Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ерыкалова Т. А. Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4626–4630. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55190.htm.
Аннотация. Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т. е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью. В нашем исследовании категория социальной активности рассматривается в узком смысле.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ерыкалова Татьяна Алексеевна,воспитатель, МБДОУ «ЦРР–детский сад №5», г. Череповецrigic007@mail.ru

Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возрастапосредством художественного творчества

Аннотация.Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком и узком смыслах понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью. В нашем исследовании категория «социальной активности» рассматривается в узком смысле.Ключевые слова:социальная активность, личность,художественная деятельность, творчество.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек –существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности [4].Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социальноисторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.В настоящее время, когда научнотехнический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы поразному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр). Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей [5].Дошкольный возраст это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.В отечественнойпсихологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [6].Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:воспроизводящую (репродуктивную);комбинирующую (творческую).Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка [2].Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Что же такое активность? Активность это практическая предметночувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности важнейшее условие и фактор ее психического развития [3].Рассмотрим особенности творческой активности. В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольникавновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.Источником активности личности являются «различные потребности». Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.Потребность это не что иное, как путь или средство ее решения.Это очень важный для понимания развития творческой активности дошкольника в процессе изобразительной деятельности. Ребенок, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности дошкольника, которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию наравновесие с внешней средой.На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда определение общей активности может быть следующим: общая активность личности это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности. Готовность к какойлибо деятельности это непременное условие ее продуктивности. Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определенные цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.Объективные условия следующие:источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники вдетском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какойлибо вид художественной практики;

характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.К субъективным условиям относятся:художественные интересы детей,их избирательность, устойчивость;побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношенияс детьми [7].Таким образом, творческая активность сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если чтото не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать[1].Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества остается одной из психологопедагогических проблем современности.

Ссылки на источники1.ВиленчикС.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. № 3. 2005. С. 4143.2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя. –3 издание –М., 1991.3.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. № 4. 2008. С. 2129; 4.Дудникова, С.А. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / С.А. Дудникова // Стратегия дошкольного образования в XXI веке : проблемы и перспективы : материалы науч.практ. конф. / Моск. гос. унт.М., 2001.5.Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности в детском возрасте (дошкольник младший школьник) / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. М., 1990. 6.Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии. –1996. №6. –С.6476.7.http://festival.1september.ru/articles/613742/[Дата обращения 30.03.2014].

Abstract:The concept «social activity» is treated today in broad and narrow meanings. Social activity in broad and narrow meanings is understood as the quality reflecting level of a sociality of the personality, i.e. her communication with social whole, readiness to work in interests of society, depth of acceptance of public interests, and in narrow sense is understood as social activity the quality of the personality expressing her communications with a certain social community. In our research the category of «social activity» is considered in narrow sense.Key words:social activity, personality, artistic activity and creativity

Erykalova Tatyana A.,caregiver MBDOU " CRR kindergarten № 5" Cherepovetsrigic007@mail.ruFormation of social activity preschool children through artAbstract.The concept of " socialactivity " is interpreted today in the broad and narrow sense. Under the social activity in the broad and narrow sense refers to the quality that reflects the level of social identity , ie its relation to the social whole , a willingness to act in the public interest , the depth of the adoption of public interest , and in the narrow sense of social activity refers to the quality of the individual, expressing its relation to a particular social community. In our study, the category of " social activity " seen in the narrow sense .Keywords:social activity , personality, artistic activity and creativity.