Психолого-педагогическая коррекция самооценки студентов колледжа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамкина С. Н. Психолого-педагогическая коррекция самооценки студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55324.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ психолого-педагогической коррекции самооценки студентов колледжа, модель психолого-педагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы и после, дан их сравнительный анализ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АбрамкинаСветланаНиколаевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

23a1246@mail.ru

Психологопедагогическаякоррекция самооценки студентов колледжа

Аннотация.В статье представлен анализ психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа,модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа,обобщенырезультатыдиагностики дореализации программы и после, дан их сравнительный анализ.Ключевые слова:самооценка, студенческий возраст, модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, программа психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа

России, взявшей курс на демократизацию общественных отношений и институтов, особенно нужны активные, социально и профессиональномобильные личности, с адекватной самооценкой и уверенностью, способные гарантировать инновационное развитие общества и повышение качества жизни в стране [1, 3, 4].На современном этапе система среднего специального и высшего образования России переживает период трансформации. В ее основе лежит гуманизация учебновоспитательного процесса, предполагающая глубокое изучение личности учащегося, заботу о его здоровье и индивидуальный подход к обучению. Основной целью образовательной программы среднеспециальных учебных заведений является вооружение студентов системой профессиональных знаний, умений, навыков и применение их на практике, однако психологопедагогическому сопровождению развитияучащихся уделяется недостаточно внимания. Между тем как психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, иметь собственную точку зрения [5, 6, 7].Социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности человека, включая его здоровье. В студенческом возрасте человек обладает определенным психологическим здоровьем, которое, изза пребывания в стрессогеннойсреде нарушается, особенно часто страдает самооценка студента. В связи с этим актуальна проблема сохранения адекватной самооценки студентов и её коррекция в случае необходимости. Сказанноеопределило выбор темы нашего исследования «Психологопедагогическая коррекция самооценки студентов колледжа».Самооценка –компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я реального", "Я идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев,Л.И.Божович, Ю.А. Борисов, У. Джемс, Ф. Зимбардо И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, А.Г.Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Н.Е.Шафажинская, Т.Шибутани и т.д. Наличие разных подходов к пониманию сущности самооценки свидетельствует о ее сложности и многогранности как психологического феномена. «Студенческий» возраст, это юношеский период развития человека (от 1415 до 1821 года), в течение которого происходит начало самостоятельной жизни. В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта.Анализпсихологопедагогических исследований [1, 2, 4, 6] позволил разработать модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, которая содержит четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционноразвивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки студентов колледжа в результате реализации программы психологопедагогической коррекции.

Рисунок1–Схемамоделипсихологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию самооценки студентов колледжа.

Теоретический блок: анализ психологопедагогической литературы, целепологание;подбор методик для проведения констатирующего эксперимента.Методы: обобщениеанализ, моделированиеДиагностический блок: проведение диагностики самооценки студентов колледжас помощью методик: опросникизучения общей самооценкиГ.Н.Казанцевой; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан.Методы: тестирование и констатирующий эксперимент.Коррекционноразвивающий блок: формирующий эксперимент, разработка и реализация программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа.Задачи программы: 1.Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.2.Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств и возможностей.3.Формирование позитивного отношения к себе. Методы, используемые в коррекционной работе:1. Сказкотерапия;2. Арттерапия;3. Игротерапия;4. Дискуссия;5. Ролевые игры;6. Психогимнастика.Аналитический блок:повторнаядиагностика самооценки студентовколледжа:опросник изучения общей самооценки Г.Н.Казанцевой; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан;анализ результатов исследования, проверка гипотезы Ткритерием Вилкоксона.Методы: тестирование, Tкритерий Вилкоксона.

Результат исследования: уровень самооценки студентов колледжа изменится или не изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции.

Исследованиепсихологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжапроводилось в три этапа: поисковоподготовительный этап; опытноэкспериментальный этап; контрольнообобщающий.1)поисковоподготовительный этап включает изучение литературы по проблеме самооценки, особенностей самооценки студентов колледжа, подбор методик с учетом возрастных особенностей и темы исследования, разработка модели психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа;2)опытноэкспериментальный этап предполагает проведение диагностикисамооценки студентов, анализ результатов, разработку и реализацию программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа.3)контрольнообобщающий этап содержит проведение повторной диагностики самооценки студентов колледжа, анализ результатов исследования, проверку гипотезы Ткритерием Вилкоксона.На разных этапах исследования нами был использован комплекс методов и методик: теоретические (анализ психологопедагогической литературы, обобщение, моделирование,); эмпирические (эксперимент, констатирующий и формирующий, тестирование по методикам: опросникизучения общей самооценкиГ.Н.Казанцевой; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан; математикостатистическая обработка (Ткритерий Вилкоксона).Висследовании приняли участие студенты ФГОУ СПО «Челябинского колледжа промышленной автоматики». Общее количество 19 студентов 113 группы,из них 5 девушек и 14 парней. По результатам диагностики поопросникуизучения общей самооценкиГ.Н.Казанцевой были получены следующие результаты: 21% (4 студента) с высоким уровнем самооценки, со средним уровнем самооценки 53% (10 студентов), с низким уровнем самооценки 26% (5 студентов).По методике нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси)выявлено, чтостудентов с неадекватно высоким уровнем самооценки студентов нет, с адекватно высоким уровнем 16% (3 студента), с адекватным уровнем самооценки 47% (9 студентов), с адекватно низким уровнем 21% (4 студента), с неадекватно низким уровнем 16% (3 студента). По методике диагностикисамооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожанвыявлено, чтостудентов с очень высоким уровнем самооценки 5% (1 студент), с высоким уровнем самооценки 21% (4 студента), со средним уровнем самооценки 42% (8 студентов),с низким уровнем 32% (6 студентов).Обобщенные результаты диагностики самооценки студентов колледжа, показывают, что студентов с высоким уровнем самооценки 26% (5 студентов), средний уровень у32% (6 студентов), студентов с низким уровнем самооценки 42% (8 студентов), низкий уровень самооценки приводит к неуверенности, робости и торможению успеха, это доказывает необходимость реализации программы психологопедагогической коррекции самооценки у студентов, с низким уровнем самооценки(рисунок2).

Рисунок 2. –Распределение уровней самооценки по результатам констатирующего эксперимента.

Цель программы: психологопедагогическая коррекция самооценки студентов колледжа. Задачи программы: 1. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.2. Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств и возможностей.3. Формирование позитивного отношения к себе.Программа психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжарассчитана на 10 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.Критерием эффективности программы является переход уровня самооценки от низкого к среднему.Психологопедагогическая программа коррекции самооценки студентов колледжа состоит из трёх блоков:1.Установочный блок программы психолого педагогической коррекции самооценки студентов колледжа.Цель: знакомство с участниками, установка психологического контакта, знакомство с целями и правилами занятий.2.Коррекционноразвивающий блок программы психолого педагогической коррекции самооценки студентов колледжа.Цель: коррекционноразвивающее воздействия, воздействующие на студента, с целью повышения самооценки.3.Обобщающий блок программы психолого педагогической коррекции самооценки студентов колледжа.Цель: подвести итоги занятий и прощание в игровой форме.После реализации программы была проведена повторная диагностика самооценки студентов колледжа по методикам:опросникизучения общей самооценкиГ.Н.Казанцевой; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан.Результаты исследования уровня самооценки студентов колледжадо и после реализации программыпо методике: опросникизучения общей самооценкиГ.Н.Казанцевой.До и после проведения коррекционной программы с высоким уровнем самооценки 12,5 % (1 студент), средний уровень до реализации программы у 25% (2 студентов), у 62,5% (5 студентов) после; низкий уровень самооценки у 25% (2 студентов) после, у 62,5% (5 студентов) до. Результаты исследования до и после реализации программыпо методике: нахождение количественного выражения уровня самооценки (С.А.Будасси).Студентов с неадекватно высоким и адекватновысоким уровнем самооценки нет; испытуемых с адекватно низким уровнем до 50% (4 студента), после реализации программы 37,5% (3 студента);до реализации программы адекватный уровень у 12,5% (1 студента), после у 37,5% (3 студентов); после реализации программы 25% (2 студента) с неадекватно низким уровнем, до 37,5% (3 студента). Результаты до и после реализации программыпо методикедиагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан.Сочень высоким и высоким уровнем до и после реализации программы нет; средний уровень был у 25% (2 студентов), после реализации программы у 37,5% (3 студентов); низкий уровень после у 62,5 % (5 студентов), до у 75% (6 студентов). Обобщенные результаты повторной диагностики до и после реализации программы, показывают, что у 100% (8студентов) низкий уровень самооценки до, а после 62,5% (5 студентов) низкий, 37,5% (3 студентов)средний уровень(рисунок 3).Рисунок 3. Распределение уровней самооценки до и после реализации целевой программы.

Для проверки гипотезы исследования о том, что уровень самооценки студентов колледжа изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью Ткритерия Вилкоксона. Были сопоставлены показатели по уровню самооценки студентов колледжа до и после реализации программы. Интенсивность сдвигов достоверно значима в направлении увеличения уровня самооценки.В процессе работыпо психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа важен принцип комплексного подхода. Коррекционноразвивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе с педагогами и родителями, поэтому для них были составлены психологопедагогические рекомендации.

Ссылки на источники:1.Александрова, З. И. Психологопедагогическая подготовка студентов колледжа как средство развития социальнопрофессиональной мобильности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Александрова Зинаида Игоревна. –СПб., 2009.285 с.2.Будасси, С.А. Способисследования количественных характеристик личности в группе[Электронный ресурс] / С.А. Будасси // Вопросы психологии. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/J87_93.htm.3.Долгова В.И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования//Научные исследования в образовании. 2010. №11. С. 1623.4.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm5.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита личности: монография. –М.: Перо, 2014. –150 с. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред.спец. учеб. завед / И.В. Дубровина. М.: ТЦ «Сфера», 2009. 528 с.6.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологиидеятельности педагогапсихолога:учебник. Москва, 2010.7.Оксанич, С. И. Психологопедагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа: автореф. дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07 / Оксанич Светлана Ивановна. Самара, 2008.221 с.