Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карманова В. В., Бекленищева С. М. Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55168.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры Тульского края, в частности песенный фольклор. Имеется характеристика его основных отличительных особенностей в Тульской области, в качестве музыкального примера представлен сценарий праздника для детей «Капустные посиделки».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карманова Виктория Валентиновна,старший преподаватель кафедры молодёжной политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», г. Тулаlexacore@mail.ru

Бекленищева Светлана Михайловна,старший преподаватель кафедры молодёжной политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», г. Тулаsvetkin.dom@rambler.ru

Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края

Аннотация. В статье рассматриваются особенности музыкальной культуры Тульского края, вчастности, песенный фольклор. Имеется характеристика основных отличительных особенностей его в Тульской области, в качестве музыкального примера представлен сценарий праздника для детей «Капустные посиделки».Ключевые слова: музыкальное искусство,музыкальная культура, народные песни, фольклор.

Музыкальная культура и особенности фольклораТульского края.Так случилось, что в силу исторических и социальных причин в России была разорвана цепочка преемственности, нарушен один из главных принципов фольклора —«народной мудрости» —передача отшлифованного веками народного опыта из поколения в поколение, из уст в уста, от взрослых детям. Городские родители сегодняшних детей сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян были от неё отторгнуты. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания подрастающего поколения, так как оторванность от национальной традиции компенсируется только высоким уровнем её знания.Тульская земля издавна славилась богатыми народными традициями. Самовары и пряники, Куликово поле и Бежин луг, легендарные оружейные мастера и филимоновская игрушка –вот лишь некоторые её достопримечательности, известные по всей России. Народные песни, приметы, сказки, колдовские былички и уникальные пейзажи вдохновляли целые поколения поэтов, художников, музыкантов. Об этом свидетельствует ряд сборников самых крупных собирателей XIXвека –П.В.Киреевского, И.П. Сахарова, П.В. Штейна.Прогрессивные деятели отечественной культуры всегда с большим интересом относились к народному творчеству, к национальному искусству, в том числе и в нашем крае. Вторая половина XIX в. дает в этом отношении множество примеров. Высоко ценили музыкальное народное творчество, в частности, и наших земляков, например, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. В знаменитом рассказе И.С.Тургенева «Певцы», как известно, писатель особо отмечал песенное искусство наших земляков из с.Сергиевского (теперь г.Плавск): «Село Сергиевское на большой Орловской дороге славится по всей России своим особенно приятным и согласным напевом». А в черновой рукописи после этих слов он писал: «Я б каждому музыканту посоветовал съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес из нее не одну мысль и не одно замечание»1. С удовольствиемслушал песни местных крестьян и Л.Н.Толстой. Это отражено в его дневниковых записях, письмах, да и в художественных произведениях.Из музыкальных инструментов у местных крестьян и малоимущих горожан наиболее распространенным была балалайка, нередко самодельная. С развитием в Туле гармонного производства этот инструмент становится наиболее доступным для приобретения и игры на нем. Исследователь тульских кустарных промыслов В.М.Борисов в 1882 г. отмечал, что благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент –балалайку.Местные музыканты и мастера гармонного дела прилагали немалые усилия для расширения творческих возможностей этого инструмента. В 1870 г. В Туле была создана усовершенствованная гармоника, которую ее изобретатель Николай ИвановичБелобородов (18281912) назвал хроматической –впоследствии знаменитый тульский баян. В 1886 г. Н.И.Белобородовым из любителей гармонистоворужейников был организован оркестр, который с успехом выступал в Туле, а затем и в других городах.Бывали и работали в наших тульских местах известнейшие русские композиторы. Летом 1868 г. В имении брата в д. Шилово, недалеко от станции Лаптево (теперь город Ясногорск), жил и работал над новой своей оперой М.П.Мусоргский, внесший, как известно, в числе др. композиторов «Могучей кучки», большой вклад в развитие русской национальной музыки. В тульские места композитор приехал, выполняя совет своего старшего друга и наставника А.С.Даргомыжского –взяться за произведение из русской жизни. Здесь он работал над оперой «Женитьба» на сюжет комедии Н.В.Гоголя. О ходе этой работы над увлекшей его темой Мусоргский из Шилова сообщал в письмах друзьямкомпозиторам Ц.А.Кюи, Н.А.РимскомуКорсакову, а также сестре М.И.Глинки Л.И.Шестаковой.С июля по сентябрь 1881 г. В нашем краеотдыхал и работал над своими музыкальными произведениями известный тогда ученыйхимик, профессор, а с 1877 г. Академик Медикохирургической академии, выдающийся русский композитор А.П. Бородин. Здесь, в сельце Житово, неподалеку от железнодорожной станцииЯсенки (теперь Щекино) в имении местного помещика Н.Н.Лодыженского, давнего знакомого по петербургскому кружку музыкантов, А.П.Бородин писал свой Второй струнный квартет и продолжал работать над оперой «Князь Игорь». Этой осенью им были написаны слова имузыка окончательного варианта арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе».Под Тулой, неподалеку от железнодорожной станции Присады, в Лобынском приобрели небольшое имение известные тогда артисты столичного Мариинского театра Николай Николаевич Фигнер и Медея Ивановна Фигнер. Летом 1890 г. Сюда приезжал П.И.Чайковской, чтобы творчески поработать с первыми исполнителями ведущих партий в его опере «Пиковая дама», готовя ее премьеру. Первый спектакль состоялся 7 декабря 1890 г. Николай и Медея Фигнер были первыми исполнителями ведущих партий и в опере П.И.Чайковского «Иоланта» (1892). Не один раз бывали они и пели в Ясной Поляне у Л.Н.Толстого.Новые страницы в развитие отечественной музыкальной культуры вписаны в эти годы были и нашим земляком Александром Сергеевичем Даргомыжским (18131869). Родина его –село Даргомыжка (ныне Арсеньевского района Тульской области).В 1855 г. им была закончена опера «Русалка». В мае следующего года состоялась еёпремьера на сцене Петербургского театра. С 1858 г., с момента создания сатирического журнала «Искра», Даргомыжский был членом его редакции, автором многих заметок и фельетонов, касающихся вопросов музыки и театра. На стихи Ж.Беранже в переводе В.С.Курочкина Даргомыжским тогда были написаны драматическая песня «Старый капрал», вокальные сцены «Червяк» и др.Много занимался музыкой Л.Н.Толстой.«Люблю музыку больше всех других искусств»2, говорил он. Поощрял занятия музыкой и пением детей. Прекрасно играл сам. Был знаком со многими композиторами. В Ясной Поляне музыка звучала почти ежедневно. Здесь играли не только любители, но и профессионалымузыканты, в том числе Сергей Иванович Танеев, Александр Борисович Гольденвейзер, Константин Иванович Игумнов. Суждения Л.Н.Толстого о музыке, музыкальных произведениях, композиторах и их творчестве были нередко спорны, противоречивы, изменчивы. Он много говорил об этом и с приезжавшим в Ясную Поляну Владимиром Васильевичем Стасовым.Тульская область имеет богатую песенную традицию, сочетающую в себе особенности южнорусской и среднерусской традиций.Большое количество песен разных районов Тульского края, помещенных в сборниках, устойчивость и повторяемость сюжетов и напевов показывают, что они на протяжении веков были народным достоянием, частью народной жизни.История края и его географическое положение определили стилистические особенности песенного фольклора и многообразие жанрового состава. По результатам последних фольклорноэтнографических экспедиций Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого и анализа собранного материала, а также материалам из сборников Б.Ф. Смирнова «Песни Ясной поляны», А.М. Новиковой и С.И. Пушкиной «Традиционные бытовые песни Тульской области», можно сделать ряд выводов в отношении степени сохранности традиционных жанров в Тульской песенной традиции. А именно: календарный фольклор в настоящее время мало сохранился, а большую часть песенного фольклора составляют хороводные, эпические, лирические, свадебные, семейнобытовые жанры.Исполнительская манера Тульского края занимает промежуточноеположениемежду южнорусской и среднерусской певческими традициями. Характер пения и певческая манера обычно связаны с той бытовой средой, в которой живут и трудятся люди, с обрядовыми традициями местности, с особенностями местного говора. Манера исполнения в Тульской песенной традиции зычная с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Используется открытая вокализация, голос звучит звонко и непринужденно. Верхние голоса отличаются особенно ярким звуком, нижние очень плотные, густые, на хорошей опоре. Дыхание используется цепное, атака звука твердая. Часто в конце строфы звучат долгие унисоны. В некоторых районах зафиксирован унисон с удвоением на квинтовый или квартовый ход, либо в октаву на головном резонировании (на «и»).Мужское исполнение в пении имеет предельно высокий диапазон, приближенный по абсолютной высотности звучания к женским голосам.Вокальные партии в многоголосии имеют тесное расположение и возможна взаимозаменяемость мужских и женских голосов в зависимости от условий сложившихся в тот или иной момент импровизации ансамбля.Характерными приемами исполнения являются: подъезд к звуку, сбросы (спад) на определенную фиксированную высоту, скольжение между звуками, глиссандо, форшлаги, словообрывы всередине фразы, подчеркнуто акцентированные доли, акцентирование внутрислоговых распевов, огласовка согласных, внутрислоговые распевы с огласовкой или переменой гласной. Для Тульской области характерен ряд диалектических особенностей:Мягкое окончание в глаголах множественного числа на «ть» (например, идут

идуть, скребут

скребуть).Буква «е» заменяется на букву «я» (например, беру бяру, несу нясу).Замена окончания «ят» на «ють» (например, ходят ходють).Замена буквы «в» на букву «у» (например, все усе)В системе песенных жанров изучаемой традиции немаловажное место занимают периоды, когда разрешалось играть свадьбы, и собственно свадебный обряд со своим комплексом песенных жанров. Как известно, на восточнославянских территориях исследователи выделяют два типа свадьбы: свадьба«веселье» (западный и/или южный тип) и свадьба«похороны» (северный тип). Каждому типу обряда свойственны свои характеристики. В самых общих чертах их можно обозначить следующим образом.В северной свадьбе акцентируется переход«от невесты (девушки) в замужнюю женщину».Девушка прощаетсяс прежним образом жизни и воспринимается теперь какпродолжательница рода. Северная свадьба изобилует большимколичествомплачей, медленных прощальных песен, развитыритуалыинициации невесты (ритуальная баня,прощание с красотой).В южной свадьбе«веселье», напротив, много быстрых, шуточных песен, сопровождающих многочисленные поездки родни с обеих сторон. Плачи сведены к минимуму и носят, скорее,формальный обрядовыйхарактер.

Свадьба Тульской области сочетает черты обоих типов ритуала. С точки зрения этнографического компонента доминируют черты свадьбы«веселье», но выделена и инициационная линия, акцентируемая в северной свадьбе«похоронах».Существует несколькоразличныхвидов свадебных песен. В современномсостоянии традиции из всех видов свадебных песен активно бытуют только свадебные величальныена пиру, все остальные жанровые виды существуют преимущественной в коллективной памяти старшего населения. Помимо этого, свадебные величальные песни в местной песенной системе, помимо приуроченности к свадебному обряду, характеризуются исполнением на молодёжных вечорках в качестве игровых, на Масленицу в функции величальных, а также –на любом гуляньи в функции плясовых.В песенной традиции Тульского региона свадебные величальные песни составляют основной объём традиционного песенного материала, фиксируемого в ходе полевых экспедиций. В целом же можно говорить о системе взаимосвязей свадебных песен с напевами других жанров. Прощальные напевы довенечной части ритуала (его этапов, связанных с инициационными мотивами или контактами родов), имеют большее количество параллелей в календарных обрядовых жанрах, величальные песни ближе по стилю скорым хороводным и плясовым песням: величальные свадебного пира –плясовым, святочным игровым и местным хороводным, часть величальных за ёлкой –хороводным более южных территорий.Одним из наиболее популярных жанров Тульского края является лирическая песня. Большая их часть приурочена к свадебному обряду. Также для Тульской области характерна стабильная жанровая картина. Почти утерян блок календарных песен. Центральным элементом жанровой системы являются игровые хороводные песни с алелёшными припевами. Медленныехороводыимеют местные названияхоровод,каравод, карагод, круги водить.В архивных материалах они обозначаются как хороводные или хороводные игровые. Все песни исполняютсяв кругус движением по солнцу.Иногда в центре кругаобыгрываетсясюжет песни. С точки зрения музыкального строения хороводные песни очень разнообразны: среди них встречаются узкообъёмные ангемитонные и диатонические, центрированные и с переменностью опор, местнохарактерные и выдержанные в общерусской стилистике.Для более наглядного знакомства с различными хороводными песнями, мы приводим пример детских поседелок.Сценарий фольклорного праздника «Капустные посиделки».Для детей5 классаи родителей.Ход праздника.В зал входит женщина в народном костюме, платке, в одной руке у нее корзина с овощами (картофель, морковь, свекла), в другой —кочан капусты.Вед.: Бр... ну и холодно на улицето. Ясче не успели весь урожай убрать, а дожди —то льють и льють, уже холода на пятки наступают. Ой, хорошо вовремя капустку убрали.Ой, да чтой —то я...ко мне гости пришли, а я...эх ма...Здравствуйте, дорогие гостьюшки... поудобнее располагайтесь...чайку испейте, на травках настоянный. Все лето собирала, отбирала да сушила. Да не просто так. А как бабушка мне сетовала, а ей ее бабушка... вот так из уст в уста рецепт и переходит.Ой, ну а я свами посяжу, да историю одну расскажу. Во все времена на Руси было принято осень заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав определенный срок, ставили на стол —полакомиться этим чудным даром матери —земли. Картошка да квашенная капуста —первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России, в том числе и в Туле, народный праздник «Капустники».Слышится в дали песня....Ох, подружки мои идуть...Входят девочки вместе с аккомпаниатором и поют.Песня «Заинька»:

Вед.: Милости просим, соседушки, к нам на капустку.Егоровна: Бог в помощь хозяюшка.Вед.: А я вас уже заждалась. И квашню навела и капустку припасла.Ты Егоровна не сомневайся...Была бы капуста, а за нами дело не станет.Егоровна.: Ну уж это у нас имеется. А у кого капустки нет, прошу к нам в огород, заведем мы хоровод.Дети вместе с преподавателямипоют хороводную песню «Как по лугам по лугам»:

1. Как по лугам, по лугам,По зеленым муравам.Припев: Ой, лели, ой да люли,По зеленым муравам.2. Расстилалася трава,Рассцветалися цветы.3. Расцветалися цветы,

Собирались девчаты.4. Собирались девчаты,Хороводы заводить.5. Хороводы заводить,Добрых молодцев манить.6. Добрых молодцев манить,Сладки речи говорить.(Последняя строчка куплета повторяется в припеве).

Вед.: Ну, девки, пора приниматься за работу.Егоровна: Ну и правда, что —то мы закружились в хороводе.(Берут капусту, ножи, доски, начинают разделывать и резать капусту, гости им помогают. При этом идет живой разговор.)Вед.: Ох, Нюрк, ну как там у тебя твой поживает? Небось все на гармошкето так и играет...?Нюрка: И не говори кума.Егоровна: Ой, ребят, а я слышала у вас песня про капустку есть? Спойте, а!?Плясовая песня «Я капустицу полола»:

1. Я капустицу полола, приговаривала. Припев: Ай —ли, полюли, приговаривала.2. Кому надобна капуста, приходите покупать.3. Приходите покупать, да буду сходно отдавать.4. Открываются ворота, зашел милый в огород.5. Зашел милый в огород, честь —почтенье отдает.6. Честь —почтенье отдает, за праву руку берет.7. За праву руку берет да низко кланяется.8. Он капустку не купил, красну девку полюбил.(В припеве повторяется последняя строчка куплета).

Нюрка: Ну, Егоровна, нынче твоя капустка хороша уродилась.Егоровна: Тугая, пузатая, белая да коренастая.Вед.: Ой, девчат, что то у нас грустно совсем... ну —ка запевай.Фольклорный ансамбльпоет песню «Тимоня»:Вед.: Хорошо поете, душевно.Егоровна: Запевай девчата еще одну, работа веселье любит, да инструменты неси...

Мне рубель.

Мне бубен.

Мне трещетки.Фольклорный ансамбль исполняет «Барыню с инструментами».Вед.: Ребят, а вы, что русские трещотки, вот эти самые, возникли в Тульской области. Во как... (БелевскоОдоевское пограничье).А вот еще один инструмент, который называется —гармошка. Ну —ка , гармошка, поиграй немножко.Преподаватели поют песню «Верила».Нюрка: Дуняш, чтой —то ты совсем загрустила, поникла сидишь. А у нас капустка почти готова.Дуняша: Ой, и правда, чтой —то я загрустила. Ох, сколько капусты нарубили...на всю зиму хватит. Знатные нынче будут пироги.Егоровна: Петь —то пели, а самое главное забыли. Да какие же посиделки без завивания капустки.Дети берут друг друга за руки. Змейка. Завивание капустки.Игровой блок.«Чиж»;

По дубочку постучишь, Прилетает птица чиж.У чижа, у чижикаХохолочек рыженький.Чижик по небу летаетВсе головкою кивает.Кив, кив, не кивай,Себе пару выбирай.

«Царь за городом гуляет».

Царь за городом гуляет, Царь за городом гуляет.Припев: Царевна, королевна, Царевна, королевна.Он невесту выбирает (2 раза).Припев тот же.Растворитеся, ворота (2 раза).Припев тот же.Зайди в свой городок (2 раза).Припев тот же.Стань ты здесь, прибодрись (2 раза).Припев тот же.Кому хочешь, поклонись (2 раза).Припев тот же.

Хозяйка приглашает всех к столу.Вед.: А вот уж и пироги поспели.Нюрка: Милости просим всех на пироги!Егоровна: Пироги капустные, румяные да вкусные!Все садятся за стол пить чай с пирогами.

В заключение статьи хочется сказать, что музыкальная культура Тульского края богата талантами. Она впитала в себя основные черты русского песенного фольклора.Нельзя забывать о том, что лишь уважая своюроднуюкультуру, зная ее национальные истоки, наши гражданесмогут с пониманием относиться к культуре других народов. 1И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах./ Т. 3, М.,: Наука, 1979.2Булгаков В. Ф.Воспоминания секретаря Льва Толстого //О Толстом. Воспоминания и рассказы/ Вступ. ст., прим., указ. А. И. Шифмана.—Тула: Приокское кн. издво, 1978.

Karmanova Victoria Valentinovnasenior teacher of professorial chair of youth policy FGBOU of VPO "Tula State Pedagogical University of L.N.Tolstogo", Tulalexacore@mail.ruBeklenishcheva Svetlana Mikhaelovnasenior teacher of professorial chair of youth policy FGBOU of VPO "Tula State Pedagogical University of L.N.Tolstogo", Tulasvetkin.dom@rambler.ruMusical culture and features of folklore of Tula region.Annotation. In the article are considered features of musical culture ofTula region, especially, folklore songs.

There is a characteristic of its main distinctive features in Tula region, as a musical illustration is the script of the holiday for children "A cabbage sitround gathering".Keywords: musical art, musical culture, folksongs, folklore.