(Вирджиния Сатир, американский психолог)
Культура! Как часто произносим мы это слово. Но что вкладывается в это понятие? Что под ним подразумевается? Один, говоря о Культуре, укажет на науку, движущую человечество на пути к знанию, другой - на искусство, утончающее наши чувства. Укажут и на религию, и на философию. Так можно перечислять разные грани Культуры, аспекты различной высоты совершенства и гармонии. К одной из таких ярких граней мы с уверенностью относим и педагогику, как науку о воспитании, науку о формировании культуры личности и культуры народа. И, чтобы не отстать от времени, удовлетворяя потребностям Культуры, педагогическая наука должна постоянно культивироваться, развиваясь и совершенствуясь, в рамках своих, присущих ей, принципов и закономерностей.
Одним из основополагающих педагогических постулатов является принцип единства воспитательных воздействий. Именно этот принцип, призванный объединить всех потенциальных субъектов воспитания, должен лежать в основе процесса воспитания и формирования личности. Без него, педагогический процесс, по большому счёту, просто не состоятелен. С точки зрения его практического приложения можно с уверенностью утверждать, что принцип един, но способы его реализации могут существенно различаться. В соответствии с этим основополагающим принципом, весь воспитательный потенциал в педагогике, все педагогические усилия, должны являть собой единый механизм, единую сферу, единое пространство воспитания. Это явление, как процесс, должно иметь своё начало, своё место отправления. Поиск отправной точки, руководствуясь мудростью «чем раньше - тем лучше», - приводит нас в совсем еще новую для науки, открытую выдающимся русским учёным В.И. Вернадским, область - сферу наших мыслей, нашего разума - в ноосферу. [1]
Наверное, ни для кого не является секретом, что любое творчество начинается с мыслей – идей. В связи с этим, логично предположить, что процесс формирования личности, как процесс высшего творчества двух жизненных начал, мужского и женского, начинается не в момент рождения - появления на свет нового человека, как принято считать, и даже не в момент биологического зачатия, а гораздо раньше - в момент возникновения первых мыслей о нем, когда молодые люди, будущие родители, мечтают о семье, о детях, о своём будущем. Во многом от качества состояния их сознания, от качества состояния их мышления будет зависеть и качество зарождающейся новой жизни - нового человека.
Известный мыслитель С.Н. Рерих – основоположник школы имени Шри Ауробиндо в Индии, по этому поводу писал: «Самая главная задача в воспитании - ясно представлять этого более совершенного человека». [2] Ясно представлять, значит ясно мыслить, иметь вполне определенную мысленную форму или мыслеобраз того, каким должен быть этот будущий человек. Именно с замысла - дать жизнь новому, вполне конкретному живому существу, и должен начинаться процесс формирования будущего человека, а затем продолжаться в пренатальном (эмбриональном) периоде, когда ребёнок находится в ещё утробе матери, а после - традиционно, - во все остальные периоды развития ребенка. Наравне с другими качествами, которые обычно присущи человеку, - в процессе воспитания, в процессе формирования личности, начиная с самого раннего возраста, в ребенке должно формироваться качество родительства, чувство осознанной ответственности за будущее поколение. Это необходимо для того, чтобы в назначенный срок, став родителем, он уже сам, осознанно, с чувством ответственности за качество новой жизни, новой семьи, приступил бы к своим родительским обязанностям, обязанностям воспитания и формирования личности уже своего ребенка, в составе своей семьи. Такой родитель, вполне осознанно приложит усилия к тому, чтобы способствовать закладке подобных качеств ответственности за будущее поколение и у своих детей. И так, этап за этапом, поколение за поколением, будет улучшаться, совершенствоваться процесс зарождения и формирования личности.
На начальном этапе процесса формирования осознанного и компетентного родительства, помощь молодым людям планирующим вступить в брак и создать семью - будущим родителям, в специально созданных для этой цели молодёжных клубах, могут оказывать различные специалисты: педагоги, психологи, работники культуры и социальные работники. Клубы, с целью выполнения подобных задач, могут создаваться при учреждениях образования и культуры, при ЗАГСах и даже в организациях по месту работы.
В дальнейшем, в семье, после зачатия новой жизни, когда ребёнок в пренатальном состоянии уже проявит первые признаки жизни, работа с молодыми семьями может продолжаться в специально созданных организациях (клубы и пр.) пренатального воспитания, с применением инновационной технологии д.м.н., профессора М.Л. Лазарева. [3] И это до появления малышей на свет, до их рождения в этот мир. Такой подход не только пролонгирует воспитательный процесс, но и существенно повлияет на его качество, позволяя организовать процесс формирования личности нового человека на самых ранних этапах его развития.
С момента появления на свет малышей, методика сопровождения молодой семьи меняется. Поэтому, следующий этап воспитательного процесса - работа с семьями: родителями и их детьми до 1,5 лет, не охваченными учреждениями дошкольного образования и от 1,5 до 7 лет, посещающими эти учреждения, и получающими там всё необходимое для их гармоничного развития. Для этого, в специально созданных на базе детских садов «школах для родителей с детьми», по вопросам здоровьесбережения, развития и воспитания детей, гармонизации семейных отношений, организуется работа с привлечением специалистов различных сфер: здравоохранения, культуры, образования и пр. специалистов. Это позволит объединить усилия различных социальных институтов уже на самом раннем этапе формирования личности, оказывать молодым семьям медицинскую, социальную - правовую и психоло - педагогическую поддержку, создавать базовую платформу для дальнейшего качественного развития личности детей.
На следующей ступени развития ребёнка - в школе, к нему, как к учащемуся, предъявляются уже новые, более высокие требования. Почти всегда школьная жизнь сопряжена с увеличением физических и психических нагрузок. С тем, чтобы ребенок смог их выдерживать, не растрачивая своего физического здоровья, процесс его образования обязательно должен проходить в рамках здоровьесберегательных образовательных технологий, позволяющих максимально оберегать детское здоровье. Особое место здесь отводится одной из лучших в стране – здоровьесберегающей образовательной технологии АСРС д.м.н., профессора В.Ф. Базарного. [4]
Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала личности на этом этапе складывается на основе гуманно - личностного подхода в педагогике предложенного доктором психологии, профессором Ш.А. Амонашвили.
Совмещение этих инноваций в образовании позволит активизировать, как физические резервы организма ребенка, так и его интеллектуальные и духовные способности и возможности. Обучение в режимах здоровьесбережения и гуманной педагогики особенно важно в период начального этапа образования, в период становление жизненно – важных систем организма и духовно – нравственной сферы ребёнка. На данном этапе, а также на всех последующих этапах школьного образования, должна продолжаться и работа с родителями, т. к. родительский контингент в массе своей, чаше всего, бывает неподготовлен к воспитательной работе со своими детьми. Это работа по повышению необходимого для родителей уровня компетентности и педагогических навыков, с целью сопровождения детей может осуществляться в созданных, теперь уже на базе образовательных учреждений: «Школах для родителей», «Родительских университетах» и т.п. с привлечением специалистов других ведомств: медицинских, правовых, социальных и прочих структур в соответствии поставленными проблемами.
Для решения вопросов дальнейшего духовно-нравственного воспитания учащихся, на ступени основного и среднего образования, может быть предусмотрена реализация курсов, позволяющих формировать духовно – нравственные основы семьи. К ним можно отнести курсы: «Этика и психология семейной жизни», «Духовно-нравственные основы семьи», «Школа для будущих родителей», «Мой выбор», «Этика и эстетика», «Основы пренатальной педагогики», «Педагогика культуры» и другие, уже известные или авторские курсы, на тему семейного и духовно – нравственного воспитания учащихся. Подобные курсы, но адаптированные уже на следующую образовательную категорию – студентов, могут реализоваться в структурах НПО, СПО и ВУЗах. Например, такие курсы как: «Основы гуманной педагогики», «Педагогика Культуры», «Основы здоровьесберегающей технологии д.м.н. В.В. Базарного» могут преподаваться, - в СПО и ВУЗах педагогического профиля, а «Основы пренатальной педагогики» наравне с педагогическими ОУ, - в учреждениях послешкольного образования медицинского профиля. Так завершится этап долгого процесса семейного воспитания когда молодые люди, бывшие дети, и подростки, подходят к моменту подготовки планирования и создания своей собственной семьи и рождению своих детей.
Таким образом, совокупность межведомственных: культурных, психолого-педагогических, медицинских, правовых воздействий, совершив «круг», - возвращается к своему истоку, охватив собой целое поколение детей, подростков и молодежи. И теперь уже новое поколение, более подготовленное к родительству, попадает в сферу влияния следующего цикла, следующего «витка спирали» процесса формирования личности и семейного воспитания.
Молодые люди, прошедшие процесс своего формирования: с момента появления мыслеобраза, затем пренатального (эмбрионального), перинатального, дошкольного, школьного, а затем и после школьного образования, до момента создания своей собственной семьи, будут уже более подготовленными и процесс родительства станет для них процессом не отвлечённым, протекающим на бессознательном, бесконтрольном уровне, как это можно наблюдать в большинстве случаев в настоящее время, а процессом более осознанным. Уровень подхода к решению задач воспитания подрастающего поколения у этих молодых родителей будет уже совершенно иной: осознанный и более компетентный. А это значит, что планирование будущих семей, воспитание и формирование подрастающего поколения, реализация семейных отношений будет происходить совсем по-иному, более осознанно и более ответственно.
Как уже говорилось выше, данный межведомственный подход в воспитании является инновационным, а значит и требует иного осмысления, инновационных программ и технологий. Вышеизложенные инновационные составляющие: ноосферное образование и пренатальное воспитание, родительские школы и здоровьесбережение в образовании, гуманно – личностный подход в педагогике и педагогика культуры, этические основы семейного воспитания и нетрадиционные методы работы с родителями и есть ни что иное, как педагогика формирования культуры – инновационная гуманная педагогика – педагогика будущего.
Реализация вышеизложенной концепции, инновационной по своей сути, требует от педагогов иного, не традиционного подхода, расширения сознания, повышения педагогической компетентности, педагогической культуры, формирования новых педагогических представлений всех участников процесса ее реализации.
С учетом такого подхода к формированию семьи возникает актуальная необходимость подготовки новых или переподготовки прежних психолого-педагогических кадров, призванных составить основу всей когорты субъектов воспитания в процессе реализации данной концепции. В связи с этим возникает актуальная необходимость создания структуры переподготовки вышеуказанных и иных кадров – субъектов реализации концепции. В основу деятельности такой структуры должна лечь работа по освоению новых инновационных разработок, программ, подходов, о которых уже говорилось выше. Такая работа носит как объединяющий характер, объединяя специалистов самых разных сфер, так и инновационно-образовательный, повышающий творческий потенциал и профессиональный уровень участников процесса, расширяющий их педагогическое сознание, увлекающий их в новые, более совершенные сферы педагогического мастерства.
Создавая единую сферу воспитания, единое воспитательное пространство нельзя забывать и преемственности между различными этапами или ступенями воспитательного процесса. К глубокому сожалению, эта проблема остро существует в современном подходе к воспитанию, внося еще больший дисбаланс в систему образования. Реализация данной концепции решает эту проблему воспитания, объединяя все его этапы, обеспечивая плавный, гармоничный переход между ними, между моментом рождения, детским садом, школой и после школьным образованием. И это еще один штрих к предлагаемому портрету, портрету процесса формирования личности.
Перспектива представленного выше алгоритма объединенных усилий в процессе реализации более качественного подхода к воспитанию видится в вовлечении в процесс формирования как отдельной семьи, так и отдельной личности, разных структур общества, в формировании системы межведомственных связей, в создании единого воспитательного пространства, единой сферы воспитательных воздействий всех потенциальных субъектов воспитания. Особенно важным видится решение проблем разъединения и противоречий известного «треугольника»: родитель - ребенок - педагог. Вовлечение их всех в общие процессы дают импульс к решению данной проблемы тоже.
Одной из очень важных особенностей предложенной концепции является приобретаемый ею вид «бесконечной спирали», где каждый следующий её этап воспитательного процесса, выходит из предыдущего, а общий процесс цикличен и направлен в бесконечность. Такая «спираль» разворачивается по нарастающей, выводит его каждый раз на новый, еще более высокий уровень своего развития.
Принцип «бесконечной спирали» заложен в основание всех космических процессов, в том числе и процессе развития человечества. Это основополагающий принцип цикличности любого развития в космосе, во Вселенной. Единство действий, цикличность и бесконечность реализации и развития с выходом, после каждого этапа, на новый, более высокий, уровень, придает данной концепции особую гармоничность и эволюционную привлекательность.
Организованный таким образом процесс формирования у подрастающего поколения осознанного и компетентного родительства, на основе этико-культурного компонента, повторяется, каждый раз, но уже на более высоком родительско - педагогическом уровне.
Таким образом, от поколения к поколению, будет расти уровень семейной культуры. И как результат, - с учетом того, что семья – ячейка общества, будет возрастать и уровень культуры общества в целом. Так будет утверждаться в нашей жизни бесконечный принцип совершенствования процесса формирования духовно – нравственной личности и Семьи высокой Культуры. Такой подход может явится одним из новых путей оздоровления личности и семьи, оздоровления общества и выхода его из духовно – нравственного тупика.
Представленная Концепция не выглядит отвлеченной, оторванной от реальной действительности и не является голыми фантазиями группы лиц. Она прошла рецензирование в Международном Центре Гуманной Педагогики и в Департаменте образования Правительства Кировской области. И уже имеется прецедент вполне конкретной реализации ее элементов. Представленная концепция легла в основу Комплексной социальной межведомственной программы «Возрождение». В 2007 году эта «Программа» была утверждена Думой Омутнинского района с конкретным сроком реализации и с бюджетом около полумиллиона рублей. В настоящее время Программа закончила свою работу и имеет вполне конкретные результаты. Отдельные элементы программы продолжают работать за пределами сроков ее реализации.
Отражая межведомственный характер, в программе было сконцентрировано около 20 локальных проектов или подпрограмм. Практически все они носят инновационный характер. К ним относятся авторские проекты: «Основы пренатальной педагогики», «Педагогика культуры», «Пренатальный Центр», ВТК «Союз учительских сердец» и др.
Как известно, жизнь не стоит на месте, а поколение за поколением, движется вперед. С тем, чтобы это процесс развития общества был действительно эволюционным, а не устремляющим его в обратном направлении, в педагогическую науку необходимо вносить серьезные изменения. В чем-то реставрировать ее, в чем-то корректировать, а в чем-то и кардинально изменять подходы к воспитанию и формированию, как личности, так и семьи в целом. И первое, что необходимо сделать, это восстановить в ней наиважнейший, основополагающий, но утраченный сегодня педагогический принцип единства воспитательных воздействий. Он должен вновь восторжествовать и занять свое главенствующее место в педагогике. Это, хотя и нелегко, но вполне реально. И практика это успешно подтверждает.
Необходимо только все вновь осмыслить, осознать и приложить надлежащие усилия. Но подойти к этому нужно уже с позиций новой реальности, с позиций нового времени, учитывая современные открытия в гуманитарной сфере.
Список литературы
1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие /, М.: Знание; - 1979 – 311 с
2.Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк. – 2004. – 330 с: 149 ил.
3.Лазарев М.Л. Мамалыш. Рождение до рождения / М.: ООО "Издательский дом "Кодекс", 2009. – 551 с
4.В.Ф. Базарный. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. / М.: Хронос. – 2004. – 124 с.