Условия успешной реализации комплексного подхода к здоровьесбережению педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хробостова Н. В., Петрова Н. Б. Условия успешной реализации комплексного подхода к здоровьесбережению педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4636–4640. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55192.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу актуальности создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, необходимости комплексного подхода к сохранению и укреплению профессионального здоровья субъектов образовательного процесса, разработки комплексной модели здоровьесбережения педагогов, создания условий успешной реализации комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хробостова Наталья Витальевна,заместитель заведующего по воспитательной методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка –детский сад № 53» (МБДОУ «ЦРРДС № 53»), г. Череповец. nata10041975@yandex.ru

Петрова Наталия Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецcrr53petrova@yandex.ru

Условия успешной реализации комплексного подходак здоровьесбережению педагогических работниковдошкольных образовательных учреждений

Аннотация.Статья посвящена вопросу актуальности создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работниковдошкольных образовательных учреждений, необходимости комплексного подхода к сохранению и укреплению профессионального здоровья субъектов образовательного процесса, разработки комплексной модели здоровьесбережения педагогов, условиям успешной реализации комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.Ключевые слова:здоровьесбережение, здоровье педагога, профессиональное здоровье, комплексный подход, комплексная модель здоровьесбережения педагогов, трехблочная структура.

Вряд ли в нашем государстве есть более важная проблема, чем здоровье нации. Тем не менее, в настоящее время мы имеем не только факты высокого уровня заболеваемости, смертности, низкого уровня рождаемости, но и все более ярко проявляющейся тенденции к вырождению генофонда нации. Вот почему нужен новый подход в области теории и практики организации сохранения здоровья человека. Это означает, что в центре внимания должны быть: здоровые мать, отец, ребёнок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности. По мнению Митиной Л.М., проблему профессионального здоровья педагогов по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения [1, с.115].Здоровье педагога деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что профессиональное здоровье педагога основа эффективной работы современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога[2, с.47].В последние годы широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников и учащихся, так и педагогов). Под здоровьесбережением в образовательном пространстве многие авторы также понимают процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личнойответственности.Вопросам сохранения и укрепления здоровья личности посвящены исследования Б.Г. Ананьева, В.А.Ананьева, Б.С. Братуся, О.С. Васильевой, П.Б.Ганнушкина, В.Я.Дорфман, Е.Р. Калитеевской, В.М.Розина, Я.Рубиной, Ф.Р. Филатова, В.Франкла и др. Впоследнее время исследования проблем сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса значительно активизировались благодаря работам В.Ф.Базарного, Л.П.Вашлаевой, Л.Е. Борисовой, В.З.Когана, Л.М.Митиной, и Третьяковой Н.В., Л.М.Сураевой, С.Н.Лопаревой, О.В.Морозова, С.Г.Палий, Н.К. Смирнова, А.Г. Трушкина и др.Актуальность создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений обусловлено рядом причин:

состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении, что подтверждается современными исследованиями, которые указывают на крайне низкие показатели психического и физического здоровья педагогов;

только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей;

значительное число педагогов не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни. Целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательном учреждении будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит сохранить и укрепить здоровье воспитанников. Организуя работу по сохранению и укреплению здоровья педагогов в нашем дошкольном образовательном учреждении (МБДОУ «ЦРРДС № 53»г. Череповца), мы пришли к выводу, что для получения устойчивых положительных результатов важен и необходим комплексный подход к здоровьесбережению педагогических работников.В настоящее время сложился ряд научных, учебных дисциплин, а также сфер практики, в которых реализуется комплексный подход, заложенный и обоснованный в свое время Б.Г. Ананьевым. Буквально слово «комплекс» (от лат. complexus –связь, сочетание) означает совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое [3, с.37].Комплексный подход к педагогическим объектам позволяет выделить в научном знании о них такой вариативный элемент знания, как педагогический комплекс. Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) элементов педагогических объектов, процессов, деятельности и т.п. «Комплексный подход «заставляет» функционировать воспитательную систему в целом, как органическое единство взаимосвязанных компонентов, считает И.А. Липский. –В противном случае самая хорошая посвоему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге тех самых воспитательных задач, ради которых она создавалась»[4, с.147].В качестве основных принципов, позволяющих конструировать здоровьесберегающие комплексы, на наш взгляд, выступают принципы: системности, преемственности и индивидуализации.В основе понятия комплексного подхода к здоровьесбережению педагогов заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.Нами была разработана комплексная модель здоровьесбережения педагогов дошкольного образовательного учреждения (см. рис. 1)



Рис.1. Комплексная модель здоровьесбережения педагогов ДОУ.

Нами выделены три этапа внедрения данной модели. Первый аналитический этап: анализ здоровьесберегающей деятельности в ДОУ (анализ региональных законодательных актов по проблемам здоровьесбережения; анализ статистических данных о здоровье педагогов; анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждении).Второй проектировочный этап: разработка программ здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Третий формирующий этап: реализация программ здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении.Четвертый контрольный этап: подведение итогов реализации программ здоровьесберегающей деятельности и определение направлений дальнейшего совершенствования системы здоровьесбережения в ДОУ.Содержание «Комплексной модели здоровьесбережения педагогов».1)Содержательный блок.Система здоровьесбережения педагогов осуществляется в 6 модулях:управленческом, диагностическом, медицинском, психологическом, обучающем, модуле взаимодействия с социумом. Управленческий модульпредставляет собой реализацию всех функций управления:

аналитическая функция –изучение состояния проблемы;

функция целеполагания –определение ближних и дальних перспектив решения проблемы, планирование действий и определение содержания деятельности;

организационная функция –конкретизация деятельности всех участников;

функция контроля –определение критериев эффективности, оперативное отслеживание хода и результатов деятельности и ее регулирование.Диагностический модуль: диагностика особенностей состояния здоровья (физического, психологического, социально нравственного) педагогов и построение с учетом этих особенностей индивидуальных программ здоровьесбережения.Обучающий модульраскрывает содержание здоровьесберегающей деятельности:

проведение педсоветов «Понятие о здоровье и его основных составляющих», «Культура здоровья педагога: проблемы и перспективы»;

проведение семинара «Современные технологии повышения личной эффективности»: знакомство с техниками развития практическихнавыков самоменеджмента (планирование, целеполагание), таймменеджмента, стресс –менеджмента, личной эффективности;

обучение технике «Разумного планирования» (с учетом биоритмов человека);

проведение конкурсов «Самый здоровый кабинет», «Самый красивый кабинет»;

творческая мастерская (бумагопластика, декупаж и т.д.) Медицинский модульвключает комплекс профилактических и закаливающих мероприятий:

комплексная система закаливания (контрастное воздушное закаливание перебежки из теплой комнаты в холодную; контрастное водное закаливание; контрастное мытье рук по локоть);

витаминотерапия по показаниям и сезонным дефицитом витаминов и микроэлементов;

медицинский и оздоровительный массаж (по показаниям);

офтальмологические тренажеры по методике Д. Базарнова;

оборудование комнаты отдыха для сотрудников с элементами релаксации, приема лекарственного фито –чая, музыкотерапии;

система упражнений для тренировки верхних дыхательных путей (дыхательные тренажеры, пение во время ходьбы);

сбалансированное питание;

«Двигательная активность педагогов» (танцы, фитнес, ЛФК и т.д.);

оздоровительная гимнастика: дыхательная, суставная гимнастика, гимнастика калланетик и пилатес;

оформление стенда «Гигиена и здоровье» (правильное питание, самомассаж, гигиена зрения, ЗОЖ и т.д.);

установка системы очистки воды для питья педагогов и детей;

кислородные коктейли, витаминные или тонизирующие чаи. Психологический модуль:

тренинговая программа «Сказочный калейдоскоп»: цель программы –создание мотивации на совместную работу, создание эмоционально –положительного настроя, повышение самооценки, осознание своих ресурсов, тренировка навыков сотрудничества;

игровая программа «Формирование команды единомышленников»: цель способствовать позитивным взаимоотношениям педагогов;

тренинг «Активизация внутренних ресурсов»: цель освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

индивидуальное консультирование по запросу и результатам диагностики;

семинар –практикум по развитию коммуникативных навыков педагогов;

деловая игра «Разрешение конфликтных ситуаций»;

семинар –практикум «Создание команды единомышленников»;

цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов;

комплекс занятий с педагогами на развитие эмоциональной компетентности, эмоционального интеллекта;

аутогенная тренировка «Уравновешенность и устойчивость к стрессу»;

психотренинг (в период подготовки к аттестации);

«Час здоровья» (по понедельникам в течение учебного года);

психологическая зарядка –(ежедневно);

«Мудрость дня» –используется набор психологических карточек с притчами «Шаги к мудрости».Модуль Взаимодействие с социумом:

рекомендации педагогам врачей поликлиники;

организации санаторнокурортного лечения педагогов;

посещение педагогами фитнесклубов (или выход специалистов в детский сад);

организация экскурсий и поездок совместно с туристической фирмой.2)Система мер и мероприятий по реализации целей и задач здоровьесбережения в ДОУ (технологический блок):

разработка инструментария для диагностической, развивающей, профилактической деятельности по здоровьесбережению;

осуществление мониторинга здоровья педагогов, а также мониторинга здоровьесберегающих технологий, реализуемых в ДОУ;

проведение выставок, конференций по проблемам здоровьесбережения;

разработка учебнометодических материалов по проблемам здоровьесбережения, каталогизация материалов;

организация совместных семинаров с врачами, психологами, инструкторами физкультуры, администраторами по обучению методам охраны и укрепления здоровья педагогов;

пропаганда здоровьесбережения среди педагогов, проведение индивидуальных бесед, консультаций, организация клубов, проведение тренингов, дней здоровья педагогов;

разработка и реализация исследовательских проектов.3)Блок «Анализа и оценки результативности»: Ежегодно в соответствии с мониторингом подводятся итоги и дается оценка эффективности реализации комплексного подхода к здоровьесбережению.Таким образом, реализация комплексного подхода к здоровьесбережению педагогов дошкольных образовательных учреждений позволяет улучшить показатели здоровья педагогических работников и воспитанников по таким направлениям, как физическое, психическое, социально –нравственное здоровье. Условиями успешной реализации комплексного подхода будут являться:использованиетрёхблочной структуры комплекса здоровьесбережения педагогов дошкольного образовательного учреждения;использованиемодульной структуры содержательного блока комплекса здоровьесбережения педагогов дошкольного образовательного учреждения;этапность внедрения комплекса здоровьесбережения педагогов в практику дошкольного образовательного учреждения.

Ссылки на источники1.Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для вузов/под ред. Митиной Л.М.Издательство: Академия, 2005. –197 с.2.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. –М., 1998. –175 с.3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. —СПб.: Питер, 2001. —272 с.4.Липский, И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ. Монография / И. А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –320 с.

Khrobostova Natalia,Deputy headof the educationalmethodical work of the municipal budget of preschool educational institution «Centre for the development of the child a kindergarten № 53»str., Cherepovets.nata10041975@yandex.ru

Petrova Natalia,Ph.D., assistant professor of early childhood education Cherepovets State University (CSU), Cherepovetscrr53petrova@yandex.ruConditions of successful implementation of an integrated approach to health protection pedagogical workers of preschool educational institutions.Abstract:the Article is devoted to the question of the relevance of creating conditions for health care in the professional activity of pedagogical workers of preschool educational institutions, the need for a complex approach to preservation and strengthening of health of subjects of educational process, developing a comprehensive model of health care for teachers and conditions of the successful implementation of a complex approach to preservation andstrengthening of health of pedagogical workers of preschool educational institutions.Keywords:health care, health educator, professional health, a comprehensive approach, an integrated model of health care for teachers, triple structure.











ПРИЛОЖЕНИЕКОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ



I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОКОрганизационные условияПедагогические условияЦель: разработка и реализация комплексного подхода к здоровьесбережениюпедагогов дошкольного образовательного учреждения как фактора сохранения и укрепления здоровья воспитанников.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОКМедицинский модуль

организация процедур медикосоциальной направленностиМодуль взаимодействия с социумом

организация взаимодействия с социумом (поликлиники, фитнесцентры, санатории)Психологический модуль

диагностика уровня психологического здоровья педагогов

обучение педагогов методам саморегуляции, рефлексии, современным технологиям повышения личнойэффективностиДиагностический модуль

диагностика здоровьесберегающего пространстваУправленческий модуль

научнометодическое обеспечение комплексного подхода к здоровьесбережению педагоговОбучающий модуль

трансляция и обмен опытом

обучение педагогов навыкам здоровьесбереженияIII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОКIV. БЛОК АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ