Театр и социально-культурная обстановка в Англии XVI – XVII вв.: особенности и специфика

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роот Э. В. Театр и социально-культурная обстановка в Англии XVI – XVII вв.: особенности и специфика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4236–4240. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55112.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается преломление в театральной среде Англии конца XVI – начала XVII в. экономико-политических и социально-культурных предпосылок буржуазной революции, а затем эволюция театра в ходе революции и в условиях Реставрации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
РоотЭвелина Владимировнa,

старшийпреподавателькафедры иностранных языков Московский государственный строительный университет. Москва

eva.2005130@yandex.ru

Театр и социальнокультурнаяобстановкав Англии XVI‬XVIIвв.: особенности и специфика

Аннотация.Вданной статье рассматривается преломление в театральной средеАнглии конца XVI‬начала XVIIвв. экономикополитических и социальнокультурных предпосылок буржуазной революции, азатем эволюция театра в ходе революциии в условиях реставрации.

Ключевые слова:возрождение,гуманизм,кальвинизм, культура, литература, музыка, протестантизм,театр, церковью.

Исследования по английской историисвидетельствуюто том, что в конце XVI‬начале XVIIвв.в стране формируются не только экономикополитические, но и социальнокультурные предпосылки буржуазной революции[1].Наибольший вклад в этот процессвнеслилитература и искусство елизаветинской Англии, и прежде всего театр, поскольку оннаиболее значимо воздействовална массовоесознание.

Уже в первой половине XVIвека проблемы политической борьбы широко обсуждались в массовых самодеятельных спектаклях, где условные образы моралите становятся носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а воплощениямиреальных противоборствующих сил. Это стало ©первым потокомª, который впоследствии влился в бурное море английского театра, тогда как ©второй потокª возник благодаря развитию идей гуманизма, хотяпервое время он и существовал в стороне и отдельно от народной традиции[2].В Англии XVI ‬XVII веков начинаетсяслияниеантичной и народной традиций, что способствовало их взаимному обогащению. Следует отметить, что пьесы, построенные по античным канонам, вбирали в себя элементы народной драмы, что позволяло им в своем содержании обращаться к острым проблемам управления государством, социального устройствастраны и даже позициии роли церквив обществе. При этом выявиласьпрямая и непосредственная связьмежду политической заостренностью постановок и жесткостью внутренней политики. Конечно, властные структуры не были обеспокоеныпо поводу постановок латинских спектаклейв школах, но вот попытки сделать то же самое профессионально организованными театрами наталкивалисьна жесткое сопротивление правительства. Так, небольшие коллективы бродячих актеров, игравшие в городских и придорожных гостиницах, подвергались жестоким репрессиям. Например, парламентский статут 1572 г., предусматривавший самые суровые кары против ©бродягª специальным пунктом подчёркивал: ©Все вожаки медведей, актёры и менестрели, не принадлежащие какомунибудь барону королевства или какойнибудь особе высшего ранга,… все такие лица должны быть почитаемы за бродяг или строптивых нищих, предусмотренных настоящим актомª [3]. Именно поэтому при королевском дворе и в поместьях крупнейших лордов возникли первые постоянные актерские труппы, причем преимущественно из ремесленников. Они обладали соответствующими удостоверениями, дававшим право играть и в провинции, что стало предпосылкой к появлению специальных театральных помещений на окраинах Лондона. А к началу XVIIвека в Лондоне насчитывалось уже20 театров, причем первый из нихбыл построен в 1576 г. самими актерами. Многие из них ‬отметим особо ‬имели ремесленные профессии, и участие в театральных постановках являлось для них своего рода ©хоббиª[3].Однако, на наш взгляд, наибольшее значение для историкокультурного процесса имели массовые, или,как их тогда называли,публичные театры, содержащиеся на паях актеров. Примечательно и само оформление театральных постановок:оно было предельно скромным, если не аскетичным. Это ‬простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, партер, где не предусмотрены сидячие места и т.д.Несмотря на простоту сооружения, именно здесь, по мнению современников, были созданы и поставлены самые знаменательные творения английской драматургии, которые обеспечили славу английского театра на долгое время[4].Обратим вниманиена то, что театральная аудитория того времени состояла из трудовых слоев английского населения: задолго до спектакля партер наполнялся ремесленниками, мелкими торговцами, моряками, случайно приехавшими в Лондон йоменами. Публика жаждала ярких чувств, страстей и, самое главное, ответа на острые вопросы современности,активно вмешиваясь в действие, выражая свои мысли и чувства, тем самым предъявляя и высказывая ©социальный заказª актерам и драматургам[5]. Поэтому можно предположить, что развитие английского театра имело в своей основе не только устоявшиеся народные традиции, но и постоянное взаимодействие театров со зрительской аудиторией. Интересен тот факт, что труппы публичных театров смогли завоевать такой прочный авторитет, что их зачастую приглашали в придворный театр и в так называемые частные театры, которые посещала уже более изысканная публика. Фактобщения публичных театров с придворнымитеатрами способствовал синтезудвух стилей актерского мастерства и двух типов драмы. Так в развитии английского театра XVIIвека прослеживается синтезантичной драмы, насыщенной ученостью Возрождения, и драмы народной, пропитанной его духом[2].Разумеется, в прямой связи с театром развивалась и английская музыка. Онастала играть значительную роль в жизни различных слоев общества. Особое место здесь занимает крупнейший музыкант и композитор английского Возрождения Джон Доуленд (15621626 гг.). Он стал автором многочисленных песенлирикофилософской, любовнойи элегической тематики, а его сборники выдерживали по пять изданий и быстро раскупались любителями музыки, отражавшей жажду любви и счастья, радость жизни Человека Возрождения[6].Интересно влияние социокультурного развитияАнглии этого периода и на архитектуру. Оно наложило на нее свой отпечаток, поэтому к началу XVIIвека в стране можно было встретить здания, характерные для эпохи итальянского Возрожденияи сооруженныевыдающимся архитектором Айниго Джонсом (15731652 гг.). Всвоих творенияхон стремился перенести на английскую почву стиль высокого итальянского Возрождения, сочетая егос английскими национальными традициями. А. Джонс был высокообразованным архитекторомгуманистом, поклонником античности, знатоком искусства нового времени, который пытался освободить английскую архитектуру от отжившей ©поздней готикиª и от безвкусного смешения стилей. Возвратившисьиз путешествий по Италии, он привез много новых идей, основанных на новейших достижениях итальянского искусства, где особенно знамениты многочисленные дворцы и загородные виллы известного архитектора и теоретика архитектуры Палладио[3].Следует отметить, что А. Джонс не стремился копировать итальянские образцы, справедливо полагая, что английские образ жизни, климат и сложившиеся за века традиции требуют совсем другого творческого подхода. Однако у Палладио он научился следовать античным канонам, где спокойные строгие формы и торжественная монументальность отражали светлое мироощущение гуманистов. А.Джонсуне удалось реализовать большую часть из его многочисленных замыслов, поскольку политическая ситуация в стране в XVIIвеке не способствовала созданию монументальных ансамблей, к которым он стремился, видя в них возможность выразить идею гармонии, единства человека и мира.Можно предположить, что следствиемнереализованности архитектурныхидей Джонса стала егоизвестностьв истории английского театра, где он выступалне только в роли художника, но и постановщикаспектаклей.В контексте определения особенности и специфики культурной обстановки в Англии XVI ‬XVII веков обратим внимание на портретную миниатюру, которая имела глубокие корни в английском искусстве со времен средневековья. Она подверглась в новое время определеннойтрансформации, что было обусловлено переломом в сознании народных масс, вкусами, идеями и художественными принципами Возрождения. Несмотря на то, что миниатюра считалась разновидностью придворного портрета, изза своих размеров она все же не имеластоль официального характера, что позволяло художникам действовать более свободно.Однако и здесь значительное внимание акцентировалось на декоративном обрамлении портрета, деталях обстановки и одежды, но вместе с тем лицо изображаемого выносилось на первый план.

Все вышесказанное можно отнести к творчеству Николаса Хиллпарда (15471619 гг.) и его ученика Исаака Оливера (15621617 гг.). Например, если в известной миниатюре И. Оливера ©Портрет Ричарда Сэквиллаª прикрыть лицо человека, изображенного на ней, то зрителям предстанет типичный портрет знатного человека того времени, со всеми соответствующими атрибутами богатого аристократа. Но вот открыв лицо, можноувидетьумные, жизнерадостные и проницательные черты Сэквилла ‬обычное лицо человека эпохи Возрождения, отражающее,в то же время,индивидуальные особенности его характера[7]. Обратим внимание, что культурная обстановка Англии XVI‬XVIIвеков, характеризующаяся яростными политическими, философскобогословскими и научными спорами, активной позицией театральной аудитории, многообразием бытовых и психологических сдвигов, отражает исчезновение в сознании масс святости королевского престола и незыблемости религиозных представлений[8]. В данном культурном контексте представляется важным тот факт, что в процессе развития идей эпохи Возрождения не произошло формирование стройной революционной теории, которая могла бы стать непосредственным ©руководством к действиюª для масс крестьян, ремесленников, рабочих, для буржуазии и нового дворянства.Специфика культурной обстановки в Англии XVI ‬XVII веков проявляется еще и в том, что на смену пуританской чопорности и сосредоточенности на ©внутреннем светеª пришла чудовищная распущенность королевского двора, где сам правитель задавал моду на свободу нравов. В последующие революционные годы публичные театры были закрыты, а актерыразогнаны, что перечеркнулодемократические традиции народного театра. Однако Карл II, как его страстный любитель, стал сторонникомвосстановленияэтого направленияв искусстве. Несмотря на возобновление театральной деятельности, это уже был не великий театр времен У.Шекспира, так какнесомненно, что Карл II не ставил цель восстанавливать демократический дух театраелизаветинских времен[5]. Следует в подтверждение этого отметить, что король выдал только два патента на устройство театров, в одном из которых играла труппа короля, а в другом ‬его брата герцога Йоркского. Интересен тот факт, что именно в этот период времени на английской сцене впервые появились женщины, тогда как ранее женские роли исполнялись исключительно мужчинами. По заказу Карла II были построены ярусные театры, схожие стеатрами современными. Появилисьитехнические новшества ‬декорации, заимствованные из Италии и Франции. Нельзя не отметить и предпринятую попытку ©привезтиªиз Франции не только технику, но и господствовавший там стиль ‬классицизм. Однако эта попытка не может быть признана успешной. Еще более ухудшилась ситуация в театре в период Реставрации.Театральная публика хотела видеть веселые и обязательно непристойные комедии, которые были привлекательны не столько актерским искусством или тонкостью интриги, сколько натуралистическими постановками самого непотребного характера.Чтобы понять произошедшие в театре изменения, следует учестьтот факт, что безнравственность вте времена считалась хорошим тоном, и лишьпоэтому двор, погрязший в распутстве, видя в театре свое зеркальноеотражение, не имел к нему никаких претензий. В представленном культурном контексте английский театр,хотя он и оставался орудием идеологической борьбы, в период Реставрации стал одновременно проявлениемпошлости, которая изначально выступалапротив пуританства[2]. Этим он разительно отличался от театра эпохи Возрождения, боровшегосяпротив абсолютизма и феодализма своим великим искусством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр этого времени не создал скольконибудь ценных художественных постановок.Знаменательны и достижения музыкального искусства Англии XVII века. Несомненен тот факт, что Карл II покровительствовал музыкантам, посылаяих учиться в Италию и Францию, но в тоже время это было продолжением полемики с пуританством, смотревшим на музыку как на ©порождение дьяволаª. В годы революции музыкальное искусство было под запретом, полностью уйдя из церквей, и даже в быту оно подвергалось преследованию. И вот теперь, спустя время,музыка обрела второе рождение, на несколько десятилетийстав одним из самых процветающих видов искусств в Англии. Общеевропейское признание английской музыке того времени принесло творчество композитора Генри Перселла (16591695 гг.), создавшего произведения высокой художественной ценности в различных жанрах, который ярче всего раскрылся в театральной сфере, написавшего инструментальную музыку, а, главное, создавшего первую английскую оперу ©Дидона и Энейª. Таким образом, социальнокультурная обстановка в Англии на протяжении XVI‬XVIIвеков была быстро меняющейся, крайне нестабильной и имелавнутреннепротиворечивыйхарактер. Это предельно отчетливо и наиболее ярко проявилось и преломилось в театральной сфере. Заостренная полемичность и яркая социальная направленность большинства театральных постановок конца XVI‬начала XVIIвеков сменяетсяпостепенным ужесточением политикигосударства в отношении театра в преддверииреволюции. Количество театральных труппуменьшается, асоциальная направленность их творчества резко снижается. При этом втеатр проникает открытая идейная борьба, что являлось отражением идеологического противостояния в послереволюционном английском обществе.По мере усталости от революции и в условиях Реставрации театр начинает все более эволюционировать в сторону сугубо развлекательного учреждения, но в нем не только исчезает революционнодемократическая традиция, но и начинает постепенно совершенствоваться художественноэстетическая сторона его деятельности.

Ccылки на источники1.Английская буржуазная революция XVIIвека / Под ред. Е.А. Косминского, Я.А. Левицкого. М., 1954. Т.2. 2.Павлова Т.А. Роль раннего пуританизма в политической и культурной жизни Англии // Культура эпохи возрождения и реформация. Л., 1981.3.Кертман Л.Е. География,история и культура Англии. М., 1968. c. 75.4.Ступников И.В. Английский театр конца XVII‬начала XVIIIвеков. Л., 1986.5.Урнов Д.М. Борьба пуритан против театра в эпоху Шекспира // Культура эпохи возрождения и реформации. Л., 1981, c. 240241

6.Майкапар А. ©Тебя пленяет Доуленд...ª // Искусство. Авторсоставитель Т.Я. Вазинская. Минск: Лимариус,1997. 7.Всеобщая история искусств в 3х тт. Т. 3. / под общей редакцией Ю.Д. Колпинского, Е.И.Ротенберга. М.: Искусство, 1962. 8.Подгорский А.В. Английские мемуары XVIIвека. Магнитогорск, 1998.

Root Evelina VladimirovnaSenior teacher. Moscow State University of Civil Engineering.Moscow.eva.2005130@yandex.ruTheatre and sociocultural environment of England of XVIXVII centuries: special aspects and characteristics.Annotation:this paper deals with interpretation of economical, political and sociocultural premises of the bourgeois revolution in the theatre environment of England at the end of XVI ‬XVII centuries and further theatre evolution in terms of restoration and revolution.

Key words:Renaissance, humanism, Calvinism, culture, literature, music, Protestantism, theatre, church.