Коммуникативная компетентность личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Криволапова Н. М. Коммуникативная компетентность личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55327.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «личность» и «коммуникативная компетентность». Представлен один из подходов по проблеме коммуникативной компетентности личности разных авторов. Затронута коммуникативная проблема личности пожилого возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Криволапова Наталья Михайловна, магистрант факультетапсихологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскkrinatalika@mail.ru

Коммуникативная компетентность личности

Аннотация.Встатье рассматриваютсяпонятия «личность»и«коммуникативная компетентность». Представлен один из подходовпо проблеме коммуникативной компетентности личностиразных авторов. Затронута коммуникативная проблема личности пожилого возраста.Ключевые слова:личность, коммуникативная компетентность.

В психологии существует много определений личности. В большинстве этих определений содержатся такие признаки, как «совокупность», «система» черт (свойств), «единство», «стабильность», «социальность», «индивидуальность» (целостность, неповторимость, обособленность), наличие внутреннего«Я», автономность, творчество. Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, личность это «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»; «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и пр.». Личность образуется в результате взаимодействия организма и социальной среды. Это взаимодействие приводит к возникновению целостной организации психических свойств. Личность –это те характеристики человека, которые отвечают за согласование проявления его чувств, мышления и поведения.В контексте нашей статьи наиболее подходит определение Э.П. Утлика. Личность –это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самопознание (чувство «Я»), становится субъектом деятельности и участником социальных взаимодействий. Личность –это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается значительной устойчивостью и автономией, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом [9, с. 10].В психологическом аспектеличность рассматривается в тесном взаимодействии с деятельностью и общением. В современном обществе общению отводится важная роль в жизни и деятельности человека. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное взаимодействие. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Одновременно общение есть необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу, таким образом можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна без общения [1, с. 9].

Параллельно с проблемой общенияв психологии изучаетсяпроблема коммуникативной компетентностиличности. По мнению разных авторов, исследовавших коммуникативную компетентность личности (В.И. Долгова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, В.Н. Куницына, Л.А.Петровская, Е.В. Руденский и др.)общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В научном контексте сочетание терминов«коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальнойпсихологии (от лат. сompetens –«способный»)–способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

2В психологии понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А.Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [2, с. 12].

По определению Ю.М. Жуковакоммуникативная компетентность –это “психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”[8, с. 172].В своих исследованияхЕ.В. Руденский дает следующее определение: коммуникативная компетентность –это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоциональномотивационного, когнитивного и поведенческого.Эмоциональномотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социальноперцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.Коммуникативный потенциал –это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Коммуникативный потенциал включает коммуникативные свойства личности (потребность и отношение к способу общения) и коммуникативные способности (инициатива, активность, эмоциональный отклик и другие способности). На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения[3, с. 189].Изучая, компетентность в общении Л.А. Петровская приходит к заключению одостижениитрёхуровнейадекватности партнёров –коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем гранямихадекватности –перцептивной,коммуникативной, интерактивной [9, с. 93]. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.Коммуникативная компетентность складывается из способностей:1) давать прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;2) программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;3) осуществлять управление процессами общения в коммуникативной ситуации.Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуациинауровне коммуникативных установок.Коммуникативная установка партнёра –этосвоеобразнаяпрограммаповедения личности в процессе общения. Уровень установкиможетпрогнозироваться в ходевыявления:предметнотематическихинтересовпартнёра, эмоциональнооценочных отношений к различным событиям,отношениекформе общения, включенности партнёров всистемукоммуникативного

3взаимодействия. Это определяется в ходе изучениячастотыкоммуникативныхконтактов, типа темперамента партнёра,его предметнопрактическихпредпочтений, эмоциональных оценок форм общения [10, с. 97].

При таком подходе к характеристике коммуникативнойкомпетентностиличности Е.В. Руденский рассматриваетобщение как системно

интегрирующийпроцесс,который имеет следующие составляющие. Диагностическийкомпонент(диагностика социально–психологическойситуации в условии будущей коммуникативной деятельности,выявлениевозможныхсоциальных,социальнопсихологических идругихпротиворечий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности вобщении).Программирующий(подготовка программыобщения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанцииобщения).Организационный(организация внимания партнёров пообщению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.).Исполнительский(диагноз коммуникативной ситуации, вкоторой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации,осуществляемый по заранее осмысленнойиндивидуальнойпрограмме общения).Каждая из этих составляющих требует специальногоанализа, в рамках нашей статьи будет актуальным раскрыть коммуникативноисполнительскую составляющую. Коммуникативноисполнительскую составляющую Е.В. Руденский определяеткакмастерство личности.Коммуникативноисполнительское мастерство личности проявляется какдвавзаимосвязанных ивсё же относительно самостоятельныхумениянайтиадекватнуютеме общения коммуникативную структуру, соответствующуюцелиобщения, и умениереализоватькоммуникативный замысел непосредственновобщении, т.е. продемонстрировать исполнительскуютехникуобщения. В исполнительском мастерствеличностипроявляются многиееёнавыки, и, прежде всего навыкиэмоциональнопсихологического саморегулированиякак управление своейпсихофизическойорганикой, в результате чего личность достигает адекватного эмоциональнопсихологического состояния.Эмоциональнопсихологическая саморегуляция создаёт настрой на общение всоответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуациюобщения,это означаетперевод обыденных эмоций человекав тональность,соответствующую ситуации взаимодействия.В процессе эмоциональнопсихологической саморегуляции следует различатьтри фазы: длительноеэмоциональное «заражение»проблемой, темойиматериалами предстоящей ситуации общения;эмоциональнопсихологическуюидентификацию на стадии разработки модели своего поведенияи программыпредстоящего общения; оперативнуюэмоциональнопсихологическую перестройкув обстановке общения.Эмоциональнопсихологическая саморегуляция приобретаетхарактерцелостного и завершенного акта в единстве с перцептивными иэкспрессивныминавыками, которые также составляют необходимую частьисполнительского мастерства. Онапроявляется в умении остро,активнореагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение сучётомперемены эмоционального настрояпартнёров.Психологическоесамочувствие,эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания ирезультативности общения [10, с. 124].Рассматривая перцептивные навыки личности в процессе общения Л.А. Петровская отмечает, что онипомогаютадекватно оцениватьпсихологическийнастрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; попервомувпечатлению прогнозировать«ход» общения. Перцептивные навыкипозволяютличностис точностью оценивать эмоциональнопсихологические реакции партнёров по общению идажепрогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнутьцелиобщения.

4Экспрессивные навыки коммуникативнойдеятельностиГ.М. Андреева представляет, как систему умений, создающих единствоголосовых,мимических,визуальных, моторных, физиологических и психологических процессов.Посвоейсути это навыки самоуправления выразительнойсферойкоммуникативной деятельности.Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируетсяв течение жизнии деятельностиличности.Основу еёформированиясоставляет опыт человеческого общения. Основнымиисточникамиприобретениякоммуникативной компетентности являются: соционормативныйопытнароднойкультуры; знание языков общения, используемых народной культурой;опытмежличностного общения в непраздничной (форме)сфере; опытвосприятияискусства. Соционормативныйопыт–это основа когнитивногокомпонентакоммуникативной компетентности личности как субъекта общения.Опыт общения занимает особое место в структурекоммуникативнойкомпетентности личности. С одной стороны, он социален ивключаетинтериоризированные нормы и ценности культуры, сдругой –индивидуален,поскольку основывается наиндивидуальных коммуникативных способностяхипсихологических событиях, связанных с общением в жизниличности.Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализацииииндивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальноеразвитиечеловека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения иихсвоеобразие [10, с. 186].

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе –собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Коммуникативная компетентность являетсянеобходимымусловием успешной реализации личности.Следует отметить, что коммуникативная компетентность не является неизменным качеством в структуре личности человека, она способна развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к ее проявлению. Коммуникативная компетентность для людей старших возрастов крайне важна в современном быстро меняющемся обществе. Для того чтобы соответствовать требованиям основных сфер общественной жизни, пожилой человек должен обладать соответствующими знаниями, навыками и личностными качествами. Изучая коммуникативную компетентность пожилых людей, Баранова Л.А. выявила, что не все пожилые люди способны адекватно оценивать себя и других, конструктивно выстраивать взаимоотношения. В связи с этим некоторые проблемы взаимодействия с окружающим миром могут оказаться для пожилого человека неразрешимыми. Например, излишняя мнительность или враждебность людей старшего возраста приводит к конфликтам при общении с незнакомыми людьми в общественных местах. В ряде случаев пожилые, проживающие в семье, не могут адекватно общаться со своими родственниками изза повышенной обидчивости, придирчивости. К сожалению, не обладая коммуникативной компетентностью, пожилые люди часто замыкаются в себе, впадают в ипохондрию. Для решения таких проблем необходима выработка навыков бесконфликтного общения, умения регулировать собственные эмоции. Особое значение имеет жизненная компетентность пожилых людей. Она представляет собой способность человека на основе информации о социальной среде, социальных структурах, знания своих сильных и слабых сторон, социально одобряемых целей и ценностей, выстроить, спроектировать свой жизненный путь, рассмотреть различные варианты своего развития, реализации своих задатков, предвидеть результаты тех или иных жизненных выборов, скорректировать свои действия. Следует отметить, что жизненной компетентностью обладает каждый 5пожилой человек, однако в настоящее время она все чаще оказывается не востребованной со сторонымолодогопоколения. Люди старшего возраста перестали пользоваться должным авторитетом и рассматриваться как носители ценных, уникальных знаний, опыта, традиций [12, с.826].

Внастоящее время для решения большинства повседневных проблем пожилыхлюдей больше внимание уделяется созданию новых социальных технологий формирования и развития социальнокоммуникативнойкомпетентности людей пожилого возраста.

Ссылки на источники

1.Акопов Г.В., Акопян Л., Долгова В.И. Феномен созерцания: теоретическое и прикладное исследование//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №1. –С.2834.2.Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. –М.: Аспект Пресс, 1996. –376с.3.Бодалев А.А. Психологическое общение. –М.: Издво «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. –256с.4.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.5.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита /монография. –М.: Издательство Pero, 2014. –160с.6.Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия/монография. –М. Издательство Pero, 2014. –185с7.Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Особенности формирования рефлексивнофеноменологической компетентности выпускников магистратуры психологопедагогического направления//Человек и образование. 2014. № 1 (38). С.111 –116.8.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996. –373с.9.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Издво МГУ,1989. –216с.10.Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФАМ; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1998. –224с.11.Утлик Э.П. Психология личности. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –320с.12.Четвертые Ковалевские чтения / Материалы научнопрактической конференции 1213 ноября 2009 года / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков.СПб., 2009. –899 с.