Метод проекта как средство вхождения в образовательное пространство и осуществления экологического воспитания обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батурова Н. Л. Метод проекта как средство вхождения в образовательное пространство и осуществления экологического воспитания обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 361–365. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55316.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования метода проекта при изучении предмета экологии и во внеурочной экологической деятельности. Использование метода проекта способствует воспитанию экологической культу-ры, любви к родному краю, формированию навыков коммуникативности, инициа-тивности, самостоятельности и предприимчивости
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батурова Надежда Леонидовна,учитель экологии МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгриsh15@nerungri.edu.ru

Метод проектакак средство вхождения в образовательное пространство и осуществленияэкологического воспитания обучающихся

Аннотация. В данной статье рассматривается вопросиспользования метода проекта при изучении предмета экологии и во внеурочной экологической деятельности. Использование метода проекта способствует воспитанию экологической культуры, любви к родному краю, формированию навыков коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.Ключевые слова: метод проекта, внеурочная деятельность, экологическое образование и воспитание.

Проектный метод позволяет реализовать новые подходы к образованию и внедрить в образовательный процесс максимальное количество инновационных технологий обучения.

Метод проектов –это совместная работа деятельность педагога и обучающегося, направленная на поиск решения возникшей (или поставленной преподавателем) проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения делает метод проектов привлекательным для образования.Проектная и исследовательская деятельностьдаёт возможность формировать на их основе учебнопознавательную деятельность учащихся, так как стуктурно эти виды деятельности сходны.Цель проектной деятельности: формирование системы интеллектуальных, общетрудовых, знаний, умений и навыков; развитие психических процессов; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости.Ведущие положения методики проектной деятельности основаны на:учёте особенностей личности обучающихся;связи идей проекта с реальной жизнью;изменение основной схемы взаимодействия преподавателя и обучающегося, которое предполагает субъект

объектное, равнопартнёрское учебное сотрудничество учителя и ученика;значительное повышение уровня автономности учащихся при решении личностно значимых проблем в процессе активной познавательной мыслительной деятельности.К организации проекта предъявляют следующие требования:Проект разрабатывается по инициативе детей. Тема проекта для группы обучающихся может быть одна, а пути его реализации для каждого –разные.Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся –товарищей, одноклассников, родителей, знакомых, социума в целом.Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лабораторииили иной организации.Проект педагогически значим, то есть обучающиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменение в ходе выполнения.Проекториентирован на выполнение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения ресурсы.Метод проектов состоит из последовательных этапов:формирование цели –наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Прогнозирование практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов;разработка или выбор путей выполнения проекта –использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий; определение проблематики и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы«мозговой атаки», «круглого стола» и т.д.), обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т.д.);работа над проектом –самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;оформление результатов –обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, стендовой защиты, творческих отчётов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;обсуждение результатов работы –подведение итогов, оформление результатов,их презентация, выводы, выдвижение новых проблем исследования.Проектное обучение является непрямым,и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но и групповым, где результат будетуже скоординирован совместными действиями группы учащихся.При изучении предмета экологии в 911 классах я опираюсь на краеведческий материал о Республике Саха (Якутии), Южной Якутии. Наша местность необыкновенно красива: отроги Станового хребта и Алданского нагорья, быстрые горные реки и величавая тайга,уникальные по самобытности, непередаваемой прелести уголки с первозданной якутской природой. В лесу вы можете насладиться видом сосен и лиственницы, зарослями кедрового стланика, ольхи, карликовой березки. На нехоженых тропах встречаются соболь и белка, а вчистых реках еще есть хариусы и таймени. Но это там, где еще не чувствуется хозяйственная деятельность человека. В течение многих веков у каждого народа складывались свои целесообразные отношения с окружающим миром. Северные народы глубоко чтили законы природы, а хозяйство велось так, чтобы не наносился вред окружающей среде. XXвек, век НТПи НТР нарушил

вековые ценные взаимоотношения между человеком и природой. Мы живем в XXIвеке "веке техники и отходов". Произошли непоправимые перекосы в традиционном хозяйствовании народов Севера. На территории Нерюнгринского района, в результате развития горнодобывающейугольной промышленности безвозвратно потеряны огромные пространства лучших оленьих пастбищ, на которыхкочевали местные жители эвенки, проживающие сейчас в селе Иенгра. Повсеместно сокращается видовое многообразие флоры и фауны края, теряется связь человека с природой. Результаты исследований показали, что 56% учеников нашей школы родились на якутской земле, но от естественной природы оторваны, ее особенности –уникальность, уязвимость и ранимость не понимают; как у детей, так и у родителей преобладает потребительский подход к окружающей природной среде. Вовлечение учащихся школы в экологическую, этноэкологическую, практическую и краеведческую деятельность приведет к расширению и углублению знаний детей о природе и жителях родного края, а информация об экологических проблемах заставит активнее принимать участие в природоохранной работе. Анализ социума микрорайона школы показал, что здесь велика прослойка населения, временно проживающая в домах деревянной застройки. Именно в этом квартале наблюдается не всегда экологически грамотное отношение к окружающей среде, бывают и случаи «варварского» отношения к зеленым насаждениям, захламление территории мусором. Кроме того, микрорайон школы также как и город расположен в экосистеме редкоствольнаялиственничнаятайгана мерзлотнотаежной горной почве,и для полноценного озеленения не хватает естественного чернозема, а деревья и кустарники растут медленно, сроки фенологического развития задерживаются. Наблюдения за составом воздуха, снежным покровом выявили также негативные явления в работе пиковой котельной, работе городского автотранспорта. Возникает необходимость довести до каждого жителя микрорайона информацию о необходимости бережного отношения к легко ранимой северной природе, привлечения старшеклассников школы к выявлению, обсуждению и посильному участию в решении локальных экологических проблем. Наблюдается потребительское, экологически безграмотное поведение и среди части школьников: непонимание огромной роли зеленых растений, экодизайна школы в формировании здоровья учащихся (физического, психического, нравственного). Таким образом, вооружение учащихся с1 по 11 класс основами экологических знаний, выработка навыков природосообразного поведения, привлечение к активному участию в практических делах –залог здорового образа жизни и формирования экоцентрического мышления.Проектная, исследовательская деятельность помогает повысить уровеньэкологической культуры школьников, родителей, привлечьдетей и взрослых к решению экологических ситуаций и проблем, и,как следствие, улучшение качества окружающей среды. Местный краеведческий материал является хорощим источником экологической информации, объектом исследования. Поэтому и в урочное и внеурочное время экологокраеведческая деятельность позволяет изучать особенности своего края, в результате чего накапливается богатый материал для проведения занятий по охране природы.В 911классахучащиеся изучают возможности использования человеком науки и техники в осуществлении экологически целесообразной деятельности, современное состояние окружающей среды в глобальном, региональном и локальном масштабах. Они должны уметь использовать экологические знания при решении практических задач; определять и анализировать экологические проблемы, знать пути их решения; вести практические наблюдения, исследования с целью характеристики, отслеживания экологической ситуации своей местности; ориентироваться в мире СМИ, находить и использовать экологическую информацию; вести научнопоисковую работу.

Социально значимые и экологические проекты, разработанные и выполненные обучающимися МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри№Фамилия, имя авторовТемыГде заслушивались1.Воронов Олег , 11 класс«Особенность экосистем многолетняя мерзлота»1999г, 1 место на городской олимпиаде2.Мурзина Анастасия, 10 класс«Состояние приземного воздуха по улице Чурапчинская г. Нерюнгри »2000г 1 место вгородской зкологической конференции3.Шудра Иван, 11 класс«Экологический паспорт школы»2000г1 место в городской олимпиаде4.Герасимчук Виталий, 10 класс«Экологическое состояние воды речи Амунакты»2001 год 3 место в городской экологической конференции5.Камалетдинова Гульназ, 9 класс«Скорбящий мой Вилюй»2003 годучастие в городской конференции «Шаг в будущее»6.Липина Наталья, 10 классГидрологические характеристики рек Чульман, Иенгра»2002 г3 место в городской олимпиаде7.Мирзаахметова Галина 9, 10 класс«Состояние растительности в окрестностях города Нерюнгри»2004 год 2 место в экологической олимпиаде в городе, 12 место в республиканской олимпиаде.8.Рыльщикова Кристина 11 класс«Характеристика ручья Юрский»(район золотодобычи)2005 год 1 место в городской олимпиаде.9.Русина Анастасия,9 класс«Влияние домашних животных на формирование характера младших школьников»2007 год –2 место в городской олимпиаде10.Цыванюк Дарья, 1011 класс«Бездомные животные как одна из экологических проблем городской среды обитания»20102012гг 2,3 место в районной олимпиаде по экологии11.Золотарев Евгений, 9 класс«Влияние антропогенной нагрузки на пришкольный парк»2013г 3 место в районной олимпиаде по экологии12.Широков Илья, 9 –10 класс«Защита атмосферного воздуха от загрязнения выхлопными газами автомобилей»20132014гг, 1 место в региональном этапе научнопрактической конференции «Шаг в будущее», 2014г 4 место в республиканском этапе НПК «Шаг в будущее»