О развитии творческих способностях младших школьников в процессе дидактической игры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рязанова К. Ю. О развитии творческих способностях младших школьников в процессе дидактической игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55321.htm.
Аннотация. В статье проанализировано понятие творческих способностей и представлена характеристика младшего школьного возраста, раскрыты особенности и модель развития творческих способностей младших школьников в процессе дидактической игры.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МартыноваКсенияЮрьевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmart.ks@mail.ru

О развитии творческих способностяхмладших школьников в процессе дидактической игры

Аннотация.В статье проанализированопонятие творческих способностейипредставленахарактеристика младшего школьного возраста, раскрытыособенности и модельразвития творческих способностей младших школьников в процессе дидактической игры.Ключевые слова:творческие способности, дидактическая игра, младший школьный возраст, модель, целеполагание.

Вопрос развития способностей вообще, и творческих способностей в частности, не может быть решен без определения самого понятия способности. В его исследовании можно обсуждатьнесколько аспектов.Первый аспект этоособенности развития способностей и факторов, определяющих их развитие. Здесь возникает противоречие при разрешении вопроса о соотношении таких детерминант развития способностей как наследственность и среда. Второй аспект это взаимосвязь между специальными и общими способностями. Третий аспект связан с проблемой измерения параметров развития способностей. Четвертый аспект выявляет проблему развития способностей в деятельности, (Боно Э.,[2, с. 154]).Сущетсвуютдвеосновные группы подходов к трактовке понятия способности: функциональногенетический подход и личностнодеятельностный(Вергелес Г. И., [цит. по 9, с. 112]).Основатель личностно деятельностного подхода С.Л. Рубинштейн дифференцирует способности по видам деятельности [13, с. 533]. Концепция личностно деятельностного подхода основывается на определении способностей как индивидуальнопсихологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности.Этотподход и является на сегодняшний день наиболее распространенным.

В определении же самих понятий до сегодняшнего днянет определенных критериев оценки «творческого» (некоторые подходы берут за критерий создание нового продукта, другие –реализацию человеком собственной индивидуальности, при этом возможно без создания какогото продукта);природа феномена креативность (творческость) не имеет единого объяснения; творческая способность рассматривается как врожденная (не изменяющаяся характеристика) и как динамичная трактуется(при этом развитие креативности осуществляется разными способами)[1, 4, 5].Эти расхождения не помешалиопределить творческие способности как уровневую характеристику личности,предполагающую наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность,легкость ибыстроту выполнения различных видов деятельности,другими словами творческая способность это достаточно высокий уровень развития любой способности человека. Вобщих творческих способностях выделяются четыре их вида: способность к вариативности, способность к гипотетичности в процессе решения задач,способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу.При этом способность существует только в развитии, в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Следовательно,можно заключить, что способность не возникнет без соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов, [цит. по 14, с. 20]).Развитие творческих способностей возможно лишь в процессе творческой деятельности, представляющей собой творческий процесс. Творческая деятельность это такой вид деятельности человека или коллектива, результатом которой является создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческая деятельность возникает, если имеется проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельностьвосприятия и др. (Калинина Н.В., [10,с. 286].В структуре каждой общей творческой способности, если они выступают как устойчивые характеристики личности, присутствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Таким образом, формирование любой общей творческой способности представляет собой целенаправленное развитие во взаимосвязи трех этих компонентов. Это позволит развивать способности как устойчивые характеристики, психические свойства, входящие в структуру личности человека.Целью развивающего воздействия в творческой среде является развитие индивидуальных творческих проявлений младших школьников через взаимодействие с компонентами творческой среды.Одним из инструментов творческого развития младших школьников можно отнести дидактические игры и упражнения(специально создаваемые или приспособленные для целей обучения), формирующие творческие способности и продуктивные виды деятельности. дидактические игры как.Важным моментом при подборе дидактических игр является определение предметной области знаний и умений, формулировка целей, постановка дидактических и игровых задач, разработка правил и сценария, постановка условий проведения, подготовка средств игры. Возможность и целесообразность применения дидактических игр в развивающем воспитательном процессе зависят от целей развивающего воздействия. Основные психологопедагогическиевозможности дидактических игр в развитии творческих способностей связаны с формированием у младших школьников опыта творческой деятельности, развитием и творческим применением результатов предшествующего обучения. Каждая развивающая дидактическая игра представляет собой набор задач, которые даются ребенку в различной форме: в виде модели,плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с различными способами передачи информации. Творческие задачи предлагаются в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному». Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться и, таким образом, развивать свои творческие способности. Иногда развивающие игры не должны определяться только предлагаемыми заданиями, они должны дать возможность детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также вдидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре учебная задача трансформируется в игровую задачу самого ребенка [10, с. 129].Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности. В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержательное значение, все более и более не зависящее от игры(Д. Б.Эльконин, [12,с. цит. по 220]). Необходимо стремиться к тому, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка (А.В. Запорожец, [цит. по 9, с. 75]). =Эффективным средством развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе могут служить различные игровые ситуации. Играя, детиставят перед собой творческие задачи, в решении которых они используют имеющиеся знания, разнообразные умения и навыки, выдумку, воображение, фантазию. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации творческой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия. Таким образом, игра содействует развитию творческих способностей младших школьников,подготавливая их к будущей инновационной деятельности (Долгова В.И.,[6, 7]).Игра в детском возрасте выполняет различные функции: познавательную, организационнодеятельную, импровизационнотворческую. В воспитательном процессе игра обладает огромным потенциалом для формирования готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социальнопсихологической комфортности обучения. Это проявляется в особенности получения знаний в активной нагляднодейственной форме, выходящий за пределы личного опыта младших школьников (Туник Е.Е., [14, с. 14]При этом наибольший эффект от широкого использования творчества в учебном процессе можно получить, если научиться развивать у детей творческие способности целенаправленно и систематизировано(Долгова В.И., Шумакова О.А., [9]). Только при этом условии использование творческой деятельности сможет стать основой оптимизации системы начального образования, психологически безопасной для развивающейся личности (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., [8]).Теоретическая модель представляет собой созданное на основе знаний из областипедагогики, психологии и других наук теоретическое представление об избранном для исследования объекте (Долгова В.И., [7]).Данная теоретическая модель представлена тремя последовательными блоками: диагностическим, развивающим и оценочнопрогностическим. Каждый блок подразумевает реализацию соответствующих задач, наполнен определенным содержанием, отвечающим поставленным задачам. Каждому блоку соответствуют необходимые методы реализации поставленной цели по изменению уровня развития творческих способностей младших школьников.На рисунке 1представлены этапы, задачи, содержание и методы теоретической модели развития творческих способностей младших школьников посредством дидактических игр.Рисунок 2–Модель развития творческих способностей младших школьников

На психологодидактическом уровне описания модели рассматриваются способы развития творческих способностей посредством дидактических игр в рамках теории познавательной деятельности, теории развивающего обучения. .Таким образом, вмладшем школьном возрастежизненный и психологический опыт достаточно мал и не имеет запасаготовых форм поведения и решений предлагаемых жизнью задач. Шаблонные, заученные формы поведения и мышления как результат репродуктивных форм учебной деятельности, еще не стали преобладающими в психической деятельности ребенка. Поэтому у младших школьников активно работают творческое воображение, фантазия, спонтанные механизмы творческой деятельностиипсихологу необходимо овладеть инновационными технологиями их развития.

Цель: изменить уровень развития творческих способностей младших школьниковБлоки 1 блокДиагностический2 блокРазвивающий3 блок Оценочнопрогностический





ЗадачиВыявить уровень развития творческих способностей.

Продиагностировать исходный уровень развития творческих способностей.Способствовать развитию творческих способностейОценить эффективность психологопедагогического воздействия на уровень развития творческих способностей.Выработка рекомендаций.





Содержание

привлечение школьников к участию в программе;

установление позитивных контактов сними;

заключение соглашений сродителями несовершеннолетних;

проведение первичной диагностики1. Формирование вариативности2. Формирование гипотетичности3. Формирование импровизации

анализ результатов повторной диагностики;

аналитикопрогностическая деятельность.





Методы

Изучение документального материала;

Методика «Тип мышления» в модификации Г.В. Резапкиной;

Тест Гилфорда в модификации Е. Туник;

Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торренса в редакции Матюшкина А.Н.Дидактические игры и упражнения

Методика «Тип мышления» в модификации Г.В. Резапкиной;

Тест Гилфорда в модификации Е. Туник;

Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торренса в редакции Матюшкина А.Н.



Результат: изменение уровня развития творческих способностей младших школьников в процессе дидактической игрыСсылки на источники:1.Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М.: Издво ИФРАН, 1993. 198 с.2.Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая.Мн.: 000 «Попурри», 2005.416 с.3.Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психологопедагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Издво ВВМ, 2010. 348 с.4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. I.338 с.5.Гераимчук И. М. Теория творческого процесса: Структура разума (интеллекта) : монография / И. М. Гераимчук . Киев : Издательское предприятие «Эдельвейс», 2012. 269 с.6.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие//2001. № 2. –C. 1015.7.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –

Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm8.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.9.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагогапсихолога:учебник. Москва, 2010.10.Калинина Н.В. О креативности в современных терминах // Психологический портал [Электронный ресурс]: URL:http://psysait.ru/psihologijatvorchestva/ (дата обращения: 17.09.2012).11.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / под. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2004.672 с.12.Пономарев Я.А. Психология творчества. М: Наука. 1976. 302 с.13.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.712 с.14.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.44 с.15.Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: учеб. пособие. Магнитогорск, 1991.55 с.