Историческое краеведение как фактор личностного развития учащихся (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронов В. А., Бахор Т. А. Историческое краеведение как фактор личностного развития учащихся (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4226–4230. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55110.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации краеведческой работы в школе, изучению истории Енисейского аэропорта и авиаотряда, влиянию краеведческой работы на рост гражданского сознания школьников. Авторы предлагают ряд заданий, которые могут способствовать развитию интереса учащихся к историческому краеведению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронов Вячеслав Андреевич,учитель технологии МБОУ «Лицей»,г. Лесосибирскsup508@msn.com

Бахор Тамара Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Лесосибирского педагогического института –филиала Сибирского федерального университета, г. Лесосибирскtamarales@mail.ru

Историческое краеведениекак фактор личностного развитияучащихся

(из опыта работы)

Аннотация.Статья посвящена организации краеведческой работы в школе, изучению истории Енисейского аэропорта и авиаотряда, влиянию краеведческой работы на рост гражданского сознанияшкольников. Авторы предлагают ряд заданий, которые могут способствоватьразвитию интереса учащихся к историческому краеведению.Ключевые слова: историческое краеведение, гражданское самосознание, учебновоспитательный процесс.

Учащиеся МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска (директор В.М. Федосеева) активно участвуютв исследовательских проектах, творческих занятиях, спортивных мероприятиях, где отрабатывают умения применять полученные знанияи в ходе которых они учатсяпринимать решения и помогать друг другу. В такой деятельностиразвиваются информационнокоммуникационныеи социальные компетентности учащихся. За последние годы учителя и учащиеся МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска активно участвуют в проектной деятельности, представляя социальные и учебные проекты в различныеорганизации, оказывающиегрантовую поддержкудля реализацииэтих проектов. Среди успешных грантовыхпроектов «Письмо с фронта», «Астафьевское наследие» и др. В 2012 г. учащиеся 511классов совместно с учителями, студентами и преподавателями Лесосибирского педагогического института –филиала Сибирского федерального университета собирали материалыо деятельности енисейского аэропорта и авиаотряда, реализуя проект «Нас объединяет небо» (под руководством учителя технологии МБОУ «Лицей» В.А. Воронова), поддержанный краевой социальной грантовой программой "Социальное партнерство во имя развития». Представленияо том или иномместе проживания человека (городе, поселении и т.п.)часто становятся определяющими для самоидентификации жителей. Краеведение давно уже стало важнейшим направлением в воспитательной работеобразовательных учреждений. Педагоги стремятся таким образом организовать учебновоспитательный процесс, чтобы учащиеся «знакомились с основными достопримечательностями Красноярского края, объектами культуры» [1] и др.

Воссоздание истории енисейского аэропорта (с опорой на документы,которые сохранились в архиве аэропорта и в фондах Енисейского краеведческого музея,а такжесвидетельства очевидцев, артефакты бывших летчиков, работников, инетвоспоминания тех, кого судьба так или иначезабрасывала в наши края и др.)стало важнейшим факторомусиленияинтересаучащихся кистории края, родногогорода, живущим в нем людям.Овладениекраеведческими сведениями позволяет ребятам не только познать прошлоенашего края (с какой целью был создан енисейский аэродром, какие самолетыиспользовались в енисейском авиаотряде,какова специализация авиаотряда в настоящее время и др.),но и понять свое настоящее(отказ от больших самолетов, преобразование авиаполка в авиапредприятие авиационной охраны лесов). Знакомство учащихся с историей авиации способствует развитию технического творчества учащихся, в т.ч. развитию авиамоделизма.На основании изученных документов, ребята апепредставилиисторию Енисейского авиапредприятияследующим образом:В Енисейске впервыеприземлился самолет «Моссовет» в марте 1926 г. Направлялся он в Туруханск ха пушниной. В 1928 г. в Енисейске совершил посадкусамолет Р5, летевший в Дудинку.Нопервые подробные сведения о деятельности аэропортаотносятся к19 июня1934 г., когда на Енисее пробную посадку совершил гидросамолет «Дорнье». Пилотировали еговоенлётыМахоткин и Алексеев. С этого исторического дня начинается историяЕнисейского авиапредприятия или Енисейской авиабазы, как тогда она именовалась. Место, где располагалась авиабаза, и сейчас известно под названием «Гидропорт». Здесь находилась контора, радиостанция, гараж и склад. Все средства наземной механизации составляли всегоодин катер и один трактор. Но самым используемым средством была лошадь, на которойподвозили к реке, а далее на катере к самолетам –топливо, масло, доставляли пассажиров. Электроэнергии не было. Штат авиабазы состоял из всего из 30 человек.Несколько слов надо сказать огидропланах «Дорнье» или Do 18, оснащенных двумя двигателями,в основном предназначенными для береговой авиации. Эти самолеты в 193438 гг. активно принимались на вооружение в Германии. Как видим, история авиапредприятия Енисейска начиналась с современных для того времени самолетов.В это время енисейская авиабазаобслуживает самолеты, курсирующие полинии Енисейск –Красноярск, а также по транзитнойлинии Красноярск –Диксон. За период август –декабрь 1935 года авиабаза пропустила (обслужила) 175 самолетов, на которых перевезенотолько из Енисейскапо трассам : Красноярск, Игарка, Соврудник и Мотыгино 105 человек пассажиров, 765 кг. почты, 324 кг. груза.Зимой регулярные воздушные рейсы по трассе Красноярск –Енисейск начинались с 15 января, а Енисейск –Соврудник –с 15 февраля 1936 г.[2]

Авиабаза входила в состав Красноярской авиаслужбы Главного управления Северного пути при СНК (Совете народных комиссаров) СССР. Основной авиационной техникой былигидросамолеты МП1 и Г1 (самолет МП1 широко использовался на Крайнем Севере в мирное время и в годы Великой Отечественной войны).

Известно, что гидросамолет МП1 со свободнонесущим крылом («летающая лодка») был создан под руководством авиаконструктора Г. М. Бериева и являлся пассажирским вариантом ближнего морского разведчика МБР2 со снятым вооружением. В годы Великой Отечественной войны МБР2 использовался для морской разведки. Интересно, что фюзеляж (лодка) и крыло были выполнены в основном из дерева, обшивка былаполотняная. В июле 1938 года экипаж в составе П. Д. Осипенко, В. Ф. Ломако и М. М. Расковой осуществил на МП1 беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск, установив тем самым два официальных рекорда —полет на дальность по прямой и по ломаной линии. Как свидетельствуют документы, вопросам оснащения енисейского авиапредприятия уделялось серьезное внимание. Авиабаза находилась на основной трассе на север, поэтому ее радистычасто держали связь с известными полярными летчиками Михаилом Громовым, Василием Молоковым, (которому установлена мемориальная доскав микрорайоне «Взлетка»в Красноярске),Михаилом Водопьяновым (именем которого названа одна из улиц Красноярска).Енисейцы хорошо знали икрасноярских летчиков Илью Мазурука,Ивана Черевичного, которые часто производили посадки на базе. В 1939 году в Енисейске был образован 232й авиаотряд легкомоторной авиации, состоящий из 30 самолетов СН1и У2. [3]

У2—многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире, У2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации этого самолета. В 1932 году был разработан учебнобоевой вариант У2 (У2ВС), который мог брать с собой шесть 8килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом. Известно, что после смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По2. Первым начальником енисейского аэропорта был Холков. Аэродромом служила естественная ровная поляна, ближе к Енисею, чем ныне существующая ВПП (взлетнопосадочная полоса). На месте рулежной дорожки и места стоянкинаходился лес. Там, где сейчас авиационнотехническая база , были расположеныштаб и столовая.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны, а именно 23 октября 1941 года, весь летный состав енисейского авиапредприятия отбыл на фронт.В 1946 году, после образования Красноярского управления Гражданского Воздушного флота, Енисейская гидроавиабаза была переведенана сухопутный аэродром, получив в эксплуатацию бипланы ПО2 или, как их еще называли, "кукурузники", с помощью которых опыляли поля в военные и послевоенные годы; а такжебольшиепассажирские самолеты СИ47, вместимостью до 20 человек.

В послевоенные годы авиапредприятие развивалось:работники аэродрома корчевалилес, осушали болота, делали полосу подхода. Появились первые застройки на Калашниковой горе. Дальнейшее развитие Енисейского авиапредприятия было предопределенопотребностями хозяйства Енисейского, СевероЕнисейского, Мотыгинского и Ярцевского районов. Появилась новая авиационная техника: таковы монопланы самолеты ЯК12, используемые для геологоразведки,в которыеуже входило по 4 человека. Далее появились АН2, для эксплуатации которых не нужна была длиннаявзлетнопосадочная полоса. Потом появился самолетЛИ2 с более мощным мотором , а впоследствии–турбовинтовые самолетыАН24(10)и АН26[3].Енисейское предприятие было в числе первых в Управлении, освоивших на просторах Сибири вертолетную технику: МИ1 с поршневым мотором, (конструкция Миля), МИ4сбольшей грузоподъемностью, МИ2 и МИ8 с газотурбинными двигателями [4].Пионером освоения вертолетной техники в Красноярском крае был Владимир Васильевич Бахарев, командир эскадрильи МИ1, МИ4. Одним из первых освоил вертолет МИ2, награжден орденом Ленина.В 1953 году началась застройка Калашниковой горы, строились штаб, вокзал, жилые дома. Когда в Енисейске появился первый автобусный маршрут, то конечная остановка называлась не «Аэропорт», а «Гора Калашникова». Первой улицей стала улица имени Ромашкина, бортмеханика, погибшего в Великую Отечественную войну, на которой первые жители появились уже в 1955 г.В 80е дважды в неделю выполнялся рейс до Москвы на Ил18. Тогда же Енисейский аэропорт получил звание запасного аэропорта Красноярска. Посадочнаяполоса, светосистемы и навигационное оборудование позволяли принимать даже грузовые Ан12 и Ил76. Настоящего расцвета аэропорт достиг в 1991 году, когда был выполнен технический рейс из Красноярска на Ту15[5].В 1983 году началось освоение и эксплуатация самолета Л410 на МВЛ, происходит дальнейшее развитие авиапредприятия Енисейска как основной базы грузовых самолетов АН26, реконструкция ВПП и завершение строительстваслужебнопассажирского помещения в кирпичном варианте в а/п СевероЕнисейск,удлинение существующей ВПП и строительство служебновспомагательных помещений в а/п Ярцево.Разрасталась база, появлялись новыепосадочныеплощадки, в 80ые гг. их было более тридцати, Мотыгино, СевероЕнисейск, Ярцево,Канск, Богучаны,Ачинск, Ворогово,Маковское,Майское, УстьПит, Стрелка,Назимово, Шишмарево и др.[6].В 1988 г. цены перелетов были таковы, чтотаежные жители могличасто позволить себелетать в гости в соседние деревни: 11 руб. нужно было заплатить заперелет из Енисейска вКрасноярск;7 руб. –из Енисейска в Лесосибирск, столько же стоил перелет в Мотыгино;3 руб. –из Енисейска в д. УстьПит; 2 руб.из Енисейска в Высокогорск и т.д. В годы перемен 19902000х гг. енисейский авиаотряд уцелел,онвошел в состав красноярской базы авиационной охраны лесов Федерального государственного учреждения (ФГУ) "Авиалесоохрана". Благодаря сохранившемуся аэропорту в Енисейске красноярская авиабаза вошла в число тех предприятий ФГУ, где имеется собственная авиация. На плечи енисейских воздушных лесников легла тяжелейшая миссия пожарных, а попутно геологов, нефтяников, почтальонов, врачей и просто транспортников[7].В 2010г. в авиаотряде работают уже300 человек. В эксплуатации находится около 10 вертолетовМи2, 13 самолетовАн2.Малая авиация это не только тушение лесных пожаров, но и помощь в народном хозяйстве, а также вполне конкретным людям жителям отдалённых деревень и посёлков. Из 65 населённых пунктов в Енисейском районе около 15 доступны только воздушным транспортом.Енисейский аэропорт запасной аэропорт Красноярска. Аэродром Енисейска3 класса способен принимать самолёты Ан2, Ан12, Ан24, Ан26, Ан74, Ил18, Ил76, Ту134, Як40, а также вертолёты всех типов. На данный момент аэропорт нуждается в реконструкции, которая запланирована на2015 год.В целом же историю авиапредприятия можно представить какразвитие от гидропорта к аэропорту, а далее –к запасному аэродрому оборонного значения;от гидропланов к легкомоторной многоцелевой авиации и далее –кмощным турбовинтовым самолетам, к Ту 154.Перестройкаизменила эту тенденцию,ограничила деятельность авиапредприятия авиационной охраной лесов.Такая краеведческая работа, безусловно,способствуетросту гражданского сознания учащихся, о чем свидетельствует проведенное анкетирование.Так, учащиеся 58 классовна вопрос о том, зачем нужно знать историю местных предприятий, дали следующиеответы: «Чтобы знать историю своего края» (4 чел.), «Чтобы знать историю своих предков» (3 чел.). Интересны ответы, встречающиеся в отдельных анкетах; «чтобы не забывать свои корни», «чтобы знать историю своего места рождения», «чтобы правильно выбрать профессию»,«чтобы быть полноценным гражданином»,«чтобы быть умным», «чтобы быть грамотным», «чтобы бытьграмотным и культурным», «чтобы быть современным человеком», «Люди, которые не знают прошлого, не имеют будущего». Любопытен и ответ: «Пригодится». На вопрос о перспективахразвития енисейского аэропорта все опрошенные отвечалинеопределенно («время покажет», «не могу сказать»), не все видят перспективы развития авиапредприятия(«все развалиться до конца», «перспектив нет никаких»), хотя есть и противоположные мнения («аэропорт будет развиваться», «будет существоватьи далее станет необходимымдля полетов в отдаленные населенные пункты», «аэропорт будет функционировать и в дальнейшем»).Большая часть респондентов считают, что аэропорт и авиаотряд нужнырайону и регионув целом,авиатранспорт современный, удобный вид транспорта, который не только помогает решить вопроспассажироперевозок, но иявляется показателемуровнясовременности и цивилизациирегиона.К сожалению, современное состояние хозяйства края таково, чтонемногие из опрошенных видят перспективы развития енисейского аэропорта. Те же, кто считает, что аэропортнужно развивать, связывают его дальнейшее существование со специальными краевыми или, возможно, общероссийскими программами поддержкиавиации удаленных малых городов, предполагающимиреконструкцию имеющегося технического парка,приобретение новой техники. Среди программ, в которые должна быть вовлечена и малая авиация, по мнению опрошенных,может стать программа развития туризма в Красноярском крае, особенно в северных его территориях. Собранные участниками проектаматериалы, опубликованные отдельной книгой[8],позволяютпредставить историю авиапредприятия Енисейска какживой увлекательный процесс, интересный историческими и бытовыми подробностями длявсех интересующихся историей родного края,позволяя им соотнести себя стеми, кто помогстране выжить в трудные 19301950е годы,кто помоглюдям нашего краядостойно пережитьсложные 1990е.В процесс реализации проекта были вовлечены студенты, которые припрохождениипроизводственной практикиактивно сотрудничали с родителямиучащихся и их родственниками, привлекали взрослыхк участию в занятиях, кизготовлению моделей. Все это, безусловно, способствовалосозданию комфортной психологической атмосферы. А школьники, в свою очередь,успешноовладевали нормами взаимоотношений с разными людьми,приобретали навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Так, дляпропаганды авиамоделизма учащиесявыступали перед школьниками разных возрастов, отвечали на их вопросы, проявляла активную заинтересованность в вовлечении их в кружок технического творчества.Экспозиция авиамоделей, изготовленных участниками проекта «Небо зовет!» демонстрировалась учащимся 511 классов, а также действовала в Енисейском краеведческом музее в течение 2х недель, ее посетило более 400 учащихся школ г. Енисейска. Популяризациизанятий техническим творчеством способствовало посещение Енисейского аэропорта. Вот как 5классники описывают эту экскурсию.Виноградов В.: «Поездка в аэропорт г. Енисейскаоказалась очень интересной и неожиданно увлекательной.Мы побывали в самолете АН24, обошли его со всех сторон, посидели во всех креслах. Но самым удивительным было посещение кабины пилотов, штурмана и бортинженера.Рассказатьо том,что мы там видели –невозможно!Это нужно видеть!От огромного количества кнопок, ручек, переключателейзахватывало дух!Когда я уселся в кресло пилота и взял в руки штурвал, я сразу же представил себя в воздухекомандиром военного лайнера, а мой друг Влад , который в это время находилсяв соседнем кресле, вовсю строчил из пулемета по вражеским самолетам и одновременно сбрасывал бомбы,умудряясь при этом внимательно слушать нашего экскурсовода Игоря Александровича.Этотувлеченный человекподробно рассказывал нам про каждый переключатель, очень интересно было слушать про работу авиадвигателей, про запуск, прогрев, выведение двигателей на взлетный режим и наконец

про взлет. Про полет самолета было слушать не менее интересно, я узнал, что такое курс, как держать самолет на курсе и какие для этого необходимы приборы».Спирин В.:«Мне больше всего понравился вертолет Ми2. Сначаламы обошли его вокруг.Он такой маленький и низенький, что наш экскурсовод Игорь Александрович шагнулв кабину прямо с земли. Вертолет очень отличается от самолета. Кнопок, тумблеров и ручек здесь тоже очень много, но всетаки меньше, чем в самолетеАН24.Самым интересным для меня было то, чтов кабине вертолета не штурвал, апилотская ручка , такаяже, как и в военных самолетах истребителях!Игорь Александрович рассказал, как сложнои интересно летать на вертолете. У вертолетавместо крыльев несущий ротор, состоящий из трехлопастей,а вместо хвостового оперения рулевой винт.И все это позволяет вертолету зависать на месте, разворачиваться вокруг своей оси, летать хвостом вперед. И даже выполнять фигуры высшего пилотажа, особенно «мертвую петлю».Эти качества совершенно незаменимы на военных вертолетах.Аздесь,в Енисейске, вертолеты выполняют тоже опасную работу по спасению лесов от пожаров, совершаютрейсы по спасению людей, помогают лесоохране вылавливать браконьеров.

Многие из моих одноклассников вперыеувидели так близко самолеты и вертолеты,первый раз в жизни взялись за штурвал самолета,поняли, какая сложная это техника,как много приборов необходимо освоить летчику, чтобы управлятьсамолетом или вертолетом.

Это было здорово! Многие из нас хотели бы вбудущем стать пилотами и работать в лесоохранной исанитарной авиации. Мы бы хотели еще раз побывать в аэропорту». При подведении итогов работы, участники проектасформулировали некоторые задания, выполнение которых может увлечь школьниковисторическимкраеведением:

Проведите социологический опрос о деятельностиградообразующего предприятия.Объясните положительные и отрицательные оценки респондентамиего деятельности.

Проанализируйтестиль и жанр материалов опредприятии/учрежденииВашего населенного пункта, представленные в средствах массовой информации.

Соберите и проанализируйтепредания и легенды, связанные с предприятиями/ учреждениями Вашего населенного пункта. Определитешкалу ценностей, представленную в этом фольклорном материале.

Запишите биографиючеловека, чья жизнь связана с жизнью вашего города (поселка и др.). Покажите, как развитие города (поселка и др.) отразилось в жизни Вашего респондента.

Выявитеобраз Вашего города (поселка и др.) в творчествеместного поэта или прозаика. В какой степени он ориентируется на традицииобщероссийской культуры, а в какой стремитсяподчеркнуть своеобразие своей малой родины.Таким образом, изучение краеведческих материаловпозволяет формировать у обучающихся общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готовность к работе в коллективе; стремление к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям. Основной педагогический смысл краеведческой работысоздание условий для социальных проб личности. Такая деятельность способствует социализации личности, позволяет учащимся устанавливать новые способы взаимодействия с миром взрослых.

Ссылки на источники1.Закон Красноярского края от 25.06.2004 № 112071 «О краевом (национальнорегиональном) компоненте государственныхобразовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.–URL: http://docs.cntd.ru/document /985007249

[Дата обращения25.03.2014].2.Вольский А. Будни енисейской авиации.// Енисейская правда –№ 3 от 11 января 1936 г.С.2.3.Ясицкая Б. 8 февраля –День Аэрофлота: Они были первыми.//«Енисейск плюс»: еженедельная городскаягазета. №№910 от 5 февраля 2009 г.С.13.4. Назаров Т. Справка о развитии Енисейского авиапредприятия, составленная зам.политом 127 летного отряда Т. Назаровым / машинопись. 1983 г. [Из фондов Енисейского краеведческого музея].5.Романова А. Под крылом самолета снова поет…(О том, как районный авиаотряд назло всем сумел выкарабкаться с того света).//«Вечерний Красноярск» №7 (51) от 22 февраля 2006 г. –URL:http://www.vecherka.ru/econom/1431

[Дата обращения25.03.2014].6.Расписание движения самолетов из аэропорта «Енисейск» с 1 января 1988 года (время московское).// «Заря Енисея»№1 от 3 января 1988.С.4.7.Смертин Н.Н. Авиалесоохрана приенисейского края: краткий обзор, хронология преобразований и развития авиалесоохраны, посвящается65летию создания службы. Красноярск, 2000 23 с. –URL:http://www.aviales.ru/files/documents/ 2010/03/SMERTIN_497.pdf

[Дата обращения25.03.2014].8.Изучение краеведческого материала в вузе и школе. ИсторияЕнисейского аэропорта: документы, воспоминания, свидетельства очевидцев./ Под ред. Т.А. Бахор.Красноярск; Сибирский федеральный университет, 2012.138 с.

Vyacheslav Voronov,a teacher of technology, at the municipal budget comprehensivesecondary school “Licei”, Lesosibirsk Krasnoyarsky krayTamara Bahor,Candidate of Philological Science, associate professor at the chair of russian language and Literature at Lesosibirsky Pedagogical Institute –the filial of the Siberian Federal University, Lesosibirsk.Local history as a factor of personal development of pupils (from work experience).Annotation. Article is devoted to studying local history in school, studying the history of the Yenisei airport and the squadron, the influence of local history work on the growth of civic consciousness of students. The authors offer a number of tasks that can promote students' interest in local history.Keywords: local history, civic consciousness, the educational process.