Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Элякова
И.
Д. Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4501–4505. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55165.htm.
Аннотация. Статья посвящена разработке эффективных механизмов увеличения и использования Фонда национального благосостояния России с применением опыта передовых суверенных инвестиционных фондов зарубежных стран и с учетом современных российских экономических условий. Реализация механизмов предложенной стратегии по эффективному увеличению и использованию средств Фонда национального благосостояния РФ предполагает постепенный переход от действующей консервативной стратегии, характеризующейся уровнем риска ниже среднего, к средне- и высокорисковой стратегиям с расширением направлений использования средств.
Ключевые слова:
эффективность, инвестиции, россия, риски, использование, суверенный фонд, фонд национального благосостояния, увеличение
Похожие статьи
Текст статьи
Элякова Изабелла Дамдиновна,доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО "Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", г.Якутскelyak@list.ru
Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства
Аннотация: Статья посвящена разработке эффективных механизмов увеличения и использованияФонда национального благосостояния России с использованиемопыта передовых суверенных инвестиционных фондов зарубежных стран и с учетом современных российских экономических условий. Реализация механизмов предложенной стратегии по эффективному увеличению и использованию средств Фонда национального благосостояния РФпредполагает постепенный переход от действующей консервативной стратегии, характеризующейся уровнем риска ниже среднего, к средне и высокорисковой стратегии с расширением направлений использования средств.Ключевые слова:суверенный фонд, фонд национального благосостояния, Россия, эффективность, использование, увеличение, риски, инвестиции.
Актуальностьразвития и совершенствования суверенных фондов благосостояния государствазаключается в необходимости определения стратегии и разработке механизмов эффективного увеличения и расходования средств Фонда национального благосостояния, нацеленных не только на сохранение капитала идостижение долгосрочной доходности, но и на обеспечение устойчивого экономического роста экономики Российской Федерации.При современных условиях развития мировой экономики и международных финансовых отношений суверенные фонды благосостояния накапливают значительные объемы активов, сравнимые по объемам с крупнейшими инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и резервными фондами отдельных стран. Благодаря этому возрастает их значимость, стратегическое влияние на развитие отдельных отраслей и национальных экономик в целом. Целью совершенствования Фонда национального благосостояния Россииявляется разработка стратегии и механизмов эффективного увеличения и использования его средств.
Для достижения основной целиФонда национального благосостояния России необходимо реализация следующих задач:
Раскрытиепонятия суверенных фондов и рассмотрениеисторииих возникновения,
Раскрытиецелейсоздания суверенных фондов государств и приоритетных направленийиспользования в мировой экономике;
Рассмотрениеиспользуемых механизмовэффективного использования средств фондов;
Проведениеоценкивлияния макроэкономических условий на формированиеи результаты использования фондов;
Сравнительный анализ инвестиционных стратегий суверенных фондов государств на примере Норвегии и России, в том числе анализ динамики объемов суверенных фондов и объемов их инвестирования по различным направлениям за период 1996 и 2012 гг.;
Предложениеэффективныхмеханизмовреализации приоритетной стратегииувеличения средств ФНБ РФ;
Предложениестратегии и механизмовэффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности и модернизации национальной экономики;
Проведение оценки доходов суверенного фонда за счет изменения цены нефти и курса доллара в 2020 году с тремя сценариями развития Фонда национального благосостояния РФ с указанием сопутствующих рисков и оценки их эффективности.
Разработка и принятие Приоритетной стратегиии эффективных механизмовувеличения и использования Фонда национального благосостояния России Суверенные фонды государств накопили активы, общая стоимость которых оценивается более 5 трлн. долл., в том числе активы 10 крупнейших фондов составляют 4630,7 млрд. долл., или 79% от стоимости активов всех суверенных фондов в мире[1].При анализе макроэкономических показателей было выявлено, что на размер доходов от экспорта сырой нефти, а, следовательно, на объем поступлений в суверенные фонды оказывают значительное влияние следующие факторы: цена на нефть и курс доллара к национальной валюте. Приоритеты направления средств суверенных фондовво многом определяются уровнем достигнутых макроэкономических показателей развития государства: ВВП на душу населения, обеспеченность жилой площадью, размером среднемесячной заработной платы наемных сотрудников. На основании анализа макроэкономических показателей России, демонстрирующих низкий уровень капиталовложений в национальной экономике, недостаточный размер среднемесячной заработной платы по сравнению с идентичными показателями норвежской экономики, и выявленных при SWOTанализе возможностей и угроз была выстроена стратегия увеличения и использования средств Фонда национального благосостояния России[2].
Стратегия предусматривает расширение инвестиционного потенциала Фонда национального благосостояния России благодаря привлечению финансовых ресурсовиз новых источников.
Существующая стратегия формирования источников финансовых средств ФНБ РФ предусматривает[3]:1.Пополнение Фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов, возникающих благодаря превышению фактической экспортной цены на нефть над средней ценой, установленной в Федеральном законе о государственном бюджете на несколько лет;2.Доходы от управления средствами фонда (доходы от размещения средств Фонда в валютных депозитах, облигациях); 3.Средства Российского Фонда прямых инвестиций.Предлагаемые в перспективе источники Приоритетной стратегии увеличения средств ФНБ РФ предусматривают:1.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства);2.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы);3.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства).Нами предлагаются эффективные механизмы реализации приоритетной стратегииувеличения средств ФНБ РФ:1.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства):
Привлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, государственночастного партнерства, с учетом раздела активов после реализации инвестиционных проектов;
Привлечение средств за счет выпуска и размещения государственных облигаций с определенной доходностью.2.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы) –Получение дополнительных доходов за счет установления инвестиционных надбавокв тарифах и ценах крупных высокорентабельных товаропроизводителей;3.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства) –Получение дополнительных финансовых средств для увеличения дохода ФНБ можно путем выпуска облигаций, продажи акций ФНБ.Предлагаемые в перспективе эффективные механизмы увеличения средств ФНБ России представлены в таблице 1.
Таблица 1Действующие и предлагаемые в перспективе эффективные механизмы увеличения средств Фонда национального благосостояния России
№ п/пСуществующие и предлагаемые источники формирования ФНБКраткая характеристика механизмов привлеченияСредства ФНБ на 01.01.13 г.,млрд. руб.Относительныйприрост средств ФНБ, %
1. Существующие источники Приоритетной стратегии и механизмы увеличения средств ФНБ РФ1.1.Нефтегазовые доходы Нефтегазовые доходы за счет превышения фактической экспортной цены над ценой, установленной ФЗ о федеральном бюджете.2900.
1.2.Доходы от управления средствами фондаДоходы от размещения средств Фонда в валютных депозитах, облигациях
1.3.Средства Российского Фонда прямых инвестицийСовместное финансирование инфраструктурных проектов с целью распределения, уменьшения рисков и получения доходов
1.Предлагаемые в перспективе источники Приоритетной стратегии и механизмы увеличения средств ФНБ РФ2.1.Заемные средства юридических лицПривлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, государственночастного партнерства, с учетом раздела активов Прирост 14502030 5070%2.2.Доходы юридических лицИнвестиционные надбавки в тарифах при образовании инвестиционных фондовПрирост 290580
1020%2.3Заемные средства физических лицПривлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, возврата доходности, раздела активовПрирост 8701450
3050%
ИТОГО СРЕДСТВ ФНБ
55106960
С учетом предлагаемых эффективных механизмов привлечения дополнительных источников средств ФНБ возникает необходимость в разработке приоритетной стратегии и ее механизмов эффективного использования ФНБ РФ. Предлагаемая нами стратегия эффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности, модернизации национальной экономики имеет следующие уровни диверсификации вложений финансовых ресурсов: –первый уровень –распределение финансовых ресурсов ФНБ РФ в виде депозитов в иностранной валюте. Фонд национального благосостояния России должна инвестировать 20% средств ФНБ РФ в депозиты в иностранной валюте (евро, доллар, фунт стерлингов), а затем проводит внутренние финансовые операции в рублях;
второй уровень распределение финансовых ресурсов во вложения в рейтинговые ценные бумаги крупных международных корпораций (акции и облигации транснациональных корпораций). При этом предпочтение отдается высоколиквидным облигациям как наиболее устойчивым и надежным ценным бумагам; как нам кажется, экономически целесообразная доля вложений составляет 20 % от общего объема ФНБ РФ;
третий уровень распределение финансовых ресурсов в ценные бумаги разных стран, причем приоритет отдается странам Европы, имеющим самый высокий кредитный рейтинг надежности, в инвестиции на недвижимость предлагаемые нами доли соответственно равны 10 % и 5 % отобщего объема ФНБ;
четвертый уровень –распределение инвестиционных ресурсов по вложениям отраслям. Преимущество по доходности имеют предприятия финансовобанковский сектор, предприятия энергетики, сфера потребительских товаров, телекоммуникаций и связи. Прямые инвестиции в экономику в пределах 30 % от общего объема ФНБ.При этом существующие механизмы использования средств ФНБ РФ предусматривают:1.Создание и сохранение «подушки безопасности» 40%;2.Финансирование накопительной части пенсионных средств, дефицита Пенсионного фонда РФ –40 %;3.Средства Российского Фонда прямых инвестиций –0%;4.Сохранение национальной безопасности (кредиты государствам, например Украине –15 млрд.долл.) –20 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.Предлагаемые механизмы эффективного использования средств ФНБ предусматривают: 1.Создание и сохранение «финансовой подушки безопасности» лимит вложения 40%; (в т.ч. Валютные депозиты 20 %, Инвестиции в высоколиквидные облигации –20 %); 2.Финансирование текущих расходов бюджета –40 % ( в.т.ч. Погашение внешнего долга –0 %, Финансирование бюджетного дефицита 10%, Прямые инвестиции во внутреннюю экономику 30%) ;3.Получение долгосрочного и краткосрочного дохода 15% (в т.ч. Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран 10%, Инвестиции в недвижимость 5%);4.Сохранение национальной безопасности (Кредиты государствам) –5 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.Предлагаемые приоритетные стратегии и механизмы эффективного использования средств ФНБ представлены в таблице 2.Таблица2Предлагаемые в перспективе приоритетные стратегии и механизмы эффективного использования средств ФНБ
Существующие приоритеты:Сохранение «Финансовой подушки безопасности»,40 %Финансирование накопительной части пенсионных средств, дефицита Пенсионного фонда РФ,40 %Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 0 %Сохранен.национ. Безопти(Кредиты государствам),20 %Существующие механизмыиспользования средств ФНБ РФ:Валютные депозиты и инвестиции в высоколиквидные облигацииИнвестиции в высоколиквидные облигациидля получения доходов Средства Российского Фонда прямых инвестицийКредитыЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч.40%40 %0 %20 %Предлагаемые приоритеты:Сохранение «Финансовой подушкибезопасности»,40%Финансирование текущих расходов бюджета, 40%Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 15%Сохранен.национ. Безопти(Кредиты государствам),5%Предлагаемые механизмыиспользования средств ФНБ РФ:Валютные депозитыИнвестиции в высоколиквидные облигацииПогашение внешнего долгаФинансирование бюджетного дефицитаПрямые инвестиции во внутреннюю экономикуПрямые и портфельные инвестиции в экономики других странИнвестиции в недвижтьКредитыЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч. 20%20%
10%30%10%5%5%
В соответствии с предлагаемыми в перспективе стратегией и механизмами эффективного использования средств ФНБ, направление средств на сохранение «финансовой подушки безопасности» в пределах 40 %, что следование опыту лучших суверенных фондов мира, и использование опробированных технологий инвестирования, таких как инвестирование 20% средствв стабильно приносящие доход высоколиквидные долговые обязательства правительств развитых стран и компаний с высоким рейтингом надежности, 20% валютные депозиты является экономически целесообразным.Также актуально использование накопленного опыта и профессиональных компетенций инвестиционных управляющих Российского Фонда прямых инвестиций. При этом можно использовать не только потенциал человеческих ресурсов, но и осуществлять совместный отбор и финансирование проектов, что позволит повысить объективность оценки доходности и рисков, минимизировать предсказуемые риски, угрозы. Наше предложение направлять 30% средств ФНБ РФ на финансирование инвестиционных проектов внутри страны обосновывается взаимосвязью инвестиций и экономического роста.П. Самуэльсон охарактеризовал это взаимодействие следующим образом: вследствие подъема реальных инвестиций происходит подъем ВВП, вследствие роста ВВП увеличивается рост реальных инвестиций.Согласно этому принципу, реальные инвестиции
это увеличение, прирост стоимости запасов производства и фиксированного капитала, такого, как оборудование, сооружения, машины, недвижимость. В результате проведения экспертами сравнительного анализа экономик 20 различных, наиболее развитых (или перспективно развивающихся) стран, сроком за 19612005 гг., была доказана, подтверждена правдивость и действенность вышеупомянутого «принципа акселерации»[4]. В исследованных странах за указанный промежуток времени коэффициенты инвестиций и темпов реального экономического роста приблизились к максимально возможному значению –единице. Среднестатистически, для развивающихся стран для повышения реального ВВП на один процент понадобилось повысить реальные инвестиции на 2,8%. В странах, экономика которых перспективно развивалась в периоды 19912006гг.
показатель принимал различные значения и в большем диапазоне. Причиной этому служил, в первую очередь, отличающийся уровень инфляции.Наиболее острая потребность в крупных прямых инвестициях в экономике Российской Федерации заключается в масштабных инфраструктурных проектах, такихкак строительство дорог, замена коммунальных сетей и объектов генерации, т.е. инвестиции в обновление основных фондов, расширение производства и стратегические инвестиции. Эти инвестиции характеризуются повышенной степенью риска.Также необходимо диверсифицировать портфель за счет инвестиций в недооцененные акции, акции растущих компаний иностранных государств, инвестиции в строительство коммерческой недвижимости. Охарактеризуем подробнее портфельные инвестиции в акции.Инвестирование в недооцененные акции технология инвестирования, основывающаяся на составлении портфеля из акций временно непопулярных и недооцененных компаний в расчете на то, что в будущем рынок признает их потенциал и, соответственно, оценит их выше. Инвестирование в акции быстрорастущих компаний, противопоставляемое инвестированию в недооцененные компании, основывается на том, что акции данных компаний отличаются более высокими темпами роста, а их руководители склонны придерживаться политики реинвестирования полученной прибыли в дальнейшее развитие и модернизацию предприятия. В подобных компаниях редко выплачивают дивиденды, а при их выплате, их размер отличается невелик.Реализация подобной сбалансированной стратегии позволяет использовать преимущества рисковой и консервативной стратегии, в частности, обеспечить устойчивый приток средств в накопительный фонд, но также финансировать промышленное воспроизводство в России, разработку и приобретение новых технологий. Отличительной чертой стратегии является то, что часть средств Фонда национального благосостояния РФ будет целенаправленно использоваться на оказание финансовой помощи странампартнерам для поддержки структурных изменений в экономике, решения острых социальнополитических вопросов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. По тем же основаниям финансовая помощь может оказываться федеральным округам и отдельно взятым регионам.Реализация стратегии способствует сохранению более устойчивой экономики, увеличивает возможности маневра в области инвестирования средств и социальной политики. Фонд является одновременно и сберегательным, и стабилизационным, предназначенным для обеспечения стабильного функционирования бюджетной сферы в долгосрочном периоде. Пополнение Фонда национального благосостояния РФ из нескольких источниковповышает финансовую устойчивость при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, независимо от величины нефтегазовых доходов.Реализация механизмов предложенной стратегии по эффективному увеличению и использованию средств Фонда национального благосостояния РФ предполагает постепенный переходот действующей консервативной стратегии, характеризующейся уровнем риска ниже среднего, к среднерисковой, высокорисковой с расширением направлений использования средств. Ввиду того, что предлагаемые приоритетыиспользования являются капитальными вложениями и инвестициями в виде ценных бумаг, их реализация подвержена влиянию общих и специфических инвестиционных рисков, уровень которых требуется оценить количественно и выработать соответствующие методы управления. В таблице 3.редставлены риски, сопутствующие предлагаемым приоритеты стратегии эффективного использования средств ФНБ.Таблица 3Риски, сопутствующие предлагаемым приоритетам стратегии эффективного использования средств ФНБ Предлагаемые приоритеты с установленным лимитом вложенийСохранение «Финансовой подушки безопасности»,40%Финансирование текущих расходов бюджета, 40%Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 15%Сохран.национ. безопти(Кредиты госм),5%Направление использования средств:Валютные депозитыИнвестиции в высоколиквидные облигацииПогашение внешнего долгаФинансирование бюджетного дефицитаПрямые инвестиции во внутреннюю экономикуПрямые и портфельные инвестиции в экономики других странИнвестиции в недвижимостьКредитыСистематическиеспецифические риски Процентный риск, валютный риск Процентный риск, валютный риск
Риск инфляции,структурный рискРиск инфляции, конъюнктурный рискПроцентный риск, селективный риск, временной риск, кредитный риск Страновыериски, административный рискРиск невозврата, политический рискУровень рискаНизкий СреднийНизкийВысокийВысокий СреднийНизкийСреднийЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч. 20%20%
10%30%10%5%5%Объем вложений, млрд. руб.580580
290870290145145Доходность, %0,085
58105Объем вероятных потерь 0,529
14,523,214,57,25доходности, млрд. руб.Метод управления рискомДиверсификация рисков, страхование рисков. Главное своевременный возврат вложенных средств.Лимитирование рисков, страхование рисков. Высокий риск инфляции в текущие годы, будет возмещен будущими постоянными доходами бюджета.Страхование рисков, передача рисков, риски обеспеченные активами. Возможна потеря доходности по этим направлениям Лимитирование. Страхование рисков, софинансирование с государствами (ОЭСР, ЕС. ТС, ЕВРАЗЭС, АТЭС, БРИК)
При оценке возможных рисков, как возможности неблагоприятных результатов приведена оценка его типа и уровня вероятность наступления риска (вероятность снижения доходности, вероятность потери части средств инвестиций, инфляции и т.д.).Как видно в таблице 3.3.2, наименее рисковыми являются приоритеты использования средств, направленные на создание и сохранение «финансовой подушки безопасности», в т.ч. риск вложений в валютные депозиты является низким и при этом наименее доходным, объем вероятных потерь составляет 0,5 млрд. руб. Инвестиции в высоколиквидные облигации подвергается процентному риску, валютному риску среднего уровня, вероятные потери доходности составляют 29 млрд. руб.Приоритет финансирования текущих расходов связан с высокой степенью реализации инфляционного риска, структурного и конъюнктурного риска, но при отсутствии доходности вероятные потери не могут быть выражены в денежном измерении, т.к. финансирование фундаментальных инфраструктурных проектов имеет целью не получение прибыли от инвестиций, а социального эффекта выражаемого в повышении качества жизни населения, улучшении комфорта проживания в городах, качественном улучшении коммунальных и дорожных сетей.Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран, инвестиции в недвижимость с целью получения долгосрочного и краткосрочного дохода подвержены процентному риску, селективному риску, временному риску, кредитному риску. Средний уровень риска предполагает вероятный объем потерь доходности в размере 14,523,2 млрд. руб.Сохранение национальной безопасности благодаря кредитованию государствпартнеров характеризуется среднем уровнем политического риска и риска невозврата, что выражается в потере потенциального дохода в 7,25 млрд. руб.Предлагаемые способы минимизации риска:1.Страхование операционных рисков через страховые компании или у других третьих лиц.2.Передача риска способ избавиться от операционного валютного риска. 3.Перекрестноехеджированиеприменяется в сделках с компаниями стран, валюта которых привязана или хорошо коррелирует с одной из ведущих валют, хеджируются изменения курса ведущей валюты, которая связанас валютой рассматриваемой страны.Оценка уровня риска и применение методов управления рисками будет способствовать минимизации потерь доходности, и повышению надежности вложения средств. Согласно проведенным расчетам общий объем потери доходности составляетТаким образом, предложены эффективные механизмы реализации приоритетной стратегии увеличения средств ФНБ РФ: Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства); Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы); Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства). Предлагаемая нами стратегия и механизмы эффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности и модернизации национальной экономики предусматривают такое долевое распределение между четырьмя приоритетами таким образом: 1. Создание и сохранение «финансовой подушки безопасности» лимит вложения 40%; (в т.ч. Валютные депозиты 20 %, Инвестиции в высоколиквидные облигации –20 %); 2. Финансирование текущих расходов бюджета –40 % ( в.т.ч. Погашение внешнего долга –0 %, Финансирование бюджетного дефицита 10%, Прямые инвестиции во внутреннюю экономику 30%) ; 3. Получение долгосрочного и краткосрочного дохода 15% ( в т.ч. Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран 10%, Инвестиции в недвижимость 5%); 4. Сохранение национальной безопасности (Кредиты государствам) –5 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.В результате реализации предлагаемых механизмов использования Фонда национального благосостояния прирост средств составит 84 млрд. руб. в год,
Ссылки на источники1.Петрикова Е.М. Суверенные фонды национального благосостояния страны как инструмент стабилизации финансового рынка // Финансы и кредит. 2012. №10. С.3949.2.Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. –2006. № 2. –С. 2845.3.Сухарев А.Н. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. №40. С. 5059.4.Ржевская Т. Стабилизационные фонды зарубежных стран // Вестник Института экономики РАН. 2011. №2. С. 172179.
Elyakova Isabella DamdinovaDoctor of economic Sciences, Professor of the Department «Finance and banking» Autonomous Federal state educational institution of higher professional education "NorthEastern Federal University named after M.K. he was appointed a position", Yakutskelyak@list.ruIncrease efficiency and use of the Fund of national welfare States Abstract:the Article is devoted to the development of effective mechanisms of increase and use of the national welfare Fund of Russia with use of experience of the advanced sovereign investment funds of foreign countries and taking into account modern Russian economic conditions. Implementation mechanisms the proposed strategies for the effective and increase the utilization of the funds of the national wealth Fund of the Russian Federation presupposes the gradual transition from the current conservative strategy, characterized by risk level below medium, medium and highrisk strategy with the extension uses of funds.Keywords:sovereign Fund, the national welfare Fund, Russia, efficacy, use, increase, risks, investments.
Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства
Аннотация: Статья посвящена разработке эффективных механизмов увеличения и использованияФонда национального благосостояния России с использованиемопыта передовых суверенных инвестиционных фондов зарубежных стран и с учетом современных российских экономических условий. Реализация механизмов предложенной стратегии по эффективному увеличению и использованию средств Фонда национального благосостояния РФпредполагает постепенный переход от действующей консервативной стратегии, характеризующейся уровнем риска ниже среднего, к средне и высокорисковой стратегии с расширением направлений использования средств.Ключевые слова:суверенный фонд, фонд национального благосостояния, Россия, эффективность, использование, увеличение, риски, инвестиции.
Актуальностьразвития и совершенствования суверенных фондов благосостояния государствазаключается в необходимости определения стратегии и разработке механизмов эффективного увеличения и расходования средств Фонда национального благосостояния, нацеленных не только на сохранение капитала идостижение долгосрочной доходности, но и на обеспечение устойчивого экономического роста экономики Российской Федерации.При современных условиях развития мировой экономики и международных финансовых отношений суверенные фонды благосостояния накапливают значительные объемы активов, сравнимые по объемам с крупнейшими инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и резервными фондами отдельных стран. Благодаря этому возрастает их значимость, стратегическое влияние на развитие отдельных отраслей и национальных экономик в целом. Целью совершенствования Фонда национального благосостояния Россииявляется разработка стратегии и механизмов эффективного увеличения и использования его средств.
Для достижения основной целиФонда национального благосостояния России необходимо реализация следующих задач:
Раскрытиепонятия суверенных фондов и рассмотрениеисторииих возникновения,
Раскрытиецелейсоздания суверенных фондов государств и приоритетных направленийиспользования в мировой экономике;
Рассмотрениеиспользуемых механизмовэффективного использования средств фондов;
Проведениеоценкивлияния макроэкономических условий на формированиеи результаты использования фондов;
Сравнительный анализ инвестиционных стратегий суверенных фондов государств на примере Норвегии и России, в том числе анализ динамики объемов суверенных фондов и объемов их инвестирования по различным направлениям за период 1996 и 2012 гг.;
Предложениеэффективныхмеханизмовреализации приоритетной стратегииувеличения средств ФНБ РФ;
Предложениестратегии и механизмовэффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности и модернизации национальной экономики;
Проведение оценки доходов суверенного фонда за счет изменения цены нефти и курса доллара в 2020 году с тремя сценариями развития Фонда национального благосостояния РФ с указанием сопутствующих рисков и оценки их эффективности.
Разработка и принятие Приоритетной стратегиии эффективных механизмовувеличения и использования Фонда национального благосостояния России Суверенные фонды государств накопили активы, общая стоимость которых оценивается более 5 трлн. долл., в том числе активы 10 крупнейших фондов составляют 4630,7 млрд. долл., или 79% от стоимости активов всех суверенных фондов в мире[1].При анализе макроэкономических показателей было выявлено, что на размер доходов от экспорта сырой нефти, а, следовательно, на объем поступлений в суверенные фонды оказывают значительное влияние следующие факторы: цена на нефть и курс доллара к национальной валюте. Приоритеты направления средств суверенных фондовво многом определяются уровнем достигнутых макроэкономических показателей развития государства: ВВП на душу населения, обеспеченность жилой площадью, размером среднемесячной заработной платы наемных сотрудников. На основании анализа макроэкономических показателей России, демонстрирующих низкий уровень капиталовложений в национальной экономике, недостаточный размер среднемесячной заработной платы по сравнению с идентичными показателями норвежской экономики, и выявленных при SWOTанализе возможностей и угроз была выстроена стратегия увеличения и использования средств Фонда национального благосостояния России[2].
Стратегия предусматривает расширение инвестиционного потенциала Фонда национального благосостояния России благодаря привлечению финансовых ресурсовиз новых источников.
Существующая стратегия формирования источников финансовых средств ФНБ РФ предусматривает[3]:1.Пополнение Фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов, возникающих благодаря превышению фактической экспортной цены на нефть над средней ценой, установленной в Федеральном законе о государственном бюджете на несколько лет;2.Доходы от управления средствами фонда (доходы от размещения средств Фонда в валютных депозитах, облигациях); 3.Средства Российского Фонда прямых инвестиций.Предлагаемые в перспективе источники Приоритетной стратегии увеличения средств ФНБ РФ предусматривают:1.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства);2.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы);3.Увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства).Нами предлагаются эффективные механизмы реализации приоритетной стратегииувеличения средств ФНБ РФ:1.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства):
Привлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, государственночастного партнерства, с учетом раздела активов после реализации инвестиционных проектов;
Привлечение средств за счет выпуска и размещения государственных облигаций с определенной доходностью.2.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы) –Получение дополнительных доходов за счет установления инвестиционных надбавокв тарифах и ценах крупных высокорентабельных товаропроизводителей;3.Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства) –Получение дополнительных финансовых средств для увеличения дохода ФНБ можно путем выпуска облигаций, продажи акций ФНБ.Предлагаемые в перспективе эффективные механизмы увеличения средств ФНБ России представлены в таблице 1.
Таблица 1Действующие и предлагаемые в перспективе эффективные механизмы увеличения средств Фонда национального благосостояния России
№ п/пСуществующие и предлагаемые источники формирования ФНБКраткая характеристика механизмов привлеченияСредства ФНБ на 01.01.13 г.,млрд. руб.Относительныйприрост средств ФНБ, %
1. Существующие источники Приоритетной стратегии и механизмы увеличения средств ФНБ РФ1.1.Нефтегазовые доходы Нефтегазовые доходы за счет превышения фактической экспортной цены над ценой, установленной ФЗ о федеральном бюджете.2900.
1.2.Доходы от управления средствами фондаДоходы от размещения средств Фонда в валютных депозитах, облигациях
1.3.Средства Российского Фонда прямых инвестицийСовместное финансирование инфраструктурных проектов с целью распределения, уменьшения рисков и получения доходов
1.Предлагаемые в перспективе источники Приоритетной стратегии и механизмы увеличения средств ФНБ РФ2.1.Заемные средства юридических лицПривлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, государственночастного партнерства, с учетом раздела активов Прирост 14502030 5070%2.2.Доходы юридических лицИнвестиционные надбавки в тарифах при образовании инвестиционных фондовПрирост 290580
1020%2.3Заемные средства физических лицПривлечение средств на условиях софинансирования инвестиционных проектов, возврата доходности, раздела активовПрирост 8701450
3050%
ИТОГО СРЕДСТВ ФНБ
55106960
С учетом предлагаемых эффективных механизмов привлечения дополнительных источников средств ФНБ возникает необходимость в разработке приоритетной стратегии и ее механизмов эффективного использования ФНБ РФ. Предлагаемая нами стратегия эффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности, модернизации национальной экономики имеет следующие уровни диверсификации вложений финансовых ресурсов: –первый уровень –распределение финансовых ресурсов ФНБ РФ в виде депозитов в иностранной валюте. Фонд национального благосостояния России должна инвестировать 20% средств ФНБ РФ в депозиты в иностранной валюте (евро, доллар, фунт стерлингов), а затем проводит внутренние финансовые операции в рублях;
второй уровень распределение финансовых ресурсов во вложения в рейтинговые ценные бумаги крупных международных корпораций (акции и облигации транснациональных корпораций). При этом предпочтение отдается высоколиквидным облигациям как наиболее устойчивым и надежным ценным бумагам; как нам кажется, экономически целесообразная доля вложений составляет 20 % от общего объема ФНБ РФ;
третий уровень распределение финансовых ресурсов в ценные бумаги разных стран, причем приоритет отдается странам Европы, имеющим самый высокий кредитный рейтинг надежности, в инвестиции на недвижимость предлагаемые нами доли соответственно равны 10 % и 5 % отобщего объема ФНБ;
четвертый уровень –распределение инвестиционных ресурсов по вложениям отраслям. Преимущество по доходности имеют предприятия финансовобанковский сектор, предприятия энергетики, сфера потребительских товаров, телекоммуникаций и связи. Прямые инвестиции в экономику в пределах 30 % от общего объема ФНБ.При этом существующие механизмы использования средств ФНБ РФ предусматривают:1.Создание и сохранение «подушки безопасности» 40%;2.Финансирование накопительной части пенсионных средств, дефицита Пенсионного фонда РФ –40 %;3.Средства Российского Фонда прямых инвестиций –0%;4.Сохранение национальной безопасности (кредиты государствам, например Украине –15 млрд.долл.) –20 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.Предлагаемые механизмы эффективного использования средств ФНБ предусматривают: 1.Создание и сохранение «финансовой подушки безопасности» лимит вложения 40%; (в т.ч. Валютные депозиты 20 %, Инвестиции в высоколиквидные облигации –20 %); 2.Финансирование текущих расходов бюджета –40 % ( в.т.ч. Погашение внешнего долга –0 %, Финансирование бюджетного дефицита 10%, Прямые инвестиции во внутреннюю экономику 30%) ;3.Получение долгосрочного и краткосрочного дохода 15% (в т.ч. Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран 10%, Инвестиции в недвижимость 5%);4.Сохранение национальной безопасности (Кредиты государствам) –5 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.Предлагаемые приоритетные стратегии и механизмы эффективного использования средств ФНБ представлены в таблице 2.Таблица2Предлагаемые в перспективе приоритетные стратегии и механизмы эффективного использования средств ФНБ
Существующие приоритеты:Сохранение «Финансовой подушки безопасности»,40 %Финансирование накопительной части пенсионных средств, дефицита Пенсионного фонда РФ,40 %Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 0 %Сохранен.национ. Безопти(Кредиты государствам),20 %Существующие механизмыиспользования средств ФНБ РФ:Валютные депозиты и инвестиции в высоколиквидные облигацииИнвестиции в высоколиквидные облигациидля получения доходов Средства Российского Фонда прямых инвестицийКредитыЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч.40%40 %0 %20 %Предлагаемые приоритеты:Сохранение «Финансовой подушкибезопасности»,40%Финансирование текущих расходов бюджета, 40%Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 15%Сохранен.национ. Безопти(Кредиты государствам),5%Предлагаемые механизмыиспользования средств ФНБ РФ:Валютные депозитыИнвестиции в высоколиквидные облигацииПогашение внешнего долгаФинансирование бюджетного дефицитаПрямые инвестиции во внутреннюю экономикуПрямые и портфельные инвестиции в экономики других странИнвестиции в недвижтьКредитыЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч. 20%20%
10%30%10%5%5%
В соответствии с предлагаемыми в перспективе стратегией и механизмами эффективного использования средств ФНБ, направление средств на сохранение «финансовой подушки безопасности» в пределах 40 %, что следование опыту лучших суверенных фондов мира, и использование опробированных технологий инвестирования, таких как инвестирование 20% средствв стабильно приносящие доход высоколиквидные долговые обязательства правительств развитых стран и компаний с высоким рейтингом надежности, 20% валютные депозиты является экономически целесообразным.Также актуально использование накопленного опыта и профессиональных компетенций инвестиционных управляющих Российского Фонда прямых инвестиций. При этом можно использовать не только потенциал человеческих ресурсов, но и осуществлять совместный отбор и финансирование проектов, что позволит повысить объективность оценки доходности и рисков, минимизировать предсказуемые риски, угрозы. Наше предложение направлять 30% средств ФНБ РФ на финансирование инвестиционных проектов внутри страны обосновывается взаимосвязью инвестиций и экономического роста.П. Самуэльсон охарактеризовал это взаимодействие следующим образом: вследствие подъема реальных инвестиций происходит подъем ВВП, вследствие роста ВВП увеличивается рост реальных инвестиций.Согласно этому принципу, реальные инвестиции
это увеличение, прирост стоимости запасов производства и фиксированного капитала, такого, как оборудование, сооружения, машины, недвижимость. В результате проведения экспертами сравнительного анализа экономик 20 различных, наиболее развитых (или перспективно развивающихся) стран, сроком за 19612005 гг., была доказана, подтверждена правдивость и действенность вышеупомянутого «принципа акселерации»[4]. В исследованных странах за указанный промежуток времени коэффициенты инвестиций и темпов реального экономического роста приблизились к максимально возможному значению –единице. Среднестатистически, для развивающихся стран для повышения реального ВВП на один процент понадобилось повысить реальные инвестиции на 2,8%. В странах, экономика которых перспективно развивалась в периоды 19912006гг.
показатель принимал различные значения и в большем диапазоне. Причиной этому служил, в первую очередь, отличающийся уровень инфляции.Наиболее острая потребность в крупных прямых инвестициях в экономике Российской Федерации заключается в масштабных инфраструктурных проектах, такихкак строительство дорог, замена коммунальных сетей и объектов генерации, т.е. инвестиции в обновление основных фондов, расширение производства и стратегические инвестиции. Эти инвестиции характеризуются повышенной степенью риска.Также необходимо диверсифицировать портфель за счет инвестиций в недооцененные акции, акции растущих компаний иностранных государств, инвестиции в строительство коммерческой недвижимости. Охарактеризуем подробнее портфельные инвестиции в акции.Инвестирование в недооцененные акции технология инвестирования, основывающаяся на составлении портфеля из акций временно непопулярных и недооцененных компаний в расчете на то, что в будущем рынок признает их потенциал и, соответственно, оценит их выше. Инвестирование в акции быстрорастущих компаний, противопоставляемое инвестированию в недооцененные компании, основывается на том, что акции данных компаний отличаются более высокими темпами роста, а их руководители склонны придерживаться политики реинвестирования полученной прибыли в дальнейшее развитие и модернизацию предприятия. В подобных компаниях редко выплачивают дивиденды, а при их выплате, их размер отличается невелик.Реализация подобной сбалансированной стратегии позволяет использовать преимущества рисковой и консервативной стратегии, в частности, обеспечить устойчивый приток средств в накопительный фонд, но также финансировать промышленное воспроизводство в России, разработку и приобретение новых технологий. Отличительной чертой стратегии является то, что часть средств Фонда национального благосостояния РФ будет целенаправленно использоваться на оказание финансовой помощи странампартнерам для поддержки структурных изменений в экономике, решения острых социальнополитических вопросов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. По тем же основаниям финансовая помощь может оказываться федеральным округам и отдельно взятым регионам.Реализация стратегии способствует сохранению более устойчивой экономики, увеличивает возможности маневра в области инвестирования средств и социальной политики. Фонд является одновременно и сберегательным, и стабилизационным, предназначенным для обеспечения стабильного функционирования бюджетной сферы в долгосрочном периоде. Пополнение Фонда национального благосостояния РФ из нескольких источниковповышает финансовую устойчивость при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, независимо от величины нефтегазовых доходов.Реализация механизмов предложенной стратегии по эффективному увеличению и использованию средств Фонда национального благосостояния РФ предполагает постепенный переходот действующей консервативной стратегии, характеризующейся уровнем риска ниже среднего, к среднерисковой, высокорисковой с расширением направлений использования средств. Ввиду того, что предлагаемые приоритетыиспользования являются капитальными вложениями и инвестициями в виде ценных бумаг, их реализация подвержена влиянию общих и специфических инвестиционных рисков, уровень которых требуется оценить количественно и выработать соответствующие методы управления. В таблице 3.редставлены риски, сопутствующие предлагаемым приоритеты стратегии эффективного использования средств ФНБ.Таблица 3Риски, сопутствующие предлагаемым приоритетам стратегии эффективного использования средств ФНБ Предлагаемые приоритеты с установленным лимитом вложенийСохранение «Финансовой подушки безопасности»,40%Финансирование текущих расходов бюджета, 40%Получение долгосрочного и краткосрочного дохода, 15%Сохран.национ. безопти(Кредиты госм),5%Направление использования средств:Валютные депозитыИнвестиции в высоколиквидные облигацииПогашение внешнего долгаФинансирование бюджетного дефицитаПрямые инвестиции во внутреннюю экономикуПрямые и портфельные инвестиции в экономики других странИнвестиции в недвижимостьКредитыСистематическиеспецифические риски Процентный риск, валютный риск Процентный риск, валютный риск
Риск инфляции,структурный рискРиск инфляции, конъюнктурный рискПроцентный риск, селективный риск, временной риск, кредитный риск Страновыериски, административный рискРиск невозврата, политический рискУровень рискаНизкий СреднийНизкийВысокийВысокий СреднийНизкийСреднийЛимиты вложения средств, всего 100%, в т.ч. 20%20%
10%30%10%5%5%Объем вложений, млрд. руб.580580
290870290145145Доходность, %0,085
58105Объем вероятных потерь 0,529
14,523,214,57,25доходности, млрд. руб.Метод управления рискомДиверсификация рисков, страхование рисков. Главное своевременный возврат вложенных средств.Лимитирование рисков, страхование рисков. Высокий риск инфляции в текущие годы, будет возмещен будущими постоянными доходами бюджета.Страхование рисков, передача рисков, риски обеспеченные активами. Возможна потеря доходности по этим направлениям Лимитирование. Страхование рисков, софинансирование с государствами (ОЭСР, ЕС. ТС, ЕВРАЗЭС, АТЭС, БРИК)
При оценке возможных рисков, как возможности неблагоприятных результатов приведена оценка его типа и уровня вероятность наступления риска (вероятность снижения доходности, вероятность потери части средств инвестиций, инфляции и т.д.).Как видно в таблице 3.3.2, наименее рисковыми являются приоритеты использования средств, направленные на создание и сохранение «финансовой подушки безопасности», в т.ч. риск вложений в валютные депозиты является низким и при этом наименее доходным, объем вероятных потерь составляет 0,5 млрд. руб. Инвестиции в высоколиквидные облигации подвергается процентному риску, валютному риску среднего уровня, вероятные потери доходности составляют 29 млрд. руб.Приоритет финансирования текущих расходов связан с высокой степенью реализации инфляционного риска, структурного и конъюнктурного риска, но при отсутствии доходности вероятные потери не могут быть выражены в денежном измерении, т.к. финансирование фундаментальных инфраструктурных проектов имеет целью не получение прибыли от инвестиций, а социального эффекта выражаемого в повышении качества жизни населения, улучшении комфорта проживания в городах, качественном улучшении коммунальных и дорожных сетей.Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран, инвестиции в недвижимость с целью получения долгосрочного и краткосрочного дохода подвержены процентному риску, селективному риску, временному риску, кредитному риску. Средний уровень риска предполагает вероятный объем потерь доходности в размере 14,523,2 млрд. руб.Сохранение национальной безопасности благодаря кредитованию государствпартнеров характеризуется среднем уровнем политического риска и риска невозврата, что выражается в потере потенциального дохода в 7,25 млрд. руб.Предлагаемые способы минимизации риска:1.Страхование операционных рисков через страховые компании или у других третьих лиц.2.Передача риска способ избавиться от операционного валютного риска. 3.Перекрестноехеджированиеприменяется в сделках с компаниями стран, валюта которых привязана или хорошо коррелирует с одной из ведущих валют, хеджируются изменения курса ведущей валюты, которая связанас валютой рассматриваемой страны.Оценка уровня риска и применение методов управления рисками будет способствовать минимизации потерь доходности, и повышению надежности вложения средств. Согласно проведенным расчетам общий объем потери доходности составляетТаким образом, предложены эффективные механизмы реализации приоритетной стратегии увеличения средств ФНБ РФ: Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства); Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы); Для увеличения средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства). Предлагаемая нами стратегия и механизмы эффективного использования средств Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности и модернизации национальной экономики предусматривают такое долевое распределение между четырьмя приоритетами таким образом: 1. Создание и сохранение «финансовой подушки безопасности» лимит вложения 40%; (в т.ч. Валютные депозиты 20 %, Инвестиции в высоколиквидные облигации –20 %); 2. Финансирование текущих расходов бюджета –40 % ( в.т.ч. Погашение внешнего долга –0 %, Финансирование бюджетного дефицита 10%, Прямые инвестиции во внутреннюю экономику 30%) ; 3. Получение долгосрочного и краткосрочного дохода 15% ( в т.ч. Прямые и портфельные инвестиции в экономики других стран 10%, Инвестиции в недвижимость 5%); 4. Сохранение национальной безопасности (Кредиты государствам) –5 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.В результате реализации предлагаемых механизмов использования Фонда национального благосостояния прирост средств составит 84 млрд. руб. в год,
Ссылки на источники1.Петрикова Е.М. Суверенные фонды национального благосостояния страны как инструмент стабилизации финансового рынка // Финансы и кредит. 2012. №10. С.3949.2.Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. –2006. № 2. –С. 2845.3.Сухарев А.Н. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. №40. С. 5059.4.Ржевская Т. Стабилизационные фонды зарубежных стран // Вестник Института экономики РАН. 2011. №2. С. 172179.
Elyakova Isabella DamdinovaDoctor of economic Sciences, Professor of the Department «Finance and banking» Autonomous Federal state educational institution of higher professional education "NorthEastern Federal University named after M.K. he was appointed a position", Yakutskelyak@list.ruIncrease efficiency and use of the Fund of national welfare States Abstract:the Article is devoted to the development of effective mechanisms of increase and use of the national welfare Fund of Russia with use of experience of the advanced sovereign investment funds of foreign countries and taking into account modern Russian economic conditions. Implementation mechanisms the proposed strategies for the effective and increase the utilization of the funds of the national wealth Fund of the Russian Federation presupposes the gradual transition from the current conservative strategy, characterized by risk level below medium, medium and highrisk strategy with the extension uses of funds.Keywords:sovereign Fund, the national welfare Fund, Russia, efficacy, use, increase, risks, investments.