Различные виды взаимодействия как средства реализации технологии формирования основ социальной активности дошкольников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимошина
Е.
И.,
Шишенко
Е.
В. Различные виды взаимодействия как средства реализации технологии формирования основ социальной активности дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4756–4760. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55216.htm.
Аннотация. Целью статьи является обоснование значения различных видов взаимодействия в процессе реализации основополагающего принципа технологии формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
социальная активность; формирование социальной активности; технология; принцип развития; взаимодействие (групповое, коллективное, разновозрастное)
Текст статьи
Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент Череповецкого государственного университета,г.Череповец, Россияtimoshina1965@yandex.ruШишенко Екатерина Владимировнаcтудентка 2 курса, кафедры дошкольного образования, психологопедагогического образования, Череповецкого государственного университета, г.Череповец, РоссияShishenko.ekaterina@yandex.ru
Различные виды взаимодействия как средства реализации технологии формирования основсоциальной активности дошкольников
Аннотация. Целью статьи является обоснование значения различных видов взаимодействия в процессе реализации основополагающего принципатехнологии формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: социальная активность; формирование социальной активности; технология; принцип развития; взаимодействие (групповое, коллективное, разновозрастное).
Современная социальная ситуация обуславливает необходимость формирования социально активной личности. Философские, социологические, психологопедагогические исследования показывают, что социальная активность не формируется спонтанно, что необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [2, с. 49]. Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также вступившие в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС). Анализ теоретических, методических источников и ныне действующих образовательных программ дошкольного образования и технологий показал, что задачи по формированию основ интегративныхкачеств дошкольников, в том числе и социальной активности, ставятся, но отсутствует соответствующая технология.Следовательно, одна из актуальных задач как теоретической, так и практической педагогики –создание педагогических технологий развития социальной активности детей, соответствующих целевым установкам и ценностям современного общества и образования.В современных психологических исследованиях активность рассматривается как системообразующее свойство личности. Принципиальное значение для понимания истоков активности личности имеют исследования мотивационнопотребностной сферы человека [1, с. 5]. Именно потребности, становясь стимулами, мотивами, ценностными ориентациями определяют направленность поведения и деятельности индивида, характеризуют его как активную или пассивную личность. Данные положения психологии полностью соответствуют сущности аксиологического подхода, на основе которого мы сделалипопытку построения технологии формирования основ социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.С педагогической точки зрения личность рассматривается как объект воздействия, способный изменяться под влиянием специально созданных педагогических условий и собственной активности в результате деятельности и поведения.Единицей анализа личности является педагогическая ситуация, в которой реализуется сознательно поставленная цель. От формы предъявления цели будет зависеть, примет ее ребенок или нет. Следовательно, значительное внимание должно уделяться выбору методов организации детской деятельности. Важно, чтобы методы не противоречили целям, а были оптимальными с точки зрения решения задач формирования основ активности. Помимо вышеобозначенного, педагогическая ситуация как единица анализа личности включает в себя изменения, происходящие в личности. К таким изменениям относят и конкретные социально значимые знания, умения и собственно качества личности, и способность совершать поступки. Главное, как считают В.Г.Маралов и В.А.Ситаров, чтобы педагогическая ситуация имела определенный социальный заряд и способствовала решению перспективных задач формирования личности[3, с.170].Итак, с педагогической точки зрения развитие социально активной личности –это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках общего процесса воспитания, включающей в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а также социально значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении. Данное концептуальное положение является основой для разработки нами технологии формирования основ социальной активности у старших дошкольников.В контексте нашего исследования, наибольший интерес представляют два типа педагогических ситуаций, выделяемых исследователями, это –ситуациизадачи и проблемные ситуации[3, с.179].Ситуациизадачиценны в социальном плане и способствуют развитию комплекса качеств, называемых исполнительностью, проблемные же ситуации в наибольшей степени формируют творческую активность и ориентированы на проявление инициативности. Оптимальное сочетание исполнительности и инициативности и составляет основу активности личности. Исследователями (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечается, что использование только проблемных ситуаций не решает задач формирования социально активной личности, поскольку инициативность, не подкрепленная разумной исполнительностью, а значит, организованностью и дисциплинированностью, способствует развитию самоуверенной личности, умеющей выдвинуть инициативу, но не всегда способной ее реализовать. Итак,технология формирования основ социальной активности у старших дошкольников строится на разумной системе ситуацийзадач и проблемных ситуаций.Основополагающимпринципомпостроения технологии и отбора её содержания является принцип развития: основная цель –развитие ребенка, осуществляется за счет выбора в качестве приоритетного средства технологии проблемного урока Елены Леонидовны Мельниковой (Мельникова Е.Л., 2006, с. 19). Нами предпринимается попытка адаптации данной технологии к старшему дошкольному возрасту. Технология универсальная, она позиционируется так самим автором, а также всеми рецензентами. Она накладывается на любой возраст и на любую тематику.Е.Л. Мельникова выделила четырёхступенчатую структуру проблемного урока: постановка проблемы –поиск решения –выражение решения –реализация продукта. Специфика использования её в дошкольном образовании заключается в том, что мы не можем её реализовать в рамках одной организационной формы, например, в рамках занятия, экскурсии. Но мы можем эти элементы включить в разные компоненты образовательного процесса. Так постановка проблемы и поиск решения может осуществляться в непосредственной образовательной деятельности. Выражаться решение может в режимных моментах или при взаимодействии с семьёй. Реализовываться продукт будет в совместной деятельности с различными социальными партнёрами (малышами, сверстниками, родителями, детьми с ограниченными возможностями и так далее). Так, например, дети обсуждают назанятии, какие виды птиц распространены в нашем городе и как они могут помочьзимующим птицам. Процесс изготовления кормушек из бросового материала происходил в совместнойс воспитателем деятельности, а также изготовление кормушек происходило совместно с родителями дома. Последний четвёртый компонент был реализован на выставке кормушек, на которую приглашались малыши и сверстники из параллельной группы и в процессе непосредственного развешивания кормушек с малышами на прогулке.При реализации данного принципаважно развитие различных видов взаимодействия детей, т.к. специфической особенностью технологии является в качестве реализации продукта обязательная диссеминация детского опыта.Одним из видов взаимодействия детей является групповое взаимодействие
внешне наблюдаемая сторона взаимодействия между группой людей, связанная с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующаяся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на поведение или установки.Именно в групповом взаимодействиидошкольники приобретают навыки самоорганизации и самоуправления, положительногоэмоциональногоотношениядруг к другу, открывается возможность свободного развития каждого участникаобщения, снимаетсянапряженность, страх,чувство ущербности,возникает потребность к самопознанию, формируется опыт коммуникативности, организаторскиеспособности, появляется уверенность в себе, успешность, в следствие чего снижается тревожность, появляются чувство комфортности, положительные эмоции, а, кроме того, что важно в контексте нашего исследования, формируется активность дошкольника, развивается его самосознание.Огромное значение в воспитании социально активной позиции детей играет и коллективное взаимодействие, которое определяется как равноправное личностное взаимодействие дошкольников, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности [ 6, с.27].В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности –это средство передачи полезной информациии практического опыта, средство формирования культуры самого общения.Коллективному взаимодействиюприсущи следующие функции, которые важны и в процессе, и в результате формирования основ социальной активности личности дошкольника, а затем и взрослого человека:· информационная –обмен чувственной и познавательной информацией;· контактная –готовность к приёму и передаче информации;· координационная –согласование действий и организация взаимодействия;· перцептивная –восприятие и понимание друг друга;· развивающая –изменение личностных качеств участников деятельности.Коллективное взаимодействие дошкольников направлено на развитие умения уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи,сотрудничать, что соответствует сущности такой составляющей социальной активности как инициативность. Следовательно, коллективное взаимодействие является необходимым инструментом в формировании основ социальной активности дошкольников.Следуя принципу развития,дети должны осознать, что продукты их деятельности необходимы для других. Этому способствует разновозрастное взаимодействие (воспитанники экспериментальных групп постоянно взаимодействуют с малышами из подшефных групп).Разновозрастное взаимодействие –
взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста,способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.По мнениюТ.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г., польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности,самостоятельности, инициативности что входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения[ 7, c. 10].Согласно наблюдениям Е.А.ВовчикБлакитной,характер разновозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению[ 8, с.57].Она выделяет смыслообразующий мотив взаимодействия
стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого», следовательно постепенно закрепляется чувство ответственности, столь необходимое в процессе формирования основ социальной активности дошкольников.При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о нем. Как следствие у детей развивается исполнительность, которая является частьюсоциальной активности, которую в силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают в форме инициативности и исполнительности, также как и все положительные качества старших.Таким образом, групповое, коллективное и разновозрастное взаимодействие являются важнейшими средствами реализации основополагающего принципа (принципа развития) технологии формированияоснов социальной активности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. –1985. №5. –С. 318.2.Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностносмысловой сферы ребенкадошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2 № 4. С. 4852.3.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник –младший школьник). –М.: «Прометей», МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.4.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. –М., 2006.5.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый М., 2004.6.Газман О. С. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. —М., 1980 –С.2547.7.Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. «Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада//Дошкольное воспитание 1985 № 6 с. 12168.ВовчикБлакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы//Дошкольное воспитание 1988 № 6 с.5659.
Timoshina Elena I,. Ph.D., Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovets, RussiaShishenko Ekaterina,student of 2nd year, the Department of Early Childhood Education, Educational Psychology and Education, Cherepovets State University, Cherepovets, RussiaT hevarious interactions as an implementer of technology forming the basis of social activity preschoolAbstract. The aim of the article is to substantiate the importance of various types of interaction in the process of implementing the fundamental principle of imaging technologies such significant foundations in contemporary social situation of personal qualities as a social activity, beginning with preschool age.Keywords: social activity, the formation of social activity; technology, the principle of development, the interaction (group, collective, unevenaged).
Различные виды взаимодействия как средства реализации технологии формирования основсоциальной активности дошкольников
Аннотация. Целью статьи является обоснование значения различных видов взаимодействия в процессе реализации основополагающего принципатехнологии формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: социальная активность; формирование социальной активности; технология; принцип развития; взаимодействие (групповое, коллективное, разновозрастное).
Современная социальная ситуация обуславливает необходимость формирования социально активной личности. Философские, социологические, психологопедагогические исследования показывают, что социальная активность не формируется спонтанно, что необходима целенаправленная, систематическая работа по ее развитию, начиная с дошкольного возраста [2, с. 49]. Об этом же свидетельствуют и основные государственные документы, касающиеся дошкольного образования: закон «Об образовании РФ», а также вступившие в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС). Анализ теоретических, методических источников и ныне действующих образовательных программ дошкольного образования и технологий показал, что задачи по формированию основ интегративныхкачеств дошкольников, в том числе и социальной активности, ставятся, но отсутствует соответствующая технология.Следовательно, одна из актуальных задач как теоретической, так и практической педагогики –создание педагогических технологий развития социальной активности детей, соответствующих целевым установкам и ценностям современного общества и образования.В современных психологических исследованиях активность рассматривается как системообразующее свойство личности. Принципиальное значение для понимания истоков активности личности имеют исследования мотивационнопотребностной сферы человека [1, с. 5]. Именно потребности, становясь стимулами, мотивами, ценностными ориентациями определяют направленность поведения и деятельности индивида, характеризуют его как активную или пассивную личность. Данные положения психологии полностью соответствуют сущности аксиологического подхода, на основе которого мы сделалипопытку построения технологии формирования основ социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.С педагогической точки зрения личность рассматривается как объект воздействия, способный изменяться под влиянием специально созданных педагогических условий и собственной активности в результате деятельности и поведения.Единицей анализа личности является педагогическая ситуация, в которой реализуется сознательно поставленная цель. От формы предъявления цели будет зависеть, примет ее ребенок или нет. Следовательно, значительное внимание должно уделяться выбору методов организации детской деятельности. Важно, чтобы методы не противоречили целям, а были оптимальными с точки зрения решения задач формирования основ активности. Помимо вышеобозначенного, педагогическая ситуация как единица анализа личности включает в себя изменения, происходящие в личности. К таким изменениям относят и конкретные социально значимые знания, умения и собственно качества личности, и способность совершать поступки. Главное, как считают В.Г.Маралов и В.А.Ситаров, чтобы педагогическая ситуация имела определенный социальный заряд и способствовала решению перспективных задач формирования личности[3, с.170].Итак, с педагогической точки зрения развитие социально активной личности –это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках общего процесса воспитания, включающей в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а также социально значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении. Данное концептуальное положение является основой для разработки нами технологии формирования основ социальной активности у старших дошкольников.В контексте нашего исследования, наибольший интерес представляют два типа педагогических ситуаций, выделяемых исследователями, это –ситуациизадачи и проблемные ситуации[3, с.179].Ситуациизадачиценны в социальном плане и способствуют развитию комплекса качеств, называемых исполнительностью, проблемные же ситуации в наибольшей степени формируют творческую активность и ориентированы на проявление инициативности. Оптимальное сочетание исполнительности и инициативности и составляет основу активности личности. Исследователями (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечается, что использование только проблемных ситуаций не решает задач формирования социально активной личности, поскольку инициативность, не подкрепленная разумной исполнительностью, а значит, организованностью и дисциплинированностью, способствует развитию самоуверенной личности, умеющей выдвинуть инициативу, но не всегда способной ее реализовать. Итак,технология формирования основ социальной активности у старших дошкольников строится на разумной системе ситуацийзадач и проблемных ситуаций.Основополагающимпринципомпостроения технологии и отбора её содержания является принцип развития: основная цель –развитие ребенка, осуществляется за счет выбора в качестве приоритетного средства технологии проблемного урока Елены Леонидовны Мельниковой (Мельникова Е.Л., 2006, с. 19). Нами предпринимается попытка адаптации данной технологии к старшему дошкольному возрасту. Технология универсальная, она позиционируется так самим автором, а также всеми рецензентами. Она накладывается на любой возраст и на любую тематику.Е.Л. Мельникова выделила четырёхступенчатую структуру проблемного урока: постановка проблемы –поиск решения –выражение решения –реализация продукта. Специфика использования её в дошкольном образовании заключается в том, что мы не можем её реализовать в рамках одной организационной формы, например, в рамках занятия, экскурсии. Но мы можем эти элементы включить в разные компоненты образовательного процесса. Так постановка проблемы и поиск решения может осуществляться в непосредственной образовательной деятельности. Выражаться решение может в режимных моментах или при взаимодействии с семьёй. Реализовываться продукт будет в совместной деятельности с различными социальными партнёрами (малышами, сверстниками, родителями, детьми с ограниченными возможностями и так далее). Так, например, дети обсуждают назанятии, какие виды птиц распространены в нашем городе и как они могут помочьзимующим птицам. Процесс изготовления кормушек из бросового материала происходил в совместнойс воспитателем деятельности, а также изготовление кормушек происходило совместно с родителями дома. Последний четвёртый компонент был реализован на выставке кормушек, на которую приглашались малыши и сверстники из параллельной группы и в процессе непосредственного развешивания кормушек с малышами на прогулке.При реализации данного принципаважно развитие различных видов взаимодействия детей, т.к. специфической особенностью технологии является в качестве реализации продукта обязательная диссеминация детского опыта.Одним из видов взаимодействия детей является групповое взаимодействие
внешне наблюдаемая сторона взаимодействия между группой людей, связанная с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующаяся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на поведение или установки.Именно в групповом взаимодействиидошкольники приобретают навыки самоорганизации и самоуправления, положительногоэмоциональногоотношениядруг к другу, открывается возможность свободного развития каждого участникаобщения, снимаетсянапряженность, страх,чувство ущербности,возникает потребность к самопознанию, формируется опыт коммуникативности, организаторскиеспособности, появляется уверенность в себе, успешность, в следствие чего снижается тревожность, появляются чувство комфортности, положительные эмоции, а, кроме того, что важно в контексте нашего исследования, формируется активность дошкольника, развивается его самосознание.Огромное значение в воспитании социально активной позиции детей играет и коллективное взаимодействие, которое определяется как равноправное личностное взаимодействие дошкольников, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности [ 6, с.27].В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности –это средство передачи полезной информациии практического опыта, средство формирования культуры самого общения.Коллективному взаимодействиюприсущи следующие функции, которые важны и в процессе, и в результате формирования основ социальной активности личности дошкольника, а затем и взрослого человека:· информационная –обмен чувственной и познавательной информацией;· контактная –готовность к приёму и передаче информации;· координационная –согласование действий и организация взаимодействия;· перцептивная –восприятие и понимание друг друга;· развивающая –изменение личностных качеств участников деятельности.Коллективное взаимодействие дошкольников направлено на развитие умения уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи,сотрудничать, что соответствует сущности такой составляющей социальной активности как инициативность. Следовательно, коллективное взаимодействие является необходимым инструментом в формировании основ социальной активности дошкольников.Следуя принципу развития,дети должны осознать, что продукты их деятельности необходимы для других. Этому способствует разновозрастное взаимодействие (воспитанники экспериментальных групп постоянно взаимодействуют с малышами из подшефных групп).Разновозрастное взаимодействие –
взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста,способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.По мнениюТ.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г., польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности,самостоятельности, инициативности что входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения[ 7, c. 10].Согласно наблюдениям Е.А.ВовчикБлакитной,характер разновозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению[ 8, с.57].Она выделяет смыслообразующий мотив взаимодействия
стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого», следовательно постепенно закрепляется чувство ответственности, столь необходимое в процессе формирования основ социальной активности дошкольников.При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о нем. Как следствие у детей развивается исполнительность, которая является частьюсоциальной активности, которую в силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают в форме инициативности и исполнительности, также как и все положительные качества старших.Таким образом, групповое, коллективное и разновозрастное взаимодействие являются важнейшими средствами реализации основополагающего принципа (принципа развития) технологии формированияоснов социальной активности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. –1985. №5. –С. 318.2.Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностносмысловой сферы ребенкадошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2 № 4. С. 4852.3.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник –младший школьник). –М.: «Прометей», МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.4.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. –М., 2006.5.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый М., 2004.6.Газман О. С. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. —М., 1980 –С.2547.7.Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. «Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада//Дошкольное воспитание 1985 № 6 с. 12168.ВовчикБлакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы//Дошкольное воспитание 1988 № 6 с.5659.
Timoshina Elena I,. Ph.D., Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovets, RussiaShishenko Ekaterina,student of 2nd year, the Department of Early Childhood Education, Educational Psychology and Education, Cherepovets State University, Cherepovets, RussiaT hevarious interactions as an implementer of technology forming the basis of social activity preschoolAbstract. The aim of the article is to substantiate the importance of various types of interaction in the process of implementing the fundamental principle of imaging technologies such significant foundations in contemporary social situation of personal qualities as a social activity, beginning with preschool age.Keywords: social activity, the formation of social activity; technology, the principle of development, the interaction (group, collective, unevenaged).