Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селиванова М. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55326.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей школьной тревожности младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры. Показано, что использование метода глинотерапии способствует снижению уровня школьной тревожности младших школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СеливановаМарияАлександровна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», психолог МБОУ СОШ № 13, г. Копейск mari130891@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры

Аннотация.В статье представлен анализ особенностей школьной тревожности младших школьников. Раскрытамодель психологопедагогической коррекции школьной тревожностимладших школьниковв процессе лепки скульптуры. Показано, чтоиспользование метода глинотерапии способствует снижению уровня школьной тревожности младших школьников.Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, психологопедагогическая коррекция, модель, глинотерапия.

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования –внутренней позиции школьника. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее, в развитии тревожности(Андреева И.Н., [1, с. 55].В своем исследовании мы придерживаемся следующих определений: тревожность это склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (Рубинштейн С.Л., [9, с.109]; ипереживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (Прихожан А.М., [8, с.14]).Школьная тревожность –выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников (Овчарова Р. В., [7, с. 275]. Глинотерапия –это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Онапозволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует обучению новым инновационным моделям поведения(Долгова В.И., Гольева Г.Ю., [2, 3, 5].Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Т.е. лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной.МодельОпираясь на результаты теоретического исследования, была сконструирована модель психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры, которая положена далее в основу инновационной деятельности школьного психолога по названному направлению (Долгова В.И., [3]).Представим дерево целей психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковвпроцессе лепки скульптуры. Генеральная цель: Провести психологопедагогическую коррекцию школьнойтревожностимладших школьниковв процессе лепки скульптуры.1. Скорректировать поведенческий компонент школьной тревожности младших школьников.1.1. Скорректировать умение адаптироваться к школьным ситуациям стрессогенного характера1.2. Скорректировать умение выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне.2. Скорректировать эмоциональный компонент школьной тревожности младших школьников.2.1. Скорректировать позитивное отношение к сложным жизненным ситуациям2.2. Скорректировать позитивное отношение к школьной жизни.Проведенное целеполагание помогло определить поэлементный состав модели психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры.Сама модель психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры имеет сложную структуру. Мы исследовали два её компонента: поведенческий компонент иэмоциональный компонент, их содержание изменяется в зависимости от уровня: низкого, среднего и высокого.Поведенческий компонент школьной тревожностимладших школьников.1.1. Умение адаптироваться к школьным ситуациям стрессогенного характера. 1.2. Умение выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне.Эмоциональный компонент школьной тревожности младших школьников.2.1. Позитивное отношение к сложным жизненным ситуациям.2.2. Позитивное отношение к школьной жизни.Модель психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры имеет сложную структуру. В ней выделяются: поведенческий компонент и эмоциональный компонент, содержание которых изменяется в зависимости от уровня: низкого, среднего и высокого.Низкий уровень представлен отрицательным отношением к школе, отсутствием чувства необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок не стремится к занятиям специфически школьного содержания. Сопровождается реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения.Средний уровень характеризуется положительным отношением к школе при отсутствии ориентации на содержание школьной учебной действительности. У учащихся бываетприподнятое настроение, но легко могут расстроиться, их тревожат возможные школьные трудности, но они не принимают их близко к сердцу.Высокий уровень показывает, что у учащихся преобладает позитивное отношение к школе. Благоприятные отношения в коллективе одноклассников, а так же с учителями. Не испытываются затруднения в ситуациях проверки знаний, преобладает мотивация на успех.МетодыТеоретические: анализ психологопедагогической литературы по изученной проблеме, обобщение.

Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, анкетирование, беседа, тестирование по методикам: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), метод незаконченных предложений (В.Ф. Петренко); Статистические: метод математической обработки эмпирических данных «критерий Т. Вилкоксона».В исследовании участвовали 8 человек с высоким уровнем школьной тревожности по результатам констатирующего эксперимента изних 4 мальчика и 4 девочки.РезультатыПервой была проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Результаты диагностики отображены на рисунке 1.

Рисунок 1–Распределение результатов по методике диагностики школьной тревожности Филлипса до и после проведения программы коррекцииУсловные обозначения:1 –фактор 1 –«Общая тревожность в школе»; 2 –фактор 2 –«Переживание социального стресса»; 3 –фактор 3 –«Фрустрация потребности в достижении успеха»; 4 –фактор 4 –«Страх самовыражения»; 5 –фактор 5 –«Страх ситуации проверки знаний»; 6 –фактор 6 –«Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»; 7 –фактор 7 –«Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»; 8 –фактор 8 –«Проблемы и страхи в отношениях с учителями».

Обсудим каждый фактор в отдельности.Фактор 1 –«Общая тревожность в школе»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, один респондент (12,5%) имеет высокий уровень тревожности и 7 респондентов (87,5%) имеют повышенный уровень тревожности, замечено, что нормальный уровень тревожности не наблюдается.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 6 человек (75%) имеют повышенный уровень тревожности и 2 человека (25%) –нормальный уровень тревожности, высокие показатели тревожности отсутствуют.Фактор 2 –«Переживание социального стресса»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 5 респондентов (62,5%) имеют повышенный уровень тревожности и трое учащихся (37,5%) имеют нормальный уровень тревожности, замечено, что высокий уровень тревожности не наблюдается.После проведенияпрограммы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 4 человека (50%) имеют повышенный уровень тревожности и 4 человека (50%) –нормальный уровень тревожности, высокие показатели тревожности отсутствуют.Фактор 3 –«Фрустрация потребности в достижении успеха»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 респондента (37,5%) имеет повышенный уровень тревожности и 5 респондентов (62,5%) имеют нормальный уровень тревожности, замечено, чтовысокий уровень тревожности не наблюдается.12,5%0,0%0,0%37,5%37,5%37,5%62,5%0,0%0,0%0,0%0,0%12,5%12,5%12,5%25,0%0,0%87,5%62,5%37,5%50,0%62,5%37,5%12,5%37,5%87,5%50,0%12,5%37,5%87,5%50,0%50,0%0,0%0,0%37,5%62,5%12,5%0,0%25,0%25,0%62,5%12,5%50,0%87,5%50,0%0,0%37,5%25,0%100,0%0%20%40%60%80%100%1234567812345678Количесво испытуемых (%)До ПослеФакторы тревожностиВысокий уровень тревожностиПовышенный уровень тревожностиНормальный уровень тревожностиПосле проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 1 человек (12,5%) имеет повышенный уровень тревожности и 7 человек (87,5%) –нормальный уровень тревожности, высокие показатели тревожности отсутствуют.Фактор 4 –«Страх самовыражения»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 респондента (37,5%) имеет высокий уровень тревожности, 4 респондента (50%) имеют повышенный уровень тревожности и 1 респондент (12,5%) имеет нормальный уровень тревожности.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 1 человек (12,5%) имеет высокий уровень тревожности, 3 человека (37,5%) имеют повышенный уровень тревожности и 4 человека (50%) –нормальный уровень тревожности.Фактор 5 –«Страх ситуации проверки знаний»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 респондента (37,5%) имеют высокий уровень тревожности и 5 респондентов (62,5%) имеют повышенный уровень тревожности, замечено, что нормальный уровень тревожности не наблюдается.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, один человек (12,75%) имеет высокий уровень тревожности и 7 человек (87,5%) –повышенный уровень тревожности, показатели нормальной тревожности отсутствуют.Фактор 6 –«Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 респондента (37,5%) имеют высокий уровень тревожности, 3 респондента (37,5%) имеют повышенный уровень тревожности, и нормальный уровень тревожности наблюдается у 2 респондентов (25%).После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 1 человек (12,5%) имеет высокий уровень тревожности, 4 человека (50%) –повышенный уровень тревожности, нормальный уровень тревожности имеют 3 человека (37,5%).Фактор 7 –«Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 5 респондентов (62,5%) имеют высокий уровень тревожности и один респондент (12,5%) имеет повышенный уровень тревожности, нормальный уровень тревожности имеют 2 респондента (25%).После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 2 человека (25%) имеютвысокий уровень тревожности, 4 человека (50%) –повышенный уровень тревожности, нормальный уровень тревожности наблюдается у 2 человек (25%).Фактор 8 –«Проблемы и страхи в отношениях с учителями»: до проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 респондента (37,5%) имеют повышенный уровень тревожности и 5 респондентов (62,5%) имеют нормальный уровень тревожности, замечено, что высокий уровень тревожности не наблюдается.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 8 человек (100%) имеют нормальный уровень тревожности. Высокие и повышенные значения школьной тревожности отсутствуют.Следующей проведена проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). Результаты диагностики отображенына рисунке 2.

Рисунок 2–Распределение результатов по проективной методике диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) до и после проведения программы коррекции

Как видно из рисунка 2, уровень школьной тревожности представлен в виде двух шкал: высокая школьная тревожность и нормальная школьная тревожность. До проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 8 респондентов (100%) имеют высокую школьную тревожность.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 3 человека (37,5%) имеют высокую школьную тревожность, а 5 человек (62,5%) –нормальную школьную тревожность.На заключительном этапебыл проведен метод незаконченных предложений (В.Ф. Петренко). Результаты диагностики отображены нарисунке 3.

Рисунок 3–Распределение результатов по методу незаконченных предложений (В. Ф. Петренко) до и после проведения программы коррекцииКак показано на рисунке 3, уровень тревожности в школе представлен двумя шкалами: высокой уровень тревожностии нормальный уровень тревожности.До проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 8 респондентов (100%) имеют высокий уровень школьной тревожности.После проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности у младших школьниковиз восьми испытуемых, 6 человек (75%) имеют 100,0%37,5%0,0%62,5%0%50%100%Количество испытуемых (%)До ПослеУровни школьной тревожностиВысокая школьная тревожностьНормальная школьная тревожность100,0%25,0%0,0%75,0%0%20%40%60%80%100%Количество испытуемых (%)До ПослеУровни школьной тревожностиВысокий уровень тревожностиНормальный уровень тревожностивысокий уровень школьной тревожности, а 2 человека (25%) –нормальный уровень школьной тревожности.В завершениианализа результатов по всем методикам была реализована математическая обработка данных с помощью Т критерия Вилкоксона для оценки между двумя выборками по уровню школьной тревожности до и после проведения программы психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры. Где мы получили альтернативную гипотезу, т.е. уровень школьной тревожности после реализации программы коррекции достоверно отличается от уровня тревожности до реализации программы коррекции.ВыводыОсобенностями проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста являются эмоциональное переживание, беспокойство, неуютность и неуверенность за свое благополучие.Закрепление и усиление школьной тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности.Разработка и последующая апробация модели психологопедагогической коррекции школьной тревожности младших школьниковв процессе лепки скульптуры показала, что все основные характеристики –компоненты (поведенческий и эмоциональный) и уровни (высокий, средний и низкий) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.

Ссылки на источники:1.Андреева И. Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект). Бобруйск, 2008. 303 с.2.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –

Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm3.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.4.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагогапсихолога:учебник. Москва, 2010.5.Долгова В.И.Инновационная культура: сущность и составляющие//2001. № 2. –C. 1015.6.Некрасов С.И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники. Орел: ОГУ, 2010.

289 с.7.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2004. 448 с. 8.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 2001. №2.С. 1718.9.Рубинштейн С. Л. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Прогресс, 1970. 290 с.