Педагогическая школа как критерий эффективности вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ринчинова Ю. С. Педагогическая школа как критерий эффективности вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4421–4425. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55149.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу критериев оценки эффективности высшего учебного заведения. Научные и педагогические школы, создаваемые на кафедрах и институтах, — один из показателей устойчивого развития образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ринчинова Юлия Сергеевна,кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, г. УланУдэRinchinovauliya@mail.ru

Педагогическая школа как критерийэффективности ВУЗа

Аннотация: Статья посвящена анализу критериев оценки эффективности высшего учебного заведения. Научные и педагогические школы, создаваемые на кафедрах и институтах —один из показателей устойчивого развития образовательного учреждения.Ключевые слова: ВУЗ, образовательное пространство, эффективность, педагогическая школа, обучение.

В условиях рыночной экономики все хозяйствующие субъекты вынуждены соответствовать критериям привлекательности, необходимости и полезности для общества. Производимая ими продукция или оказываемые услуги должны лучше соответствовать по характеристикам требованиям данного рынка и потребительским оценкам, чем у конкурентов.Образовательные учреждения в силу определенных причин теряют статус «неприкосновенных», их рейтинги претерпевают значительные изменения. Министерство образования и науки с 2012 года проводит регулярные мониторинги эффективности государственных и с 15 августа 2013 года —мониторинги негосударственных высших учебных заведений. Основные критерии: специфика учебных заведений, трудоустройство выпускников и число иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам.Результаты мониторингов —признание ряда вузов неэффективными, оптимизация деятельности, что подразумевает пересмотр образовательных программ, структуры приема смену руководства. Либо учебные заведения будут присоединяться к более сильным, либо —закрываться. При этом негосударственные вузы находятся в более выгодном положении, решение об их реорганизации будет носитьлишь рекомендательный характер. Однако, по словам Д. Ливанова: «в отношении них возможен отзыв лицензии, отмена аккредитации, запрещение приема на первый курс —все эти меры прописаны в действующем законодательстве» [1].В 2013 г. утверждена Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организация высшего образования. Согласно этому документу, важнейшими направлениями для учебного заведения являются: образовательная, научноисследовательская, международная, финансовоэкономическаядеятельность, инфраструктура, трудоустройство, дополнительные показатели филиалов и вузов.На наш взгляд, интегральным показателем оценки эффективности вузов может быть создание творческой среды, интеллектуального образовательного пространства.Одна из компонент данного термина —педагогическая школа, создаваемая в рамках структурных подразделений учебного заведения.Наличие научнопедагогической школы, несомненно, оказывает влияние на повышения авторитета вуза, его научного статуса.В Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. предусмотрены меры по обеспечению конкурентоспособности страны в сфере научных исследований. В качестве продуктивных предлагается создание «центров превосходства», национальных лабораторий, наукоградов и др.К сожалению, слабо освещен вопрос обмена опытом в области становления вузовских наукоградов.В марте 2014 г. в Калуге проводилась III выездная сессия всероссийской педагогической школы профсоюза, в работе которой приняли участие около 170 молодых педагогов из Калуги, Обнинска, Малоярославецкого, Медынского, Сухиничского, Козельского, Боровского, Жуковского, Людиновского, Дзержинского районов Калужской области, а также педагоги из Московской, Тюменьской, Саратовской, Брянской областей [2]. У них запланированы интерактивные лекции, презентация опыта регионов, дискотеки, мастерклассы (например, Здоровьесберегающее направление в работе с классным коллективом, Развитие фонематического восприятия и подготовка обучения грамоте с помощью наглядного моделирования и др.). Немаловажное значение уделяют имиджу молодого педагога, формированию ораторского мастерства.ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» в основу функционирования педагогической школы кладет следующие виды работ: создание педагогическогонаправления (поиск и реализация инновационных форм и методов), развитие системы изучения, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов педагогического процесса, публикационная деятельность, помощь молодым преподавателям, участие в педагогических проектах разного уровня [3].ФГБОУ ВПО Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроникивидит целью педагогической школы —выработку и реализацию стратегических направлений совершенствования образовательного процесса, социальноразвивающей среды и воспитательного пространства университета на научнообоснованных позитивных результатах в инновационной и экспериментальной деятельности [4].Солидный статус «Ведущая научнопедагогическая школа СанктПетербурга» получила кафедра общей психологии СанктПетербургского государственного университета [5]. При этом, в качестве научной и научнопедагогической школы СанктПетербурга рассматривается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью.Молодежная педагогическая школа "Инклюзивное образование: если не мы, то кто?» функционирует при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Цель работы школы —поиск путей организации инклюзивного образования [6].Научить, передав знания, сегодня мало, от педагога требуется формирование личности, развитие самых разнообразных граней студента. Достичь этого преподавателю легче всего, показав пример —развиваясь самому. Реализуя принцип «равный обучает равного», на уровне кафедры создается педагогическая школа.Педагогическая школа преследует цель —гармоническое развитие личности обучаемого, самоопределение и создание условий для саморазвития. Для этого должны быть созданы условия: социальные, экономические, культурные, географические. Также важен учет особенностей социальнодемографических характеристик учащихся, в городе или на селе расположено учебное заведение, какова его материальнотехническая база.Общая цель детализируется в частных задачах, сформулированных по отдельным направлениям учебновоспитательной работы.ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств выполняет миссию подготовки квалифицированных кадров для учреждений культуры —музеев, библиотек, школы искусств, и пр. Одной из фундаментальных в этом учебном заведении является кафедра Библиотечноинформационных ресурсов. В рамках педагогической школы на кафедре ведется работа:1)подготовка ППС в рамках кафедральной темы «Книжная культура Байкальского региона» проведение конференций, исследовательская работа, подготовка к печати научных и научнометодических работ;2)организация лекториев для ППС в рамках методических комиссий по инновационным технологиям в преподавании специальных дисциплин;3)обучение на курсах повышения квалификации;4)чтение лекций в рамках курсов для педагогов, библиотечных специалистов региона;5) активно развивается студенческая наука —проводятся исследования по актуальным проблемам библиотечноинформационной деятельности;6)установилась система наставничества —систематическое оказание методической помощи молодым педагогам.Школа важна тем, что организуется системный подход в воспитании и обучении, происходит обменопытом, обновляются знания, поддерживается имидж педагога ВУЗа как разносторонне развитой личности.Однако важно не просто создать условия для самореализации педагога, а мотивировать его к постоянному совершенствованию, отработке педагогических компетенций, активному содействию профессионального роста обучаемых им студентов.Профессиональный рост, в настоящее время рассматриваемый как профессиональная компетентность, это способность всех категорий сотрудников выполнять свою работу в соответствии с требованиями и стандартами, соответствующими их должностям и обязанностям. Эти компетенции формируются и развиваются путем включения заданий в дисциплины профессионального цикла. Например, дисциплина Проектная деятельность библиотеки предполагает учебные задания, нацеленные на:

выявление целей, задач и приоритетов стратегического развития библиотеки;

выявление соответствующих ключевых компетенций сотрудников, которые необходимы для реализации поставленной системы целей;

составление перечня знаний, умений и личностных качеств сотрудников, которые обеспечат оптимальный уровень качества выполнения задания;

В таком русле происходит оценка ситуации в сравнении с идеальной, то есть сравнение собственной компетентности в данном вопросе с требуемой, происходит осознание необходимости корректив. В рамках дисциплины Социальные исследования в библиотечноинформационной сфере студенты отрабатывают компетенции: ПК12 –способность формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления; ПК22 научноисследовательская и методическая деятельность: способность к изучению и анализу библиотечноинформационной деятельности. Для этого выполняются задания: анализ сильных и слабых сторон методик изучения социальных агрегатов (цель: отработка умений и навыков ведения полемики), основные стратегии социального исследования (цель: создание стратегии, ее реализация и подведение итогов).Дублирование в содержании дисциплины исключается путем обсуждения рабочих учебных программ на заседаниях предметных комиссий, кафедры. По всем читаемым дисциплинам разработан фонд оценочных средств (ФОС). Все методические разработки членов кафедры находятся в открытом для изучения доступе. Ежегодно заведующий кафедрой, члены кафедры используют технику взаимопосещений открытых занятий.В учебном процессе учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. К примеру, в рамках дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» используются технологии проблемнодиалогического обучения, круглые столы и практикумы, которые проводятся с применением интерактивных методов обучения. Технологии групповой дискуссии, развернутые беседы по курсу «Инновации в культуре» способствуют отработке компетенций способностьнепрерывно совершенствовать и повышать свой интеллектуальный, культурный и духовнонравственный уровень (ОК1);готовностьпроводить системный анализ деятельности библиотечноинформационных структур, моделировать, прогнозировать, выявлять тенденции их развития (ПК1).Лекции с применением обратной связи, обсуждение конкретной ситуации –один из важных аспектов успешного освоения дисциплины «Педагогические методы в библиотечноинформационной среде».Таким образом, и на кафедральном уровне можно создать действенную систему аккумуляции и передачи педагогического мастерства. Учить может лишь тот, кто сам готов учиться.

Ссылки на источники1.Доказанная неэффективность . URL: http://www.gazeta.ru/social/2013/12/14/5803301.shtml. [Дата обращения 21.03.2014].2.В Калужской области собрали молодых педагогов на сессию всероссийской педшколы профсоюза. URL: ttp://regnum.ru/news/cultura/1782512.html#ixzz2xXzX5xO

[Дата обращения 21.03.2014].3.Положение о педагогических школах в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» . URL: http://www.asu.ru/files/documents/00006635.pdf.[Дата обращения 27.03.2014]. 4.Положение о педагогической школе в ТУСУРе .URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CDwQFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.tusur.ru%2Fexport%2Fsites%2Fru.tusur.new%2Fru%2Feducation%2Fdocuments%2Finside%2F2012_12_pedagog.doc&ei=y3E5U8idHqHk4wShm4HwBQ&usg=AFQjCNFIELznjXlI0JQvtqFOWKP1_vIjUw&bvm=bv.63808443,d.bGE&cad=rjt.

[Дата обращения 28.03.2014].

5.СанктПетербургский государственный университет . URL: http://www.psy.spbu.ru/news/103820140121215003. [Дата обращения 21.03.2014].6. В ЮФУ начала работу Молодежная педагогическая школа. URL : http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id=45883

[Дата обращения 21.03.2014].

Rinchinova Julia S.PhD in Sociology , Associate Professor VPO EastSiberian StateAcademy of Culture and Arts , UlanUdeSchool of Education at the university as a performance criterionAbstract:The article analyzes the criteria for evaluating the effectiveness of higher education. Scientific and pedagogical schools created in the departments and institutes one of the indicators of sustainable development of the educational institution .Keywords:university, educational space , efficiency, School of Education , Training.