Анализ удовлетворенности трудоустройством выпускников вуза: проблемы и пути решения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельникова
О.
В. Анализ удовлетворенности трудоустройством выпускников вуза: проблемы и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4771–4775. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55219.htm.
Аннотация. В статье озвучена проблема, связанная с адекватностью применяемого в вузах при анализе трудоустройства выпускников методического инструментария. Для решения обозначенной проблемы предлагается разработанная автором методика многоуровневого анализа параметров трудоустройства.
Текст статьи
Мельникова Ольга Владимировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийск –наукоградРФborisova83@mail.ru
Анализ удовлетворенности трудоустройством выпускников вуза: проблемы и пути решения
Аннотация. В статье озвучена проблема, связанная с адекватностью применяемого в вузах при анализе трудоустройства выпускников методического инструментария.Для решения обозначенной проблемы предлагается разработанная автором методика многоуровневого анализа параметров трудоустройства.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускник вуза, удовлетворенность параметрами трудоустройства.
Известно, что одним из показателей, определяющих конкурентоспособность вузана рынке образовательных услуг, выступает уровень востребованности его выпускников на рынке труда. Подтверждением отмеченномуявляется использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей/ направлений подготовки[1].Реализация указанного обстоятельства сопряжена с анализом трудоустройства выпускников вуза, базирующемся на информации городской государственной службы занятости населения (далее –«ГГСЗН»). Для анализа трудоустройства выпускников вузов используется типовая методика, предполагающая расчет показателей (таблица 1), формирующих ежегодные отчетные данные вуза в разрезе специальностей/ направлений подготовки.
Таблица 1 Показатели трудоустройства выпускников вузов
ПоказателиИндикаторы1. Выпуск специалистов (бакалавров), всего (), чел.1. Общая численность выпускников, чел.1.1 Выпуск специалистов (бакалавров), обучавшихся по дневной форме обучения (), чел.1.1 Доля , чел. в выпуске , чел.: , %2. Количество трудоустроенных (получивших направления на работу) выпускников, обучающихся по дневной форме (), чел.2. Доля , чел. в выпуске , чел.: , %3. Количество выпускников, обучавшихся по дневной форме, состоящих на учете в службе занятости (), чел.3. Доля , чел. в , чел.: , %
Подчеркнем, что согласно действующей инструкции уровень трудоустройства выпускников вуза () исчисляется по формуле:
,(1)
где –выпускники дневной формы обучения анализируемой специальности/ направления подготовки, чел.;–выпускники дневной формы обучения анализируемой специальности/ направления подготовки, состоящие на учете в ГГСЗН, чел.Получается, если в ГГСЗНне обратиться ни один выпускник, уровень востребованности будет считаться (но, отнюдь, не является) стопроцентным, а трудоустройство позиционироваться вузом как успешное.Вполне очевидно, что данный подход обладает рядом существенных недостатков:1) базируется на информации городской государственной службы занятости населения, отражая, по сути, не уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда, а преимущественно уровень социальной активности нетрудоустроенных выпускников и степень их лояльности (доверительного) отношения к ГГСЗН;2) не учитывает реальных безработных, не зарегистрированных в службах занятости населения, или зарегистрированных в коммерческих службах занятости;3) распространяется только на выпускников очной формы обучения текущего года;4) отражает количество регистрируемых в ГГСЗН на определенную дату (как правило, на 31 декабря года выпуска анализируемых выпускников);5) не позволяет разграничить трудоустройство выпускников на профильное (по полученной в вузе специальности/ направлению подготовки) и непрофильное;6) не учитывает степень соответствия трудоустройства выпускников уровню их подготовки в вузе;7) не отражает степень удовлетворенности выпускников условиями труда, т.е. успешность их трудоустройства.Следует подчеркнуть, что представленная методика носит формальный характер, поскольку основана на условном разделении выпускников на занятых () и незанятых (). Получается, что = , следовательно:
(2)
Выявленные недостатки типовой методики анализа трудоустройства выпускников вузовобусловили необходимость разработки нового подхода, базирующегося на результатах опросной статистики, предполагающего многоуровневую последовательную оценку (таблица 2): фактического, профильного и удовлетворенноготрудоустройства.Данные таблицы 2 показывают, что концептуальную основу авторского подхода составляет идея многоуровневого анализа трудоустройства выпускников. Результатом реализации каждого этапа анализа выступают соответствующие диагностируемые показатели: уровень трудоустройства (), уровень профильного трудоустройства () и уровень удовлетворенного трудоустройства (), расчет которых производится соответственно по формулам (3), (4), (5).
Таблица 2Многоуровневый анализ трудоустройства выпускников вуза
Уровень анализаПредмет анализа Диагностируемый показатель трудоустройства Информационная база Наименование показателя Условное обозначение показателяРасчетная формула1.Фактическое трудоустройствоУровень трудоустройства
(3)Результаты опросной статистики выпускников вуза(рисунок 1)2.Профильное трудоустройствоУровень профильного трудоустройства
(4)3.УдовлетворенноетрудоустройствоУровень удовлетворенноготрудоустройства
(5)
Сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников вуза представлен в таблице 3.
Рисунок 1–Структура выпускников вуза по критерию трудоустройства
Выпускники анализируемой специальности, чел.()Трудоустроенные выпускники, чел.()Нетрудоустроенные выпускники, чел.()Профильнотрудоустроенные выпускники, чел. ()Непрофильнотрудоустроенные выпускники, чел.()Успешно (удовлетворенно)
трудоустроенные выпускники, чел.()Неуспешно (неудовлетворенно)
трудоустроенные выпускники, чел.()Таблица 3 Сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников вузаАнализируемыйпараметрМетодика анализа трудоустройства выпускников ВУЗаТиповаяМногоуровневая1. Информационная базаДанные государственной городской службы занятости населения (ГГСЗН)Данные опросной статистики выпускников ВУЗа, выявленные в процессеструктурированного телефонного интервьюирования2. Процедура оценки ОдноуровневаяМногоуровневая3. Оценочные показателиУровень трудоустройства ()
Уровень трудоустройства (), уровеньпрофильного трудоустройства (), уровень удовлетворенного трудоустройства ()4. Расчетная формула оценочного показателя(6)Расчетные формулы (3), (4), (5)5. Степень формализма при реализации подходаФормальныйНеформальный6. Возможность проведения факторного анализаОтсутствуетДостаточная7. Достоверность оценкиНизкаяВысокая8. Трудоемкость оценкиНизкаяВысокая9. Затратоемкость оценкиНизкаяСредняя
Акцентируем ключевые моменты методики многоуровневого анализа трудоустройства.1. Информационную базу методики формируют данные опросной статистики выпускников вуза.2. Концептуальную основу –идея использования многоуровневого подхода, предполагающего поэтапное исследование каждой из анализируемых категорий:
выпускники анализируемой специальности/ направления подготовки;
трудоустроенные выпускники;
профильно трудоустроенные выпускники; успешно (удовлетворенно)трудоустроенные выпускники.3. Основу предлагаемой методикисоставляет алгоритм анализа трудоустройства выпускников вуза, включающий четыре взаимосвязанных блока (целеполагающий, целереализующий, аналитический и управленческий) и предполагающий последовательное выполнение 6 этапов (рисунок 2).1)Обоснованиев соответствии с заданием руководства вуза цели и задач исследования. Задание на проведение исследования оформляется в виде приказа или распоряжения руководителя (ректора, директора, проректора, зам. директора). Результатом реализации данного этапа является программа исследования, включающая описание процедуры его проведения, определение ответственных лиц, разграничение полномочий между ними и др.Отметим, что при реализации указанной процедуры огромное значение следует уделять распределению ответственности и полномочий подразделений и должностных лиц вуза при выполнении работ и мероприятий, связанных с анализом трудоустройства выпускников ВУЗа. С этой целью необходимо применять специальную матрицу (таблица 4).Так, основными исполнителями, осуществляющими анализ трудоустройства выпускников, в ВУЗе выступают специалисты службы содействия трудоустройству (или отдела маркетинга образования). Директор (начальник) данной службы (отдела) координирует деятельностью специалистов. В процессе анализа трудоустройства может осуществляться взаимодействие с различными структурными подразделениями и должностными лицами (деканатами, заведующими кафедрами, начальником и специалистами отдела кадров и др.). Основной целью такого взаимодействияявляется сбор сведений, позволяющих наиболее полно сформировать базу данных о выпускниках обследуемых специальностей / направлений подготовки.
Таблица 4 Матрица распределения ответственности и полномочий при реализации процедуры анализа трудоустройства выпускников вуза[2]
Процесс (в соответствии с процедурой анализа трудоустройства)Должностное лицоДиректор службы содействия трудоустройствуСпециалисты службы содействия трудоустройствуРекторПроректор по учебной работеНачальник отдела менеджмента качества образованияДеканыЗаведующие выпускающими кафедрамиНачальник отдела кадров1234567891. Разработка проекта программы выборочного анализа трудоустройства выпускниковОИВ
2. Утверждение программыО
ВВ
3. Проведение формального анализа трудоустройства выпускников (по данным ГГСЗН)ОИ
ВВ
4. Утверждение объема и структуры выборки респондентов для анализа трудоустройстваОИВ
В5. Корректировка базового алгоритма под программу исследованияОИ
6. Структурированный телефонный опрос респондентов ОИ
7. Определение уровня фактического трудоустройства выпускниковОИ
8. Сопоставление результатов анализа фактического трудоустройства с данными ГГСЗНОИ
9. Определение уровня профильного трудоустройства выпускниковОИ
10. Определение уровня удовлетворенного трудоустройства выпускников ОИ
11. Комплексный анализ трудоустройства выпускниковОИ
12. Составление отчета о проделанной работе, содержащего адресные рекомендацииОИ
13. Утверждение отчетаО
ВВ
Примечание: О –ответственный за процесс; В –взаимодействие при выполнении процесса; И –исполнитель процесса
Рисунок 2–Схема анализа трудоустройства выпускников вуза
2) Разработка и утверждениеопросной анкеты. Для комплексного анализа трудоустройства выпускников используется анкета, структура которой представлена в таблице 5. Таблица 5 Структура опросной анкеты выпускника вуза
Целевой блокПеречень вопросов, входящих в целевой блокПараметрические характеристики респондентов1) ФИО;2) Пол;3) Возраст;4) Базовое образование;5) Полученная специальность;6) Год окончания;7) Форма обучения;8) УспеваемостьТрудоустройство респондентов в период обучения в вузе9) Фактическое трудоустройство в период обучения в вузе10) Профильное / непрофильное трудоустройство в период обучения в вузеФактическое трудоустройство респондентов11) Фактическое трудоустройство;12) Временной лаг поиска работы по окончании вуза;13) Тактика (способы) поиска работы по окончании вуза;14) Количество мест работы, смененных по окончании вуза с выяснением причины смены места трудоустройстваПрофильное трудоустройство респондентов15) Профильное трудоустройство (по полученной в вузе специальности / направлении подготовки)Успешное (удовлетворенное) трудоустройство респондентов16) Удовлетворенность уровнем заработной платы;17) Удовлетворенность содержанием труда (функциональными обязанностями);18) Удовлетворенность взаимоотношениями в трудовом коллективе;19) Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем;20) Удовлетворенность условиями труда;21) Удовлетворенность карьерой;22) Удовлетворенность графиком работы;23) Удовлетворенность системой социальных льготОбобщенная удовлетворенность трудоустройством респондентов24) Обобщенная оценка удовлетворенности трудоустройством;25) Планы относительно смены места трудоустройства
Вполне очевидно, что представленная анкета может корректироваться под цели и задачи исследования.3)Согласование объема выборки, состава и структуры респондентов с руководством вуза.4)Проведение опроса респондентов–заполнение анкеты в соответствии с предлагаемой инструкцией.5)Обработкаданных анкетного опроса –определение показателей фактического(), профильного()и удовлетворенного()трудоустройства по формулам (3)(5):
,(3)
где ––доля трудоустроенных выпускников в общей численности анализируемых выпускников, чел.;
–общая численность анализируемых выпускников, чел.;
, (4)
где –доля профильно трудоустроенных выпускников (по укрупненной группе специальностей/ направлений подготовкиили по конкретной специальности/ направлению подготовки) в общей численности анализируемых выпускников.
,(5)
где –доля удовлетвореннотрудоустроенных выпускников в общей численности анализируемых выпускников(по результатам обобщенной оценки удовлетворенности), чел.Для более детализированной оценки предлагается оценивать удовлетворенность трудоустройством в разрезе анализируемых параметров (таблица 5, вопросы 1623) по 5балльной шкале (5 –полностью удовлетворен; 1 –не удовлетворен). Отметим, что уровень удовлетворенности трудоустройством по частным параметрам ()определяетсяпо формуле:
,(6)
где –балльная оценка iго параметра трудоустройства; 5 –эталонная оценка параметра.Интегральный уровень удовлетворенности рассчитываетсяпо формуле:
,(7)
где n–число параметров трудоустройства (в исходной опроснике данных параметров 8).6. Комплексная (абсолютноотносительная) оценкауровня трудоустройства (таблица 6): а) «абсолютная оценка» в соответствии с расчётным значением уровня трудоустройства, по результатам которой показатель трудоустройства оценивается как «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий»;б) «относительная оценка», базирующаяся на сравнении с «фоном», в качестве которого могут выступать конкретные специальности/ направления подготовки, укрупненные группы специальностей/ направлений подготовки, кафедры, факультеты, вузы. По результатам относительной оценки уровень трудоустройства может быть определен как относительно высокий, сопоставимый и относительно низкий.
Таблица 6 Комплекснаяоценка уровня трудоустройства выпускников вуза
Абсолютная оценкаОтносительная оценкаДиапазон
изменения уровня трудоустройстваКачественная градация абсолютной оценкиУровень
трудоустройства по сравнению с
«фоном»Качественная градация относительной оценкиОт 0,95 до 1,00ВысокийБольшеОтносительно высокийОт 0,80 до 0,94Выше среднегоОт 0,70 до 0,79СреднийРавенСопоставимыйОт 0,60 до 0,69Ниже среднегоМеньшеОтносительно низкийМенее 0,60Низкий
В заключение подчеркнем, что в 2013 году была проведена апробация предложенного методического инструментария, подтвердившая адекватность разработанных подходов своему предназначению.
Ссылки на источники1. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011г.№184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» –ИА "ГАРАНТ":http://www.garant.ru/.2. Документированная процедура Системы менеджмента качества БТИ АлтГТУ. СМК ДП 7.5052013 «Трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников».
OlgaMelnikovaCandidate of Economical Sciences, associate professor at the chair of economics entrepreneurship Biysk Technological Institute (branch) of the AltSTU илиBTI AltSTU, Biysk Analysis of employment satisfaction of university graduates: problems and solutionsAbstract.The article announced a problem with the adequacy of direct to universities in the analysis of graduate employment methodological toolkit. To solve the problem, we propose the designated author developed a technique of multilevel analysis of the parameters of employment.Keywords:employment, graduate satisfaction the parameters of employment.
Анализ удовлетворенности трудоустройством выпускников вуза: проблемы и пути решения
Аннотация. В статье озвучена проблема, связанная с адекватностью применяемого в вузах при анализе трудоустройства выпускников методического инструментария.Для решения обозначенной проблемы предлагается разработанная автором методика многоуровневого анализа параметров трудоустройства.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускник вуза, удовлетворенность параметрами трудоустройства.
Известно, что одним из показателей, определяющих конкурентоспособность вузана рынке образовательных услуг, выступает уровень востребованности его выпускников на рынке труда. Подтверждением отмеченномуявляется использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей/ направлений подготовки[1].Реализация указанного обстоятельства сопряжена с анализом трудоустройства выпускников вуза, базирующемся на информации городской государственной службы занятости населения (далее –«ГГСЗН»). Для анализа трудоустройства выпускников вузов используется типовая методика, предполагающая расчет показателей (таблица 1), формирующих ежегодные отчетные данные вуза в разрезе специальностей/ направлений подготовки.
Таблица 1 Показатели трудоустройства выпускников вузов
ПоказателиИндикаторы1. Выпуск специалистов (бакалавров), всего (), чел.1. Общая численность выпускников, чел.1.1 Выпуск специалистов (бакалавров), обучавшихся по дневной форме обучения (), чел.1.1 Доля , чел. в выпуске , чел.: , %2. Количество трудоустроенных (получивших направления на работу) выпускников, обучающихся по дневной форме (), чел.2. Доля , чел. в выпуске , чел.: , %3. Количество выпускников, обучавшихся по дневной форме, состоящих на учете в службе занятости (), чел.3. Доля , чел. в , чел.: , %
Подчеркнем, что согласно действующей инструкции уровень трудоустройства выпускников вуза () исчисляется по формуле:
,(1)
где –выпускники дневной формы обучения анализируемой специальности/ направления подготовки, чел.;–выпускники дневной формы обучения анализируемой специальности/ направления подготовки, состоящие на учете в ГГСЗН, чел.Получается, если в ГГСЗНне обратиться ни один выпускник, уровень востребованности будет считаться (но, отнюдь, не является) стопроцентным, а трудоустройство позиционироваться вузом как успешное.Вполне очевидно, что данный подход обладает рядом существенных недостатков:1) базируется на информации городской государственной службы занятости населения, отражая, по сути, не уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда, а преимущественно уровень социальной активности нетрудоустроенных выпускников и степень их лояльности (доверительного) отношения к ГГСЗН;2) не учитывает реальных безработных, не зарегистрированных в службах занятости населения, или зарегистрированных в коммерческих службах занятости;3) распространяется только на выпускников очной формы обучения текущего года;4) отражает количество регистрируемых в ГГСЗН на определенную дату (как правило, на 31 декабря года выпуска анализируемых выпускников);5) не позволяет разграничить трудоустройство выпускников на профильное (по полученной в вузе специальности/ направлению подготовки) и непрофильное;6) не учитывает степень соответствия трудоустройства выпускников уровню их подготовки в вузе;7) не отражает степень удовлетворенности выпускников условиями труда, т.е. успешность их трудоустройства.Следует подчеркнуть, что представленная методика носит формальный характер, поскольку основана на условном разделении выпускников на занятых () и незанятых (). Получается, что = , следовательно:
(2)
Выявленные недостатки типовой методики анализа трудоустройства выпускников вузовобусловили необходимость разработки нового подхода, базирующегося на результатах опросной статистики, предполагающего многоуровневую последовательную оценку (таблица 2): фактического, профильного и удовлетворенноготрудоустройства.Данные таблицы 2 показывают, что концептуальную основу авторского подхода составляет идея многоуровневого анализа трудоустройства выпускников. Результатом реализации каждого этапа анализа выступают соответствующие диагностируемые показатели: уровень трудоустройства (), уровень профильного трудоустройства () и уровень удовлетворенного трудоустройства (), расчет которых производится соответственно по формулам (3), (4), (5).
Таблица 2Многоуровневый анализ трудоустройства выпускников вуза
Уровень анализаПредмет анализа Диагностируемый показатель трудоустройства Информационная база Наименование показателя Условное обозначение показателяРасчетная формула1.Фактическое трудоустройствоУровень трудоустройства
(3)Результаты опросной статистики выпускников вуза(рисунок 1)2.Профильное трудоустройствоУровень профильного трудоустройства
(4)3.УдовлетворенноетрудоустройствоУровень удовлетворенноготрудоустройства
(5)
Сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников вуза представлен в таблице 3.
Рисунок 1–Структура выпускников вуза по критерию трудоустройства
Выпускники анализируемой специальности, чел.()Трудоустроенные выпускники, чел.()Нетрудоустроенные выпускники, чел.()Профильнотрудоустроенные выпускники, чел. ()Непрофильнотрудоустроенные выпускники, чел.()Успешно (удовлетворенно)
трудоустроенные выпускники, чел.()Неуспешно (неудовлетворенно)
трудоустроенные выпускники, чел.()Таблица 3 Сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников вузаАнализируемыйпараметрМетодика анализа трудоустройства выпускников ВУЗаТиповаяМногоуровневая1. Информационная базаДанные государственной городской службы занятости населения (ГГСЗН)Данные опросной статистики выпускников ВУЗа, выявленные в процессеструктурированного телефонного интервьюирования2. Процедура оценки ОдноуровневаяМногоуровневая3. Оценочные показателиУровень трудоустройства ()
Уровень трудоустройства (), уровеньпрофильного трудоустройства (), уровень удовлетворенного трудоустройства ()4. Расчетная формула оценочного показателя(6)Расчетные формулы (3), (4), (5)5. Степень формализма при реализации подходаФормальныйНеформальный6. Возможность проведения факторного анализаОтсутствуетДостаточная7. Достоверность оценкиНизкаяВысокая8. Трудоемкость оценкиНизкаяВысокая9. Затратоемкость оценкиНизкаяСредняя
Акцентируем ключевые моменты методики многоуровневого анализа трудоустройства.1. Информационную базу методики формируют данные опросной статистики выпускников вуза.2. Концептуальную основу –идея использования многоуровневого подхода, предполагающего поэтапное исследование каждой из анализируемых категорий:
выпускники анализируемой специальности/ направления подготовки;
трудоустроенные выпускники;
профильно трудоустроенные выпускники; успешно (удовлетворенно)трудоустроенные выпускники.3. Основу предлагаемой методикисоставляет алгоритм анализа трудоустройства выпускников вуза, включающий четыре взаимосвязанных блока (целеполагающий, целереализующий, аналитический и управленческий) и предполагающий последовательное выполнение 6 этапов (рисунок 2).1)Обоснованиев соответствии с заданием руководства вуза цели и задач исследования. Задание на проведение исследования оформляется в виде приказа или распоряжения руководителя (ректора, директора, проректора, зам. директора). Результатом реализации данного этапа является программа исследования, включающая описание процедуры его проведения, определение ответственных лиц, разграничение полномочий между ними и др.Отметим, что при реализации указанной процедуры огромное значение следует уделять распределению ответственности и полномочий подразделений и должностных лиц вуза при выполнении работ и мероприятий, связанных с анализом трудоустройства выпускников ВУЗа. С этой целью необходимо применять специальную матрицу (таблица 4).Так, основными исполнителями, осуществляющими анализ трудоустройства выпускников, в ВУЗе выступают специалисты службы содействия трудоустройству (или отдела маркетинга образования). Директор (начальник) данной службы (отдела) координирует деятельностью специалистов. В процессе анализа трудоустройства может осуществляться взаимодействие с различными структурными подразделениями и должностными лицами (деканатами, заведующими кафедрами, начальником и специалистами отдела кадров и др.). Основной целью такого взаимодействияявляется сбор сведений, позволяющих наиболее полно сформировать базу данных о выпускниках обследуемых специальностей / направлений подготовки.
Таблица 4 Матрица распределения ответственности и полномочий при реализации процедуры анализа трудоустройства выпускников вуза[2]
Процесс (в соответствии с процедурой анализа трудоустройства)Должностное лицоДиректор службы содействия трудоустройствуСпециалисты службы содействия трудоустройствуРекторПроректор по учебной работеНачальник отдела менеджмента качества образованияДеканыЗаведующие выпускающими кафедрамиНачальник отдела кадров1234567891. Разработка проекта программы выборочного анализа трудоустройства выпускниковОИВ
2. Утверждение программыО
ВВ
3. Проведение формального анализа трудоустройства выпускников (по данным ГГСЗН)ОИ
ВВ
4. Утверждение объема и структуры выборки респондентов для анализа трудоустройстваОИВ
В5. Корректировка базового алгоритма под программу исследованияОИ
6. Структурированный телефонный опрос респондентов ОИ
7. Определение уровня фактического трудоустройства выпускниковОИ
8. Сопоставление результатов анализа фактического трудоустройства с данными ГГСЗНОИ
9. Определение уровня профильного трудоустройства выпускниковОИ
10. Определение уровня удовлетворенного трудоустройства выпускников ОИ
11. Комплексный анализ трудоустройства выпускниковОИ
12. Составление отчета о проделанной работе, содержащего адресные рекомендацииОИ
13. Утверждение отчетаО
ВВ
Примечание: О –ответственный за процесс; В –взаимодействие при выполнении процесса; И –исполнитель процесса
Рисунок 2–Схема анализа трудоустройства выпускников вуза
2) Разработка и утверждениеопросной анкеты. Для комплексного анализа трудоустройства выпускников используется анкета, структура которой представлена в таблице 5. Таблица 5 Структура опросной анкеты выпускника вуза
Целевой блокПеречень вопросов, входящих в целевой блокПараметрические характеристики респондентов1) ФИО;2) Пол;3) Возраст;4) Базовое образование;5) Полученная специальность;6) Год окончания;7) Форма обучения;8) УспеваемостьТрудоустройство респондентов в период обучения в вузе9) Фактическое трудоустройство в период обучения в вузе10) Профильное / непрофильное трудоустройство в период обучения в вузеФактическое трудоустройство респондентов11) Фактическое трудоустройство;12) Временной лаг поиска работы по окончании вуза;13) Тактика (способы) поиска работы по окончании вуза;14) Количество мест работы, смененных по окончании вуза с выяснением причины смены места трудоустройстваПрофильное трудоустройство респондентов15) Профильное трудоустройство (по полученной в вузе специальности / направлении подготовки)Успешное (удовлетворенное) трудоустройство респондентов16) Удовлетворенность уровнем заработной платы;17) Удовлетворенность содержанием труда (функциональными обязанностями);18) Удовлетворенность взаимоотношениями в трудовом коллективе;19) Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем;20) Удовлетворенность условиями труда;21) Удовлетворенность карьерой;22) Удовлетворенность графиком работы;23) Удовлетворенность системой социальных льготОбобщенная удовлетворенность трудоустройством респондентов24) Обобщенная оценка удовлетворенности трудоустройством;25) Планы относительно смены места трудоустройства
Вполне очевидно, что представленная анкета может корректироваться под цели и задачи исследования.3)Согласование объема выборки, состава и структуры респондентов с руководством вуза.4)Проведение опроса респондентов–заполнение анкеты в соответствии с предлагаемой инструкцией.5)Обработкаданных анкетного опроса –определение показателей фактического(), профильного()и удовлетворенного()трудоустройства по формулам (3)(5):
,(3)
где ––доля трудоустроенных выпускников в общей численности анализируемых выпускников, чел.;
–общая численность анализируемых выпускников, чел.;
, (4)
где –доля профильно трудоустроенных выпускников (по укрупненной группе специальностей/ направлений подготовкиили по конкретной специальности/ направлению подготовки) в общей численности анализируемых выпускников.
,(5)
где –доля удовлетвореннотрудоустроенных выпускников в общей численности анализируемых выпускников(по результатам обобщенной оценки удовлетворенности), чел.Для более детализированной оценки предлагается оценивать удовлетворенность трудоустройством в разрезе анализируемых параметров (таблица 5, вопросы 1623) по 5балльной шкале (5 –полностью удовлетворен; 1 –не удовлетворен). Отметим, что уровень удовлетворенности трудоустройством по частным параметрам ()определяетсяпо формуле:
,(6)
где –балльная оценка iго параметра трудоустройства; 5 –эталонная оценка параметра.Интегральный уровень удовлетворенности рассчитываетсяпо формуле:
,(7)
где n–число параметров трудоустройства (в исходной опроснике данных параметров 8).6. Комплексная (абсолютноотносительная) оценкауровня трудоустройства (таблица 6): а) «абсолютная оценка» в соответствии с расчётным значением уровня трудоустройства, по результатам которой показатель трудоустройства оценивается как «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий»;б) «относительная оценка», базирующаяся на сравнении с «фоном», в качестве которого могут выступать конкретные специальности/ направления подготовки, укрупненные группы специальностей/ направлений подготовки, кафедры, факультеты, вузы. По результатам относительной оценки уровень трудоустройства может быть определен как относительно высокий, сопоставимый и относительно низкий.
Таблица 6 Комплекснаяоценка уровня трудоустройства выпускников вуза
Абсолютная оценкаОтносительная оценкаДиапазон
изменения уровня трудоустройстваКачественная градация абсолютной оценкиУровень
трудоустройства по сравнению с
«фоном»Качественная градация относительной оценкиОт 0,95 до 1,00ВысокийБольшеОтносительно высокийОт 0,80 до 0,94Выше среднегоОт 0,70 до 0,79СреднийРавенСопоставимыйОт 0,60 до 0,69Ниже среднегоМеньшеОтносительно низкийМенее 0,60Низкий
В заключение подчеркнем, что в 2013 году была проведена апробация предложенного методического инструментария, подтвердившая адекватность разработанных подходов своему предназначению.
Ссылки на источники1. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011г.№184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» –ИА "ГАРАНТ":http://www.garant.ru/.2. Документированная процедура Системы менеджмента качества БТИ АлтГТУ. СМК ДП 7.5052013 «Трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников».
OlgaMelnikovaCandidate of Economical Sciences, associate professor at the chair of economics entrepreneurship Biysk Technological Institute (branch) of the AltSTU илиBTI AltSTU, Biysk Analysis of employment satisfaction of university graduates: problems and solutionsAbstract.The article announced a problem with the adequacy of direct to universities in the analysis of graduate employment methodological toolkit. To solve the problem, we propose the designated author developed a technique of multilevel analysis of the parameters of employment.Keywords:employment, graduate satisfaction the parameters of employment.