Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических ценностей: представления студентов вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Духова Р. Л., Попова Л. В. Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических ценностей: представления студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4791–4795. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55223.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема терроризма как одна из наиболее актуальных в современном обществе. С появлением Интернета террористические идеологи получили мощный инструмент для информационно-пропагандистского воздействия на как можно более широкие слои населения. Представлены результаты пилотажного исследования, в котором приняли участие 100 человек (29 юношей и 71 девушка) в возрасте от 17 до 24 лет, являющиеся пользователями социальных сетей «В Контакте» и «Одноклассники». Респондентам предлагались авторская анкета «Терроризм в Интернете». Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности молодежи, что может быть использовано террористическими идеологами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Лариса Владимировна,преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии Южного федерального университета, г.РостовнаДонуlarisa2210@bk.ruДухова Роксана Леонидовна,студентка4 курса Южного федерального университета,г.РостовнаДонуroksusha1@rambler.ru

Интернет как средствоформирования террористическихи антитеррористическихценностей:представлениястудентов вуза

Аннотация.В статье рассматривается проблема терроризма как одна из наиболее актуальных в современном обществе. С появлением Интернета террористические идеологи получили мощный инструмент для информационнопропагандистского воздействия на как можно более широкие слои населения. Представлены результаты пилотажного исследования, в котором приняли участие 100человек (29юношей и 71девушка) ввозрасте от 17 до 24 лет, являющиеся пользователями социальных сетей «ВКонтакте» и«Одноклассники».Респондентам предлагались авторская анкета «Терроризм вИнтернете». Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности молодежи, что может быть использовано террористическими идеологами.Ключевые слова:терроризм, террористические ценности, антитеррористические ценности, студенческая молодежь.

Терроризм –явление бесчеловечное и жестокое в любых формах его проявления. Следствием являются человеческие жертвы, массовые беспорядки, разрушенные духовные и материальные ценности, на восстановление которых потребуется уделить продолжительное время. Между национальными и социальными группами возникает недоверие, злоба, убежденность в негативной направленности взглядов. Несмотря на различные причины возникновения, масштабы и интенсивность, терроризмпредставляет собой одну из самых популярных и острых проблем глобального масштаба.Любой человек может оказаться на месте жертвы террористического акта. Терроризм оказывает негативное влияние не только на общественную жизнь людей, но и на политическую и экономическую структуру государства, затрагивая тем самым все сферы деятельности страныи занижая престиж государства.В настоящее время террористические группировки –это хорошо организованные агрессивные группы людей, которые сперва возникали как спонтанные, субкультурные сообщества. Внутренняя организация достигла высокого уровня, совершенствуясь и развивая свою идеологию, оснащая технические ресурсы и способы внедрения пропаганды. Последнее стало весьма доступным с появлением СМИ и Интернета.Ведь при организации и осуществлении террористических акций организаторы стремятся донести свою идеологию в массы, широкой общественности.Известно, что терроризм давно вышел за рамки национального масштаба и стал проблемой международного характера. Он является источником эффективного устрашения и разрушения. Уровень террористической деятельности указывает на продуктивную или непродуктивную работу государства в противодействии терроризму. Опасно и пугающе, то что для большинства людей и организаций терроризм выступает всего лишь как способрешения их проблем различного масштаба. Как основной инструмент его используют люди, которые не могут достичь успеха в политической или иной сфере, быть услышанными или популярными иными методами, не несущими за собой таких серьезных негативных последствий.Нельзя не уделить внимание тому факту, что наша страна многонациональна и поэтому в ней сочетаются различные вероисповедания и культуры. Следовательно, важным является формирование антитеррористической идеологии, в частности, у молодежи, т.к.конфликты, возникающие на почве национализма, религиозной нетерпимости и вражды,несут более опасные и страшные последствия.Как отмечает И.В.Абакумова, склонность к экстремизму и терроризму современного молодого поколения России реальна и потому требует пристального внимания и изучения [1]. «Сейчас особенно важно задуматься над тем, что необходимо сделать государству, религиозным, общественным организациям для того, чтобы уберечь наших сограждан, особенно молодежь, от этой опасности. Работа с молодежью является ключевой в пропагандистских мерах», –отмечает Л.В.Попова [2].Учитывая все выше изложенное, нам представляется актуальным изучение отношения к терроризму именно молодежи –пользователей Интернета. Проблема терроризма уже долгое время стоит на уровне государственного и даже мирового масштаба. Определение терроризма трактуется различнымиисследователями по разному, поэтому требует рассмотрения данного феномена с разных сторон.Терроризм характеризуется многоликостью, т.к. онможет подразумевать под собой как разовый террористический акт, так и политическую и религиознуюнаправленность.Рассматривая термин «терроризм» в этимологическом смысле,можно отметить, что он не имеет четкого содержания. В.И.Даль говорит, что терроризм несет за собой стремление устрашать угрозами насилия и физического уничтожения. С.И.Ожегов определяет терроризм как «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения; жестокое запугивание, насилие»[3].У.Лакер пишет,что терроризм –это «незаконное использование силы против невиновных людей для достижения политических целей». Кроме того,он говорит о том, что попытки выйти за пределы этого простого определения бесполезны и бессмысленны, т.к.сам термин весьма противоречив[4].Н.В.Посохова указывает на то, что терроризм, в первую очередь, предполагает наличие насильственных вооруженных действий, но между тем было бы весьма неправильно объяснять его социальное влияние только физическими воздействиями. Намного важнее эмоциональнопсихологическое воздействие, суть которого запугивание и устрашение населения. Именно эмоциональнопсихологический компонент является тем инструментом террористов, через который они пытаются влиять на сознание людей и даже на власть. Следовательно, главное орудие подавления личности человека –это страх. Террористические акты, в основной своей массе, направлены на саморекламу с целью устрашения [5].Страны с демократическим строем наиболее благоприятны для развития терроризма, в них террористы пользуются доступностью печати для пропаганды своих взглядов и доведения устрашающих действий до общественности, возможностью «политического убежища». Великобритания является примером предоставления «политического убежища». Так,на ее территории вербуются боевики в Чечню и АльКаиду, предоставляется политическое убежище преступникам, которые находятся в международном розыске [6].Терроризм в наше время имеет тенденцию к динамичному развитию. Это обусловлено тем, что в процессе развития научного и технического прогресса техногенная среда приобретает все более сложную и в то же время уязвимую структуру. Таким образом, прогресс техники дает человеку почву для разрушения социальной, природной и технологической среды. Уровень терроризма выше там, где СМИи Интернет становятся мощнее и их роль значительна в создании общественных настроений[6]. В последнее десятилетие мы можем наблюдать рост процента информации, получаемой именно из источников информации, а не личного общения и непосредственного опыта. Именно этот факт активно используют террористические идеологи для информационнопропагандистского воздействия на как можно более широкие слои населения. Современный человек,благодаря практически всем информационным источникам,становится свидетелем смерти других людей от терактов.СМИи Интернетобеспечивают максимальное приближение виртуальной информации к непосредственно пережитой. Как отмечает Ю.В.Быховец с соавторами, «чем более полимодален опыт, тем легче он становитсяпсихологической реальностью» [7].

Говоря о терроризме,очень важным моментом являются социальные представления людей о данном феномене, их взгляды и мнения на этот счет. Также особо важны в наше время представления молодежи о формировании террористических и антитеррористических взглядов. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотреть социальные представления, природу их возникновения и то, какую роль они играют.Многие выдающиеся психологи и социологи акцентировали свое внимание и указывали на необходимость изучения представлений людей об окружающей реальности. Природа возникновения представлений и убежденность в них особенно значимы. Социальные представления –это постоянно пополняемые образы, знания, идеи, которые формируются в течение жизненного пути индивидуума путем социальных взаимодействий. Теория социальных представлений –это совокупность социальнопсихологических воззрений, включающая в себя теоретическиеположения и ряд эмпирических исследований касательно закономерностей функционирования устройств обыденного сознания в современном мире. Она разработана французским социальным психологом С.Московичи и основана на идеях Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Э.Дюркгейма, В.Вундта.Исследуя социальные представления, мы устремляемся, по С.Москвичи, к тому, что объединяет каждого человека или общество в целом с их языком и культурными универсалиями. Представления охватывают такие составляющие, как установки, мнения, информацию, образы и т.д., а они, в свою очередь, будучи структурированными и сформированными, создают определенный тип когнитивной системы.По С.Московичи, «под социальным представлением мы подразумеваем набор понятий, убеждений и объяснений, возникающихв повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций. В нашем обществе они являются эквивалентом мифов и систем верований традиционных обществ; их даже можно назвать современной версией здравого смысла. Наш подход фокусируется на том, как люди думают иосознают свою разделяемую реальность, а также на содержании их мышления»[по 8].Т.П.Емельянова пишет, что «между тем, “представления“в логике концепции изначально означало динамический социальный процесс группового конструирования социального объекта». Она обращает внимание на то, что весьма интересно говорят о социальных представлениях миролюбиво настроенные критики. В частности, Колин Фрейзер считает возможным указывать на сходства понятий социальных представлений и аттитюдов. Он считает уместным этосравнение в том категориальном наполнении, которое предали этим понятиям первоначально. Томас и Знанецкий, которые трактовали их как взгляды на окружающий мир, разделяемые социальными группами [8].Рассматривая общество и его развитие можно отметить, что существует разница между коллективными и социальными представлениями. Переход от представлений коллективных к социальным возникаетпутем изменения общества, в котором они зарождаются, а также в зависимости от социального контекста. Говоря о представлениях нашего времени,необходимо указать, что теперь социальные представления не выполняют функцию социальной интеграции, не дают гарантию того, что разделяемые мнения между людьмипридут к общему знаменателю [9].Социальные представления формируются под воздействием социальных институтов: семья, законы, социальная политика, СМИ, образование, нормы и ценности общества и т.д. Вовлечение общества в борьбу с деструктивными явлениями современного мира является возможным при знании механизма формирования социальных представлений в обществе, а так же их воздействия на жизнь общества [10].

Исходя из выше сказанного,цель исследования–изучение представленийстудентов вуза(посетителями социальных сетей) Интернета как средства формирования террористических и антитеррористических взглядов.Предмет исследования–Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических взглядов.Эмпирическим объектомисследования выступили 100человек (29юношей и 71девушка) в возрасте от 17 до 24 лет, являющиесяпользователями социальных сетей«ВКонтакте» и «Одноклассники».Результаты исследованияУчастникам исследования было предложено заполнить авторскую анкету «Терроризм в Интернете», которая выявляла Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических взглядов. Результаты исследования представлены на диаграммах1–5.

Диаграмма1.Результаты частотного анализа целенаправленного посещения респондентами сайтов террористической и антитеррористической направленности

Как видно из диаграммы1, на вопросы «Были Вы хоть раз на страницах сайта террористической/антитеррористической направленности?» респонденты ответили, в основном, отрицательно (84% и 87%). Это может говорить о том, что основного контингента посетителей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» политика в целом и терроризм, в частности, не интересует. Они заходят в Интернет для общения, игр и поиска информации, не связанной с политикой. Всего 3% заходили на сайты террористической направленности: Блог разнузданного гуманизма,Slon.ru, Israel7.ru, Блог Александра Володарского,Неофашизм.руи др.; 1% респондентов заходил на сайты антитеррористической направленности, среди них: Россия Антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму, КавказАнтитеррор, Издательство Европа. Антитеррор. Практикум для Горожанина, Спецназ России. Общественнополитическое издание Газета международной ассоциации ветеранов подразделения «Альфа», Республика Адыгея. Официальный интернетсайт исполнительных органов государственной власти, Антитеррор и безопасность. Интернетмагазин, Правоохранительный портал Кузбасса, ГУ МВД по Алтайскому краю. Алтай –наш безопасный дом, Сообщество «ФСБ –Антитеррор» и др.

Диаграмма2.Проявления антитеррористической идеологии, чаще всего встречаемой респондентами в Интернете

Как видно из диаграммы2, на вопрос «На какие проявления пропаганды антитеррористической идеологии Вы обращаете внимание?» респонденты ответили следующим образом: 61% –не обращаю внимание, 18% отметили сайты антитеррористических организаций, 13% видели ролики или изображения антитеррористического характера, 7% читали статьи, книги, цитаты, высказывания и др. текстовые формы антитеррористического толка, 1% отметили пропагадистские материалы патриотического содержания. Анализ ответов на данный вопрос подтверждает вывод на предыдущие вопросы о том, что большинство посетителей социальных сетей не особо интересуются проблемой терроризма. Но, в отличие от анализа ответов на предыдущие вопросы, можно отметить, что уже 39% (а не 1%) респондентов обращают внимание на антитеррористическую пропаганду.

Диаграмма3.Люди, чаще всего попадающие

под влияние террористической пропаганды в Интернете

Как видно из диаграммы3, на вопрос «Как Вы считаете, какие люди попадают под влияние террористической пропаганды в Интернете?» респонденты ответили следующим образом: 29% –слабые, 16% –люди с психическими заболеваниями, 12% –прочие варианты ответов, 9% –женщины и дети, 9% –жестокие, злобные, безжалостные, 9% –дети, сталкивающиеся с насилием; из неполных семей, 8% –люди с несформированными жизненными ценностями, 4% –незаконопослушные, 4% –люди, которые исповедуют ислам. Анализ ответов на данный вопрос подтверждает, что преимущественно под влияние террористической идеологии попадают слабые, безвольные, бесхарактерные, глупые, ведомые, доверчивые, наивные люди,а кроме того, люди с психическими заболеваниями.

Диаграмма4.Форма подачи материала по терроризму, которая вызовет интерес респондентов

Как видно из диаграммы4, на вопрос «Какая форма подачи в Интернете материала по терроризму заставит Вас заинтересоваться данным материалом?» респонденты ответили следующим образом: большинство респондентов (29%) отдали предпочтения видеороликам и изображениям, 22% –фильмам и тематическим передачам, примерно столько же (19%) –обсуждениям в блогах, социальных сетях, на форумах, и совсем немного (5% и 4%) –публикациям и неважно, в каком виде, лишь бы было интересно.

Диаграмма5.Меры профилактики

Как видно из диаграммы5, на вопрос «Что, по Вашему мнению, должен делать пользователь Интернета, чтобы избежать влияния террористической идеологии?» респонденты ответили следующим образом: 61% не задумывались над этим вопросом, 23% считают, что необходимо быть осторожным, бдительным, аккуратным, 9% считают, что надо сократить время пребывания в Интернете, 6% предостерегают от общения с незнакомцами и всего лишь 2% респондентов указывают важность осведомленности в вопросе террористической деятельности. Итак, можно сказать, что в качестве индивидуальных профилактических мер респонденты предлагают, в первую очередь, бдительность.В заключение можно сказать, что выполненное нами исследование базируется на ряде теоретических выводов, сделанных на основании работ, посвященных проблеме распространения террористических идей через Интернетпространство:ежегодно повышается степень организованности террористов, для достижения своих целей активно широко использующих информационные и телекоммуникационные технологии, в том числе Интернет;стихийно развивающийся и зачастую не поддающийся контролю Интернет становится источником противоправных, антиобщественных проявлений;с одной стороны, молодежь является наиболее незащищенной социальной группой в нашей стране, и именно она чаще всего попадает под влияние пропаганды террористической идеологии, с другой –именно молодежь чаще всегопользуется Интернетом, и поэтому террористическая пропаганда через Интернет направлен именно на эту возрастную группу.Исходя из вышеперечисленных теоретических положений, было осуществлено эмпирическое исследование восприятия молодежью –пользователями Интернета (посетителей социальных сетей) террористической и антитеррористической пропаганды в Интернетпространстве.Подводя его итоги, можно сделать следующие выводы.1.Большинство пользователей Интернета –посетителей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» не задумываются над проблемой терроризма.2.По мнению наших респондентов, преимущественно под влияние террористической идеологии попадают слабые, безвольные, бесхарактерные, глупые, ведомые, доверчивые, наивные люди, а кроме того, люди с психическими заболеваниями.3.Наши респонденты отдают предпочтение либо визуальным материалам (видеоролики, изображения, фильмы, тематические передачи), либо обсуждениям (блоги форумы, социальные сети), нежели статьям, книгам и т.п.4.В качестве индивидуальных профилактических мер респонденты предлагают, в первую очередь, бдительность.Таким образом, мы можем говорить о том, что выбранная нами тема для исследования, несомненно, актуальна для современной России. Результаты, полученные в пилотажном исследовании, являются «сырыми» и требуют продолжения работы в данном направлении.

Ссылки на источники1.Абакумова И. В. Психологические технологии формирования антитеррористических ценностей в молодежной среде // Российский психологический журнал. –2010. –Т.7.–№5–6. –С.23–26.2.ПоповаЛ.В. Социальная реклама как компонент формирования антитеррористических и антиэкстремистских ценностей в молодежной среде // Российский психологический журнал. –2012.–Т.9.–№4.–С.16–21.3.МусаелянМ.Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. Юридическое издательство «Норма». –Москва, 2009.–№1.–С.56–64.4.КириченкоА.А. К вопросу о понятии терроризма // Вестник Томского государственного университета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский томский государственный университет. –Томск, 2010. –№332.–С.103–106.5.ПосоховаН.В. Социальнопсихологический аспект терроризма // Общество: политика, экономика, право. –Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2011. –№2. –С.44–46.6.ШегаевИ.С. Факторы происхождения современного терроризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –Москва: Научноинформационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2013. –№112. –С.321–323.7.БыховецЮ.В., ТарабринаН.В., БакусеваН.Н. Психологически уязвимые мишени информационного воздействия терроризма // Материалы научнопрактической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики». РостовнаДону, 12–14октября 2009г. Вып.1. –М.: КРЕДО, 2009.–С.67–71.8.ЕмельяноваТ.П. Социальное представление –понятие и концепция: итоги последнего десятилетия// Психологический журнал. –2001. –Т.22.–N6.–С.39–47.9.БовинаИ.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. Институт социологии РАН. –Москва, 2010. –№3. –С.5–20.10.ПолитоваС.П. Особенности современного социального представления о личности террориста // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. –Казань, 2007. –Т.149. –№1. –С.131–143.

Larisa Popova, a teacher of the department of social psychology of the psychological faculty of South Federal University Roksana Dukhova,a student at the 4th year of the department of social psychology of the psychological faculty of South Federal University, RostovonDon The Internet as a Means of the Formationof Terrorist and AntiTerrorist values: Representations of Students of the Institute of Higher EducationAbstract.The article examines the terrorism problem as one of the most urgent in modern society. With the emergence of the Internet terrorist ideologists obtained a powerful means for the informationpropaganda influence on as many strata of the population as possible. They bring forward the results of the primary research where 100 people (29 young men and 71 girls) from 17 to 24 years took part; these were users of social networks “In Contact” and “Schoolmates”. They have offered respondents the author’s questionnaire “Terrorism in the Internet”. The obtained results show the insufficient awareness of youth that may be used by terrorist ideologists.Keywords:terrorism, terrorist values, antiterrorist values, student’s youth.