Проблема использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Хотякова С. С. Проблема использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4586–4590. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55182.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена система психолого-педагогических условий включения презентаций в непосредственную образовательную деятельность с детьми, и определён ряд требований, которые воспитатель должен соблюдать при организации математического развития детей с использованием мультимедийных презентаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хотякова Светлана Сергеевна,магистрантка ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050400.68 «Психологопедагогическое образование», г. Череповец. lanochka8911@mail.ru

Арсёнова МаринаАлексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец y0sh@mail.ru

Проблема использования мультимедийныхпрезентаций в организацииматематического развития детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье раскрываются особенности использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена система психологопедагогических условий включения презентаций в непосредственную образовательную деятельность с детьми и определён ряд требований, которые воспитатель должен соблюдать при организации математического развития детей с использованием мультимедийных презентацийКлючевые слова:математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, мультимедийные презентации.

В современном дошкольном образовании актуальной является проблема поиска новых средств обеспечения процессов развития и воспитания детей.Одним из таких эффективных средств являются информационнокоммуникационные образовательные технологии. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт[1], Б. Хантер[1], Е.Н. Иванова[1], Н.П. Чудова[1]и др.). Научноисследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца[1]под руководством Л.А. Парамоновой[1], Л.С. Новоселовой[1], Л.Д. Чайновой[1].

В рамках нашего исследования, как эффективный вариант математического развития, рассматриваются мультимедийные презентации –электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа[2].Мультимедиа презентациив непосредственной образовательной деятельности детейможно использовать в различных режимах освоения, а самое главное –в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т. к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности картинок, буклетов и рисунков на доске. На наш взгляд, использование таких презентаций, оказывает эффективное воздействиепрежде всего на математическое развитие детей.Проблемой математического развития детейзанимались такие исследователи как А. В. Брушлинский[3], А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий[3], В. В. Давыдов[3], З. И. Калмыкова[3], А. Я. Хинчин[3], Ю. М. Колягин[3], Д. Пойа[3], Л. В. Виноградова[3], И. В. Дубровина[3], К. А. Рыбников[3], Р.Атаханов[3]и др.Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят врезультате формирования элементарныхматематических представлений и связанных с ними логических операций [3].Сенситивным периодом для математического развития ребенка являетсястарший дошкольный возраст. В связи с этим усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Что касается использования компьютерных программ и технологий в математическом развитии дошкольников, то в настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игры и программ познавательного характера, которые облегчают процесс восприятия детьми элементарных количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений[4]. Все чащепедагоги в математическом образовании дошкольников используют мультимедийныепрезентации.Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающийматериал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде[5].Подача математического материала в виде мультимедиа презентации сокращает время его освоения. Основа любой современной презентации –облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов[2].Применение мультимедиа презентаций в процессе математического образования детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:возможность демонстрации различныхматематических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема математической информации, получаемого детьми из различных источников;

возможность демонстрации математических объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;компьютерные презентационные слайдфильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с детьми.Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются эффективным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует повышению результативности занятия. Мультимедиа презентация в организации непосредственной образовательной математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственновременных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память[2].С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодарямультимедийному способу подачи информации в организации образовательной математической деятельности детей достигаются следующие результаты:легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;глубже постигаются понятия числа и множества;быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;происходит развитие внимания и памяти;активно пополняется словарный запас;развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;развивается воображение и творческие математические способности;развиваются элементы нагляднообразного и теоретического мышления.Дляуспешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.Т.В.Калинина выделила следующие требования к составлению плана занятия с использованием мультимедиа презентации [2]:слайд должен содержать минимально возможное количество слов;для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста (лаконичность одно из исходных требований при разработке презентаций для детей);предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые дети будут запоминать, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации;размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения;заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;чертежи, рисунки, фотографии и другие материалы должны равномерно заполнять все экранное поле;нельзя перегружать слайды зрительной информацией;на просмотр одного слайда следует отводить не менее 23 мин, чтобы дети могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат;звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.Мы определили, что мультимедийные презентации будут эффективным средством математического развития у детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий:Включение в образовательную среду ДОУ компонентов для обеспечения мультимедийного сопровождения математического развития ребенка (стационарное мультимедийное оборудование, проектор, соединенный с компьютером, экран, комплекс мультимедийных презентаций);Компетентность педагогов в области организации образовательного процессас использованием ИКТ;Разработка и включение в образовательный процесс комплекса упражнений, игр и занятий по математическому развитию детей с использованием мультимедийных презентаций.Учёт особенностей восприятия формы и содержания мультимедийных презентаций детьми 56 лет и разработка комплекса психологопедагогических требований к их применению в условиях ДОУ.В рамках нашего исследования был разработан и введен в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения комплекс математических занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа презентаций.Предлагаем в качестве примера фрагмент занятия «Братья наши меньшие»задачикоторого:1.Развивать умение детей определять нахождение одного предмета относительно другого в двух мерном пространстве с использованием предлогов «над», «под», «выше», «ниже», «справа», «слева», «между»;2.Закреплятьу детей счет в пределах 10;3.Формировать зрительномоторную координацию детей;4.Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность и интерес детей к математическому содержанию и математической деятельности.Таблица 1Фрагмент занятия с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования мультимедийной презентацииСодержание презентацииСодержание слайдаКомментарии педагогаСлайд 1. Дерево и животные на и около него. (мышка, медведь, кошка, дятел, ворона, сова, белка, воробей, аист.)«Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами вспомним название домашних, диких животных и птиц.Давайте посмотрим на картинку иназовем всех животных и птиц, которые сидят на дереве и около дерева.Давайте посчитаем, сколько животных и птиц нарисовано на картинке? (9)Сколько птиц нарисовано на картинке? (5)Сколько животных нарисовано на картинке? (4)Сколько животных и птиц сидит на ветках дерева? (1 животное, 4 птицы)Кто из животных и птиц сидит на правой стороне дерева? (кошка, ворона, воробей)Кто из животных и птиц сидит с левой стороны дерева? (медведь, дятел)

Кто из животных лезет на дерево? (медведь)Кто сидит вдупле? (белка)Кто сидит около дерева? (мышка)Кто живет на самом верху дерева? (аист)Покажите верх и низ дерева. Кто живет на самом верху? (аист)Кто живет в самом низу дерева? (мышка)Кто живет выше мышки?

(медведь, кошка, дятел, сова, ворона, белка, воробей, аист)Кто живет выше медведя? (кошка, дятел, сова, ворона, белка, воробей, аист).Кто живет выше воробья? (аист)

Кто живет выше аиста? (никого)«Молодцы! Давайте чутьчуть отдохнем.»Слайд 2. Поэкрану ползет гусеница направовверх налевовниз, потом снизувверх; затем налевовверх направовниз.«Смотрите дети, к нам в гости пришла гусеница. Давайте посмотрим, что она будет делать» (зрительная гимнастика)«А теперь все закройте глазки, крепкокрепко»Слайд 3.

Мультфильм (3 мин.)«открываем глаза, смотрите, гусеница подарила нам мультфильм. Сейчас мы с вами его посмотрим»Слайд 4. Собака из мультфильма.«Дети, смотрите. К нам пришел пес из мультфильма? Дети, пес спрашивает понравился вам мультфильм? А что именно вам понравилось? Какая беда произошла с псом?»«давайте с вами вместе придумаем, как герою мультфильма достать свою миску изпод стола?»Слайд 5. Собака радуется«Дети, вы молодцы! Вы очень порадовали нашего гостя. А сейчас расскажите, что мы с вами сегодня делали?»

Результаты внедрения разработанного нами комплекса занятий и игр показали,что использование презентаций в организацииматематического развития детей старшего дошкольного возраста позволяет:закрепить знания детей по всемпрограммным задачам в области математической подготовки дошкольников; повысить эффективность усвоения детьмипонятийцвета (различать цвет, классифицировать по цвету), величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине), состав числа (из единиц и двух меньших чисел), отношения между числами (больше –меньше, больше –меньше на...); сократить сроки освоения детьми последовательности чисел натурального ряда, прямогои обратного счета, арифметическиедействия сложения,вычитания, умножения и деления, овладение пространственными представлениями(слева, справа, выше, ниже и т. д.); получить быструю обратную связь; воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.а самое главное сделать обучение детей дошкольного возраста математике более интересным и увлекательным.

Ссылки на источники1.Хотякова С.С., Арсенова М.А. Мультимедиа ресурсы как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста. //НАУЧНЫЙ АСПЕКТ.2013 –№ 1. –С. 5661.2.Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии вдошкольном детстве. М, Сфера, 2008. №632с.3.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей. Вопросы теории и практики. –М, Владос, 2004.400с.4.Мусейибова Т.A. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Дошкольное воспитание. 1987. № 4. С. 35 38.5.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. –224с.

Svetlana Khotiakova,student FSEI HPE «Cherepovets state University, speciality 050400.68 «Psychological and pedagogical education», Cherepovets. lanochka8911@mail.ruMarina Arsenova,candidateof pedagogical Sciences, Professor of chair of a preschool education FSEI HPE «Cherepovets state University», Cherepovets y0sh@mail.ruThe problem of the use of multimedia presentations in the organization of mathematical development of children of preschool age.Annotation:the article describes the peculiarities of using multimedia presentations in the organization of mathematical development of children of preschool age. Presents a system of psycho pedagogical conditions include presentations in the immediate educational activities with children and identifies a number of requirements that parents must be observed in the organization of mathematical development of children with the use of multimedia presentationsKey words:mathematical development of children of preschool age, multimedia presentations.