Исследование эффективности влияния педагогической технологии на парметры двигательной активности и психофизическое состояние детей 3-6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агеева Г. Ф., Голубева Г. Н. Исследование эффективности влияния педагогической технологии на парметры двигательной активности и психофизическое состояние детей 3-6 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4416–4420. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55148.htm.
Аннотация. Фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста - правильно организованная двигательная активность, которая соответствует возрастным физиологическим возможностям детского организма и является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агеева Гульназ Фаритовна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель Набережночелнинский филиал «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челны, Республика Татарстанageevagf@list.ru

Голубева Галина Николаевна,доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по научной работе и внешним связям Набережночелнинский «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челны, Республика Татарстанgolubevagn@mail.ru

Исследование эффективности влияния педагогической технлогии на параметры двигательной активности и психофизическое состояние детей 36 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения

Аннотация.Фактором формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста является правильно организованная двигательная активность, которая соответствует возрастным физиологическимвозможностям детского организма и является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, стимулирование, двигательная активность, параметры двигательной активности.

Результаты научных исследований многих исследователей свидетельствуют о тенденции снижения уровня двигательной и физической подготовленности детей дошкольного возраста [1, 2].Причинойсложившейся ситуации является сосредоточениевсего воспитательного процесса в основном на интеллектуальном формировании и развитии детей, приводящеек понижениюуровня двигательной активности детей и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья [3].Приоритетным направлением становится реализация и разработка новых педагогических технологий, методик и альтернативных подходов к совершенствованию образования детей и физического воспитания[3].Существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются двигательные действия.Именно этим объясняется необходимость детальногоисследованиядвигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития [1].Исследования проводились на базах муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: №64 «Ландыш», №67 «Надежда», №54 «Искорка», №96 «Умничка», №92 «Голбакча», №97 «Пчелка» города Набережные Челны Республики Татарстан, в котором приняли участие дети дошкольного возраста от 3до 6 лет в количестве 202 человек.Исследование уровня двигательной активности и типа подвижностидетей дошкольного возраста выявило следующее:1)большинство детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов имеют средний и низкий уровень двигательной активности (оптимальный высокий уровень). Детям со средним уровнем двигательной активности характерно уравновешенное поведение, у них наблюдаются хороший уровень развития физических качеств и средние показатели физической подготовленности. Тем не менее,эти детине всегда качественно и правильно выполняютзадание, у них отмечается низкая техника движений. Дети с низким уровнем двигательной активности (малоподвижные дети) отмечаются отставанием основных показателей развития физических качествидвижений, в зависимости от возрастных нормативов. Когдавозникаютсложности привыполнении задания,детипассивно ждут помощи взрослого;2)большинство детей дошкольного возраста имеют взрывной и циклический тип двигательной активности, которым характерны: первым ‬короткое, быстрое движение, непродолжительное по времени, вторым ‬длительные монотонные движения. Таким образом, приорганизации двигательного режима в основу применения индивидуального и дифференцированного подхода учитывались полученные данные индивидуальных различий двигательной активности детей дошкольного возраста.Оценка интенсивности и объема двигательной активности дошкольниковв режиме дня дошкольного образовательного учреждения показала, что:а) в среднем по группе объем двигательной активности находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей) и составляет (норма / результат):

в младших группах 10309 и 9424 локомоций/ норма 11000;

в средних группах 12119 и 11701 локомоций/ норма 13000;

в старших группах 13192 и 12753 / норма 14500;б) в среднем по группе интенсивность двигательной активности находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей) и составляет:

в младших группах ‬43 и 39,3 локомоций в минуту/ норма 46;

в средних группах 48,4 и 46,8 локомоций в минуту/ норма 52;

в старших группах 48,8 и 47,2 локомоций в минуту/ норма 52.В связи с вышеуказанными фактами возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей с подбором средств стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье. С этой целью была разработана педагогическая технология стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей 36 лет, включающая в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки, точечный массаж по А. Уманской, дыхательные упражнения по Динейко, физкультурные занятия, прогулки, логоритмическую гимнастику, Большую и Малую Здравиады, точечный массаж по Норбекову Предложенные средства стимулирования, наряду с разработанными ранее [4, 5, 6, 1]имели ряд организационнометодических особенностей

рациональное сочетание разных видов форм и занятийдвигательной активностипредставляющих собой определенный двигательный режим, при котором обеспечивается поинтенсивности и объему двигательной активности.

введение дополнительных занятийв режим дошкольного образовательного учреждения, позволяющих увеличить специальную двигательную активность детей дошкольного возраста. Как отмечают многие исследователи [7,8, 6, 9, 1, 10] в режиме днядети, имеющие оптимальный объем двигательной активности, характеризуются высоким и средним уровнем психофизического состояния, повышенной иммунной устойчивостьюи как следствие, низкой заболеваемостью в течение года простудными заболеваниями.

оздоровительный эффект предложенных разных комплексов физических упражнений и подвижных игр обеспечивается при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности. Как утверждает Рунова М.А. (2004), для дошкольников предпочтительны многообразные по содержанию динамические физические нагрузки умеренной интенсивности, которые неоднократно повторяются в течение дня.

в своей самостоятельной деятельности использование детьми подвижных игр, движений и упражнений, разученных во время организованных видов занятий. Воспитатель обеспечивает контроль и учитывает индивидуальные особенности двигательной активности детей.

обеспечение индивидуальнодифференцированного подхода с учетом уровня двигательной активности детей, в ходе которого вовлекаются малоподвижные дети в активную деятельность, а также переключение детей с высоким уровнем двигательной активности на более спокойную деятельность.

создание развивающей пассивной физкультурноспортивной среды, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря и пособий для рациональной организации и стимулирования двигательной активности детей.

организация активного отдыха детей (Большая и малые тематические Здравиады) с рациональным сочетанием активной двигательнойдеятельности и отдыха, а также пребывание дошкольниковна воздухе, развитие заинтересованностик разным видам упражнений и игр, на укрепление коллектива.

совместная физкультурнооздоровительная работа с дошкольным образовательным учреждением и родителями, в ходе которого родители ознакомлены с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информированы о физическом развитии, психофизическом состоянии, уровне двигательной активности и типе подвижности своих детей. Помимо этого родители были ознакомлены с разными средствами стимулирования как организованной, так и самостоятельной двигательной активности детей в домашних условиях.Реализация средств стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста предполагала ее положительное влияние на параметры двигательной активности.С этой целью были сформированы экспериментальная и контрольная группы разных возрастов детей дошкольного возраста (младшего, среднего, старшего).а) объем двигательной активности:

в младшем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 5,5%, в экспериментальной ‬на 13,6 %;

в среднем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 3,2%, в экспериментальной ‬на 16,8%;

в старшем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 3,5%, в экспериментальной ‬на 14,9 %.б) интенсивность двигательной активности:

в младшем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 5,3%, в экспериментальной ‬на 14,4 %;

в среднем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 3,2%, в экспериментальной ‬на 16,2 %;

в старшем возрасте в контрольной группе данный показатель увеличился на 3,6%, в экспериментальной ‬на 15,2 %;В ходе исследования было проведено исследование эффективностивлияния педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей на психофизическое состояние.Предложенные средства стимулирования двигательной активности детей оказали эффективное воздействие на их психофизическое состояние, выразившееся в достоверном улучшении следующих показателей (р<0,05):а) в младшем возрасте: ЧСС в покое (tрасч.=2,46), частоты дыхания (tрасч.=3,24), звуковой пробы (tрасч.=2,09), пробы Генчи (tрасч.=5,46), ЖЕЛ (tрасч.=5,66), памяти (tрасч.=4,50), количества приседаний за 30 сек (tрасч.=5,64), беге 10 м (tрасч.=11,27), тестов «Поймай линейку» (tрасч.=2,7), «Наклон сидя» (tрасч.=4,23);б) в среднем возрасте: частоты дыхания (tрасч.=4,84), звуковой пробы (tрасч.=10), пробы Генчи (tрасч.=9,95), ЖЕЛ (tрасч.=4,07), ЧСС после нагрузки (tрасч.=3,93), памяти (tрасч.=3,31), беге 10 м (tрасч.=11,02), наклоне сидя (tрасч.=3,31);в) в старшем возрасте: звуковой пробы (tрасч.=4,43), пробы Генчи (tрасч.=6,62), ЖЕЛ (tрасч.=3,86), ЧСС после нагрузки (tрасч.=3,77), памяти (tрасч.=7,07); самооценки (tрасч.=9,18), количества приседаний за 30 сек (tрасч.=2,90), беге 10 м (tрасч.=2,88), тестов «Поймай линейку» (tрасч.=2,77), «Наклон сидя» (tрасч.=3,21); «Прыжок в длину с места» (tрасч.=6,07).Таким образом, по полученным результатам исследования можно сделать вывод, что была достигнута цель, поставленная перед внедрением в режим всего дня дошкольного образовательного учреждения педагогической технологии стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей 36 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения, так как способствовали улучшению психофизического состояния и параметров двигательной активности детей экспериментальной группы.

Ссылки на источники1.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов и преподавателей колледжей и пед. вузов / М.А. Рунова. ‬М. : МозаикаСинтез, 2004. ‬256 с.2.Чернышенко, Ю.К. Научнопедагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошк. возраста : дис. … доктора пед. наук / Ю.К. Чернышенко. ‬Краснодар, 1998. ‬539 с.3.Золотов, В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошк. возраста с применением элементов синхронного плавания : дис. … канд. пед. наук / В.Н. Золотов. ‬Набережные Челны, 2009. ‬136 с.4.Голубева, Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких : книга для родителей / Л.Г. Голубева. ‬М. : Просвещение, 1996. ‬78 с. : ил.5.Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.В. Динейка. ‬Минск : Полымя, 2003. ‬142 с.6.Лазарев, М.Л. Здравствуй! : учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / М.Л. Лазарев. ‬М. : Мнемозина, 2004. ‬248 с.7.Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами ФВ в основные периоды адаптации к условиям среды : дис. … доктора пед. наук / Г.Н. Голубева. ‬М., 2008. ‬294 с.8.Кравчук, А.И. Научнометодические и организационные основы дошк. комплексного физическоговоспитания : дис. … доктора пед. наук / А.И. Кравчук. ‬Омск, 1999. ‬68 с.9.Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОУ : автореф. дис. ... доктора пед. наук / М.А. Правдов. ‬СПб. : СПбГПУ им.Герцена, 2004. ‬48 с.10.Сударь, В.В. Обоснование методики физического воспитания детей при адаптации к условиям дошк. образ. учреждения : дис. … канд. пед. наук / В.В. Сударь. ‬Малаховка, 2004. ‬176 с.

AgeevaGulnaz‬senior Lecturer,Naberezhnye ChelnyBranch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnyGolubeva Galina‬Doctor of Pedagogikal Sciences, professor Naberezhnye Chelny Branch Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, NaberezhnyeChelnyAnnotation. Factor of the formation of a healthy way of life and to strengthen human health, regardless of age is properly organized physical activity, which corresponds to the agerelated physiological capabilities of the child's body and is the foundation, the driving force behind the development of a versatile child.Key words:preschool children, inspiration, motion activity, parameters of motor activity