Образовательная программа дополнительного образования детей "Мастер жизни"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ананьев А. С. Образовательная программа дополнительного образования детей "Мастер жизни" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55244.htm.
Аннотация. В статье описываются основные методические принципы и структура образовательной программы «Мастер жизни». Эта программа успешно реализуется в туристском отделе Дома Детского Творчества «Фонтанка-32» Центрального района г. Санкт-Петербурга. Статья адресована педагогам дополнительного образования детей всех направлений и будет особенно полезна всем педагогам, работающим со старшими подростками 13-18 лет.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ананьев Андрей Сергеевич, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дом Детского Творчества«Фонтанка32» Центрального района, г. СанктПетербургananiev.andrew@gmail.com

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастер жизни»

Аннотация. В статье описываются основные методические принципы и структура образовательной программы «Мастер жизни». Эта программа успешно реализуется в туристском отделе Дома Детского Творчества «Фонтанка32» Центрального района г. СанктПетербурга. Статья адресована педагогам дополнительного образования детей всех направлений и будет особенно полезна всем педагогам, работающим со старшими подростками 1318 лет.

Ключевые слова:логотерапия, экзистенциальный анализ, самопознание,самоопределение,саморазвитие, высшие ценности, нравственное развитие.

Идея написания и реализации данной программы возникла из педагогической практики туристского отдела ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка32» Центрального района г. СанктПетербурга. Юноши и девушки, которые успешно занимаются в течение одного года по программам «Младшие инструктора туризма» и «Спортивный туризм», ко 2му году начинают испытывать потребность в более глубоком понимании себя и определении своего жизненного пути. Включившись в яркий и насыщенный походныйобраз жизни, переняв здоровые нормы общения и ориентированные на развитие групповые ценности, тем не менее, ребята часто сталкиваются с трудностями вне туристской группы. Вершины гор и равнины повседневности тогда приходят в противоречие, и требования жизни диктуют необходимость отказаться от устремленности за горизонт... Автор программы убежден в возможности «соединить небо и землю», и данная программа по своей глубинной сути преследует именно эту цель.Целью программы «Мастер жизни» является помощь подросткам в преодолении ценностносмыслового кризиса подросткового возраста. Под кризисом здесь понимается противоречие между устремленностью подростков к высшим ценностям и идеалам и практическая неспособность осуществлять эти ценности в своей реальной жизни.Эта цель достигается за счет одновременного движения в двух направлениях. С одной стороны, поддержать «высшие устремления» подростков, а с другой –снабдить их практическим инструментарием, способным помочь справиться с реальными жизненными трудностями. Показать им всю трудность, но тем не менее возможность построения такой жизни, при которой сохраняется устремленность к высшим идеалам.Фундаментальной теоретической и практической опорой, заложенной в основании программы «Мастер жизни»,являютсяидеилоготерапииВиктора Франкла и современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Их идеи и практические разработки определяютметодические и концептуальные принципы, благодаря которым реализуется данная программа:1.Концептуальная ясность и практическое применение знаний–уверенное знание педагогом основ экзистенциального подхода в гуманитарных науках и умение показать, как эти знания соотносятся с жизнью. 2.Исследовательский подход к жизни–готовность и настроенность на то, чтобы не получать готовых ответов или знаний, а находиться в постоянном поиске, исследовании себя, другого, окружающего мира.3.Расширение смысловых горизонтов–учиться искать и устанавливать смысловые взаимосвязи в своей жизни, видеть связь настоящего момента с отдаленным будущим.4.Установка открытости к себе и к миру–необходимое условие успешного самопознания и самореализации, способность «слышать» и понимать себя, а также видеть возможности, предоставляемые ситуацией.5.Поддержка «высших устремлений»–вся воспитательная работа отталкиваетсяот естественного желания подростка реализовать в своей жизни высшие идеалы. Все методы самоисследования и развивающие технологии вторичны по отношению к этой главной ценности.6.Обращение к личностному потенциалу–в личности каждого подростка есть зерно скрытых возможностей, которое может прорасти, если уметь заметить его и создать необходимые для его роста условия.Образовательная программа состоит из трех разделов: «Самопознание», «Самоопределение» и «Самореализация». Первыйраздел программы содержит практический инструментарий, позволяющий подросткам исследовать свой внутренний мир, характер, темперамент, сильные и слабые стороны своей личности, взаимоотношения с другими людьми. Второй раздел «Самоопределение» направлен на то, чтобы актуализировать и поддержать высшие устремления подростков, показать им, что эти устремления могут быть соотнесены с конкретной жизненной реальностью. Третий раздел программы «Саморазвитие» направлен на то, чтобы помочь подросткам овладеть способностями к осознанному, целенаправленному и активному управлению своим развитием. Он предполагает ознакомление подростков с технологиями саморазвития. Здесь они получат ответ на вопрос «как стать хозяином своей жизни?», освоят не столько знания, сколько умение влиять на ход своего развития, достигая наилучших результатов. Все три раздела программы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В процессе освоения программы акцент смещается с исследования своего внутреннего мира («Самопознание») на смысловые взаимосвязи с внешним миром («Самоопределение») и опять возвращается к реализации потенциала личности («Саморазвитие»). Таким образом, в структуру программы заложена идея установления внутреннего и внешнего диалога –диалога с самим собой и с миром. Эта концептуальная идея и определяет новизну и уникальность программы «Мастер жизни». Эта же идея воспринимается автором программы, как ключевая в освоении «мастерства жизни», так необходимого подрастающему поколению.

Ссылки на источники1.Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. –Самара: Издательский дом «БАХРАХМ». 20002.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности –М.: Смысл, 20033.Лэнгле А. Person: Экзистенциальноаналитическая теория личности: Сборник статей –М.: Генезис, 20084.Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрельпресс –Эксмопресс, 20005.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 19956.Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности –М.: Смысл, 2004