Формирование толерантности у будущих педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корсун Д. А. Формирование толерантности у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4506–4510. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55166.htm.
Аннотация. В статье анализируется проблема формирования толерантности, связанная с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.). Целью данного исследования является диагностика и развитие толерантности у будущих учителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корсун Дарья Александровна,студентка 1 курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование» профиль «Менеджмент в образовании» Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»dasha.k90@yandex.ru

Формирование толерантности у будущих педагогов

Аннотация.Проблема формирования толерантности связанная с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общеговыживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Цельюданного исследования является диагностика и развитие толерантности у будущих учителей.Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, педагогродителидети.

Толерантность

особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.Большая роль в этом процессе отводится созданию единого поликультурного пространства, одним из важных составляющих которого является образовательная среда. В настоящий момент проблема создания поликультурной среды решается на уровне всех ступеней образования дошкольного, школьного, вузовского, послевузовского.Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика,сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность –это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни[2].На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. На наш взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель —ученик». Поэтому одним из условий является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны —критически относиться к своим собственным взглядам.Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель" [1].

В основепедагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) –М.М. Бахтин, к пониманию через сомышление –В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию [5].Можно выделит две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.Толерантность –профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столкновение авторитетов, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудны­ми» для себя родителями; больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.Самая деликатная проблема –толерантность в отношениях между педагогами, прежде и острее всего –между учителями. Это проблема, которая касается специалистов, работающих в общих пространстве и атмосфере, формально –в едином статусе. Однако, будучи специалистамипедагогами, они являются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужскойсдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций обостряют значимость толерантности.В этих условиях чрезвычайно важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства требований.Особая роль принадлежит усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду ссамоуважением, способность уважать других –иных людей, в том числе и детей.Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков.Смысл деятельности педагога –создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении или общении другого (других). Это явления разные, но единые по воспитывающейнаправленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего, целесообразно, повторим, организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие –увидеть хорошее в комто или чемто. Идти таким путем –значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.Гораздо сложнее помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальныетрудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его идолов, привязанностей, представлений, и динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, легче увидеть причины возникающихтрудностей и конфликтов, а, следовательно, легче искать способы развития толерантности [6].Понятие «культура мира» не сводится к общеупотребительным дефинициям «культура» как художественнотворческая область и «мир» как Вселенная. Речь идёт о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие. «Культура мира» –это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни» –так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998г.И в планетарной, и в российской национальной программах построения культуры мира ключевая роль отводится образованию как незаменимому пути к культуре мира [6].Концепция культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления:а) содержания образования;б) методов и технологий обучения;в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель–ученик»;г) всей атмосферы школьной жизни.Отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы –от детского сада до институтов повышения квалификации учите­лей. Рекомендуется использовать три основных пути:а) в процессе изучения всех предметов;б) через междисциплинарные связи;в) в виде специальных курсов и занятий.Теперь следует привести рабочее определение категории «толерантность», специализированное по отношению к системе высшего профессионального образования: толерантность есть особая форма выражения субъектами вузовского образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающая ту или иную форму согласия, основанного на всестороннем многоплановом анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями. При этом данный анализ позволяет сформировать взвешенную точку зрения, учитывающую полярные и внешне несовместимые компоненты, провести их к состоянию, выражаемому терминами «единство», «сосуществование», «взаимодополнительность».Для преподавателя при этом целесообразно выделить четыре компонента: а) толерантность как качество личности, проявляемое за рамками профессиональной деятельности; б) толерантность ученогоисследователя; в) толерантность в контексте учебнометодической деятельности; г) «профессиональная толерантность», проявляемая в ежедневной педагогической деятельности, включающей процесс педагогического взаимодействия со студентами и систему «профессиональных отношений» с коллегами и администрацией вуза.Для студента высшего учебного заведения целесообразно разделить проблему на три составляющие по аналогии с представленным выше выделением: а) «толерантность общения», не связанная непосредственно с учебным процессом; б) «толерантность формирующегося специалиста» в единстве и многообразии всех его профессиональных качеств; в) толерантность, проявляемая в процессе педагогического взаимодействия с преподавателями.Особо следует отметить возможность формирования культуры толерантности при опоре непосредственно на содержание изучаемых на различных ступенях вузовского обучения учебных дисциплин. К конкретным возможностям содержания вузовского образования в плане формирования толерантности относятся:иллюстрация противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, отношений в изучаемых объектах, процессах и явлениях фактически иллюстрация диалектического закона единства и борьбы противоположностей; иллюстрация такого типа мышления, который ориентируется не столько на расчленение "противоборствующих" свойств и отношений, сколько на их единство, обеспечивающее целостность существования изучаемого объекта или процесса, их внутреннюю гармонию;акцент внимания на возможности описания изучаемого объекта или процесса, единых и целостных в своей сути различными методами, способами и средствами (порой даже полярными), каждый из которых в отдельности не дает полного и законченного описания и продуктивно лишь их совместное использование;использование историконаучных и биографических фактов и сведений, иллюстрирующих, как проявлялось отмеченное качество в конкретных фрагментах истории научного познания [2].Также важно отметить возможности формирования толерантности в процессе педагогического общения "преподавательстудент" и прежде всего путем представления преподавателем некоего условного образца, эталона толерантности в самых различных ситуациях как в процессе аудиторного, так и внеаудиторного неформального общения: в процессе руководства преподавателем дипломными, курсовыми, реферативными работами студентов, в ходе производственной практики, а также диспутов, творческих встреч и научных конференций.Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании и реализации магистерских программ по педагогическому образованию[3; 4]; при организации подготовки преподавателей высшей школы; педагогов дополнительного образования и других работников образования [7; 8; 9; 10].Очень важен в контексте категории "толерантность" и принцип сотрудничества педагогов, обучаемых и руководителей образовательных учреждений профессионального образования, основанного на доверительности, взаимопонимании и взаимной требовательности, предполагающей широкие деловые контакты, совместную постановку задач и анализ результатов, позволяющий реализовать и принцип саморазвития личности педагога, учащегося, администратора.Таким образом, очевидно, что рассматриваемая категория "толерантность", с одной стороны, интегративная, многоаспектная и многоплановая проблема, проектирующаяся как на содержание профессионального образования, так и на методы организации учебнопознавательной деятельности студентов, как на формирование у них системы знаний, так и широкого комплекса мыслительных умений, а с другой сложное, многокомпонентное качество личности, сформированность которого обусловливает ту или иную степень успешности социального и профессионального функционирования.

Ссылки на источники1.Безюлева Г.В., ШеламоваГ.М. Толерантность в педагогике. М., 2002. –92 с.2.Деменева Н.Н. в соавторстве. Оценка качества учебных занятий в вузе и учебнометодического обеспечения дисциплин. Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов: практикоориентированное пособие. Под ред. Е.Н. Перевощиковой. / Н.Новгород: НГПУ. 2003. 101с.3.Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014.

№ 2.

С. 235238.4.Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо Кавказского Федерального Университета //Мир науки, культуры, образования. –2014. №1 (44). –С. 26 –285.Комогоров П.Ф. Философскопсихологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. 2000. №1. С.186197.6.Национальная школа: социальнопедгогические проблемы // Результаты соц. исследования. Под. ред. докт. пед. наук С.Г.Вершловского. СПб., 199787с. 7.Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы

Ростов на Дону: Феникс. 2011. –544 с.8.Сорокопуд Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 7. С. 1011.9.СорокопудЮ.В. Формирование и развитие основ психологопедагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ставрополь, 200010.Сорокопуд Ю.В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва: Военный университет, 2012

KorsunDaryaAleksandrovnathestudentof1courseofamagistracyinthePedagogicaleducationdirectiontheManagementinEducationprofileofInstituteofeducationandsocialsciencesof"NorthCaucasianFederalUniversity"dasha.k90@yandex.ruApplicationofhumanitariantechnologiesinhighereducationSummary.The problemof formation of toleranceassociated with the factthat today inthe foregroundvalues andprinciples necessaryfor overall survivalandfree development(ethicsand strategyof nonviolence,the idea of toleranceto the strangerand alienattitudes, values, cultures, the idea of dialogue and mutual understanding, the searchfor mutually acceptable compromisesetc.). The purpose of thisstudy is todiagnosis andthe development of tolerancein the future teachers. Keywords:olerance, teachingtolerance, teacherparentchildren.