♀ 2n 2n

2n

Все особи n=6Iгруппа –Особи мужского пола.IIгруппа –Особи женского пола.IIIгруппа –Особи женского пола с потомством, не более месяца после родов.Результаты и ихобсуждение. Исследование формирования краткосрочной и долговременной памяти у животных трех экспериментальных групп в зависимости от пола и физиологического состояния были проведенытрижды с интервалом 7 дней между последующими измерениями. Результаты исследования представлены в таб.2

Таблица 2Формирование кратковременной и долговременной памяти

(первичное исследование)

Результаты наглядно подтверждаютпредположениео женской особи с потомством и лучшем проявлении когнитивной функции мышления.Результатособей IIIгруппы

лучше среднего времени между всеми группами на 73%.Лучше(быстрее)особеймужского пола на 86%. Самцы прошли лабиринт,затратив на 55% больше времениотносительно среднего по всем группам, но вместе с тем прослеживается и то, что кратковременная память (повторное прохождение лабиринта через 20минут) у самцов даёт значительное улучшениевремени прохождения.Результат улучшен на 7,9 минут,то есть на 73%, но результаты IIи IIIгрупп также значимы и были улучшенысоответственнона 30%и 43%от первоначальных.Как было предположено ранее, женские особи, имеющие потомство (не более месяца) показывают наилучший результат исследования лабиринта. Кроме того, стоит отметить, что прохождение бассейнов у самок IIIгруппы не вызвало никаких затруднений. У особей других групп не было желания погружаться в воду, и в первую очередь они искали другие пути выхода из лабиринта.

Таблица 3Формирование кратковременной и долговременной памяти(повторное исследование)Первый экспериментальный деньПервая попыткаВторая попытка (кратковременная память)ГруппаIIIIIIIIIIIIt среднее (минуты до сотых долей)10,738,251,72,835,830,96Второйэкспериментальный деньПервая попытка(долговременная память)Вторая попытка

(кратковременная память)ГруппаIIIIIIIIIIIIt среднее (минутыс точностью до 0,01)7,5613,162,513,55,560,66Результаты второго эксперимента подтверждают результаты первого, но разница времени второго прохождениялабиринта (кратковременная память) сравнительно меньше. Возможно, это связано с тем, что на результатах сказалась долговременная память,уменьшив разрыв результатов первой и второй попыток.Кратковременная и долговременная память свойственна всеми нет значительной разницы в улучшении результатов исследования внутри каждой группы.

Кратковременная память улучшена в I,II,IIIгруппахсоответственнона 53%, 57%, 73%. Подтверждено предположениео самках с потомствоми формировании когнитивных функцийв лактационном периоде.Таблица 4Формирование кратковременной и долговременной памяти(третье исследование)Третий экспериментальный деньПервая попытка(долговременная память)Вторая попытка

(кратковременная память)ГруппаIIIIIIIIIIIIt среднее(минуты с точностью до 0,01)8,913,412,14,112,181,4Долговременная память не была улучшена по сравнению с первым и вторым экспериментальным днём, возможно, потому, что долговременная память в условиях стрессане была задействована в полной мере и предположительно улучшения начнутся с 56 экспериментального дня, когда особи адаптируются к данному лабиринту[15].

Таблица 5Средняя длина траекторииособей по группамГруппаIIIIIIЭкспериментальный день123123123Пройденный путь(долговременная память), см100815538611050908352150162125Пройденный путь(кратковременная память), см3032341993223162571809583Пройденный путь в среднем, см693475132Статистическая обработка и предшествующие измерения дают следующие результаты: В ходе второй попытки (кратковременная память) самцы улучшили результат исследования на 465%, то есть в 4,65 раза, что вместе с относительно значительным улучшением этой же группой времени говорит о наилучшем использовании кратковременной памяти у самцов.Самки 2ой группы улучшили результат на 61% по кратковременной памяти. А самки 3ей группы лишь на 18%.Особи третьей группы прошли лабиринт кратчайшими путями.Они не возвращались постоянно к началу лабиринтав отличие от особей других группи прошли расстояние 30% от среднего по всем группам, что на 81% меньше траектории группы самцовина 28% меньше пути второй группы, чтопредставляет собой значительные отклонения в лучшую сторону относительно самцови всех групп в целом. В очередной раз подтвержденопредположениео формировании когнитивных функций в лактационном периоде.Таким образом,при исследованиикогнитивных функций мышей CBAв зависимости от пола и лактационного периода у женских особей было выявлено, что оптимальные и наилучшие показатели исследования демонстрировали самки, имеющие потомство,как по времени прохождения, так и по пройденному кротчайшему путиво время поиска выхода из лабиринтав отличие от самцов и самок того же вида.Исследование формирования кратковременной и долговременной памяти по тем же отличиям в пределах вида в контролевремя нахождениявыхода из лабиринтапоказали, что у самцов не смотря на худшие результаты первого исследования значительное улучшениеопределеноформированиемкратковременной памяти.

Впорядке возрастания показателей формирования когнитивных функций по долговременной памяти соответственно самки,самцы, самки, имеющие потомство. По кратковременнойпамяти также в порядке возрастания показателей формирования когнитивных функций: самцы,самки,самкис потомством.

Ссылки на источники1.Зуйкова, А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ДЛИТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ БОЕВОГО СТРЕССА И ТРАВМ / ЗУЙКОВА А.А., ПОТЕМИНА Т.Е., АХРЕМЕНКО Е.В. // ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ –№3 –2013. –С. 4043.2.Довгий О.А Мінімізація професійного ризику працівниківпідрозділів податкової міліції органів ДПС України (теоретичні та практичні аспекти): Монографія /Довгий О.А., Задояний М.Т., Крошко В.П., Попович В.М. //за редакцієюДовгого О.А. –К.: Атака –Н, 2002. 184с.3.Павлова Е.С. ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИЙ ПОПУЛЯЦИЙ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ И ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ НА ДЕЙСТВИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ИММОБИЛИЗАЦИОННОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА / НАСИБУЛЛИН Б.А., ЗМИЕВСКИЙ А.В., ПАВЛОВА Е.С.// СВIТ МЕДИЦИНИ ТА БIОЛОГII = МИР МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ –2011. —№2 —С3436.4.Ковпак Д.В., Третьяк Л.Л. Депрессия. Диагностика и методы лечения. СПб: Наука и техника, 2009. 320 с.5.Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. 4е изд. М.: Медицина, 1977. 111 с.6.Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Фильц А.О., Морковкина И.В.Соматоформные расстройства (современные методологические подходы к построению модели) //Ипохондрия и соматоформные расстройства / под ред. А.Б. Смулевича. М., 1992. С. 817.7.Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и спсихосоматическими расстройствами: пособие для врачей /под ред. В.А. Ташлыкова. СПб: МАПО, 1997. 24 с.8.Соколова Е.Т. Николаева В.В.Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128134.9.Талаш Е.Ф. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ // ИННОВАЦИИ В НАУКЕ. –2011. –№22 –С. 117120.10.Анисимов, В. Н. Возрастные изменения уровня аминов в головном мозге крыс /В. Н. Анисимов, А. Ю. Грачева, В. К. Поздев// Физиол. журн, СССР. 1977. Т. 63.С. 353357.11.Андреев, С.С. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КРЫС НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ // Вестник Челябинского государственного университета. —2008. —№4 —С.148152.

12.Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства, обзор зарубежных эмпирических исследований//Современная терапия психических расстройств –2006. –№1. –С.3140.13.Махмутова Р.К. Психология материнства: теоритические аспекты изучения материнского мотивации материнского поведения.//Вестник Удмуртскогоуниверситета – 2010. –№2 –С.4655.14.Корниенко А.Ф. Деятельность как сознательная форма поведения человека// вестник ТГГПУ –2010. –№20. –С.304308.

15.Зиновьев Д.Р. Обучение и угашение пространственной памяти у мышей разных линий// Бюллетень Сибирского отделения российской академии медицинскихнаук–2009. –№2.–С.5154.

Atapin Sergey VyacheslavovichMunicipal Autonomous Educational Institution Middle Comprehensive School№153,Chelyabinsk city,studentof 10B class

Yasuperserg@yandex.ruFeatures of formation of cognitive functions in the lactation period as compared to the male and female in a stressful situationwith influence on cognitive functions of psychological model of perfectionism.Annotation.This article describes a study and methods of research. Has been revealed factor:the availability of posterity in lactation period positively influence on a female's cognitive function of thinking. The comparative analysis of the short and long term memory among individuals male and female, including in the lactation period. An attempt is made to compare motherhood with psychological model of perfectionism how factors similar affect on cognitive function. Key words:experimental animals, stress, extreme conditions, behavioral reactions, cognitive ethology, thinking.