К вопросу о профессиональной ментальности социальных педагогов в школе
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорохова
Т.
С. К вопросу о профессиональной ментальности социальных педагогов в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4631–4635. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55191.htm.
Аннотация. В статье поднимается круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью социального педагога в школе. Во-первых, на основе анализа нормативных документов обосновывается значимость социального педагога для современной школы. Во-вторых, определяются профессиональные характеристики социального педагога, в частности профессиональная ментальность как интегративная характеристика профессии.
Ключевые слова:
социализация, менталитет, социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая помощь, ментальность, профессиональная ментальность педагога
Текст статьи
Дорохова Татьяна Сергеевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры психологии и социальной педагогикиИнститута социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург70571@mail.ru
К вопросу о профессиональной ментальности социального педагогов в школе
Аннотация.В статье поднимается круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью социального педагога в школе. Вопервых, на основе анализа нормативных документов обосновывается значимость социального педагога для современной школы. Вовторых, определяются профессиональные характеристики социального педагога, в частности, профессиональная ментальность, как интегративная характеристика профессии.Ключевые слова:социализация, социальное воспитание, социальное обучение, социальнопедагогическая помощь, менталитет, ментальность, профессиональная ментальность педагога.
Статья публикуется в рамках гранда РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 Свердловская область.Заявка № 141666047. Проект «Социальнопедагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
Отечественнаяшкола переживает сегодня очередной виток реформ, нацеленных на модернизацию всей системы образования. Обоснование необходимости модернизации образования связывают с глобальными изменениями общественной, политической, экономической и духовной ситуации в стране и мире, а соответственно изменениями требований общества к выпускнику школы и учреждений профессионального образования. Современный социум требует, чтобы выпускник обладал, прежде всего, такими качествами, как мобильность, самостоятельность, активность, адаптивность и т.п. Иначе говоря, современная система образования должна отойти от обучающей (знаниевой) модели к социализирующей (компетентностной).Современный этап модернизации образования характеризуется стандартизацией. Осуществляется планомерный переход школы (с 2010 года начальной, с 2015 года основной общей, а с 2020годаи старшей) на новые Федеральные государственные стандарты. Новые стандарты отражают изменения, происходящие в обществе, и в качестве целевого ориентира рассматривают выпускника, готового успешно позитивно социализироваться в обществе. Оговоримся, что под социализацией здесь мы будем понимать не только усвоение индивидом определенного социального опыта (знаний, норм, ценностей и т.п.), но и его способность на основе данного опыта позитивно самореализоваться. Подобная точка зрения прочно утвердилась в социальнопедагогической теории (хотя «социализация» является одной изкатегорий социологии); ее придерживаются В.Г. Бочарова[1], А.В. Мудрик[2], М.А. Галагузова [3]
и др.По мнению данных исследователей, социальнопедагогическая деятельность, в первую очередь, преследует цель создания условий для нормальной социализации личности. Таким образом, социализирующая направленность новых стандартов повышает значимость социальнопедагогической деятельности в школе.Социальнопедагогическая деятельность в школе включает в себя социальное воспитание(целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации); социальное обучение(целенаправленный процесс передачи социальных знаний, формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка); социальнопедагогическую помощь (деятельность, нацеленная на оказание помощи и поддержки личности, испытывающей трудности в социализации)[3].Функционально данная деятельность должна осуществляться педагогами(при чем, как педагогамипредметниками, так и социальными педагогами, педагогамипсихологами, коррекционными педагогами), о чем свидетельствуют различные нормативныедокументы.Так, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»говорится, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [4].Развитие данных качеств вшколе осуществляется в процессевоспитательной и образовательной деятельности. Однако в рассматриваемой статье закона акцент делается на социальнозначимые качества, имеющие особое значение для нормальной социализации личности, поэтому на их развитие направлено в первую очередь социальноевоспитаниеи социальноеобучение.Близкие к указанным целевые ориентиры представлены и в новых стандартах. Так, Федеральный государственный стандарт основного общего образованиянаправлен на «обеспечениеусловий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника, таких , как:
«любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы»
[5].Таким образом,контентанализ основных нормативноправовых документов в области образования показывает, что социальное воспитание и социальное обучение являются базовыми функциями современных педагоговв школе.Однако те же документы среди обязательных видов деятельности, которые реализует современная школа,называют социальную помощь и поддержку тем категориям обучающихся, которые по разным причинам испытывают трудности в социализации. В частности в законе «Об образовании в Российской федерации» статья 42 посвящена психологопедагогической, медицинскойи социальной помощиобучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [4].
Федеральный государственный стандарт (как НОО, так и ООО) в качестве одного из структурных компонентов основной общеобразовательной программы школы рассматривает программу коррекционной работы, которая «должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детямданной категории»[5].Однако, не смотря на значимость функции социальнопедагогической помощи и поддержки в современной школе, большинство педагогов попросту не готовы к ее реализации. Это связано с несколькими факторами. Вопервых, с сохранение знаниевой парадигмы в итоговой аттестации выпускников (педагог в качестве своей главной задачи видит подготовку обучающихся к ЕГЭ). Вовторых, отсутствием у педагогов соответствующей квалификации (современное педагогическое образование не предусматривает подобной подготовки для учителей предметников, поэтому соответствующую квалификацию можно получить лишь в рамках дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки).Более того, современные типовые должностные инструкции учителейпредметников не включают социальнопедагогическую помощь и поддержку в функционал данных специалистов.
Вышесказанное относится и к деятельности, нацеленной на оказание социальнопедагогической помощи и поддержки обучающимся с девиантным поведением, число которых в школе за последние годы значительно возросло.(Впрочем, как и разнообразие девиаций. Если в конце прошлого столетия педагоги сталкивались преимущественнос педагогической запущенностью, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков, бродяжничеством, то сегодня к этим отклонениям прибавились различные виды зависимостей: от компьютера, интернета, разнообразных гаджетов, шопоголизм, бьютизависимость и проч.). В свою очередь социальнопедагогическая деятельность во всех ее проявлениях (в том числе, социальнопедагогическая помощь и поддержкаразличным категориям обучающихся, испытывающих проблемы в социализации)является основной в комплексе функциональных обязанностей социального педагога. Так, согласно типовымдолжностным инструкциямсоциального педагога он выполняет следующие обязанности:«Выявляет
интересы
и
потребности, трудности и проблемы,конфликтные ситуации,
отклонения в поведении обучающихся (воспитанников,детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.Выступает посредником между личностью обучающихся(воспитанников, детей)
и
учреждением,
семьей,
средой, специалистамиразличных социальных служб, ведомств и административных органов.Определяет
задачи,
формы, методы социальнопедагогическойработы, способы
решения
личных и социальных проблем,
принимает меры посоциальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личностиобучающихся (воспитанников, детей).Организует
различные
виды социально ценной деятельностиобучающихся (воспитанников,
детей) и взрослых, мероприятия, направленныена развитие
социальных
инициатив,
реализацию
социальных
проектов ипрограмм, участвует в их разработке и утверждении.Способствует
установлению
гуманных, нравственно здоровыхотношений в социальной среде.Содействует созданию
обстановки
психологического
комфорта
ибезопасности личности
обучающихся (воспитанников,
детей),
обеспечиваетохрану их жизни и здоровья» [6].Таким образом, и на нормативном и на содержательном уровнях подтверждается значимость деятельности социального педагога в школе. Однако в большинстве российских школ данный специалист отсутствует. Интересно, что в 1990е годы (после официального утвержденияспециальности «социальная педагогика» и начала профессиональной подготовкипо данной специальности) социальные педагоги появились в различных учреждениях и в первую очередь в школах. Но в течении двух десятилетий более 90% школ страны остались без этихспециалистов. Наиболее распространенными причинами этого стали: вопервых, жесткая финансовая политика в отношении школ (необходимость экономить ресурсы вынуждает администрацию сокращать ставки, в первую очередь социальных педагогов и психологов); вовторых, психологическая неготовность молодых социальных педагогов работать в школес детьми, имеющими проблемы в социализации. На сегодняшний день, как было показано выше, школа еще более остро, чем в предыдущие периоды нуждается в таких специалистах, как социальный педагог, для реализации социализирующей функции. Однако успешнаяпрофессиональнаяадаптацияи качественноевыполнениефункциональных обязанностей специалиста обусловленоопределеннымнаборомкачеств, характеризующих ту или инуюпрофессию. На наш взгляд, помимо компетенций, предусмотренных стандартами высшего профессионального образования, социальный педагогдолжен обладать специфическим профессиональным менталитетом.Понятия «менталитет» и «ментальность» носят междисциплинарный характер, так как изучаются различными направлениями социогуманитарного знания (философским, культурологическим, социологическим, филологическим, историческим, психологическим, педагогическим). Это разнообразие подходов не позволяет исследователям вывести некое универсальное определение указанных понятий. Поэтому, не смотря на многочисленные монографические исследования, обсуждения на конференциях различного уровня, защищенные диссертации на соискание степеней кандидата и доктора наук, данные понятия попрежнему остаются весьма перспективными в контексте решения различных проблем социокультурной направленности, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Вышесказанное относится и к такой разновидности ментальных характеристик, как профессиональный менталитет.
Следует отметить, что для науки проблема анализа данногопонятияне является новым. Так, с 1999года только в формате диссертационных исследований она поднималась десятки раз. Ученые исследовали проблемы формирования профессионального менталитета менеджеров, юристов, военных, инженеров и др.По проблемам формирования профессионального менталитета педагога в этот период было защищено три диссертации (О.И.Гусаченко [7],З.С. Руженская[8], О.Л Медведкова[9]).Но введено в научный оборот педагогикиданное понятие было в 1990егоды благодаря деятельности таких ученых, как Б.С. Гершунский [10] и В.Н. Сонин [11].Анализ определений понятий «профессиональный менталитет» и «профессиональная ментальность», которые чаще всего встречаются в литературе, позволяет сделать следующие выводы:
Единого понимания к определению рассматриваемых понятий у исследователей нет.
Понятия «профессиональный менталитет»и «профессиональнаяментальность»обычно употребляются как синонимы.
Контентанализ определений позволяет выделить некоторые устойчивые константыпрофессионального менталитета/ментальности, в частности:система смыслов деятельности, профессиональные установки, идеалы и ценностные ориентации, направленность, нормы, социальнопрофессиональный статус,профессиональный образ мира, профессиональная «Яконцепция».
В качестве характеристик профессионального менталитета/ментальности чаще всего встречаются принадлежность к профессиональной группе; наличие собственного миропонимания, характера поведенческих действий и эмоциональноволевых установок; опорав профессиональной деятельности нанациональные и групповые ментальные основания, а также на индивидуальныйментальныйопыт.
Обобщая вышесказанное можно определить понятие «профессиональный менталитет социального педагога» как социальную память профессионала, включающую совокупность психологических характеристик(установок, идеалов,ценностныхориентаций), определяющих его профессиональную деятельность в контексте создания условий для нормальной социализации ребенка.Рассматривая профессиональный менталитет как систему, исследователи, прежде всего, акцентируют внимание на структурнофункциональных характеристиках данной системы. Так, по мнению Е. В. Зелинской, Е. А. Поповой, Н. А. Толмачевой,в структурупрофессиональногоменталитета входятаксиологический компонент, включающий профессиональные ценности, нормы, цели; мотивационный компонент, представляющий собой готовность к инновационной деятельностии установочныйкомпонентрепрезентации ментального опыта в профессиональной деятельности)[12].О.Н. Гусаченко структуру профессионального менталитета представляет как совокупность таких компонентов, как образ «Япрофессионала»; эмоциональноволевой компонент; когнитивный иценностный компонент [7].А З.С. Руженская профессиональную «Яконцепцию»; профессиональноценностные ориентации; личностные переживания педагогической деятельности [8].Даже поверхностный анализ представленных позиций позволяет выявить общие для них структурные компоненты, а именно аксиологические (ценностные) основания профессии. Это особенно значимо для профессии социального педагога, особенно если он работает в школе с детьми. Анализ квалификационных характеристик профессии «социальный педагог» позволяет выделить ведущие ценности, являющиеся основой профессионального менталитета социального педагогав школе. Это ценность жизниребенка, уважение его достоинства, социальная ответственность, потребность служить своей профессии. Еще одна составляющая аксиологического компонента профессионального менталитета социального педагога это ценностные ориентации, образующие основу сознания и поведения социального педагога. Исследователи выделяют такие ценностные ориентации социального педагога, работающего в школе, как признание достоинства личности ребенкаи принятие его таким, каков он есть; признание неповторимости и многообразие личностиребенка, его права на самоопределение; вера в способность ребенка к улучшению; реализация права обучающегосяна поддержку со стороны ближайшего окружения.Наконец, такой компонент профессионального менталитета социального педагога, как направленность (включающая мотивы профессиональной деятельности, профессиональную позицию и профессиональное самоопределение) отличается гуманистическим характером. Иначе говоря, для социального педагога, работающего в школе, высшей ценностью является личность ребенка, ее неповторимость и творческая сущность. Следует также отметить, что гуманистическая направленность личности социального педагога должна опираться на специфическую «Яконцепцию». Ее специфичность опять же определяется профессиональными обязанностями социального педагога в школе. Не возможно эффективно помогать ребенку, испытывающему трудности в социализации, не веря в свои собственные силы; уважать личность ребенка, не уважая себя. Поэтому в основе «Яконцепции» социального педагога должны быть заложены положительное отношение к самому себе, адекватная самооценка, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны окружающих, а также высокая степень адаптивности, открытость в общении, желание оказать ребенка помощь, поддержку, защиту.Характеристика профессионального менталитета социального педагога позволяет понять причину неготовности молодых специалистов к работе в школе. Современная система профессиональной подготовки не учитывает необходимость формирования специфических ментальных характеристик профессии.Между тем, как было показано выше, именно они в профессиональной деятельности социального педагога в школе становятся определяющим фактором успешности. Следовательно, есть острая необходимость в реорганизации системы профессиональной подготовки социальных педагогов посредством внедрения в содержательный и методический компоненты образовательного процесса курсов и методик, нацеленных на формирование профессиональной ментальности.
Ссылки на источники1.Бочарова В.Г. Социальная педагогика : Монография[Текст] / А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков и др.; Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Владос, 2004. 366с.2.Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] :учеб. для студ. вузов / А.В. Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.3.Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студ. вузов[Текст] / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 447 с.4.Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273ФЗ от 29 декабря 2012 года [электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ / http://минобрнауки.рф/документы.
5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ / http://минобрнауки.рф/документы.6.Должностная инструкция социального педагога [электронный ресурс] // Должностная инструкция социального педагога, должностные обязанности социального педагога, образец должностной Должностная инструкция социального педагога, должностные обязанности социального педагога, образец должностной инструкции социального педагога / http://www.rabota.ru/guide/dolzhnostnye_instruktsii7.Гусаченко О.И. Менталитет современного педагога и условия его формирования: дис. … канд. пед. наук [Текст] / О.И. Гусаченко . М., 2004. 129 с.8.Руженская З.С. Педагогические условия формирования профессионального менталитета будущего учителя: дис. … канд. пед. наук [Текст] / З.С. Руженская . Магнитогорск, 2002. 166 с.9.Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дис. … канд. пед. наук [Текст] / З.С. Руженская . Барнаул, 1999. 150 с.10.Гершунский Б.С. Философия образования для XXIвека : монограф. [Текст] / Б.С. Гершунский. М. : Совершенство, 1998. 606 с.11.Сонин В.А. Психологопедагогические проблемы профессионального менталитета учителя : монограф. [Текст] / В.А. Сонин. Смоленск, 1997. 251 с.12.Попова Е. А. О возможностях развития профессионального менталитета в условиях дополнительного образования [Текст] // Фундаментальные исследования / Е.А. Попова, Е.В. Зелинская Е. В., Н.А. Толмачева. 2012. № 3. С. 620623.
Dorokhova TatjanaPh.D., Associate Professor of Psychology and Social Pedagogy Institute of Social Education VPO "Ural State Pedagogical University", Ekaterinburg70571@mail.ruOnthe professional mentality of social educators in schoolAbstract.The article raises a range of issues related to professional social teacher in school. First, based on the analysis of regulatory documents the importance of the social teacher substantiated for modern schools. Second, the professional characteristicsof social teacher, in particular, professional mentality as an integrative characteristic profession defined.Keywords: socialization, social education , social learning , social and pedagogical assistance mentality, the mentality , the mentality of a professional educator.
К вопросу о профессиональной ментальности социального педагогов в школе
Аннотация.В статье поднимается круг вопросов, связанных с профессиональной деятельностью социального педагога в школе. Вопервых, на основе анализа нормативных документов обосновывается значимость социального педагога для современной школы. Вовторых, определяются профессиональные характеристики социального педагога, в частности, профессиональная ментальность, как интегративная характеристика профессии.Ключевые слова:социализация, социальное воспитание, социальное обучение, социальнопедагогическая помощь, менталитет, ментальность, профессиональная ментальность педагога.
Статья публикуется в рамках гранда РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 Свердловская область.Заявка № 141666047. Проект «Социальнопедагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
Отечественнаяшкола переживает сегодня очередной виток реформ, нацеленных на модернизацию всей системы образования. Обоснование необходимости модернизации образования связывают с глобальными изменениями общественной, политической, экономической и духовной ситуации в стране и мире, а соответственно изменениями требований общества к выпускнику школы и учреждений профессионального образования. Современный социум требует, чтобы выпускник обладал, прежде всего, такими качествами, как мобильность, самостоятельность, активность, адаптивность и т.п. Иначе говоря, современная система образования должна отойти от обучающей (знаниевой) модели к социализирующей (компетентностной).Современный этап модернизации образования характеризуется стандартизацией. Осуществляется планомерный переход школы (с 2010 года начальной, с 2015 года основной общей, а с 2020годаи старшей) на новые Федеральные государственные стандарты. Новые стандарты отражают изменения, происходящие в обществе, и в качестве целевого ориентира рассматривают выпускника, готового успешно позитивно социализироваться в обществе. Оговоримся, что под социализацией здесь мы будем понимать не только усвоение индивидом определенного социального опыта (знаний, норм, ценностей и т.п.), но и его способность на основе данного опыта позитивно самореализоваться. Подобная точка зрения прочно утвердилась в социальнопедагогической теории (хотя «социализация» является одной изкатегорий социологии); ее придерживаются В.Г. Бочарова[1], А.В. Мудрик[2], М.А. Галагузова [3]
и др.По мнению данных исследователей, социальнопедагогическая деятельность, в первую очередь, преследует цель создания условий для нормальной социализации личности. Таким образом, социализирующая направленность новых стандартов повышает значимость социальнопедагогической деятельности в школе.Социальнопедагогическая деятельность в школе включает в себя социальное воспитание(целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации); социальное обучение(целенаправленный процесс передачи социальных знаний, формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка); социальнопедагогическую помощь (деятельность, нацеленная на оказание помощи и поддержки личности, испытывающей трудности в социализации)[3].Функционально данная деятельность должна осуществляться педагогами(при чем, как педагогамипредметниками, так и социальными педагогами, педагогамипсихологами, коррекционными педагогами), о чем свидетельствуют различные нормативныедокументы.Так, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»говорится, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [4].Развитие данных качеств вшколе осуществляется в процессевоспитательной и образовательной деятельности. Однако в рассматриваемой статье закона акцент делается на социальнозначимые качества, имеющие особое значение для нормальной социализации личности, поэтому на их развитие направлено в первую очередь социальноевоспитаниеи социальноеобучение.Близкие к указанным целевые ориентиры представлены и в новых стандартах. Так, Федеральный государственный стандарт основного общего образованиянаправлен на «обеспечениеусловий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника, таких , как:
«любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы»
[5].Таким образом,контентанализ основных нормативноправовых документов в области образования показывает, что социальное воспитание и социальное обучение являются базовыми функциями современных педагоговв школе.Однако те же документы среди обязательных видов деятельности, которые реализует современная школа,называют социальную помощь и поддержку тем категориям обучающихся, которые по разным причинам испытывают трудности в социализации. В частности в законе «Об образовании в Российской федерации» статья 42 посвящена психологопедагогической, медицинскойи социальной помощиобучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [4].
Федеральный государственный стандарт (как НОО, так и ООО) в качестве одного из структурных компонентов основной общеобразовательной программы школы рассматривает программу коррекционной работы, которая «должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детямданной категории»[5].Однако, не смотря на значимость функции социальнопедагогической помощи и поддержки в современной школе, большинство педагогов попросту не готовы к ее реализации. Это связано с несколькими факторами. Вопервых, с сохранение знаниевой парадигмы в итоговой аттестации выпускников (педагог в качестве своей главной задачи видит подготовку обучающихся к ЕГЭ). Вовторых, отсутствием у педагогов соответствующей квалификации (современное педагогическое образование не предусматривает подобной подготовки для учителей предметников, поэтому соответствующую квалификацию можно получить лишь в рамках дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки).Более того, современные типовые должностные инструкции учителейпредметников не включают социальнопедагогическую помощь и поддержку в функционал данных специалистов.
Вышесказанное относится и к деятельности, нацеленной на оказание социальнопедагогической помощи и поддержки обучающимся с девиантным поведением, число которых в школе за последние годы значительно возросло.(Впрочем, как и разнообразие девиаций. Если в конце прошлого столетия педагоги сталкивались преимущественнос педагогической запущенностью, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков, бродяжничеством, то сегодня к этим отклонениям прибавились различные виды зависимостей: от компьютера, интернета, разнообразных гаджетов, шопоголизм, бьютизависимость и проч.). В свою очередь социальнопедагогическая деятельность во всех ее проявлениях (в том числе, социальнопедагогическая помощь и поддержкаразличным категориям обучающихся, испытывающих проблемы в социализации)является основной в комплексе функциональных обязанностей социального педагога. Так, согласно типовымдолжностным инструкциямсоциального педагога он выполняет следующие обязанности:«Выявляет
интересы
и
потребности, трудности и проблемы,конфликтные ситуации,
отклонения в поведении обучающихся (воспитанников,детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.Выступает посредником между личностью обучающихся(воспитанников, детей)
и
учреждением,
семьей,
средой, специалистамиразличных социальных служб, ведомств и административных органов.Определяет
задачи,
формы, методы социальнопедагогическойработы, способы
решения
личных и социальных проблем,
принимает меры посоциальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личностиобучающихся (воспитанников, детей).Организует
различные
виды социально ценной деятельностиобучающихся (воспитанников,
детей) и взрослых, мероприятия, направленныена развитие
социальных
инициатив,
реализацию
социальных
проектов ипрограмм, участвует в их разработке и утверждении.Способствует
установлению
гуманных, нравственно здоровыхотношений в социальной среде.Содействует созданию
обстановки
психологического
комфорта
ибезопасности личности
обучающихся (воспитанников,
детей),
обеспечиваетохрану их жизни и здоровья» [6].Таким образом, и на нормативном и на содержательном уровнях подтверждается значимость деятельности социального педагога в школе. Однако в большинстве российских школ данный специалист отсутствует. Интересно, что в 1990е годы (после официального утвержденияспециальности «социальная педагогика» и начала профессиональной подготовкипо данной специальности) социальные педагоги появились в различных учреждениях и в первую очередь в школах. Но в течении двух десятилетий более 90% школ страны остались без этихспециалистов. Наиболее распространенными причинами этого стали: вопервых, жесткая финансовая политика в отношении школ (необходимость экономить ресурсы вынуждает администрацию сокращать ставки, в первую очередь социальных педагогов и психологов); вовторых, психологическая неготовность молодых социальных педагогов работать в школес детьми, имеющими проблемы в социализации. На сегодняшний день, как было показано выше, школа еще более остро, чем в предыдущие периоды нуждается в таких специалистах, как социальный педагог, для реализации социализирующей функции. Однако успешнаяпрофессиональнаяадаптацияи качественноевыполнениефункциональных обязанностей специалиста обусловленоопределеннымнаборомкачеств, характеризующих ту или инуюпрофессию. На наш взгляд, помимо компетенций, предусмотренных стандартами высшего профессионального образования, социальный педагогдолжен обладать специфическим профессиональным менталитетом.Понятия «менталитет» и «ментальность» носят междисциплинарный характер, так как изучаются различными направлениями социогуманитарного знания (философским, культурологическим, социологическим, филологическим, историческим, психологическим, педагогическим). Это разнообразие подходов не позволяет исследователям вывести некое универсальное определение указанных понятий. Поэтому, не смотря на многочисленные монографические исследования, обсуждения на конференциях различного уровня, защищенные диссертации на соискание степеней кандидата и доктора наук, данные понятия попрежнему остаются весьма перспективными в контексте решения различных проблем социокультурной направленности, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Вышесказанное относится и к такой разновидности ментальных характеристик, как профессиональный менталитет.
Следует отметить, что для науки проблема анализа данногопонятияне является новым. Так, с 1999года только в формате диссертационных исследований она поднималась десятки раз. Ученые исследовали проблемы формирования профессионального менталитета менеджеров, юристов, военных, инженеров и др.По проблемам формирования профессионального менталитета педагога в этот период было защищено три диссертации (О.И.Гусаченко [7],З.С. Руженская[8], О.Л Медведкова[9]).Но введено в научный оборот педагогикиданное понятие было в 1990егоды благодаря деятельности таких ученых, как Б.С. Гершунский [10] и В.Н. Сонин [11].Анализ определений понятий «профессиональный менталитет» и «профессиональная ментальность», которые чаще всего встречаются в литературе, позволяет сделать следующие выводы:
Единого понимания к определению рассматриваемых понятий у исследователей нет.
Понятия «профессиональный менталитет»и «профессиональнаяментальность»обычно употребляются как синонимы.
Контентанализ определений позволяет выделить некоторые устойчивые константыпрофессионального менталитета/ментальности, в частности:система смыслов деятельности, профессиональные установки, идеалы и ценностные ориентации, направленность, нормы, социальнопрофессиональный статус,профессиональный образ мира, профессиональная «Яконцепция».
В качестве характеристик профессионального менталитета/ментальности чаще всего встречаются принадлежность к профессиональной группе; наличие собственного миропонимания, характера поведенческих действий и эмоциональноволевых установок; опорав профессиональной деятельности нанациональные и групповые ментальные основания, а также на индивидуальныйментальныйопыт.
Обобщая вышесказанное можно определить понятие «профессиональный менталитет социального педагога» как социальную память профессионала, включающую совокупность психологических характеристик(установок, идеалов,ценностныхориентаций), определяющих его профессиональную деятельность в контексте создания условий для нормальной социализации ребенка.Рассматривая профессиональный менталитет как систему, исследователи, прежде всего, акцентируют внимание на структурнофункциональных характеристиках данной системы. Так, по мнению Е. В. Зелинской, Е. А. Поповой, Н. А. Толмачевой,в структурупрофессиональногоменталитета входятаксиологический компонент, включающий профессиональные ценности, нормы, цели; мотивационный компонент, представляющий собой готовность к инновационной деятельностии установочныйкомпонентрепрезентации ментального опыта в профессиональной деятельности)[12].О.Н. Гусаченко структуру профессионального менталитета представляет как совокупность таких компонентов, как образ «Япрофессионала»; эмоциональноволевой компонент; когнитивный иценностный компонент [7].А З.С. Руженская профессиональную «Яконцепцию»; профессиональноценностные ориентации; личностные переживания педагогической деятельности [8].Даже поверхностный анализ представленных позиций позволяет выявить общие для них структурные компоненты, а именно аксиологические (ценностные) основания профессии. Это особенно значимо для профессии социального педагога, особенно если он работает в школе с детьми. Анализ квалификационных характеристик профессии «социальный педагог» позволяет выделить ведущие ценности, являющиеся основой профессионального менталитета социального педагогав школе. Это ценность жизниребенка, уважение его достоинства, социальная ответственность, потребность служить своей профессии. Еще одна составляющая аксиологического компонента профессионального менталитета социального педагога это ценностные ориентации, образующие основу сознания и поведения социального педагога. Исследователи выделяют такие ценностные ориентации социального педагога, работающего в школе, как признание достоинства личности ребенкаи принятие его таким, каков он есть; признание неповторимости и многообразие личностиребенка, его права на самоопределение; вера в способность ребенка к улучшению; реализация права обучающегосяна поддержку со стороны ближайшего окружения.Наконец, такой компонент профессионального менталитета социального педагога, как направленность (включающая мотивы профессиональной деятельности, профессиональную позицию и профессиональное самоопределение) отличается гуманистическим характером. Иначе говоря, для социального педагога, работающего в школе, высшей ценностью является личность ребенка, ее неповторимость и творческая сущность. Следует также отметить, что гуманистическая направленность личности социального педагога должна опираться на специфическую «Яконцепцию». Ее специфичность опять же определяется профессиональными обязанностями социального педагога в школе. Не возможно эффективно помогать ребенку, испытывающему трудности в социализации, не веря в свои собственные силы; уважать личность ребенка, не уважая себя. Поэтому в основе «Яконцепции» социального педагога должны быть заложены положительное отношение к самому себе, адекватная самооценка, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны окружающих, а также высокая степень адаптивности, открытость в общении, желание оказать ребенка помощь, поддержку, защиту.Характеристика профессионального менталитета социального педагога позволяет понять причину неготовности молодых специалистов к работе в школе. Современная система профессиональной подготовки не учитывает необходимость формирования специфических ментальных характеристик профессии.Между тем, как было показано выше, именно они в профессиональной деятельности социального педагога в школе становятся определяющим фактором успешности. Следовательно, есть острая необходимость в реорганизации системы профессиональной подготовки социальных педагогов посредством внедрения в содержательный и методический компоненты образовательного процесса курсов и методик, нацеленных на формирование профессиональной ментальности.
Ссылки на источники1.Бочарова В.Г. Социальная педагогика : Монография[Текст] / А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков и др.; Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Владос, 2004. 366с.2.Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] :учеб. для студ. вузов / А.В. Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.3.Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студ. вузов[Текст] / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 447 с.4.Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273ФЗ от 29 декабря 2012 года [электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ / http://минобрнауки.рф/документы.
5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ / http://минобрнауки.рф/документы.6.Должностная инструкция социального педагога [электронный ресурс] // Должностная инструкция социального педагога, должностные обязанности социального педагога, образец должностной Должностная инструкция социального педагога, должностные обязанности социального педагога, образец должностной инструкции социального педагога / http://www.rabota.ru/guide/dolzhnostnye_instruktsii7.Гусаченко О.И. Менталитет современного педагога и условия его формирования: дис. … канд. пед. наук [Текст] / О.И. Гусаченко . М., 2004. 129 с.8.Руженская З.С. Педагогические условия формирования профессионального менталитета будущего учителя: дис. … канд. пед. наук [Текст] / З.С. Руженская . Магнитогорск, 2002. 166 с.9.Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дис. … канд. пед. наук [Текст] / З.С. Руженская . Барнаул, 1999. 150 с.10.Гершунский Б.С. Философия образования для XXIвека : монограф. [Текст] / Б.С. Гершунский. М. : Совершенство, 1998. 606 с.11.Сонин В.А. Психологопедагогические проблемы профессионального менталитета учителя : монограф. [Текст] / В.А. Сонин. Смоленск, 1997. 251 с.12.Попова Е. А. О возможностях развития профессионального менталитета в условиях дополнительного образования [Текст] // Фундаментальные исследования / Е.А. Попова, Е.В. Зелинская Е. В., Н.А. Толмачева. 2012. № 3. С. 620623.
Dorokhova TatjanaPh.D., Associate Professor of Psychology and Social Pedagogy Institute of Social Education VPO "Ural State Pedagogical University", Ekaterinburg70571@mail.ruOnthe professional mentality of social educators in schoolAbstract.The article raises a range of issues related to professional social teacher in school. First, based on the analysis of regulatory documents the importance of the social teacher substantiated for modern schools. Second, the professional characteristicsof social teacher, in particular, professional mentality as an integrative characteristic profession defined.Keywords: socialization, social education , social learning , social and pedagogical assistance mentality, the mentality , the mentality of a professional educator.