Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Котельникова
И.
А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 30. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55323.htm.
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ феномена мотивации и его развитие для достижения успеха в аспекте стрессоустойчивости личности. Раскрыты во взаимосвязи понятия «стресс», «стрессоустойчивость личности» источники и причины стресса, представлены факторы, смягчающие воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности.
Ключевые слова:
мотивация, становление личности, самоактуализация, саморазвитие, успех, достижение успеха, позитивное самоотношение
Текст статьи
Котельникова ИринаАлександровна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскepig@bk.ru
Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности
Аннотация.В статье представлен теоретический анализ феномена мотивациииегоразвитиедлядостиженияуспеха в аспектестрессоустойчивостиличности. Раскрыты во взаимосвязи понятия«стресс», «стрессоустойчивостьличности» источникиипричиныстресса, представленыфакторы, смягчающиевоздействиестрессанапсихическоеифизическоездоровьеличности.Ключевые слова:мотивация, успех, достижениеуспеха, становление личности, позитивное самоотношение, саморазвитие, самоактуализация.
Развитие мотивация достижения успеха —это вариант проявления мотивации деятельности, связанной с ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. В психологическом смысле развитие мотивации достижения успеха является своего рода «ключом» понимания этапов направленности личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, стремления к росту самооценки.Исследования развития мотивации достижения были начаты в середине XX века Д. С. МакКлелландом, который начал проводить исследование движущих сил личности —внутренних конфликтов, влечений, интересов и смог зафиксировать качественные индивидуальные различия проявления мотивации достижения успеха. Формирование, становление личности при развитии мотивации рассматривались спозиции теории научения —конструктивная и адекватная мотивация достижения складывается и развивается в связи с особенностями социализационного процесса и в решающей степени определяется спецификой социальной среды и воспитательного воздействия на развивающуюся личность, что позволяет личности противостоять стрессам. Дальнейшие исследования на ранних этапах представляли собой не целенаправленные воспитательные воздействия, а спонтанные, стихийные ранние формы деятельности достижения успеха, осуществляемые порой наперекор попыткам собственного воспитательного влияния, приводят к развитию адекватной мотивации достижения успеха. При этом работы Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена и др. показывают нам, что существуют, как минимум, три принципиальных мотивационных вектора, которые определяют характер взаимозависимости деятельностной активности и мотивации достижения успеха: индивидуальные субъективные представления о вероятности личностного успеха и сложности, предстоящей задачи ; степень значимости этой задачи и сила стремления поддержать и повысить самооценку ; склонность личности к адекватной оценке себе самой, другим людям и обстоятельствам ответственности за успех и неудачу. Следовательно, это подтверждает и весь массив наработанных, как отечественными, так и зарубежными исследователями эмпирических данных о том, что ход формирования адекватной и конструктивной в плане личностного развития мотивации достижения успеха зависит, прежде всего, от того, каким образом складывается система взаимодействия развивающейся личности в семье и в образовательных учреждениях (АбульхановаСлавская К.А., [1]).В современных условиях возросли интенсивность и напряженность жизни, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций,которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний, которые снижают успешность и качество выполнения обязанностей у людей, требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня и этоприводит к целому ряду социальноэкономических и социальнопсихологических последствий, снижение удовлетворенности, деформации личностных и характерологических качеств. Личность может себя реализовать в том случае, если сможет умело противостоять стрессфакторам, воздействующим на него в процессе развития.Развитие мотивации достижения успеха позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье, способствует повышению профессионального уровня, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка мотиваций позволяет вооружить обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стрессфакторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний в разных ситуациях жизни и деятельности.Очевидно, что устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития мотивации достижения успеха у людей достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистовпсихологов специализирующихся на психологической безопасности личности. Для этого необходимо провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей имеет важное значение для людей, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.В современной науке для описания способности личности сохранять стрессоустойчивость, адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:«устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),«стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),«устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),«эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),«моральнопсихологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),«эмоциональноволевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),Развитие мотивации достижения успеха позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях, сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.В психологическом плане срессоустойчивость отражает функциональные характеристики психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций.Таким образом, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем, проявляющейся при действии стрессфакторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности, является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его посвоему.В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость —комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].В развитии мотивации достижения успеха прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики, на основании чего стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель с основными компонентами динамической структуры личности:эмоциональной, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольнооценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.Для отражения сущности понятия стрессоустойчивости выделяют один из структурных компонентов: мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию; На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения. Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости личности. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.В психологической науке ориентацию личности на достижение успеха принято считать непременным условием ее развития, следовательно, и развития общества.На современном этапе выявлены основные психологические детерминант и критерии развития мотивации достижения успеха личности: позитивное самоотношение, конструктивное саморазвитие, ориентация на самоактуализацию; были разработаны и экспериментально апробированы представления о структуре мотивации достижения успеха; были разработаны и реализованы экспериментальные модели развития мотивации достижения успеха у личностистудентов в процессе профессионального становления ; обоснованы возможности создания эффективного гармоничного взаимодействия выделенных компонентов, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие мотивации достижения успеха у личности.Развитие мотивации достижения успеха носит генерализованный характер и рассматривается как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения успеха независимо от конкретного ее содержания. Оно оказывает взаимовлияние на следующие характеристики личности: положительное самосознание, адекватный уровень притязаний, ценностные ориентации и интервальный локус контроля.Анализ литературы по психологии позволил представить роль развития мотивации достижения успеха личности в процессе профессионального становления, а именно: определяет целенаправленный характер деятельности личноси, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту. Развитие мотивация достижения успеха является определяющим фактором в учебном процессе и профессиональном, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой.Процесс развития мотивации достижения успеха личности в единстве своей структуры и функций представлял собой интегративную способность достижения цели, основанную на осознанной соорганизации когнитивных, аффективных и поведенческих реакций.В результате комплексная психологическая программа развития мотивации достижения успеха личности формирует целостную системазнаний о себе; повышает стремление к саморазвитию, совершенствованию потенциальных возможностей ; сформирует положительное самоотношение и повышает уровень его составляющих; активизирует стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами; формирует навыки самоподдержки, саморегуляции своего поведения; повышает творческую направленность личности; закрепляет навыки целеполагания и повышает уверенность в успешном достижении своих целей.Таким образом, развитие мотивации достижения успеха, как фактор стрессоустойчивости личности способствует проявлению возможностей, раскрытию личного потенциала, самосовершенствованию и в итоге самоактуализации личности, что определяет в дальнейшем вектор инновационного развития личности.
Ссылки на источники:1.АбульхановаСлавская К.С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика 1981. с. 1945.2.Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.; Педагогика, 1975. 303с.3.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Издво «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.4.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm5.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.6.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагогапсихолога:учебник. Москва, 2010.7.Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии –1997 № 1.
Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности
Аннотация.В статье представлен теоретический анализ феномена мотивациииегоразвитиедлядостиженияуспеха в аспектестрессоустойчивостиличности. Раскрыты во взаимосвязи понятия«стресс», «стрессоустойчивостьличности» источникиипричиныстресса, представленыфакторы, смягчающиевоздействиестрессанапсихическоеифизическоездоровьеличности.Ключевые слова:мотивация, успех, достижениеуспеха, становление личности, позитивное самоотношение, саморазвитие, самоактуализация.
Развитие мотивация достижения успеха —это вариант проявления мотивации деятельности, связанной с ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. В психологическом смысле развитие мотивации достижения успеха является своего рода «ключом» понимания этапов направленности личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, стремления к росту самооценки.Исследования развития мотивации достижения были начаты в середине XX века Д. С. МакКлелландом, который начал проводить исследование движущих сил личности —внутренних конфликтов, влечений, интересов и смог зафиксировать качественные индивидуальные различия проявления мотивации достижения успеха. Формирование, становление личности при развитии мотивации рассматривались спозиции теории научения —конструктивная и адекватная мотивация достижения складывается и развивается в связи с особенностями социализационного процесса и в решающей степени определяется спецификой социальной среды и воспитательного воздействия на развивающуюся личность, что позволяет личности противостоять стрессам. Дальнейшие исследования на ранних этапах представляли собой не целенаправленные воспитательные воздействия, а спонтанные, стихийные ранние формы деятельности достижения успеха, осуществляемые порой наперекор попыткам собственного воспитательного влияния, приводят к развитию адекватной мотивации достижения успеха. При этом работы Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена и др. показывают нам, что существуют, как минимум, три принципиальных мотивационных вектора, которые определяют характер взаимозависимости деятельностной активности и мотивации достижения успеха: индивидуальные субъективные представления о вероятности личностного успеха и сложности, предстоящей задачи ; степень значимости этой задачи и сила стремления поддержать и повысить самооценку ; склонность личности к адекватной оценке себе самой, другим людям и обстоятельствам ответственности за успех и неудачу. Следовательно, это подтверждает и весь массив наработанных, как отечественными, так и зарубежными исследователями эмпирических данных о том, что ход формирования адекватной и конструктивной в плане личностного развития мотивации достижения успеха зависит, прежде всего, от того, каким образом складывается система взаимодействия развивающейся личности в семье и в образовательных учреждениях (АбульхановаСлавская К.А., [1]).В современных условиях возросли интенсивность и напряженность жизни, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций,которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний, которые снижают успешность и качество выполнения обязанностей у людей, требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня и этоприводит к целому ряду социальноэкономических и социальнопсихологических последствий, снижение удовлетворенности, деформации личностных и характерологических качеств. Личность может себя реализовать в том случае, если сможет умело противостоять стрессфакторам, воздействующим на него в процессе развития.Развитие мотивации достижения успеха позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье, способствует повышению профессионального уровня, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка мотиваций позволяет вооружить обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стрессфакторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний в разных ситуациях жизни и деятельности.Очевидно, что устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития мотивации достижения успеха у людей достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистовпсихологов специализирующихся на психологической безопасности личности. Для этого необходимо провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей имеет важное значение для людей, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.В современной науке для описания способности личности сохранять стрессоустойчивость, адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:«устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),«стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),«устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),«эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),«моральнопсихологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),«эмоциональноволевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),Развитие мотивации достижения успеха позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях, сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.В психологическом плане срессоустойчивость отражает функциональные характеристики психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций.Таким образом, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем, проявляющейся при действии стрессфакторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности, является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его посвоему.В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость —комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].В развитии мотивации достижения успеха прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики, на основании чего стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель с основными компонентами динамической структуры личности:эмоциональной, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольнооценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.Для отражения сущности понятия стрессоустойчивости выделяют один из структурных компонентов: мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию; На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения. Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости личности. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешностьнеуспешность) и как характеристики личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.В психологической науке ориентацию личности на достижение успеха принято считать непременным условием ее развития, следовательно, и развития общества.На современном этапе выявлены основные психологические детерминант и критерии развития мотивации достижения успеха личности: позитивное самоотношение, конструктивное саморазвитие, ориентация на самоактуализацию; были разработаны и экспериментально апробированы представления о структуре мотивации достижения успеха; были разработаны и реализованы экспериментальные модели развития мотивации достижения успеха у личностистудентов в процессе профессионального становления ; обоснованы возможности создания эффективного гармоничного взаимодействия выделенных компонентов, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие мотивации достижения успеха у личности.Развитие мотивации достижения успеха носит генерализованный характер и рассматривается как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения успеха независимо от конкретного ее содержания. Оно оказывает взаимовлияние на следующие характеристики личности: положительное самосознание, адекватный уровень притязаний, ценностные ориентации и интервальный локус контроля.Анализ литературы по психологии позволил представить роль развития мотивации достижения успеха личности в процессе профессионального становления, а именно: определяет целенаправленный характер деятельности личноси, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту. Развитие мотивация достижения успеха является определяющим фактором в учебном процессе и профессиональном, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой.Процесс развития мотивации достижения успеха личности в единстве своей структуры и функций представлял собой интегративную способность достижения цели, основанную на осознанной соорганизации когнитивных, аффективных и поведенческих реакций.В результате комплексная психологическая программа развития мотивации достижения успеха личности формирует целостную системазнаний о себе; повышает стремление к саморазвитию, совершенствованию потенциальных возможностей ; сформирует положительное самоотношение и повышает уровень его составляющих; активизирует стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами; формирует навыки самоподдержки, саморегуляции своего поведения; повышает творческую направленность личности; закрепляет навыки целеполагания и повышает уверенность в успешном достижении своих целей.Таким образом, развитие мотивации достижения успеха, как фактор стрессоустойчивости личности способствует проявлению возможностей, раскрытию личного потенциала, самосовершенствованию и в итоге самоактуализации личности, что определяет в дальнейшем вектор инновационного развития личности.
Ссылки на источники:1.АбульхановаСлавская К.С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика 1981. с. 1945.2.Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.; Педагогика, 1975. 303с.3.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Издво «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.4.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm5.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.6.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагогапсихолога:учебник. Москва, 2010.7.Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии –1997 № 1.