Особенности формирование системы управленческого учета в многопрофильных организациях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яроцкая Е. В. Особенности формирование системы управленческого учета в многопрофильных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4391–4395. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55143.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен подход к формированию системы управленческого учета в многопрофильных организациях. В работе приводятся составные элементы управленческого учета и даются рекомендации по их организации для многопрофильных организаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яроцкая Елена Владимировна,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА», г. Смоленскwinner130374@rambler.ru

Особенности формирование системы управленческого учета в многопрофильных организациях

Аннотация.В статье рассмотрен подход к формированию системы управленческого учета в многопрофильных организациях. В работе приводятсясоставные элементы управленческого учета и даются рекомендации по их организации для многопрофильных организаций.Ключевые слова:многопрофильные организации, управленческий учет, центры ответственности, нормирование, плановоучетная единица, интегрированная система учета.

Многопрофильные предприятия–это предприятия занятопроизводством и реализациейпродукции с разнообразным ассортиментом и назначением. Они наиболее характерны для промышленности и сельского хозяйства. Управление многопрофильным предприятием имеет свои особенности, так как с одной стороны надо поддерживать оптимальную структуру и получать прибыль во всех направлениях деятельности организации, но с другой стороны в период кризисных явлений убыточные виды деятельности могут выживать за счет более прибыльных. Хотя рассматривая многопрофильные организации можно выявить ряд недостатков в их деятельности:1.Недостаточная маневренность бизнеса в связи со сложной структурой.2.Низкая заинтересованностьперсона в успехах определенных направлений деятельности, так как имеются возможности получения помощи от более выгодных направленийдеятельности организации.3.Осуществление бизнеса по нескольким направлениям приводитк распылениюресурсов.4.Трудности грамотногоруководства, так как необходиморуководителю разбираться в различных видах деятельности.5.Размытие имени компании, так как существует мнение кто делает все, тот ни чего не умеет.Из всего выше сказанного следует, что многопрофильной организации достаточно сложно эффективно осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной борьбы, поэтому для эффективного функционирования многопрофильных организаций необходимо создавать систему управленческого учета в организациях.Под управленческим учетом понимается информационная подсистема системы управления, включающая в себя количественные и качественные, финансовые и нефинансовые данные, обеспечивающая руководителей разных уровней управления предприятием информацией, необходимой для эффективного управления [1].Анализ литературы выявил недостаточность изученности данной темы, так как многие авторы не учитыватьспецифику финансированиямногопрофильных организаций и порядок отражения этого на счетах бухгалтерского учета, кроме того, недостаточно существует разработок российских авторов о формирование системы управленческого учета в организациях. Кроме того, не рассматриваются в научной литературеособенности управленческого учета в многопрофильных организациях.Необходимо отметить, что у большинства многопрофильныхорганизаций в Смоленской области в настоящее время отсутствуетсистема управленческогоучета. Для успешной организации управленческого учета в любой коммерческой организации необходимо грамотно сформировать внутреннююнормативную документацию.Управленческий учет на предприятии является информационной системой, которая существует в тесной взаимосвязи с другими видами учета (финансовым, налоговым, статистическим, оперативным).С целью организации управленческого учета в организациях, в том числе и многопрофильных необходимо выполнение ряда условий: 1.Изучение особенностей деятельности организации.2.Необходимость выделения центров ответственности3.Возможность внедрения системы нормирования4.Возможность построения бухгалтерской модели управления ассортиментом5.Необходимость формирования специализированной системы счетов6.Разработка системы внутреннего контроля.Многопрофильные организации осуществляют деятельность по различным направления, поэтому на первом этапе создания докуменетов, регулирующих управленческий учет в организации, необходимо изучить процессы управления производством и их взаимосвязанность. Это позволит описать блок входной информации, который необходим для управления и требует необходимости его фиксации в рамках управленческого учета. Описание входной информации можно представить в форме таблицы (таблица 1).Таблица 1 Примерный перечень подразделений, поставляющих информациюПоставщик (подразделение)Входы: наименованиеФормы представленияСроки и периодичность представленияБухгалтерияПлановая численность и средняя зарплата по категориям. Плановая трудоемкость по видам продукцииНормативыПо мере необходимостиРасходы на налоги. Фактические данныеСправкиНа год, на месяц; отчеты —ежемесячноПроизводственные подразделенияВыпускпродукции, качество продукции, Первичная учетная документацияПо мере совершениясобытийРасходы на выпуск продукции, количество сырья, расходы на заработную платуПервичная учетная документацияПо мере совершениясобытийАдминистрацияРасходы на подготовку кадровПроектНа год, на месяц; отчеты —ежемесячноРасходы по вычислительным работамПроектНа год, на месяц; отчеты —ежемесячноПри организации управленческого учета в многопрофильных организациях необходимо выделить центры ответственности. Центр ответственности–обособленные структурные подразделения организации, предназначенные для нормирования, планирования, учета расходов предприятия в целях первичного наблюдения, контроля и оперативного управления затратами на каждой стадии производственного процесса[1].Создание центров ответственностивызвано необходимостью создания системы оперативного контроля за деятельностью организации. Руководители центров ответственностинесут ответственностьза результаты деятельности своего подразделения, аруководитель организации отвечает за деятельность основных и вспомогательныхцентров ответственности.Организации управленческого учета по центрам ответственностиимеет ряд преимуществ:1.Порядок ведения аналитического и синтетического учета упрощен посредством накопления информации по счетам отклонений.2.Внутренняя отчетность организации может формироваться в соответствиис существующими потребностями.3.Управленческие решения являютсяболее обоснованными, так как руководитель центра ответственностив большей степени изучил особенности деятельности данного структурного подразделения.В многопрофильных организациях необходимо выделять основные и вспомогательные центры ответственности. Основные центры ответственностисвязаны с направлениямидеятельности организации и заняты выпуском продукции, выполнениемработ и оказанием услуг. Вспомогательные центры ответственности принимаю косвенное участие в основной деятельности организации, например отдел сбыта или отдел закупок.Формирование системы управленческого учета по центрам ответственности должно базироваться на следующих основных принципах:1.Выделение контролируемых статей затрат и доходов, при условии что менеджер отвечает лишь за те уровень которых он может изменять.2.Учетные документы должны иметь подписи лиц их сформировавших и несущихответственность за предоставляемую информацию.3.Руководительцентра ответственностиформирует сметы и отчеты деятельности подразделения.Разработка системы учета по центрам ответственностистроится в следующей последовательности:1.Организация структурируется, то есть выделяются направления деятельности для которых устанавливаются показатели, то есть выделяют центры ответственности.2.Определят набор показателей за уровень которых несет ответственность руководитель центра ответственности.3.Разрабатывается для каждого центра ответственностьформа бюджета и методика формирования его показателей.4.Устанавливается порядок взаимодействия различных подразделений в ходе процесса бюджетирования.5.Разрабатывается система мотивации для руководителей центров ответственности.6.Производится внедрение системы бюджетирования.Управленческий учет по центрам ответственноститребует, чтобы система планирования, контроля, учета и анализа осуществлялась в разрезе руководителей, ответственныхза достижение определенных показателей. Эффективное функционирование системы управленческого учета по центрам ответственности возможно лишь при соблюдении следующих условий:1.В бюджет центра ответственности должны быть включены лишь те показатели, на которые может воздействовать руководитель данного центра.2.Необходимо создать систему кодов затрат, что позволит точно списывать затраты на тот центр ответственностив котором они возникли и ответственностьза которые он несет.3.Требуется создать систему стимулирования, которая четко проводила взаимосвязь между достигнутыми показателями центра ответственностии уровнем материального или иного поощрения его руководителя.4.Выполнение принципацелесообразности, то есть уровень расходов на осуществлениеучета по центрам ответственностидолжен быть ниже доходов получаемых от этого.В процессе формирования управленческого учета в многопрофильных организациях необходимо отметить, что в расходахтаких организаций, как правило, достаточно высока доля материальных затрат. Следовательно, для повышение эффективности управленческого учета необходимо в организацияхвнедрять систему нормирования. Система нормирования должна в многопрофильных организациях включать столько подразделов, сколькими видами деятельности занимается организация.В рамках организации управленческого учета необходимо для каждого вида деятельности многопрофильной организации установить единую плановоучетную единицу, что позволитунифицировать систему бюджетирования, учета, контроля и анализа за деятельностью структурных подразделений.Так например, при производстве продукции деревообработки необходимо всю продукцию пересчитыватьу словную на базе системы коэффициентов (таблица 2). Следует отметить, что использование системы коэффициентов, позволит упростить систему планирования учета и контроля.Таблица 2 Перевод продукции деревообработки в условнонатуральные показатели за 2013г.Вид продукцииПроизведено куб. мКоэффициент переводаПроизведено условных куб. мБрус1672,9484,3Вагонка6592,81845,2Обрезная доска4232,1888,3Горбыль1780,471,2ВсегохХ3289Источник информации: Собственный расчет по данным ООО «Элитис» за 2013г.

Рассматривая деятельность многопрофильных организаций Смоленской области можно сделать вывод, что практически все из них имею возможность формирования бухгалтерской модели управления ассортиментом продукции. Внедрение в практику управления многопрофильными организациями системы бухгалтерской модели управления ассортиментом предполагают внедрение в практику системы анализа рентабельности и анализа маржинальности. На базе двух видов анализа, которые организациям рекомендуется проводить ежеквартально необходимовыделять виды продукции, которые необходимо прекратить выпускатьи виды продукции производство которых необходимо расширять. Это позволит многопрофильным организациям оптимально формировать структуру выпускаемой продукции.При формировании системы управленческого учета необходимо правильно организовать учет на предприятии. В многопрофильных организациях можно выделить доходы и расходы по центрам ответственности при этом учет может формироваться по автономной и интегрированной модели учета.Для большинства многопрофильных организаций наиболее оптимальной является организация управленческого учета на основе интегрированной модели.Интегрированная модель управленческого учета предполагает, что счета управленческой и финансовой бухгалтерииведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления счетов управленческой бухгалтерии.При этом осуществляется прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.Интегрированная модель управленческого учета обладает рядом преимуществ:1.Оптимальноэффективное управление ресурсами организации как финансовыми так и материальными.2.Формирование единой базы первичноучетных документов и на их основе единой базы фактов финансовохозяйственной деятельности организации.3.Создание полной и оперативной отчетности организации на основе единой базы фактов финансовохозяйственной деятельности.4.Возможность формирование информации по различным направлениям деятельности организации.5.Снижение уровня затрат на учетный процесс.6.Возможность быстрого внедрения в деятельность организации с относительно минимальными расходами на ее создание.В интегрированной системе факты хозяйственной деятельности регистрируются сплошным методом при этом отражаются в управленческой, финансовой и налоговой бухгалтерии.Несмотря на все преимуществаинтегрированная система обладает и недостатками:1.Необходимость формирования информации, обеспечивающую информацией управленческую, финансовую и налоговую бухгалтерии требует значительной детализацииучетных данных, что приводит к громоздкости аналитического учета в организации.2.В целях формирования управленческих отчетов необходимо при формировании двойнойзаписи по факту хозяйственной деятельности указывать справочную информацию или дублировать эту информацию в разрезе других объектов, но при этом исключать возможность двойного счета.Но несмотря на указанные недостатки, в связи многообразием объектов в многопрофильных организациях все же по нашему мнению управленческий учет необходимо в них организовывать по интегрированноймодели.Организация управленческого учета в многопрофильных организациях предполагает обязательное внедрение в практику системы внутреннего управленческого контроля, так как осуществлениелишь учетных действий недостаточнодля эффективного управления деятельностью организации. Внутреннийуправленческий контроль является одной из функций управленческого учета, связаннаяс наблюдением, анализом и проверкой финансовохозяйственных процессов, вызванных различными управленческими решениями, а также выявлением влияния управленческих действий на полученные результаты и возможность достижения ранее полученных целей.Внутреннийуправленческий контроль в систему управленческого учета может быть организован в двух формах: «контроль с прямой связью». И контроль с обратной связью». Контроль с прямой связью предполагаетсопоставление желаемых целей с бюджетными, а контроль с обратной связью –это сопоставление бюджетных и фактических данных.Контрольс прямой связьюориентирован ан будущее так как рассматривает бюджетные цели и рассчитанные плановые показатели сформированных бюджетов на перспективу. Контроль с обратной связьюявляется ретроспективным, так как сравниваются бюджетные показатели и фактические уже после совершения фактов хозяйственнойдеятельности.В целях формирование системы внутреннегоуправленческого контроля в многопрофильных организациях необходимо для каждого центра ответственностивыделить несколько показателей, по которым будет осуществлятьсяконтрольные действия. Выделенные контрольныепоказатели необходимо закрепить во внутреннихнормативных документах, например в учетной политике для целей бухгалтерского управленческого учета. Данные показатели должны быть закреплены в формах внутренней отчетности и в формах бюджетах. При этом основная функция управленческого учета сводится к фиксации, накоплению и систематизации информации о фактах хозяйственной деятельности по контрольным показателям.

Ссылки на источники1.Управленческийучет.КарповаТ.П. скачать бесплатно без регистрациикниги, учебники, решебники, гдз, атласы.…Управленческийучет.КарповаТ.П. 2е изд., перераб. и доп. М.:ЮнитиДана, 2004.356с.

Yarotskaya Elena,PhD, associate professor, assistant professor of accounting ,financial analysis and VPO "Smolensk SAA ", Smolenskwinner130374@rambler.ruFeatures of the formation of a management accounting system in multidisciplinary organizationsAbstract.The article describes the approach to the formation of a management accounting system in multidisciplinary organizations. The paper presents the constituent elements of management accounting and provides recommendations for their organization for multidisciplinary organizations.Keywords:multidisciplinary organization , management accounting, responsibility centers , regulation , planning and accounting unit , integrated accounting system .