Особенности конструктивной конфликтности личности и надситуативность профессионального мышления
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серафимович
И.
В. Особенности конструктивной конфликтности личности и надситуативность профессионального мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4591–4595. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55183.htm.
Аннотация. В данной статье делается сравнительный анализ различных подходов к конструктивной конфликтности личности (зарубежных и отечественных), среди последних предпочтение отдается исследованиям Ярославской психологической школы под руководством М. М. Кашапова. Доказано, что применение прогнозирования в профессиональной деятельности типа «человек - человек»: менеджера, педагога, врача - влияет на развитие креативного и рефлексивного элементов конфликтной компетентности, способствует гибкости поведения в конфликте, реализации возможности осуществлять выбор из альтернатив, помогает осуществить выбор ситуативной/надситуативной тактики поведения в проблемной ситуации. Установлено, что уровень интеллекта (вербального и невербального) связан с творческим и надситуативным решением проблемной ситуации; высоким уровнем развития таких качеств мышления, как адекватность, глубина и полнота, анализ, оперативность, оригинальность, достаточность.
Ключевые слова:
стратеги поведения в конфликте, конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность
Текст статьи
Серафимович Ирина Владимировна,кандидат психологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала МЭСИiserafimovich@yandex.ru
Особенности конструктивной конфликтностиличности
и надситуативность профессионального мышления
Аннотация.В данной главе делается сравнительный анализ различных подходов к конструктивной конфликтности личности (зарубежных и отечественных), среди последних предпочтение отдается исследованиям Ярославской психологической школы под руководством Кашапова М.М. Доказано, что применение прогнозирования в профессиональной деятельности типа «человекчеловек»: менеджера, педагога, врача влияет на развитие креативного и рефлексивного элементов конфликтной компетентности, способствует гибкости поведения в конфликте, возможность осуществлять выбор из альтернатив, помогает осуществить выбор ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации.Установлено, что уровень интеллекта (вербального и невербального) связан с творческим и надситуативным решением проблемной ситуации; высоким уровнем развития качеств мышления как адекватность, глубина и полнота, анализ, оперативность, оригинальность, достаточность. Ключевые слова:стратеги поведения в конфликте, конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность.
Актуальность изучение конструктивной конфликтностиличности обусловлена как минимум двумя причинами, вопервых, по отношению к данному понятию пока нет единого исследовательского подхода, вовторых, умение конструктивно решать конфликты ценно для любой профессиональной деятельности (Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Башкин М.В., Вишнякова Н.Ф., Воскресенский А.М., Гришина Н.В., Кашапов М.М., Кашапов А.С., Т.Г. Киселева Т.Г., Панов В.И., Пошехонова Ю.С., Постнова А.А., Смирнов А.А., Томчук С.А., Хасан Б.И.,Чумаков М.В.).MaryParkerFollett(2001), одной из первых выдвинула идею «конструктивного конфликта» и определила три типа разрешения конфликтов. В последнее время, как в связи с модернизацией системы Российского образования, так и в связи с изменяющимися условиями социального бытия, появляются такие (достаточно) новые понятия как конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность, что само по себе, на первый взгляд, имеет неразрешимые противоречия. Кроме того, появляется отдельная специальность –конфликтолог, обучение которой происходит в рамках высших учебных заведений. Как считает Вишнякова Н.Ф. (2002) необходимость внедрения во все сферы производства специалистов, владеющих мастерством решения конфликтов, повышает потребность в создании системы подготовки и переподготовки специалистовконфликтологов.
Первоначальные рассуждения приводят нас к нескольким вопросам, таким как, в чем смысл и суть позитивной конфликтнойкомпетентности? Какие факторы(внешние и внутренние условия) влияютна проявления конструктивной и деструктивной конфликтности?Существуют ли гендерные отличия в проявлениях конфликтной компетентности?Анализ некоторых зарубежных подходов к конструктивной конфликтности Валтон (Walton, 1987), DeutchM., FolgerJ.P., PooleM.S. (1985), Клар У. и коллеги (Klar, BarTal, Kruglanski, 1988), Скотт Д. Г. (1991)позволяет нам сделать некоторые выводы, о том, что конструктивная конфликтность, это нахождение нового смысла в конфликтной ситуации, вовторых, это умение анализировать мысли и чувства, делать оперативный выбор и подбор оптимального стиля для каждой ситуации с учетом психологических особенностей участников конфликта, в –третьих, это позитивный настрой на успешное разрешение конфликта и мотивация на освоение новых способов реагирования в сходных ситуациях конфликта.Исследования в рамках Ярославской психологической школы под руководством Кашапова М.М. (Башкин М.В, (2010), Пошехонова (2010), Томчук С.А. (2012), Кашапов А.С) и коллег (Смирнов С.С.и Постнова А.А.(2012) позволяют, как нам представляется, сделать нескольковыводов относительно конструктивной конфликтности личности:1.Вопервых, конструктивная конфликтность –это один из видов реализация на практике конфликтной компетентности, которая в свою очередьявляется одной из важнейших общих характеристик профессионализма. Интеллектуальная активность как одна из основных форм надситуативной активности позволяет реализовывать конструктивную конфликтность.
2.Вовторых, на одном из этапов профессионализации (во время обучение в вузе) степень и вид проявлений конструктивной конфликтности зависит от условий, формирующих направленность той или иной специальности (психологической, военнонаправленной, биологической). Конфликтная компетентность способствует адаптации втом случае, если идет планомерное освоение профессиональных компетенции за счет использования различных стратегий поведения в конфликте.3.Втретьих, конфликтная проблемность может выступать в качестве единицы психологического анализа структуры конфликтной компетентности.4.В–четвертых, конструктивнаяконфликтность это один из видов творческого подхода к разрешению конфликтов, когда проявляется способность переконструирования проблемы в новую возможность, умение и стремление извлекать максимальную пользу из данной ситуации.5.Впятых, конструктивная конфликтность предполагает противоречивое единство в структуре личности, что и дает основу для творческих, надситуативных решений. Интегративная характеристика конструктивной конфликтности вероятнее всего находится не стратегиях поведения и не в личностных характеристиках самих по себе, детерминирующих выбор определенных стратегий, а в типе мышления, определяющим общий вектор конструктивной конфликтности.Исследование конфликтной компетентности и надситуативности в рамках школы Кашапова М.М. позволило установить, что конфликтные ситуации стимулируют «подняться» на уровень, с которого субъект мог бы проанализировать самого себя. Решение, которое человек принимает при обнаружении надситуативного уровня проблемности, является решением более высокого порядка, нежели при выделении ситуативного уровня проблемности. Такой факт, автор объясняется автором тем, что поиск подобного решения побуждает человека прогнозировать результат, представить все возможные последствия, отрефлексировать свое состояние, проявить активность в процессе поиска оптимального решения. В прошлых своих работах (Серафимович И.В. 2012) изучались особенности взаимосвязи прогнозирования как компонента структурноуровневых характеристик профессионального педагогического мышления как одной из форм метаконгитивных процессов и конфликтной компетентности.В исследовании приняло участие 359 представителей профессии типа «человекчеловек»: педагоги(исследование совместно с С.Г Юнусовой), менеджеры(исследование совместно с Д.А.Сирым), медицинские работники(исследование совместно с И.Н. Саидовой).Остановимся только на особенностях, касающихся каждой профессиональной группы, связанной со стратегиями поведения в конфликте.Наиболее частыми стратегиями, которые используются педагогамиявляются компромисс, избегание и сотрудничество, самой редкой является соперничество, средняя частота употребления у приспособления. Эта частота использования подтверждена статистически (Ткритерий Стьюдента). У менеджеров на первоеместо выходит компромисс, второе занимает сотрудничество, третье место делят между собой соперничество и избегание и последнее место принадлежит приспособлению. Наиболее частыми стратегиями, которые используются врачами,являются компромисс и сотрудничество, на втором месте –избегание и приспособление. Наиболее частыми стратегиями, которые используются медсестрами,являются компромисс, избегание и сотрудничество. Эта частота использования подтверждена статистически. Можно утверждать, что как в процессе обучения, так и в процессе лечения пациента, совместном деле, успешность которого зависит от действия нескольких сторон, данные варианты поведения являются самыми нежизнеспособными с точки зрения достижения конечного результата –выздоровления больного. При этом достоверных отличий (Ткритерия Стъюдента) в преобладании какихлибо стратегий между ситуативно решающими проблемные ситуации и надситуативным подходом выявлено не было. Это означает, что сама по себе стратегия поведения в конфликте и частота её использования не может служить показателем ситуативностинадситуативности мышления.Кроме того, предпочтения в используемых стратегиях поведения в конфликте в разных видах профессий типа «человекчеловек» не выявлено, используется весь спектр возможных стратегий (по К.Томасу) и это дает положительный эффект в достижении конструктивности конфликта. Основные выводы, которые были получены в результате сравнения трех вышеуказанных исследований были следующие: применение прогнозирования в профессиональной деятельности типа «человекчеловек»: менеджера, педагога, врача реализует надситуативность принимаемых решений в конфликтных проблемных ситуациях, влияет на развитие креативного и рефлексивного элементов конфликтной компетентности, конструктивная конфликтность достигается при использованием всех качеств прогнозирования. Интегративную роль для достижения высокого метакогнитивного управления в различных профессиях играют разные качества прогнозирования: для педагогических профессий –это доказательностью, для менеджеров–это высокая аналитичность и оперативность, у врачей и медицинских сестер –адекватность и оперативность анализа ситуации. Если прогнозирование, как компонент профессионального мышления влияет на гибкость поведения в конфликте, возможность осуществлять выбор из альтернатив, способствует выбору ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации, то,как влияют на теже процессы особенности вербальной и невербальной интеллектуальной сферы личности.В исследованиях, проведенных совместно с Крылова И.А (Серафимович И.В. Крылова И.А, 2010) мы сделали попытку проанализировать влияние интеллектуальных особенностей личности на конструктивную конфликтность, проявляющуюся при решение коммуникативных задач (на примере медицинских работников, 90 испытуемых).Коммуникативная компетентность и ее составляющая конфликтная компетентность является одним из наиболее важных инструментов профессиональной деятельности всего медицинского персонала. Анализ стратегий поведения в конфликте позволил нам установить,что наиболее частыми стратегиями поведения в конфликте у медицинских работников являются компромисс, сотрудничество и избегание, достоверных отличий по преобладанию какихлибо стратегий поведения не выявлено(аналогичные данные мы получили в исследовании на медицинских работниках, проведенном совместно с И.Н. Саидовой).Математикостатистический анализ полученных эмпирических данных (коэффициентранговой корреляции Ч. Спирмена, tкритерий Стьюдента) позволили сделать следующие выводы:1.Высокий уровень вербального и невербального интеллекта связан с творческим и надситуативным решением проблемной ситуации; высоким уровнем развития качеств мышления как адекватность, глубина и полнота, анализ, оперативность, оригинальность, достаточность.2.Уровень вербального интеллектуального развития положительно связан с выбором всех стратегий поведений в стрессе, и конфликте, а,следовательно, с гибкостью поведения при решении проблемных ситуаций.3.Уровень вербального интеллекта у врачей и медицинских сестер значимо не отличается, уровень невербального интеллекта значимо выше в группе врачей(t=2,041 при р≥0,05).4.Уровень вербального и невербального интеллекта поразному влияет на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у медицинских сестер и врачей, а именно: уровень невербального интеллекта положительно связан с использованием таких стратегий поведения, которые позволяют полностью удовлетворять интересы одной или двух сторон и требуют умения, учитывая различные грани конфликта, выдержать однонаправленность приложения усилий (сотрудничество, соперничество, приспособление) и отрицательно связан с такими стратегиями поведения, которые не удовлетворяют интересы, оттягивают принятие решения или удовлетворяют интересы частично (избегание, компромисс). Таким образом, не только прогнозирование, как компонент профессионального мышления влияет на гибкость поведения в конфликте, и способствует выбору ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации, но и интеллект, как общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека, способствует конструктивной конфликтности, при этом, разные виды интеллекта (вербальный и невербальный) поразному регулируют выбор предпочитаемых стратегий поведения. Кроме того, конструктивная конфликтность в профессиях, связанных с преобладанием деятельности общения, будет иметь сходную структуру, вариативность, первостепенность или приоритетность некоторых стратегий реагирования в конфликте, при тенденции к гибкость и многовариативностиповеденияв целом.Теперь нам предстоит ответить на заключительный для данной публикации, но отнюдь не последний вопрос о том,присутствуют ли гендерные отличия в проявлениях конфликтной компетентности, поскольку это будет в дальнейшем определять структуру работы по формированию и развитию конструктивной конфликтности личности?В указанных выше исследованиях, проведенных под нашим руководством (Серафимович И.В., 2012) на представителях профессии типа «человекчеловек» (педагоги, менеджеры, медицинские работники) достоверных отличий между мужчинами и женщинами (врачами, педагогами) в качествах прогнозирования и компонентах конфликтной компетентности не было обнаружено. При этом, существуют отличия в способности прогнозировать обусловленные гендерной спецификой у менеджеров: женщиныменеджеры лучше прогнозируют своё поведение в стрессовых ситуациях, мужчиныменеджеры лучше прогнозируют своё поведение в конфликтных ситуациях. Мужчиныменеджеры чаще, чем женщины менеджеры принимают надситуативные решения за счётболее полного анализа проблемных ситуаций.Полученные данные позволили наметить более глубокийанализ гендерных аспектов в управлении современной организацией был сделан нами совместно с Шалугиной А.В. (2010), где мы предприняли попытку установления отличий в стиле руководства, типе гендерной идентичности, проявлениях лидерских способностей и стратегиях поведения в конфликте у мужчин и женщин менеджеров.Висследовании приняли участие 80 менеджеровуправленцев (г. Ярославля), которые являются сотрудниками коммерческих организаций, в возрасте от 25 до 55 лет, все являются менеджерами высшего звена. Управление –одна из сфер, в которой гендерные отношения покоились на экономическом, социальном и политическом превосходстве мужчины. Сегодня отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. (Здравомыслова О., Жарден А, Картер С., Ржаницына Л.Н., Силласте Г.Г., Тюрина И.О.). Между тем фигура женщиныначальника, вызывает противоречивые чувства в обществе,вделовой жизни женщина может сталкивается с феноменом «стеклянногопотолока»—препятствием, которое не дает женщине продвигаться по служебной лестнице в соответствии со своими способностями.Выделяют различные подходы к управлению (Карпов А.В., Маркова Е.В., 2003, Митина Л.М., 1999, Моргунова Е.Б,, 2001), при этом, анализ, сделанный Дубовым С. (2000), выделяющим особенности поведения женщин и мужчин в трудовой деятельности, больше позволяет говорит об особенностях стиля мышления, целеполагания или установок в отношении профессиональной деятельности. Существуют отличия в особенностях восприятия карьеры. На основе психологических различий мужчин и женщин можно определить гендерные отличия в управленческой деятельности. (Бендас Г.В., 2000).Основные выводы, которые нам удалось сделать по анализу литературных данных (Бендас Г.В., Берн Ш., Виноградова Т.В., Семенов В.В., Винокурова Н.А., Грановская Р. М., Майерс Д., Карпов А.В., Маркова Е.В., Митина О.В., Митина Л. М.. Хохлова Т.П.) касаются следующих моментов:Вопервых, есть некоторые отличия мужчин и женщин в управлении современной организации, а именно женщиныруководители имеют более высокий рейтинг среди подчиненных, проявляют себя личностями яркими, предприимчивыми, сильными, гибкими, стабильными и работоспособными, отчетливо прослеживается тенденция к развитию своего внутреннего потенциала и стремление к совершенству. Женщиныменеджеры высшего звена достигают успехов посредством творческого использования своих способностей. Мужчиныруководители более ориентированы на решение задачи поставленной перед ними, они не уделяют внимания сфере межличностных отношений в коллективе. Мужчины и женщины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины и формы проявления конфликтов у них различны.Вовторых, существуют отличия в мотивации у женщин и мужчин: у женщин является престижность профессии, осуществление самореализации; характер труда, общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов. Очень важную роль играют межличностные отношения в коллективе. Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Кроме того, выделяют причины, препятствующие женщине достигать успехов в лидерстве: женщиныруководители позже, чем мужчины начинают заботиться о личной карьере, женщиныруководителиболее эмоциональны; менее склонны к риску.Анализ стилей руководства мужчин и женщин менеджеров в нашем исследовании позволил зафиксировать, что у мужчин на 1 месте торговый стиль руководства, на 2 месте разъяснительный, на 3нейтральный, а на 4 –участливый. У женщин: на 1 месте участливый, на 2 –торговый, на 3 –нейтральный, а на 4 –разъяснительный стили руководства. Для большинства женщин (54%) характерен участливый стиль руководства. Для 36 % характерен торговый стиль руководства. Женщины –управленцы осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами –обаянием, контактностью, умением общатьсяс людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными, стремясь завоевать признание у подчиненных. Таблица 1. Стили руководства у мужчин и женщинПараметрТорговый Участливый стильРазъяснительный
Нейтральный ПолжмжмЖмжмМода04000100Мах88833662Мin00000000Стандартное отклонение2,72,02,60,91,11,21,70,9Среднее значение2,685,32,960,70,921,21,420,8
Таблица 2. Различия между мужчинами и женщинами по стилю руководства по tкритерию СтьюдентаСтиль руководстваtкритерий СтьюдентаТорговый6,97***Участливый7,36***Разъяснительный1,54Нейтральный2, 88**Т критерий (*) t=2,062 при р≥0,05, (**) t=2,712 при р≥0,01Обнаруженные достоверные различия между группой мужчин и женщин, группа мужчин (по сравнению с женщинами) предпочитает торговый стиль руководства, чем группа женщин –участливый стиль и нейтральный. Нейтральный стиль руководства указывает на склонность к делегированию полномочий, а участливый стиль –на ориентацию и поддержание хороших отношений с людьми, совместное принятие решений. Торговый стиль –этоумение расставить акцентына необходимости максимально качественно выполнит задание и на поддержание хороших взаимоотношений с сотрудниками. Мужчиныуправленцы видят свою работу как серию дел с подчиненными: с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. Женщины –управленцы осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами –обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными, стремясь завоевать признание у подчиненных. Обнаружены различия между группой мужчин и женщин группа мужчин чаще проявляет «конкуренцию» и «избегание», а женщины –«компромисс» и «приспособление».Тип «приспособление» это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов, но он может быть использован как временно согласие, для получения больших выигрышей. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают друг другу в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто в главном. Для женщин, поскольку в управлении они видят, прежде всего, проявление совей личности, возможность пойти на взаимные уступки, позволяет чувствовать себя более комфортно как руководителю. Женщины –управленцы больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Кроме того, если ссылаться на данные полученные по стилям управления Бендас Г.В. (2000), то можно сказать, что в силу женской терпеливости деятельность женщины направлена на последовательные, постепенные преобразования. Такая стратегия «маленьких шагов» весьма оправдана в ситуациях неопределенности и приносит свои плоды в сложившихся эконом условиях. Эти же обстоятельства определяют склонность женщины —руководству тактическому, а не стратегическому планированию, что зачастую оказывает выигрышным в современной ситуации.
Таблица 3. Отличия между мужчинами и женщинами по способу урегулирования конфликтов по tкритерию СтьюдентаСпособ урегулирования конфликтовtкритерий СтьюдентаКонкуренция6, 48***Сотрудничество1, 65Компромисс15,55***Приспособление2, 86**Избегание
3,25**Т критерий (*) t=2,062 при р≥0,05, (**) t=2,712 при р≥0,01Мужская прямота в деятельности стимулирует отстаивание своих интересов в более явной форме, в форме соперничества, при невозможности осуществления этого мужчина готов уйти от слишком «трудного» или невозможного по выполнению в данный момент времени решения. Для этого используются уход от проблемы, игнорирование ее, перекладывание ответственного за решения на другого, отсрочка решения.Эмоциональная жесткость считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины» (Берн Ш., Кон И.). Мужчины часто оказываются в ситуациях требующих от них проявление силы, независимости, властности, стремления к соревнованию. Мужчины проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (мать, учительница). Здесь проявляется мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих (Берн Ш.)Обнаруженные различия между группой мужчин и женщин значимы, или, иначе говоря, группа мужчин более проявляет лидерство, чем группа женщин (средний балл у женщин –31,2 что соответствует средней степени выраженности лидерства, у мужчин 36,9, т.е. лидерство выражено в сильной степени, tкритерий Стьюдента=11,75, при р≥0,01). Лидерские качества мужчин и женщин проявляются поразному. Часть ученых придерживаются мнения, что женское лидерство имеет свою специфику, и закрепляют за женщиной более демократический, гибкий стиль руководства, считают, что женщине больше присуще эмпатийность, общительность, адаптивность, меньшая агрессивность. У мужчин же лидерство более стихийно это характеризуется маскулинными качествами такими как: волевой, сильный, решительный,смелый, напористый. Интеркорреляционный анализвыявил отрицательнуюсвязь между участливым и нейтральным стилем, и положительная между участливым и стратегией приспособления (r=0,30, при≤0, 05) и типом гендерной идентичности –феминный (r=0,28, при≤0, 05r=0,30, при≤0, 05). Участливый и нейтральный стиль как мы рассматривали ранее, это стили по которым есть отличия между мужчинами и женщинами, а поскольку между ними отрицательная корреляция, то мы можем предполагать, что они являются взаимоисключающими стилями у женщин. Стиль приспособления, характерный для женщинменеджеров, отрицательно связан с соперничеством (r=0,40 при≤0, 05) и избеганием (r=0,30, при≤0, 05).У мужчин (при≤0,05) отрицательная связь между торговым и разъяснительным стилем руководства. Положительная связь у маскулинности и торговым стилем руководства, стратегией конкуренции. Мы можем сделать вывод о том, что, чем более выражена маскулинность, тем менее выражен участливый стиль и более торговый, тем более проявляется в поведении конкуренция.На общей интеркорреляционной матрице (все вместе мужчины и женщиныменеджеры, при≤0, 05) положительная взаимосвязь между торговым стилем и избеганием, торговым стилем и лидерством, участливым стилем и приспособлением, и отрицательная связь между участливым стилем и избеганием, участливым стилем и лидерством.В результате исследования, мы выявили, что существуют отличия в управлении современной организацией у руководителей мужского и женского пола обусловленные гендерной спецификой: у женщин преобладает участливый и торговый стиль руководства, умужчин –торговый стиль (награждениеза хорошую и наказаниеза некачественную работу), у мужчин лидерство выражено больше, для женщин характерны приспособление и компромисс, как основные типы разрешения конфликта, умужчин –менеджеров преобладает тип конкуренции и избегание.Таким образом,нам удалось ответить на заключительный вопрос о наличии некоторых отличий в проявлениях конструктивной конфликтности на примере мужчин и женщин в профессии менеджера.Среди внешних факторов, влияющих на конструктивную конфликтность, обозначились такие как, навыки конструктивной конфликтности у оппонента в конфликте, затяжной характер конфликта и необходимость его разрешения в короткий интервал времени, условия адаптации, среди внутренних –рефлексия, умение управлять эмоциями, ответственность за принятие решения, принятие себя и принятие других, метакогнитивная активность, интеллектуальная активность, прогнозирование последствий конфликта, надситуативность мышления.
Ссылки на источники1.Анцупов А. Я., Малышев А. А.Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.2.Башкин М.В. Структурнофункциональная организация конфликтнойкомпетентности личности на разных этапах обученияи профессионализации.//Метакогнитивныеосновы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 144163.3.Бендас Г.В. Гендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии, 2000, №1, С. 85 95.4.Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК,2002. —320 с.5.Ващенко І. В., Антонова О. І.Конфлікт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, 1998. С. 18 20.6.Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет. //Социологические исследования, 1999, №4, С. 8286.7.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск: Университетское, 2002. —317с.8.Гендерный менеджмент. // Управление персоналом, 2001, №1112, С.4950.9.Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.573с.10.Гришина Н.В. Психология конфликта. М.; Питер, 2001. –464с.11.Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социальнополитический журнал. 1997. №1.С. 202Ч212.12.Емельянов С. М.Практикум по конфликтологии. С.Пб.: ПИТЕР, 2000. С. 360.13.ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. –М.: Академический проект, 2003. –336с.14.Карпов А.В.Психология менеджмента: Учеб. пособие. —М.: Гардарики, 2005. —584 с15.Карпов А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ,2003. 108с.16.Кашапов А.С. Типы реагирования на конфликт в условиях социальнойадаптации студентов //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 192262.17.Кашапов М.М. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности//Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 192262.18.Кашапов, М.М. Психология конфликтной компетентности. Учебное пособие /М.М. Кашапов, М.В. Башкин. –Ярославль, 2010. –128 с.19.Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя // Сб. Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИП РАН, 1998. –С.92100.20.КоточиговаЕ.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дис.…канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2001. 24с.21.Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 1993. —С. 8792.22.Майерс Д. Социальная психология. –С. Пб.: «Питер»,1999, 688с.23.Маркова А.К. Психология труда учителя. –М.: Просвещение, 1993. –192с.24.Митина Л. М. Основные характеристики стилей руководства. /Директор школы, №1, 1999, С.232725.Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах. // Общественные науки и современность, 1999, №3, С. 179190.26.Мышление учителя. // Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.–М.: Педагогика, 1990. –104с.27.Панов В.И. Селезнева М.В. Конфликтность/неконфликтность взаимодействия вобразовательной среде военного вуза:экопсихологический аспект //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 121144.28.Пошехонова Ю.С., Бузмакова А.В. Метакогнитивные условия конфликтной компетентности ивосприятие конфликтных ситуаций военнослужащими попризыву//Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 340365.29.Серафимович И.В., Саидова И.Н. Особенности прогнозирования и стратегии поведения в проблемных, конфликтных и стрессовых ситуациях как показатель психологической компетентности у медицинских работников (на примере медсестёр) // Ярославский психологический вестник. Выпуск 15. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 150157.30.Серафимович И.В., Сирый Д.А. Особенности практического мышления менеджеров и эффективность адаптации // Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 8490.31.Серафимович И.В., Юнусова С.Г. Особенности творческого педагогического мышления // Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 159163.32.Скворцова, Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: дис. … канд. психол. наук / Ю.В. Скворцов. –Ярославль,2006. –201 с.33.Скотт Д. Г. Конфликты.Пути их преодоления. —Киев, 1991.34.Смирнов А.А., Постнова А.А.Динамика коммуникативных характеристик конфликтной компетентности личности на вузовском этапе профессионализации //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 262276.35.Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой. –Ярославль: Яр.ГУ, 2012. –384 с.36.Томчук С.А.Внутриличностный конфликт учителя как детерминанта его профессионального развития //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 295322.37.Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ, 1993. –80с.38.Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №2 ,С. 3638.39.Чумаков М.В.Метаволевые основы конфликтологической компетентности //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 105121.40.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. 320с.41."Dynamic Administration: The Collected Papers of Mary Parker Follett: Early Sociology of *Management and Organizations", Vol. 3,by Mary Follett, L. Urwick (Editor); Publisher: Taylor & Francis, Inc. November 2003. ISBN 978041527985742.Deutch M. Distributive justice. A Socialpsychological Perspective. New Hawen and London, Yale univ. press, 1985.43.Folger J.P., Poole M.S. Working through conflict. Glenview (ill): Scott, Foresman а, со, 1984.44.Walton R.E. Managing Conflict. N.Y.: AddisonWesley Publishing Company, 1987.
Seraphimovich IrinaK.ps.n. ,Associate Professor , Acting Head of the Department of Humanities and economic disciplines Yaroslavl Branch of MESIiserafimovich@yandex.ruFeatures constructive conflict personality and professional thinking suprasituationalAbstract:This chapter is a comparative analysis of different approaches to constructive conflict personality ( foreign and domestic ) , among the latter preferred research Yaroslavl school of psychology under the guidance Kashapova MM It is proved that the use of prediction in professional activities such as " manman " : manager , teacher, doctor affects the development of creative and reflective elements of conflict competence , promotes flexibility behavior in the conflict , the ability to select from alternatives helps make a choice suprasituational situational tactics behavior in a problem situation . The level of intelligence ( verbal and nonverbal ) the creativity and problem solving suprasituational , high level of quality as the adequacy of thought , depth and completeness , analysis , efficiency , originality, sufficiency.Keywords:strategic behavior in the conflict , conflict competence, constructive conflict .
Особенности конструктивной конфликтностиличности
и надситуативность профессионального мышления
Аннотация.В данной главе делается сравнительный анализ различных подходов к конструктивной конфликтности личности (зарубежных и отечественных), среди последних предпочтение отдается исследованиям Ярославской психологической школы под руководством Кашапова М.М. Доказано, что применение прогнозирования в профессиональной деятельности типа «человекчеловек»: менеджера, педагога, врача влияет на развитие креативного и рефлексивного элементов конфликтной компетентности, способствует гибкости поведения в конфликте, возможность осуществлять выбор из альтернатив, помогает осуществить выбор ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации.Установлено, что уровень интеллекта (вербального и невербального) связан с творческим и надситуативным решением проблемной ситуации; высоким уровнем развития качеств мышления как адекватность, глубина и полнота, анализ, оперативность, оригинальность, достаточность. Ключевые слова:стратеги поведения в конфликте, конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность.
Актуальность изучение конструктивной конфликтностиличности обусловлена как минимум двумя причинами, вопервых, по отношению к данному понятию пока нет единого исследовательского подхода, вовторых, умение конструктивно решать конфликты ценно для любой профессиональной деятельности (Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Башкин М.В., Вишнякова Н.Ф., Воскресенский А.М., Гришина Н.В., Кашапов М.М., Кашапов А.С., Т.Г. Киселева Т.Г., Панов В.И., Пошехонова Ю.С., Постнова А.А., Смирнов А.А., Томчук С.А., Хасан Б.И.,Чумаков М.В.).MaryParkerFollett(2001), одной из первых выдвинула идею «конструктивного конфликта» и определила три типа разрешения конфликтов. В последнее время, как в связи с модернизацией системы Российского образования, так и в связи с изменяющимися условиями социального бытия, появляются такие (достаточно) новые понятия как конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность, что само по себе, на первый взгляд, имеет неразрешимые противоречия. Кроме того, появляется отдельная специальность –конфликтолог, обучение которой происходит в рамках высших учебных заведений. Как считает Вишнякова Н.Ф. (2002) необходимость внедрения во все сферы производства специалистов, владеющих мастерством решения конфликтов, повышает потребность в создании системы подготовки и переподготовки специалистовконфликтологов.
Первоначальные рассуждения приводят нас к нескольким вопросам, таким как, в чем смысл и суть позитивной конфликтнойкомпетентности? Какие факторы(внешние и внутренние условия) влияютна проявления конструктивной и деструктивной конфликтности?Существуют ли гендерные отличия в проявлениях конфликтной компетентности?Анализ некоторых зарубежных подходов к конструктивной конфликтности Валтон (Walton, 1987), DeutchM., FolgerJ.P., PooleM.S. (1985), Клар У. и коллеги (Klar, BarTal, Kruglanski, 1988), Скотт Д. Г. (1991)позволяет нам сделать некоторые выводы, о том, что конструктивная конфликтность, это нахождение нового смысла в конфликтной ситуации, вовторых, это умение анализировать мысли и чувства, делать оперативный выбор и подбор оптимального стиля для каждой ситуации с учетом психологических особенностей участников конфликта, в –третьих, это позитивный настрой на успешное разрешение конфликта и мотивация на освоение новых способов реагирования в сходных ситуациях конфликта.Исследования в рамках Ярославской психологической школы под руководством Кашапова М.М. (Башкин М.В, (2010), Пошехонова (2010), Томчук С.А. (2012), Кашапов А.С) и коллег (Смирнов С.С.и Постнова А.А.(2012) позволяют, как нам представляется, сделать нескольковыводов относительно конструктивной конфликтности личности:1.Вопервых, конструктивная конфликтность –это один из видов реализация на практике конфликтной компетентности, которая в свою очередьявляется одной из важнейших общих характеристик профессионализма. Интеллектуальная активность как одна из основных форм надситуативной активности позволяет реализовывать конструктивную конфликтность.
2.Вовторых, на одном из этапов профессионализации (во время обучение в вузе) степень и вид проявлений конструктивной конфликтности зависит от условий, формирующих направленность той или иной специальности (психологической, военнонаправленной, биологической). Конфликтная компетентность способствует адаптации втом случае, если идет планомерное освоение профессиональных компетенции за счет использования различных стратегий поведения в конфликте.3.Втретьих, конфликтная проблемность может выступать в качестве единицы психологического анализа структуры конфликтной компетентности.4.В–четвертых, конструктивнаяконфликтность это один из видов творческого подхода к разрешению конфликтов, когда проявляется способность переконструирования проблемы в новую возможность, умение и стремление извлекать максимальную пользу из данной ситуации.5.Впятых, конструктивная конфликтность предполагает противоречивое единство в структуре личности, что и дает основу для творческих, надситуативных решений. Интегративная характеристика конструктивной конфликтности вероятнее всего находится не стратегиях поведения и не в личностных характеристиках самих по себе, детерминирующих выбор определенных стратегий, а в типе мышления, определяющим общий вектор конструктивной конфликтности.Исследование конфликтной компетентности и надситуативности в рамках школы Кашапова М.М. позволило установить, что конфликтные ситуации стимулируют «подняться» на уровень, с которого субъект мог бы проанализировать самого себя. Решение, которое человек принимает при обнаружении надситуативного уровня проблемности, является решением более высокого порядка, нежели при выделении ситуативного уровня проблемности. Такой факт, автор объясняется автором тем, что поиск подобного решения побуждает человека прогнозировать результат, представить все возможные последствия, отрефлексировать свое состояние, проявить активность в процессе поиска оптимального решения. В прошлых своих работах (Серафимович И.В. 2012) изучались особенности взаимосвязи прогнозирования как компонента структурноуровневых характеристик профессионального педагогического мышления как одной из форм метаконгитивных процессов и конфликтной компетентности.В исследовании приняло участие 359 представителей профессии типа «человекчеловек»: педагоги(исследование совместно с С.Г Юнусовой), менеджеры(исследование совместно с Д.А.Сирым), медицинские работники(исследование совместно с И.Н. Саидовой).Остановимся только на особенностях, касающихся каждой профессиональной группы, связанной со стратегиями поведения в конфликте.Наиболее частыми стратегиями, которые используются педагогамиявляются компромисс, избегание и сотрудничество, самой редкой является соперничество, средняя частота употребления у приспособления. Эта частота использования подтверждена статистически (Ткритерий Стьюдента). У менеджеров на первоеместо выходит компромисс, второе занимает сотрудничество, третье место делят между собой соперничество и избегание и последнее место принадлежит приспособлению. Наиболее частыми стратегиями, которые используются врачами,являются компромисс и сотрудничество, на втором месте –избегание и приспособление. Наиболее частыми стратегиями, которые используются медсестрами,являются компромисс, избегание и сотрудничество. Эта частота использования подтверждена статистически. Можно утверждать, что как в процессе обучения, так и в процессе лечения пациента, совместном деле, успешность которого зависит от действия нескольких сторон, данные варианты поведения являются самыми нежизнеспособными с точки зрения достижения конечного результата –выздоровления больного. При этом достоверных отличий (Ткритерия Стъюдента) в преобладании какихлибо стратегий между ситуативно решающими проблемные ситуации и надситуативным подходом выявлено не было. Это означает, что сама по себе стратегия поведения в конфликте и частота её использования не может служить показателем ситуативностинадситуативности мышления.Кроме того, предпочтения в используемых стратегиях поведения в конфликте в разных видах профессий типа «человекчеловек» не выявлено, используется весь спектр возможных стратегий (по К.Томасу) и это дает положительный эффект в достижении конструктивности конфликта. Основные выводы, которые были получены в результате сравнения трех вышеуказанных исследований были следующие: применение прогнозирования в профессиональной деятельности типа «человекчеловек»: менеджера, педагога, врача реализует надситуативность принимаемых решений в конфликтных проблемных ситуациях, влияет на развитие креативного и рефлексивного элементов конфликтной компетентности, конструктивная конфликтность достигается при использованием всех качеств прогнозирования. Интегративную роль для достижения высокого метакогнитивного управления в различных профессиях играют разные качества прогнозирования: для педагогических профессий –это доказательностью, для менеджеров–это высокая аналитичность и оперативность, у врачей и медицинских сестер –адекватность и оперативность анализа ситуации. Если прогнозирование, как компонент профессионального мышления влияет на гибкость поведения в конфликте, возможность осуществлять выбор из альтернатив, способствует выбору ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации, то,как влияют на теже процессы особенности вербальной и невербальной интеллектуальной сферы личности.В исследованиях, проведенных совместно с Крылова И.А (Серафимович И.В. Крылова И.А, 2010) мы сделали попытку проанализировать влияние интеллектуальных особенностей личности на конструктивную конфликтность, проявляющуюся при решение коммуникативных задач (на примере медицинских работников, 90 испытуемых).Коммуникативная компетентность и ее составляющая конфликтная компетентность является одним из наиболее важных инструментов профессиональной деятельности всего медицинского персонала. Анализ стратегий поведения в конфликте позволил нам установить,что наиболее частыми стратегиями поведения в конфликте у медицинских работников являются компромисс, сотрудничество и избегание, достоверных отличий по преобладанию какихлибо стратегий поведения не выявлено(аналогичные данные мы получили в исследовании на медицинских работниках, проведенном совместно с И.Н. Саидовой).Математикостатистический анализ полученных эмпирических данных (коэффициентранговой корреляции Ч. Спирмена, tкритерий Стьюдента) позволили сделать следующие выводы:1.Высокий уровень вербального и невербального интеллекта связан с творческим и надситуативным решением проблемной ситуации; высоким уровнем развития качеств мышления как адекватность, глубина и полнота, анализ, оперативность, оригинальность, достаточность.2.Уровень вербального интеллектуального развития положительно связан с выбором всех стратегий поведений в стрессе, и конфликте, а,следовательно, с гибкостью поведения при решении проблемных ситуаций.3.Уровень вербального интеллекта у врачей и медицинских сестер значимо не отличается, уровень невербального интеллекта значимо выше в группе врачей(t=2,041 при р≥0,05).4.Уровень вербального и невербального интеллекта поразному влияет на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у медицинских сестер и врачей, а именно: уровень невербального интеллекта положительно связан с использованием таких стратегий поведения, которые позволяют полностью удовлетворять интересы одной или двух сторон и требуют умения, учитывая различные грани конфликта, выдержать однонаправленность приложения усилий (сотрудничество, соперничество, приспособление) и отрицательно связан с такими стратегиями поведения, которые не удовлетворяют интересы, оттягивают принятие решения или удовлетворяют интересы частично (избегание, компромисс). Таким образом, не только прогнозирование, как компонент профессионального мышления влияет на гибкость поведения в конфликте, и способствует выбору ситуативнойнадситуативной тактики поведения в проблемной ситуации, но и интеллект, как общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека, способствует конструктивной конфликтности, при этом, разные виды интеллекта (вербальный и невербальный) поразному регулируют выбор предпочитаемых стратегий поведения. Кроме того, конструктивная конфликтность в профессиях, связанных с преобладанием деятельности общения, будет иметь сходную структуру, вариативность, первостепенность или приоритетность некоторых стратегий реагирования в конфликте, при тенденции к гибкость и многовариативностиповеденияв целом.Теперь нам предстоит ответить на заключительный для данной публикации, но отнюдь не последний вопрос о том,присутствуют ли гендерные отличия в проявлениях конфликтной компетентности, поскольку это будет в дальнейшем определять структуру работы по формированию и развитию конструктивной конфликтности личности?В указанных выше исследованиях, проведенных под нашим руководством (Серафимович И.В., 2012) на представителях профессии типа «человекчеловек» (педагоги, менеджеры, медицинские работники) достоверных отличий между мужчинами и женщинами (врачами, педагогами) в качествах прогнозирования и компонентах конфликтной компетентности не было обнаружено. При этом, существуют отличия в способности прогнозировать обусловленные гендерной спецификой у менеджеров: женщиныменеджеры лучше прогнозируют своё поведение в стрессовых ситуациях, мужчиныменеджеры лучше прогнозируют своё поведение в конфликтных ситуациях. Мужчиныменеджеры чаще, чем женщины менеджеры принимают надситуативные решения за счётболее полного анализа проблемных ситуаций.Полученные данные позволили наметить более глубокийанализ гендерных аспектов в управлении современной организацией был сделан нами совместно с Шалугиной А.В. (2010), где мы предприняли попытку установления отличий в стиле руководства, типе гендерной идентичности, проявлениях лидерских способностей и стратегиях поведения в конфликте у мужчин и женщин менеджеров.Висследовании приняли участие 80 менеджеровуправленцев (г. Ярославля), которые являются сотрудниками коммерческих организаций, в возрасте от 25 до 55 лет, все являются менеджерами высшего звена. Управление –одна из сфер, в которой гендерные отношения покоились на экономическом, социальном и политическом превосходстве мужчины. Сегодня отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. (Здравомыслова О., Жарден А, Картер С., Ржаницына Л.Н., Силласте Г.Г., Тюрина И.О.). Между тем фигура женщиныначальника, вызывает противоречивые чувства в обществе,вделовой жизни женщина может сталкивается с феноменом «стеклянногопотолока»—препятствием, которое не дает женщине продвигаться по служебной лестнице в соответствии со своими способностями.Выделяют различные подходы к управлению (Карпов А.В., Маркова Е.В., 2003, Митина Л.М., 1999, Моргунова Е.Б,, 2001), при этом, анализ, сделанный Дубовым С. (2000), выделяющим особенности поведения женщин и мужчин в трудовой деятельности, больше позволяет говорит об особенностях стиля мышления, целеполагания или установок в отношении профессиональной деятельности. Существуют отличия в особенностях восприятия карьеры. На основе психологических различий мужчин и женщин можно определить гендерные отличия в управленческой деятельности. (Бендас Г.В., 2000).Основные выводы, которые нам удалось сделать по анализу литературных данных (Бендас Г.В., Берн Ш., Виноградова Т.В., Семенов В.В., Винокурова Н.А., Грановская Р. М., Майерс Д., Карпов А.В., Маркова Е.В., Митина О.В., Митина Л. М.. Хохлова Т.П.) касаются следующих моментов:Вопервых, есть некоторые отличия мужчин и женщин в управлении современной организации, а именно женщиныруководители имеют более высокий рейтинг среди подчиненных, проявляют себя личностями яркими, предприимчивыми, сильными, гибкими, стабильными и работоспособными, отчетливо прослеживается тенденция к развитию своего внутреннего потенциала и стремление к совершенству. Женщиныменеджеры высшего звена достигают успехов посредством творческого использования своих способностей. Мужчиныруководители более ориентированы на решение задачи поставленной перед ними, они не уделяют внимания сфере межличностных отношений в коллективе. Мужчины и женщины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины и формы проявления конфликтов у них различны.Вовторых, существуют отличия в мотивации у женщин и мужчин: у женщин является престижность профессии, осуществление самореализации; характер труда, общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов. Очень важную роль играют межличностные отношения в коллективе. Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Кроме того, выделяют причины, препятствующие женщине достигать успехов в лидерстве: женщиныруководители позже, чем мужчины начинают заботиться о личной карьере, женщиныруководителиболее эмоциональны; менее склонны к риску.Анализ стилей руководства мужчин и женщин менеджеров в нашем исследовании позволил зафиксировать, что у мужчин на 1 месте торговый стиль руководства, на 2 месте разъяснительный, на 3нейтральный, а на 4 –участливый. У женщин: на 1 месте участливый, на 2 –торговый, на 3 –нейтральный, а на 4 –разъяснительный стили руководства. Для большинства женщин (54%) характерен участливый стиль руководства. Для 36 % характерен торговый стиль руководства. Женщины –управленцы осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами –обаянием, контактностью, умением общатьсяс людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными, стремясь завоевать признание у подчиненных. Таблица 1. Стили руководства у мужчин и женщинПараметрТорговый Участливый стильРазъяснительный
Нейтральный ПолжмжмЖмжмМода04000100Мах88833662Мin00000000Стандартное отклонение2,72,02,60,91,11,21,70,9Среднее значение2,685,32,960,70,921,21,420,8
Таблица 2. Различия между мужчинами и женщинами по стилю руководства по tкритерию СтьюдентаСтиль руководстваtкритерий СтьюдентаТорговый6,97***Участливый7,36***Разъяснительный1,54Нейтральный2, 88**Т критерий (*) t=2,062 при р≥0,05, (**) t=2,712 при р≥0,01Обнаруженные достоверные различия между группой мужчин и женщин, группа мужчин (по сравнению с женщинами) предпочитает торговый стиль руководства, чем группа женщин –участливый стиль и нейтральный. Нейтральный стиль руководства указывает на склонность к делегированию полномочий, а участливый стиль –на ориентацию и поддержание хороших отношений с людьми, совместное принятие решений. Торговый стиль –этоумение расставить акцентына необходимости максимально качественно выполнит задание и на поддержание хороших взаимоотношений с сотрудниками. Мужчиныуправленцы видят свою работу как серию дел с подчиненными: с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. Женщины –управленцы осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами –обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными, стремясь завоевать признание у подчиненных. Обнаружены различия между группой мужчин и женщин группа мужчин чаще проявляет «конкуренцию» и «избегание», а женщины –«компромисс» и «приспособление».Тип «приспособление» это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов, но он может быть использован как временно согласие, для получения больших выигрышей. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают друг другу в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто в главном. Для женщин, поскольку в управлении они видят, прежде всего, проявление совей личности, возможность пойти на взаимные уступки, позволяет чувствовать себя более комфортно как руководителю. Женщины –управленцы больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Кроме того, если ссылаться на данные полученные по стилям управления Бендас Г.В. (2000), то можно сказать, что в силу женской терпеливости деятельность женщины направлена на последовательные, постепенные преобразования. Такая стратегия «маленьких шагов» весьма оправдана в ситуациях неопределенности и приносит свои плоды в сложившихся эконом условиях. Эти же обстоятельства определяют склонность женщины —руководству тактическому, а не стратегическому планированию, что зачастую оказывает выигрышным в современной ситуации.
Таблица 3. Отличия между мужчинами и женщинами по способу урегулирования конфликтов по tкритерию СтьюдентаСпособ урегулирования конфликтовtкритерий СтьюдентаКонкуренция6, 48***Сотрудничество1, 65Компромисс15,55***Приспособление2, 86**Избегание
3,25**Т критерий (*) t=2,062 при р≥0,05, (**) t=2,712 при р≥0,01Мужская прямота в деятельности стимулирует отстаивание своих интересов в более явной форме, в форме соперничества, при невозможности осуществления этого мужчина готов уйти от слишком «трудного» или невозможного по выполнению в данный момент времени решения. Для этого используются уход от проблемы, игнорирование ее, перекладывание ответственного за решения на другого, отсрочка решения.Эмоциональная жесткость считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины» (Берн Ш., Кон И.). Мужчины часто оказываются в ситуациях требующих от них проявление силы, независимости, властности, стремления к соревнованию. Мужчины проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (мать, учительница). Здесь проявляется мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих (Берн Ш.)Обнаруженные различия между группой мужчин и женщин значимы, или, иначе говоря, группа мужчин более проявляет лидерство, чем группа женщин (средний балл у женщин –31,2 что соответствует средней степени выраженности лидерства, у мужчин 36,9, т.е. лидерство выражено в сильной степени, tкритерий Стьюдента=11,75, при р≥0,01). Лидерские качества мужчин и женщин проявляются поразному. Часть ученых придерживаются мнения, что женское лидерство имеет свою специфику, и закрепляют за женщиной более демократический, гибкий стиль руководства, считают, что женщине больше присуще эмпатийность, общительность, адаптивность, меньшая агрессивность. У мужчин же лидерство более стихийно это характеризуется маскулинными качествами такими как: волевой, сильный, решительный,смелый, напористый. Интеркорреляционный анализвыявил отрицательнуюсвязь между участливым и нейтральным стилем, и положительная между участливым и стратегией приспособления (r=0,30, при≤0, 05) и типом гендерной идентичности –феминный (r=0,28, при≤0, 05r=0,30, при≤0, 05). Участливый и нейтральный стиль как мы рассматривали ранее, это стили по которым есть отличия между мужчинами и женщинами, а поскольку между ними отрицательная корреляция, то мы можем предполагать, что они являются взаимоисключающими стилями у женщин. Стиль приспособления, характерный для женщинменеджеров, отрицательно связан с соперничеством (r=0,40 при≤0, 05) и избеганием (r=0,30, при≤0, 05).У мужчин (при≤0,05) отрицательная связь между торговым и разъяснительным стилем руководства. Положительная связь у маскулинности и торговым стилем руководства, стратегией конкуренции. Мы можем сделать вывод о том, что, чем более выражена маскулинность, тем менее выражен участливый стиль и более торговый, тем более проявляется в поведении конкуренция.На общей интеркорреляционной матрице (все вместе мужчины и женщиныменеджеры, при≤0, 05) положительная взаимосвязь между торговым стилем и избеганием, торговым стилем и лидерством, участливым стилем и приспособлением, и отрицательная связь между участливым стилем и избеганием, участливым стилем и лидерством.В результате исследования, мы выявили, что существуют отличия в управлении современной организацией у руководителей мужского и женского пола обусловленные гендерной спецификой: у женщин преобладает участливый и торговый стиль руководства, умужчин –торговый стиль (награждениеза хорошую и наказаниеза некачественную работу), у мужчин лидерство выражено больше, для женщин характерны приспособление и компромисс, как основные типы разрешения конфликта, умужчин –менеджеров преобладает тип конкуренции и избегание.Таким образом,нам удалось ответить на заключительный вопрос о наличии некоторых отличий в проявлениях конструктивной конфликтности на примере мужчин и женщин в профессии менеджера.Среди внешних факторов, влияющих на конструктивную конфликтность, обозначились такие как, навыки конструктивной конфликтности у оппонента в конфликте, затяжной характер конфликта и необходимость его разрешения в короткий интервал времени, условия адаптации, среди внутренних –рефлексия, умение управлять эмоциями, ответственность за принятие решения, принятие себя и принятие других, метакогнитивная активность, интеллектуальная активность, прогнозирование последствий конфликта, надситуативность мышления.
Ссылки на источники1.Анцупов А. Я., Малышев А. А.Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.2.Башкин М.В. Структурнофункциональная организация конфликтнойкомпетентности личности на разных этапах обученияи профессионализации.//Метакогнитивныеосновы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 144163.3.Бендас Г.В. Гендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии, 2000, №1, С. 85 95.4.Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК,2002. —320 с.5.Ващенко І. В., Антонова О. І.Конфлікт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, 1998. С. 18 20.6.Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет. //Социологические исследования, 1999, №4, С. 8286.7.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск: Университетское, 2002. —317с.8.Гендерный менеджмент. // Управление персоналом, 2001, №1112, С.4950.9.Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.573с.10.Гришина Н.В. Психология конфликта. М.; Питер, 2001. –464с.11.Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социальнополитический журнал. 1997. №1.С. 202Ч212.12.Емельянов С. М.Практикум по конфликтологии. С.Пб.: ПИТЕР, 2000. С. 360.13.ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. –М.: Академический проект, 2003. –336с.14.Карпов А.В.Психология менеджмента: Учеб. пособие. —М.: Гардарики, 2005. —584 с15.Карпов А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ,2003. 108с.16.Кашапов А.С. Типы реагирования на конфликт в условиях социальнойадаптации студентов //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 192262.17.Кашапов М.М. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности//Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 192262.18.Кашапов, М.М. Психология конфликтной компетентности. Учебное пособие /М.М. Кашапов, М.В. Башкин. –Ярославль, 2010. –128 с.19.Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя // Сб. Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИП РАН, 1998. –С.92100.20.КоточиговаЕ.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дис.…канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2001. 24с.21.Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 1993. —С. 8792.22.Майерс Д. Социальная психология. –С. Пб.: «Питер»,1999, 688с.23.Маркова А.К. Психология труда учителя. –М.: Просвещение, 1993. –192с.24.Митина Л. М. Основные характеристики стилей руководства. /Директор школы, №1, 1999, С.232725.Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах. // Общественные науки и современность, 1999, №3, С. 179190.26.Мышление учителя. // Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.–М.: Педагогика, 1990. –104с.27.Панов В.И. Селезнева М.В. Конфликтность/неконфликтность взаимодействия вобразовательной среде военного вуза:экопсихологический аспект //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 121144.28.Пошехонова Ю.С., Бузмакова А.В. Метакогнитивные условия конфликтной компетентности ивосприятие конфликтных ситуаций военнослужащими попризыву//Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 340365.29.Серафимович И.В., Саидова И.Н. Особенности прогнозирования и стратегии поведения в проблемных, конфликтных и стрессовых ситуациях как показатель психологической компетентности у медицинских работников (на примере медсестёр) // Ярославский психологический вестник. Выпуск 15. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 150157.30.Серафимович И.В., Сирый Д.А. Особенности практического мышления менеджеров и эффективность адаптации // Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 8490.31.Серафимович И.В., Юнусова С.Г. Особенности творческого педагогического мышления // Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. –М.Ярославль: «РПО», 2005. –С. 159163.32.Скворцова, Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: дис. … канд. психол. наук / Ю.В. Скворцов. –Ярославль,2006. –201 с.33.Скотт Д. Г. Конфликты.Пути их преодоления. —Киев, 1991.34.Смирнов А.А., Постнова А.А.Динамика коммуникативных характеристик конфликтной компетентности личности на вузовском этапе профессионализации //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 262276.35.Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой. –Ярославль: Яр.ГУ, 2012. –384 с.36.Томчук С.А.Внутриличностный конфликт учителя как детерминанта его профессионального развития //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 295322.37.Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Учебное пособие. –Ярославль: ЯрГУ, 1993. –80с.38.Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №2 ,С. 3638.39.Чумаков М.В.Метаволевые основы конфликтологической компетентности //Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / поднауч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. –Ярославль, 2012. –С. 105121.40.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. 320с.41."Dynamic Administration: The Collected Papers of Mary Parker Follett: Early Sociology of *Management and Organizations", Vol. 3,by Mary Follett, L. Urwick (Editor); Publisher: Taylor & Francis, Inc. November 2003. ISBN 978041527985742.Deutch M. Distributive justice. A Socialpsychological Perspective. New Hawen and London, Yale univ. press, 1985.43.Folger J.P., Poole M.S. Working through conflict. Glenview (ill): Scott, Foresman а, со, 1984.44.Walton R.E. Managing Conflict. N.Y.: AddisonWesley Publishing Company, 1987.
Seraphimovich IrinaK.ps.n. ,Associate Professor , Acting Head of the Department of Humanities and economic disciplines Yaroslavl Branch of MESIiserafimovich@yandex.ruFeatures constructive conflict personality and professional thinking suprasituationalAbstract:This chapter is a comparative analysis of different approaches to constructive conflict personality ( foreign and domestic ) , among the latter preferred research Yaroslavl school of psychology under the guidance Kashapova MM It is proved that the use of prediction in professional activities such as " manman " : manager , teacher, doctor affects the development of creative and reflective elements of conflict competence , promotes flexibility behavior in the conflict , the ability to select from alternatives helps make a choice suprasituational situational tactics behavior in a problem situation . The level of intelligence ( verbal and nonverbal ) the creativity and problem solving suprasituational , high level of quality as the adequacy of thought , depth and completeness , analysis , efficiency , originality, sufficiency.Keywords:strategic behavior in the conflict , conflict competence, constructive conflict .